Итоги деятельности Комитета
Государственного Собрания Республики Марий Эл
по развитию агропромышленного комплекса в 2012 году
В 2012 году Комитет Государственного Собрания Республики
Марий Эл по развитию агропромышленного комплекса строил свою работу с учетом приоритетных направлений деятельности
Государственного Собрания Республики Марий
Эл, плана работы Комитета и направил ее на законодательное обеспечение
вопросов, связанных с аграрными и земельными правоотношениями, анализ и
контроль за реализацией законодательства по вопросам, отнесенным к ведению
Комитета, республиканских программ в сфере развития агропромышленного
комплекса, их эффективностью и качеством.
В отчетном периоде Комитетом проведено 23 заседания, на
которых рассмотрено 289 вопросов.
Комитетом
продолжена работа в отношении законодательного регулирования вопросов в
сфере природопользования.
В качестве головного
Комитет за отчетный период оценил, подготовил к рассмотрению и согласовал с
экспертами, инициаторами законопроектов и Правительством Республики Марий Эл
следующие проекты законов Республики Марий Эл:
1) от
21 марта 2012 года № 18-З "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам управления и распоряжения земельными участками". Законопроект направлен на приведение в
соответствие с федеральными законами трех республиканских законов в области землепользования:
- от 17 июля 2003 года № 32-З "О порядке управления
находящимися в государственной собственности земельными участками и
регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" в части
уточнения в статье 14 случаев и порядка предоставления гражданам земельных
участков в собственность бесплатно;
- от 24 декабря 2003 года № 48-З "О регулировании отношений в
сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий
Эл". Изменениями определено, что Правительство Республики Марий Эл
непосредственно или через исполнительный орган государственной власти
Республики Марий Эл, уполномоченный по регулированию оборота земель
сельскохозяйственного назначения, решает вопросы, связанные с оборотом земель
сельскохозяйственного назначения либо их принудительным изъятием и
приобретением в государственную собственность Республики Марий Эл.
- от 21
июня 2004 года № 18-З "О предельных размерах земельных участков на
территории Республики Марий Эл" в части установления предельных
(максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых
бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
2) "Об
изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Республики Марий Эл по вопросам земельных отношений".
Законопроектом
внесены изменения в пункт 1 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 17 июля
2003 года № 32-З "О порядке управления находящимися в государственной
собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в
Республике Марий Эл", которыми определено, что однократное
предоставление земельного участка реализуется путем обращения гражданина по
своему выбору в уполномоченный орган исполнительной власти (Министерство
государственного имущества Республики Марий Эл) или в один из органов
местного самоуправления.
В связи с
решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2012 года,
вступившим в законную силу 30 мая 2012 года, законопроектом предлагалось
признать утратившим силу Закон Республики Марий Эл от 10 мая 2011 года № 25-З
"О земельных участках, относимых к собственности отдельных муниципальных
образований".
Учитывая
важность вопросов поддержки сельскохозяйственного производства, члены
Комитета уделяли значительное внимание их решению, совершенствуя
республиканское законодательство в сфере развития агропромышленного
комплекса.
Трижды в
отчетном периоде были внесены изменения в Закон Республики Марий Эл
"О государственной поддержке сельского хозяйства" следующими
законами:
- от 28 мая 2012 года № 27-З. В связи с принятием
постановлений Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года №
165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие
семейных животноводческих ферм" и от 28 февраля 2012 года № 166 "Об
утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих
фермеров" перечень субсидий, содержащийся в статье 4 действующего
Закона, был дополнен субсидиями на поддержку начинающих фермеров и на
развитие семейных животноводческих ферм. Кроме того, абзац восьмой статьи 15
закона, предусматривающей иные меры государственной поддержки сельского
хозяйства, приведен в соответствие с Федеральным законом от 7 июля 2003 года
№ 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Законодательно определено,
что к иным мерам государственной поддержки относится автоматизация учета
личных подсобных хозяйств, осуществляемого органами местного самоуправления
поселений и органами местного самоуправления городских округов;
- от 25
июня 2012 года № 32-З. Перечень иных мер государственной поддержки
сельского хозяйства, содержащейся в статье 15 действующего Закона, дополнен
мерами по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского
(фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство
начинающим фермерам и предоставлению грантов на развитие семейных
животноводческих ферм, Соответствующие субсидии исключены из статьи 4 данного
республиканского закона;
- от 24
октября 2012 года № 66-З. В связи с принятием Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, в подпрограмме
которой "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации
продукции животноводства" с 2013 года предусмотрены субсидии на
страхование сельскохозяйственных животных, а также принятием аналогичной
программы на республиканском уровне перечень субсидий, содержащийся в статье
4 действующего Закона, был дополнен субсидией на страхование
сельскохозяйственных животных.
