ИНФОРМАЦИЯ

о результатах проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета
Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

 

 

 

п/п

Фамилия, имя, отчество,

дата поступления

Содержание замечаний и предложений

 

Результаты рассмотрения

1.

Председатель Йошкар-Олинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Киселева Н.Н. (поступило 2 декабря 2016 года).

Считаю прогнозные показатели бюджета 2017 года в разделе "Образование" (в целом по всем кодам бюджетной классификации)
не обеспечивающими выполнение государственного (муниципального) задания образовательными учреждениями. Пока в прогнозных цифрах Минобрнауки Республики Марий Эл 2017 года бюджет по муниципальным учреждениям образования г. Йошкар-Олы снижен в сравнении с 2016 годом на 4,6%
и составляет 50,8% от потребных показателей. При этом
в 2017 году предполагается повышение МРОТ с 1 июля на 4%
(7 800 рублей), ежегодный на начало учебного года рост численности обучающихся в общем и дошкольном образовании до 1,5 тысячи человек. Кроме того, средняя заработная плата педагогических работников на конец 2016 года не достигла установленных "дорожной картой" показателей, несмотря на предпринимаемые работодателями действия по оптимизации расходов.

Прошу проанализировать структуру и бюджетную обеспеченность следующих расходов отрасли:

выполнение Указов Президента России В.В.Путина № 597, 599
от 7 мая 2012 года по доведению средней заработной платы основных (педагогических) работников до уровня, достигнутого в экономике региона;

увеличение численности основного (педагогического) персонала
в связи с ростом числа обучающихся в городе Йошкар-Оле в дошкольных учреждениях на 420 детей, в школах – на 1165 учеников;

доведение с 1 июля 2017 года окладов низкооплачиваемых работников, которых в дошкольных учреждениях и учреждениях интернатного типа более 50%, до величины МРОТ;

повышение ставок, окладов (должностных окладов) до уровня
не ниже 70% в структуре заработной платы работника;

обеспечение расходов на создание специальных условий
для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,
а также углублённого изучения отдельных предметов, предметных областей (профильное обучение) (ст. 8, 66, 79, 99 Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации").

Судя по прогнозу, депутаты законодательного органа Республики
Марий Эл определились с источником финансовой обеспеченности отрасли: продолжить сокращение? Хочу получить обоснованный ответ
и как налогоплательщик, и как представитель работников.

Расходы республиканского бюджета по разделу "Образование" сформированы с ростом к уровню
2016 г. на 104,3% за счет распределения дополнительного объема дотации на выравнивание регионам за счет средств  централизации 1% налога на прибыль (гранта) в соответствии Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 2017 год и на плановый период
2018 и 2019 годов".

 

 

2.

Председатель Медведевской районной организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации В.Г.Павлова (поступило
5 декабря 2016 года).

Предложить от имени более чем 2000 членов профсоюза:

1. Не приостанавливать на 2017 год действие части третьей статьи 21 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 29-З "Об образовании
в Республике Марий Эл" в части получения единовременного пособия
на хозяйственное образование.

2. Увеличить расходы бюджета на 2017 год по отрасли "Образование"
по сравнению с 2016 годом на десять процентов.

1. В проекте республиканского бюджета на 2017 год действие части третьей статьи 21 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года
№ 29-З "Об образовании в Республике Марий Эл" в части получения единовременного пособия
на хозяйственное обзаведение
не приостанавливается.

2. Расходы республиканского бюджета по разделу "Образование" сформированы с ростом к уровню
2016 г. на 104,3% за счет распределения дополнительного объема дотации на выравнивание регионам за счет средств  централизации 1% налога на прибыль (гранта) в соответствии Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 2017 год и на плановый период
2018 и 2019 годов".

 

3.

Депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, члены фракции Марийского республиканского отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Н.Ф.Семенов и Г.Г.Зубков (поступило 5 декабря
2016 года).

ТАБЛИЦА СРАВНИТЕЛЬНАЯ БЮДЖЕТОВ 2015 - 2019 гг.

 

 (млн руб.)

                                                                     2015 г.              2016 г.          2017 г.             2018 г.            2019 г.

