Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл

по бюджету, налогам и финансам

 

В отчетном периоде Комитетом Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету, налогам и финансам в соответствии с планом работы проведено 25 заседаний, на которых было рассмотрено 384 вопроса, из них 123 вопроса, связанных с подготовкой документов, вносимых на обсуждение сессий Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В качестве головного Комитет по бюджету, налогам и финансам принимал непосредственное участие в разработке и принятии 12 законопроектов и 17 проектов постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В отчетном году дальнейшее развитие получило бюджетное законодательство. Решались вопросы законодательного регулирования повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Совершенствовались межбюджетные отношения, в том числе менялись методики по выравниванию бюджетной обеспеченности. Особенностью республиканского бюджетного процесса явился переход на трехлетнее бюджетное планирование, позволяющее строить долгосрочные прогнозы и перспективы.

Проведена большая работа по мониторингу действующего законодательства в области бюджетных и кредитных правоотношений, Комитет подготовил и внёс на рассмотрение Государственного Собрания законопроект о признании утратившими силу двенадцати республиканских законов, по которым бюджетные обязательства республики исполнены либо прекращены. Принятие в апреле 2008 года соответствующего закона позволило уточнить перечень действующих республиканских законов.

Осуществляя текущее бюджетное регулирование Государственным Собранием, так как в течение 2008 года четырежды вносились изменения в Закон Республики Марий Эл от 20 ноября 2007 года № 64–З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год":

1) Законом Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 1–З внесены изменения в доходную часть республиканского бюджета Республики
Марий Эл по отдельным видам налогов в связи с установлением источников финансирования мероприятий по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 января 2008 года № 18 "О повышении размера оплаты труда работникам государственных учреждений, финансируемых
из республиканского бюджета Республики Марий Эл".

Изменения в расходную часть бюджета внесены на суммы поступивших целевых средств из федерального бюджета с учетом увеличения налоговых доходов и дефицита республиканского бюджета.

2) Законом Республики Марий Эл от 28 апреля 2008 года № 15–З внесены изменения на основании Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185–ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства" и решением правления Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства от 26 декабря 2007 года в части увеличения доходов и расходов республиканского бюджета на 374316,6 тыс. рублей.

3) Законом Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года № 27–З внесены изменения в части увеличения доходов на 137065,9 тыс. рублей, расходов на 1404626,9 тыс. рублей и дефицита республиканского бюджета на 34561 тыс. рублей. Кроме того, внесены поправки в доходную часть республиканского бюджета Республики Марий Эл по отдельным видам налогов, сборов и платежей исходя из дополнительного поступления доходов в размере 741621 тыс. рублей, а изменения в расходную часть бюджета внесены на суммы поступивших целевых средств из федерального бюджета.

4) Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2008 года № 78–З внесены изменения в доходную часть республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2008 год по отдельным видам налогов, сборов и платежей исходя из ожидаемого поступления доходов за год.

С учетом заключения и рекомендации Государственной счетной палаты Республики Марий Эл 30 июля 2008 года законом Республики Марий Эл утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007 год.

С целью приведения законодательства Республики Марий Эл в соответствие с законодательством Российской Федерации разработан и принят Закон Республики Марий Эл "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл". Комитетом по бюджету, налогам и финансам внесена поправка, касающаяся усовершенствования законопроекта путем дополнения перечня налоговых доходов бюджетов городских округов новым видом доходов – государственной пошлиной за выдачу органом местного самоуправления городского округа специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

В соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264–ФЗ "О развитии сельского хозяйства" принят закона Республики Марий Эл "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам налогообложения". Указанным законом внесены соответствующие изменения по предоставлению налоговых льгот по транспортному налогу организациям, содержащим автоколонны войскового типа, по зарегистрированным грузовым автомобилям и автобусам, а также расширен перечень видов деятельности предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, с шестидесяти одного до шестидесяти девяти.

С 2009 года меняются методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из республиканского бюджета Республики Марий Эл и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджетов муниципальных районов, которые рассчитываются в зависимости от налогового потенциала каждого муниципального образования и индекса бюджетных расходов.

На основании Федерального закона от 6 октября 2003 года №131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят закон Республики Марий Эл "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл", определяющий механизм расчета субвенций муниципальным районам на исполнение полномочий по выравниванию поселений исходя из численности жителей.

С целью приведения законов Республики Марий Эл "О транспортном налоге" и "О налоге на имущество организаций на территории Республики Марий Эл" в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264–ФЗ "О развитии сельского хозяйства", где уточнено понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей и закреплен соответствующий критерий, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации принят закон Республики Марий Эл "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам налогообложения".

