СТЕНОГРАММА

Дня депутата

25 февраля 2020 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл А.В.Смирнов.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с решением Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл от 6 февраля 2020 года сегодня проводится пятый День депутата.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Волков Павел Валерьевич, прокурор Республики Марий Эл Беляков Сергей Геннадьевич, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Мигушов Александр Петрович, приглашенные.

Уважаемые депутаты и приглашенные. Согласно программе проведения
Дня депутата, которая имеется у Вас на руках, начинаем рассмотрение первого вопроса.

1. О состоянии законности и правопорядка в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется прокурору Республики Марий Эл Белякову Сергею Геннадьевичу.

Беляков С.Г.

Уважаемый Анатолий Васильевич, уважаемые депутаты
и приглашенные!

В минувшем году прокуратурой республики во взаимодействии
с органами власти, правоохранительными и контролирующими ведомствами продолжалась последовательная работа по обеспечению законности
и правопорядка на территории республики.

Осуществлялся активный диалог с общественными организациями
и бизнес-сообществом.

Выбор приоритетов надзорной деятельности определялся исходя
из социально-экономической обстановки в регионе, задач, поставленных руководством страны и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

О повышении доверия граждан к нашей работе свидетельствует рост на 14% поступивших в прокуратуру республики обращений, число которых составило 18 274.

Каждое третье обращение, из числа разрешенных (6733), удовлетворено.

Свыше 3 тысяч человек получили бесплатную квалифицированную помощь, обратившись на личный прием в органы прокуратуры.

Эта работа будет продолжена и в текущем году. От прокуроров потребовано и дальше чутко и внимательно относиться к нуждам заявителей, разъясняя требования закона, восстанавливая при возможности
их нарушенные права непосредственно в день обращения.

При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства основные усилия были направлены на реализацию приоритетных задач, адекватное реагирование на нарушения законов
на территории республики.

Выявлено 16,5 тыс. правонарушений, по нашей инициативе
в дисциплинарном и административном порядке наказано почти 6,5 тыс. нарушителей. Мерами прокурорского реагирования восстановлены права более 10 тысяч граждан.

Сохранен высокий уровень эффективности представлений, внесенных прокурорами (93%).

В порядке гражданского и административного судопроизводства инициировано направление в суды 4026 исков и заявлений на 46,8 млн рублей, 69 исков подготовлено прокурорами в арбитражный суд, 53 иска на 34,1 млн рублей приобщены к материалам уголовных дел.

При этом прокуроры ориентированы на необходимость в обязательном порядке учитывать возможности республиканского и местных бюджетов при выборе мер прокурорского реагирования.

Согласно положениям приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 252 и указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2011 №236/7 "Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и организаций", обращение в суд используется лишь в случаях, когда исчерпаны и не дали результатов иные средства прокурорского воздействия, в том числе по корректировке бюджетов на предмет выделения необходимых средств для устранения  нарушений закона.

Продолжалась работа по формированию единого правового пространства. Деятельность прокуратуры в сфере нормотворчества осуществлялась путем правовой экспертизы проектов, регулярного изучения действующих нормативных актов с учетом законодательных изменений и правоприменительной практики.

По результатам изучения 3937 проектов нормативно-правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления направлено более 400 (406) отрицательных заключений.

 

Аппаратом прокуратуры республики и территориальными прокурорами устанавливались факты непроведения ревизии нормативных правовых актов в связи с изменениями федерального законодательства. Не всегда соответствовала предъявляемым требованиям закона правовая экспертиза разрабатываемых проектов НПА на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.

По фактам ненадлежащего осуществления субъектами нормотворчества антикоррупционной экспертизы внесено 123 представления, 176 лиц наказаны в дисциплинарном порядке.

По актам прокурорского реагирования в соответствие с федеральным законодательством приведены 22 республиканских (16) и 1578 муниципальных (1720) нормативных правовых актов.

Прокурорское вмешательство потребовалось для приведения
в соответствие с законодательством административных регламентов ряда республиканских министерств.

В минувшем году на территории республики состоялись выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления
и в Государственное Собрание Республики Марий Эл, прошедшие
без серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на их результаты. Права избирателей на свободное волеизъявление были обеспечены.

В настоящее время прокурорами организован действенный надзор
за соблюдением законодательства о местном самоуправлении
и своевременным принятием представительными органами необходимых и законных решений для нормального функционирования муниципалитетов, реализации прав и свобод их жителей.

По-прежнему одной из первостепенных задач, стоящих перед органами прокуратуры, является обеспечение своевременности и полноты выплаты заработной платы.

В результате принятых во взаимодействии с органами государственной власти республики, контролирующими и правоохранительными органами мер ликвидирована задолженность по заработной плате в размере 140 млн рублей, восстановлены права 4,5 тысячи работников.

По материалам прокурорских проверок возбуждено 15 уголовных дел.

Совместными усилиями нам удалось добиться ее значительного сокращения.

Однако до сих пор более восьмиста (805) работников так и не получили свои честно заработанные деньги в размере 18 млн рублей (18,1).

Более половины всей задолженности приходится на 4 предприятия, находящиеся на территории г. Козьмодемьянска (9,8 млн рублей),
и 13 предприятий г. Йошкар-Олы.