Бюджет    

                факт                                             20 883,4           21 359,2             

                безвозмездные поступления      7 657,8              6 964,7      

   Собственные доходы                             13 225,6             14394,5 

 2017-2019 гг. прогноз                                                                             20 662,9         21 127,6           21 906,3

     Безвозмездные поступления                                                              6 570,4            6 596,8             6 587,4

 Собственные доходы                                                                            14 092,5          14 530,8           15 318,9

 

 

1. Общегосударственные расходы:

                   2015-2017 гг.         факт           1 423,3               1 617,5     

                   +/-  к предыдущему году                                  + 194,2  

                     2017-2019 гг.       прогноз                                                  1 839,8             2 959,9             3 920,6

                   +/- к предыдущему году                                                      + 222,3           + 1 120,1           + 960,7

В том числе:                                                              

1.1. Расходы на  "Автобазу                                    

      Правительства РМЭ"        факт                 28,1              35,5                    

                      +/-                                                                    +7,4       

               2017-2019 гг.             прогноз                                                     38,3                 38,0                  38,7

                                                                                                                   + 2,8                  - 0,7                 + 0,7

1.2. Расходы на "ХОЗУ                              

Правительства  РМЭ"              факт           49,3                  80,2                                                                               

                      +/-                                                                   + 30,9                                                                                                                                                                                                                                              

                   2017-2019 гг.         прогноз                                                      82,3                 81,5                   83,1

                                                                                                                     + 2,1                 - 0,8                  + 1,6

2. Национальная и правоохранительная                                                                     

 деятельность                           факт            417,3                 367,7 

                      +/-                                                                     - 49,6                  

                  2017-2019 гг.          прогноз                                                  359,4                      353,0            359,2

                       +/-                                                                                         - 8,3                      - 6,4              + 6,2

3. Национальная экономика   факт           3 591,1                3 099,1       

                        +/-                                                                    - 492,0                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  2017-2019 гг.         прогноз                                                 3 133,8                 3 271,5        3 084,1

                                                                                                                   + 34,7                   + 137,7        - 187,4

В том числе:

3.1. Благоустройство набережной          33,7                              -            67,8                      67 ,1             68,3                        р. Малая Кокшага

4. Жилищно-коммунальное   

 хозяйство                                факт          1 143,9                 861,6

                         +/-                                                                 - 282,3

                   2017-2019 гг.        прогноз                                                   333,0                     70,1                70,3

                                                                                                                 - 528,6                  - 262,9             + 0,2

В том числе:

4.1.  Благоустройство набережной             6,0                       -                  -                            -                      -

р. Малая Кокшага                                 

5. Образование                        факт          5 803,1                 4 996,4                   

                          +/-                                                                   - 806,7       

                   2017-2019 гг.       прогноз                                                     4 771,5                 4 860,0        4 786,0

                         +/-                                                                                      - 224,9                   + 88,5          - 74,0

В том числе по г. Волжску и Волжскому району:

5.1. Субвенции отделу образования: 

  г. Волжск                                                   304,1                    274,2

                         +/-                                                                      -29,9

 

                 2017-2019 гг.                                                                            264,6                    261,9             267,2

                                                                                                                     - 9,6                      - 2,7              + 5.3

 Волжский район                                           187,4                 156,8

                        +/-                                                                     - 30,6

                 2017-2019 гг.                                                                            148,0                     146,4            149,4

                        +/-                                                                                        - 8,8                     - 1,6               + 3,0

6. Культура,                          

кинематография                       факт              545,2                 632,3  

                        +/-                                                                     + 87,1                     

                 2017-2019 гг.           прогноз                                                   551,5                      571,2           523,8

                  +/-                                                                                            - 80,8                     + 19,7           - 47,4

 В том числе субсидии на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации:

                                                                                                           (стр.173 Проекта…)      10,1                9,8

                                                                                                           (стр.175 Проекта…)      80.3               62,0

                                                                                                                                                    90,4              71,8

7. Здравоохранение                 факт                3 547,1            4 038,8

                     +/-                                                                            491,7

