Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по развитию агропромышленного комплекса

 

Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по развитию агропромышленного комплекса (далее Комитет) в пятом созыве строил свою работу на основе Программы деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва на 2009-2014 годы.

Комитет по развитию агропромышленного комплекса был образован на заседании первой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва 28 октября 2009 года.

Приняв конституционные полномочия от четвертого созыва, члены Комитета активно включились в законотворческий процесс. Деятельность Комитета на протяжении всего созыва строилась на добротной нормативной правовой базе, созданной депутатами четырех предыдущих созывов, и была направлена на законодательное обеспечение вопросов, связанных с аграрными и земельными правоотношениями, анализ и контроль за реализацией законодательства по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, республиканских программ в сфере развития агропромышленного комплекса.

В целях реализации поставленных задач Комитетом на каждый календарный год разрабатывались и принимались планы, в соответствии с которыми была организована его деятельность.

С начала созыва Комитетом проведено 110 заседаний, в том числе 4 выездных. На них рассмотрено 1285 вопросов.

1.    Законодательная деятельность.

В качестве головного Комитетом за период пятого созыва оценено, подготовлено к рассмотрению и согласовано с экспертами, инициаторами законопроектов и Правительством Республики Марий Эл 26 проектов законов Республики Марий Эл.

Депутаты-аграрии, опираясь на опыт предшественников, в пятом созыве продолжили изучение проблем, связанных с состоянием землепользования, механизмом действия земельного законодательства, регулирующего вопросы аренды сельскохозяйственных угодий, формирования земельных массивов собственников земли, оформления и оплаты землеустроительной документации.

Закон Республики Марий Эл "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в сфере регулирования оборота земель"  был направлен на приведение отдельных законодательных актов Республики Марий Эл в области землепользования в соответствие федеральным законами в части изменения срока по установлению цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких участках, а также отнесения к ведению Правительства Республики Марий Эл полномочий по утверждению перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий; установления случаев, когда муниципальное образование имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; уточнения порядка предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, пчеловодства, дачного строительства и ведения дачного хозяйства;

"О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О наделении органов местного самоуправления Республики Марий Эл отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" в части изменения наименования органа исполнительной власти Республики Марий Эл – "Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл", используемого в тексте закона, на "Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл" в связи с принятием Указа Президента Республики Марий Эл от 15 января 2010 года № 2 "Об изменении наименования Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл и изменениях в структуре органов исполнительной власти".

"О внесении изменений в главу III Закона Республики Марий Эл "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений". Законопроект направлен на приведение действующего Закона Республики Марий Эл в области лесных отношений в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления правил использования лесов для ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

"О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" в части уточнения полномочий органов государственной власти по регулированию земельных правоотношений, основания предоставления однократно земельных участков в собственность гражданам бесплатно и категории граждан, которым земельные участки предоставляются бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства.

В течение срока своих полномочий Комитетом пять раз рассматривались изменения в Закон Республики Марий Эл "О государственной поддержке сельского хозяйства", два раза изменения в Закон Республики Марий Эл "О предельных размерах земельных участков на территории Республики Марий Эл".

С целью приведения законов Республики Марий Эл в соответствие с федеральным законодательством, а также с учетом сложившейся практики правоприменения приняты следующие республиканские законы:

1) от 10 марта 2011 года № 8-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл". В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации  в статье 14 уточнены случаи бесплатного предоставления земельных участков для строительства жилого дома семьям при рождении третьего и последующего ребенка во внеочередном порядке.

2) от 10 мая 2011 года № 23-З  "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения". С целью приведения республиканских законов в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" Законом внесены изменения в два республиканских закона:

- от 4 декабря 2003 года № 48-З "О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл" в части уточнения порядка принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки, определения размеров земельных долей, исключения положений о порядке возникновения права республиканской и муниципальной собственности на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей;

- от 21 июня 2004 года № 18-З в части установления в статье 13 минимального размера земельных участков для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий.

3) от 27 октября 2011 года № 66-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам управления и распоряжения земельными участками".

Законом внесены изменения в три республиканских закона:

- от 17 июля 2003 года № 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" в части  определения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу заключений о целесообразности приобретения земельных участков в собственность Республики Марий Эл;

- от 24 декабря 2003 года № 48-З "О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл" в части приведения в соответствие с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- от 21 июня 2004 года № 18-З "О предельных размерах земельных участков на территории Республики Марий Эл" в части установления максимального размера земельных участков граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в соответствии с размером, определенным Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве".