Перед прокурорами поставлена задача незамедлительного реагирования на любую информацию, в том числе размещаемую в средствах массовой информации и сети "Интернет", о нарушениях закона в этой сфере правоотношений.

Соответствующие проверки с принятием всего комплекса мер реагирования будут организовываться в день ее поступления.

Обсуждение путей погашения задолженности происходит
и на заседаниях межведомственных рабочих групп, куда прокурорами наряду с руководителями предприятий привлекаются  их собственники.

Работа по выявлению неформальной занятости и оплаты труда ниже установленного минимального размера проводится в тесном взаимодействии с налоговыми органами.

Мерами прокурорского реагирования нам удалось восстановить социальные права тысяч граждан, в том числе на образование, жилищное, медицинское и пенсионное обеспечение.

Не остались без внимания права маломобильных групп населения. По инициативе прокуроров обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к 38 объектам социальной инфраструктуры.

В судебном порядке восстановлены права более семисот (722) пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет на общую сумму свыше 19 млн рублей. Мерами прокурорского реагирования внесены коррективы в работу республиканского отделения Пенсионного фонда, направленные на недопущение злоупотреблений при переводе пенсионных накоплений граждан в негосударственные фонды.

На постоянном контроле прокуроров находились вопросы защиты прав ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, приобретающие еще большую значимость в преддверии празднования
75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Наша общая задача – с особой тщательностью проверять каждый сигнал, все обращения, поступающие как от ветеранов, так и в их интересах, добиваться  реального восстановления их прав, прежде всего, касающихся мер социальной поддержки.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
в своем Послании Федеральному Собранию особо отметил недопустимость возникновения перебоев с поставками лекарств.

Подобные факты имелись и в нашей республике, что потребовало принятия мер прокурорского реагирования в отношении профильного министерства.

Прокуроры на местах и в дальнейшем будут отслеживать статистику появления несвоевременно обслуженных рецептов, оперативно реагировать на задержки в снабжении жизненно-важными лекарственными препаратами.

 

Под пристальным вниманием остаются вопросы соблюдения законодательства об образовании, обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законов, направленных на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних,
в том числе во время учебного процесса.

В 2019 году за счет республиканского бюджета для детей-сирот приобретено 187 квартир. Однако нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями остаются еще 1112 из них.

Они также ждут своих квартир. При этом важно, чтобы предоставляемые жилые помещения отвечали всем установленным требованиям.

Не удалось до конца решить проблему доступности дошкольного образования.

Только в Йошкар-Оле и Медведевском районе 303 ребенка, достигшие трехлетнего возраста, не обеспечены местами в детских садах.

Строящиеся на указанных территориях дошкольные учреждения позволят решить данный вопрос.

Главное сейчас во взаимодействии с уполномоченными лицами Правительства республики держать на контроле соблюдение сроков сдачи указанных объектов в эксплуатацию и качество их строительства.

На системной основе осуществлялся надзор за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Прокурорскими проверками были охвачены
все субъекты системы профилактики.

Однако, несмотря на принимаемые меры, нам не удалось добиться снижения преступности несовершеннолетних, которая характеризуется ростом числа подростков, вовлеченных в противоправную деятельность (со 191 до 194, +1,6%), количества их преступных посягательств
(с 210 до 225, +7,1%).

Доля таких преступлений составила 5,1% (ПФО – 4,0%).

Рост их числа отмечается на территориях 6 районов республики (Горномарийский, Волжский, Килемарский, Куженерский, Медведевский и Сернурский), а также городов Йошкар-Олы и Козьмодемьянска.

Возросла криминальная активность несовершеннолетних в сферах незаконного оборота наркотиков, в группе лиц с участием взрослых,
в состоянии алкогольного опьянения. 

Четверть из них до совершения преступления уже состояли на учете в ПДН органов внутренних дел.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточная работа, проводимая субъектами системы профилактики.

От прокуроров в связи с этим потребовано проведения
во взаимодействии с уполномоченными органами последовательной работы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, защиту детей от негативной информации,  побуждающей их к насилию и суициду.

На постоянном контроле прокуратуры находятся вопросы законности расходования бюджетных средств.

Республика Марий Эл в истекшем году приняла участие
в 53 программных мероприятиях национальных проектов.
Было профинансировано и освоено более 5 млрд рублей из бюджетов всех уровней.

Совместные усилия всех заинтересованных ведомств в регионе способствовали эффективной реализации национальных проектов.

Однако в ряде случаев подрядчиками и исполнителями работ
по контрактам в сфере дорожного строительства и ремонта объектов культуры принятые обязательства исполнялись некачественно,
с нарушениями
сроков, что потребовало принятия мер прокурорского реагирования.

В текущем году на реализацию национальных проектов планируется выделить из бюджета более 7,4 млрд рублей. Обеспечение их целевого
и эффективного расходования во многом зависит от слаженной работы прокуроров, органов власти, правоохранительных и контролирующих органов.

Основные усилия будут направлены на предупреждение нарушений закона, исключение фактов срыва реализации программных мероприятий, а также качественное выполнение всех заключенных государственных
и муниципальных контрактов.

