СТЕНОГРАММА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ на тему "Роль образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи"
26 ноября 2015 года
Парламентские слушания проходят в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл. Председательствует Заместитель Председателя
Государственного Собрания Республики
Марий Эл, председатель Комитета Цветкова О.Н.Уважаемые депутаты Государственного Собрания и приглашенные! В соответствии с Программой деятельности Государственного
Собрания Республики Марий Эл и планом работы Комитета Государственного
Собрания по социальному развитию на 2015 год сегодня Государственным
Собранием Республики Марий Эл проводятся парламентские слушания на тему
"Роль образования Уважаемые депутаты! Уважаемые участники парламентских слушаний! Государственное Собрание шестого созыва проводит сегодня, 26 ноября 2015 года, парламентские слушания на тему "Роль образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи". Приоритетная задача Российской Федерации – формирование нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают вызовам XXI века, разделяющего высокие нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации Владимиром
Владимировичем Путиным: "…Формирование гармоничной личности,
воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором
сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: "В начале жизни школу помню я", точно определив фундаментальное значение школы в развитии человека. Именно образовательные учреждения являются мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Именно в стенах образовательного учреждения формируется личность молодого человека – гражданина нашей страны. Актуальность
рассматриваемой темы усиливается тем, Приобщение молодого поколения к чтению классической литературы оказывает значительное влияние на его нравственное становление, приобретение моральных, этических жизненных принципов. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию и сочувствию. Она становится верным другом, помогая в самый сложный момент найти выход из проблемной жизненной ситуации. Сегодня будут обсуждаться различные аспекты духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в многогранном образовательном процессе. Это и вопросы формирования прочной законодательной базы, позволяющей развиваться отрасли образования, и разработка современных подходов к реализации новых требований в области образования и воспитания, а также роль общественных институтов в этом процессе. Комитетом по социальному развитию и рабочей группой Уверена, что проведение сегодняшних парламентских слушаний будет способствовать комплексному решению задач реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Учитывая важность рассматриваемого вопроса нам сегодня необходимо обсудить вопросы, включенные в программу парламентских слушаний, и выработать рекомендации. Желаю участникам
парламентских слушаний успешной В парламентских слушаниях принимают участие:
Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Минаков Юрий
Александрович, Первый заместитель Председателя Государственного Собрания
Республики Марий Эл Мухин Владимир Иванович, депутаты Государственного
Собрания Республики Марий Эл, полномочный представитель Главы Республики
Марий Эл в Государственном Собрании Республики Марий Эл Мякишев Геннадий
Федорович, Уполномоченный О порядке работы парламентских слушаний. В соответствии со статьей 67 Регламента Государственного Собрания слушания проводятся с 10 до 12 часов.Предлагается следующий порядок работы: время для докладов – 15 минут; время для выступлений – 5 - 10 минут. Есть ли другие предложения? Нет. Принимается. Спасибо.
Цветкова О.Н.О cекретариате парламентских слушаний. В состав секретариата входят: Шульгин Михаил Павлович, секретарь Комитета Государственного Собрания по социальному развитию, Леухин Анатолий Николаевич, член Комитета Государственного Собрания по социальному развитию, Смирнов Александр Алексеевич, член Комитета Государственного Собрания по социальному развитию, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания. Предложения
с просьбой о выступлении просим передавать Тексты выступлений просим передать в секретариат для обобщения итогов парламентских слушаний. Материалы парламентских слушаний у вас имеются. Приступаем к работе. Шульгин М.П. Слово для доклада на тему "О законодательном обеспечении государственной политики и основных направлениях парламентской деятельности в сфере образования в Республике Марий Эл "предоставляется Заместителю Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл, председателю Комитета по социальному развитию Цветковой Ольге Николаевне. Подготовиться Гусаковой Татьяне Михайловне. Цветкова О.Н. Уважаемые депутаты Государственного Собрания и приглашенные! (Слайды 1, 2).Радикальные
социально-политические преобразования, произошедшие в нашей стране в течение
последних трех десятилетий, значительно трансформировали духовный облик
общества, существенным образом отразились Научно-технический прогресс, социальные
изменения Важность и актуальность темы сегодняшних
парламентских слушаний не вызывает сомнений. В своем послании Федеральному
Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года Президент Российской
Федерации Владимир Владимирович Путин прямо говорит о том, что "на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня
результаты того, что происходило в государстве, …Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились". В современном мире человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него
как позитивного, так и негативного характера (это, в первую очередь, средства
массовой информации В Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации 2014 года, Президент Российской Федерации продолжил свою
мысль, обозначив основные ориентиры формирования духовно-нравственных основ
нашего общества: "Здоровая семья и здоровая нация,
переданные нам предками традиционные ценности (Слайд 3). Под "духовно-нравственным воспитанием" мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности
нравственного поведения (готовности служения людям Значительная роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Именно образовательные учреждения являются мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Именно в стенах образовательного учреждения формируется личность молодого человека – гражданина нашей страны. Современное отечественное образование, опираясь на прочную законодательную базу, должно стать мощной основой и двигателем проводимых в стране преобразований. (Слайд 4). Фундаментом, законодательно закрепившим
все изменения в системе образования, стал Федеральный закон Как отметил российский премьер Дмитрий Анатольевич Медведев, "новый закон не только отражает те изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, такие как Единый государственный экзамен, введение системы бакалавриата, но и задает новые цели и стандарты". В соответствии с Федеральным законом "Об
образовании" Среди нормативных правовых актов Республики Марий Эл два наиболее значимых закона, относящихся к сфере образования: Закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 29-З "Об образовании в Республике Марий Эл". Закон регулирует общественные отношения,
возникающие К принципам развития системы образования в
Республике Марий Эл, которая является частью системы образования Закон Республики Марий Эл от 29 сентября 1998 года № 94-З "О государственной молодежной политике в Республике Марий Эл". Закон определяет правовую основу, цели, основные
направления, принципы, экономические и социальные гарантии осуществления
государственной молодежной политики Приоритетным направлением государственной молодежной
политики в Республике Марий Эл в числе прочих является формирование условий
для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания молодежи, а среди ее целей и задач выделено содействие социальному
становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи,
реализации ее общественно полезных инициатив, программ Кроме того, необходимо отметить, что статьей 13
Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 85-III "О культуре"
Указанный Закон принят в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в Республике Марий Эл и регулирует культурную деятельность, в том числе в области эстетического воспитания и художественного образования. Закон Республики Марий Эл от 26 октября 1995 года № 290-III "О языках в Республике Марий Эл". Языки в Республике Марий Эл являются национальным достоянием и историко-культурным наследием населения республики, признаются равноправными и находятся под государственной защитой. Закон о языках в Республике Марий Эл, выражая
уважение В соответствии со статьей 10 Закона граждане имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения. (Слайд 5). В соответствии с
Постановлением Государственного
Собрания Республики Марий Эл от 23 апреля 2015 года № 116-П "О комитетах
Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва" Комитет по
социальному развитию закреплен Осуществляя мониторинг законодательства в сфере образования, Государственным Собранием Республики Марий Эл широко используется практика проведения выездных Дней депутата и заседаний комитетов в муниципальных образованиях республики с участием представителей отраслевых министерств, депутатов всех уровней: городов, районов, городских и сельских поселений. (Слайд 6). 2015 год объявлен Годом литературы в
Российской Федерации. В связи с этим 10
февраля 2015 года состоялся выездной День депутатаГосударственного Собрания
Республики Марий Эл (Слайд 7). В целях знакомства с деятельностью (Слайд 8). Гостей посвятили в мир пушкинских традиций, которыми дорожит гимназия: пушкинские праздники, день Царскосельского лицея, поездки по пушкинским местам, показали музей А.С. Пушкина, который открыт в гимназии. (Слайд 9). В 2009 году открыта новая страница марийского парламентаризма. В Республике Марий Эл начал функционировать Молодежный парламент. В городах и районах республики также созданы и действуют муниципальные молодежные парламенты. (Слайд 10). Молодежные парламенты выполняют общественную, социальную и политическую функции: через прямое представительство молодежи во власти решают задачи создания реальных механизмов вовлечения молодежи в процессы принятия практических решений. Осуществляя взаимодействие с Молодежным парламентом, Государственное Собрание Республики Марий Эл в первую очередь ориентирует свою деятельность на обеспечение формирования в молодежной среде правовой и политической культуры, содействие развитию общественной активности молодежи, воспитание гражданственности и патриотизма. (Слайд 11). Ежегодно Президиум Государственного Собрания Марий Эл утверждает программу взаимодействия Государственного Собрания Республики Марий Эл с Молодежным парламентом Республики Марий Эл. (Слайд 12).Председатель Молодежного парламента третьего созыва Юлия Андреевна Батухтина регулярно информирует депутатов Государственного Собрания о деятельности Молодежного парламента Республики Марий Эл и перспективах его работы. В рамках сотрудничества Комитет по социальному развитию оказал
содействие Молодежному парламенту Республики (Слайд 13).9
июня 2015 года члены Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл
по социальному развитию – Заместитель Председателя Государственного Собрания,
председатель Комитета Цветкова Ольга Николаевна, заместитель председателя
Комитета Романов Евгений Михайлович, депутат Леухин Анатолий Николаевич, а
также член Президиума Государственного Собрания, председатель Комитета (Слайд 14).Участники заседания обсуждали вопросы
гражданско-патриотического воспитания детей из детских домов, (Слайд 15). Большое внимание было уделено
состоянию (Слайд 16). С целью содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания
гражданственности и патриотизма Председатель Государственного Собрания
Республики Марий Эл Юрий Александрович Минаков проводит регулярные встречи (Слайд 17). В Государственном Собрании Республики Марий Элдля учащихся и студентов проводятся ознакомительные экскурсии, в ходе которых их знакомят с историей законодательного органа власти республики, составом и структурой действующего депутатского корпуса Государственного Собрания, их вниманию представляется портретная галерея руководителей Верховного Совета Марийской АССР – Государственного Собрания Республики Марий Эл и галерея межпарламентского сотрудничества. (Слайд 18).Демонстрируются две установленные
вфойе уникальные карты Республики Марий Эл, одна из которых является частью
информационно-справочной системы "Электронная (Слайд 19). Традиционными стали также
встречи Председателя Государственного
Собрания со слушателями Малой академии государственного управленияРеспублики Марий Эл. Особое внимание в разговоре с будущими
управленцами уделяется вопросам сотрудничества депутатского корпуса Марий Эл (Слайд 20). Уважаемые коллеги! Позвольте в заключение выразить уверенность в том, Шульгин М.П. Спасибо, Ольга Николаевна. Будут ли вопросы к Ольге Николаевне? Нет. Шульгин М.П.Слово для доклада на тему "Роль образования в
духовно-нравственном воспитании детей и молодежи"предоставляется первому
заместителю министра образования Подготовиться Актанаеву Владимиру Ивановичу. Гусакова Т.М. Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые коллеги! Усиление внимания общества к
духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной
проблеме – явление не случайное. По мнению социологов, самая большая
опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит Приоритет воспитания как направления преобразования
школы нашел отражение в целом ряде нормативно-правовых актов и инициатив,
среди которых: "Национальная
стратегия действий В 2012 году Министерством образования и науки Республики
Марий Эл была разработана "Концепция развития воспитания Антон Семенович Макаренко утверждал, "воспитание ребенка невозможно по частям", а потому и духовно-нравственное воспитание должно представлять целостную, системную работу. Процесс образования в современных условиях включает I. Итак, первой составляющей образования является обучение. Нельзяне признать, что при целевой установке – формирование предметных компетентностей – каждый школьный предмет обладает серьезным воспитательным потенциалом. Особенно это касается предметов гуманитарного цикла. В течение последних десяти лет произошло серьезное сокращение количества учебных часов, выделяемых на такие предметы, как литература, история, география. Вместе с рядом внеобразовательных факторов (например, изменение жизненных приоритетов современного общества под воздействием изменения социально-экономической обстановки) это привело к целому ряду негативных последствий, среди которых: 1) низкий уровень у молодежи знаний истории, традиций своей страны, а, следовательно, неумение понять и правильно оценить современные события в контексте единого исторического процесса; 2) исчезновение культуры чтения и, как результат, скудный словарный запас, неумение сформулировать мысли, а в целом низкий уровень культуры общения и мышления. В результате приоритетом общественного мировоззрения выступили материальные ценности, в то время как духовность отступила на задний план. Показателем понимания значимости предметов гуманитарного цикла в последнее время стали общественные инициативы, направленные на изменение содержания образовательного процесса. Так, в прошлом году в качестве обязательного выпускного испытания было возвращено сочинение, что, как мы надеемся, усилит у обучающихся понимание необходимости чтения. В этом контексте актуализируется и роль учителя литературы, задача которого – через книгу донести до ученика те духовные ценности, которые традиционно определяют основы русского национального характера. Серьезными инициативами явились подготовка Концепции
единого учебника истории и организация в этом году Всероссийского
географического диктанта. Обе инициативы объединяет общая задача – формирование ориентиров По-разному можно оценивать данные инициативы, Возрождение традиционных для страны
моральных норм Республика Марий Эл
многонациональна и многоконфессиональна.