               2017-2019 гг.             прогноз                                                          982,5                611,1           676,1

                    +/-                                                                                            - 3 056,3             - 371,4          + 65,0

8. Социальная политика         факт                 4 007,5            3 942,4   

                    +/-                                                                              - 65,1                  

               2017-2019 гг.            прогноз                                                        6 469,2               6 399,4      6 451,6

                    +/-                                                                                            + 2526,8                  - 69,8       + 52,5

9. Физическая культура              

и спорт                                     факт                  542,4               205,3

                    +/-                                                                         - 337,1         

                2017-2019 гг.           прогноз                                                          309,8                 219,8         209,0

                    +/-                                                                                               + 104,5                - 90,0         - 10,8

10. Обслуживание госу-       

    дарственного и муни-    

        ципального долга:            факт                 791,4                1 245,0 

                     +/-                                                                           + 453,6  

              2017-2019 гг.             прогноз                                                           1 418,7             1 418,7    1 418,7 

                  +/-                                                                                                   + 173,7                  0………..0

 

ВЫВОДЫ:

Бюджет на 2017 – 2019 гг. носит явно антисоциальный характер:

- уменьшение финансирования статьи "Образование"
на 807 млн. рублей в 2016 году и предлагаемое уменьшение на 225 млн. рублей в 2017 году не поддается нормальному восприятию;

- на 2017 год и последующие годы идет уменьшение финансирования статей "Здравоохранение" и  "Социальная политика" более чем
на 500 млн. рублей относительно 2016 года, предлагаемые цифры
на 2018 год ведут еще к большему уменьшению финансирования более чем
на 450 млн. рублей;

- увеличение финансирования статьи "Общегосударственные нужды"
в 2016 году на 194 млн. рублей и последующее предполагаемое увеличение
на 223 млн. рублей, 1120 млн. рублей, 960 млн. рублей
на последующие 2017-2019 годы на фоне уменьшения социальных статей бюджета;

- то же самое касается статьи "Благоустройство набережной р. Малая Кокшага" и более чем значительное увеличение средств на "Обслуживание государственного и муниципального долга".

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Отклонить принятие республиканского бюджета Республики
Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Доработать бюджет с учетом его социальной направленности.

3. Внести в расходную и доходную части бюджета Республики
Марий Эл дополнительные средства в сумме 953 млн. рублей, выделяемых дополнительно Министерством финансов Российской Федерации республике
в 2017 году.

4. До принятия нового бюджета вести финансирование на январь
2017 года в размере 1/12 части бюджета 2016 года.

Республиканский бюджет на 2017 год и на плановый период 2018
и 2019 годов сформирован в пределах имеющихся доходных источников
и ограничений по размеру дефицита бюджета, установленному Соглашением с Минфином России.

Расходы отраслей социальной сферы занимают 63,3% от общих расходов республиканского бюджета ("Социальная политика"-31,3%, "Образование"-23,1%, "Здравоохранение"-4,7%, "Культура"-2,7%, "Физкультура и спорт"-1,5%).

Рост расходов по разделу "Общегосударственные вопросы"
в плановом периоде 2018 и 2019 годов  объясняется тем, что  в параметрах республиканского бюджета
на плановый период учтена финансовая помощь из федерального бюджета
на уровне 2016 года. После второго чтения  проекта закона о федеральном бюджете на 2017-2019 годы финансовая помощь республике уменьшена на 2018 год на 1014,2 млн рублей и на 2019 год на 1022,9 млн рублей. Соответственно откорректированы в сторону уменьшения параметры республиканского бюджета
на 2018 и 2019 годы по доходам
и расходам, в том числе по разделу  "Общегосударственные вопросы".

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 1 июля
2016 года № 22-З "Об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2015 год" расходы
за 2015 год по строке 1.1. составили 34,3 млн рублей, отклонение
1,2 млн рублей, по строке
1.2. - 56,1 млн рублей, отклонение
24,1 млн рублей.

Положительное отклонение
по указанным позициям обусловлено увеличением расходов на выполнение государственного задания бюджетными учреждениями в связи с передачей автотранспортных средств
с учреждений и содержанию имущества, с соответствующим сокращением расходов по данным учреждениям.

