17 февраля 2022 года
Пресс-релиз о работе двадцать четвертой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва
17 февраля 2022 года в городе Йошкар-Оле под председательством А.В. Смирнова состоялась двадцать четвертая сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.
В ее работе приняли участие: сенатор Российской Федерации С.А. Мартынов, члены Правительства, должностные лица Администрации Главы Республики Марий Эл, руководители и представители ряда территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Марий Эл, Центральной избирательной комиссии, Государственной счетной палаты, Общественной палаты, Объединения организаций профсоюзов Республики Марий Эл, журналисты региональных СМИ.
В соответствии с повесткой дня в ходе сессии рассмотрено 14 вопросов. (Повестка дня сессии прилагается.)
В начале заседания состоялось голосование по 13 кандидатурам, выдвинутым некоммерческими организациями, в новый состав Общественной палаты Республики Марий Эл. Из них 11 утверждены членами Общественной палаты: Александров Эдуард Васильевич – член Межрегионального общественного движения марийского народа; Андрианов Юрий Семенович – член Союза "Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл"; Вершинин Сергей Андреевич – директор Союза лесопользователей Республики Марий Эл; Деревянко Наталья Аркадьевна – член Регионального отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" Республики Марий Эл; Жубрин Алексей Анатольевич – член первичной профсоюзной организации АО "Марийский машиностроительный завод" профсоюза работников радиоэлектронной промышленности; Красильников Алексей Владимирович – член Региональной общественной организации ветеранов-пограничников Республики Марий Эл "Застава"; Кузнецов Святослав Павлович – генеральный директор Ассоциации Саморегулируемой организации "Гильдия строителей Республики Марий Эл"; Одинцов Александр Михайлович – член Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России"; Саватеев Андрей Юрьевич – член Регионального объединения работодателей Республики Марий Эл "Союз Агропромобъединение Республики Марий Эл"; Санникова Татьяна Валерьевна – заведующая отделом по экономическим вопросам и социальным гарантиям Союза "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл"; Соловьева Наталия Германовна – член Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" в Республике Марий Эл.
Подавляющее большинство принятых на сессии нормативных правовых актов направлено на приведение республиканских законов в соответствие с федеральными.
Внесены изменения в законы, связанные с организацией на территории Марий Эл референдумов разных уровней. В частности, коррективы касаются регулирования проведения агитации, в том числе в сети "Интернет", количества используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования (может быть увеличено, но не более чем на 2 переносных ящика). Уточняются нормы о периоде агитации при голосовании в течение нескольких дней подряд (запрет на проведение агитации по вопросам референдума не распространяется на день, предшествующий дню голосования). Расширяется перечень организаций, которые не вправе участвовать в кампаниях референдума.
В связи с передачей Пенсионному фонду России полномочий по назначению и выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью органы местного самоуправления республики законодательно освобождаются от исполнения данных функций.
На реализацию норм федерального законодательства направлен и принятый сегодня новый Закон "Об организации и осуществлении мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения". Нормативным актом регулируются отдельные отношения, связанные с осуществлением мероприятий по оказанию помощи лицам в состоянии опьянения, включая создание специализированных организаций. Разграничены полномочия органов государственной власти Марий Эл в данной сфере. Специализированные бюджетные учреждения будут создаваться за счет средств республиканского бюджета, конкретный объем затрат и источники их финансирования будут определены при непосредственном принятии решения об их создании.
Ряд изменений внесен в Закон "О защите населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В частности, перечень сведений, о которых органы государственной власти, местного самоуправлениями и организации оперативно и достоверно должны информировать население, дополнен сведениями о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС. Из перечня полномочий Правительства Марий Эл исключено полномочие по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и республиканского характера, так как указанное полномочие возложено на комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов России. Согласно принятым изменениям резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно органами государственной власти республики, органами местного самоуправления и организациями. Порядок создания и использования резервов, восполнения использованных средств определен федеральным законом.
В Законе "О регулировании отношений в области градостроительной деятельности в Республике Марий Эл" прописаны положения о необходимости учета региональных нормативов градостроительного проектирования при подготовке проекта схемы территориального планирования Республики Марий Эл, отображения в нем видов объектов регионального значения в области энергетики. Уточнены также наименования объектов местного значения в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, подлежащих отображению в документах территориального планирования муниципальных образований.
Внесены изменения в два республиканских закона в области муниципальной службы. Так, расширяются возможности Собрания депутатов муниципального района принимать решение о введении должности Руководителя аппарата Собрания депутатов. В новой редакции излагается Положение о порядке заключения договора о целевом обучении между органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения муниципальной службы.