Члены Комитета совместно с отраслевым министерством проводили мониторинг законодательства в отрасли лесного хозяйства, в результате которого три раза в течение года Закон Республики Марий Эл "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений" вносились следующие изменения:

1)  В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Законом в статье 18 изменены типы государственных учреждений, которым на основании договоров купли-продажи лесных насаждений предоставлено право на осуществление заготовки древесины для собственных нужд (отопление, возведение строений) (Закон Республики Марий Эл от 10 марта 2011 года № 11-З).

2) В соответствии с пунктом 4 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации изменениями в Закон распространено действие порядка заготовки гражданами древесины для собственных нужд на лесные насаждения, расположенные на муниципальных землях. Кроме того, в целях оперативной ликвидации последствий лесных пожаров использование лесных насаждений, поврежденных  в результате стихийных бедствий, для заготовки гражданами древесины для собственных нужд, разрешено без ограничений по объему подлежащей заготовке древесины. (Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 50-З).

3) С целью обеспечения охраны лесов от пожаров, от возникновения и распространения очагов вредителей леса изменениями в статью 5 действующего Закона гражданам предоставлена возможность заготавливать без ограничений по объему валежную и сухостойную древесину для собственных нужд. (Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 70-З).

В целях реализации положения части 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  принят Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 49-З "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Марий Эл". На территории Республики Марий Эл отнесены к охотничьим ресурсам одичавшие собаки и кошки, а также птицы: грачи, дрозды, серые вороны, сороки, чайки и серые цапли.

Законопроект от 21 марта 2012 года № 18-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам управления и распоряжения земельными участками"  направлен на приведение в соответствие с федеральными законами трех республиканских законов в области землепользования:

- от 17 июля 2003 года № 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" в части уточнения в статье 14 случаев и порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно;

- от 24 декабря 2003 года № 48-З "О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл". Изменениями определено, что Правительство Республики Марий Эл непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченный по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения, решает вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения либо их принудительным изъятием и приобретением в государственную собственность Республики Марий Эл.

- от 21 июня 2004 года № 18-З "О предельных размерах земельных участков на территории Республики Марий Эл" в части установления предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.

В законопроект "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл по вопросам земельных отношений" внесены изменения в пункт 1 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года № 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании  земельных отношений в Республике Марий Эл"., которыми определено, что однократное предоставление земельного участка реализуется путем обращения гражданина по своему выбору в уполномоченный орган исполнительной власти (Министерство государственного имущества Республики Марий Эл) или в один из органов местного самоуправления.

В связи с решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2012 года, вступившим в законную силу 30 мая 2012 года, законопроектом предлагалось признать утратившим силу Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 года № 25-З "О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных образований".

Трижды в отчетном периоде были внесены изменения в Закон Республики Марий Эл "О государственной поддержке сельского хозяйства" следующими законами:

- от 28 мая 2012 года № 27-З. В связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" и от 28 февраля 2012 года № 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" перечень субсидий, содержащийся в статье 4 действующего Закона, был дополнен субсидиями на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм. Кроме того, абзац восьмой статьи 15 закона, предусматривающей иные меры государственной поддержки сельского хозяйства, приведен в соответствие с Федеральным законом от 7 июля 2003 года №  112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Законодательно определено, что к иным мерам государственной поддержки относится автоматизация учета личных подсобных хозяйств, осуществляемого органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов;

- от 25 июня 2012 года № 32-З. Перечень иных мер государственной поддержки сельского хозяйства, содержащейся в статье 15 действующего Закона, дополнен мерами по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, Соответствующие субсидии исключены из статьи 4 данного республиканского закона;

- от 24 октября 2012 года № 66-З. В связи с принятием Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, в подпрограмме которой "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" с 2013 года предусмотрены субсидии на страхование сельскохозяйственных животных, а также принятием аналогичной программы на республиканском уровне перечень субсидий, содержащийся в статье 4 действующего Закона, был дополнен субсидией на страхование сельскохозяйственных животных.

Кроме того с целью привлечения большего количества квалифицированных кадров на сельскохозяйственные предприятия Законом увеличен возраст молодого специалиста, которому предоставляются меры государственной поддержки, с 30 до 35 лет.