В истекшем году республике удалось существенно переломить ситуацию с образованием задолженности по налогам и сборам.

Общий размер недоимок сократился на 25%, или на 1 млрд 51 млн рублей, и составляет в настоящее время 3 млрд рублей (3,077).

Однако имеются нереализованные в полной мере возможности
для дальнейшего улучшения ситуации.

Например, сократилось количество санкционированных прокурорами решений налоговых органов об аресте имущества налогоплательщиков (38, в 2018 году – 44).

Указанные вопросы нами проанализированы, приняты меры
по совершенствованию практики надзора на данном направлении.

Активизирован надзор в оборонно-промышленном комплексе,
где в истекшем году вдвое возросло количество выявленных нарушений.

Вместе с тем общий объем финансирования предприятий республики
в рамках государственного оборонного заказа превышает 33 млрд рублей, что требует от нас и всех уполномоченных органов более тщательно
и системно проверять исполнение контрактов всеми участниками кооперации, исключая из этой цепочки "фирмы-однодневки", реагируя
на каждый факт необоснованного завышения стоимости продукции оборонного назначения.

Показатели работы органов прокуратуры доказывают необходимость дальнейшего функционирования защитных механизмов предпринимателей от излишней активности контролирующих органов.

При изучении проектов планов на 2020 год нами отклонена
из-за несоответствия требованиям закона каждая 10-я предложенная контролерами проверка.

В рамках проводимой совместно с региональным Правительством работы в течение года удалось уменьшить задолженность по государственным и муниципальным контрактам с 353 до 195 млн рублей.

Проблемной остается задолженность местных бюджетов перед предпринимателями в размере 104 млн руб.

Зачастую долги возникают вследствие принятия муниципалитетами обязательств в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств,
за что для должностных лиц наступает уже гражданско-правовая ответственность за причинение ущерба бюджету вследствие неправомерного заключения контрактов.

Перед прокурорами, учитывая складывающуюся ситуацию, поставлена задача – каждый факт незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства оценивать на предмет наличия оснований для уголовного преследования по статье 169 УК РФ.

Руководством к действию должны стать слова Президента России
в Послании к Федеральному Собранию о необходимости сделать
в 2020 году работу бизнеса удобнее и проще.

В то же время, при выявлении фактов ведения бизнеса с нарушением закона, считаю необходимым принятие всего комплекса мер реагирования с привлечением виновных к ответственности, вплоть до уголовной.

 

К примеру, многочисленные обращения граждан, а также негативная криминогенная обстановка вблизи заведений общественного питания, реализующих в розницу алкоголь, потребовали от нас принятия дополнительных координационных мер по улучшению состояния законности в этой сфере.

По результатам совместных с правоохранительными
и контролирующими органами проверок в 2019 году в республике прекратили незаконную реализацию алкогольной продукции
42 предприятия общественного питания.

Отрадно, что результатом нашей совместной работы стало сокращение количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и в общественных местах.

Работа на данном направлении продолжается.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о значительном числе  нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Наибольшую распространенность они получили в процессе предоставления жителям республики услуг ЖКХ и ценообразования
на них, проведения капитального ремонта.

Криминальным посягательствам подвержена также сфера расходования средств населения организациями, занятыми в этой области.

При этом задача по обеспечению их прозрачности в полной мере
не выполнена. 

Всего правоохранительными органами в сфере ЖКХ возбуждено
10 уголовных дел, 4 из которых – по материалам прокурорских проверок (в 2018 году – 10).

Не лишена недостатков деятельность органов жилищного контроля, республиканского фонда по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в адрес руководства которых внесено
4 представления.

По-прежнему актуальна проблема задолженности за топливно-энергетические ресурсы. Несмотря на ее сокращение почти на четверть
(с 874 до 663 млн руб.), не всеми управляющими компаниями принимаются исчерпывающие меры по ее погашению.

Органы власти республики приступили к реализации  программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках I этапа которой (2019-2020 годы) планируется переселить более 700 человек
в 4 муниципальных образованиях: городе Йошкар-Оле, Звениговском, Медведевском и Советском районах.

На данные цели предусмотрено более 350 млн рублей. Целевое расходование этих средств требует самого пристального внимания
со стороны правоохранительных органов.

Благодаря реализации "дорожных карт", проведенной органами государственной власти республики работы по поиску инвесторов, возобновлено строительство 2 проблемных многоквартирных домов, возводимых за счет средств граждан по договорам долевого участия.

На контроле прокуратуры находится завершение строительства
еще 3 многоквартирных домов в г. Йошкар-Оле и г. Волжске. Необходимость этого вызвана тем, что, несмотря на продолжающееся их строительство, указанные объекты обладают необходимыми критериями для отнесения их к проблемным.

Одним из приоритетных направлений деятельности, осуществляемой в тесном взаимодействии с Волжской природоохранной прокуратурой,
с учетом особенностей республики и наличия обширных территорий лесного фонда, является обеспечение экологической безопасности.

В результате совместной работы в Звениговском районе пресечены факты использования земель сельскохозяйственного назначения
для незаконной добычи полезных ископаемых и размещения на землях лесного фонда отходов животноводства СПК "Звениговский".