На протяжении веков здесь сосуществуют христианская (православная),
мусульманская и древнемарийская культуры. Введение предмета "История и культура народов
Марий Эл" способствовало увеличению до 84 процентов охвата обучающихся,
изучающих традиции и историю родного края. Образовательная программа по
данному предмету позволяет также включать интегрированные модули по основам
родного (марийского) языка, что способствует повышению
культуры межнациональных отношений, приобщениюобучающихся к национальным Этнорегиональное содержание образования в школах
республики представлено целым рядом учебных предметов, факультативных и
элективных курсов. С целью расширения возможностей в изучении данных
предметов, прежде всего марийского языка, нами разработан электронный ресурс "Языковой
обучающий портал", на котором размещены учебные модули, программные и
методические материалы. "Плюсом" использования при изучении
предмета посредством Интернета является "вовлечение" в этот процесс
не только ученика, но и родителя,
II. Второй компонент образования – воспитание. Согласно Концепции развития воспитания в Республике
Марий Эл задача образовательных институтов – формирование В рамках реализации основных положений Концепции во
всех общеобразовательных организациях разработаны планы воспитательной
деятельности. Системообразующим фактором воспитательной работы
образовательных организаций Другим стержнем формирования воспитательной среды образовательной организации может стать культурная или образовательная традиция. В качестве примеров можно привести такие образовательные организации, как "Национальная президентская школа", "Гимназия им. Сергия Радонежского", "Лицей-интернат п. Ургакш". В этом контексте нельзя не затронуть и модель кадетского образования. Сегодня в республике функционируют 49 кадетских классов с общим охватом 1128 человек. Несмотря на разную ведомственную принадлежность этих классов (МВД, МЧС, ГИБДД, УФСКН), различные знаки отличия на форме кадетов, всех их связывает одна испокон веков сложившаяся идеологема – служение Отечеству, долгу и чести. Кадеты республики принимают активное участие в
ключевых мероприятиях регионального и российского уровней. Одним Особенностью этого мероприятия стал тот факт, Важным
фактором формирования воспитательной среды является детско-юношеское
общественное движение и ученическое самоуправление, актуальность развития
которых обусловлена В республике зарегистрировано 28 детских и
молодежных общественных объединений, членами которых являются более Основная задача детского общественного движения Одной из форм такой деятельности являются образовательные молодежные форумы, на которых молодые люди не только получают навыки общественной деятельности, но и презентуют свои социальные проекты. Значимым направлением деятельности детского Следует отметить, что процесс включения в механизм
социальной интеграции не только детей с ОВЗ, но и обычных детей, родителей,
педагогов – это не простой процесс, но очень важный с позиции
духовно-нравственного воспитания. Так, уже С 2011 года совместно со специальной школой для
глухих Но как отмечают сами педагоги, если добиться
инклюзии III. Третьей составляющей образовательного процесса является развитие. В современных условиях образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Показательной в этом
плане является модель лицейского Особую актуальность в создании развивающего пространства приобретает система дополнительного образования. В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования
детей в республике представлена 48 организациями Показателен тот факт, что на региональном уровне именно организации дополнительного образования взяли на себя координирующую функцию не только в области реализации направленностей дополнительного образования, но и ключевых направлений воспитания. Так, в рамках реализации соглашения о сотрудничестве
Министерства образования и науки Республики Марий Эл В целом же по итогам 2014 -2015 учебного года программы духовно-нравственного воспитания ("Свечечка", "Истоки", "Возрождение", "Радонеж", "Золотые зернышки света и добра" и др.) реализовывались в 70 объединениях с охватом более 1000 детей. Важной составляющей организации
духовно-нравственного воспитания является преемственность на всех уровнях
образовательного процесса. В качестве неформального дополнительного
образования, направленного на развитие духовных качеств личности в вузах
выступают студенческие клубы, функционирующие при активном участии
профессорско-преподавательского состава, с привлечением общественных
деятелей. Например, Клуб интернациональной дружбы (Марийский государственный университет)
и Клуб интернациональной дружбы студентов Поволжского государственного
технологического университета "Мост", задача которых – адаптация и
вовлечение В республике
активно развито детско-юношеское краеведческое движение, которым охвачено
более 6,5 тысяч школьников. Координирующую функцию выполняет Детско-юношеский
центр "Роза ветров". С 1997 года в республике под руководством
Центра обучающимися образовательных учреждений ведется работа по сбору
материала и созданию летописи уходящих деревень и сел республики. Результатом
поисково-исследовательской деятельности в рамках данной программы стало
издание сборника документальных очерков "История сел Различна тематика исследовательских работ
обучающихся Итогом поисковой деятельности обучающихся является В рамках активизации вопросов воспитания Уважаемые коллеги! С уверенностью можно сказать, что
духовно-нравственное воспитание – это серьезный и, пожалуй, единственный
фактор, который способен противостоять всем негативным общественным вызовам.
Сложившая в региональном образовании система воспитания позволяет образовательным
организациям являться мощнейшим инструментом социализации детей и молодежи.
Однако эффективность реализации данной роли образования возможна только при
осознании не меньшей значимости в духовно-нравственном воспитании всех
институтов общества и, прежде всего, семьи. В противном случае слова Герберта
Уэльса о том, Спасибо за внимание. Цветкова О.Н. Спасибо, Татьяна Михайловна. Будут ли вопросы к Татьяне Михайловне? Нет. Слово для доклада на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей посредством искусства"предоставляется первому заместителю министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Актанаеву Владимиру Ивановичу. Подготовиться Смирнову Александру Алексеевичу. Актанаев В.И. Поро кече! Добрый день, уважаемые депутаты Государственного Собрания и приглашенные! У многих у нас с вами есть дети, у
кого-то уже внуки, Я почти не смотрю телевизор, но
однажды, переключая каналы, невольно остановился на передаче, где пытались
выявить причину одного инцидента – издевательства над человеком. Видеосъемка
с места происходящего была выложена в сети Интернет. Участники – обычные
молодые люди, только что поступившие в престижный московский ВУЗ без
протекции, выпускники – отличники московских общеобразовательных школ…. К
сожалению, подобные ситуации стали появляться В
современном мире молодое поколение живет и развивается, окруженное множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на его неокрепшие
чувства Итак,
невольно напрашивается вывод: развитие новых технологий, науки, образования
не обязательно ведет Обеспечить будущее человечества может, прежде всего, нравственная основа. Но эта основа не может вырасти на пустом месте. У нее должен быть определенный фундамент, иначе на этом чистом поле может быть привита чуждая духовно-нравственным принципам идеология. Поэтому, задумываясь о том, как помочь человеку быть более устойчивым с точки зрения этики, мы приходимк понятию культурного ядра каждой нации. Это та самая основа, которая является причиной многих поступков человека. Эти поступки определяются традицией, той самой культурой, которая развивается в течение более тысячи лет: традиционная религия, народное творчество и искусство. Непосредственная, реальная
жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ музыки, театра,
живописи, хореографии и других видов искусства дают возможность детям Мир искусства, культуры должен быть для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. В период становления подросткам важно научиться
понимать различие между искусством и антиискусством, которое агрессивно,
постоянно принимает все новые формы и образы всесильной моды. Оно
подделывается под невзыскательные вкусы, называя его "современным",
имитирует подлинное творчество. А имитация Человек, с детства не приученный мыслить образно, Президентом России
Владимиром Владимировичем Путиным поставлена перед страной задача инновационного
прорыва Это вселяет надежду на положительные перемены, эти цели мы разделяем и работаем на них. Безусловно, наши учреждения культуры и образования республики накопили определенный опыт в создании благоприятной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, ими проводится множество мероприятий, создаются произведения, театрально-зрелищные постановки, опирающиеся на народную культуру, классическое искусство, положительный пример исторических, литературных, современных героев. Бытует
мнение среди некоторой части населения, Детская
библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение,
располагающее организованным фондом тиражированных документов для детей и
подростков, Сегодня в республике насчитывается 17 специализированных детских библиотек и детских отделов, 265 массовых библиотек. Контингент читателей достигает 46,5 процента детско-юношеского населения республики с 5 до 18 лет.Насчитывается более двухсот любительских объединений, действуют более 50 образовательных программ. Невозможно в коротком выступлении рассказать о тех мероприятиях, которые проводят наши библиотекари. Перечислю некоторые из них: сезоны летних чтений, в том числе с выездами в детские больницы, летние лагеря общеобразовательных школ; международные акции "Живая классика" и
"Читаем детям конкурсы юных читателей; мероприятия, посвященные знаменательным дням, например, День славянской письменности в Медведевской библиотеке совместно со священнослужителями местной церкви, проведение которого получило высокую оценку – 1 место на Всероссийском конкурсе "Духовно-нравственные ценности образовательной системы России". Во многих библиотеках для детей работают кружки,
клубы И, наконец, главным событием уходящего года, в Год
литературы, стало открытие нового здания Республиканской Государственными и муниципальными музеями республики реализуются более 100 музейно-образовательных программ, численность участников которых составляет свыше 150 тыс. человек. Музеи являются
