Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл

по бюджету

 

Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету (далее - Бюджетный Комитет) был сформирован на заседании первой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва 28 октября 2009 года в количестве 8 депутатов, связанных по своей профессиональной деятельности с вопросами ведения Бюджетного Комитета.

Бюджетный Комитет свою деятельность осуществлял в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Республики Марий Эл: "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" и "О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл", а также Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл и Положением Комитета по бюджету.

Бюджетная и налоговая политика за отчетный период в республике были направлены на решение задач, связанных с реализацией мер, направленных на:

сохранение и развитие налогового потенциала на территории республики;

полное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь публичных обязательств перед гражданами;

повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

переход на программный принцип формирования бюджета;

создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий на основе совершенствования межбюджетных отношений;

последовательное снижение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и долговой нагрузки.

Основной задачей Бюджетного Комитета является создание необходимых условий для оздоровления экономики, достижения финансовой стабильности, сохранение социальных гарантий населению с учетом повышения качества бюджетных услуг и снижения неэффективных бюджетных расходов, оживления деловой и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и развития предпринимательства. Для выполнения этих задач Бюджетным Комитетом на каждый календарный год разрабатывались и принимались планы, с которыми была организована текущая деятельность Бюджетного Комитета по совершенствованию бюджетно-финансовой и налоговой системы республики, формированию республиканского и консолидированного бюджета, привлечению в него средств, а после утверждения - постоянному контролю за его исполнением.

Полномочия Бюджетного Комитета распространяются практически на всю сферу законодательной деятельности

в Республике Марий Эл, так как все законы, программы и другие законодательные документы должны иметь четкое финансово-кредитное обоснование и обеспечиваться стабильным финансированием.

В процессе реализации своих задач Бюджетный Комитет осуществлял организационно-методическую, экспертно-аналитическую, контрольную, информационную деятельность, направленную на решение вопросов по эффективному использованию бюджетных средств Республики Марий Эл.

Бюджетным Комитетом с начала созыва проведено 130 заседаний, на которых было рассмотрено 1263 вопроса. В качестве головного Комитет по бюджету принимал непосредственное участие в разработке и принятии 81 проекта постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл, 59 законов в области бюджетного и налогового законодательства, из них:

5 законов - об утверждении отчетов об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;

5 законов - об утверждении республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год;

21 законов - о внесении текущих изменений в законы о республиканском бюджете Республики Марий Эл;

13 законов связанных с совершенствованием бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

11 законов - в сфере налогообложения;

2 закона - о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О Государственной счетной палате Республики Марий Эл" в связи с необходимостью приведения законодательного акта в соответствие с федеральными законами.

2 закона:

Первый, во исполнение статьи 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и статьи 4 Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" принят закон Республики Марий Эл "О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл". Законом определены понятие "публичные слушания", круг участников, форма и сроки проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Второй, во исполнение части восьмой статьи 26 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и с целью обеспечения выдачи гражданам с 1 января 2014 года универсальных электронных карт, принят закон Республики Марий Эл "О порядке проведения конкурса по отбору банка на право обеспечения предоставления услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты".

В период деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва бюджетное законодательство получило свое развитие, так как в качестве приоритетов решал задачи реализации поручений, связанных с законодательным обеспечением подготовительных мероприятий по уточнению порядка формирования бюджетов, внедрения в практику управления бюджетным процессом передовых технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг, а с 2013 года в республике перешли на программный принцип формирования бюджета.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл о порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл в отчетном периоде Комитет по бюджету усовершенствовал формы своей работы, так как связи с новыми подходами к рассмотрению республиканского бюджета Комитетом были разработаны мероприятия по организации работы по проведению публичных слушаний в заочной форме по проекту закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и по отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2013 год с последующим утверждением Президиумом Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В соответствии с утвержденными мероприятиями впервые Государственным Собранием Республики Марий Эл с 7 по 14 ноября 2013 года проведены в заочной форме публичные слушания по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл в целях обеспечения открытости для общества, средств массовой информации и граждан процедур рассмотрения и принятия решений по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл. И с 3 по 10 июня 2014 года проведены в заочной форме публичные слушания по отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2013 год в целях обеспечения открытости для общества, средств массовой информации и граждан процедур рассмотрения и принятия решений по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета с последующим размещением на сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл и отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2013 год.

В пятом созыве приоритетным направлением в деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл было взаимодействие с органами исполнительной власти по законодательному обеспечению решения на республиканском уровне задач и мероприятий, связанных с уточнением порядка формирования бюджетов, внедрением в практику управления бюджетным процессом новых технологий, обеспечивающих эффективное и качественное представление бюджетных услуг.