По фактам причиненного данными незаконными действиями ущерба окружающей среде возбуждено и расследуется уголовное дело.

По результатам прокурорских проверок по фактам злоупотреблений при распоряжении и использовании земельными участками возбуждено
9 уголовных дел.

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл, оставленным
в силе Верховным Судом России 29 августа 2019 года, удовлетворено административное исковое заявление прокуратуры республики о признании незаконным и недействующим распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года, которым в нарушение закона в границы
пос. Кичиер включены 17 земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения Национального парка "Марий Чодра".

Такой же принципиальной будет позиция прокуратуры при отстаивании в Арбитражном суде республики требований о возврате в федеральную собственность незаконно изъятых земель.

Как свидетельствует практика, пристального внимания в регионе требуют зоны особо охраняемых территорий и иные наиболее привлекательные участки на берегах водоемов, потенциально подверженные коррупционным проявлениям.

Отмечу, что деятельность правоохранительных органов республики по выявлению преступлений, совершенных в лесной отрасли, в целом активизирована, чему способствовало в том числе обсуждение указанного вопроса на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов республики 7 июня 2019 года.

Злободневным остается вопрос обеспечения безопасности дорожного движения.

В минувшем году, благодаря реализации нацпроекта "Безопасные
и качественные автомобильные дороги", отремонтировано свыше
140 километров дорог, еще 94,4% дорог требует ремонта.

Отмечается рост ДТП, в том числе с участием общественного транспорта, который в минувшем году по сравнению с данными 2018 года составил более 11% (878 против 787), а количество погибших в них возросло почти на 10% (91 и 83 соответственно).

В этой связи на второй квартал текущего года нами запланирована проверка соблюдения законодательства о пассажирских перевозках.

Системная работа проводилась прокурорами в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

В зоне внимания находилась деятельность правоохранительных органов и контролирующих ведомств, государственных структур, муниципалитетов, религиозных и иных организаций.

Мерами реагирования прокуроры побуждали субъекты профилактики к активизации работы, требовали устранения нарушений в сфере антитеррористической защищенности объектов.

Всего прокурорами выявлено 1288 нарушений, принесено 253 протеста, внесено 490 представлений. По инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 481 лицо, к административной – 40.

Активизирована исковая деятельность. В целях блокировки доступа к распространяемым в сети "Интернет" экстремистским материалам
в органы Роскомнадзора направлены 200 уведомлений.

Реализованный комплекс мер надзорного и координационного характера позволил не допустить возникновения угроз общественной безопасности, сохранить бесконфликтными межнациональные
и межконфессиональные отношения в республике.

Оценивая состояние преступности, отмечу, что незначительный рост регистрации преступлений по итогам 2019 года (на 1,2%) в целом соответствует динамике, сложившейся в Приволжском федеральном округе и России.

Количество зарегистрированных преступных посягательств возросло почти в половине муниципальных образований региона. Однако наиболее острой является ситуация в городе Волжске и Сернурском районе.

Рост преступности обусловлен в основном увеличением массива краж денежных средств граждан с банковских счетов дистанционным способом, а также с использованием сети "Интернет", то есть за счет тяжких преступлений против собственности.

Остается высоким уровень наиболее опасных посягательств против жизни и здоровья человека.

На 6,5% возросло число совершенных убийств. Рост их отмечен
на территориях столицы республики, Медведевского, Сернурского
и Оршанского районов.

Координация усилий правоохранительных органов привела
к улучшению
раскрываемости убийств, грабежей, разбоев, хулиганств.

Вместе с тем, несмотря на положительные моменты,  раскрываемость преступлений в целом снижена. Причины этого видим в сложности  установления интернет-преступников, а также упущениях в оперативно-розыскной деятельности.

В подтверждение этого – рост на 12,5% нарушений, выявленных прокурорами в указанной сфере.

9 уголовных дел возбуждено по фактам легализации доходов, полученных преступным путем.

125 дел возбуждено по фактам создания фирм-однодневок
и фиктивной регистрации юридических лиц (в 2018 году – 157).

Вместе с тем в целом по республике из единого государственного реестра юридических лиц налоговыми органами исключено свыше
1,5 тысячи организаций.

Учитывая состояние законности в обозначенной сфере, работа
по пресечению деятельности "фирм-однодневок"
будет продолжена.

Соответствующие задачи поставлены как перед прокурорами,
так и перед правоохранительными  органами республики.

В лесной сфере количество выявленных незаконных рубок древесины возросло на 17%. Этому в большей степени способствовала деятельность уполномоченных органов в Килемарском, Мари-Турекском и Юринском районах.

Между тем такая тенденция не отражает фактическую криминализированность лесопромышленного комплекса. Качественный состав выявляемых преступлений не меняется – наполовину
он по-прежнему представлен бытовыми рубками.

Групповые и коррупционные преступления носят единичный характер.

Деятельность прокуроров, иных правоохранительных, контрольно-надзорных органов должна быть активизирована в том числе по возмещению вреда, причиненного противоправной деятельностью в сфере лесопользования.