Изменения коснулись и Закона Республики Марий Эл от 21 октября 2008 года № 57-З "О наделении органов местного самоуправления Республики Марий Эл отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства". Методика расчета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства по предоставлению субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на содержание коров была изменена в связи с заключением Соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на поддержку экономически значимых программ от 30 марта 2012 года № 583/17 и поступлением средств федерального бюджета на финансирование указанных мероприятий.

В отчетном периоде Комитет успешно взаимодействовал с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, обеспечил специализированной правовой экспертизой 6 законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл. Все заключения экспертного органа положительные.

В отчетном периоде Комитетом продолжена работа в отношении законодательного регулирования вопросов в сфере природопользования.

Члены Комитета совместно с отраслевым министерством проводили мониторинг законодательства в отрасли лесного хозяйства, в результате которого три раза в течение года в Закон Республики Марий Эл "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений" вносились следующие изменения:

1)  В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Законом в статье 18 изменены типы государственных учреждений, которым на основании договоров купли-продажи лесных насаждений предоставлено право на осуществление заготовки древесины для собственных нужд (отопление, возведение строений) (Закон Республики Марий Эл от 10 марта 2011 года № 11-З).

2) В соответствии с пунктом 4 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации изменениями в Закон распространено действие порядка заготовки гражданами древесины для собственных нужд на лесные насаждения, расположенные на муниципальных землях. Кроме того, в целях оперативной ликвидации последствий лесных пожаров использование лесных насаждений, поврежденных в результате стихийных бедствий, для заготовки гражданами древесины для собственных нужд, разрешено без ограничений по объему подлежащей заготовке древесины. (Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 50-З).

3) С целью обеспечения охраны лесов от пожаров, от возникновения и распространения очагов вредителей леса изменениями в статью 5 действующего Закона гражданам предоставлена возможность заготавливать без ограничений по объему валежную и сухостойную древесину для собственных нужд. (Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 70-З).

В целях реализации положения части 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  принят Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 49-З "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Марий Эл". На территории Республики Марий Эл отнесены к охотничьим ресурсам одичавшие собаки и кошки, а также птицы: грачи, дрозды, серые вороны, сороки, чайки и серые цапли.

В отчетном периоде Комитет успешно взаимодействовал с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, обеспечил специализированной правовой экспертизой 6 законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл. Все заключения экспертного органа положительные.

Особую роль в деятельности Комитета занимает парламентский контроль. При проведении анализа за ходом реализации законов Комитетом активно использовалась такая форма работы как проведение выездных заседаний с участием депутатов всех уровней: городов, районов, городских и сельских поселений.

Депутаты-аграрии продолжили изучение проблем, связанных с состоянием землепользования, механизмом действия земельного законодательства, регулирующего вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, формирования земельных массивов собственников земли, оформления и оплаты землеустроительной документации.

В период деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва Комитет рассмотрел 322 проекта федеральных законов и законодательных инициатив законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам своего ведения и 29 обращений указанных органов государственной власти. Оценив законодательные предложения по их значимости для сельскохозяйственной отрасли республики, Комитет рекомендовал Государственному Собранию Республики Марий Эл поддержать и направить положительный отзыв на 2 федеральных законопроекта.

2.                Рассмотрение вопросов по предметам ведения Комитета (в порядке парламентского контроля).

Комитет на протяжении пятого созыва значительное внимание уделял вопросам оценки эффективности и качеству принятых республиканских законов, находящихся на контроле Комитета. В порядке парламентского контроля Комитетом рассмотрено 37 вопросов, в том числе 16 вопросов дополнительно инициированы Комитетом вне плана работы. При реализации контрольных полномочий члены Комитета широко использовали практику проведения выездных заседаний.

Учитывая, что развитие агропромышленного комплекса является одним из основных приоритетов экономической политики республики, Комитетом в порядке парламентского контроля 17 декабря 2009 года совместно с представителями Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл и Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл рассмотрены вопросы о мерах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по предоставлению субсидий на развитие молочного животноводства (субсидий на молоко) и формирования цен на молочную продукцию.

Комитетом отмечено, что Министерством сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл и Министерством финансов Республики Марий Эл в 2010 году предусмотрены меры государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, направленные на субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам и малым формам хозяйствования, компенсацию части затрат на приобретение средств химизации минеральных удобрений, субсидирование племенного животноводства, элитного семеноводства и производство льна, части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и их посадок.

