8 ноября 2017 года
Депутатам – о проекте республиканского бюджета
8 ноября в Министерстве финансов Республики Марий Эл в рамках подготовки к созываемой 30 ноября тридцать третьей бюджетной сессии под председательством Минакова Ю.А. состоялся выездной День депутата, на котором были представлены прогноз социально-экономического развития Марий Эл и проект республиканского бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В Дне депутата приняли участие министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Трухин С.Н., руководители и представители ряда министерств и ведомств, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Марий Эл, Государственной счетной палаты, прокуратуры Республики Марий Эл, члены Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Временно исполняющий обязанности министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачев Д.Б. рассказал депутатам и приглашенным об основных показателях прогноза развития республики на ближайшие три года.
Прогноз разработан в двух вариантах: базовом и целевом, на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Марий Эл, республиканских государственных программ, прогнозных показателей органов исполнительной власти, муниципальных образований, основных бюджетообразующих организаций региона.
Для формирования бюджета Республики Марий Эл принят базовый вариант, рекомендованный Правительством Российской Федерации и предполагающий умеренный рост экономики, сдержанную инвестиционную политику и динамику потребительского спроса.
В 2018 – 2020 годах среднегодовой темп роста валового регионального продукта прогнозируется на уровне 101,5 – 101,7 процента в год. Его объем в 2020 году достигнет 197 млрд рублей.
Прогнозируемое увеличение в основном будет обеспечено ростом в ключевых отраслях экономики: промышленности и сельском хозяйстве.
Рост промышленного производства, в первую очередь, будут обеспечивать предприятия по производству пищевых продуктов, нефтепродуктов, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования, бумаги и бумажных изделий, занимающие наибольший объем выпуска промышленной продукции.
Основными направлениями развития предприятий по производству пищевых продуктов являются максимальное использование производственного потенциала, рост конкурентоспособных перерабатывающих производств с учетом реализации программы импортозамещения, формирование развитых продовольственных рынков.
Экономический рост данного сектора производства будет обеспечен устойчивой работой таких крупных предприятий, как ООО "Птицефабрика Акашевская", ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ООО мясокомбинат "Звениговский", ООО НПФ "Республиканский молочный завод", ЗАО "Сернурский сырзавод", ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат".
Рост объемов производства нефтепродуктов будет обеспечен ООО "Марийский нефтеперегонный завод", реализующим программу интенсивного развития производства, который позволит увеличить мощности первичной переработки нефти до 8 млн тонн в год. Кроме того, завод перейдет на производство нефтепродуктов стандарта Евро-5.
С учетом уровня государственной поддержки сельхозпроизводителей, макроэкономических и природно-климатических факторов, влияющих на сельскохозяйственное производство, в среднесрочной перспективе прогнозируется положительная динамика развития отрасли.
По прогнозу в 2018 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 47 млрд рублей.
В 2020 году валовое производство зерна в хозяйствах всех категорий составит 225,3 тыс. тонн, овощей – 178 тыс. тонн, картофеля – 315 тыс. тонн, молока – 188 тыс. тонн, мяса скота и птицы в живом весе – 280 тыс. тонн, яиц – 415,8 млн штук.
Сохранится тенденция преобладания малых предприятий по видам деятельности: оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг, строительство.
В среднесрочном периоде ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности организаций. Рост обусловлен реализацией инвестиционных проектов в различных отраслях реального сектора экономики, основные из которых: проект по расширению обувной фабрики в г. Йошкар-Оле, технологическая модернизация производства Завода полупроводниковых приборов, модернизация завода по производству сухих строительных смесей в г. Звенигово, строительство свиноводческих комплексов племзавода "Шойбулакский", молочной фермы для содержания 10 тысяч коз ООО "Лукоз", завода по производству детского питания ЗАО "Сернурский сырзавод", молочного комплекса на 3 тысячи голов коров СПК "Звениговский".
В предстоящие годы планируют продолжить модернизацию и техническое перевооружение производств: АО "Марийский машиностроительный завод", АО "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", ООО "Тиара", ОАО "Марбиофарм", ООО "Технотех", ОАО "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат", АО "Волжский электромеханический завод", ООО "Потенциал", АО "Завод "Копир", АО "Шелангерский химзавод Сайвер", АО Красногорский завод "Электродвигатель", ЗАО Племзавод "Семеновский" и др.