Не снимаются с контроля вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков.

Итоги прошедшего года свидетельствуют об увеличении
до 176 (171) числа установленных наркопреступников и наполовину сбытчиков наркотиков
до 87 (59).

Проблему представляет также вовлеченность несовершеннолетних
в наркооборот: их число возросло до 12 (ранее – 7), а количество преступлений – на 10 (с 9 до 19).

Именно поэтому усилия прокуроров были направлены
на повышение эффективности деятельности субъектов антинаркотической деятельности. Скорректирована и активизирована работа подразделений МВД по РМЭ и его территориальных отделов по выявлению
и пресечению административных правонарушений в сфере предупреждения и пресечения наркомании.

Почти на 50 % возросло количество выявленных фактов неисполнения обязанности пройти диагностику и лечение от наркомании (по ст. 6.9.1 КоАП РФ с 208 до 308).

По искам прокуроров 39 водителей с диагнозом "наркомания" лишены права управлять транспортным средством, заблокированы
84 интернет-сайта, рекламирующих наркотические средства и курительные смеси.

Вследствие принятых, в том числе, органами прокуратуры мер отмечается снижение числа зарегистрированных наркопотребителей
на 12% (с 1970 до 1730).

Однако мы прекрасно понимаем высокую латентность данного показателя, о чем может свидетельствовать рост отравлений наркотическими веществами (с 15 до 17), в том числе смертельных
(с 3 до 7).

Это обстоятельство требует дополнительной работы по выявлению лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях, привлечению их к административной ответственности с постановкой вопроса о прохождении диагностики и лечения.

Надеемся, что в этой работе примут самое активное участие
все институты гражданского общества.

Приоритетным направлением надзора за уголовно-процессуальной деятельностью остается соблюдение законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Активнее в истекшем году выявлялись укрытые преступления
(рост с 452 до 496), вносились представления об устранении нарушений
(с 207 до 212).

Только в сфере незаконного оборота наркотиков прокурорами поставлено на учет 83 преступления.

На 28% возросло число выявленных прокурорами нарушений при производстве следствия и дознания.

Значительно (на 60%) увеличилось количество требований
об устранении нарушений закона и внесенных представлений (на 7%).

Прокурорами активно использовались полномочия по возвращению уголовных дел для производства дополнительного расследования.

Приведенная статистика подтверждает – допускаемые органами расследования нарушения все еще носят распространенный характер,
что является причиной волокиты, отрицательно влияет на оперативность расследования преступлений.

Наша задача в связи с этим – обеспечить упреждающий прокурорский надзор, добиться усиления ведомственного контроля.

Эффективными должны стать и принимаемые на системной основе комплексные координационные меры.

Важнейшим направлением деятельности остаются вопросы противодействия коррупции, где прокурорами пресечено 1446 нарушений, или на 5 % больше, чем в 2018 году.

408 (ранее 260) из них связаны с представлением чиновниками неполных сведений о доходах и имуществе.

В 14 (8) случаях установлен конфликт интересов, в том числе
в действиях заместителя министра здравоохранения республики, которая по результатам внесенного Главе республики представления привлечена
к дисциплинарной ответственности.

По актам прокурорского реагирования в административном
и дисциплинарном порядке наказано 687 должностных лиц. В связи
с утратой доверия досрочно прекращены полномочия 3 депутатов.

Более чем в три раза (с 5 до 18) возросло количество выявленных нарушений при осуществлении полномочий в сфере контроля
за расходами, с 1 до 11 (+1000%) – привлеченных к ответственности лиц.

Переданные в Генеральную прокуратуру Российской Федерации материалы об обращении в доход государства объектов недвижимости, оформленных бывшим Главой республики на аффилированное юридическое лицо, стоимостью 512 млн рублей послужили основанием для предъявления уточненного искового заявления, которое судом удовлетворено.

Кроме того, на рассмотрении в Генеральной прокуратуре Российской Федерации находятся материалы нашей проверки в отношении
еще 4 объектов
недвижимости стоимостью более 190 млн рублей, подлежащих обращению в доход государства.

Итогом совместных с правоохранительными органами проверок явилось  направление 22 материалов в порядке ст. 37 ч. 2 п. 2 УПК РФ,
по 15 из которых возбуждены уголовные дела, в том числе в отношении
3 должностных лиц местных администраций за махинации с землей.

Принятыми координационными и надзорными мерами удалось повысить выявление преступлений, связанных с получением взяток
(с 9 до 11).

 

Так, вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле Чекушкина В.Д., который за общее покровительство и попустительство
со стороны налоговых органов получил от директора коммерческой организации взятку в сумме более 18 млн руб.

Чиновник осужден к 9 годам лишения свободы со штрафом
в размере 18231956 руб. и лишен на 3 года специального права и ранее полученного звания.

Пресечены факты коррупции в органах местного самоуправления, муниципальных и государственных учреждениях, правоохранительной системе.

На завершающем этапе расследования находится уголовное дело
в отношении директора муниципального учреждения "Парк культуры
и отдыха", который при пособничестве своего заместителя путем заключения невыгодных следок совершил растрату и злоупотребил своим должностным положением при предоставлении в аренду муниципальных нежилых помещений. Размер ущерба составил свыше 4 млн руб.

