СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

17 марта 2015 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения седьмой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится девятый День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представитель от Правительства Республики Марий Эл Солнцева Светлана Юрьевна, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Логинов Павел Борисович, полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Мякишев Геннадий Федорович, прокурор Республики Марий Эл Рюмшин Сергей Иванович, руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Доронин Олег Михайлович, начальник Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл Бурак Александр Михайлович, начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл Щитов Александр Андреевич, начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Сарафанников Михаил Александрович, временно исполняющий обязанности министра внутренних дел по Республике Марий Эл Братухин Андрей Валерьевич, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Соловей Юрий Анатольевич, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна, председатель Конституционного суда Республики Марий Эл Баранов Александр Михайлович, Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов Александр Сергеевич, министр юстиции Республики Марий Эл Григорьева Татьяна Валентиновна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, Уполномоченный
по правам человека в Республике Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике
Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, депутаты Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола", члены Общественной палаты Республики Марий Эл, председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтина Юлия Андреевна, члены Молодежного парламента Республики Марий Эл, специалисты Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

 

 

 

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Тематика Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. О состоянии законности и правопорядка в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется прокурору Республики Марий Эл Рюмшину Сергею Ивановичу.

Рюмшин С.И. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Работа органов прокуратуры республики в прошедшем году строилась в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором России.

Происходящие в стране и мире события потребовали от прокурора максимальной консолидации усилий, корректировки надзорной деятельности. Мы последовательно добивались эффективности прокурорского надзора, решали задачи по защите конституционных прав граждан, охраняемых законом интересов государства и общества, противодействию преступности, коррупции, экстремистским проявлениям, совершенствованию координирующей роли прокуратуры по укреплению законности и правопорядка.

Прокуроры продолжили работу по укреплению взаимодействия
с органами государственной власти и местного самоуправления. Активно участвовали в юридическом просвещении и повышении профессиональной квалификации муниципальных служащих.

Нами обеспечено надзорное сопровождение избирательной кампании по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и представительных органов муниципальных образований.
С поставленными задачами органы прокуратуры успешно справились. Выявляемые в процессе выборов нарушения были своевременно устранены и не повлияли на итоги выборов.

Активизировано наше участие в нормотворческом процессе. Мнение прокуроров учитывалось при подготовке и принятии нормативных правовых актов, что предупредило принятие нескольких сотен незаконных актов, не позволило нарушить права граждан, повысило качество нормотворческих процедур при формировании единого правового пространства.

С использованием права нормотворческой инициативы, предоставленного Конституцией республики, уставами муниципальных образований, подготовлено и внесено в законодательные (представительные) органы 42 акта, в том числе три законопроекта,
из которых 38 уже принято. Приняты законы по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, закон, устанавливающий запреты
для работников республиканских учреждений, наделенных полномочиями по контролю и надзору за деятельностью юридических и физических лиц.

По результатам изучения правоприменительной практики подготовлено 367 информаций с предложениями о принятии конкретных нормативных правовых актов и приведении действующих в соответствие
с федеральным законодательством.

По предложению прокуратуры установлен порядок увольнения лиц, замещающих государственные должности республики, в связи
с утратой доверия, введена административная ответственность
за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного
по защите прав предпринимателей.

Особое внимание уделялось оказанию практической помощи органам местного самоуправления. На основе модельных актов, подготовленных прокуратурой, указанными органами принято 117 актов.

В целях реализации актов прокурорского реагирования скорректировано 39 республиканских и 1742 муниципальных акта,
в том числе 138 уставов муниципальных образований.

По фактам ненадлежащего осуществления нормотворчества приняты меры по устранению причин и условий, способствующих нарушениям законодательства. По внесенным представлениям 173 должностных лица аппаратов органов власти подвергнуты дисциплинарной ответственности.

При этом за некачественную подготовку республиканских правовых актов в дисциплинарном порядке наказано лишь 3 государственных служащих, что свидетельствует о либеральном отношении руководителей республиканских ведомств к таким фактам.

Активная работа в сфере надзора за исполнением федерального законодательства позволила выявить и устранить свыше 25 тысяч нарушений закона.

В целях устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 3587 представлений, по результатам рассмотрения которых
3711 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. 2234 лица привлечены к административной ответственности. Принесено 3298 протестов, возбуждено 98 уголовных дел.

В интересах граждан и государства в суды предъявлено
6330 исковых заявлений на сумму более 36 млн рублей.

Большое значение придавалось личному участию прокурорских работников в рассмотрении актов прокурорского реагирования,
что несомненно усилило их профилактический эффект и повысило
в общественном сознании значимость принципа неотвратимости ответственности за игнорирование требований закона.

В центре прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность. Особенно бескомпромиссно мы отстаивали интересы
и права инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, тех, кто в силу болезни и возраста, в силу других причин не может постоять за себя. В интересах социально уязвимых слоев населения прокурорами в суд предъявлено 336 исков на сумму более
1,5 млн рублей.

Оперативно принятые прокурорами меры позволили защитить пенсионные права граждан. Только по искам прокурора Куженерского района судом на пенсионные органы возложены обязанности
по включению в общий трудовой стаж 55 граждан периодов их работы
в колхозах в малолетнем возрасте.

После прокурорского вмешательства обеспечены права инвалидов
на беспрепятственный доступ к 20 объектам социальной инфраструктуры, в судебном порядке восстановлены жилищные права более 80 граждан,
17 инвалидам предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение.

В этом году мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта дата – дань уважения защитникам Отечества.
Мы должны сделать все, чтобы органами власти исполнялось законодательство по защите социальных прав ветеранов Великой Отечественной войны, и ни один ветеран не остался обделенным. Были благоустроены воинские мемориалы.

Постоянно в поле зрения прокуроров находились вопросы соблюдения прав и интересов несовершеннолетних. Это сфера образования, здравоохранения, решение жилищных проблем детей-сирот, защита от преступных посягательств и другие.

В данной сфере выявлено более 3800 нарушений закона, в целях
их устранения принесено 669 протестов, внесено 711 представлений,
по результатам рассмотрения которых 862 лица привлечено
к дисциплинарной ответственности, 328 – к административной,
в суд в защиту прав и интересов детей направлено 656 заявлений, возбуждено 16 уголовных дел, 21 лицо предостережено о недопустимости нарушений закона.

В республике по-прежнему не решен вопрос с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2015 года в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, находятся 1028,
из которых у 580 право на получение жилья наступило. Полное решение указанной проблемы требует финансирования в размере более
600 млн рублей.

В связи с миграцией сельского населения остро встает вопрос достаточности учебных мест в городских общеобразовательных организациях. Остается актуальным вопрос доступности и вариативности дошкольного образования.

В минувшем году не получил положительного решения вопрос обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием. Как следствие, нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на защиту и поощрение семьи, материнства и детства.

С учетом значительного сокращения по сравнению с прошлым годом объемов финансирования мероприятий по летнему оздоровлению детей требует решения в текущем году вопрос обеспечения детей организованными формами досуга в летний период.