институтом культурной "памяти", информационным центром
идейно-воспитательной работы, научно-исследовательским и
культурно-просветительским органом. Музеи республики традиционно работают
в сотрудничестве Сотрудниками музеев проводятся многочисленные благотворительные акции для воспитанников детских домов, школ-интернатов, коррекционных школ, реабилитационных центров, детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Например, Сернурский муниципальный музейно-выставочный комплекс им. А.Конакова использует форму проведения выездных выставок "Музей в чемодане" на дому у детей-инвалидов. В рамках культурно-познавательного
туризма Козьмодемьянским музейным комплексом разработаны двухдневные и
однодневные туры по историческим местам города. Указанный проект стал
победителем Всероссийского конкурса Развивается творческое сотрудничество между муниципальными музеями. Звениговский музей организует туристические поездки для общеобразовательных школ в Козьмодемьянск, Шереметевскийзамок и другие музеи. Ярким примером сохранения традиций русской культуры
может послужить деятельность объединения "Царев город" В клубных учреждениях Республики Марий
Эл для детей Согласно муниципальным заданиям
основная часть клубных формирований и любительских объединений для детей В летний период активно работают летние площадки при клубных учреждениях, проводятся массовые мероприятия: театрализованные конкурсные программы, игры-путешествия, экологические, фольклорные игры и другие. Важную роль по воспитанию молодого
поколения В репертуаре республиканских
театрально-зрелищных учреждений имеется более 70 спектаклей для детского В течение 2015 года стационары театров посетили
около Спектакли наших театров поднимают социальные проблемы, сказочные сюжеты учат добру, знакомят с историей родного края, посвящены мужеству, ловкости и смелости личности, исторических героев… В Год культуры Марийским национальным театром драмы имени М.Шкетана был реализован проект "Дети и искусство: преодоление расстояний", который осуществлялся в течение всего года. В рамках проекта театром организованы массовые
выезды детей из муниципальных районов республики в г. Йошкар-Олу Всего обслужено 2,8 тыс. детей и подростков из 8 самых отдаленных районов республики. И еще несколько слов мне бы хотелось
сказать о детских школах искусств, где обучается более 8 тысяч детей на
различных специальностях (около 30 наименований). Школами искусств ведется
значительная концертно-выставочная деятельность, Несмотря на имеющийся определенный опыт в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, нам нельзя успокаиваться, т.к. ежегодно увеличивается количество детского населения республики, а отсюда увеличивается и поле нашей деятельности. Обладая значительным культурным
потенциалом, учреждения культуры республики готовы к системному
взаимодействию Другим важным вопросом является вопрос расширения охвата детей детскими школами искусств. К сожалению, есть определенные условия, при которых школы искусств не могут увеличивать контингент учащихся: это ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие достаточного количества специалистов, невысокая заработная плата… Многие родители согласны оплачивать дополнительное образование детей, но мы не имеем права выходить за рамки показателей "дорожной карты", бесконечно нагружать преподавателей педагогическими часами. Таким образом, дети,
которые не смогли поступить О хоровом исполнительстве. В 2013 году по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец и инициативе Валерия Гергиева – руководителя Мариинского театра была возобновлена деятельность Всероссийского хорового общества.
Основные цели – возрождение хорового движения в стране, создание хоровых коллективов в общеобразовательных учреждениях, восстановление в масштабе страны традиций любительского хорового пения. У нас в некоторых муниципалитетах сохранились праздники хорового искусства: это Звениговский, Горномарийский, Советский районы, г. Йошкар-Ола, в основном это хоры ветеранов и детских школ искусств. Известно, какое значение для духовно-нравственного воспитания имеет сила примера – исторического, общественного, личностного. Сегодня мне хотелось бы упомянуть
одного из них – Иван Степанович Палантай. В следующем году исполнится 130 лет
Палантай был высоким образцом духовности, созидательности, национальной самобытности, патриотизма, творческого подвижничества. Благодаря этому скромному
деревенскому пареньку, окончившему в 1909 году Казанское музыкальное училище,
был создан первый в республике хоровой коллектив при марийском педагогическом
училище, который занял в Москве 2 место Вот что он писал о музыкальном образовании: "Музыка – это не роскошь, это могучее средство и орудие в деле воспитания молодого поколения. Мы должны принять меры, поддержать, укрепить и возвысить в народе врожденное ему чувство музыкального изящества". Любимым композитором Палантая был Чайковский, в творчестве которого он видел идеальное выражение народного. "Народная песня есть идеальное воплощение истории народа, в ней его прожитое прошлое, в ней его воззрения, в ней его лучшие чаяния и надежды, и поэтому она имеет великую хранительную силу…"….. Меняются эпохи, стили, мода, а бессмертные
произведения классиков от Древней Греции до Шекспира, Островского, Чехова Спасибо за внимание. Цветкова О.Н.Спасибо, Владимир Иванович. Будут ли вопросы к Владимиру Ивановичу? Нет. Слово для выступления на тему "Модель лицейского воспитания"предоставляется
депутату Государственного Собрания Республики Марий Эл, члену Комитета по
социальному развитию, заместителю
директорапо воспитательной работе государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Республики Подготовиться Суркову Евгению Юрьевичу. Смирнов А.А.Добрый день, уважаемый Юрий Александрович, уважаемые коллеги и приглашенные! Благодарю организаторов парламентских слушаний 1. Программа воспитания обучающихся. В настоящее время в образовательных организациях страны вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты. В них предусмотрена программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, которая построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа. Что касается воспитательной деятельности в
государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Марий Эл "Лицей-интернат п. Ургакш", то
программа воспитания обучающихся предусматривает формирование
нравственного уклада лицейской жизни, обеспечивающего создание
соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего
воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность
обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального
народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,
реализуемого 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся. Целью является воспитание
высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность 1.2. Основные направления и ценностные основы воспитания. Задачи воспитания обучающихся классифицированы Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: - здоровый
образ жизни(воспитание культуры здорового - патриотизм(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям); - нравственность(воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания); - творчество
и трудолюбие (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду - гармония(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры); - социальная ответственность(воспитание социальной ответственности). Виды деятельности и формы занятий. На воспитание нравственных чувств у обучающихся
направлена практически вся деятельность педагогов и работников лицея. Каждый
урок, каждое мероприятие, каждое формальное Обучающиеся знакомятся с конкретными примерами
высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке Участвуют в общественно полезном труде. Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций. Расширяют положительный опыт в учебе, общественной
работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке Расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье Участвуют во всех патриотических мероприятиях лицея,
района, республики, а также в некоторых мероприятиях ПФО Но реализация любой программы воспитания, какая бы она ни была хорошая, всегда по-разному реализуется в конкретных образовательных организациях. Коллектив лицея пришел к выводу, что для реализации программы воспитания и полноценного духовно-нравственного воспитания обучающихся необходимо создать такую модель воспитания, а правильнее сказать воспитательную систему, в которой каждый ее субъект-участник, будь то лицеист, педагог, родитель или сотрудник образовательной организации, чувствовал себя в лицее как дома, безопасно, комфортно, в гармонии с собой и окружающими. Концепция воспитательной системы лицея. "Лицей – наш дом, а мы одна семья" или "Малая педагогическая поэма". Воспитательная
система каждого образовательного учреждения уникальна. И то, как она
выстроена, каковы ее цели Цели. Деятельность. Отношения. Одной из
основных целей воспитательной системы стало создание в лицее таких условий,
при которых каждый член коллектива чувствовал бы себя частью большой и
дружной лицейской семьи, принимая на себя ответственность за свои поступки
перед собой и перед всем коллективом. Но не формально и принудительно, а
искренне веря, что его личное развитие, успех и достижения зависят как от
него самого, так и от всего коллектива. И наоборот, успехи лицейского
коллектива, зависят от каждого Для достижения этой цели реализуется ряд задач, непременным условием выполнения которых является активное участие абсолютно всех (максимального количества) субъектов воспитательной системы в жизнедеятельности лицея. Сразу отмечу сложность выполнения данного условия, но необходимо стремиться к участию в совместной деятельности максимального количества членов всего коллектива. Только при выполнении этого условия можно говорить о развитии отношений между всеми участниками воспитательного процесса. Также необходима личная непритворная заинтересованность каждого участника воспитательного процесса в проводимых мероприятиях. Первая задача – сплочение коллективов классов, педагогов, родителей обучающихся. Сплочением классных коллективов занимаются классные руководители совместно с педагогом-психологом. Организуются и
проводятся классные часы "Давайте познакомимся", "Я и мой
класс", "Что такое коллектив?" и т.д. Проводятся тренинги по
сплочению коллективов и разнообразные воспитательные мероприятия согласно
плану воспитательной работы, в которых обязан принимать участие весь класс.