В проекте республиканского бюджета на 2017 год на реализацию  мероприятий "Благоустройство набережной р. Малая Кокшага" расходы в сумме 67,8 млн рублей предусмотрены на погашение кредиторской задолженности
за выполненные ранее подрядными организациями объемы работ
на объектах республиканской адресной инвестиционной программы, из них:     ГУП РМЭ "Мостремстрой" -
50,1 млн рублей, ЗАО "Гидротехник" - 3,0 млн рублей,
ОАО "МарийЭлДорстрой"
5 млн рублей, ОАО "Минерал" -
5,2 млн рублей.

По разделу "Образование"

Расходы республиканского бюджета
по разделу "Образование" сформированы с ростом к уровню
2016 года на 104,3% за счет распределения дополнительного объема дотации на выравнивание регионам за счет средств  централизации 1% налога на прибыль (гранта) в соответствии Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 2017 год и на плановый период
2018 и 2019 годов".

Субвенции на выплату заработной платы работникам школ и детских садов сформированы с ростом
к уровню 2016 года на 101,6% , в том числе по г. Волжску на 101,4%.
По Волжскому району субвенции сформированы с учетом снижения прогнозного контингента учащихся
по данным Министерства образования и науки республики.

По разделу "Культура
и кинематография" расходы сформированы с ростом к уровню
2016 года на 102,4 %.
За счет средств федерального бюджета предусмотрено по 100,8 млн рублей на 2018
и 2019 годы соответственно
на
подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации для проведения мероприятий по празднованию
100-летия Республики Марий Эл,
из них по подразделу "Культура"
96,4 и 78,9 млн рублей
на 2018 и 2019 годы соответственно.

По разделу "Здравоохранение".
В соответствии с бюджетной классификацией с 2017 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объеме
2 692,9 млн рублей осуществляется
по разделу "Социальная политика".
В 2016 году данные расходы в сумме 2 654,7 млн рублей финансировались по разделу "Здравоохранение". Кроме того, межбюджетные трансферты
из федерального бюджета на 2017 год по отрасли "Здравоохранение" предусмотрены в сумме 45,5 млн рублей, что на 65 млн рублей меньше уровня 2016 года.
Расходы
на содержание учреждений по отрасли "Здравоохранение" запланированы
на уровне 2016 года. Снижение
уровня расходов по отрасли обусловлено завершением строительства
и  вводом в эксплуатацию ФАПов
в районах республики, детской поликлиники на 300 посещений
в г. Йошкар-Оле.

Увеличение ассигнований
в 2017 году по отрасли "Физическая культура и спорт" связано
с содержанием введенного
в эксплуатацию объекта "Универсальный крытый легкоатлетический манеж
г. Йошкар-Олы "Арена Марий Эл".

Уменьшение  расходов по отраслям:

"Национальная экономика" обусловлено вводом в эксплуатацию набережной р. Малая Кокшага
в г. Йошкар-Оле и Воскресенского проспекта;

"Жилищно-коммунальное хозяйство" - связано с завершением
в 2017 году программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда и отсутствием в плановых назначениях средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Рост расходов на обслуживание государственного долга в 2017 году
к 2016 году объясняется изменением структуры долга в 2017 году.

Финансирование расходов бюджета
в размере 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии со статьей 190 Бюджетного кодекса Российской Федерации вводится в случае неутверждения бюджета до начала финансового года. При этом в случае применения указанного правила расходование средств бюджета
в 2017 году будет осуществляться применительно к условиям 2016 года. В то же время бюджетные условия 2017 года значительно отличаются
от условий исполнения бюджета
в 2016 году (сокращение нормативов зачисления налоговых доходов республиканского бюджета, формирование бездефицитного бюджета, выполнение мероприятий
по консолидации бюджетных средств, особые условия финансирования социальных расходов), что может привести к несбалансированности исполнения бюджета в 2017 году
и нарушениям бюджетного законодательства.

4.

Куженерский районный комитет профсоюза работников образования (поступило 6 декабря
2016 года).