Большое внимание прокурорами уделялось реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Выявлены серьезные недостатки в деятельности Министерства здравоохранения республики и подведомственных ему учреждений, которыми не в полном объеме выполнялись мероприятия, предусмотренные республиканскими программами модернизации здравоохранения и государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Допускались нарушения законодательства об охране здоровья граждан, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о закупках,
за что в дисциплинарном порядке наказано 11 должностных лиц,
к административной ответственности привлечен заместитель министра здравоохранения республики.

Стабильным приоритетом деятельности органов прокуратуры
в прошедшем году явилась защита трудовых прав граждан. Подавляющее большинство их по-прежнему связано с несвоевременной оплатой труда.

Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается на предприятиях ООО "Диана К" в городе Йошкар-Оле, где просроченная задолженность
по заработной плате в прошедшем году составляла более 3 млн рублей.

Не была обеспечена своевременная выплата зарплаты работникам образовательных учреждений республики в декабре 2014 года.
На протяжении длительного времени сохраняется долг по заработной плате в республиканских государственных унитарных предприятиях Звениговское и Октябрьское АТП, что явилось следствием, в том числе отсутствия должного взаимодействия региональных органов исполнительной власти с Министерством финансов Российской Федерации в части своевременного возмещения расходов по перевозке льготных пассажиров, непринятия Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства республики действенных мер
по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных предприятий.

При осуществлении надзорной деятельности нами выявлено
10 фактов сокрытия от органов статистики задолженности по заработной плате на сумму более 13 млн рублей.

Установлено, что не в полной мере соответствует задачам эффективность защиты трудовых прав граждан деятельность уполномоченных органов. К ответственности привлечены 12 должностных лиц органов Гострудинспекции, занятости и социальной защиты.
За нарушение трудовых прав граждан по инициативе прокуроров
к административной ответственности привлечено 519 должностных лиц.
В том числе 9 руководителей предприятий дисквалифицированы.

По материалам прокурорских проверок за невыплату заработной платы возбуждено 4 уголовных дела. После прокурорского вмешательства работникам возмещено более 23 млн рублей задолженности по заработной плате. Не снимается с повестки дня задача обеспечения законности
на рынке труда. Мы продолжаем постоянный мониторинг данной ситуации, активно взаимодействуем с органами власти, профсоюзами, требуем от них не допускать массового нарушения трудового законодательства, защищать законные права людей, давать принципиальную оценку каждому факту травматизма на производстве.

Оперативно нами решались задачи пресечения нарушений закона
в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что позволило избежать негативных последствий для тысяч людей.

Прокурорскими проверками были охвачены 100 процентов организаций, непосредственно оказывающих услуги в сфере ЖКХ.
Дана оценка обоснованности расходования ими более 350 млн рублей. Пресечено 1680 нарушений закона. К ответственности привлечено
322 лица. По фактам выявленных нарушений правоохранительными органами возбуждено 29 уголовных дел, из них 14 – по материалам прокурорских проверок.

Только после прокурорского вмешательства в 17 организациях жилищно-коммунального комплекса погашена кредиторская задолженность в размере 98 миллионов рублей.

От органов всех уровней власти республики, несмотря
на принимаемые меры, требуется повышенное внимание вопросам ремонта и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Из-за изношенности указанных объектов высоким остается число инцидентов на системах жизнеобеспечения, которых произошло
208 в прошлом году.

Сложная ситуация в сфере водоснабжения и водоотведения
в Звенигове, Волжске, в отдельных населенных пунктах Звениговского района (поселки Суслонгер, Красногорский, Илеть и Шалангер), поскольку объекты требуют капитального ремонта либо замены.

Нарекания вызывает работа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики,
в деятельности которого выявлены факты некачественной подготовки республиканских жилищных программ, неполноты принятия мер
по устранению выявленных нарушений, ненадлежащего рассмотрения обращений граждан, нарушений процедур проведения контрольных мероприятий.

На особом контроле прокурора остаются вопросы надлежащего выполнения организациями жилищно-коммунального комплекса работ
по содержанию, ремонту, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры жилищного фонда, в том числе за счет выполнения производственных программ и инвестиционных программ, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилья, тарифообразование.

Прокуроры в минувшем году активно способствовали проведению
в республике экономических преобразований. Выполняя поручения
Президента России, Генерального прокурора Российской Федерации,
мы успешно реализовывали функции по защите прав предпринимателей, которая стала неотъемлемой частью нашей работы. Как показывают результаты прокурорского надзора, органами контроля все еще не изжита практика усложнения и затягивания разрешительных процедур. Ведение многочисленных согласований, незаконных отказов в реализации прав предпринимателей.

Прокурорами выявлено более 1000 нарушений прав хозяйствующих субъектов. В соответствие с законом приведено 539 незаконных правовых актов, нарушающих права предпринимателей, около 200 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Результатом изучения предложений контрольно-надзорных органов исключено 160 проверок, планируемых ими в отношении хозяйствующих субъектов в 2015 году. Прокурорами отклонено каждое второе заявление
о согласовании и проведении внеплановых проверок. Сейчас наша задача жестко контролировать исполнение сводного плана, а также вопросы эффективности, законности расходования бюджетных средств, выделенных на различные инвестиционные проекты. 5665 нарушений закона выявлено при осуществлении надзора по исполнению закона
в сфере экономики. Нами эффективно пресекались нарушения бюджетного, налогового, земельного законодательства, законодательства
о закупках.

За допущенные нарушения по актам прокурорского реагирования
к дисциплинарной ответственности привлечено 847 должностных лиц, возбуждено 48 уголовных дел, в том числе 20 дел по фактам неправомерного расходования бюджетных средств, распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Определенные результаты достигнуты в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и незаконной игорной деятельности, где пресечено свыше 200 правонарушений, по инициативе прокуроров на виновных лиц наложено более 3 млн рублей административных штрафов.

С учетом актуальности и особой опасности экономических правонарушений для безопасности государства на фоне сложной финансово-экономической ситуации в стране прокуроры ориентированы на обеспечение эффективного прокурорского сопровождения мероприятий, предусмотренных антикризисным планом Правительства Российской Федерации, законности при расходовании бюджетных средств.

В текущем году прокуратурой республики запланированы целевые проверки исполнения бюджетного законодательства с привлечением правоохранительных органов, финансового и налогового контроля.
В этой связи прошу Государственное Собрание республики ориентировать Государственную счетную палату на активное сопровождение проверок целевого использования бюджетополучателями денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета.

Во взаимодействии с природоохранной прокуратурой продолжена системная работа по обеспечению законности в сфере экологии,
где выявлены многочисленные нарушения закона – 825, основная доля которых приходится на правоотношения в сфере оборота отходов, охраны вод и лесопользования.

Пристальное внимание во исполнение поручений Президента России уделялось охране лесов.

Органами прокуратуры республики с привлечением правоохранительных и контролирующих органов проведены масштабные проверки лесной отрасли, в ходе которых выявлено почти 1,5 тыс. нарушений законов. По инициативе прокуроров к дисциплинарной
и административной ответственности привлечено 620 лиц, возбуждено 12 уголовных дел. Выявлены серьезные упущения в системе управления лесами, государственного лесного контроля и пожарного надзора, нарушения бюджетной и финансовой дисциплины, антикоррупционного законодательства.

Пресечены факты бездействия лесничих на подконтрольных территориях, замалчивания нарушений, непривлечения виновных лиц
к административной ответственности, длительного непринятия мер
по взысканию причиненного ущерба, волокиты при исполнении решений судов.