Уровень развития коллективных отношений, сплоченность коллективов изучается
при помощи педагогических наблюдений, бесед Для сплочения родительских коллективов проводятся разнообразные формы родительских собраний с привлечением педагога-психолога, учителей-предметников, администрации и самих лицеистов. Все общие родительские собрания включают в себя знакомство с теорией воспитания и обязательное проведение совместного воспитательного мероприятия: I четверть – эстафета
"Папа, мама, я – спортивная семья" II четверть – литературно-музыкальная композиция посвященная Дню Матери. III четверть – знакомство родителей с творчеством лицеистов и педагогов с результатами их урочной и внеурочной деятельности. Вторая задача
является естественным продолжением первой Коллективом педагогов и лицеистов в течение прошедших лет было придумано, предложено, организовано и проведено большое количество воспитательных мероприятий, но на данный момент сформировался определенный круг совместных видов деятельности, вызывающий неподдельный интерес всех субъектов воспитательной системы. Озвучу некоторые из них. Одними из
самых значимых мероприятий, проводимых Всем известно,
что большое воспитательное воздействие имеет такой популярный и доступный вид
искусства, как кино. В данный
момент совместно с педагогами и лицеистами создается фильмотека из фильмов,
которые призваны обогащать внутренний мир человека, делать его лучше. Это
такие фильмы, как "Школьный вальс", "Брестская крепость",
"Учитель с железным крестом", "Педагогическая поэма",
"Сибирский цирюльник", Проектная
деятельность также способна объединить различные субъекты воспитательной
системы. Так случилось Данный проект
продолжается. Каждый год семиклассники лицея становятся ответственными за
Обелиск, ухаживают за ним Позвольте
сегодня мне от лица жителей п.Ургакш, лицеистов и педагогов еще раз в вашем
присутствии поблагодарить Как членов
одной семьи объединяет дом, одна фамилия Герб и Флаг. С момента открытия лицея почти ежегодно обучающимися инициировались конкурсы по разработке герба, флага и гимна лицея, но предлагаемые варианты не имели объединяющего значения для коллектива. И в 2008 годубыл разработан герб лицея, который нашел отклик в сердцах всех лицеистов, педагогов, работников лицея и родителей. Изображенный в
центральной части аист – это символ почтительности к родителям (считалось,
что молодые аисты Меч со звездой говорит о том, что в лицее действует кадетское движение, а змея, обвивающая меч символизирует, что часть обучающихся готовится связать свое будущее с медициной. Красный цвет поля в гербе – символ любви к Родине, красоты и единства. В основе флага лежит существующий герб. День рождения
Лицея. Особое место и значение В этот день на торжественной линейке директор передает символический ключ от лицея Председателю Совета Командиров, который становится директором на один день. И начинается День Самоуправления, к которому ребята готовятся заблаговременно. После уроков проводится турнир по волейболу среди сборных лицеистов и педагогов. Вечером вступает
в свои права ключевое воспитательное мероприятие – конкурс "Две
Звезды", в котором участвуют вокальные дуэты, состоящие, с одной стороны,
из ребят, с другой, из родителей, выпускников, педагогов и других работников
лицея. Жюри составляется таким образом, чтобы в него вошли представители всех
членов лицейского коллектива После
подведения итогов конкурса и вручения главных призов и приза зрительских
симпатий в зале гаснет свет и выносят праздничный торт с горящими на нем
свечами, звучит песня Все перечисленные мероприятия и виды совместной деятельности насквозь пропитаны негласной мыслью "Лицей – наш дом, а мы одна семья". Они воспитывают коллектив, воспитывают чувство любви и уважения к месту, ставшему на несколько лет домом, в котором уютно всем. Формируют такой уровень коллективных отношений, при которых каждый чувствует себя сопричастным ко всему, что происходит в лицее, и каждый человек, имеющий то или иное отношение к лицею, чувствует личную ответственность перед всем коллективом. И наступает тот самый момент, когда цели коллектива становятся личной целью каждого его члена, а интересы одного человека важны для всего коллектива. Здесь мы
солидарны с А.С.Макаренко и считаем, Следующая цель воспитательной системы – это развитие кадетского движения, сообщества медицинских классов и детского объединения как основ системообразующей деятельности. Кадетское движение. Для повышения эффективности военно-патриотического воспитания на базе лицея действуют три кадетских класса (9 - 11 классы), объединенных в единый кадетский корпус под началом руководителя кадетского движения. В кадетские классы поступают ребята со всех уголков Республики Марий Эл, желающие связать свою судьбу со службой в рядах Российской Армии, а также получить качественное образование, имея возможность духовно и физически развиваться. Учебный план
лицея, программа воспитания, программа дополнительного образования, режим дня
и весь воспитательный процесс организованы таким образом, что кадеты с каждым
днем нахождения в стенах лицея все больше понимают всю ответственность
выбранного пути, внутренне дисциплинируются Его внешний вид (кадетская форма одежды установленного образца), слова и поступки должны соответствовать званию "кадет". Кадеты лицея углубленно изучают отдельные предметы, ведут здоровый образ жизни, занимаются рукопашным боем, бальными танцами, строевой подготовкой и следуют лучшим традициям кадетского движения. В их обязанности входит, прежде всего, соблюдение кодекса чести российского кадета. Вся деятельность кадетов происходит в рамках установленного режима дня, способствующего рациональному использованию имеющихся ресурсов для обеспечения эффективного учебно-воспитательного процесса. Режим дня обязателен для выполнения и контролируется командирами отделений, командирами взводов из числа наиболее ответственных кадетов, воспитателем и руководителем кадетского движения. Посвящение в
кадеты происходит на первом году обучения Подготовка к
ежегодному Параду Победы в п.Советский Звание "кадет"
определяет всю дальнейшую жизнь Стоит отметить, что почти сто процентов прошедших медицинскую комиссию и профотбор поступают в военные учебные заведения страны. Остальные, не прошедшие военно-медицинскую комиссию, обучались и обучаются в гражданских высших учебных заведениях. Сообщество
медицинских классов. Девушки и юноши, поступившие в медицинские классы,
решили в будущем связать свою жизнь с медициной. Такой выбор показывает
социальную направленность их мыслей и действий, желание помогать людям. Классные руководители с учителями организуют таким образом воспитательное пространство, проводят такие воспитательные мероприятия, которые воспитывают человеколюбие, бескорыстие, доброжелательность, толерантность. Воспитывают те качества, которыми должен обладать хороший врач.