В Куженерский районный комитет профсоюза работников образования поступают обращения работников образовательных организаций по проекту закона "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов".

В проекте закона Правительства Республики Марий Эл
"О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов" параметры финансирования
по отрасли образования предполагаются  на уровне прошлого года. Фонд оплаты труда заложен не в полном объеме. Определенный в параметрах бюджета на 2017 год фонд оплаты труда работников образования Куженерского муниципального района  ниже на 17,5% по сравнению
с 2015 годом.

Средства на индексацию заработной платы до МРОТ в размере
7 800 рублей, предполагаемом с 1 июля 2017 года, в проекте бюджета
не заложены.

В условиях дефицита бюджетных ресурсов ставятся задачи оптимизации бюджетных расходов отрасли, численности штатов работников, оптимизации сети образовательных организаций.

Острой остается проблема обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. В дальнейшем возможно ухудшение данной ситуации.

Бюджетом приостанавливается действие дополнительных мер социальной поддержки молодых специалистов, предусмотренных
п. 3 ст. Закона от 1 августа 2013 г. № 29-З "Об образовании в Республике Марий Эл" Ежегодно этой мерой социальной поддержки молодых специалистов в Куженерском районе пользовались 2-3 педагога. Расчетная потребность на 2017 год составляет 200,0 тыс. рублей.

Приостановка законодателями единовременных выплат молодым педагогам села не позволяет стабилизировать кадровую ситуацию в отрасли,
в т. ч. среди молодых специалистов, и выполнять "дорожную карту" в части обновления кадрового потенциала отрасли.

В 2017 году в соответствии с целевыми показателями "дорожной карты" необходимо обеспечить повышение доли молодых педагогов
в общем числе педагогов до 18,1 %. Показатель по республике в 2016 году составляет 12,3 %.

Серьезной проблемой остается большая кредиторская задолженность образовательных организаций, сложившаяся в районе. По оперативным данным, она составляет более 20 млн рублей и, по прогнозной оценке,
в 2017 году будет возрастать. У образовательных организаций имеются большие долги по перечислению средств во внебюджетные и бюджетные фонды (в пенсионный фонд, фонд социального страхования, ЖКХ,
за энергоносители и др.).

Только по коммунальным платежам задолженность муниципальных образовательных организаций отрасли составляет 16,3 млн рублей.
В бюджете отрасли на 2017 год на коммунальные платежи предусмотрено 29,2% от потребности.

Такое положение вновь может привести к блокировке расчетных счетов образовательных организаций и, как следствие, к нарушению сроков выплаты заработной платы. Таким образом, большая кредиторская задолженность
в районе не позволит коллективам работать стабильно.

В 2016 году в Куженерском муниципальном районе имелись факты задержки заработной платы.

Предполагается снижение средств на 5 млн рублей на возмещение средств за оплату жилищно-коммунальных услуг педагогам села.

Районный комитет профсоюза просит депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл еще раз внимательно изучить приведенные доводы и принять к сведению.

По обращениям, указанным
в пунктах 4-8:

Расходы республиканского бюджета
по отрасли "Образование" увеличены за счет распределенного по итогам второго чтения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год
и на плановый период 2018
и 2019 годов" дополнительного объема дотации на выравнивание регионам
за счет средств централизации 1% налога на прибыль (гранта).

В проекте республиканского бюджета на 2017 год действие части третьей статьи 21 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 29-З
"Об образовании в Республике
Марий Эл" в части получения единовременного пособия
на хозяйственное обзаведение
не приостанавливается.

Социальная поддержка в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам государственной
и муниципальной системы образования оказывается в размере 100% согласно статье 3 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З
"О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг".

За 2014-2015 годы на приобретение 32 школьных автобусов, срок эксплуатации которых составляет более 10 лет, за счет средств республиканского бюджета выделено 48379 тыс. рублей.

В 2016 году осуществлена поставка
5 школьных автобусов за счет средств федерального бюджета
в соответствии с соглашением, заключенным между Правительством Республики Марий Эл
и Министерством промышленности
и транспорта России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 года № 2502-р республике выделено 8 школьных автобусов.