По требованию прокуроров к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 15 судебных приставов, 27 должностных лиц Министерства лесного хозяйства республики и лесничеств, в том числе
2 заместителя министра, 3 начальника отделов Министерства.

Приоритетным направлением на протяжении последних лет продолжают оставаться вопросы повышения безопасности дорожного движения. Статистика свидетельствует, что около 90 процентов дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. В этой связи особое внимание прокуроров обращалось на качество подготовки водителей.

Практически повсеместно выявлялись факты предоставления автошколами образовательных услуг ненадлежащего качества,
что косвенно является одной из причин столь высокой аварийности
на дорогах. Пресечено более 50 нарушений требований законодательства, предъявляемых к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, квалификационным требованиям, медицинским осмотрам мастеров производственного обучения. По фактам прокурорского реагирования в административно-дисциплинарном порядке наказано 14 лиц.

Вторая проблема – это пьянство за рулем. В отчетном периоде
на 19 процентов увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей, находящихся
в состоянии опьянения. В связи с этим была продолжена работа
по лишению их водительских прав в судебном порядке. По заявлениям прокуроров прекращено право на управление транспортными средствами
в отношении 38 лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

Многократного вмешательства органов прокуратуры требовало неудовлетворительное состояние муниципальных дорог, особенно
в Йошкар-Оле, что явилось следствием недостаточного финансирования работ по их ремонту и содержанию.

О негативной ситуации в указанной сфере свидетельствует
и тот факт, что совершению каждого четвертого дорожно-транспортного происшествия сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия.

Прокурорами выявлено свыше 500 нарушений нормативных требований к содержанию дорог. В целях их устранения в суд направлено 111 заявлений, внесено 99 представлений, к ответственности привлечено 113 лиц, в том числе 41 должностное лицо органов ГИБДД за факты неполноты использования полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, а также освобождения правонарушителей
от ответственности и иных процессуальных нарушений в ходе административного производства.

Продолжена реализация мер по усилению надзора за исполнением законов в сфере миграционных отношений. Выработан алгоритм межведомственного взаимодействия, что способствовало оживлению работы правоохранительных и контролирующих органов на данном направлении. Совместными проверками удалось пресечь около
100 нарушений, в том числе в отношении 6 работодателей. Установлены факты, когда работодатели фактически создавали нелегальным мигрантам условия для незаконного пребывания.

После прокурорского вмешательства скорректирована работа уполномоченных органов, к дисциплинарной ответственности привлечено 89 должностных лиц.

Миграционная обстановка в Республике Марий Эл контролируема.
В то же время мы понимаем, что вопросы противодействия нелегальной миграции должны находиться под постоянным прокурорским сопровождением в целях предупреждения межнациональных конфликтов
и экстремистских проявлений.

Неотъемлемой составляющей органов прокуратуры является противодействие терроризму и экстремизму. В ходе 550 проверок, проведенных в указанной сфере, выявлено 865 нарушений, принесено
82 протеста, внесено 265 представлений, 267 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды направлено
160 исков. По постановлению прокуроров к административной ответственности привлечено 2 лица. 2 лица предостережены
о недопустимости нарушения, возбуждено 3 уголовных дела. В связи
с чем вопросы противодействия терроризму, нелегальной миграции
и экстремизму должны оставаться под постоянным вниманием органов государственной власти, поскольку проводимые проверки свидетельствуют, что деятельность органов местного самоуправления
в указанной сфере носит формальный характер и не соответствует предъявляемым требованиям. Недостатки, нарушения в истекшем году были во всех районах республики.

Судами по инициативе прокуроров принят ряд решений
по устранению нарушений закона, связанных с антитеррористической защищенностью школ и других важных объектов. Удовлетворены иски
к интернет-провайдерам и образовательным организациям об ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим информацию о порядке, способах создания и деятельности тоталитарных сект, взрывчатых веществ, о пропаганде насилия и жестокости, иной негативной информации.

Реализуемые субъектами противодействия экстремизму
и терроризму меры способствовали сохранению стабильности в республике.

Значительные усилия прокуроров в истекшем году были направлены на обеспечение системного надзора за исполнением законодательства
о наркотических средствах и психотропных веществах, профилактике наркомании.

В прошедшем году по инициативе прокуратуры на территории республики совместно с правоохранительными органами, иными субъектами системы профилактики организован антинаркотический месячник "Мы выбираем жизнь".

Проведены масштабные целевые проверки в органах власти, внутренних дел, наркоконтроля, учреждениях образования
и здравоохранения, по результатам которых вскрыты и пресечены множественные нарушения закона, по которым прокурором внесено
81 представление, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 128 должностных лиц, в том числе
53 сотрудника полиции.

По инициативе прокуратуры и органов наркоконтроля закрыты
35 интернет-сайтов, рекламирующие наркотические средства
и курительные смеси. Незаконное потребление наркотиков, отравление граждан курительными смесями, спайсами, появление новых видов психоактивных веществ требуют от правоохранительных органов
и органов власти активизации профилактической работы по борьбе
с наркоманией, привлечения к этой работе граждан, молодежи, общественности.

Важнейшим условием решения этих задач является целенаправленная просветительская работа среди детей, подростков, учащихся, студентов, родителей и педагогических работников.

Органам наркоконтроля и полиции необходимо активизировать работу по установлению присечению административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Оперативным службам правоохранительных органов более действенно вести работу
по выявлению организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, принимать меры по установлению
и перекрытию каналов поступления наркотиков в наш регион.

В текущем году прокуратурой республики на постоянной основе принимались меры организационного и практического характера, направленные на повышение эффективности надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Выработанные решения на координационных вневедомственных совещаниях, коллегиях прокуратуры республики позволили принять дополнительные меры по исполнению Национального плана
по противодействию коррупции по декриминализации наиболее подверженных коррупции сфер. Это при проведении государственных закупок, распоряжении госимуществом, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и других направлениях.

По материалам прокурорских проверок выявлено более
2000 нарушений закона. Для их устранения принесено 584 протеста, внесено 562 представления, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 710 должностных лиц. По постановлению прокурора к административной ответственности привлечено
118 должностных лиц, выявлено 208 нарушений, связанных
с неисполнением организациями Федерального закона "О противодействии коррупции" в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции.

Установлены многочисленные нарушения законодательства, налагающие ограничения, запреты и обязанности на государственных муниципальных служащих. Основной объем подобных пришелся на факты предоставления неполных сведений о доходах, имуществе
и обязательствах имущественного характера, также на факты несоблюдения требований законодательства о противодействии коррупции при приеме на работу государственных муниципальных служащих.
Так, факты неполного предоставления сведений о доходах, имуществе были допущены в министерствах лесного хозяйства, образования и науки, здравоохранения, Департаменте информатизации и связи республики, МВД, УФМС, Фонде социального страхования, Пенсионном фонде
и других организациях.

В целях устранения, выявления нарушений внесены представления, виновные государственные муниципальные служащие привлечены
к дисциплинарной ответственности.

Установлены факты наличия конфликта интересов. Привлечены
к дисциплинарной ответственности главы администраций Советского
и Оршанского районов. В каждом случае дисциплинарное взыскание применялось с учетом степени противоправности совершенного служащим деяния.