В порядке парламентского контроля 17 февраля 2010 года Комитетом по развитию агропромышленного комплекса совместно с Комитетом по законодательству с участием руководства центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл рассмотрен ход реализации Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З  "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" в части использования в общественных местах пиротехнических изделий, представляющих угрозу безопасности граждан.

23 апреля 2010 года в порядке парламентского контроля за ходом реализации трансформировавшейся из приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Комитетом рассмотрен вопрос "О ходе реализации республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009-2012 годы".

16 июля 2010 года на выездном заседании в Горномарийском муниципальном районе члены Комитета рассмотрели вопрос "О формировании среднего класса на селе" в рамках реализации направления республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009-2012 годы" по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе.  

В порядке парламентского контроля Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по развитию агропромышленного комплекса на заседании 17 октября 2010 года рассмотрел аналитическую записку Государственной счетной палаты Республики Марий Эл "О состоянии гидротехнических сооружений на территории Республики Марий Эл" с участием Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.

24 марта 2011 года Комитет в порядке парламентского контроля провел выездное заседание в муниципальном образовании "Новоторъяльский муниципальный район" с участием представителей Молодежного парламента Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл и муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район", на котором рассмотрел ход реализации Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года № 48-З "О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл".

6 марта 2012 года в порядке парламентского контроля с участием депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, представителей Общественной палаты Республики Марий Эл, Молодежного парламента Республики Марий Эл, Департамента Республики Марий Эл по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Комитет по развитию агропромышленного комплекса изучил ход реализации Закона Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 49-З "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Марий Эл".

7 февраля 2013 года в порядке парламентского контроля Комитет по развитию агропромышленного комплекса изучил ход реализации Закона Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 49-З "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Марий Эл". Реализация указанного закона возложена на Департамент Республики Марий Эл по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

10 июля 2013 года Комитетом по развитию агропромышленного комплекса в порядке парламентского контроля с участием представителей Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл рассмотрен вопрос "О ходе выполнения Закона Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 26-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений".

14 ноября 2013 года Комитетом по развитию агропромышленного комплекса рассмотрен вопрос "О ходе выполнения рекомендаций парламентских слушаний "Государственная программа развития сельского хозяйства Республики Марий Эл и перспективы устойчивого развития сельских территорий", проведенных 12 апреля 2012 года".

16 апреля 2014 года в порядке парламентского контроля Комитет по развитию агропромышленного комплекса изучил ход реализации Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года № 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий". Реализация указанного закона возложена на министерства государственного имущества Республики Марий Эл.

При реализации контрольных полномочий члены Комитета широко использовали практику проведения выездных заседаний Комитета в муниципальные образования республики с участием депутатов всех уровней: городов, районов, городских и сельских поселений.

         Итогом рассмотрения вопросов стали выработанные Комитетом качественные рекомендации по совершенствованию механизма реализации законов и их надлежащему исполнению.

         Значительное внимание на протяжении всего созыва уделялось вопросам взаимодействия Комитета с отраслевыми министерствами. На заседаниях Комитета с участием представителей Министерства финансов Республики Марий Эл, Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл обсуждались вопросы финансирования отрасли сельского хозяйства.

3.                Парламентские слушания.

В соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл на 2012 год по инициативе Комитета, поддержанного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, 12 апреля в Государственном Собрании Республики Марий Эл прошли парламентские слушания на тему "Государственная программа развития сельского хозяйства Республики Марий Эл и перспективы устойчивого развития сельских территорий".

В них приняли участие: делегация Законодательного Собрания Кировской области, депутаты марийского парламента, Первый заместитель Председателя Правительства республики, министр сельского хозяйства и продовольствия Егошин А.Я., главный федеральный инспектор по Марий Эл Береснев Р.А., представители республиканских органов исполнительной власти, территориальных федеральных органов исполнительной власти по Марий Эл, представительных и исполнительных органов муниципальных образований, профсоюзных организаций, руководители сельскохозяйственных предприятий, банковских учреждений, члены Общественной палаты и Молодежного парламента Марий Эл, парламентские корреспонденты.

