Итоги деятельности Комитета
Государственного Собрания Республики Марий Эл
по бюджету
в 2013 году

 

Работа Комитета за истекший период строилась в соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл на 2013 год и планом работы Комитета на текущий год.

В отчетном периоде Комитетом Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету в соответствии с планом работы проведено 24 заседания, на которых было рассмотрено 237 вопросов, из них 157 вопросов, связанных с подготовкой документов, вносимых на обсуждение 9 сессий Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Основным направлением работы Комитета в 2013 году была законодательная (законотворческая) деятельность. В качестве головного Комитет по бюджету принимал непосредственное участие в подготовке к принятию Государственным Собранием Республики Марий Эл  14 законопроектов и 19 проектов постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл. В ходе рассмотрения законопроектов Комитетом рекомендовано к принятию Государственным Собранием Республики Марий Эл 25 поправок к проектам законов, из них десять – от Комитета по бюджету.

Осуществляя текущее бюджетное регулирование, Государственным Собранием в течение 2013 года четырежды вносились изменения в Закон Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 70-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов":

1. Законом Республики Марий Эл от 26 февраля 2013 года № 1-З внесены изменения в доходную часть республиканского бюджета Республики Марий Эл на сумму 722,8 млн. рублей за счет безвозмездных поступлений на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и отдельных решений Правительства Российской Федерации.

2. Законом Республики Марий Эл от 19 апреля 2013 года № 9-З представлены государственные гарантия на сумму 200 млн. рублей с целью продления срока погашения кредитов, выделенных кредитными организациями в 2012 году на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и, кроме того, обеспеченных государственными гарантиями Республики Марий Эл, срок действия которых истекают в 2013 году.

3. Законом Республики Марий Эл от 24 мая 2013 года № 17-З внесены изменения:

- в доходную часть республиканского бюджета Республики Марий Эл на сумму 1 470,4 млн. рублей за счет увеличения безвозмездных поступлений в бюджет республики в 2013 году на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решения Правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- в расходную часть республиканского бюджета на сумму 1 634,1 млн. рублей за счет безвозмездных поступлений и перемещения ассигнований по отдельных разделам и подразделам расходной части бюджета.

4. Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2013 года № 58-З внесены изменения в части увеличения доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл за счет безвозмездных поступлений на 1 584 млн. рублей на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и отдельных решений Правительства Российской Федерации. Расходная часть республиканского бюджета Республики Марий Эл увеличена на 1 832,5 млн рублей за счет поступивших целевых средств из федерального бюджета и сокращения расходов по отдельным разделам бюджетной классификации. Кроме того, произведены перемещения бюджетных ассигнований по отдельным разделам и подразделам расходной части республиканского бюджета на основании распоряжений Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл и дефицита республиканского бюджета на 248,5 млн рублей за счет использования остатков средств на счетах по учету средств бюджета на 10,0 млн рублей и за счет возврата остатков средств, имеющих целевое назначение, прошлых лет на 238,5 млн. рублей.

Комитет одобрил четыре поправки к проекту закона, поступившие от Правительства Республики Марий Эл о распределении дополнительно поступивших средств по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам доходов и расходов республиканского бюджета.

В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" утверждены правила проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Одним из условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам является утверждение законом Республики Марий Эл заключенных дополнительных соглашений. В связи с этим принят Закон Республики Марий Эл от 26 февраля 2013 года № 4-З "Об утверждении заключения дополнительных соглашений к Соглашениям о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл" с целью утверждения заключенных дополнительных соглашений.

Законом Республики Марий Эл от 19 апреля 2013 года № 10-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области налоговых и бюджетных правоотношений" внесены изменения в следующие законы Республики Марий Эл:

- от 6 июля 2005 года № 26-З "О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл" в части включения в размер субвенций муниципальным районам и городским округам расходов на обеспечение материальных затрат, связанных с образовательным процессом, предусмотренных Методикой расчета субвенций местным бюджетам. Указанными изменениями реализуются требования протеста Прокурора Республики Марий Эл от 11 февраля 2013 года № 21-09-2013 на отдельные положения пункта 6 Методики расчета субвенций местным бюджетам, являющейся приложением № 7 к республиканскому Закону;

-  от 27 октября 2011 года № 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл". Внесение изменений связано с поручением Главы Республики Марий Эл об увеличении срока действия налоговой льготы с трех до шести лет в виде применения пониженной ставки по налогу на прибыль, в части зачисляемой в республиканский бюджет Республики Марий Эл, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл.