Значительная работа проделана прокурорами в сфере исполнения законодательства о размещении заказов для государственных
и муниципальных нужд, где выявлено 526 коррупционных правонарушений.

Актом прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 37 должностных лиц, к административной – 41 лицо.

Большую роль в противодействии коррупционным проявлениям продолжает играть антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и деятельность прокуроров по их изучению. На предмет наличия коррупциогенных факторов изучено более 4000 нормативных правовых актов, в 147 выявлены нарушения по результатам нашего вмешательства, все исключены. Кроме того, по результатам изучения более 4000 проектов не допущено в 153 случаях принятия нормативных правовых актов
с коррупциогенными факторами. По фактам ненадлежащего осуществления антикоррупционной экспертизы субъектами нормотворчества нами внесено 78 представлений, 114 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

По инициативе прокуратуры республики вами, уважаемые депутаты, принят республиканский закон, направленный на профилактику коррупции в государственных учреждениях.

Пристальное внимание уделяется деятельности правоохранительных органов по выявлению значимых коррупционных преступлений. Принятые меры организационного, координационного характера, а также системная проверка соблюдения законов оперативно-разыскной деятельности позволили добиться увеличения зарегистрированных коррупционных преступлений. Выявлены и пресечены факты системной коррупции
в правоохранительных органах и органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Более чем в два раза увеличилось количество установления фактов взяточничества. Среди данных деяний 15 совершено в крупном размере.
В частности, привлечены к уголовной ответственности 23 сотрудника отдельного батальона ГИБДД по Республике Марий Эл, получавших
на системной основе взятки за незаконное бездействие. За посредничество во взяточничестве осужден начальник отдела ИФНС № 1. Направлено
в суд уголовное дело в отношении руководителя
ООО "Спецстройинвест", который похитил денежные средства данной организации в размере 21 млн рублей и впоследствии совершил действие по их легализации, а также в отношении бывшего ректора Марийского государственного университета, совершившего хищение бюджетных средств в особо крупном размере и злоупотребление полномочиями, повлекшие тяжкие последствия. В отношении последнего состоялся обвинительный приговор.

Доведены до суда с вынесением обвинительных приговоров значимые дела в отношении заместителя начальника оперативной службы ФСКН по Республике Марий Эл Васильева, получившего взятку
в значительном размере за незаконные действия в пользу гражданина, занимающегося сбытом курительных смесей, главы администрации
Мари-Турекского района Горячкина, получившего через посредников взятку в крупном размере за реализацию муниципального земельного участка, руководителя государственного учреждения Сорокина, получившего взятку за оказание содействия предпринимателю
в приобретении государственного имущества.

Кроме того, осуждены первый заместитель начальника
ГУ МЧС России по Республике Марий Эл Пономарев за осуществление управления коммерческой организацией с оказанием ей преференции, заместитель главы администрации города Волжска Тимохин
за мошенничество, руководитель Регионального фонда социального страхования Дмитриев за мошенничество при заключении исполнения государственного контракта, начальник Центра инженерно-технического обеспечения УФСИН Шихов за хищение денежных средств учреждения,
за многочисленное злоупотребление должностными полномочиями при осуществлении государственных контрактов.

В борьбе с коррупцией на успех можно рассчитывать только
при условии системной профилактической разъяснительной работы
как среди населения, так и среди чиновников.

Мы понимаем, что преодоление коррупции невозможно
без формирования в обществе атмосферы непринятия этого явления.
В этих целях прокурорами проведено 1260 выступлений по вопросам противодействия коррупции. На официальном сайте прокуратуры опубликовано более 100 информаций.

В новом году перед нами стоит задача по декриминализации наиболее подверженных коррупции сфер и совершенствованию работы правоохранительных органов по выявлению фактов взяточничества
и злоупотребления служебным положением, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями, выявление преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Реализуя свои полномочия в области правовой статистики, прокурорами пресечено более 2000 фактов недостоверного отражения
в документах первичного учета сведений о преступлениях лиц,
их совершивших, а также более 400 нарушений формирования форм федерального статистического наблюдения. В результате принятых мер возросли показатели, эффективно характеризующие картину преступности в республике.

Органами прокуратуры выявлено свыше 18 тыс. нарушений, допущенных при учете нераскрытых преступлений, значительная часть которых связана с невыставлением документов первичного учета
в случаях принятия органами предварительного расследования процессуальных решений, возобновления производства по уголовным делам, направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела.

Для устранения выявленных нарушений прокурорами внесено
509 актов реагирования, по результатам рассмотрения которых
к дисциплинарной ответственности привлечено 288 должностных лиц правоохранительных органов, из них 18 руководителей.

Характеризуя состояние преступности в целом, необходимо подчеркнуть сохранение тенденции сокращения числа регистрируемых преступлений на территории республики на 10 процентов. Уровень преступности на 100 тысяч населения продолжил снижаться, является одним из самых низких среди регионов Приволжского федерального округа. Эта тенденция характерна для всех муниципальных образований республики, за исключением Волжского, Звениговского, Юринского районов.

Снижение преступности произошло за счет уменьшения количества преступлений небольшой и средней тяжести, количество тяжких преступлений возросло на 3 процента, особо тяжких – на 21.

Рост массива тяжких и особо тяжких преступлений обусловлен увеличением количества изнасилований и преступлений, связанных
со сбытом наркотических средств.

Уменьшилось количество убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе повлекшего смерть потерпевшего, разбойных нападений, грабежей, краж и иных преступлений против собственности, преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Наблюдается снижение количества преступлений совершенных
в общественных местах, на улицах. Несмотря на большую работу, проделанную правоохранительными органами в борьбе с преступностью, существует ряд нерешенных проблем.

В 2014 году из 7419 зарегистрированных преступлений осталось нераскрытым практически каждое второе преступление, большую долю из которых составляют тяжкие и особо тяжкие деяния. На территории города Йошкар-Олы их раскрываемость составила 20 процентов.

Уменьшилась раскрываемость убийств, причинение тяжкого вреда здоровью, краж, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Сбытовые преступления в сфере незаконного оборота наркотиков практически в республике не раскрываются. Их раскрываемость составила около 10 процентов, а в городе Йошкар-Оле – 8 процентов.

В связи с этим проведенный прокуратурой анализ исполнения органами Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл закона при раскрытии преступлений, совершенных в условиях очевидности, показал, что гарантия государственной защиты конституционных прав граждан на доступ к правосудию и судебную защиту надлежащим образом не обеспечивалась, а действующий механизм ведомственного контроля МВД не оказывает влияния на реализацию основополагающего принципа уголовного судопроизводства неотвратимости наказания. Такое положение дел, прежде всего, обусловлено отсутствием системной работы непринятия безотлагательных мер к установлению лиц, виновных в криминальных посягательствах. Следователи, дознаватели и сотрудники, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, инициативу в раскрытии преступлений не проявляют.

Прокурорам поручено активизировать действенный надзор
за оперативно-разыскной деятельностью, принципиально реагировать
на реальные упущения при раскрытии преступлений, настойчиво добиваться установления нарушенных прав граждан на доступ
к правосудию. Также проводить координирующую работу
с правоохранительными органами.

