СТЕНОГРАММА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

на тему "Развитие законодательства

в Марийской Автономной Области – Марийской АССР –

Республике Марий Эл. Этапы становления"

 

29 октября 2015 года

 

 

Парламентские слушания проходят в актовом зале Марийского государственного университета.

Председательствует председатель Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по законодательству Михаил Николаевич Швецов.

Швецов М.Н.Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания
и приглашенные!

В соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл и Планом работы Комитета Государственного Собрания по законодательству на 2015 год сегодня проводятся парламентские слушания на тему "Развитие законодательства в Марийской Автономной Области – Марийской АССР – Республике Марий Эл. Этапы становления".

(Звучат государственные гимны Российской Федерации
и Республики Марий Эл).

Уважаемые депутаты Государственного Собрания
и приглашенные!

4 ноября 2015 года исполняется 95 лет Республике Марий Эл. Парламентские слушания "Развитие законодательства в Марийской автономной области – Марийской АССР – Республике Марий Эл. Этапы становления" проводятся сегодня в рамках мероприятий, посвященных этой юбилейной дате.

2015 год также знаменателен тем, что в этом году мы отметили и 20-летие Конституции Республики Марий Эл, принятой 24 июня 1995 года Конституционным Собранием Республики Марий Эл.

Символично и место проведения парламентских слушаний – Марийский государственный университет, его главный корпус. Именно в этих стенах принимались первые документы молодой марийской республики. Именно в этом зале 26 июля1938 года состоялось первое заседание Верховного Совета Марийской АССР.

Все это имеет важное значение для сохранения преемственности в развитии государственности Республики
Марий Эл.

Отвечая требованиям современных реалий, парламентские слушания проводятся Государственным Собранием Республики Марий Эл совместно с Общественной палатой Республики
Марий Эл – одним из основных институтов гражданского общества, эффективно осуществляющим свою деятельность
с 2008 года.

Сегодня будут обсуждаться различные аспекты истории образования Марийской автономной области, законодательного обеспечения развития Республики Марий Эл, развития институтов гражданского общества в Республике Марий Эл.

Комитетом по законодательству и рабочей группой
по подготовке парламентских слушаний проведена большая подготовительная работа с участием депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, Общественной палаты Республики Марий Эл, преподавателей Марийского государственного университета по изучению вопроса и подготовке материалов парламентских слушаний. Выработан проект рекомендаций, который представлен всем участникам слушаний.

Уверен, что проведение парламентских слушаний будет способствовать дальнейшему формированию эффективной системы взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл и институтов гражданского сообщества.

Желаю участникам парламентских слушаний успешной
и результативной работы.

Учитывая важность рассматриваемого вопроса нам сегодня необходимо обсудить вопросы, включенные в программу парламентских слушаний и выработать рекомендации.

В парламентских слушаниях принимают участие: Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Минаков Юрий Александрович, Первый заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Мухин Владимир Иванович, Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Иванов Анатолий Николаевич, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Логинов Павел Борисович, депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, Уполномоченный
по правам человека в Республике Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка Бурдо Евгений Петрович, руководители, заместители руководителей федеральных органов государственной власти
по Республике Марий Эл, Руководители, заместители руководителей республиканских органов государственной власти, руководители юридических служб республиканских органов государственной власти, члены Общественной палаты Республики Марий Эл, члены Молодежного парламента Республики Марий Эл, члены Молодежного правительства Республики Марий Эл, члены Марийского регионального отделения Ассоциации юристов России, преподаватели Марийского государственного университета, студенты юридических факультетов Марийского государственного университета и Межрегионального открытого социального института, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, представители средств массовой информации.

О порядке работы парламентских слушаний.

В соответствии со статьей 67 Регламента Государственного Собрания слушания проводятся в течение полутора часов.

Предлагается следующий порядок работы:

время для докладов – 20 минут,

время для выступлений – 5 - 7 минут.

Есть ли другие предложения?

Нет.

Принимается.

Спасибо.

О cекретариате парламентских слушаний.

В состав секретариата входят:

Павлов Александр Варсонофьевич, секретарь Комитета Государственного Собрания по законодательству.

Саргсян Вараздат Ишханович, член Комитета Государственного Собрания по здравоохранению.

Государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания.

Предложения с просьбой о выступлении просим передавать
в секретариат слушаний в письменном виде.

Тексты выступлений просим передать в секретариат
для обобщения итогов парламентских слушаний.

Материалы парламентских слушаний у вас имеются.

Приступаем к работе.

Слово для доклада на тему "Законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития Республики Марий Эл"предоставляется Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакову Юрию Александровичу.

Минаков Ю.А. Поро кече!

Марий Эл Республикыште илыше пагалыме енг-влак!

Добрый день!

Уважаемые жители Республики Марий Эл!

Поро кече!

Парламент колыштмашын пагалымеучастникше-влак!

Добрый день!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Поро кече!

Марий Эл Республикын Пагалыме депутатше-влак!

Добрый день!

Уважаемые депутаты Республики Марий Эл!

Мы, участники парламентских слушаний, собрались сегодня –29 октября 2015 года в этом зале – колыбели Марийского парламентаризма – в канун величайшего события в истории марийской государственности –95-летия образования Марийской Автономной области!

Вспомним. Как это было.

Век XX. Год 38-й. Июль.26-е. Вечер. 6 часов. 15 минут.

В этом здании – Дом Советов – таким изначально было это здание – сегодня – главный корпус МГУ.

В этом зале – в то время – зал заседаний Верховного Совета – начала работу первая сессия  Верховного Совета Марийской АССР первого созыва.

 

 

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Мне приятно от имени Государственного Собрания Республики Марий Эл приветствовать Вас сегодня – в канун
95-летия образования нашей республики.

Поздравляю жителей Республики Марий Эл и представителей народа мари, проживающих в других субъектах Российской Федерации и за рубежом, избирателей Республики, депутатов Республики Марий Эл, институты гражданского общества
и участников парламентских слушаний с приближающимся юбилеем – 95-летием образования Марийской Автономной области.

Краткий экскурс в историю.

XX-й век. 20-й год. Ноябрь. 4-е.

Свершилось величайшее, по ёмкому выражению Владимира Ильича Ульянова: архиважное событие XX века.

Принят Декрет "Об автономии марийского народа".

Создание государственности марийского народа:

В составе РСФСР создано новое национальное государственное образование: Марийская Автономная Область.