На основании предложений органов местного самоуправления из вопросов местного значения сельских поселений исключено осуществление муниципального лесного контроля и муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. Указанные виды муниципального контроля будут осуществляться соответствующим муниципальным районом, в состав которого входит сельское поселение.
Утвержденные парламентом изменения в Законе "О государственной поддержке сельского хозяйства" предусматривают введение нового направления господдержки – "Поддержка и развитие сельского туризма", а также направлены на развитие кадрового потенциала сельского хозяйства. Понятие "молодой специалист" в Законе заменено на "работник сельскохозяйственного товаропроизводителя". Единовременное пособие смогут получить не только граждане со средним профессиональным образованием или высшим образованием по профессии, перечень которых определяется Правительством Марий Эл, впервые заключившие трудовой договор с сельхозтоваропроизводителем на неопределенный срок в течение года после окончания обучения, но и граждане, впервые заключившие договор по одной из профессий рабочих в области сельского хозяйства. Соответствующий перечень этих профессий и размер единовременного пособия тоже определяются республиканским Правительством.
Поддержан депутатским корпусом законопроект, внесенный прокурором Республики Марий Эл. Право на личный прием должностными лицами в первоочередном порядке получат законные представители детей-инвалидов. Соответствующие изменения внесены в Закон "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Марий Эл".
Государственным Собранием с 10 января 2022 года досрочно прекращены полномочия депутата В.В. Речкина. Основание – письменное заявление депутата о сложении своих полномочий.
На двадцать четвертой сессии были представлены сразу три отчета по итогам 2021 года.
Заместитель министра внутренних дел по Республике Марий Эл – начальник полиции А.С. Коновалов доложил о деятельности подчиненных органов внутренних дел, отметив, что в 2021 году в результате принимаемых органами и подразделениями внутренних дел республики мер оперативная обстановка на территории Республики Марий Эл оставалась стабильной, террористических актов, экстремистских акций, конфликтов на межнациональной и религиозной почве не зарегистрировано.
Продолжена работа, направленная на повышение качества и доступности предоставления государственных услуг. По результатам опросов уровень удовлетворенности граждан их качеством составил 99,9 %.
В ОВД за отчетный период поступило 129454 заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях. По результатам их рассмотрения возбуждено 6073 уголовных дела, 19491 дело об административных правонарушениях.
Организованы и осуществлялись мероприятия, направленные на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, пресечено 9966 правонарушений.
Уровень преступности в Марий Эл в расчете на 100 тыс. населения ниже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. При этом имеется незначительный рост общего количества зарегистрированных преступлений (+0,8 %). В сравнении с прошлым отчетным периодом зарегистрировано меньше убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, краж, ДТП с тяжкими последствиями. Отмечено снижение количества бытовых преступлений и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и совершенных повторно.
Самыми распространенными преступными деяниями остаются посягательства на имущественные интересы граждан, удельный вес данных деяний составил 60,0 % (4597), 15,5 % (1185) составляют преступные посягательства против личности, 6,0 % (463) – экономические преступления, 4,2 % (320) – факты незаконного оборота наркотических средств.
На сегодняшний день, как сообщил Алексей Сергеевич, общую картину преступности в республике, как и в целом по Российской Федерации, продолжают формировать преступления, совершаемые с использованием информтехнологий. По итогам прошедшего года удельный вес дистанционных преступлений составил 31,3 %, существенно возросло число IT-мошенничеств (с 912 до 1022). С учетом этих тенденций до 57 единиц увеличена штатная численность специализированных подразделений по борьбе с IТ-преступностью.
Общая эффективность раскрытия преступлений повысилась с 53,8 % до 54,4 % и выше, чем в среднем по России (52,5 %). Увеличилось число раскрытых преступлений прошлых лет (с 164 до 216).
Пресечено 320 преступлений и 682 административных правонарушения, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 49 преступлений, связанных с нарушениями миграционного законодательства; 38 преступлений коррупционной направленности, в том числе 17 фактов взяточничества. В сфере экономики зарегистрировано 463 преступления. На 12,6 % снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Реализованы меры по противодействию организованной преступности, по профилактике проявлений экстремизма.
Дорожная ситуация остается сложной. Количество ДТП возросло на 2,6 % (с 681 до 699). Увеличилось число погибших (с 74 до 87), незначительно снизилось число пострадавших (с 931 до 926). Рост по аварийности зарегистрирован на территории Волжского, Звениговского, Мари-Турекского, Медведевского и Юринского районов. В числе положительных тенденций заместитель министра отметил снижение ДТП с участием нетрезвых водителей.
В завершение выступления А.С. Коновалов остановился на основных задачах органов внутренних дел на 2022 год и ответил на вопросы депутатов. Касались они нарушений правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, процедуры возбуждения административных дел, проведения выборной кампании, организации работы с ветеранами МВД, обеспечения правопорядка в микрорайоне Ширяйково г. Йошкар-Олы.
