27 ноября 2015 года
О воспитании детей и молодежи
26 ноября в соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл на 2015 год во Дворце Конгрессов прошли парламентские слушания на тему "Роль образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи".
В мероприятии приняли участие: депутаты Государственного Собрания во главе с Председателем Минаковым Ю.А., полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Мякишев Г.Ф., Уполномоченный по правам человека в Марий Эл Татаринова И.С., Председатель Государственной счетной палаты Зефиров С.Н., начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Марий Эл Соловей Ю.А., начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл Щитов А.А., начальник штаба МВД по Марий Эл Лопарев Д.А., председатель Марийской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Пуртова Л.В., представители республиканской прокуратуры, ряда министерств – образования и науки, культуры, печати и по делам национальностей, и подведомственных им организаций, в том числе педагоги, заместители руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, специалисты городских и районных управлений образования, а также главы муниципальных образований – председатели Собраний депутатов, члены Общественной палаты и Молодежного парламента, студенты института педагогики и психологии Марийского государственного университета, представители средств массовой информации, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания.
Участников и гостей приветствовала и пожелала всем плодотворной работы Заместитель Председателя Государственного Собрания, председатель Комитета по социальному развитию Цветкова О.Н.
Затем Ольга Николаевна рассказала о законодательном обеспечении государственной политики и основных направлениях парламентской деятельности в сфере образования в Марий Эл.
В своем выступлении она, в частности, отметила, что тематика слушаний обусловлена сложившейся ситуацией в стране: утрачены многие нравственные ориентиры, российское общество испытывает дефицит духовных скреп. В современном мире на молодого человека оказывают влияние многие источники воздействия как позитивного, так и негативного характера, и не всегда он может самостоятельно сориентироваться в этом бурном потоке информации. Именно образовательные учреждения являются мировоззренческой базой воспитания и развития детей, именно здесь формируется личность молодого человека – гражданина нашей страны.
Фундаментом изменившейся системы образования стал новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а воспитание – как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Среди нормативных правовых актов Марий Эл в области работы с молодежью можно выделить Закон от 1 августа 2013 года № 29-З "Об образовании в Республике Марий Эл" и Закон от 29 сентября 1998 года № 94-З "О государственной молодежной политике в Республике Марий Эл". Отдельные вопросы воспитания затрагиваются в законах о культуре и о языках в Марий Эл.
В целях парламентского контроля за реализацией этих нормативных актов Государственным Собранием широко используется практика проведения выездных Дней депутата и заседаний комитетов в муниципальные образования республики с участием представителей отраслевых министерств, депутатов всех уровней: городов, районов, городских и сельских поселений.
Большое внимание законодатели уделяют работе со своими молодыми коллегами – членами Молодежного парламента. Это взаимодействие ориентировано на обеспечение формирования в молодежной среде правовой и политической культуры, содействие развитию общественной активности молодежи, воспитание гражданственности и патриотизма.
Традиционными стали встречи Председателя Государственного Собрания Минаков Ю.А. с учащимися и студентами образовательных учреждений республики, слушателями Малой академии государственного управления Марий Эл.
В завершение выступления Ольга Николаевна выразила уверенность в том, что проводимые парламентские слушания сплотят усилия законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей учреждений образования и учреждений культуры, направленные на воспитание нашей молодежи.
С докладом "Роль образования в духовно-нравственном воспитании детей" выступила первый заместитель министра образования и науки Республики Марий Эл Гусакова Т.М.
Она подчеркнула, что в современных условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.
Назревшая потребность отражена и в важнейших документах, касающихся перспектив развития страны: "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", федеральных государственных образовательных стандартах.
Министерство образования и науки Марий Эл рассматривает духовно-нравственное воспитание как неотъемлемую часть современного образования.
Меняющаяся социокультурная ситуация ставит перед образованием новые вызовы в области воспитания, заставляет искать современные подходы их реализации: внедряются новые методики и технологии воспитания; разрабатываются программы, способствующие приобщению молодого поколения к имеющемуся наследию и традициям, к активному участию в жизни республики; проводится опытно-экспериментальная работа; поддерживается создание и развитие детско-юношеских и молодежных общественных организаций. Важно, что деятельность в рамках решения задач по воспитанию детей и молодежи осуществляется в том числе и благодаря партнерству образовательных институтов с другими общественными субъектами.
Далее перед участниками парламентских слушаний о влиянии культуры и искусства на формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения выступил первый заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Актанаев В.И.
Владимир Иванович отметил, что организациями культуры Марий Эл накоплен опыт в создании благоприятной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей и подростков: проводится множество культурно-массовых мероприятий, создаются произведения, театрально-зрелищные постановки, опирающиеся на народную культуру, поддерживается классическое искусство, пропагандирующее положительный пример исторических, литературных, современных героев.
Немаловажную роль в воспитании молодежи играют библиотеки. В республике насчитывается 17 специализированных детских библиотек и 265 детских отделов в массовых библиотеках, в них насчитывается более двухсот любительских объединений, разработаны и внедряются более 50 образовательных программ. Во многих библиотеках работают кружки, клубы по интересам.
