Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл
по бюджету, налогам и финансам
Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету, налогам и финансам (далее – Бюджетный Комитет) был сформирован на заседании первой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва 4 ноября 2004 года в количестве 8 депутатов, связанных по своей профессиональной деятельности с вопросами ведения Бюджетного Комитета.
Персональный состав Комитета:
Сальников Александр Анатольевич – председатель Комитета, депутат по Северному одномандатному избирательному округу № 26, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Степанов Алексей Витальевич – заместитель председателя Комитета, депутат, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Казанков Сергей Иванович – секретарь Комитета, депутат по Красногорскому одномандатному избирательному округу № 17, член фракции КПРФ;
Александров Геннадий Петрович – член Комитета, депутат по Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 1, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Жуков Михаил Михайлович – член Комитета, руководитель фракции "АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ";
Российский Игорь Николаевич – член Комитета, депутат по Козьмодемьянскому одномандатному избирательному округу № 13, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Кондаков Юрий Александрович – член Комитета, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ";
Цивильский Валентин Александрович – член Комитета, депутат по Бауманскому одномандатному избирательному округу № 9, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Бюджетный Комитет свою деятельность осуществлял в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Республики Марий Эл: "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" и "О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл", а также Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл и Положением Комитета по бюджету, налогам и финансам.
Основной задачей Бюджетного Комитета является создание необходимых условий для оздоровления экономики, достижения финансовой стабильности, оживления деловой и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и развития предпринимательства. Для выполнения этих задач Бюджетным Комитетом на каждый календарный год разрабатывались и принимались планы, с которыми была организована текущая деятельность Бюджетного Комитета по совершенствованию бюджетно – финансовой и налоговой системы республики, формированию республиканского и консолидированного бюджета, привлечению в него средств, а после утверждения – постоянному контролю за его исполнением.
Полномочия Бюджетного Комитета распространяются практически на всю сферу законодательной деятельности в Республике Марий Эл, так как все законы, программы и другие законодательные документы должны иметь четкое финансово– кредитное обоснование и обеспечиваться стабильным финансированием.
В процессе реализации своих задач Бюджетный Комитет осуществлял организационно – методическую, экспертно – аналитическую, контрольную, информационную деятельности, направленные на решение вопросов по эффективному использованию бюджетных средств Республики Марий Эл.
Бюджетным Комитетом с начала созыва проведено 108 заседаний, на которых было рассмотрено 1560 вопросов, в том числе 394 законопроекта и 597 проектов постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл. В качестве головного Комитет по бюджету, налогам и финансам принимал непосредственное участие в разработке и принятии 91 проекта постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл, 64 законов в области бюджетного и налогового законодательства, из них:
15 законов связанных с совершенствованием бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
5 законов – об утверждении отчетов об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;
5 законов – об утверждении республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год;
20 законов – о внесении текущих изменений в законы о республиканском бюджете Республики Марий Эл;
17 законов – в сфере налогообложения;
2 закона – о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О Государственной счетной палате Республики Марий Эл" в связи с необходимостью приведения законодательного акта в соответствие с федеральными законами.
В период деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва бюджетное законодательство получило свое дальнейшее развитие. В связи с ведением в действие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в бюджетообразующие законы, которые регулируют взаимоотношения между органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл. Между органами местного самоуправления муниципальных районов республики и органами местного самоуправления поселений по вопросам межбюджетных отношений в части, касающейся предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам. Предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов республиканскому бюджету Республики Марий Эл и предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений Республики Марий Эл и распределения субвенций из республиканского фонда компенсаций для финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Республики Марий Эл.
В связи с вступлением в силу новых положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, уточняющих состав налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации, определяющих подходы по формированию межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с ведением трехлетнего переходного периода, Комитетом проделана значительная работа по приведению законодательных актов Республики Марий Эл, регулирующих бюджетные правоотношения, в соответствие с данными требованиями.
Одной из приоритетных задач на протяжении всего созыва Бюджетный Комитет считал увеличение налогооблагаемой базы в республике в этой связи ежегодно, в порядке контроля, анализировалась практика применения в республике законов о транспортном налоге, о ставках налога на игорный бизнес на территории Республики Марий Эл, о применении упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Марий Эл и о результатах исполнения законодательства в деятельности компьютерных салонов, игорных заведений и игровых автоматов.
Проведен комплекс мероприятий по принятию, а в последующем по внесению изменений и дополнений в Законы Республики Марий Эл о транспортном налоге, о налоге на имущество организаций на территории Республики Марий Эл, о ставках налога на игорный бизнес на территории Республики Марий Эл и о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Проделанная работа позволила обеспечить устойчивость доходной части бюджета Республики Марий Эл за счет применения механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг, повысить эффективность бюджетных расходов, а также создать стимулы для муниципальных образований к снижению уровня дотационности их бюджетов.