Управление. Большую роль в воспитательной системе играет Совет Командиров, в состав которого входят командиры старших классов. Совет
Командиров в зависимости от ситуации выполняет обязанности Совета по
профилактике правонарушений, в состав которого входят все члены постоянного
Совета Командиров, социальный педагог, педагог-психолог и представители
администрации. Здесь идет работа над результатами дежурства, собираются
замечания на поведение на уроках отдельных лицеистов и другие случаи
нарушения прав и обязанностей обучающихся. С ребятами проводят беседу не
только педагоги, Все это и
многое другое, что не вошло в мое выступление, направлено целиком и полностью
на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Также хочу отметить тот
факт, Убежден, что
педагоги многое делают для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
И, конечно, Спасибо за внимание. Цветкова О.Н.Спасибо, Александр Алексеевич. Будут ли вопросы к Александру Алексеевичу? Нет. Слово для выступления на тему "Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве"предоставляется директору муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия имени Сергия Радонежского города Йошкар-Олы" Суркову Евгению Юрьевичу. Подготовиться Сафархановой Елене Николаевне.
Сурков Е.Ю. Уважаемые участники парламентских слушаний! Важнейшим социальным институтом, формирующим ценностный мир ребенка, является школа, где проходит процесс овладения опытом предшествующих поколений, приобретаются навыки, необходимые для успешной социализации личности. Известные
события 90-х годов ХХ века деформировали систему духовных ценностей,
разрушили привычные идеалы российского общества, а место идеалов духовных, к
сожалению, Так, неслучайно
основополагающим документом новых федеральных государственных образовательных
стандартов является "Концепция духовно-нравственного развития Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства". Исходя из
данного документа, задача школы сегодня - вернуть истинные ценности в
российское общество, руководствуясь национальными идеалами, традициями, в том
числе Понятие "духовно-нравственное
воспитание" в теории Уточним содержание основных элементов этой составной лексической конструкции. Как понимать "духовное", "духовность"? Каково их соотношение с понятиями "нравственность", "нравственное"? Изначально дух,
духовность – религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом
и в религии, Духовность –
формачеловеческого самосознания, самоидентификации человека в роли субъекта отношений,
сфера сущности человека. "Духовность – этопроявление высших устремлений
человека к знанию и служению другим людям". Сфера деятельности
человека, даже рутинной, не лишена ценностного содержания. Духовное
пространство, как и духовная культура, всегда включает в свое построение
вертикаль, разделяющую возвышенное и обыденное, сакральное Духовный человек способен
взвешивать и иерархизировать все большие и малые альтернативы и делать
сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно потому, Подобное иерархически
структурированное ценностное сознание не дано человеку априори, от рождения.
Оно является результатом сложной и напряженной внутренней работы,
складывается в сознании постепенно, в частности при осмыслении
фундаментальных проблем человеческого бытия. Это так называемые "вечные
вопросы": как возникла вселенная, жизнь, человек, в чем сущность
человека, есть ли смысл в его существовании, в истории человечества и т.п.
Такие вопросы В процессе духовного
развития на человека воздействует социальное окружение: семья, "близкий
круг", этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие
группы, средства массовой информации. Основные, наиболее распространенные и
значимые ответы на бытийные вопросы сложились и существуют исторически в
духовной культуре общества. Они берутся человеком оттуда и личностно
осваиваются (принимаются, отвергаются, переосмысливаются) в мышлении,
эмоциональной сфере, жизненном опыте, что в целом составляет духовную жизнь
личности. И постепенно формирует ее духовную культуру, которая проявляется
затем в межличностных Иначе говоря, духовность
позволяет человеку выделять В религии духовность
понимается на той же основе, В обыденном
словоупотреблении "духовный" обычно понимается иначе – однозначно
достойный, нравственный В современной
педагогической литературе, образовательных материалах, учебных стандартах,
программах, пособиях используются широкие и строго не определенные понятия
духовной жизни человека, общества. Так, в духовную жизнь общества включают
науку, образование, искусство. Сферы деятельности общественных отношений,
социальной практики, культуры, в которых люди особенно проявляют свои духовные
качества и способности: стремление к познанию, красоте, гармонии, волю,
самосознание. Но в строгом смысле духовную сферу жизни общества образуют две
формы мировоззренческого сознания – религия и философия и накопленные ими
результаты, составляющие духовную культуру общества. В.С.Соловьев В религии и философии
духовные ценности представлены С учетом сказанного выше
получает адекватное объяснение подчиненное положение слова
"нравственное" в лексической конструкции "духовно-нравственное
воспитание". Нравственности не существует без мировоззренческого
основания той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает
средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает
единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений Представляется более
обоснованным связывать духовно-нравственное воспитание школьников сприобщением Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, то есть высших, смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. Тем не менее среди
ученых, педагогов все еще весьма влиятельна позиция, согласно которой в
светской школе возможно только так называемое этическое образование, что оно
и реализует нравственное воспитание школьников. Такое воспитание должно быть
еще и всеобщим и обязательным. Оно мировоззренчески нейтрально, поэтому
светской школой допустимо в отличие Этическое воспитание в
школе оказывается главным образом изучением некоторой суммы знаний, учений о
морали Однако, как уже было указано, нет и не может быть никакого мировоззренчески нейтрального нравственного воспитания. И даже простое изучение истории этических учений фактически воспитывает ребенка, формирует его мировоззрение, систему ценностей, духовную культуру. В современной школе – до сих пор чаще всего на мировоззренческой основе философского материализма, антропоцентризма. Исходя из всего
вышесказанного уточним определение
21 июля 2009 года на встрече Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с лидерами традиционных российских конфессий был сделан важный шаг – Президент поддержал введение в школах России изучения основ религиозной культуры по выбору семьи школьника наряду с курсами сравнительного религиоведения и светской этики. Наибольшую
заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно,
Русская Православная Церковь по причине масштабного запроса на эту практику Цветкова О.Н.Спасибо, Евгений Юрьевич. Будут ли вопросы к Евгению Юрьевичу? Нет. Слово
для выступления на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы как
средство формирования Подготовиться Трошиной Инне Витальевне.
Сафарханова Е.Н. Добрый день, уважаемые депутаты "Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе". Может, афоризм Козьмы Пруткова и не отличается особым эстетизмом, но в какой-то степени отражает истину. Действительно, взросление души ребенка, формирование нравственных ориентиров, которые останутся с человеком, происходит в школе. Иными словами, какую "начинку" ребенок получит, ту и пронесет через всю жизнь. Среди множества школьных предметов на литературу возложена особая миссия. Иначе мы называем этот предмет человековедением. Изучая литературу, ученик создает определенную шкалу своих нравственных ценностей. Кажется, что все предельно просто: читай добрые и умные книги– и вырастешь порядочным человеком. Однако в стремительно меняющемся мире порой кажется, что меняются и вечные ценности. На уроках, анализируя
характеры, поступки героев, ученик приходит к одним выводам, а средства
массовой информации зачастую пропагандируют совершенно иные идеалы жизни.
Школьные знания и транслируемая реальность вступают Как бы ни ругали школьную
программу по литературе, но она направлена на постепенное формирование
духовно-нравственных ценностей. Так, в начальной школе, ученик, знакомясь со
сказками, получает представление о добре и зле, затем эти понятия углубляются
через изучение более серьезных произведений. Например, изучая произведения А.С.Пушкина,
Н.В.Гоголя, знакомимся и с таким понятием, как "маленький человек".
