21 октября 2021 года
Нацпроект в действии
21 октября Комитет Государственного Собрания по социальному развитию провел выездное заседание в ГАОУ Республики Марий Эл "Лицей Бауманский", который возглавляет депутат марийского парламента, заместитель председателя Комитета по законодательству Г.Е. Пейсахович. Темой встречи стало обсуждение хода реализации национального проекта "Образование" в нашей республике.
С основным докладом выступила заместитель министра образования и науки Н.Б. Антоничева. Нонна Борисовна отметила, что в Марий Эл в рамках нацпроекта реализуются 5 региональных проектов. Предусмотренные ими мероприятия ориентированы на разные категории обучающихся, в том числе на создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, на совершенствование материально-технической базы образовательных организаций и повышение уровня квалификации педагогов.
К примеру, с 2019 года в 36 школах республики открыты "Точки роста" – центры образования естественно-научной и технологической направленности. К 2024 году планируется открыть еще 72 подобных центра. Недавно на базе Лицея Бауманского начал работу первый в республике детский технопарк "Кванториум", который позволит подросткам погрузится в мир инженерных профессий. Два центра цифрового образования "IT-куб" для более чем 600 детей открыты в Волжске и Козьмодемьянске.
Кроме того, в рамках реализации нацпроекта увеличивается количество мест в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования детей, проводится капитальный ремонт спортивных залов, школьные мастерские оснащаются современным оборудованием, закупается компьютерная техника и т.д. Для учителей планируется открыть центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Далее заместитель министра образования рассказала об опыте внедрения, перспективах и проблемах использования дистанционных технологий в организации образовательного процесса, при этом подчеркнув, что перехода на дистанционное обучение не планируется. Лишь в случае необходимости такой формат будет применяться для отдельных классов и групп детей. Всплеск развития дистанционных форм обучения, безусловно, пришелся на период борьбы с новой коронавирусной инфекцией.
Преподаватели, дети и родители активно используют возможности образовательных платформ "Учи.ру", "Российская электронная школа", "Я-класс". Для организации видео-конференц-связи применяются проверенные онлайн-ресурсы. В ближайшее время широкое распространение должна получить бесплатная образовательная платформа "Сферум". В числе нововведений, появившихся в арсенале системы образования Марий Эл в период пандемии, были названы также телевизионные уроки "Школа дома" на региональном канале "МЭТР"; онлайн-консультации "Готовимся к ГИА дома" и образовательная программа для учителей (в сотрудничестве с МарГУ), проект "Школьный университет" для подготовки к ЕГЭ (совместно с ПГТУ). Свою дистанционную школу для подготовки воспитанников к участию в олимпиадах организовал и Центр по работе с одаренными детьми. С целью обеспечения компьютерами нуждающихся школьников была организована благотворительная акция "Помоги учиться дома".
По итогам анализа результатов дистанционного обучения в период с апреля по май 2020 года специалисты Минобра пришли к выводу, что главным препятствием для эффективного освоения школьных программ стало отсутствие в ряде случаев необходимых технических условий.
На устранение этого недостатка направлен проект "Школьная цифровая платформа", инициированный ПАО "Сбербанк России". В настоящее время в его реализации принимают участие 27 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций из 9 районов Марий Эл. Уже передано 343 комплекта технических средств: 316 из них – школьникам, 27 – образовательным организациям.
В ходе обмена мнениями после выступления Н.Б. Антоничевой депутаты интересовались, каким образом к реализации идей и мероприятий нацпроекта, принятию управленческих решений в школе привлекаются родители учащихся. Замминистра в качестве примера информационного сервиса для родителей привела платформу "Навигатор". Кроме того, взаимодействие школы и родительского сообщества осуществляется через школьные советы, создаваемые в образовательных организациях. По просьбе членов Социального комитета Нонна Борисовна также раскрыла критерии, которые учитываются при выборе школ для открытия "Точек роста" и по которым оценивается эффективность работы подобных центров.
Заместители генерального директора Лицея Бауманского О.А. Гусева и С.А. Ульянова продемонстрировали участникам заседания накопленный за 9 лет опыт использования дистанционных технологий на всех ступенях образования.
В освоении цифровых технологий и внедрении их в образовательный процесс Лицей был одним из первопроходцев не только в нашей республике, но и в России. Здесь используется технология смешанного обучения с применением дистанционных форм, сочетающая в себе обучение с учителем в классе и электронную форму (мобильное обучение).