Вопросам соблюдения законов при рассмотрении сообщений
о преступлениях нами уделяется серьезное внимание. Неслучайно любое нарушение в этой сфере оказывает существенное влияние на обеспечение конституционных прав граждан.

Мы продолжаем на системной основе выявлять факты сокрытия
от регистрации должностными лицами сообщений о преступлениях.
В истекшем году нами установлено 726 не получивших учет криминальных посягательств. Результаты надзорной практики показывают, что почти каждое третье постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела принимается с нарушением закона.
О крайне низком уровне организации работы в этом направлении свидетельствует наличие значительного числа отказных материалов,
по которым решения отменялись неоднократно.

Оценивая деятельность органов предварительного следствия
и дознания, хотелось бы отметить улучшение качества прокурорского надзора на стадии утверждения обвинительного заключения.
О чем свидетельствует уменьшение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количества оправданных лиц судом и дел, прекращенных судом за отсутствием состава преступления, а также в связи
с непричастностью. В 2 раза снизилось количество дел, возвращенных судом на дополнительное расследование.

Мерами прокурорского реагирования удалось добиться сокращения количества уголовных дел, оконченных производством с нарушенным сроком. В Следственном управлении Следственного комитета –
с 37 до 29 процентов, в органах дознания – с 16 до 14 процентов.

На должном уровне прокурорами обеспечивалось поддержание государственного обвинения. Позиция государственных обвинителей
по подавляющему большинству дел способствовала внесению законных обоснованных судебных решений.

Эффективно сработали прокуроры в гражданском арбитражном процессе.

Продолжена работа по улучшению состояния законности в сфере исполнения уголовных наказаний, где допускаются нарушения при их отбывании, условий содержания, среди которых основную массу составляют нарушения материально-бытового и медико-санитарного обеспечения.

Пристальное внимание уделяется улучшению качества профилактической работы уполномоченных органов с лицами, отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества,
в целях улучшения состояния повторной преступности среди лиц данной категории.

Принимаемыми мерами удалось сократить число рецидива преступлений как среди взрослых, так и несовершеннолетних.

Вместе с тем ряд позиций вызывает определенную озабоченность. Это рост общего количества правонарушений в исправительных учреждениях; рост числа умерших, в том числе от заболеваний; отсутствие положительной динамики состояния суицидальных проявлений;
трехкратный рост в минувшем году изготовления спиртных напитков кустарного производства; состояние профилактической работы, которое
не позволяет говорить о положительной динамике в состоянии преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики. Все это свидетельствует о необходимости приложения дополнительных усилий для улучшения состояния законности в данном направлении.

Количество поступивших в органы прокуратуры республики обращений в 2014 году составило 13192. На личный прием к прокурорам обратилось 3,5 тыс. граждан, что по-прежнему свидетельствует
о доступности и высокой эффективности правозащитной деятельности прокуратуры. Наибольшее их число связано с нарушениями в сфере ЖКХ, жилищных и трудовых прав, соблюдением земельного законодательства, защитой прав несовершеннолетних, законностью необоснованности судебных постановлений по уголовным и гражданским делам.
Каждое 4 из разрешенных обращений удовлетворено. Приняты меры прокурорского реагирования, восстановлены нарушенные права граждан.

Уважаемые депутаты!

Подводя итоги, отмечу, что в целом весь комплекс мер, принятых прокуратурой при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, оказывает положительное воздействие на состояние законности
в Республике Марий Эл. Проводимые нами меры позволили существенно снизить напряженность в социально-экономической сфере, в том числе
в вопросах оплаты труда, защиты конституционных прав граждан
на судебной стадии уголовного судопроизводства, в сфере ЖКХ,
а также по другим направлениям.

Впереди у нас много работы. Мы должны не просто сохранить набранные темпы, но и действовать на перспективу. Этого требует большой объем стоящих перед нами задач, которые продиктованы самой жизнью.

В 2015 году нам предстоит работать в сложных экономических условиях, что потребует мобилизации дополнительных усилий, высокой эффективности и дисциплины.

В текущем году состоятся выборы Главы Республики Марий Эл,
к которым будет приковано особое внимание. Наша задача обеспечить надзорное сопровождение избирательной кампании. Нам предстоит решить и другие задачи. Прежде всего, это обеспечение конституционной законности, экономической, экологической безопасности, защита прав
и свобод граждан, противодействие преступности, нелегальной миграции, проявлениям экстремизма и коррупции, реализация полномочий
по дальнейшему снижению методами прокурорского надзора социальной напряженности в обществе, административного давления на субъекты предпринимательской деятельности. Это и есть те сферы, в которых требуется приложение максимальных усилий для обеспечения законности. Всем очевидно, что решить поставленные задачи, конечно, невозможно.
В этой связи я очень рассчитываю на поддержку с вашей стороны,
уважаемые депутаты, на поддержку со стороны органов государственной власти, правоохранительных органов, общественности и всех заинтересованных лиц и сторон по укреплению законности и правопорядка на территории республики.

Доклад окончен.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Иванович.

Будут ли вопросы к Сергею Ивановичу?

Нет.

Уважаемые депутаты!

На итоговой коллегии прокуратуры, которая проходила по итогам 2014 года, я от имени Государственного Собрания поблагодарил Сергея Ивановича, специалистов прокуратуры за ту совместную работу, которую мы проводим и которая направлена на соблюдение конституционных прав жителей республики, права на нормальную жизнь, на защиту, поблагодарил за выборную кампанию, которая проходила у нас
14 сентября. Это были абсолютно честные, чистые выборы.
Это подтверждено всеми итоговыми документами. Прокуратура здесь сыграла значительную роль.

Спасибо вам.

Это 1410 депутатов, которые избраны в республике. Это депутаты шестого созыва, избранные на следующие 5 лет.

 

 

 

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Рассматривается второй вопрос.

2. Об итогах работы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл за 2014 год.

Слово предоставляется руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Доронину Олегу Михайловичу.

Доронин О.М. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

В 2014 году Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – Следственное управление) осуществляло свою деятельность на основании Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", приказов
и распоряжений Председателя Следственного комитета России. Работа была направлена на решение приоритетных задач, определенных
в решениях коллегии Следственного комитета России, повышение качества и соблюдения законности при осуществлении предварительного расследования исходя из поставленных государством задач в сфере уголовного судопроизводства, с учетом состояния преступности
в республике.

Работа по повышению качества предварительного расследования
в 2014 году строилась через реализацию разработанных и закрепленных
в соответствующих планах более 220 мероприятий, связанных
как с совершенствованием взаимодействия Следственного управления
с иными правоохранительными органами республики, так и с проведением обобщений, изучением практик, оказанием практической помощи, повышением уровня профессиональной подготовки сотрудников Следственного управления с учетом замечаний и рекомендаций комплексной и контрольной проверок бригады Следственного комитета России.

Результаты стали основаниями для проведения 10 заседаний коллегии Следственного управления, 10 межведомственных совещаний, ежемесячного обсуждения на оперативных совещаниях при руководителе Следственного управления результатов служебной деятельности.

В истекшем году издано (переработано) и реализовано в основном касающихся вопросов повышения эффективности организации следственной работы 112 организационно-распорядительных документов (2013 – 69), из которых 5 межведомственных.