"Маленький человек – это человек
невысокого социального положения и происхождения, не одаренный
выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом
добрый." Обращаюсь с вопросом: "А учитель – маленький
человек?" Ученики, конечно, не скажут учителю, что он маленький человек.
Анализируем определение. Школьники испытывают некоторое замешательство. Ведь под
определение, возможно, На мой взгляд, помогает при
изучении литературы подход Подобных примеров можно приводить
много. Каждый ученик из урока в урок складывает, словно в сейф, свои
нравственные ценности, создает для себя своеобразную модель идеального
человека. Недавно мои ученики писали сочинение на тему Каждый урок литературы – это открытие учеником
нравственных ценностей, прочувствованных и прожитых Убеждена, что именно литература может помочь избежать трансформации шкалы нравственных ценностей в современном мире. "Сейте разумное,
доброе, вечное Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ" –
писал Некрасов. Слова эти должны быть обращены не только к учителям, но и ко
всему обществу Цветкова О.Н.Спасибо, Елена Николаевна. Будут ли вопросы к Елене Николаевне? Нет. Слово для выступления на тему "Опыт практической работы по духовно-нравственному воспитанию детейс ограниченными возможностями здоровья"предоставляется заместителю директора по научно-методической работе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл "Дворец творчества детейи молодежи" Трошиной Инне Витальевне. Подготовиться Иванову Алексею Андреевичу. Трошина И.В. Добрый день, уважаемые депутаты, приглашенные и коллеги! Николай
Бердяев говорил: "Высшие цели жизни Проблема
духовности всегда имела особый смысл Знание своей
культуры и истории Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал "нравственной
оседлостью" человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни
личность, ни народ, Сфера
дополнительного образования детей является наиболее благоприятной для развития
духовно-нравственного воспитания. Об этом А.К.Бруднов пишет:
"Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия
воссоединения Дополнительное
образование детей строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей
в себя многие ценности христианской антропологии. К.Д.Ушинский,
В.В.Зеньковский, С.И.Гессен утверждали право ребенка идти своим путем, иметь
свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться Во Дворце творчества детей и молодежи на базе
кабинета духовно-нравственного воспитания с 2009 года работает Центр
"Светоч", реализующий системную работу с педагогами, детьми Сегодня "Светоч" имеет богатую библиотеку духовно-нравственной учебно-методической литературы для детей всех возрастов, педагогов и родителей, видео- и аудиотеку по практике, проблемам и перспективам духовно-нравственного воспитания. Ведь многие воспитатели, педагоги столкнулись с проблемой недостатка литературы духовно-нравственного содержания. В целях обмена опытом работы по духовно-нравственному воспитанию центром организуются поездки для педагогов республики на международные Рождественские и Глинские образовательные чтения, выездные и стационарные (на базе Дворца творчества детей и молодежи) семинары-практикумы. Совместно с Министерством образования и науки Республики Марий Эл и Йошкар-Олинской и Марийской епархией проводятся республиканские научно-практические конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания. Центр курирует работу ассоциации православных
учителей Представители центра входят в состав постоянно
действующего Координационного совета по взаимодействию Йошкар-Олинской и
Марийской епархии и Министерства образования и науки Республики Марий Эл, на
котором рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания Для гостей города и йошкаролинцев проводятся экскурсии "Йошкар-Ола православная". Тесно взаимодействует центр с Гимназией им. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы, проводятся совместные мероприятия, активное участие в которых принимают обучающиеся гимназии. Большая работа проводится с категорией многодетных Центр "Светоч" организует и принимает участие в организации различных
международных, всероссийских и республиканских конкурсов, олимпиад и
фестивалей по духовно-нравственному воспитанию как для педагогов
(Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми
школьного возраста Всероссийская олимпиада по основам православной культуры "Русь Святая, храни веру Православную!"; Международный конкурс детского творчества "Красота Божьего мира"; Всероссийский детский творческий конкурс "Святые заступники Руси"; республиканские
фестивали "Рождественские фантазии" республиканская выставка-конкурс "Традиционная народная кукла" и др.). Во многих из этих мероприятий традиционно активное участие принимают дети с ограниченными возможностями здоровья, для которых предусмотрены отдельные номинации. Отдельно хочется поблагодарить за сотрудничество в этом направлении: Дом детского творчестваВолжского муниципального района; Куженерский центр детского творчества; воскресную школу православного прихода Собора Смоленской иконы Божией Матери г.Козьмодемьянска; воскресную школу Православного центра г. Козьмодемьянска и Горномарийского благочиния; Марковский детский сад "Теремок" Оршанского района; старшую группу "Рябинка" детского сада № 70 г.Йошкар-Олы "Ягодка"; специальную
(коррекционную) общеобразовательную школу-интернат г.Козьмодемьянска для
обучающихся, воспитанников Дом детского творчества г. Козьмодемьянска; Косолаповскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида; специальную
(коррекционную) общеобразовательную школу города Йошкар-Олы № 2 для
обучающихся, воспитанников Постоянными участниками наших конкурсов стали: детский сад № 5 "Хрусталик" компенсирующего вида г. Йошкар-Олы" (методист Кожевникова Эльвира Нороловна); группа "Звездочки" для детей с ограниченными возможностямиздоровья "Цветик-Семицветик" Дворца творчества детей и молодежи (педагог Дворца Пахмутова Светлана Владимировна); коллектив кукольного театра "Посолонь" Дворца творчества детей и молодежи (группа Семеновской общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната) (педагог Дворца Павлова Ольга Вячеславовна). Особое восхищение вызывают у всех, кто приходит во
Дворец выставки прикладного творчества "Рождественские сувениры" Работы воспитанников изокружка, работающего на базе
гимназии имени Сергия Радонежского, стали дипломантами всероссийских
конкурсов "Красота Божьего мира", "Святые земли
Российской". Фамилии авторов и названия их рисунков вошли Под руководством педагога Дворца Е.Г.Сурковой был
собран и оформлен в сборник материал о новомучениках Марийских, который
является прекрасным пособием для воспитания современных детей и подростков в
духе патриотизма, духовности С 2011 года центром "Светоч" ежегодно
проводятся летние смены лагеря для православных детей и подростков
"Фаворский свет". За время смены в лагере отдыхом охватывается
около На территории лагеря оборудован и на протяжении всей
смены ежедневно работает временный передвижной православный Храм под открытым
небом, действующий на основе канонов Русской Православной церкви, а также
небольшая учебная звонница. Духовная жизнь детей и взрослых направляется
отцом Сергием – духовником лагеря, назначенным по благословению Архиепископа
Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна Тематическая направленность лагеря – традиционно
православная. В течение смены отряды "поднимаются" На территории Республики Марий Эл "Фаворский
свет" – единственный республиканский православный лагерь, а в 2011 года
он был первым в практике совместной работы Министерства образования и науки и
Епархии Русской Православной Церкви В центре
духовно-нравственного воспитания "Светоч" Дворца творчества детей и
молодежи разработаны программы, сориентированные на формирование потребности
в непрерывном духовно-нравственном обогащении. Образовательная программа
дополнительного образования детей "Святая Русь" предназначена для
обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению основ христианской
религии и культуры. Программа "Духовные ценности России" рассчитана
на более широкий круг интересов детей. Растет количество родителей, а под их
влиянием – детей "Светоч" также помогал в разработке программы повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету "Основы православной культуры" в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" и программы занятий-консультаций для учителей образовательного модуля "Основы православной культуры". Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающим в эту жизнь подрастающим поколением. Система дополнительного образования дает больше
возможностей для творчества и развития инициативы учащихся Первый метод, применяемый в учебном процессе, –