Год 1936-й.

Марийская Автономная область преобразована: в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику – Марийскую АССР.

С 8 июля 1992 года по решению Верховного Совета Марийской АССР XII созыва наша Республика носит: гордое имя Республика Марий Эл.

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

В 2015 году в год 95-летия образования Марийской Автономной области законодательной власти Марий Эл исполнилось 77 лет.

21 июля 2015 года – в канун этой даты мы собрались здесь –
в этом зале, в котором, на заре марийского парламентаризма начинал работу Верховный Совет.

Мы говорили о том, что высший законодательный орган государственной власти Республики работает уже 18 созывов.

12 созывов – Верховный Совет.

И – шестой созыв – Государственное Собрание.

Верховный Совет Марийской АССР работал: 55 лет 5 месяцев и 10 дней.

Верховному Совету выпали серьезные испытания:

Период начального становления.

Великая Отечественная война.

Сложнейшие послевоенные годы.

Верховный Совет утверждал законом разработанные Госпланом и внесенные в Верховный Совет Советом Министров Республики пятилетние планы социально-экономического развития Марийской АССР.

Верховный Совет осуществлял контроль за выполнением утвержденных планов пятилетия.

Верховный Совет утверждал законами в соответствии
с планом социально-экономического развития разработанный Министерством финансов и внесенный в Верховный Совет Советом Министров Республики пятилетний Республиканский бюджет и ежегодные бюджеты.

Верховный Совет осуществлял контроль за выполнением утвержденных законами бюджетов.

На особом контроле Верховного Совета постоянно находились утвержденные Верховным Советом наказы избирателей как одна из главных составляющих плана социально-экономического развития и бюджета Марийской АССР.

Утверждая планы и бюджеты, принимая социально-значимые Законы Верховный Совет законодательно осуществлял эффективное управление социально-экономическим развитием Марийской АССР.

Наступили 90-е XX-го века. В короткий период наша страна пережила политический шок:

Беловежская пуща.

ГКЧП.

Разрушение Советского Союза как сверхмощной Державы Планеты Земля.

Десоветизацию.

Экономический шок.

Шоковую терапию.

Разгосударствление.

Децентрализацию.

Коммерциализацию.

Бартер.

Стагнацию.

Инфляцию.

Дефолт.

Сиквестр.

Приватизацию.

Ваучеризацию.

Либерализацию.

ГКО – государственные казначейские обязательства.

Залоговые аукционы. Неоэкспроприацию.

Перевод спекуляции в предпринимательство.

И, наконец, – переход к рынку.

Без прогнозирования последствий реализуемых сумбурно
и бессистемно "рыночно-переходных" действий.

Все это привело нашу страну к потере нравственных основ, разрушению моральных устоев и ценностей, развалу экономики.

Главной политической и экономической ошибкой Того Времени стал уход государственных структур от управления –
от регулирования экономических процессов, уход государства
от влияния на эти процессы: этакая снисходительно – выжидательно – созерцательная отстраненность власти.

Полное разрегулирование механизма государственного управления было налицо.

Во вступлении к первому моему философскому сборнику "Мерфология, Миллениум и реальная Российская действительность", изданному в 90-е годы отметил тогда:

"И достаточно часто то Президент, то Премьер страны – появляясь на экранах телевизоров, с удивлением взирают на нас –
а почему мы еще есть?

Вдруг, как бы случайно узнают, что кто-то не выплачивает зарплату, кто-то не выплачивает пенсию".

Такое Тогда было Время!

И в этих архисложнейших  условиях необходимо было действовать.

Что и делал Верховный Совет.

Действуя оперативно, быстро реагируя на все изменения
в жизни общества.

Идя на встречу проблемам.

А не догоняя их.

Априори известно: в переходные временные периоды усиливаются все явления: как позитивного так и негативного направлений.

При этом возрастающее обилие негативных явлений превышает не только количество позитивных, но и собственное число в обычных условиях.

И соотношение "Вопрос – ответ" не в пользу последнего: ответов меньше – чем вопросов.

При этом действие негативных явлений однонаправленно
и целенаправленно – с целью создания максимума трудностей.

И с какой бы проблемой Верховный Совет ни сталкивался
в ТО Время – все являлось согласно принципа Андерсена
из системы Законов Мерфи: "Сколько бы сложной не казалась проблема на первый взгляд, она, (проблема) – если правильно к ней подойти, оказывается еще более сложной".

Так оно и было.

А "Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему".

Так гласит Следствие из пятого Главного Закона Мерфи.

Так оно реально и было в реальной Российской действительности 90-х прошлого века.

Парламент колыштмашын пагалеме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

После романтического подъема 89-90-го годов, разломного 91-го, труднейшего 92-го, драматичный и даже трагичный 93-й
стал – годом принятия новой Конституции Российской Федерации, остановившей конституционный коллапс, через который наша страна прошла дважды – сначала как становой хребет прекратившего свое существование Союза ССР, а затем и сама, перешедшая за опасную черту за несколько месяцев до декабря
93-го.

Два величайшие события XX века, свершившие судьбу
не только нашего государства, но и судьбу всего мира.

Два выстрела – Две эпохи.

Выстрел "Авроры" в 17-м.

Выстрел танка в 93-м.

Первый выстрел свидетельствовал миру о советизации Российской Империи.

Второй выстрел стал символом десоветизации России: Разрушения – демонтажа, – реорганизации системы Советов.

Закончилась эра Советской власти.

Наступил Новый Мир.

Старые правила были отменены, в том числе – что такое хорошо и что такое плохо, что запрещено и что разрешено, что есть нравственно и что есть анти нравственно, что есть правильно и что есть неправильно.

А новые правила еще не были выработаны.

В этих условиях неопределенности в политическом фоне переходного периода нужно было устанавливать новые правила.

Принимать новые законы.

И сделать это было можно только на базе Основного Закона – Конституции.

Век XX-й. Год 93-й.

Вакуум власти.

Страна живет по Указам первого Президента России.

Разрабатывается Новая Конституция Новой России.

Приближается тревожное – Смутное Время.

Через четыре века, в Россию пришла Вторая Великая Смута.

В узком временном пространстве произошло столько событий, которых с лихвой хватило бы не на один век.

Как известно:

Первая Великая Смута.

Рубеж XVI - XVII веков. Московское царство тогда поразил системный кризис.