По прогнозу численность постоянного населения республики в 2020 году снизится на 0,8 процента относительно уровня 2016 года и составит 680 тыс. человек.
На фоне восстановления темпов роста экономики в ближайшие годы прогнозируется повышение доходов населения республики. К 2020 году они должны увеличиться с 20,4 тыс. рублей до 22,9 тыс. рублей, рост заработной платы – с 26,3 тыс. рублей до 29,4 тыс. рублей.
Вторым вопросом участникам Дня депутата был представлен проект закона "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
О главном финансовом документе – принципах и порядке его формирования, основных направлениях расходов и источниках доходов, подробно доложил временно исполняющий обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощин А.А.
Алексей Анатольевич подчеркнул, что в целях снижения долговой нагрузки на 2018-2020 годы Минфином спрогнозирован бездефицитный консолидированный республиканский бюджет. Доходы и расходы спрогнозированы в следующих объемах: на 2018 год – 26,8 млрд рублей, на 2019 год – 25,5 млрд рублей, на 2020 год – 25,4 млрд рублей.
Как и в предыдущие годы, бюджет республики имеет социальную направленность, 63,5 процента расходов занимают отрасли социальной сферы.
В отличие от предыдущих лет, в бюджете на 2018 изначально в полном объеме предусмотрены средства на выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации, в 1,8 раза увеличены размеры выплат и нормативов на содержание детей-сирот.
Предусмотрены средства на индексацию с 1 января 2018 года на 4 процента заработной платы работникам бюджетной сферы, на которых не распространяются "майские" указы. В 2 раза увеличены расходы на питание детей из многодетных семей, в 3,3 раза – на обеспечение учащихся учебниками, в 2,4 раза – на организацию отдыха и оздоровление детей, в 1,4 раза – на оплату коммунальных услуг бюджетными организациями. Кроме того, заложены расходы на приобретение ГСМ для школьных автобусов, медицинские осмотры педагогических работников, оплату услуг связи.
Средства на социальные выплаты спрогнозированы в сумме 2,9 млрд рублей, рассчитанные с учетом изменения численности получателей, а также с учетом повышения республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Дорожные фонды республики сформированы в объеме 2,1 млрд рублей. Объем расходов регионального дорожного фонда составит 1,9 млрд рублей. Расходы муниципальных дорожных фондов сформированы в размере отчислений 10 процентов от акцизов на нефтепродукты в сумме 129,6 млн рублей.
Расходы отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в сумме 1,3 млрд рублей. В следующем году вводится новый механизм предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям на возмещение разницы в тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде.
Субсидии на господдержку сельского хозяйства частично распределены по субъектам проектом федерального бюджета. Республике на 2018 год предусмотрено 162,7 млн рублей, из них на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса 155 млн рублей.
В полном объеме обеспечены расходы на софинансирование объектов капитального строительства и мероприятий инвестиционного характера, по которым предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе обеспечение жильем детей-сирот, молодых семей, строительство защитных сооружений г. Йошкар-Олы, реализацию мероприятий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года" и мероприятий по содействию созданию новых мест в школах.
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований предусмотрена в объеме 6,2 млрд рублей, с ростом в 1,3 раза к уровню текущего года. Основную долю – 94 процента – занимают целевые субсидии и субвенции. Продолжится реализация проекта по поддержке развития территорий городских и сельских поселений республики, основанных на местных инициативах.
На погашение кредиторской задолженности, сложившейся при строительстве объектов республиканской адресной инвестиционной программы, будет направлено 536,1 млн рублей, на развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности – 44,6 млн рублей, обслуживание госдолга – 894 млн рублей.
Временно исполняющий министра финансов, завершая свой доклад, отметил, что после второго чтения федерального бюджета в Государственной Думе, уточненных объемов финансирования республики, будут скорректированы и параметры бюджета Марий Эл, в том числе его расходная часть.
После каждого выступления депутаты могли высказать свои предложения и замечания, задать интересующие вопросы.
Касались они прогноза развития отрасли "Строительство", содержания и детализации республиканской адресной инвестиционной программы, финансирования отрасли здравоохранения, дорожного хозяйства, программы развития молочного животноводства, обеспечения льготных категорий граждан бесплатными лекарственными препаратами, объективной оценки состояния жилищно-коммунального хозяйства республики, пересмотра тарифов на электроэнергию, погашения долга перед строительными организациями и т.д.
|