Сложившаяся к сегодняшнему дню в Лицее система включает в себя ряд элементов: проектирование урока с использованием цифровых средств; применение инструментария, позволяющего реализовать обучение (айпады – личные мобильные образовательные устройства у каждого ученика, а также различные цифровые приложения и сервисы); изменение управления классом на уроке; формирование цифровой культуры через выработку правил, единых и для учеников, и для учителей; создание специальной методической системы на основе цифровых решений. Особо внимание было обращено на то, что в Лицее использование цифровых инструментов смысловое, т.е. всегда оправдано, направлено на более качественное освоение материала учениками.
Анализируя пройденный путь, педагоги определили ряд ошибок дистанционного обучения, обусловленные, прежде всего, методической неподготовленностью коллег к такому формату работы. По мнению руководства Бауманского, смешанная система – наилучший вариант, который не принесет потери качества обучения.
В продолжение темы цифровизации образования перед депутатами выступил еще один участник заседания – управляющий отделением Марий Эл № 8614 ПАО "Сбербанк России" А.Г. Колобов. Он рассказал о возможностях и опыте использования в образовательном процессе современной цифровой образовательной платформы "СберКласс". Разработка и внедрение этого продукта – лишь одна из форм взаимодействия банка и системы образования. В настоящее время платформа используется в 27 школ, что ниже показателей в соседних регионах – Татарстане и Чувашии.
Разработчики сделали упор на изменении подхода к обучению, в основе лежит заинтересованность ребенка. В освоении каждого модуля есть различные уровни (от необходимого минимума до исследовательского). Ученик видит весь план действий, система отражает прогресс освоения. Учитель может следить за успехами каждого воспитанника, определить его склонности к той или иной области знаний. Педагоги отметили преимущества платформы в облегчении их труда при подготовке к занятиям, проверке домашнего задания и составлении отчетности.
В завершение выступления Арсений Георгиевич подчеркнул важность и необходимость скорейшего внедрения и применения цифровых технологий, в том числе в образовательный процесс. Уже сегодня в республике создано большое количество IT-компаний, которые при дальнейшем успешном развитии смогут стать локомотивом экономики региона.
Обсуждая происходящие в образовании трансформации, депутаты высказывали опасения, что дистанционный формат и наступающая цифровизация образования порой ведут к утрате связи "учитель – ученик", мешают развитию образного мышления у детей. Кроме того, были озвучены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к обучению у ребят, возможностью подобных Лицею технических преобразований в сельских школах.
Вместе с тем было отмечено, что цифровизация в образовании неизбежна, и сегодня необходимо поэтапно идти по этому пути. При этом, с точки зрения парламентариев, решения в этом направлении должны приниматься с учетом мнения родительского сообщества.
По просьбе коллег генеральный директор Лицея Бауманского Г.Е. Пейсахович на примере своей организации рассказал, как велась работа с родителями и как удалось изменить их мнение от резко отрицательного до всесторонней поддержки всех новаций. Григорий Ефимович подчеркнул, что это работа в диалоге: через разъяснение, убеждение, доказывание на практике, использование знаний и опыта специалистов.
Предложения, прозвучавшие на выездном заседании, войдут в итоговое решение Комитета по социальному развитию. Парламентский контроль за ходом реализации в Республике Марий Эл национального проекта "Образование" будет продолжен.
Завершая встречу, председатель Комитета, Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Н.Н. Козлова высоко оценила проводимую образовательной организацией работу по созданию условий для всестороннего обучения и воспитания лицеистов, поблагодарила Г.Е. Пейсаховича за возможность познакомиться с передовым опытом и с пожеланиями дальнейших успехов вручила коллективу Бауманского Благодарность законодательного органа республики.
На прошедшем заседании члены Комитета по социальному развитию также в рамках подготовки к двадцать первой сессии обсудили результаты рассмотрения профильных законопроектов.
Согласована одна поправка к проекту закона "О внесении изменений в статью 24 Закона Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл": скорректирована редакция статьи 1 проекта с учетом действующих норм Закона и в целях уточнения гарантий работников организаций социального обслуживания республики при исполнении служебных обязанностей.
К другому законопроекту – "О молодежной политике в Республике Марий Эл" – замечаний не поступило, он рекомендован к принятию в двух чтениях в целом.
|