|
1 июля 2010 г
Профильное обучение
Сегодня в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл в режиме видеотрансляции состоялось заседание "круглого стола" на тему: "О введении профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования: законодательный аспект", организованное Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
по образованию.
В заседании приняли участие: заместители Председателя Государственного Собрания Марий Эл Иванов А.Н. и Цветкова О.Н., министр образования республики Швецова Г.Н., председатель Государственного комитета по профессиональному образованию Ушаков В.С., члены Комитета Государственного Собрания по социальному развитию, представители Министерства образования, отделов образования муниципальных районов и городских округов республики, руководители ряда образовательный учреждений, члены Общественной палаты
и Молодежного парламента Марий Эл.
Проведение "круглого стола" по данной тематике, как отметил председательствующий - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Сафаралиев Г.К., обусловлена отсутствием исчерпывающей разъяснительной информации о профильном обучении
и необходимостью пропаганды работы в этом направлении.
Профильное обучение на старшей ступени общего образования – комплексная педагогическая инновация, введение которой в школах Российской Федерации было начато с 2006 года, после обсуждения итогов предварительного эксперимента, проведенного в 2003-2005 годах.
С 2008 года действует Интернет-сайт "Профильное обучение",
в рамках которого Институт управления образованием Российской академии образования (РАО) ведет активную просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса по проблемам профильного обучения.
Цели введения и основные характеристики профильного обучения обозначены в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России
от 18 июля 2002 года.
Новизна представленного в названной Концепции подхода состоит
в том, что профильная школа рассматривается лишь как одна из форм реализации профильного обучения. В качестве наиболее перспективных обозначены такие формы организации профильного обучения, как обучение по индивидуальному учебному плану, сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений, комплексные интегрированные элективные курсы, социальные практики, проекты.
Отмечено, что профильное обучение в большей мере учитывает интересы, склонности и способности обучающихся, создает возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
По результатам социологических опросов, профилизация школы является одним из наиболее позитивно оцениваемых обществом (родителями, учителями) направлений модернизации общего образования.
Кроме положительных моментов, участниками заседания обсуждены и проблемные стороны процесса введения профильного обучения
на территории Российской Федерации.
Прежде всего, необходимо научно-педагогическое сопровождение профильного образования в конкретных школах, а именно: оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании своего образовательного маршрута, в продолжении обучения в системе высшего, среднего профессионального образования.
Необходимо активнее рассматривать вопросы повышения квалификации педагогов, управленцев профильной школы, соотносить их подготовку с реалиями времени, особенностями образовательного процесса современной молодежи, учитывать экономические и социальные особенности региона, рынка труда.
Предстоит выяснить наиболее эффективные механизмы взаимодействия школ с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования.
Немало остается вопросов, требующих решения на законодательном уровне.
В целом, по мнению участников "круглого стола", процессы профилизации российской школы должны отразиться на многообразии видов педагогической деятельности, изменении содержания общего образования, современных формах управления школой.
Это будет способствовать созданию новых стартовых возможностей личности на рынке труда, усилит конкурентоспособность подрастающего поколения и окажет влияние на изменение социально-экономической ситуации в регионах России.
По итогам встречи предполагается выработка конкретных рекомендаций с учетом высказанных предложений. |
|