8 октября 2020 года
В рамках рассмотрения вопросов ведения Комитета
Заседание Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по развитию агропромышленного комплекса, экологии и природопользованию 7 октября было посвящено обсуждению вопросов, входящих в ведение Комитета.
В рамках парламентского контроля депутаты рассмотрели ход реализации Закона "О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл".
По предложенной теме выступили временно исполняющий обязанности министра государственного имущества Республики Марий Эл Плотников А.В. и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирнова Л.С.
Алексей Вячеславович проинформировал, что площадь земельного фонда Республики Марий Эл на 1 января 2020 года составляла 2337 тыс. га, из них земли сельскохозяйственного назначения – 768 тыс. га (33%).
За последние десять лет общая площадь сельскохозяйственных земель в Марий Эл сократилась на 21 тыс. га, площадь пашни – на 3,5 тыс. га. Основной причиной является перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий. Кроме того, выбытие угодий из хозяйственного оборота происходит из-за их зарастания древесно-кустарниковой растительностью.
Более 60 процентов всех земель находятся в государственной и муниципальной собственности, порядка 5 процентов – в собственности юридических лиц, 33 процента – в собственности граждан. Причем большинство земельных долей, которыми владеют частные лица, не востребованы. В настоящее время в республике ведется активная работа по выявлению таких земель, их передаче в муниципальную собственность с дальнейшим введением в оборот посредством предоставления в аренду. Правительством Марий Эл в 2018 году принято решение о предоставлении из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов субсидий на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей муниципальной собственности. Субсидии предоставляются на основании заявок администраций муниципальных районов, доля софинансирования из республиканского бюджета составляет порядка 98 процентов. Для предотвращения неэффективного расходования бюджетных средств установлен показатель результативности использования субсидии.
Органами власти и надзорными ведомствами ведется контроль за целевым использованием земель сельхозназначения и пресекаются случаи самовольного захвата земель данной категории, виновные лица привлекаются к ответственности.
Смирнова Л.С. в своем выступлении особое внимание уделила мерам государственной поддержки, оказываемым аграриям, которые занимаются расширением посевных площадей и введением в оборот неиспользуемой пашни. Так, в 2019 году 14 сельхозтоваропроизводителями возвращено в оборот 8000 га. На реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в текущем году предусмотрено 26 млн рублей, утверждены ставки на компенсацию части затрат на проведение культуртехнических мероприятий в размере до 70 процентов от фактически произведенных расходов.
По итогам состоявшегося обмена мнениями в решение Комитета включено предложение депутата Козырева А.С. о необходимости проработки вопроса о принятии мер для стимулирования сельхозпредприятий, занимающихся возделыванием заброшенных земельных участков.
Еще одна актуальная тема, которая обсуждалась на заседании, касалась организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами в республике.
В связи с обращением депутатов Государственного Собрания Атласкиной Л.А., Громовой С.Н., Пекунькина А.В., Речкина В.В. по вопросу установления тарифов на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов в Горномарийском районе и городе Козьмодемьянске разъяснения о том, как формируется тариф, дали министр промышленности, экономического развития и торговли Крылов С.И. и министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Киселев А.Н.
Отмечено, что Козьмодемьянск и Горномарийский район относятся ко второй зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время в районе продолжается переход на новую систему обращения с ТКО: устанавливаются контейнеры, прорабатывается логистика и т.п. При расчете стоимости услуги учитываются: расходы на сбор и транспортировку ТКО с контейнерных площадок, стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов, собственные организационные расходы регионального оператора. Значительная разница между тарифами в первой и второй зоне обусловлена удаленностью населенных пунктов от действующего полигона, стоимостью захоронения на этом полигоне, а также объемами собираемого мусора.
Министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Киселев А.Н. проинформировал членов Комитета о целях и основных направлениях реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", подчеркнув, что в республике ведется работа по увеличению доли ТКО на утилизацию (переработку), планируются реконструкция полигона для пищевых отходов и оборудование 4 мусоросортировочных комплексов, в планах – снижение доли импортного оборудования, создание электронной схемы расположения контейнерных площадок.
Депутаты задали министру интересующие их вопросы, которые, в частности, касались оборудования и содержания контейнерных площадок, организации и внедрения практики раздельного сбора мусора в Марий Эл.
О том, как организована работа по сбору и транспортировке мусора на территории Марий Эл рассказали директор ООО "Благоустройство" Исхаков Н.З. и директор ООО "Чистый город" Богатов О.Г.
В соответствии с представленной информацией за полтора года работы охват услугой по населению составляет более 93 процентов, по населенным пунктам – 48 процентов. Заключены договоры с 13 полигонами, установлено 8200 контейнеров, большинство из которых пластиковые, во всех муниципальных районах созданы абонентские центры. Главной проблемой для регионального оператора сегодня является заключение договоров с юридическими лицами. Выявляются недобросовестные предприниматели, работа ведется в индивидуальном порядке.
В развитие этой темы члены Комитета обсудили вопросы привлечения к ответственности юридических лиц, уклоняющихся от заключения договоров, активизации информирования среди юрлиц, а также возможности оплаты и вывоза мусора не по нормативу, а по факту накопления.
Парламентский контроль за ходом реализации "мусорной реформы" на территории республики будет продолжен.
В завершение депутаты поддержали обращение Законодательного Собрания Амурской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В., заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллину М.Ш. о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительного основания для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд (в целях размещения объектов социальной инфраструктуры в случае, если размещение предусмотрено документами территориального планирования и необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования).
В заседании приняли участие: Первый заместитель Председателя Государственного Собрания, руководитель фракции Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Мухин В.И., Заместитель Председателя Государственного Собрания Козлова Н.Н., член Комитета по законодательству, руководитель фракции ЛДПР Мирбадалев А.А., Заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Золотарев Р.И., главы ряда муниципальных районов республики.
|