Смутное время – время "смущения умов", глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества.

Выражаясь техническим слэнгом, этакое Броуновское схоластическое движение.

XX век. Год 93-й. Ассоциируется с историей Великой Французской революции 1793 года.

Ровно 200 лет спустя в России в 93-м XX века в период реформ словно повторились те события двухвековой давности – года тоже 93-го века XVIII.

Расшатались в нашей стране казалось бы, непоколебимые устои общества.

Развивались негативные геополитические тенденции.

И это было самое страшное.

В этих архисложнейших политических условиях Верховный Совет Марийской АССР XII созыва – 150 депутатов заявили
о непоколебимой вере в нашу страну – в единство России.

России как единого государства, в состав которого марийский край добровольно вошел еще в 1552 году.

Мы твердо заявили: Марийская АССР была, есть и всегда будет в составе России.

И это мы подтвердили в 92-м году в марте, – 31-го, подписав вместе с другими субъектами в Москве, в Кремле в Георгиевском зале, Федеративный Договор, который сохранил единство России.

В связи с этим – несколько ключевых мыслей.

Потребность в объективном знании о прошлом и настоящем актуальна всегда.

И правда истории востребована всегда.

А "Уничтожение прошлого есть худшее из всех преступлений".

Принятие Конституции Российской Федерации в 93-м году –
в
XX веке: фантастическом по трагичности и фантастическом
по величию, в условиях глубокого системного политического
и экономического кризиса позволило восстановить конституционную законность в стране и создало возможность сохранения единой страны и формирования единого правового пространства.

И сегодня мы имеем реально надежное устойчивое Государство Россия с огромным внутренним потенциалом развития.

Это сегодня мы живем в России и в субъектах Российской Федерации по одним законам.

Работаем в едином федерально-субъектовом правовом пространстве.

А было время переходного периода:

На границе Советского Союза и новой России когда мы жили
по трем законодательствам: Союза ССР, Российской Федерации, Марийской АССР.

По моему глубокому убеждению можно смело характеризовать Конституцию Российской Федерации – 93-го года как надежную базу идейного объединения всего российского общества.

Пережив вместе со всей страной вторую в истории России Великую Смуту 90-х прошлого – XX века мы укрепили на основе опыта работы Верховного Совета Марийской АССР позиции Государственного Собрания Республики Марий Эл в единой системе государственной власти Российской Федерации, в системе законодательной власти России, в которой Государственное Собрание Республики Марий Эл занимает достойное место.

В драматическом 93-м XX-го века Верховный Совет Марийской АССР не только сохранил законодательную власть,
но и обеспечил плавную передачу законодательной власти
Марий Эл Государственному Собранию.

Правильность принятых Верховным Советом в 90-е годы решений подтверждена временем и историей.

И это достаточно наглядно видно с высоты двадцати пяти прошедших с той поры лет.

Благодаря принятию нами такого выверенного, взвешенного
и верного – важнейшего в той архисложной политической ситуации решения Верховного Совета законодательная власть Марий Эл непрерывно продолжала свою деятельность.

Государственному Собранию третьего созыва выпала ответственная миссия: перевод законодательной деятельности
из века
XX-го в XXI-й век.

Из второго тысячелетия – в третий Миллениум.

И с этой задачей Государственное Собрание Республики Марий Эл успешно справилось – значительно интенсифицировав свою работу.

XXI-й век сменил век XX-й.

Завершилась Эпоха Советов.

Но идеология депутатской деятельности всегда была, есть
и остается на будущее: эффективное надежное законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития Республики Марий Эл.

Законодательное регулирование жизни общества продолжается.

И продолжает его – не менее успешно, чем Верховный
Совет – уже двадцать один год – Государственное Собрание
на основе Конституции Республики Марий Эл.

 

 

Парламент колыштмашын пагалеме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Особый, знаковый, высочайшего уровня документ: Конституция Республики.

В истории нашей Республики – три Конституции:

1. Первая Конституция.

21 июня 1937 года.

2. Вторая Конституция.

27 мая 1978 года.

3. Третья Конституция.

Главное достояние Республики.

24 июня 1995 года.

Ровно через 20 лет – 24 июня 2015 года в этом зале состоялась научно-практическая конференция, посвященная этой знаменательной дате.

Мы говорили о том, что Конституция – 95 объединила всех нас – жителей Республики Марий Эл в стремлении соответствовать высокому предназначению: служить интересам Республики
и многонациональному народу Республики Марий Эл.

105 статей в нашей Конституции.

Обращаю ваше внимание на две статьи: первую и вторую.

Икымше лончо.

Икымше пункт:

Марий Эл Республика Россий Федерацийын составышкыже пурышо республика (кугыжаныш).

Статья 1. Пункт 1.

Республика Марий Эл – республика (государство) в составе Российской Федерации.

Кокымше лончо.

Айдеме, тудын праваж ден эрыкше эн кугу поянлыклан шотлалтыт.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В докладе, представленном на этой конференции Государственным Собранием, отмечено:

Общество и Республика Марий Эл развиваются на основе действующей уже 20 лет Конституции Республики Марий Эл.

И так и будет продолжаться.

 

Конституция – правовой паспорт государства.

И стратегический ориентир – образ будущего!

Конституция как стратегический документ высшего уровня содержит формулу миссии и цель общественного развития, предусматривает алгоритм взаимодействия всех участников
для того, чтобы цель была достигнута, а миссия – реализована.

Развитие общества – демократическое развитие – это
не только вопрос политической организации государства.

Это еще и особая система ценностей и принципов.

И только при глубоком понимании значимости этих ценностей и принципов и при целенаправленном претворении
их в жизнь общество может позитивно, успешно и качественно развиваться.

И еще одна ключевая мысль.

Альтернативного конституционному пути позитивного развития общества – нет!

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Главное – на что всегда направлена работа законодателей Марий Эл на основе Конституции – это единство общества.

Это стабильность в обществе.

Это единение вокруг разумных и добрых идей.

Консолидация общества и направление консолидированных усилий всех объединенных сил общества на созидание, на добрые дела.

Чтобы каждый на своем рабочем месте трудился с полной отдачей, чтобы труд каждого: высокопроизводительный, труд творческий, продуктивный и результативный, вливался в труд нашей Республики.

Чтобы каждый работал во благо единения общества
и процветания Республики Марий Эл.