Качественно изменилось содержание Закона Республики Марий Эл о бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл в связи с дополнением его положениями о порядке и источниках формирования республиканского Дорожного фонда.

Среди новаций в совершенствовании республиканского бюджетного и налогового законодательства следует отметить принятие Закона Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл", объединяющего в единый нормативный правовой акт вопросы, касающиеся правоотношений в налоговой сфере в соответствии с полномочиями, предоставленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях создания экономического стимула для развития бюджетообразующих отраслей экономики Республики Марий Эл, повышения конкурентоспособности и качества продукции и услуг принят Закон Республики Марий Эл "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" позволяющий улучшить инвестиционную привлекательность республики и обеспечить сбалансированность бюджета республики на трехлетнюю перспективу 2014 - 2016 годов. В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Законом установлена ставка налога на имущество организаций в размере 0,5 процента от налоговой базы при реализации на территории республики инвестиционных проектов с привлечением инвестиций на сумму более 5 млрд. рублей сроком на 3 года.

Учитывая, что доходы от патентной системы налогообложения зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, то законом отменен льготный порядок налогообложения имущества организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского и местного значения, что соответствует задачам, определенным на заседании Государственного совета Российской Федерации о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов (4 октября 2013 года).

В связи с вступлением в силу новых положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, уточняющих состав налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации, определяющих подходы по формированию межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с ведением трехлетнего переходного периода, Комитетом проделана значительная работа по приведению законодательных актов Республики Марий Эл, регулирующих бюджетные правоотношения, в соответствие с данными требованиями.

В связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" по предложению Комитета по бюджету Государственным Собранием Республики Марий Эл четыре раза вносились изменения в Закон Республики Марий Эл

"О Государственной счетной палате Республики Марий Эл", направленные на приведение действующего Закона в соответствие с указанными федеральными законами.

Проведена большая работа по мониторингу действующего законодательства, в области бюджетных и кредитных правоотношений и за отчетный период признаны утратившими силу 28 республиканских законов, прекративших действие в связи с истечением срока, на который они были приняты.

Таким образом, бюджетная и налоговая политика Республики Марий Эл за отчетный период была направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, в том числе за счет последовательного снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет, проведения политики сдерживания роста бюджетных расходов при безусловном исполнении действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами, адресное решение социальных проблем, повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

В рамках предоставленных полномочий, Бюджетным Комитетом ежегодно рассматривались план контрольных мероприятий и отчет о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Государственной счетной палатой Республики Марий Эл регулярно проводились проверки эффективности и целевого использования государственных средств, и соответствующие результаты контрольных мероприятий рассматривались Бюджетным Комитетом в рамках проведения парламентского контроля.

В связи с окончанием срока полномочий должностных лиц Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, Бюджетный Комитет совместно с Комитетом по законодательству провел определенную работу по уточнению норм действующего закона "О государственной счетной палате Республики Марий Эл" и по предоставлению Главы Республики Марий Эл рассмотрел и подготовил рекомендации по назначению Председателя, заместителя Председателя и аудитора Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.

По поручению Государственного Собрания Республики Марий Эл Бюджетным Комитетом рассмотрен финансовый отчет Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о расходовании денежных средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Марий Эл на подготовку и проведение выборов депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва и проведение выборов депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований в Республике Марий Эл. На основании заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл финансовый отчет Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл рекомендован Бюджетным Комитетом к утверждению Государственным Собранием. Соответствующее постановление принято на третьей сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл (31 декабря 2009 года).

Рассмотрены вопросы о награждении Почетными грамотами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сальникова А.А., депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл, председателя Комитета по бюджету и Александрова Г.П., депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл, заместителя председателя Комитета по бюджет.

Вопросы о ходе реализации в республике законов, находящихся на контроле Комитета по бюджету, систематически рассматривались на заседаниях Комитета по бюджету, в том числе выездных, а также совместных с другими комитетами Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва.

В рамках парламентского контроля Комитетом по бюджету рассмотрены следующие вопросы:

26 октября 2010 года на выездном заседании в Моркинском муниципальном районе с участием представителей Министерства финансов и Министерства юстиции Республики Марий Эл был рассмотрен вопрос "Об улучшении финансовой самостоятельности бюджетов городских и сельских поселений после их реорганизации (по результатам референдума, проведенного в марте 2009 года) на примере муниципального образования "Моркинский муниципальный район" и мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании по повышению самодостаточности местного бюджета.