Следственное управление принимало активное участие в работе возглавляемого Главой Республики Марий Эл координационного совещания по обеспечению правопорядка в республике.

Немало вопросов по повышению эффективности взаимодействия решено через работу координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики.

В рамках исполнения плана по борьбе с преступностью принято участие в работе межведомственных рабочих групп по борьбе
с коррупцией, по противодействию преступлениям экономической направленности, раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет, преступлений, совершенных организованными преступными группами
и связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Аппаратом управления разработаны и направлены в следственные подразделения 16 методических рекомендаций (2013 – 8), 45 информаций по наиболее актуальным направлениям деятельности (2013 – 27).

Осуществлено 49 выездов в территориальные следственные отделы
с оказанием практической помощи, изучено более 350 уголовных дел
(2013 – 230), дано 113 письменных указаний (2013 – 31), что составляет 14,1 процента от всех данных указаний при осуществлении ведомственного контроля (2013 – 3,4 процента).

Особое внимание уделено повышению квалификации сотрудников. Проведено 11 семинарских занятий со следователями,
10 – с руководителями следственных отделов и их заместителями,
на которых особое внимание обращено процессу осмотра
места происшествия, планированию работы, использованию криминалистической техники, методикам расследования отдельных категорий преступлений, осуществлению ведомственного контроля.

К работе в семинарах приглашались представители прокуратуры, Верховного Суда, МВД, контролирующих органов.

29 сотрудников прошли стажировку в аппарате Следственного управления, 16 – непосредственно на рабочем месте.

Свою деятельность сотрудники управления осуществляли
не в простых условиях. В республике в целом по всем значимым видам преступлений произошло снижение регистрации их количества, в том числе убийств – на 10 процентов (с 60 до 54), фактов причинения тяжкого вредя здоровью со смертельным исходом – на 37,5 процента (с 40 до 25), то есть тех составов, которые традиционно отнесены к подследственности Следственного комитета России.

В то же время, несмотря на общее снижение регистрации преступлений на 10,1 процента (с 8248 до 7419), наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений на 7,3 процента (с 1572 до 1687), в том числе изнасилований – на 15,4 процента, преступлений экономической направленности – на 20,3 процента (с 345 до 415).

В следственные отделы поступило 3464 сообщения о преступлениях, что на 6,3 процента меньше, чем в 2013 году (3696).

40 следователями, их разрешившими, принято 488 решений
о возбуждении уголовных дел (2013 – 581), 2069 – об отказе в возбуждении (2013 – 2150). 916 сообщений передано по подследственности (2013 – 906).

Поступило 49 сообщений о безвестном исчезновении граждан
(2013 – 86), среди которых 14 несовершеннолетних (2013 – 20).
По результатам проверок возбуждено лишь 1 уголовное дело по факту убийства, которое раскрыто (2013 – 3). Местонахождение всех несовершеннолетних, объявленных в розыск в отчетном периоде, установлено.

При сокращении количества следователей в 2014 году расследовано 735 преступлений, что на 7,6 процента больше, чем в 2013 году (683), среди них 53 убийства (2013 – 60), 25 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (2013 – 39),
15 изнасилований (2013 – 13), 183 преступления экономической направленности (2013 – 153), 160 – коррупционной (2013 – 110)

Расследовано 339 тяжких и особо тяжких преступлений (2013 – 247), что на 37,2 процента больше, чем в 2013 году. Их удельный вес к общему числу расследованных управлением преступлений увеличился
с 36,2 процента до 46,1 процента.

Среднемесячная нагрузка по находящимся в производстве делам осталась на уровне прошлого года – 2,2 дела, по оконченным уголовным делам – увеличилась до 1,5 дела (2013 год – 1,3).

Выявлено 125 ранее не состоявших на учете преступлений
(2013 – 133), из которых 93 – тяжкие и особо тяжкие (2013 – 34). 

По результатам проведенной работы раскрыто 15 преступлений прошлых лет, (2013 – 14), среди них 2 убийства (2013 – 1), 2 факта причинения смерти по неосторожности, 1 факт полового сношения. 12 дел направлено в суд для рассмотрения по существу (2013 – 11), 3 прекращены по нереабилитирующим основаниям.

Эти показатели достигнуты благодаря тесному взаимодействию подразделений Следственного управления с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

Кроме того, в отчетном периоде следователи чаще (2014 – 334,
2013 – 256) применяли криминалистическую и специальную технику. Получены сведения, имеющие доказательственное значение,
по 301 преступлению (2013 – 140). Результативность повышена более
чем в 2 раза.

Активно используется полиграф для проведения психофизиологических исследований при раскрытии преступлений.
Из 94 (2013 – 90) проведенных исследований в 7 случаях установлены факты несоответствия информации, сообщенной обследуемым, фактическим обстоятельствам дела, в 15 – полученные данные соответствовали частично.

Кроме того, в 2014 году установлены исполнители по 2 заказным убийствам, совершенным на территории  республики и получившим широкий общественный резонанс. Это убийство предпринимателей Лоскутова (возбужденно 14 августа 2011 года) и Мартина (возбужденно
4 июля 2013 года).

В настоящее время указанные уголовные дела соединены в одно производство с уголовным делом по факту совершения серии убийств
на территории Приволжского федерального округа, находящимся
в производстве отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области.

Однако, несмотря на проделанную работу, в республике отмечается падение раскрываемости убийств до 88,9 процента, причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом – до 95,3 процента. Раскрыты лишь все изнасилования.

В результате первичное решение о приостановлении предварительного следствия принято по 28 уголовным делам. По причине отсутствия достаточной доказательственной информации не удалось раскрыть 21 преступление. Производство по 5 делам пришлось приостановить в связи с тем, что лица, совершившие преступление, скрылись. 2 дела приостановлены по причине серьезных заболеваний обвиняемых.

Работа по их раскрытию продолжается. По поручению следователей проводятся оперативно-разыскные мероприятия, анализируется получаемая информация.

Соблюдение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление в настоящее время становится еще более актуальным в свете вступившего в силу с 1 января 2015 года Федерального закона № 273-ФЗ, которым внесены изменения в закон о компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок.

Согласно этим изменениям компенсацию от государства
за неоправданно долгое следствие получат потерпевшие по нераскрытым делам и в тех случаях, когда преступник так и не найден и расследование приостановлено.

Если характеризовать показатели следствия, то они таковы.

При сокращении на 11,9 процента количества дел, находящихся
в производстве (с 910 до 802), окончено производством на 2,7 процента дел больше, чем в 2013 году (с 512 до 526). Удельный вес от числа находящихся в производстве увеличился с 56,3 процента до 65,6 процента. Также увеличилось и количество направленных прокурору дел
с 467 до 473.

Появились тенденции к уменьшению количества дел, возвращенных для дополнительного расследования. Удельный вес дел, возвращенных прокурором, сократился с 7,1 процента до 6,8 процента, а судом –
с 2,4 процента до 1,4 процента. Их количество уменьшено на 12,1 процента.

К уголовной ответственности привлечено 458 лиц, при этом допущен лишь 1 факт незаконного привлечения к ответственности. По делам управления постановлен 1 оправдательный приговор.