В сотрудничестве с образовательными и дошкольными учреждениями, школьными музеями, городскими и районными отделами образования традиционно работают и музеи Марий Эл. Согласно статистическим данным 60 процентов посетителей музеев – это дети и подростки в возрасте до 18 лет. Здесь также создаются музейно-образовательные программы (сейчас их более 100), в реализации которых принимают участие свыше 150 тыс. человек.
В клубных учреждениях Марий Эл для детей и подростков действуют около 1,5 тыс. клубных формирований, в которых занимаются более 17,5 тыс. детей. На территории республики также действуют 40 школ искусств.
Важную роль по воспитанию молодого поколения с использованием национальных культурных образов выполняют национальные культурные центры, театры. В 2014 году Марийским национальным театром драмы имени М. Шкетана был реализован проект "Дети и искусство: преодоление расстояний", который осуществлялся в течение всего года и позволил более 2800 детям и подросткам из отдаленных районов республики побывать в столице Марий Эл, где для них была организована культурная программа.
Следующий докладчик - депутат Государственного Собрания, член Комитета по социальному развитию, заместитель директора по воспитательной работе Лицея-интерната поселка Ургакш Советского района Смирнов А.А., на примере своего учебного заведения раскрыл особенности лицейской системы воспитания подрастающего поколения, принцип работы которой "Лицей – наш дом, а мы одна семья". Важное значение здесь уделяется сплочению коллектива, формированию чувства сопричастности и взаимной ответственности каждого учащегося.
Разработанная педагогическим коллективом Лицея программа направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленных воспитательных целей используются различные формы деятельности: совместные дела, проектная деятельность, знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей (через встречи, беседы), участие в общественно полезном труде, организация благотворительных дел и акций, знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций и др.
Директор МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы" Сурков Е.Ю. в своем выступлении остановился на самом понятии "духовно-нравственное воспитание" через религиозное и философское разъяснение того, что есть "духовность" и "нравственность". Евгений Юрьевич подчеркнул, что работа по воспитанию подрастающего поколения должна быть системной и основываться на формировании мировоззрения юных граждан.
Учитель русского языка и литературы Лицея № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы Сафарханова Е.Н. привела конкретные примеры того, как на уроках литературы в ходе изучения произведений классиков у детей формируется шкала нравственных ценностей.
При этом Елена Николаевна обратила особое внимание слушателей на то, что задача учителя не навязывать эти ценности, а сделать их открытием и достоянием самого ребенка. Педагог должен исходить из интересов и увлечений школьника, чтобы помочь ему найти его книгу, которая будет способствовать формированию его личности и его жизненных ценностей.
Опыт практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья представила участникам слушаний заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ ДО Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи" Трошина И.В.
Инна Витальевна подчеркнула, что возможности детей с особыми потребностями ограничены только с физической точки зрения, а с духовной и нравственной – эти дети абсолютно здоровы.
Во Дворце реализуется несколько специально разработанных программ ("Зеленый мир", "Кукольный театр "Посолонь", "Святая Русь", "Умные пальчики" и др.), используются как традиционные индивидуальные, так и инновационные инклюзивные образовательные технологии, которые дают возможность заниматься, развиваться и самовыражаться детям с особенностями в кругу обычных детей и в специально созданных группах. Работа строится в тесном взаимодействии с семьей ребенка. Предполагается создание единой программы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
О взаимодействии Общественной палаты Республики Марий Эл с религиозными объединениями и образовательными структурами в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи собравшихся проинформировал председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и молодежной политике Иванов А.А.
В его выступлении, в частности, были отражены вопросы введения в школах Марий Эл комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", совместного с заинтересованными органами обсуждения проблем в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, изучения опыта работы общественных молодежных организаций.
О реализации на территории Марий Эл межрегионального проекта "Святой благоверный великий князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России", направленного на формирования у молодого поколения лучших качеств, присущих личности князя Александра Невского и героям нашего Отечества, рассказала на слушаниях председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтина Ю.А.
В рамках проекта создаются творческие работы, разрабатываются концепции и сценарии общероссийских юбилейных торжеств, приуроченных к 800-летию со дня рождения Александра Невского в 2021 году.
В итоговых рекомендациях, принятых в завершение парламентских слушаний отмечено, что в Марий Эл проводится большая работа, направленная на формирование и осуществление эффективной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре.
Большое внимание формированию правовой и политической культуры в молодежной среде, содействию развитию общественной активности молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма уделяют в своей деятельности Молодежный парламент Марий Эл и муниципальные молодежные парламенты.
Участниками слушаний сформулированы рекомендации, адресованные Государственному Собранию, Правительству Марий Эл, министерствам образования и науки, культуры, печати и по делам национальностей, а также органам местного самоуправления и образовательным организациям, в том числе по распространению и развитию имеющегося положительного опыта в области воспитания детей и молодежи.
|