РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских
слушаний на тему детей и молодежи"
26 ноября 2015 года г. Йошкар-Ола
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: "…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом". В современных условиях, прежде всего, школа становится своеобразной мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Именно в стенах образовательной организации формируется личность молодого человека – гражданина нашей страны. Законодательство Российской Федерации закрепило приоритетность воспитания в двуедином процессе образования. Ставший базовым документом в сфере образования, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В Республике Марий Эл приняты и реализуются: Закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 29-З "Об образовании в Республике Марий Эл", регулирующий вопросы обеспечения государственных гарантий и условий реализации права на образование, устанавливающий в качестве одного из основных принципов обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека; Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 85-III "О культуре", закрепивший обязанности органов государственной власти по созданию условий для эстетического воспитания и художественного образования детей, по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами, по сохранению бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек, по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ; Закон Республики Марий Эл от 26 октября 1995 года № 290-III "О языках в Республике Марий Эл", согласно которому языки в Республике Марий Эл являются национальным достоянием и историко-культурным наследием населения республики, признаются равноправными и находятся под государственной защитой. Законом установлены положения о воспитании уважительного отношения к национальному достоинству человека, его культуре и языку, право свободного выбора языка воспитания и обучения; Закон Республики Марий Эл от 29 сентября 1998 года № 94-З "О государственной молодежной политике в Республике Марий Эл". Законом предусмотрено, что формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи является приоритетным направлением государственной молодежной политики в Республике Марий Эл. В качестве ее задач определены содействие социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных инициатив, программ и проектов. Участники парламентских слушаний отмечают, что Государственным Собранием Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл, Министерством образования и науки Республики Марий Эл, Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, органами местного самоуправления, образовательными организациями, Общественной палатой Республики Марий Эл и иными институтами гражданского общества проводится большая работа, направленная на формирование и осуществление эффективной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре. Активная работа по формированию правовой и политической культуры в молодежной среде, содействию развитию общественной активности молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма проводится Молодежным парламентом Республики Марий Эл и муниципальными молодежными парламентами. Для органов государственной власти и органов местного самоуправления важным является оказание всемерной поддержки молодежным организациям и движениям, занимающимся вопросами духовно-нравственного развития, молодежным и детским патриотическим объединениям, содействие в реализации молодежных проектов, связанных с патриотическим воспитанием, широкое освещение проводимых мероприятий в республиканских и муниципальных средствах массовой информации. Участники парламентских слушаний отмечают необходимость дальнейшего развития и совершенствования в Республике Марий Эл деятельности системы учреждений дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей, распространению накопленного положительного опыта работы, в том числе по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогическая поддержка уязвимых категорий детей, подростков, молодых людей, способствует их реабилитации и полноценной интеграции в общество, а для их сверстников – приобретению ценного опыта общения, сопереживания, оказания помощи. По словам В.В. Путина "каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности". В Российской Федерации в целях привлечения внимания общества, и, прежде всего, детей и молодежи к литературе и чтению 2015 год объявлен Годом литературы. Именно в школе посредством прочтения произведений отечественной классической литературы молодой человек приобщается к духовно-нравственным ценностям нашего общества, это помогает его нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов. Отечественная история с ее событиями и участниками также является неиссякаемым источником формирования патриотических ценностей у молодого поколения, уважительного отношения к историко-культурному наследию своей страны, к старшему поколению. В этой связи необходимо развитие у молодого поколения интереса к гуманитарным наукам, совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин, а также развитие системы школьных музеев, расширение сотрудничества общеобразовательных организаций с организациями науки и культуры, институтами гражданского общества для всестороннего изучения истории, краеведения и национальных традиций народов Республики Марий Эл. Важной является работа по возрождению хорового движения в общеобразовательных учреждениях, поскольку хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается испытанным средством не только музыкального, но и духовно-нравственного воспитания. Участники парламентских слушаний отмечают, что социальные и экономические изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед образованием новые вызовы в области воспитания, заставляют искать современные подходы их реализации. В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, отмечены главные направления государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу. Одно из таких направлений – "усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков". Речь идет, прежде всего, о нравственной, духовной безопасности. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи приобретает особую роль в связи с необходимостью реализации "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", федеральных государственных образовательных стандартов. По итогам состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Государственному Собранию Республики Марий Эл:- при разработке законопроектов и принятии законов Республики Марий Эл, затрагивающих права и законные интересы граждан, исходить из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей и молодежи во всех сферах жизни общества и государства;- продолжить мониторинг республиканского законодательства, регулирующего правоотношения в сфере образования, и парламентский контроль за выполнением принятых законов. 2. Правительству Республики Марий Эл:- рассмотреть вопрос об учреждении гранта для образовательных организаций за лучшую программу духовно-нравственного воспитания и ее реализацию.3. Министерству образования и науки Республики Марий Эл совместно с Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл:- обеспечить повышение квалификации и переподготовку кадров для решения задач воспитания и социализации молодежи;- оказывать содействие расширению сотрудничества общеобразовательных организаций с организациями культуры, институтами гражданского общества;- содействовать возрождению хорового движения в общеобразовательных учреждениях республики;- продолжить работу по компьютеризации общественных и школьных библиотек и подключению их к Интернет-ресурсам.4. Министерству образования и науки Республики Марий Эл:- разработать и внедрить специальные образовательные и просветительские программы, содержащие информацию об информационных угрозах, правилах безопасного пользовании детей информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенные для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга, предусмотрев при этом создание информационной продукции (телепередач, сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних;- продолжить работу по совершенствованию системы социально-педагогической поддержки уязвимых категорий детей, подростков, молодых людей, способствующую их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства;- оказать содействие в распространении в республике положительного опыта практической работы государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи" по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также республиканского центра духовно-нравственного воспитания "Светоч";- шире использовать практику создания школьных музеев.5. Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл:- с целью содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма оказывать всемерную поддержку молодежным парламентам, образованным при собраниях депутатов муниципальных образований;- оказывать поддержку семейным клубам, клубам по месту жительства, семейным и родительским объединениям, содействующим возрождению и сохранению традиционных нравственных ценностей;- обеспечить создание организационно-педагогических условий для духовно-нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;- предусмотреть в 2016 году финансовые средства на комплектование фондов общественных библиотек и подписку на периодические издания.6. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:- использовать в работе лучшие практики по духовно-нравственному воспитанию, реализуемые в Республике Марий Эл;- принять меры по активизации деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.7. Образовательным организациям:- обеспечить обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;- содействовать повышению профессиональной компетенции педагогов в области духовно-нравственного воспитания, создавать условия для их участия во всероссийских, региональных мероприятиях по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;- обеспечить поддержку активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.
|
|
|
Комитет Государственного
Собрания Республики Марий Эл
|