Комитет одобрил поправку Правительства Республики Марий Эл о дополнении законопроекта положениями, предусматривающими внесение изменений в статью 3 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" в части определения порядка предоставления налоговой льготы при привлечении инвестиций.

С учетом положительного заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Законом Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 19-З "Об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2012 год" утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2012 год.

В порядке текущего нормотворчества Законом Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 24-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области бюджетных правоотношений" приведены в соответствие с федеральным законодательством отдельные нормы пяти законов Республики Марий Эл:

- от 6 июля 2005 года № 26-З "О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл";

- от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл";

от 26 октября 2010 года № 56-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых правоотношений";

от 27 октября 2011 года № 58-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл";

от 27 декабря 2012 года № 83-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых отношений".

В ходе рассмотрения законопроекта Комитетом одобрено одиннадцать поправок, из них: от Комитета по бюджету - пять, от прокуратуры Республики Марий Эл - пять и одна поправка совместная. Поправки были изучены и согласованы с Правительством Республики Марий Эл.

Поправки носят редакционный и технический характер и направлены на приведение отдельных положений законопроекта в соответствие с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение статьи 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и статьи 4 Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" принят закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-З "О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл". Законом определены понятие "публичные слушания", круг участников, форма и сроки проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Во исполнение части восьмой статьи 26 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и с целью обеспечения выдачи гражданам с 1 января 2014 года универсальных электронных карт, принят закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 34-З "О порядке проведения конкурса по отбору банка на право обеспечения предоставления услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты".

В целях создания экономического стимула для развития бюджетообразующих отраслей экономики Республики Марий Эл, повышения конкурентоспособности и качества продукции и услуг принят Закон Республики Марий Эл от 23 октября 2013 года № 40-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл", позволяющий улучшить инвестиционную привлекательность республики и обеспечить сбалансированность бюджета республики на трехлетнюю перспективу 2014 - 2016 годов. В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Законом установлена ставка налога на имущество организаций в размере 0,5 процента от налоговой базы при реализации на территории республики инвестиционных проектов с привлечением инвестиций на сумму более 5 млрд. рублей сроком на 3 года.

Учитывая, что доходы от патентной системы налогообложения зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, то Законом отменен льготный порядок налогообложения имущества организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского и местного значения, что соответствует задачам, определенным на заседании Государственного совета Российской Федерации о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов (4 октября 2013 года).

 

В ходе обсуждения проекта закона Комитетом одобрена одна совместная поправка Правительства Республики Марий Эл и Прокуратуры Республики Марий Эл. С целью соблюдения требований Налогового кодекса Российской Федерации о минимальном размере потенциально возможного годового дохода, а также для удобства определения налогоплательщиком стоимости патента, пункт 1 статьи 10 законопроекта изложен в новой редакции.

В связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Закон Республики Марий Эл от 23 октября 2013 года № 42-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", устанавливающий нормативы зачисления налога на доходы физических лиц в республиканский бюджет в размере 85 процентов и в бюджеты муниципальных образований в размере 15 процентов.

Также Законом внесены изменения, связанные с развитием системы государственного финансового контроля в части введения понятий "внешнего" и "внутреннего" государственного финансового контроля, разграничения полномочий между органами государственного финансового контроля, а также определения на законодательном уровне видов и объектов государственного финансового контроля.

Комитетом поддержаны два предложения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл редакционного характера к законопроекту по уточнению бюджетных полномочий Государственной счетной палаты Республики Марий Эл и дополнению перечня объектов государственного финансового контроля.