Кроме того с целью привлечения большего количества
квалифицированных кадров на сельскохозяйственные предприятия Законом
увеличен возраст молодого специалиста, которому предоставляются меры
государственной поддержки, с 30 до 35 лет.
1. Изменения
коснулись и Закона Республики Марий Эл от 21 октября 2008 года № 57-З
"О наделении органов местного самоуправления Республики Марий Эл
отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного
производства". Методика расчета субвенций на осуществление отдельных
государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства по
предоставлению субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на
содержание коров была изменена в связи с заключением Соглашения с
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на поддержку экономически
значимых программ от 30 марта 2012 года № 583/17 и поступлением средств
федерального бюджета на финансирование указанных мероприятий.
Комитетом
продолжена практика взаимодействия с Волжской межрегиональной природоохранной
прокуратурой. Обеспечены специализированной правовой экспертизой проекты
законов Республики Марий Эл:
- "О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по
вопросам управления и распоряжения земельными участками";
- "Об
изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Республики Марий Эл по вопросам земельных отношений".
Заключения
экспертного органа по законопроектам положительные.
В соответствии с
Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл на
2012 год по инициативе Комитета, поддержанного Министерством сельского
хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, 12 апреля в
Государственном Собрании Республики Марий Эл прошли парламентские слушания
на тему "Государственная программа развития сельского хозяйства
Республики Марий Эл и перспективы устойчивого развития сельских
территорий".
В них приняли
участие: делегация Законодательного Собрания Кировской области, депутаты
марийского парламента, Первый заместитель Председателя Правительства
республики, министр сельского хозяйства и продовольствия Егошин А.Я., главный
федеральный инспектор по Марий Эл Береснев Р.А., представители
республиканских органов исполнительной власти, территориальных федеральных
органов исполнительной власти по Марий Эл, представительных и исполнительных
органов муниципальных образований, профсоюзных организаций, руководители
сельскохозяйственных предприятий, банковских учреждений, члены Общественной
палаты и Молодежного парламента Марий Эл, парламентские корреспонденты.
По
итогам парламентских слушаний приняты рекомендации, которые направлены в
адрес его участников. Предложено продолжить работу по устойчивому развитию
сельских территорий, в том числе их социальной инфраструктуры, активизировать
работу по повышению уровня газификации и водоснабжения, улучшению жилищных
условий сельского населения. Рекомендовано оказывать всестороннее содействие
в реализации инвестиционных проектов по развитию агропромышленного комплекса
и малых форм хозяйствования, осуществлять
государственную поддержку по компенсации части затрат при производстве
и переработке сельскохозяйственной продукции. Высказана необходимость
проведения дальнейшего мониторинга республиканского законодательства,
регулирующего правоотношения в сфере развития отрасли сельского хозяйства, и
осуществления парламентского контроля за выполнением принятых законов.
Не остались без
внимания Комитета вопросы парламентского контроля за ходом реализации
республиканских законов.