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42–З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" и решением Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл от 14 октября 2008 года № 148 "Об организации работы с проектом закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в Государственном Собрании Республики Марий Эл" Комитетом по бюджету, налогам и финансам, как головным, проведена работа по предварительному рассмотрению проекта закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", внесенного Президентом Республики Марий Эл.

В установленный законом срок по прогнозу социально–экономического развития республики и проекту республиканского бюджета на 2009 год и на плановый период Комитетом проведена оценка и решен вопрос о передаче законопроекта на рассмотрение в нулевом чтении комитетами Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Комитетом по бюджету, налогам и финансам подготовлено заключение по обобщению и экспертизе поправок к проекту республиканского бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Проведено расширенное заседание Комитета по бюджету, налогам и финансам с участием членов Правительства Республики Марий Эл, председателей комитетов и авторов поправок. Все поправки прошли соответствующую экспертизу и согласование, предусмотренные утвержденной законом процедурой работы с проектом бюджета в Государственном Собрании Республики Марий Эл.

Итогом проведенной Комитетом работы стал впервые принятый 25 ноября 2008 года на тридцать второй бюджетной сессии Государственного Собрания Закон Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

В отчетном периоде Комитетом уделялось значительное внимание вопросам парламентского контроля в сфере бюджетной и финансовой политики.

Комитетом на заседании 20 февраля 2008 года рассмотрен план контрольных мероприятий Государственной счетной палаты Республики Марий Эл на 2008 год, где отмечено, что план работы составлен исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл. В плане учтены предложения комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл о проведении отдельных контрольных мероприятий, в том числе по реализации республиканских целевых программ и приоритетных национальных проектов.

В рамках предоставленных полномочий, Комитетом также  заслушан отчет Государственной счетной палаты Республики Марий Эл о работе в 2007 году. Комитетом сделан вывод о том, что деятельность Государственной счетной палаты Республики Марий Эл в отчетном периоде была направлена на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", выполнение предусмотренных контрольных и экспертных мероприятий.

Государственной счетной палатой Республики Марий Эл проводились проверки эффективности и целевого использования государственных средств, выделенных на реализацию в республике четырех приоритетных национальных проектов. Соответствующие результаты контрольных мероприятий представлены в Государственное Собрание Республики Марий Эл и рассмотрены Комитетом в рамках проведения парламентского контроля.

Комитетом  проведено предварительное рассмотрение финансового отчета Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о расходовании денежных средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Марий Эл на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва по Звениговскому одномандатному избирательному округу № 16. С учетом заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Комитет рекомендовал Государственному Собранию утвердить финансовый отчет Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл.

В отчетном периоде Комитет продолжил работу по формированию Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. По представлению Президента Республики Марий Эл Комитет провел предварительное рассмотрение кандидатур на должности Председателя и аудитора Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.

В соответствии с планом работы Комитета 24 июня отчетного года проведено выездное заседание Комитета по бюджету, налогам и финансам в Государственном унитарном предприятии Республики Марий Эл "Мостремстрой" с участием членов Комитета по развитию производственного комплекса на тему: "Вопросы строительства цеха по безопалубочному формованию плит пустотного настила и линии по производству элементов каркасных зданий, мелкоштучных стеновых и дорожных изделий в Республике Марий Эл с целью удешевления строительства жилья для граждан Республики Марий Эл в рамках реализуемого национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".

В течение отчетного периода систематически рассматривались проекты федеральных законов по предметам ведения Комитета, поступившие из Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так за текущий год рассмотрено 126 проектов федеральных законов и 24 обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 2008 году Комитетом рекомендовано Государственному Собранию Республики Марий Эл поддержать два проекта федеральных законов:

№ 114103–5 "О внесении изменений в статью 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

"О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

В рамках межпарламентского сотрудничества, с 16 по 18 июня 2008 года председатель Комитета Сальников А.А. и член Комитета Цивильский В.А. принимали участие в работе Восьмой научно–практической конференции на тему: "Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов" в г. Петрозаводске.

Председатель Комитета Сальников А.А. 17 сентября 2008 года принял участие в работе Международного конгресса, организованного Советом Федерации на тему: "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" в г. Санкт–Петербурге.

1 декабря 2008 года председатель Комитета Сальников А.А. принял участие в работе в парламентских слушаниях на тему: "О ходе реализации Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в г. Москве.

Все члены Комитета принимали активное участие в его работе, встречались с избирателями и отчитывались перед ними, вели прием в своих округах, информировали о своей работе в средствах массовой информации.