Поучительно, что в Государственном гимне Республики Марий Эл звучат слова:

 

Ме таче, чон пуэн,

Марий мландым моктена.

Вийнам иктыш чумырен,

Пиалан илышым чонгена.

Мы сегодня от души

Славим марийскую землю.

Сплотившись вместе,

Строим счастливую жизнь.

 

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Особый разговор – о молодежи и с молодежью.

Марий Эл Республикысе самырык тукымын пагалымепредставительже-влак!

Уважаемые представителимолодежи Республики Марий Эл!

Вы – Молодежь не только будущее Республики и страны.

Вы – и настоящее нашей Республики и России.

Целеустремленные, активные, творческие, энергичные, обладающие мощной синэргией, устремленные в будущее.

Мы гордимся Вами. И очень надеемся на Вас!

Дерзайте!

Так как "Единственный способ установить границы возможного – это выйти за них – в невозможное".

Вам, молодежи строить современное прогрессивное общество в соответствии с лучшими традициями и заветами нашего прошлого и настоящего.

В Республике Марий Эл сформирована система приоритетов для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития интеллектуального потенциала молодых граждан в интересах надежного политического, экономического, социального, духовного и культурного развития Республики
Марий Эл.

И в этом мы – депутаты Республики – с Вами – с молодежью – едины и солидарны.

В 2009 году открыта новая страница марийского парламентаризма.

В Республике Марий Эл начал функционировать Молодежный парламент.

Главным является познание молодежными парламентариями основ депутатской деятельности.

Стремление молодежи быть полезными для общества.

Интенсифицировать процесс адаптации молодежи
в парламентской деятельности.

Молодежные парламенты выполняют полезно-направленную триединую общественно-социально-политическую функцию: через прямое представительство молодежи во власти решают задачи создания реальных механизмов вовлечения молодежи в процессы принятия практических решений.

Результат этой работы: 14 сентября прошлого – 14-го года
в Единый День голосования в республике избрано 1410 депутатов
и 252 молодежных парламентария.

В 2014 году 8 молодежных парламентариев впервые избраны депутатами.

Один – депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва Смирнов Александр Алексеевич.

4 – главами поселений.

То, ради чего мы задумывали создание Молодежного парламента – свершилось!

И это – только начало!

Вы – молодежь – наша смена!

Достойная смена!

И мы этому рады!

Марий Эл Республикын пагалыме самырык тукымжо!

Кугурак тукымын поро йўлажым арален шогыза.

Поро йўлам вияден шогыза

Мемнан сылне Марий Эл Республикынам арален шогыза!

Уважаемая молодежь Республики Марий Эл!

Берегите добрые традиции старших поколений.

Развивайте добрые традиции.

Берегите нашу прекрасную Республику Марий Эл!

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Каждый созыв Верховного Совета, каждый созыв Государственного Собрания мы вправе рассматривать как важный этап в законодательном обеспечении социально-экономического, культурного и духовного развития Республики Марий Эл.

Этапы развития созидательной законодательной деятельности изложены в книгах.

В объемных Историко-документальных телевизионных фильмах.

А также в 21-м Докладе "О деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл", представленном депутатам мною – Председателем Государственного Собрания Республики Марий Эл третьего – четвертого – пятого – шестого созывов в течение
15-ти лет нового
XXI века.

Деятельность Государственного Собрания Республики Марий Эл отмечена Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем 18 февраля 2003 года на заседании Совета законодателей России.

Президент России одобрил наши предложения
по совершенствованию системы единого Российского законодательства, подчеркнув абсолютную правильность внесенных нами предложений.

Совет Федерации также отметил нашу работу.

Государственное Собрание Республики Марий Эл в 2003 году удостоено Почетной грамоты Совета Федерации – первым
в системе законодательных органов государственной власти субъектов России.

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

В 2006 году – в год 100-летия Государственной Думы России в городе Казани 23 марта на Всероссийской научно-практической конференции мною был представлен Доклад на тему "Парламентаризм в Республике Марий Эл. История и современность. Эффективность. Надежность".

В Докладе – этапы развития законодательства.

И отмечено:

Верховный Совет Республики всегда – во все времена выступал собирателем общества и объединителем общества
на созидание –на добрые дела.

Государственное Собрание сегодня продолжает и развивает эти добрые традиции, заложенные первыми депутатами, заложенные Верховным Советом.

К 95-летнему юбилею нашей Республики законодательная власть Марий Эл подошла с высокими достижениями.

Главное из них:

Государственное Собрание Республики Марий Эл с 2000 года занимает достойное место в системе законодательной власти новой России и во всей системе государственной власти Российской Федерации.

За 15 лет работы Государственное Собрание удостоено семи высоких государственных и общественных наград:

Почетные Грамоты Совета Федерации и Государственной Думы.

Главная Российская Премия "Российский Национальный Олимп".

Главная Общероссийская Премия "Россия – 2006".

Две Государственные Премии Республики Марий Эл.

Орден "Слава нации" I степени.

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Успех России как федеративного государства складывается
из успеха субъектов, составляющих Федерацию.

Наша Республика Марий Эл, обеспечивая высокие темпы роста основных социально-экономических показателей, вносит значительный вклад в успешное развитие национальной экономики Российской Федерации.

Важнейшими направлениями интенсивного развития общества в современном глобальном мире является триада:

Профессионализм.

Ответственность – Дисциплина.

Рост производительности труда.

Подводя итоги законотворческой деятельности с полной уверенностью можно отметить, что всегда неизменными были
и остаются наши базовые законодательные приоритеты: законотворчество во имя созидания, законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития
и защита права жителей Республики Марий Эл на достойную жизнь.

Да продолжатся добрые дела во благо нашей уверенно идущей к своему 100-летнему юбилею прекрасной Республики Марий Эл, во имя надежной, сильной, единой и процветающей России!

Марий Эл Республикыте илыше пагалыме енг-влак!

Уважаемые жители Республики Марий Эл!

Парламент колыштмашын пагалыме участникше-влак!

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Марий Эл Республикын Пагалыме депутатше-влак!

Уважаемые депутаты Республики Марий Эл!

В заключении Доклада: слова Государственного гимна Республики Марий Эл, утвержденного Верховным Советом Республики Марий Эл XII созыва 9 июля 1992 года:

Чаплане, шочмо кундемна,

Пеледалт пиалден пашаште.

Тый денет эре кугешнена, Марий Эл,

Тыйын нергенет мурена.