В текущем году особое внимание уделяется прокурорами вопросам законности расходования бюджетных средств, обеспечения полного
и своевременного возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.

Продолжается работа по  выявлению конфликта интересов, нарушений законодательства о контроле за расходами и подготовке исков об обращении незаконно приобретенного имущества в доход государства.

Основные усилия при осуществлении надзора за исполнением уголовных наказаний были направлены на соблюдение прав лиц, изолированных от общества.

Мерами прокурорского реагирования устранялись нарушения
при медико-санитарном и материально-бытовом обеспечении в следственном изоляторе и исправительных колониях, а также на открытом в 2019 году участке, функционирующем как исправительный центр.

Обеспечено восстановление прав осужденных при необоснованном наложении на них дисциплинарных взысканий, на осуществление свиданий, получение посылок и передач.

В текущем году надзорные мероприятия на данном направлении будут продолжены.

Значительная работа проделана в сфере участия прокуроров
в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Обвинение в судах квалифицированно поддержано более чем по 3 тыс. уголовным делам, в том числе по 6 делам, рассмотренным с участием присяжных заседателей.

В целом участие прокуроров в судебных процессах способствовало вынесению судами законных и обоснованных решений.

С целью профилактики правонарушений и преступлений, привития гражданам уважения к закону прокуроры провели свыше 7000 мероприятий по правовому просвещению.

В СМИ и сети Интернет разместили более 4900 материалов. Деятельность в данном направлении проводится с привлечением средств массовой информации, общественных организаций, иных институтов гражданского общества.

Активная и наступательная праворазъяснительная работа в формате конструктивного диалога с органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью будет продолжена прокуратурой
и в 2020 году.

Налажено тесное сотрудничество со СМИ и общественностью.
Оно строилось с использованием различных форм и методов взаимодействия, современных технологий, "обратной связи" с гражданами. Всего в средствах массовой информации состоялось свыше 6,6 тысячи выступлений.

Уважаемые депутаты!

Мною в докладе освещены наиболее важные сферы, в которых была востребована работа органов прокуратуры, а также ряд проблемных вопросов, от решения которых во многом зависит качество жизни
и благосостояние людей, о чем неоднократно подчеркивал в своем Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин, снижение социальной напряженности, стабильность в экономике и обеспечение правопорядка.

В текущем году перед органами прокуратуры стоят еще более масштабные задачи, решение которых возможно лишь в тесном взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, а также при участии депутатского корпуса.

Надеюсь на продолжение конструктивной совместной работы
и взаимопонимание.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Сергей Геннадьевич.

Будут ли вопросы к Сергею Геннадьевичу?

Нет?

Нет.

Переходим к рассмотрению второго вопроса.

2. Об итогах работы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл за 2019 год.

Слово предоставляется руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Мигушову Александру Петровичу.

Мигушов А.П.

Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл!

В минувшем году следственным управлением в тесной взаимосвязи
с правоохранительными органами проделана значительная работа, направленная на соблюдение конституционных прав и свобод граждан, повышение эффективности в борьбе с преступностью, а также в части осуществления принципа неотвратимости наказания.

Принималось нами активное участие в работе возглавляемого Главой Республики Марий Эл Координационного совещания по обеспечению правопорядка, а также в работе Координационного совещания руководителей правоохранительных органов при прокуроре республики.

Руководством управления принято участие в 7 координационных совещаниях под руководством главного федерального инспектора, в 4 заседаниях правительственной комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РМЭ, в 5 заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав при Правительстве республики.

Наиболее актуальные вопросы, в основном связанные с повышением эффективности процессуального контроля, при рассмотрении сообщений
о преступлениях, расследования уголовных дел о фактах безвестного исчезновения граждан и преступлениях прошлых лет, кадровой работе рассмотрены на заседаниях коллегии управления с выработкой дополнительных мер повышения эффективности работы.

Итоги служебной деятельности ежемесячно обсуждались на оперативных совещаниях с руководителями следственных отделов.

 

По результатам проведенных мероприятий вносились коррективы, направленные на улучшение деятельности управления, пресечение негативных тенденций и устранение обусловивших их причин. Приоритетное значение уделялось вопросам в сфере обеспечения прав граждан при осуществлении уголовного преследования, противодействия коррупционным и ятрогенным преступлениям, защите интересов несовершеннолетних, организации работы
по возмещению ущерба и другим.

В 2019 году следственное управление осуществляло свою деятельность на фоне незначительного увеличения в республике регистрации преступлений (на 1,2%).

В этих условиях 40 следователями следственного управления разрешено свыше 2900 (2018 – 2617) сообщений о преступлениях. Почти по 2000 сообщений приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела (2018 – 1945), возбуждено 700 уголовных дел (2018 – менее 600 – 573).

Анализ результатов работы на этом направлении свидетельствует,
что в истекшем году следователями следственного управления, благодаря усилению контроля и активизации на первоначальной стадии проведения проверочных мероприятий, значительно сокращены сроки принятия решений по материалам доследственных проверок.