Кроме этого, Министерством образования и науки Республики Марий Эл подана заявка
в Министерство образования и науки России на замену еще 61 школьного автобуса.

5.

Члены Сернурского районного комитета профсоюза работников образования (поступило
6 декабря 2016 года).

Ознакомившись с проектом  закона "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
и проведя его обсуждение в трудовых коллективах,  все работники образовательных учреждений Сернурского района и райком профсоюза  обеспокоены складывающейся ситуацией, выражают своё несогласие
со многими параметрами обсуждаемого бюджета  и предлагают вынести
на повторное обсуждение следующие  положения:

1. Заложить фонд оплаты труда работникам образования и науки
в полном объёме, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые в текущем году не выплачивались. По итогам текущего года средняя зарплата в учреждениях образования района не соответствует показателям нормативных документов,  определённых Указом Президента РФ В.В.Путина № 599 от 7 мая 2012 года. В связи с оптимизацией финансовых расходов грубо нарушается локальный акт "Положение о новой системе оплаты труда".

2. Изыскать средства на индексацию заработной  платы работников
до МРОТ в размере 7800 рублей.

3. Прекратить  оптимизацию бюджетных расходов отрасли, численности штатов работников и сети образовательных организаций,
так как в образовательных учреждениях уже существует нехватка  педагогических кадров. На перевозку детей также не хватает средств по той причине, что эти средства не закладываются в полном объёме. Автопарк устаревает, на приобретение новых школьных автобусов, срок эксплуатации которых составляет 10 лет, деньги не предусмотрены. Не берётся
во внимание  постоянное удорожание ГСМ. 

4. Продолжить возмещать  коммунальные расходы педагогам в полном объёме, включая и неработающих пенсионеров.

5. Предусмотреть в бюджете средства на реализацию государственных образовательных стандартов  в части реализации внеурочной деятельности
в объёме 10,5 часов.

6. Возобновить действие дополнительных мер социальной поддержки молодых специалистов, предусмотренных п. 3 ст. 21 Закона от 1 августа
2013 года № 29-З  "Об образовании в Республике Марий Эл".

Изыскать средства на погашение кредиторской задолженности образовательных организаций.

Уважаемые депутаты! Выражаем надежду, что проблемы отрасли образования не останутся без внимания и будут решены положительно.

 

6.

Председатель Марийской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Л.В.Пуртова (поступило 6 декабря 2016 года).

В проекте закона Правительства Республики Марий Эл
"О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов" параметры финансирования
по отрасли "Образование" предусмотрены на 370 млн рублей ниже уровня прошлого года. Определенный в параметрах бюджета на 2017 год фонд оплаты труда работников образования ниже на 1 млрд 144 млн
703 тыс. рублей (на 25,9% ниже потребности).

Средства на индексацию заработной платы до МРОТ в размере 7 800 рублей, предполагаемую с 1 июля 2017 года, в проекте бюджета не заложены.

В условиях дефицита бюджетных ресурсов на 2017 год вновь ставятся задачи дальнейшей оптимизации штатной численности работников
и количества образовательных организаций.

Справочно:  в 2016 году сокращено 604 работника, более 2000 штатных единиц. В коллективах практически не остается специалистов
для организации внеурочной деятельности с детьми.

В доведенных нормативах практически не предусмотрены средства
на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов
в части стандартов внеурочной деятельности в объеме 10,5 часов.

Острой остается проблема обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. По мнению профсоюзных экспертов, в 2017 году в дальнейшем возможно ухудшение данной ситуации.

Проектом консолидированного бюджета приостанавливается действие дополнительных мер социальной поддержки молодых специалистов, предусмотренных п. 3 ст. 21 Закона от 1 августа 2013 г. № 29-З
"Об образовании в Республике Марий Эл". Ежегодно этой мерой социальной поддержки молодых специалистов пользовались 125-130 педагогов. Расчетная потребность на 2017 год составляет 5 млн 776 тыс. рублей.

Приостановка законодателями единовременных выплат молодым педагогам села не позволит стабилизировать кадровую ситуацию в отрасли,
в т.ч. среди молодых специалистов, и выполнить показатели "дорожной карты" в части обновления кадрового потенциала отрасли.
Не индексируются средства на учебные расходы.