По итогам выездного заседания, с целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, принято решение рекомендовать органам местного самоуправления Республики Марий Эл:

во-первых, осуществлять мониторинг уровня заработной платы и формирования налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц, состояния расчетов налогоплательщиков и налоговых агентов по учтенной налоговыми органами задолженности по налогу на доходы физических лиц, в том числе:

проводить совместно с территориальными налоговыми органами анализ финансового состояния налогоплательщиков, расположенных на территории муниципалитетов, уделив особое внимание проблеме финансовой ликвидности и устойчивости предприятий и организаций реального сектора экономики, и вести постоянный мониторинг обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств;

осуществлять анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;

обеспечить эффективную реализацию полномочий в области использования муниципального имущества и установления местных налогов;

обеспечить выполнение показателей налоговых и неналоговых доходов, сокращение задолженности плательщиков по налогам и сборам и мобилизацию дополнительных доходных источников местного бюджета.

во-вторых, обеспечить исполнение мероприятий в рамках соглашений "О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета" и представить отчеты о выполнении соглашений за 2010 год в министерство финансов Республики Марий Эл до 20 января 2011 года;

в третьих, активизировать работу по оптимизации бюджетных расходов и реорганизации сети бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";

в четвертых, использовать положительный опыт реорганизации (укрупнения) муниципальных образований в Горномарийском, Моркиноском, Новоторъяльском и Советском муниципальных районах с целью повышения финансовой самодостаточности городских и сельских поселений.

25 марта 2011 года состоялось выездное заседание в Министерстве финансов Республики Марий Эл совместно с комитетами Государственного Собрания Республики Марий Эл по здравоохранению и по социальному развитию с участием представителей Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, республиканских организаций профсоюза работников образования и науки, культуры, здравоохранения по вопросу реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Республике Марий Эл.

Заседание носило информационно-консультативный характер и предоставило участникам заседания возможность получить исчерпывающую информацию и разъяснения по теме "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", для использования в практической работе.

13 декабря 2012 года в рамках реализации Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" проведено выездное заседание с участием представителей Министерства финансов Республики Марий Эл, Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" и городского округа "Город Козьмодемьянск" по вопросу: "О дорожном фонде Республики Марий Эл и о состоянии дорожной сети в муниципальном образовании "Горномарийский муниципальный район" и городском округе "Город Козьмодемьянск" и по итогам выездного заседания принято решение:

во первых, обратиться в Министерство финансов Республики Марий Эл с предложением рассмотреть возможность увеличения выделения средств по статье "Благоустройство" на зимнее содержание дорог муниципальному образованию "Горномарийский муниципальный район";

во вторых, рассмотреть предложения, высказанные главой администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" Кубековым Л.З.:

- к Закону Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", в части осуществления обустройства проезда по сельским населенным пунктам за счет средств дорожного фонда Республики Марий Эл;

- к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 20 февраля 2012 года № 47 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Марий Эл", в части изменения методики расчета субсидий из дорожного фонда Республики Марий Эл на ремонт муниципальных дорог.

В рамках реализации Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-З "О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл" Комитетом по бюджету подготовлены мероприятия по организации и проведению публичных слушаний:

с 7 по 14 ноября 2013 года - по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;

с 3 по 10 июня 2014 года - по отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2013 год.

В рамках межпарламентского сотрудничества делегация депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл (Сальников А.А., Российский И.Н. и Хмелев В.Н.) с 8 по 9 июня 2011 года с рабочим визитом посетила Законодательное Собрание Пермского края по вопросу формирования источников финансирования региональных дорожных фондов.

Члены Бюджетного Комитета принимали участие в парламентских слушаниях и семинарах - совещаниях, проводимых Государственной Думой и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Так, председатель Комитета Сальников А.А. принимал участие:

20 мая 2013 года в парламентских слушаниях проводимых Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и их влияние на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

24 марта 2014 года в заседании "круглого стола" проводимых Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему "О правовом и организационном обеспечении взаимодействия институтов государственного, муниципального парламентского и общественного контроля в Российской Федерации";

25 марта 2014 года в работе конференции "Бюджетный федерализм: итоги и перспективы", проводимых Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

с 10 по 12 апреля 2014 года принял участие в заседании "круглого стола" проводимых Комитетом по транспорту Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Оценка работы дорожных фондов за 2013 год. Совершенствование механизмов использования дорожных фондов".

В основном все члены Комитета принимали активное участие в ее работе, так как выступали на сессиях Государственного Собрания. Регулярно участвовали в работе сессий районных и городских собраний, семинаров и совещаний. Неоднократно публиковались на страницах республиканских и районных газетах с информацией о своей депутатской деятельности. Систематически встречались с избирателями, осуществляли прием граждан по различным вопросам. Проводили постоянную работу с письмами и обращениями граждан.