 

Славься, наш край родной,

Цвети в счастье и в труде.

Гордимся всегда тобой

И поем, Марий Эл, о тебе!

 

Спасибо.

Тау.

Пеш кугу тау! (Аплодисменты).

Швецов М.Н.Спасибо, Юрий Александрович.

Будут ли вопросы Юрию Александровичу.

Нет.

Слово для выступления на тему "Образование Марийской автономной области"предоставляется профессору кафедры отечественной истории историко-филологического факультета Марийского государственного университета Старикову Сергею Валентиновичу.

Подготовиться Михеевой Татьяне Николаевне.

Стариков С.В.

Историками Марийского государственного университета сделано многое для того, чтобы воссоздать в деталях процесс образования МАО и адекватно представить его нашему современнику. Тем не менее, не все акценты расставлены. Прежде всего, следует обратить внимание на предпосылки создания Марийской автономии.

Образование Марийской автономной области напрямую связано с событиями Великой Российской революции
1917 - 1918 годов, 100-летие которой исполняется в 2017 году. Поэтому события в Марийском крае в этот период необходимо рассматривать в контексте общероссийских событий того времени. Это первое. И второе. Говоря о том, что образование МАО напрямую было следствием реализации ленинской программы по национальному вопросу, необходимо иметь в виду, что Ленину самому пришлось менять взгляды о путях и формах решения национального вопроса.

Российская империя на рубеже 19 - 20 веков постепенно шла
к гармонизации межнациональных отношений, но национальный вопрос все более превращался в арену политической борьбы
в связи с возникновением политических партий и движений
как в центре, так и в национальных районах империи. Некоторые партии, например, большевики прямо призывали
к самоопределению народов  вплоть до отделения и создания собственного государства. Этот лозунг шел в русле их теории классовой борьбы и реально  был направлен на разрушение России как многонационального государства. В.И.Ленин говорил: "Нам нечего бояться развала России. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранился союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций". Идея мировой революции укоренилась в революционном сознании. Эта революционная эйфория прошла не сразу. Только после октябрьского переворота 25 октября 1917 года, прагматический взгляд на вещи стал постепенно утверждаться
и в умах большевиков. Разрушив империю и оказавшись у порога гражданской войны, они начали собирать Россию, ибо всем было ясно, что одержать победу в ней можно только имея сильную власть в центре, проводя единую линию в военно-политической
и экономической сферах. III всероссийский съезд Советов в январе 1918 года провозгласил РСФСР. Только прибегнув к чрезвычайной политике весной-летом 1918 года большевики выстояли.
А их партийная программа, принятая на 8 съезде РКП(б) в марте 1919 года, закрепила эту линию, нашла выражение в политике "военного коммунизма". Образование автономных республик
и областей  в составе РСФСР в 1919 - 1920 годах было не столько следствием большевистских программных требований
по национальному вопросу, сколько результатом перехода их
к прагматическому курсу в области внутренней и внешней политики с начала 1918 года. А национальный вопрос в Программе РКП(б) 1919 года уже звучал по-новому в созидательном ключе
с учетом опыта создания РСФСР.

В основу образования автономий РСФСР был положен лозунг культурно-национальной автономии, против которой большевики так рьяно выступали до Октябрьского  переворота, ибо ничего иного для исторически сложившейся многонациональной России изобрести было невозможно. Большинство российских партий
от либералов-кадетов до умеренных социалистов – меньшевиков
и эсеров – с этим были солидарны.

Национальные движения внутри России стояли на точке зрения предоставления нациям и народам России культурно-национальной автономии, том числе и марийское национальное движение, возникшее в период Первой российской революции
1905 - 1907 годах. Это наглядно продемонстрировал
I Всероссийский съезд мари в Бирске летом 1917 года.

Октябрьский военный переворот в Петрограде и Казани, переход власти к советам, к коалиции большевиков и левых социалистов  влил новую струю в марийское национальное движение, лозунги которого не менялись, оставались прежними. Оно проходило целиком и полностью в русле политической борьбы в советской России весной-летом 1918 года, борьбы в советском правящем блоке – между большевиками и левыми эсерами, которая, как известно, закончилась победой большевиков. Марийские национальные деятели признали правоту правящей партии, многие вступили в РКП(б).

Среди предпосылок нельзя не учитывать еще один фактор.
В многонациональной Казанской губернии, куда входила значительная часть Марийского края, имели место в начале
ХХ века, особенно в 1917 - 1918 годах радикально-националистические лозунги в татарском национальном движении, например, идея о провозглашении независимого от России штата Идел-Урал, составной частью которого становилась территория Марийского края. Против этого выступила марийская национальная интеллигенция. По ее мнению, не изоляция
от России, а совместное развитие с учетом национальных интересов. Таков был призыв деятелей марийского национального движения. Когда в марте 1918 года советское правительство приняло решение о создании Татаро-Башкирской республики,
то Проект намеченной республики был признан Центральным союзом мари неприемлемым, ибо в нем недостаточно учтены интересы "малых" народностей. Это была разумная прагматическая линия и к ней прислушивались в Народном комиссариате по делам национальностей СНК.

Процесс возникновения и развития автономии марийского народа изучен и отражен в работах историков. Хотелось бы обратить внимание лишь на некоторые моменты.

Гражданская война в России отодвинула практическое решение вопроса о создании автономных образований в Советской России. К 1920 году практически все деятели марийского национального движения стояли на платформе РКП(б) по вопросам национально-государственного строительства. Это вовсе не значит, что оно утратило свою самостоятельность и сохранялась только видимость национального движения. Напротив, эта позиция напрямую вытекала из требования культурно-национальной автономии, за которую ратовали деятели марийского национального движения.

Одними из первых в 1919 и 1920 годах были провозглашены Башкирская и Татарская автономные республики. При этом для татарского и башкирского этносов была взята республиканская форма автономии. Малые народы получали областную автономию.

В июле 1920 года на Всероссийской конференции коммунистов-мари в Казани обсуждался уже конкретный план организации автономии. Докладчик В.А.Мухин, опираясь
на резолюции волостных собраний и статистические сведения
о расселении марийцев, обосновал проект образования "Марийской трудовой области". При этом подчеркивалось, что образование марийской административно-территориальной единицы
не означает стремления отделиться от других народов.
На конференции были намечены руководители органов власти
и управления по государственной и партийной линии. Основным стержнем, главной конструкцией республиканско-областной автономии в рамках единой РСФСР являлась правящая РКП(б), которая строилась исключительно по территориально-отраслевому принципу. Принцип федерации в построении правящей партии был решительно отвергнут. Это позволило в 1920-30-е годы осуществить форсированное строительство социализма в СССР, проводить политику государственного социализма.