Законом Республики Марий Эл от 23 октября 2013 года № 43-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в области межбюджетных правоотношений" внесены изменения в два республиканских закона:

- от 2 декабря 2004 года № 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" в части наделения органов местного самоуправления городских (сельских) поселений отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности. В связи с этим действующий Закон Республики Марий Эл дополняется новыми приложениями, утверждающими методики расчета субвенций на реализацию указанных государственных полномочий;

- от 6 июля 2005 года № 26-З "О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл" в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предлагается внести изменения в раздел "Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)" приложения № 3 к действующему Закону Республики Марий Эл в части определения объема средств, заменяемого дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, уменьшив его с 20 процентов до 15 процентов.

В ходе рассмотрения законопроекта Комитетом одобрено семь поправок, из них: от Комитета по бюджету - три, от прокуратуры Республики Марий Эл - две и две поправки совместные. Поправки направлены на уточнение используемой в тексте закона терминологии и одобрены Правительством Республики Марий Эл.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 25-З "О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл" в отчетном периоде Комитетом были разработаны мероприятия по организации работы по проведению публичных слушаний в заочной форме по проекту закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов с последующим утверждением Президиумом Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В соответствии с утвержденными мероприятиями впервые Государственным Собранием Республики Марий Эл с 7 по 14 ноября 2013 года проведены в заочной форме публичные слушания по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл с размещением проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и информации о результатах проведения публичных слушаний на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл.

Итогом проведенной работы стал принятый 28 ноября 2013 года на сорок первой бюджетной сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл Закон Республики Марий Эл от 29 ноября 2013 года № 50-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Продолжено взаимодействие Комитета по бюджету с Государственной счетной палатой Республики Марий Эл.

В рамках предоставленных полномочий, Комитетом обеспечено проведение регламентных процедур, связанных с рассмотрением в комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл отчета Государственной счетной палаты Республики Марий Эл о работе в 2012 году. Комитетом сделан вывод о том, что деятельность Государственной счетной палаты Республики Марий Эл в отчетном периоде была направлена на организацию и осуществление системы контроля за результативным и целевым использованием бюджетных средств, а также на формирование и исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, бюджетов муниципальных образований и осуществление бюджетных расходов на основе программно-целевых методов.

В связи с этим за 2012 год Государственной счетной палатой Республики Марий Эл проведено 139 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия. Подготовлено 91 экспертных заключений, в том числе по проектам законов - 88, и проектам иных нормативных правовых актов - 3. По 11 законопроектам были внесены замечания и предложения, которые были учтены при принятии законов.

Проведенными в течение года контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено 53 объекта. Объем проверенных бюджетных ассигнований составил 41 940,8 млн. рублей.

По результатам проведенных проверок выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 36,5 млн. рублей, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств - 0,3 млн. рублей, прочие - 36,2 млн рублей. Устранено финансовых нарушений на сумму 5,7 млн. рублей.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Государственной счетной палаты в 2012 году положительно повлияли на соблюдение законности и прозрачности использования бюджетных средств.

В отчетном периоде Комитет продолжил работу по формированию Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. По представлению Главы Республики Марий Эл Комитет провел предварительное рассмотрение кандидатур на должности Председателя и аудитора Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.

В течение отчетного периода рассматривались проекты федеральных законов и законодательных инициатив по предметам ведения Комитета, поступившие из Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, так за текущий год рассмотрено 57 проектов федеральных законов и законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

Также, за отчетный период Комитетом постоянно осуществлялся контроль за реализацией законов, постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл и принятых решений по вопросам ведения Комитета.

20 мая 2013 года председатель Комитета Сальников А.А. принял участие в парламентских слушаниях проводимых Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и их влияние на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в г. Москве.

Все члены Комитета принимали активное участие в его работе, встречались с избирателями и отчитывались перед ними, вели прием в своих округах, информировали о своей работе в средствах массовой информации.

Деятельность Комитета на протяжении отчетного периода широко освещалось на страницах официального Интернет - сайта Государственного Собрания Республики Марий Эл.