По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации, которые направлены в адрес его участников. Предложено продолжить работу по устойчивому развитию сельских территорий, в том числе их социальной инфраструктуры, активизировать работу по повышению уровня газификации и водоснабжения, улучшению жилищных условий сельского населения. Рекомендовано оказывать всестороннее содействие в реализации инвестиционных проектов  по развитию агропромышленного комплекса и малых форм хозяйствования, осуществлять государственную поддержку по компенсации части затрат при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции. Высказана необходимость проведения дальнейшего мониторинга республиканского законодательства, регулирующего правоотношения в сфере развития отрасли сельского хозяйства, и осуществления парламентского контроля за выполнением принятых законов.

4.    Дни депутата.

На Днях депутата рассматривались актуальные вопросы, возникшие в ходе встреч с избирателями, затрагивающие интересы граждан Республики Марий Эл.

5.    Межпарламентское сотрудничество.

Учитывая, что одним из важных направлений деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл является межпарламентское сотрудничество, члены Комитета на протяжении всего созыва активно изучали передовой опыт законотворческой деятельности, формы и методы работы депутатов законодательных органов соседних регионов.

На заседании Комитета, состоявшемся 14 апреля 2010 года, заслушана информация секретаря Комитета Ведерникова П.С. о визите в Республику Чувашия по обмену опытом работы в рамках выполнения Федеральной государственной программы по развитию агропромышленного комплекса до 2012 года. По итогам заседания Комитетом отмечен положительный опыт, новые проекты по кредитованию строительства сельскохозяйственных рынков, освоению строительства индивидуального жилья в сельской местности, развитию несельскохозяйственных видов деятельности на селе. Обсуждение накопленного опыта работы Республики Чувашия состоялось с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

Делегация депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл 8 и 9 ноября 2010 года с рабочим визитом посетила Законодательное Собрание Кировской области. Целью поездки являлось ознакомление с опытом организации работы в аграрном секторе экономики региона, представление своих наработок в данной сфере.

В ходе пребывания делегация марийского парламента, в состав которой вошли члены Президиума Государственного Собрания, председатели комитетов по бюджету и по развитию агропромышленного комплекса Сальников А.А. и Новиков А.А., первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Марий Эл Долгушева И.Б. и заместитель начальника правового управления Аппарата Государственного Собрания Попова Е.П., посетила АООТ "Вяткаагроснаб", ООО "Верхорубовское", занимающееся разведением крупного рогатого скота элитных пород. В рамках официальной части визита прошла встреча с Председателем Законодательного Собрания Кировской области Васильевым В.А., на которой рассмотрены вопросы деятельности парламентов, фракционного сотрудничества и работы над бюджетами субъектов. Проведено рабочее совещание с депутатами Законодательного Собрания Кировской области – членами комитетов по аграрным вопросам, переработке и развитию сельских территорий, по бюджету и налогам, по регламенту, депутатской этике и информационной политике. Коллеги-законодатели обсудили состояние и перспективы развития и сотрудничества агропромышленных комплексов двух регионов. Предметом разговора стали также вопросы активизации племенной и селекционной работы, государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, меры борьбы с последствиями засухи, помощь частному подворью, газификация села.

Вершинин С.А., член Комитета, вошел в состав рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, образованной Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, и 20 ноября 2012 года принял участие в ее заседании по обсуждению вопросов дальнейшего развития законодательства в области охраны и защиты лесов.

Кожанов В.Т., член Комитета, 15 ноября 2012 года принял участие в парламентских слушаниях на тему "Законодательное обеспечение государственной политики в области детского, лечебного и профилактического питания", проводимых Комитетом Государственной Думы по охране здоровья, также дважды с 4 по 6 февраля и с 13 по 15 мая 2014 года принял участие в заседаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и в приеме граждан в общественной приемной Государственной Думы.

Председатель Комитета Новиков А.А. и член Комитета Мамуткин Г.Б. с 4 по 6 февраля 2014 года приняли участие в г.Москве в Международной специализированной выставке "АгроФерма-2014".

Член Комитета Казанков И.И. с 9 по 13 апреля 2014 года участвовал в проведении рабочих консультаций и переговорах по вопросам законотворческой деятельности в Государственной Думе Российской Федерации.

Все члены Комитета регулярно встречались с избирателями, информировали их о своей работе в ходе личных встреч и через средства массовой информации, принимали активное участие в работе сессий районных и городских собраний муниципального уровня, рассматривали обращения и письма граждан.