С документами конференции в Москву поехал Сергей Алексеевич Черняков, назначенный в это время заведующим Центральным отделом мари Наркомнаца, чтобы доложить Правительству о пожеланиях марийского народа создать автономную область. Этот вопрос несколько раз (19 и 20 октября,
2 ноября) рассматривался на заседаниях Совнаркома и получил положительное решение.

4 ноября 1920 года председатель Совнаркома В.И.Ленин
и председатель ВЦИК М.И.Калинин подписали декрет
об образовании автономной области марийского народа.

Впервые за всю российскую историю марийский народ получал областную автономию. Объединялись территории, населенные марийцами . 25 ноября 1920 года был принят новый декрет, в котором указывалось какие территории входят
в автономную область: Козьмодемьянский и Краснококшайский уезды, части Уржумского, Яранского, Васильсурского уездов. Центром области стал город Краснококшайск. Декретом ВЦИК
от 5 января 1921 года был создан Революционный Комитет (Ревком) Марийской автономной области в составе И.П.Петрова, С.А.Чернякова, А.В.Григорьева, В.М.Моисеева, В.А.Мухина. Председателем Ревкома стал Иван Петрович Петров. В составе области было образовано три кантона: Краснококшайский, Козьмодемьянский, Сернурский. В течение весны 1921 года были сформированы областные партийная, профсоюзная, комсомольская организации, создана система местных советов.

Организация области была завершена на Первом областном съезде Советов, который состоялся 21 - 24 июня 1921 года. Съезд избрал постоянный орган власти и управления – областной исполнительный комитет во главе с И.П. Петровым.

Положительные итоги процесса создания марийской автономии были очевидны. МАО вместе и наравне с другими административными единицами входила в состав РСФСР. Устанавливалась правовая норма, по которой исполком автономной области был объявлен "на правах губисполкомов". Соответственно и сама автономная область в целом приравнивалась к губернии,
а затем к области. В дальнейшем, в 1920-30-е годы статус автономии повышался, продолжалось ее совершенствование.
По Сталинской Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Автономия марийского народа вышла за рамки областной административной автономии и приобрела статус национально-государственной автономии. 21 июня 1937 года была принята Конституция Марийской АССР, в 1938 году прошли выборы
в Верховный Совет МАССР, первая сессия которого состоялась
в этом зале 26 - 29 июля 1938 года. Иногда приходится слышать, что это был формальный процесс, что режим личной власти Сталина не оставлял никакой свободы действий. С этим нельзя согласиться. Многое менялось во внутренней политике в результате нового курса Сталина 1934 - 1936 годв, а Конституция 1936 года, названная в мировой прессе того времени подлинным демократическим документом, закрепляла итоги социалистических преобразований и открывала новые перспективы.

Марийская  автономная область добилась больших успехов
в социально-экономическом и культурном развитии. Как и в других областях и республиках, в МАО и МАССР создавался индустриальный потенциал, ставший составной частью экономического потенциала Советского Союза довоенного периода, опираясь на который советская страна смогла одержать Великую Победу в период Великой Отечественной войны. Коллективизация сельского хозяйства, неизбежно последовавшая за индустриализацией, изменила аграрный строй и деревню. Культурная революция стала составной частью социалистической модернизации. Еще в 1923 году марийский язык Марийским облисполкомом был объявлен в МАО официальным наряду
с русским. В условиях автономии были продолжены положительные тенденции и традиции "системы Ильминского"
по формированию школы на родном языке. Литература
и искусство, печать на родном языке – все это получило в те годы ускоренное развитие.

В хозяйственной и административной сфере проводилась политика "коренизации", т. е. подготовки и выдвижения кадров коренной национальности. В Марийском крае сформировался значительный отряд национальной интеллигенции, в том числе управленческой, хозяйственной, гуманитарной и творческой.

Таким образом, период революционных преобразований первой трети ХХ века стал для марийского и других народов многонациональной России поистине судьбоносным. Великая Российская революция 1917 - 1918 годов, начертавшая на своих знаменах лозунги социальной справедливости, стала великим событием отечественной и мировой истории. По большому счету она не разделила страну, а объединила разные периоды ее многовековой истории, Российскую империю и Советский Союз, сохранив за ними статус великих мировых держав. Она развернула страну  на новые пути, подчас тернистые, не эволюционные и даже чрезвычайные, потребовавшие от  нашего народа и государства  максимума сил и энергии. Революция ускорила развитие и решение национальных проблем, которые до 1917 г. в силу разных причин не получили своего решения, вывела межнациональные отношения на новые рубежи, обогатила российскую и мировую историю опытом российского содружества наций. И в этом отношении история образования Марийской автономии, история Республики Марий Эл за последние 95 лет наглядное тому подтверждение.
И как важно сегодня понимать, сохранять и преумножать
в Российской Федерации эту великую историческую традицию наших предков.

Благодарю за внимание.

Швецов М.Н.Спасибо, Сергей Валентинович.

Будут ли вопросы к Сергею Валентиновичу?

Нет.

Слово для доклада на тему "Историко-правовые аспекты развития институтов гражданского общества в Республике
Марий Эл"
предоставляется председателю Общественной палаты Республики Марий Эл Михеевой Татьяне Николаевне.

Михеева Т.Н.Уважаемые участники парламентских слушаний!

Одним из признаков демократии является взаимодействие государства с институтами гражданского общества, налаживание между ними прямых и обратных связей, установление диалога власти и общественных структур.

Это в полной мере относится и к Республике Марий Эл
на сегодняшнем этапе ее развития.

В преддверии юбилейной даты, 95-летия обретения собственной государственности, обращение к истокам зарождения институтов гражданского общества на территории Марий Эл
и их современного состояния вызывает не только научный,
но и практический интерес. Разумеется, ни Марийская автономная область, ни в последствии Марийская АССР, ни сегодняшняя Марий Эл не стояли в обсуждаемом контексте особняком
от общегосударственных тенденций, а развивались в едином русле.