Так, если в 2018 году число решений принятых в срок свыше 10 суток составляло 47,2% от всех рассмотренных сообщений, то в 2019 году
в указанный срок принято 33,5% решений. Работа по снижению времени проверочных действий будет продолжена и в текущем году.

Всего же в производстве следователей за 12 месяцев 2019 года находилось более 1000 уголовных дел (2018 – 981).

По итогам расследования судебную перспективу получило 551 дело
(2018 – 548), что составляет почти 90 % от числа возбужденных.

 

 

Надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нацеленность на общий результат позволяют сохранять в республике стабильно высокую раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений, расследование по которым осуществлялось следователями следственного управления.

Так, по итогам 2019 года раскрываемость убийств в республике составила 95,7% (2018 – 91,1%), раскрыты все факты причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и изнасилования.

Благодаря профессионализму следователей и сотрудников оперативных подразделений по "горячим следам" раскрыт ряд преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс.

Так, оперативные действия сотрудников полиции позволили в короткий срок установить и задержать гражданина Кузьминых А.А., который летом прошлого года, в п. Новый Торъял подманив к себе 6-летнюю воспитанницу детского сада во время прогулки, перетащил её через забор, увел в безлюдное место и совершил с ней иные насильственные действия сексуального характера.

Грамотным планированием и проведением следственно-оперативных мероприятий была собрана достаточная доказательственная база, подтверждающая вину обвиняемого.

Таких примеров немало.

Надлежащими действиями следователей по уголовным делам в 2019 году раскрыто 149 (2018 – 135) ранее не состоявших на учете преступлений,
из которых 41 (2018 – 35) – о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Например, в 2019 году среди раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений 24 преступления против половой неприкосновенности, 2 факта получения взятки (ст. 290 УК РФ), 15 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (ст.228-228.1 УК РФ).

В истекшем году следователи следственного управления активно работали над раскрытием преступлений прошлых лет.

В этом направлении деятельности положительно зарекомендовали себя созданные специальные межведомственные аналитические группы. По результатам их работы раскрыто 11 преступлений, дела по которым ранее были приостановлены как не очевидные. В числе раскрытых 2 убийства
(ст.105 УК РФ), 4 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч.4 ст.111 УК РФ),
1 изнасилование (ст. 131 УК РФ) и другие.

Всего по итогам 2019 года следователями следственного  управления окончены расследованием уголовные дела о почти 800 преступлениях (771) (2018 – 743), что составляет 17,5% от общего числа расследованных
в республике (2018 – 16,8%).

Среди них: 48 убийств (2018 – 45), 18 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (2014 – 14), 31 факт изнасилований и насильственных действий сексуального характера (2018 – 18), 130 преступлений экономической направленности (2018 – 177),
60 – коррупционной (2018 – 71).

Огромное значение придается криминалистическому обеспечению предварительного следствия, без которого в современных условиях невозможна успешная работа по раскрытию преступлений.

В настоящее время на "вооружении" отдела криминалистики находятся комплект 3D-панорамного фотографирования, обнаружитель скрытых камер "Оптик-2", аппаратное устройство по сбору цифровых данных, цианакрилатная камера, источник криминалистического света беспилотный летательный аппарат для фото- и видеосъемки большой территории и поиска пропавших
без вести и полиграф, или в простонародье "детектор лжи", моторные лодки.

Во многом именно благодаря умелому применению технических средств достигнуты озвученные показатели раскрываемости преступлений.

Следственное управление на постоянной основе принимает участие
в работе ряда межведомственных рабочих групп, созданных в целях повышения эффективности противодействия коррупции.

В производстве следователей следственного управления в 2019 году находилось более 90 (94; 2018 – 81) уголовных дел данной категории,
из которых окончено свыше 50 (51; 2018 – 53).

Среди привлеченных 2 должностных лица органов местного самоуправления, 4 сотрудника органов внутренних дел, 5 сотрудников ФСИН, 1 – налоговой службы, 9 – Минсельхоза, 1 – руководитель коммерческой организации,
9 – не должностных лиц, совершивших коррупционные преступления.

По делам следователей следственного управления, в целях возмещения ущерба и обеспечения исполнений решений судов возбуждено 14 (2018 – 12) ходатайств о наложении ареста на имущество обвиняемых (подозреваемых). Все ходатайства удовлетворены, арестовано имущество стоимостью эквивалентной более 41 млн рублей (2018 – 23 млн 998 тыс. рублей).

Существенная работа проводится в сфере восстановления конституционных прав граждан на своевременную оплату труда, а также стабилизации трудовых отношений.

Положительную динамику по расследованию дел о фактах невыплаты заработной платы обеспечили заключенные соглашения о взаимодействии
с Государственной инспекцией труда в РМЭ и Департаментом труда и занятости населения РМЭ, а также активизация деятельности межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере защиты трудовых прав граждан и занятости населения.

Кроме того, положительно зарекомендовали себя проводимые  руководителями следственных отделов рабочие встречи с руководством организаций-должников по заработной плате, где директорам предприятий разъясняются правовые последствия невыплаты заработной платы, в том числе и последствия уголовно-правового характера, а также порядок законного избежания ответственности.