Справочно:

В 2017 году в соответствии с целевыми показателями "дорожной карты" необходимо обеспечить повышение доли молодых педагогов
в общем числе педагогов до 18,3%. Показатель по республике в 2016 году составляет 16,2%.

Серьезной проблемой остается большая кредиторская задолженность образовательных организаций, сложившаяся за 2015-2016 годы.

Только по коммунальным платежам задолженность муниципальных образовательных организаций отрасли составляет 395,9 млн рублей: 
в 2015 году – 102, 2 млн рублей; в 2016 году – 293,2 млн рублей, задолженность государственных образовательных организаций составляет 85,5 млн рублей.
В бюджете отрасли на 2017 год на коммунальные платежи предусмотрено 29,2% от потребности. В отрасли имеются большие долги по оплате страховых взносов во внебюджетные фонды.

Такое положение вновь может привести к блокировке  расчетных счетов образовательных организаций и, как следствие, к нарушению сроков выплаты заработной платы работников системы образования.  Таким образом, большая кредиторская задолженность образовательных организаций в регионе
не позволит коллективам работать стабильно.

Справочно:

В 2016 году в подавляющем большинстве муниципалитетов имелись факты задержки выплаты заработной платы. По состоянию
на 6 декабря 2016 года задолженность по оплате труда имеется
в Моркинском и Горномарийском районах.

В бюджете вообще не предусмотрены средства на оплату ГСМ,
на обновление автопарка для подвоза детей (в системе образования используется  180 автобусов). Потребность в новых автобусах
на 2016-2017 учебный год составляет 69 единиц.

Существует острая необходимость в индексации дотации на питание детей из многодетных семей в школах, профессиональных образовательных организациях. При дотации в размере 25 рублей на организацию горячего питания школьников из многодетных семей, 18 рублей – на организацию питания  обучающихся в техникумах и колледжах, проживающих
в общежитиях, и 9 рублей – для детей, кто не проживает в общежитиях, организовать полноценное горячее питание практически невозможно.

Предложение по отмене выплат коммунальных платежей неработающим педагогам-пенсионерам педагогическое сообщество поддержать не может.

В целях стабильной и результативной работы коллективов работники отрасли надеются на поддержку депутатов Государственного Собрания республики в решении проблем финансирования отрасли в 2017 году.

 

 

 

 

 

 

 

7.

Председатель Совета молодых педагогов Республики Марий Эл М.Ю.Гришин (поступило
6 декабря 2016 года).

На сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл
на общественное обсуждение вынесен проект закона "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018
и 2019 годов".

Указанным проектом приостанавливается действие пункта 3 статьи 21 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 29-З "Об образовании
в Республике Марий Эл", предусматривающего получение выпускниками профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования при поступлении впервые на работу
в государственные, муниципальные образовательные организации
в республике, расположенные в сельских населенных пунктах,
на педагогические должности, при условии переезда на постоянное проживание в сельский населенный пункт, единовременного пособия
на хозяйственное обзаведение в размере шести должностных окладов.

Ежегодно данной мерой социальной поддержки пользовались около
120-130 молодых специалистов.

Средний размер выплаты на одного педагога составляет 42 342 рубля. Расчетная потребность по указанной мере социальной поддержки
на 2017 год - 5 776 тыс. рублей.

В коллективных договорах образовательных организаций предусмотрены компенсационные выплаты молодым педагогам
в первые три года работы в размере до 50% от базовой ставки (оклада),
но в связи с сокращением фонда оплаты труда такие выплаты в большинстве коллективов в течение года не производятся.

Ставка заработной платы молодого учителя с высшим образованием, работающего в сельской местности, составляет 7 565 рублей, со средним специальным образованием – 6 713 рублей, воспитателя с высшим образованием – 7 233 рубля, воспитателя со средним специальным образованием – 6 290 рублей. За счет фондов стимулирования, компенсационных выплат ежемесячно производится доплата
до 7 500 рублей (размер МРОТ).