И если впервые только в Конституции СССР 1936 года появилась статья 126, посвященная общественным объединениям – центральному элементу гражданского общества, то, естественно, что подобная норма увидела свет и в Конституции Марийской АССР только в 1937 году. Следует привести норму советской Конституции, как историческую реликвию дословно:
"В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические
и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе
за укрепление  и развитие социалистического строя
и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".

То есть, де-юре правовая основа для развития основных институтов гражданского общества была создана после принятия Конституции Республики в 1937 году. Однако фактически почти сразу же после образования Марийской автономной области получили развитие некоторые компоненты гражданского общества, прежде всего, профессиональные союзы.

Следует сделать небольшое отступление, напомнив, что под гражданским обществом понимается система негосударственных добровольно организованных групп населения, которые в основном легитимными средствами и способами активно добиваются отстаивания своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на государственные органы.

Основными элементами гражданского общества
в зависимости от сферы и специфики осуществляемой деятельности выступают:

- организации, объединяющиеся на основе общности интересов для реализации указанных в уставных документах целей. К ним следует отнести общественные объединения неполитической направленности (в том числе профессиональные союзы), иные некоммерческие организации;

- институты гражданского общества, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания профессиональной юридической помощи (адвокатура и нотариат);

- институты гражданского общества политической направленности, в частности, политические партии.

В качестве отдельных элементов гражданского общества выступают средства массовой информации, церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения), торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации.

Возвращаясь к историческим аспектам формирования институтов гражданского общества в республике необходимо отметить, что наиболее структурированным и влиятельным его элементом стали и являются по сей день профессиональные союзы. Уже в 1921 году на территории Марийской автономной области было 6 союзов: Совработников, Медсантруд, Рабис, Нарсвязь, Союз пищевиков и Союз сельхозрабочих. В январе 1921 года впервые было образовано Марийское областное профсоюзное бюро. Оно стало первым областным профсоюзным органом, объединившим
в то время немногочисленные первичные организации, насчитывающие в своих рядах чуть более пяти тысяч человек.

По сути, профсоюзы прошли весь путь становления вместе
с республикой, заработали заслуженный авторитет. Они как
в то время, так и сейчас выступают организованной силой, обеспечивающей решение социальных проблем, связанных
со всеми сторонами жизни работающих и их семей. Именно профессиональные союзы подают другим общественным структурам пример диалога с органами власти в решении многих проблем, отстаивании интересов работающих граждан в сфере социально-трудовых отношений.

Сегодня профессиональные союзы – самое массовое общественное объединение в республике, насчитывающее более 130 тысяч членов, более тысячи первичных профсоюзных организаций. Все они достойно защищают законные права
и интересы своих членов в органах власти, перед работодателями, обеспечивают социальную направленность проводимой экономической политики в вопросах организации, оплаты
и нормирования труда, занятости населения, охраны труда и других вопросов, касающихся уровня и качества жизни трудящихся.

Профсоюзы гласно и публично заявляют о своей позиции
по вопросам социально-трудовых отношений, используя не только инструменты переговорного процесса, но и митинги, шествия, демонстрации. Такое положение позволяет говорить о том,
что профессиональные союзы в качестве института гражданского общества находятся в зрелом и активном состоянии.

Следует остановиться еще на двух солидных институтах гражданского общества, исторически сопровождавших образование марийской государственности – нотариат и адвокатура.
Обе структуры в современном понимании имеют целью оказание юридической помощи населению, по статусу выступая профессиональными сообществами адвокатов и нотариусов. Вместе с тем их отличие от иных общественных объединений состоит
в том, что они выполняют государственные функции по защите интересов граждан и юридических лиц в суде, оказания бесплатной юридической помощи, участия в правовом просвещении населения (адвокатура) и совершения нотариальных действий (нотариат).

Судьба нотариата не была простой. До Октябрьской революции 1917 года российский нотариат был предметом особой заботы русских императоров, а в послереволюционный период он прекратил свое существование. Однако сама жизнь требовала ускоренного решения вопросов в сфере регулирования хозяйственных отношений и показала всю несостоятельность принятого решения об упразднении нотариальных органов.

Назрела необходимость создания нотариальных столов
на местах. В 1922 году Совет народных судей Марийской автономной области обратился в Мароблисполком с просьбой
о создании нотариальных столов в Краснококшайске, Сернуре
и Козьмодемьянске. Нотариальные столы при судебных органах просуществовали в республике до 1941 года, впоследствии
их заменили нотариальные конторы, которые стали государственными. В результате перехода в государстве
к рыночным отношениям произошло и обновление нотариата.
Он стал свободным, включающим в себя частнопрактикующих нотариусов и нотариальную палату Республики Марий Эл, созданную в 1993 году.

Сегодня Нотариальная палата объединяет 28 нотариусов
в 17 нотариальных округах. Ежедневно нотариусами Марий Эл совершается около 850 нотариальных действий и, например,
в 2014 году их было – 217870.

Не менее востребованным и богатым с точки зрения исторического опыта является такой институт гражданского общества как адвокатура. В послереволюционный период частнопрактикующие адвокаты прекратили свою деятельность.
На смену им пришли так называемые коллегии защитников, объединявшие профессиональных защитников. В 1939 году был организован Президиум коллегии адвокатов Марийской АССР,
а сама коллегия стала общественной организацией. Конечно своего рода издержки в статусе этой общественной организации были очевидными, поскольку общее руководство ее деятельностью
в республике осуществлялось управлением Наркомата юстиции РСФСР.

Принятый 31 мая 2002 года Федеральный закон
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" провозгласил адвокатуру институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти. Созданная 16 ноября 2002 года Адвокатская палата Республики Марий Эл объединила 142 адвоката. На сегодня палата насчитывает 230 адвокатов, осуществляющих свою деятельность в 15 коллегиях и 95 адвокатских кабинетах.

Адвокатами республики активно оказывается бесплатная юридическая помощь гражданам в рамках Федерального закона
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Бесплатное консультирование организовано для инвалидов
и пенсионеров по всем юридическим вопросам. Оно оказывается
не только на русском, но и на марийском и татарском языках.

Общеизвестно, что в демократическом обществе гражданская активность должна опираться на поддержку политических партий. Современная партийная палитра в Марий Эл является во многом отображением общероссийских тенденций.

Однако говорить об исторических вехах такого института гражданского общества как политические партии не приходится,
в силу того, что на протяжении длительного времени в правовом поле советского государства не существовало таких понятий как "политическое многообразие", "многопартийность".