В ходе предварительного следствия работодателями добровольно возмещено почти 6,5 млн рублей, или 88,0% (2018 – 51 млн 624 тыс. рублей, или 87,8%).

Всего по итогам истекшего года следователями следственного управления окончено 23 дела данной категории (2018 – 15).

Принимаются меры по защите прав и законных интересов детей.

Работая в этом направлении, следственное управление активно сотрудничает с Уполномоченным по правам ребенка, налажено оперативное реагирование следственных подразделений на любые нарушения прав детей.

Особое внимание уделено вопросам повышения квалификации следователей, мониторингу СМИ и медиапространства, в следственном управлении ведется круглосуточная работа телефонных линий "Ребенок
в опасности" и "Телефон доверия".

По итогам расследования окончены производством 60 уголовных дел
о преступлениях в отношении несовершеннолетних лиц, в числе которых 2 дела об убийствах (ст.105 УК РФ), 9 - причинения смерти по неосторожности,
5 изнасилований, 5 иных насильственных действий сексуального характера,
16 дел по ст.134 УК РФ, 2 факта истязания, 1 похищение, 1 грабеж, 3 факта оборота порнографического материала с изображением несовершеннолетних, 16 – об иных преступлениях.

Факты совершения преступлений в отношении несовершеннолетних становятся предметом пристального разбирательства в целях установления причин и условий, способствовавших совершению преступлений. По итогам полученных данных в органы, допустившие недостатки в деятельности, вносятся представления, предусмотренные частью  второй ст. 158 УПК РФ.

Наиболее актуальные вопросы профилактики обсуждаются
на заседаниях межведомственной группы по профилактике преступлений
и правонарушений несовершеннолетних при заместителе прокурора республики. О работе в данном направлении на системной основе информируются прокуратура республики и Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Марий Эл.

Профилактическая деятельность осуществляется и в ходе встреч
с общественностью, трудовыми и учебными коллективами, на родительских собраниях в образовательных учреждениях.

Следственное управление продолжает решать задачу, поставленную руководством страны, – расследование налоговых преступлений.

По итогам 2019 года окончено расследование 9 (2018 – 14) уголовных дел о налоговых преступлениях, от совершения которых ущерб составил свыше
74 млн рублей (2018 – 164 млн 269 тыс. рублей).

Принятыми в ходе предварительного следствия мерами бюджетной системе РФ возмещено почти 32 млн рублей (2018 – 92 млн 187 тыс. рублей), что составляет почти 43 % от причиненного (2018 – 56 %).

Всего в ходе осуществления предварительного следствия по уголовным делам о налоговых преступлениях, в результате предпринятых следователями мер обнаружено и арестовано имущество виновных лиц на сумму, превышающую 27 млн 300 тыс. рублей (2018 – 30 млн 617 тыс. рублей).

Теперь о работе с гражданами.

Следственным управлением и подчиненными следственными отделами всего рассмотрено и разрешено – 1155 (2018 – 1043) обращений, включая жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ (141).

Наибольшее количество обращений поступило по территории столицы республики, соответственно рассмотрено и разрешено в аппарате следственного управления – 473 (2018 – 462) и в следственном отделе
по г. Йошкар-Оле следственного управления – 343 (2018 – 328).

На личном приеме принято 274 (2018 – 175) гражданина, из них руководителем следственного управления и его заместителем – 179 (2018 – 107).

Повышается уровень информированности населения как о деятельности следственного управления, так и о результатах расследования отдельных уголовных дел.

 

Аппаратом следственного управления и его структурными подразделениями в средствах массовой информации размещено 14355 материалов (2018 – 13136). Для повышения интенсивности информирования населения посредством телевидения налажена работа по подготовке видео
по уголовным делам. В результате на телевидении размещено 279 материалов (2018 – 171). Опубликовано 181 интервью (2018 – 37).

Все размещаемые на официальном сайте следственного управления материалы публикуются также в социальных сетях "ВКонтакте", "Facebook", "Twitter", "Instagram".

Организована Приемная председателя Следственного комитета, действуют интернет-приемная, телефон доверия, открыта линия "Ребенок в опасности".

Все это укрепляет обратную связь с населением, помогает добиваться положительных результатов. А рост доверия граждан – главный критерий оценки работы следственных органов.

Штатная численность следственного управления составляет всего
95 человек. Отмечая уровень подготовки наших следователей, руководством Следственного комитета 3 сотрудника были прикомандированы
для расследования уголовных дел, имевших повышенный общественный резонанс.

Уважаемые депутаты!

Следственное управление нацелено на решение поставленных руководством страны задач, полагаю, что по итогам 2019 года мы в целом
с ними справились и продолжим свою деятельность по обеспечению борьбы
с преступностью, утверждению правопорядка и законности в республике.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Председательствующий.

Спасибо, Александр Петрович.

Будут ли вопросы к Александру Петровичу?

Нет?

Нет.

Уважаемые депутаты!

Программа Дня депутата выполнена в полном объеме.

Благодарю за работу на Дне депутата!

Объявление.

Через 20 минут в зале заседаний Государственного Собрания состоится правовая учеба депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.

Прошу депутатов не опаздывать.