6 марта 2012
года в порядке парламентского контроля с участием депутатов
Государственного Собрания Республики Марий Эл, представителей Общественной
палаты Республики Марий Эл, Молодежного парламента Республики Марий Эл,
Департамента Республики Марий Эл по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира Комитет по развитию агропромышленного комплекса
изучил ход реализации Закона Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года №
49-З "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения
охотничьих ресурсов на территории Республики Марий Эл". Решение Комитета
о проверке исполнения норм закона основывалось на том, что в ходе
рассмотрения законопроекта в Государственном Собрании Республики Марий Эл в
июле 2011 года он был неоднозначно воспринят депутатами.
2. Комитетом
отмечено, что Департаментом в 2011 году в общедоступные охотничьи угодья
выдано 8714 разрешений на добычу охотничьих ресурсов в целях любительской и
спортивной охоты. Вместе с тем на добычу серой цапли, чаек, дроздов, серой вороны,
грача, сороки, а также бродячих собак и кошек не выдано ни одного разрешения.
Сделан вывод, что за период действия Закона Республики Марий Эл "О
регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих
ресурсов на территории Республики Марий Эл" с 16 августа 2011 года норма
статьи 2 не применялась.
По итогам
заседания Департаменту Республики Марий Эл по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира предложено изучить вопрос
о целесообразности отнесения к охотничьим ресурсам млекопитающих и птиц,
указанных в статье 2 Закона Республики Марий Эл "О регулировании
отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на
территории Республики Марий Эл", а также представить в Государственное
Собрание Республики Марий Эл дополнительную информацию о применении статьи 2
Закона в течение года со дня вступления его в силу.
В порядке
промежуточного контроля 29 мая 2012 года Департамент представил информацию о
целесообразности отнесения к охотничьим ресурсам птиц и млекопитающих,
перечисленных в статье 2 республиканского закона. Департамент проинформировал
Комитет, что 26 апреля 2012 года подписан Указ Главы Республики Марий Эл
"Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты
в охотничьих угодьях на территории Республики Марий Эл, за исключением особо
охраняемых природных территорий федерального значения", вступающий в
силу с 15 июня 2012 года. Данным документом ограничиваются сроки добычи
охотничьих ресурсов на территории Республики Марий Эл (с 3 субботы августа по
15 ноября, либо по 28 (29) февраля).
В связи с этим
Департамент предложил перенести рассмотрение вопроса о применении статьи 2
Закона Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений в
области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Марий
Эл" на 1 квартал 2013 года. Комитетом данное предложение поддержано и
внесены соответствующие изменения в план работы Комитета на 2012 год.
Члены Комитета в 2012 году активно изучали передовой опыт
законотворческой деятельности, формы и методы работы депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, реализуя
одно из основных направлений деятельности Государственного Собрания
Республики Марий Эл - межпарламентское сотрудничество.
Вершинин Сергей Андреевич, член Комитета, вошел в
состав рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства,
образованной Комитетом Государственной
Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, и 20 ноября
2012 года принял участие в ее заседании по обсуждению вопросов дальнейшего
развития законодательства в области охраны и защиты лесов.
Кожанов Владимир Тарасович, член Комитета, 15
ноября 2012 года принял участие в парламентских слушаниях на тему
"Законодательное обеспечение государственной политики в области
детского, лечебного и профилактического питания", проводимых Комитетом
Государственной Думы по охране здоровья.
Значительное
внимание на протяжении отчетного периода уделялось вопросам взаимодействия
Комитета с отраслевыми министерствами. Продолжена практика участия в
заседаниях Комитета представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Республики Марий Эл и Министерства финансов Республики Марий Эл, где
совместно обсуждаются вопросы финансирования отрасли сельского хозяйства,
перспективы развития агропромышленного комплекса республики. Конструктивное
общение депутатов с представителями органов исполнительной власти республики
позволило совместными усилиями разработать комплекс мер, направленный на
государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В отчетном
периоде Комитет продолжил работу по рассмотрению проектов федеральных
законов, законодательных
инициатив и обращений законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. В
отчетном периоде Комитетом рассмотрено 84 указанных проекта.
Деятельность Комитета
на протяжении отчетного периода широко освещалась на страницах официального
Интернет - сайта Государственного Собрания Республики Марий Эл.
|