Затем выступил Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл С.Ф. Каргальский. Он представил информацию о работе контрольно-счетного органа.
Вот лишь несколько показателей. В минувшем году было проведено 4 контрольных и 46 экспертно-аналитических мероприятий.
В ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля выявлено 87 нарушений на общую сумму 269007,7 тыс. рублей. Для принятия мер по их устранению в адрес государственных органов и организаций внесено 11 представлений, направлено 76 информационных писем, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы направлено 6 материалов.
Счетной палатой было подготовлено 162 экспертных заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов республиканских органов власти в части, касающейся расходных обязательств и государственных программ Республики Марий Эл.
Осуществлены внешняя проверка бюджетной отчетности за 2020 год 24 главных распорядителей средств республиканского бюджета, внешняя проверка годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета и об исполнении бюджета территориального фонда ОМС за 2020 год, годовых отчетов об исполнении бюджетов двух муниципальных образований за 2020 год.
Сергей Федорович проинформировал об основных задачах предстоящего периода, подчеркнув, что главным в работе Государственной счетной палаты остается реализация законодательно закрепленных полномочий, а также рекомендаций, принятых на состоявшемся в декабре 2021 года совещании с участием представителей Совета Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и контрольного-счетных органов субъектов Российской Федерации по вопросу "О приоритетах внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне".
В ходе обмена мнениями по представленному отчету прозвучали вопросы о финансировании РАИП, дополнительном финансировании и расширении штатной численности Государственной счетной палаты Марий Эл, своевременном предоставлении парламенту результатов проверок, расширении перечня документов, представляемых при внесении проекта республиканского бюджета, и др.
Заключительным вопросом повестки дня заседания стал Доклад Председателя Государственного Собрания А.В. Смирнова о деятельности законодательного органа республики в 2021 году.
Анатолий Васильевич привел основные результаты работы законодателей, остановился на наиболее значимых мероприятиях и решениях. Так, в прошлом году в ходе 8 сессий депутатами было принято 67 законов Республики Марий Эл и 128 постановлений Государственного Собрания. Выполнена одна из основных законотворческих задач года – Конституция Республики Марий Эл и республиканские законы приведены в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации. Законом с 1 января 2022 года упразднен Конституционный суд Республики Марий Эл. В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации внесены изменения в ряд республиканских законов в области поддержки семей, имеющих детей, оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Принят новый Закон "О молодежной политике в Республике Марий Эл".
На постоянном контроле комитетов находились вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, медицинского обслуживания населения. Были проведены парламентские слушания на тему "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в Республике Марий Эл".
В тесном взаимодействии с Главой и Правительством республики принят сбалансированный бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Он сохранил свою социальную направленность.
В адрес депутатов Государственного Собрания поступило множество предложений от граждан, что дало возможность парламентариям быть в курсе насущных проблем жителей республики, и не только в своих избирательных округах. В ходе приемов к депутатам обратилось 45706 избирателей, в адрес законодательного органа поступило 462 письменных обращения.
Одним из приоритетных в осуществлении законодательной деятельности парламента остается взаимодействие с федеральными и республиканскими органами государственной власти, правоохранительными органами, представительными органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, в том числе в рамках подписанных соглашений и утвержденных программ взаимодействия. В целях расширения сферы сотрудничества в 2021 году были заключены соглашения о взаимодействии с Приволжской транспортной прокуратурой и с Поволжским государственным технологическим университетом.
Глава депутатского корпуса отметил значительные успехи по цифровизации работы парламента. Успешно внедрена и эффективно функционирует система электронного документооборота, проведена модернизация зала заседаний Государственного Собрания, расширившая его технические возможности, в том числе по проведению мероприятий в формате видео-конференц-связи. В настоящее время в рамках реализации проекта "Электронный парламент" проходит тестирование и наладку автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) "Законотворчество Республики Марий Эл", завершается внедрение новой версии официального сайта Государственного Собрания Республики Марий Эл.
А.В. Смирнов подчеркнул, что работа по достижению национальных целей требует грамотной, юридически взвешенной законодательной поддержки. Задача Государственного Собрания – своевременно принимать необходимые республиканские законодательные акты и осуществлять контроль за их реализацией.
Анатолий Васильевич выразил уверенность, что и в дальнейшем депутаты будут профессионально реагировать на сложные, меняющиеся реалии современного мира и, несмотря на некоторые различия партийных взглядов, находить компромиссы и консолидировать общие усилия по укреплению экономики и повышению уровня жизни жителей Марий Эл.
Всего в ходе двадцать четвертой сессии были приняты 9 республиканских законов и 17 постановлений Государственного Собрания.
|