Введенная в начале 2014 года процедура контроля аппаратом Следственного управления со стадии продления срока следствия свыше
2-х месяцев позволила сократить удельный вес уголовных дел, оконченных с нарушенным сроком, с 37,1 процента в 2013 до 31,7 процента в 2014.

В основном сроки следствия продлевались в связи со сложностью
и многоэпизодностью расследуемых уголовных дел, а также в связи
с длительностью проведения судебных экспертиз.

Вдумчиво решались вопросы избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Она избрана в отношении 80 обвиняемых
(2013 – 135), в 2 случаях судом в применении меры пресечения отказано (2013 – 10).

Сумма причиненного ущерба составила 77 млн 609 тыс. рублей (2013 – 65 млн 932 тыс. рублей). Возмещено 44 млн 877 тыс. рублей
(2013 – 52 млн 147 тыс. рублей), или 57,8 процента (2013 года – 79,1 процента).

Активнее использовались возможности производства оперативно-разыскных мероприятий по поручению следователей по установлению имущества, подлежащего аресту. В результате сумма арестованного имущества составила 8 млн 683 тыс. рублей (2013 – 5 млн 303 тыс. рублей).

Руководители следственных отделов постоянно ориентируются
на активизацию работы по улучшению профилактической деятельности. Результативность их рассмотрения повышена. Если в 2013 году
к дисциплинарной ответственности привлечено 12 должностных лиц,
то в 2014 году – 18.

Теперь о расследовании отдельных категорий преступлений.

Межведомственное взаимодействие с прокуратурой, органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, принесло положительные результаты в борьбе с коррупцией.

Расследовано 141 преступное деяние (2013 – 94). Среди оконченных производством дел 15 – о злоупотреблениях и превышениях должностных полномочий, 28 – о взятках, 17 – о даче взяток, 8 – о служебных подлогах
и другие.

За совершение коррупционных преступлений уголовную ответственность понесли 42 должностных лица (2013 – 39). В поле зрения следователей попали должностные лица органов местного самоуправления, руководители государственных муниципальных предприятий и учреждений, сотрудники Министерства внутренних дел, наркоконтроля, исполнения наказаний, налоговой службы, Министерства образования и другие.

Только в ходе расследования уголовного дела в отношении сотрудников отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл на стационарном посту "Уржумка" к ответственности привлечено 23 должностных лица за получение взяток.

Глава администрации муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", получивший от предпринимателя взятку в сумме 400 000 рублей, осужден к 4 годам лишения свободы со штрафом
в размере 8 млн рублей. Посредник во взяточничестве по этому же делу, получивший "за услуги" 20 000 рублей, приговорен к 3,5 годам лишения свободы со штрафом в размере 8 млн рублей.

Виновному в получении взятки в размере 180 тыс. рублей руководителю ГКУ "Алексеевское лесничество" назначено наказание
в виде 7 лет лишения свободы и штрафа в размере 10 млн 800 тыс. рублей.

Осужден первый заместитель начальника ГУ МЧС Российской Федерации по Республике Марий Эл, который, являясь должностным лицом, создал коммерческую организацию и осуществлял ее покровительство.

В истекшем году окончено расследование в отношении должностных лиц Марийского госуниверситета: бывшего ректора и главного бухгалтера, которые незаконно обогатились путем издания приказов о премировании себя за работы, которые фактически выполнены по другой должности
и вопрос о премировании за которые должен был решаться Министерством образования и науки Российской Федерации.

В истекшем году подвергнуто уголовному преследования
6 депутатов выборных органов местного самоуправления (2013 – 2).
Среди них:

депутат Собрания депутатов муниципального образования "Звениговский муниципальный район", не исполнивший должным образом обязанности налогового агента (директор ГУП "Звениговское АТП" Дружинин);

депутат Собрания депутатов муниципального образования "Оршанский муниципальный район", который незаконно оплатил за счет средств предприятия административный штраф в сумме 20 000 рублей, наложенный на него лично (начальник МУП "Оршанский водоканал" Санников); 

депутат Собрания депутатов муниципального образования "Городское поселение Мари-Турек незаконно получил возмещение НДС более 800 тыс. рублей (Мухаметов);

депутат Карлыганского сельского поселения Мари-Турекского района в группе лиц совершил хищение 2 лошадей, принадлежащих сельхозпредприятию (Вершинин);

депутат Ронгинского сельского поселения Советского муниципального района, который за счет средств учреждения приобрел
32 т торфа на сумму 19 200 руб., распорядившись ими по своему усмотрению (директор ГБУ "Кундуштурский психоневрологический интернат" Туев);

депутат Иштымбайского сельского поселения Куженерского района, причинивший легкий вред здоровью своего брату (Аблинов).

В настоящее время в суде рассматривается уголовное дело
в отношении главы администрации муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение", являющейся также депутатом данного поселения, которая незаконно передала в пользование коммерческой организации своего сына муниципальное имущество,
а также оплачивала за счет средств муниципалитета связанные
с его использованием расходы.

Более четырех лет назад Следственному комитету России были переданы полномочия по расследованию налоговых преступлений.

С этого времени у Следственного управления с Управлением Федеральной налоговой службой России по Республике Марий Эл сложись конструктивные взаимоотношения и полное понимание стоящих перед нами задач в сфере борьбы с налоговыми преступлениями.

Создана рабочая группа, на заседаниях которой в 2014 году рассмотрены актуальные вопросы правоприменительной практики.

Благодаря грамотному планированию производства предварительного расследования, качественному и своевременному выполнению запланированных мероприятий, должному взаимодействию
с налоговыми органами и подразделениями МВД удалось окончить производством 11 уголовных дел о налоговых преступлениях (2013 – 8),
из них 9 направлены в суд (2013 – 3).

За совершение преступлений в сфере налогообложения
к ответственности привлечены директора ГУП "Звениговское автотранспортное предприятие", ООО "Водоканал Сервис",
ООО "Молпром
", ООО "Мострубомонтаж", ОАО "Порт Козьмодемьянск", ООО "Параньгинская ПМК", ООО "АвтоТЭК 12", ООО "Мегаполис",
2 индивидуальных предпринимателя.

В бюджеты всех уровней возмещено 12 млн 28 тыс. рублей,
или 63,8 процента от причиненного преступлениями данной категории ущерба (2013 – 71,5 процента).

В этой связи хочется отметить, до октября 2014 года поводом
для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами. Органы внутренних дел фактически были отстранены от процесса выявления таких преступлений.

В октябре 2014 года эти требования уголовно-процессуального законодательства исключены, внесены изменения, которые по своей сути восстановили прежний порядок возбуждения дел по налоговым статьям.

Теперь дела могут возбуждаться и по результатам оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел.
В отношении фигурантов нарушения налогового законодательства может применяться весь спектр оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом об оперативно-разыскной деятельности. По своей сути оперативно-разыскная деятельность значительно превосходит налоговый контроль, так как связана
с противодействием более опасному социальному явлению, каковым является преступление.

Полагаю, что внесенные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации должны повысить результативность выявления налоговых преступлений, связанных с различными фальсификациями учета и отчетности.

Однако мнение налогового органа при решении вопроса
о возбуждении уголовного дела согласно закону также должно быть учтено следователем.

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, по поручению следователя проводят мероприятия
по установлению имущества, на которое может быть наложен арест.