Более того пресловутая статья 6 Конституции РСФСР
1978 года закрепляла господство одной политической партии: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза".

Республика Марий Эл не была исключением. Правовая основа для активного формирования политических партий получила закрепление в Конституции Республики Марий Эл 1995 года.
За 20 лет образованы и с разной степенью активности
и популярности действуют более 20 политических партий. Они принимают участие в политической жизни республики, в том числе избирательных компаниях всех уровней. Наиболее влиятельными следует назвать региональные структуры политических партий "Единая Россия", "Либерально-демократическая партия России", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Справедливая Россия".

Успешность деятельности партии и поддержка ее гражданами республики становится наиболее показательной через призму выборов. Так, в Государственном Собрании сегодняшнего состава из 52 депутатов 46 человек являются представителями партии "Единая Россия", которые образовали самую многочисленную фракцию. Кроме единороссов в марийском парламенте зарегистрированы фракции КПРФ, представленная 4 депутатами,
и ЛДПР, включающая двух депутатов.

Члены политических партий осуществляют свою деятельность открыто и гласно, при  необходимости проводя свои акции (митинги, демонстрации), все более активно вступают
во взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.

Среди других институтов гражданского общества
в Республике Марий Эл необходимо отметить широкий спектр общественных объединений различной направленности.
На протяжении всех 95 лет в республике создавались и действовали добровольные формирования граждан, объединяющих своих членов по признакам общности интересов - женские, детские, молодежные, ветеранские, творческие, спортивные, экологические и т.п. Одни работали системно и приобретали популярность, известность в обществе, другие быстро прекращали свою деятельность.

В полной мере развитие гражданского общества в Марий Эл связано с принятием Конституции республики 1995 года, двадцатилетие которой недавно было отпраздновано. Именно она положила начало многим демократическим преобразованиям, в том числе и институтам гражданского общества.

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл на 1 октября 2015 года зарегистрированы  на территории Марий Эл 391 общественная организация (включая общественные движения, региональные отделения политических партий) и 144 религиозные организации.

Многие общественные объединения своей активной деятельностью добились широкой известности в Марий Эл
и за ее пределами, и без них сегодня невозможно представить гражданскую палитру республики. К их числу следует отнести Межрегиональное общественное движение "Всемарийский Совет – Мер Канаш", общественную организацию "Региональная национально-культурная автономия татар Республики Марий Эл", Марийские региональные отделения общероссийских общественных организаций союза писателей и союза художников, Марийская республиканская организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. С 2007 года стремительно набирает популярность Марийское региональное отделение Ассоциации юристов России, собравшее всю юридическую элиту республики.

Деятельность перечисленных и ряда других общественных объединений свидетельствует о постепенном улучшении гражданского климата в Республике Марий Эл, формировании механизма взаимодействия гражданского общества и государства.

В структуре современного гражданского общества все более заметную роль стали играть общественные палаты субъектов Российской Федерации.

В этой части с 2009 года  уверенно заявляет о себе Общественная палата Республики Марий Эл, которая стала,
по сути, проводником интересов граждан, общественных организаций в диалоге с органами власти. Она сформирована
из представителей различных общественных организаций. Например, в сегодняшнем третьем ее составе представлено
27 общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в республике. С точки зрения представительства общественных интересов Общественная палата затрагивает практически весь спектр основных институтов гражданского общества – объединения ветеранов, инвалидов, профессиональные союзы, союз предпринимателей, национально-культурные движения и т.д., что существенно влияет на широту охвата социально значимых проблем, поднимаемых Палатой.

Общественная палата успешно выполняет свою главную функцию – обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан и общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития республики, совершенствования механизма контроля и учета общественного мнения при принятии решений властными органами, содействия процессу формирования институтов гражданского общества.

Краткий анализ гражданских институтов в республике показывает, что сегодня в преддверии своего 95-летнего юбилея Марий Эл находится в русле общемировых тенденций развития гражданского общества. В ней на современном этапе созданы условия для конструктивного диалога органов государственной власти с гражданским обществом, функционируют все его ключевые институты.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

Швецов М.Н.Спасибо, Татьяна Николаевна.

Будут ли вопросы к Татьяне Николаевне?

Нет.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания
и участники слушаний!

В соответствии с порядком ведения парламентских слушаний все выступления участников заслушаны.

Будут ли еще желающие высказать предложения?

Нет.

Спасибо.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания
и участники слушаний!

Нам необходимо принять рекомендации парламентских слушаний.

Согласно статьи 70 Регламента Государственного Собрания рекомендации принимаются путем их одобрения участниками слушаний.

Проект рекомендаций у вас имеется.

Предлагаем одобрить рекомендациии поручить Комитету Государственного Собрания по законодательству доработать данный проект с учетом поступивших предложений и замечаний.

Нет возражений?

Нет.

Принимается.

Предлагаем выработанные рекомендации и материалы слушаний опубликовать отдельной брошюрой, направить
в соответствующие министерства и ведомства, органы местного самоуправления, общественные организации.

Нет возражений?

Нет.

Принимается.

Швецов М.Н.Слово предоставляется Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакову Юрию Александровичу.

Минаков Ю.А.Уважаемые участники парламентских слушаний!

Я хочу вас всех поблагодарить за участие в парламентских слушаниях. Такого большого объема участников парламентских слушаний никогда не было.

Большое спасибо студентам, которые сегодня с интересом слушали. (Аплодисменты).

По поручению Государственного Собрания я хочу вручить коллективу Марийского государственного университета Благодарность Государственного Собрания за активную подготовку, участие в парламентских слушаниях вашего коллектива и пожелать всем вам здоровья, счастья, успехов в учебе, труде.

(Награждение коллектива Марийского государственного университета Благодарностью Государственного Собрания Республики Марий Эл). (Аплодисменты).

(Награждение коллектива оркестра народных инструментов Марийского государственного университета Благодарностью Государственного Собрания Республики Марий Эл). (Аплодисменты).

Минаков Ю.А. Спасибо всем!

Удачи и успехов!

Девиз наш с вами: от 95-летия, которое мы скоро отметим,
к 100-летию Республики Марий Эл! (Аплодисменты).

Швецов М.Н.Уважаемые депутаты Государственного Собрания и участники слушаний!

Парламентские слушания закончены.

Благодарим всех за работу.