Конституция О Государственном Собрании О статусе депутата Регламент О комитетах
Новости
История
Издания
Состав и структура
Отчет о работе
Архив мероприятий
Планы работы
Нормативные правовые акты
Контрольная деятельность
Программы взаимодействия
Взаимодействие
с Федеральным Собранием РФ
Взаимодействие
с ПФО
Молодежный парламент
Местное
самоуправление
Работа с обращениями граждан
Кадровое обеспечение
Противодействие коррупции
Открытые данные
Закупки
Справочные материалы
Карта сайта
Контакты

22 июня 2021 года

Размышления о конституционных советах – в публикации главы марийского парламента

Проведенная в прошлом году в России масштабная конституционная реформа затронула и судебную систему нашей страны. Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" до 1 января 2023 года в субъектах Российской Федерации должны быть упразднены конституционные (уставные) суды. При этом региональным парламентам предоставлено право создания конституционных (уставных) советов.

Размышлениями на эту тему поделились в статье, опубликованной на русском и английском языках в последнем выпуске научно-практического и информационного издания "Государственная власть и местное самоуправление", ее авторы – Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Смирнов А.В. и ведущий советник правового управления Аппарата Государственного Собрания Яичникова Ю.С.

Для понимания проблемы авторами публикации представлена краткая ретроспектива конституционной юстиции в России, проведено исследование, целью которого стало определение статуса конституционного (уставного) совета при законодательном (представительном) органе государственной власти субъектов Российской Федерации, его полномочий, состава.

По мнению авторов, конституционный совет – коллегиальный экспертно-консультативный орган, в состав которого должны войти высококвалифицированные юристы, обладающие специфическим конституционно-правовым мышлением, имеющие опыт правотворчества, законодательной практики. Его работа может быть организована на общественных началах с привлечением авторитетных и признанных в регионе специалистов. Вопрос, который также требует решения, – юридическая сила принимаемых советом решений: будут ли они рекомендательными или нормоустанавливающими.

В заключение статьи обосновывается тезис о преемственности конституционных (уставных) судов и конституционных (уставных) советов. Авторы считают, что советы "не могут выступать полным аналогом упраздняемых конституционных (уставных) судов в силу значительного изменения статуса. Из самостоятельного органа судебной власти субъекта Федерации по замыслу федерального законодателя они должны стать структурой (штатной или внештатной) при органе региональной законодательной власти. Вместе с тем анализ полномочий советов в сфере конституционного контроля позволяет отметить очевидное правопреемство в части толкования основных законов субъектов Федерации".

Стоит отметить, что на восемнадцатой сессии 27 мая Государственным Собранием Республики Марий Эл были приняты поправки в Конституцию Республики Марий Эл, в том числе связанные с упразднением с 1 января 2022 года Конституционного суда Республики Марий Эл. В связи с этим вопрос создания конституционного совета при марийском парламенте – в актуальной повестке дня работы Государственного Собрания. Еще остается много вопросов и по полномочиям нового органа, и по алгоритму его формирования и функционирования.

Уверены, исследование, опубликованное в журнале "Государственная власть и местное самоуправление", привлечет к широкой дискуссии представителей органов государственной власти, ученых и будет способствовать выработке единых подходов к созданию конституционных (уставных) советов при законодательных органах субъектов Российской Федерации.

 
 

 

 
При использовании материалов официального сайта, ссылка на источник обязательна

© 2006-2021, Государственное Собрание Республики Марий Эл.       Главная страница |  Контакты |  Карта сайта |