В качестве примера можно привести такой случай. Один
из индивидуальных предпринимателей, не желая платить налоги, инициировал процедуру банкротства, денежные средства, значительно превышающие сумму неуплаченного налога, перечислил на счета своих родственников. Цепочка перечислений была установлена, наложен арест на денежные средства, после чего он добровольно возместил причиненный преступлением ущерб.

В настоящее время в производстве следователей Следственного управления находится еще 6 уголовных дел о налоговых преступлениях.

Следственным управлением принято участие и подведены итоги межведомственной оперативно-профилактической акции по противодействию распространению наркомании.

Особую озабоченность вызывает рост возбужденных уголовных дел о наркопреступлениях и направленных в суд дел указанной категории
для рассмотрения по существу с учетом того, что это непрофильное направление деятельности Следственного комитета России.

Возбуждено 29 уголовных дел (2013 – 25), направлением в суд окончено 16 уголовных дел (2013 – 13). Из 17 привлеченных к уголовной ответственности лиц 14 не достигли совершеннолетнего возраста
(2013 – 13 из 13).

В целом по управлению по всем категориям наблюдалось снижение количества дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними,
и лишь по фактам накропреступлений отмечен рост.

Всего в 2014 году следователями Следственного управления направлено в суд 47 (2013 – 63) уголовных дел в отношении
63 (2013 – 68) несовершеннолетних обвиняемых. Они причинили тяжкий вред здоровью со смертельным исходом, совершили убийство, кражи, грабежи, разбои. Они объединяются в группы, а в г. Волжске самый младший был зачинателем всех преступлений, периодически вовлекая
в эту деятельность старших товарищей.

В то же время снижается количество несовершеннолетних потерпевших. В значительной степени это связано с сокращением преступных посягательств имущественного характера. Однако столько же стали жертвами убийств и причинений смерти по неосторожности,
а количество, подвергшихся сексуальному насилию, увеличилось
с 14 до 17 человек. Семи из них не исполнилось и 5 лет, 9 – 10 лет, 6 – 14. Покончили жизнь самоубийством 4 несовершеннолетних.

Конструктивное взаимодействие с органами военного комиссариата в 2 раза повысило результативность осуществления уголовного преследования лиц, уклоняющихся от призыва. В 2013 году расследовано 16 дел, в 2014 – 38.

Работа Следственного управления по недопущению фактов возникновения конфликтов в межэтнических и межконфессиональных отношениях строится во взаимодействии с другими правоохранительными органами через работу постоянно действующей группы по раскрытию
и расследованию преступлений экстремистского и террористического характера.

Окончено 2 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных
ст. 282 УК Российской Федерации (2013 – 1). На стадии предварительного расследования находятся 3 возбужденных по ч. 1 ст. 282 УК Российской Федерации уголовных дела. В основном это факты размещения в сети Интернет информации, содержащей унизительные характеристики
и отрицательные эмоциональные оценки группы отдельных народов.

Следователи принимают активное участие в установлении обстоятельств применения военнослужащими Вооруженных Сил Украины запрещенных средств и методов ведения войны.

Из находящихся в республике беженцев допрошено 207 человек,
168 из них признаны потерпевшими, принято 310 жалоб в Европейский суд по правам человека и Международный уголовный суд. Более 50 томов материалов направлено в Главное следственное управление Следственного комитета России.

В связи с политическими событиями в Украине в Следственном управлении издано распоряжение о порядке действий при возникновении нештатных ситуаций, разработан План действий.

В целях реализации гражданами права на личное обращение
в государственные органы, эффективности и своевременности принятия мер реагирования на допускаемые нарушения законности
особое внимание в деятельности управления уделяется работе с обращениями граждан.

С целью приема граждан организовано 37 выездов в районы республики, 12 проведено в аппарате, 2 – в приемной Президента Российской Федерации в Республике Марий Эл, принято участие в проведении общероссийского Дня приема граждан во исполнение поручения Президента Российской Федерации.

На личном приеме принято 115 человек.

При уменьшении количества поступивших обращений
на 3,5 процента (2013 – 949, 2014 – 916) количество разрешенных
по существу увеличилось на 11,8 процента (с 543 до 607). Удовлетворено лишь 2 (2013 – 2), что составляет 0,3 процента.

Сотрудники ориентированы на неукоснительное исполнение законодательства, требований руководящих документов, определяющих порядок работы в данном направлении деятельности.

На 8,2 процента увеличилось количество обращений граждан в суд на действия сотрудников управления (с 61 до 66). Удовлетворено
2 жалобы, что меньше показателя 2013 года на 71 процент.

При этом все больше приходящих на прием граждан недовольны происходящим в системе ЖКХ. В истекшем году лишь 2 уголовных дела нам удалось довести до суда: в отношении директора ООО "Управляющая компания Новоторъяльская" и главы администрации муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение". Суммы присвоенных ими денежных средств составили соответственно 130 и 266 тысяч рублей.

Однако спектр совершаемых в этой сфере преступлений гораздо шире, поэтому работа будет продолжена.

В истекшем году штатная численность Следственного управления сокращена на 2 единицы.

Кадровую лихорадку 2013 года удалось пережить и стабилизировать коллектив. Коэффициент текучести кадров составил 6,9 процента,
при этом в 2013 году он составлял 20,6 процента.

В республике работают 40 следователей, половина из них имеют стаж работы более 3-х лет. Большинство из них честно и добросовестно исполняли свои должностные обязанности.

Сотрудниками Следственного управления чрезвычайных происшествий не допущено, преступления ими не совершались, случаи привлечения к уголовной ответственности отсутствуют.

Все это позволяет нам окончить начавшийся год с достойными показателями оперативно-служебной деятельности. Для этого у нас есть
и материальная база:
помещения, мебель, автотранспорт, персональные компьютеры, другая оргтехника.

Полагаю, что 2015 год станет еще одним шагом  вперед в деле обеспечения бескомпромиссной борьбы с преступностью, утверждения правопорядка и законности в республике.

Доклад окончен.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Олег Михайлович.

Будут ли вопросы к Олегу Михайловичу?

Пожалуйста, депутат по одномандатному избирательному округу № 9 Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. Уважаемый Олег Михайлович, в газете "Красный город" от 10 декабря была опубликована статья "Экзамен на честность".
В ней рассказывается про жителя города Йошкар-Олы Максима Ядыкова, который во время прохождения тестирования при поступлении на службу в ОМОН был забит насмерть на ринге. Я прошу дать мне разъяснение,
как такое могло произойти? По каким инструкциям идет отбор и есть ли они вообще? Почему на ринге не было судьи, врача? Чтобы больше такого случая не допустить. Это первый такой случай в Республике Марий Эл. Прошло полгода, но до сих пор тишина. Я прошу сейчас Вас ответить
на эти вопросы.

Спасибо.

Доронин О.М. На моей памяти это такой первый случай.
В настоящее время проверка не окончена, направлена в Москву
на исследование. Как только исследование к нам поступит, сделаем выводы либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Большего я Вам пока сказать не могу.

Герасимов Б.Г. Спасибо.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Нет.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

Программа Дня депутата выполнена.

Будут ли вопросы по Дню депутата?

Нет.

Благодарю всех за участие.