вербально-коммуникативный, который заключается в проведении воспитательных
бесед, личностного тестирования, анкетирования. В отрыве от второго метода –
деятельностно-мероприятивного, он не эффективен. Второй метод также, будучи
абсолютизированным, искажает нравственное воспитание. И теория, и отработка
поведенческих умений и навыков действуют только в подходе целостности (единстве
нравственного воспитания и жизни). Поэтому работа в нашем Дворце организована
с учетом единства теории и практики как для обычных детей, так и для детей Цветкова О.Н.Спасибо, Инна Витальевна. Будут ли вопросы к Инне Витальевне? Нет. Слово
для выступления на тему "Опыт взаимодействия Общественной палаты
Республики Марий Эл с религиозными объединениями и образовательными
структурами в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи"предоставляется члену Общественной палаты Республики Подготовиться Батухтиной Юлии Андреевне. Иванов А.А. Уважаемые депутаты Государственного Собрания и приглашенные! Общественная палата Республики Марий Эл является совещательным органом, дискуссионной площадкой, на которой происходит взаимодействие между населением и представителями власти, рассматриваются проблемы в разных сферах развития региона и происходит консолидированная выработка рекомендаций по их решению. В составе Общественной палаты работают три комиссии:
1) комиссия по вопросам совершенствования законодательства и общественной экспертизе законов и иных нормативных актов; 2) комиссия по экономическому развитию и поддержке предпринимательства; 3) комиссия по социальным вопросам и молодежной политике. К компетенции последней
комиссии относятся вопросы социальной политики, труда и занятости, вопросы
свободы Так, в рамках общественного контроля и обсуждения
опыта апробации введения в 2011 году комплексного учебного курса "Основы
религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) Преподавание знаний об основах
религиозных культур В рамках "круглого стола" были выявлены
болевые точки В июне 2012 года Общественной палатой проведен "круглый стол" на тему "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежив Республике Марий Эл", в рамках которого было продолжено обсуждение проблемы духовно-нравственного воспитания. Через два года, в 2014 году, в рамках продолжения
обсуждения темы и контроля за реализацией рекомендаций выработанных в 2011 и
2012 годах был проведен "круглый стол" В рамках указанных "круглых столов"
отмечалось, Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, участники "круглых столов" отмечают такие моменты, как: - становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты; - в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности; - отсутствуют возможности реализации ценностных ориентаций, что приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи; - усиливается рассогласование систем воспитания
- ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания; -происходящая смена ценностей, как правило, не
достаточно учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, они слабо
владеют необходимыми на данный момент формами - образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок; - в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма. Таким образом, проблема духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения остается по-прежнему актуальной По прошествии четырех с половиной лет с первого заседания "круглого стола", посвященного духовно-нравственному воспитанию, участники данных "круглых столов" на основе состоявшихся обсуждений и анализа современных проблем организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл отмечают, что работа по данному направлению в республике ведется с 2001 года на основании договора о сотрудничестве Министерства образования и науки Республики Марий Эл и Йошкар-Олинской и Марийской епархии Русской Православной церкви, работает межведомственный Координационный совет, разработана Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Общественной платой Республики Марий Эл накоплен достаточный опыт взаимодействия между религиозными объединениями и образовательными структурами, а также общественными объединениями, средствами массовой информации в обсуждении и решении проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Площадка комиссии по социальным вопросам и молодежной политики Общественной палаты Республики Марий Эл намерена и в последующем отслеживать современные тенденции духовно-нравственного воспитания и всегда открыта для обсуждения вопросов, связанных с образованием и воспитанием, а также других социальных проблем. Цветкова О.Н.Спасибо, Алексей Андреевич. Будут ли вопросы к Алексею Андреевичу? Нет. Слово для выступления на тему "О реализации межрегионального проекта "Святой благоверный великий князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России" предоставляется председателю Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтиной Юлии Андреевне.
Батухтина Ю.А. Уважаемые депутаты Государственного Собрания и приглашенные! Межрегиональный проект "Святой благоверный
великий князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России"реализуется с
целью формирования у молодого поколения лучших качеств, присущих личности
князя Александра Невского и героям нашего Отечества, через проведение широкой
межрегиональной информационно-просветительской кампании их прославления Проект является ежегодным и сетевым. В 2013 и 2014
годах он реализовывался в пределах Нижегородской области, В рамках проекта создаются творческие работы, В 2015 году планировалось реализовать: развитие проекта в регионах ПФО и местах славы Александра Невского с реализацией на муниципальном, региональном, межрегиональном уровнях при участии более 20000 человек; проведение установочного
семинара с участием представителей молодежных парламентских,
правительственных структур ПФО и православного молодежного актива ПФО в месте
славы Александра Невского с обсуждением новых форм патриотического и
духовно-нравственного развития молодежи создание творческих
работ, посвященных "Имени России" – Александру Невскому и героям
Отечества, их распространение проведение широкой информационно-просветительской кампании и тематических мероприятий; проведение молодежного
межрегионального Александро-Невского форума в Городецком
Феодоровском монастыре Дальнейшая реализация проекта предполагает включение его в муниципальные и региональные программы духовно-нравственного и патриотического воспитания, продвижение проекта на общероссийский и международный уровень. На сегодняшний день в Республике Марий Эл активно
реализуется проект в рамках информационно-просветительского блока.
Молодежными парламентариями совместно -организационные совещания по реализации проекта; - Молодежный православный флэшмоб; - "круглый стол" на тему "Александр Невский – имя России"; - встречи с молодежным активом Республики Марий Эл; - уроки мужества в общеобразовательных учреждениях; - показ фильмов с обсуждением. Всего в мероприятиях, проводимых на территории Республики Марий Эл, в рамках межрегионального проекта приняли участие порядка 1000 человек. Молодежные парламентарии считают, что проведение патриотических мероприятий (образовательных, культурных, информационных, спортивно-оздоровительных, духовно-просветительских) с их широким освящением в местных, региональных и федеральных СМИ позволит более глубоко осмыслить и понять внутренний мир наших героев, их жизненные ценности и приоритеты, а созданные работы и проведенные мероприятия с их последующим обсуждением будут способствовать всенародному духовному подъему. Цветкова О.Н.Спасибо, Юлия Андреевна. Будут ли вопросы к Юлии Андреевне? Нет. Уважаемые депутаты Государственного Собрания и участники слушаний! В соответствии с порядком ведения парламентских слушаний все выступления участников заслушаны. Будут ли еще желающие высказать предложения? Нет. Спасибо.
Цветкова О.Н.Уважаемые депутаты Государственного Собрания и участники слушаний! Нам необходимо принять рекомендации парламентских слушаний. Согласно статье 70 Регламента Государственного Собрания рекомендации принимаются путем их одобрения участниками слушаний. Проект рекомендаций у вас имеется. Предлагаем одобрить рекомендации и поручить Комитету Государственного Собрания по социальному развитию доработать данный проект с учетом поступивших предложений и замечаний. Нет возражений? Принимается. Предлагаем выработанные рекомендации и материалы парламентских слушаний опубликовать отдельной брошюрой, направить в соответствующие министерства и ведомства, органы местного самоуправления. Нет возражений? Принимается. Цветкова О.Н. Уважаемые депутаты Государственного Собрания и участники слушаний! Парламентские слушания закончены. Благодарю всех за работу.
|