В соответствии с новыми подходами к рассмотрению проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл, на основании Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", ежегодно разрабатывались мероприятия по организации работы с проектом закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
Проведена большая работа по мониторингу действующего законодательства, в области бюджетных и кредитных правоотношений и за отчетный период признаны утратившими силу 39 республиканских законов, так как по которым бюджетные обязательства республики исполнены либо прекращены.
В течение всего созыва рассматривались проекты федеральных законов по предметам ведения Бюджетного Комитета, поступившие из Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. За период созыва рассмотрено 494 проектов федеральных законов и 62 обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них два проекта федеральных законов: "О внесении изменений в статью 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" рекомендовано Государственному Собранию Республики Марий Эл поддержать.
В рамках предоставленных полномочий, Бюджетным Комитетом ежегодно рассматривались план контрольных мероприятий и отчет о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Государственной счетной палатой Республики Марий Эл регулярно проводились проверки эффективности и целевого использования государственных средств, выделенных на реализацию в республике четырех приоритетных национальных проектов и соответствующие результаты контрольных мероприятий рассматривались Бюджетным Комитетом в рамках проведения парламентского контроля.
В связи с окончанием срока полномочий должностных лиц Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, Бюджетный Комитет совместно с Комитетом по законодательству провел определенную работу по уточнению норм действующего закона "О государственной счетной палате Республики Марий Эл" и по предоставлению Президента Республики Марий Эл рассмотрел и подготовил рекомендации по назначению Заместителя Председателя и аудиторов Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.
По поручению Государственного Собрания Республики Марий Эл Бюджетным Комитетом рассмотрен финансовый отчет Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о расходовании денежных средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Марий Эл на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва по Звениговскому одномандатному избирательному округу № 16. На основании заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл финансовый отчет Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл рекомендован Бюджетным Комитетом к утверждению Государственным Собранием. Соответствующее постановление принято на двадцать девятой сессии.
Рассмотрены вопросы о награждении Почетными грамотами и Благодарственными письмами Государственного Собрания Республики Марий Эл ветеранов налоговой службы Республики Марий Эл и сотрудников Отделения Марий Эл Сберегательного банка Российской Федерации.
С начала созыва членами Бюджетного Комитета рассмотрены 12 заявлений бывших депутатов представительного и законодательного органа государственной власти Республики Марий Эл об установлении им в соответствии с действующим законом Республики Марий Эл ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
Члены Бюджетного Комитета принимали участие в парламентских слушаниях и семинарах – совещаниях, проводимых Государственной Думой и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Приволжским Федеральным округом.
Так, председатель Комитета Сальников А.А. принимал участие:
– в семинарах – совещаниях, проводимых в городе Москве и Ульяновске, на темы: "Принципы управления региональными финансами. Стандарты наилучшей практики. Руководство по управлению региональными местными финансами" и "О предварительных параметрах прогноза социально – экономического развития России";
– в расширенном заседании Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Федерации и региональной политике на тему: "Бюджет 2007 года и межбюджетные отношения";
– в совещании, проводимом Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по вопросу: "О проекте Федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года";
– в заседании, проводимом Комитетом Совета Федерации "Круглого стола" по вопросам местного самоуправления, на тему: "Законодательное обеспечение решения вопросов местного значения по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования и организации транспортного обслуживания населения";
– в работе Восьмой научно – практической конференции на тему: "Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов" в городе Петрозаводске;
– в работе Международного конгресса, организованного Советом Федерации на тему: "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" в городе Санкт – Петербурге;
– в работе в парламентских слушаниях на тему: "О ходе реализации Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в городе Москве;
– в Девятой научно – практической конференции на тему: "Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов" в городе Петрозаводске.
Заместитель председателя Комитета Степанов А.В. принял участие в пятом съезде Политической партии "Единая Россия" в городе Москве.
Член Комитета Жуков М.М. принял участие в семинаре – совещание руководителей региональных отделений "Аграрная партия России" Приволжского федерального округа, прошедшем в городе Кирове.
Член Комитета Кондаков Ю.А. принимал участие:
– в парламентских слушаниях в городе Москве на тему: "Проблемы совершенствования законодательства в вопросах реабилитации и социальной ориентации ветеранов – инвалидов военной службы и правоохранительных органов";
– в парламентских слушаниях, проводимых Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам на тему: "Налоговые органы и государственная регистрация юридических лиц: задачи государства, интересы бизнеса".
Член Комитета Цивильский В.А. принял участие в работе Восьмой научно – практической конференции на тему: "Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов" в городе Петрозаводске.
В основном все члены Комитета принимали активное участие в ее работе, так как выступали на сессиях Государственного Собрания. Регулярно участвовали в работе сессий районных и городских собраний, семинаров и совещаний. Неоднократно публиковались на страницах республиканских и районных газетах с информацией о своей депутатской деятельности. Систематически встречались с избирателями, осуществляли прием граждан по различным вопросам. Проводили постоянную работу с письмами и обращениями граждан.