Мониторинг целевых ориентиров по достижению показателя "Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет от общего числа педагогических работников" в "дорожной карте" по выполнению майских указов Президента РФ В.В.Путина, которые на 2016 год должны составлять 18,3%, в Республике Марий Эл составляет 16,2%.

Учитывая сложную кадровую ситуацию, нехватку специалистов,
в т.ч. снижение доли молодых специалистов в отрасли, Республиканский Совет молодых педагогов выражает обеспокоенность приостановлением гарантированных государством выплат.

Главным мотивом отъезда молодых специалистов из Республики
Марий Эл является неустроенность быта, отсутствие в муниципалитетах служебного жилья, ограниченные финансовые возможности для съема жилья, отсутствие реальной материальной поддержки в первые годы работы.

На основании изложенного выше можно сделать предположение,
что приостановление действия пункта 3 статьи 21 Закона Республики
Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 29-З "Об образовании в Республике
Марий Эл" приведет к дальнейшему оттоку молодых специалистов из образовательных организаций Республики Марий Эл, а также повлечет за собой невыполнение майских указов Президента РФ в этой области.

Совет молодых педагогов Республики Марий Эл просит депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл еще раз вернуться
к рассмотрению вопроса о приостановлении действия нормы закона, указанной выше.

 

 

8.

Члены президиума Мари-Турекского райкома профсоюза работников образования (поступило
6 декабря 2016 года).

В адрес Мари-Турекского районного комитета профсоюза образования поступают обращения работников образовательных организаций общего
и среднего профессионального образования в связи с общественным обсуждением проекта бюджета на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг. Президиум районного комитета профсоюза обеспокоен и информирует о том, что в отрасли растет социальная напряженность, обусловленная предположительными параметрами бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 -2019 гг.

Параметры финансирования по отрасли образования в районе предполагаются на уровне прошлого года. Фонд оплаты труда заложен
не в полном объеме. Определенный в параметрах бюджета на 2017 год фонд оплаты труда работников образования ниже на 8613,4 тыс. рублей, или на 9% ниже потребности.

Средства на индексацию заработной платы до МРОТ в размере
7800 рублей, предполагаемом с 1 июля 2017 года, в проекте бюджета
не заложены.

В условиях дефицита бюджетных ресурсов ставятся задачи оптимизации бюджетных расходов отрасли, численность штатов работников, оптимизации сети образовательных организаций.

В доведенных нормативах практически не предусмотрены средства
на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов
в части реализации программ внеурочной деятельности в объеме 10,5 часов. Острой остается проблема обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. По мнению профсоюзных экспертов, в 2017 году в дальнейшем возможно ухудшение данной ситуации.

Районный комитет беспокоит приостановка действия дополнительных мер социальной поддержки молодых специалистов, предусмотренных
п. 3 ст. 21 Закона от 1 августа 2013 г. № 29-З "Об образовании в Республике Марий Эл". Приостановка законодателями единовременных выплат молодым педагогам села не позволяет стабилизировать кадровую ситуацию в отрасли
и выполнять "дорожную карту" в части становления кадрового потенциала. Серьезной проблемой остается большая кредиторская задолженность образовательных организаций, сложившаяся в республике.
В районе она составляет 54,2 млн рублей, в 2017 году будет возрастать.
У образовательных организаций имеются большие долги по перечислению средств во внебюджетные и бюджетные фонды (в пенсионный фонд, фонд социального страхования, за энергоносители и др.) Задолженность
по коммунальным платежам муниципальных образовательных организаций отрасли составляет 39,9 млн рублей.

Такое положение может привести к блокировке расчетных счетов образовательных организаций и, как следствие, к нарушению сроков выплаты заработной платы. Таким образом, большая кредиторская задолженность
в районе не позволяет коллективам работать стабильно. Средства на погашение имеющейся задолженности в консолидированном бюджете также не заложены.

Снижены средства в размере 4,8 млн рублей на возмещение затрат
на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогам села. Данной услугой
в районе пользуются 604 человека.

Районный комитет профсоюза просит депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл еще раз внимательно изучить приведенные доводы и принять к сведению при принятии бюджета на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 гг.