СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

25 ноября 2014 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения четвертой бюджетной сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится пятый День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Ханафеев Фарид Файзрахманович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, Уполномоченный по правам человека в Республике
Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, депутаты Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола", члены Молодежного парламента Республики
Марий Эл, сотрудники Управления Федеральной налоговой службы
по Республике Марий Эл, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Сейчас пройдет вручение удостоверений депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва.

Вахитова Екатерина Динаровна. (Аплодисменты).

Вершинин Сергей Андреевич. (Аплодисменты).

Горбунова Светлана Серафимовна. (Аплодисменты).

Григорьев Рудольф Антонович. (Аплодисменты).

Герасимов Борис Геннадьевич. (Аплодисменты).

Еремин Александр Николаевич. (Аплодисменты).

Ерофеев Андрей Владимирович. (Аплодисменты).

Зубков Геннадий Григорьевич. (Аплодисменты).

Кальянов Евгений Николаевич. (Аплодисменты).

Криваш Николай Андронович. (Аплодисменты).

Кривош Владимир Андреевич. (Аплодисменты).

Леухин Анатолий Николаевич. (Аплодисменты).

Моисеев Алексей Иванович. (Аплодисменты).

Мухлыгина Светлана Викторовна. (Аплодисменты).

Муртазин Владимир Васильевич. (Аплодисменты).

Новокшанов Андрей Николаевич. (Аплодисменты).

Павлов Александр Варсонофьевич. (Аплодисменты).

Пушкарев Александр Анатольевич. (Аплодисменты).

Ремнёв Евгений Алексеевич. (Аплодисменты).

Смирнов Александр Алексеевич. (Аплодисменты).

Саргсян Вараздат Ишханович. (Аплодисменты).

Севастьянов Виктор Викторович. (Аплодисменты).

Хабибуллин Мунир Файзрахманович. (Аплодисменты).

Цендушева Светлана Витальевна. (Аплодисменты).

Шерстнев Владимир Леонидович. (Аплодисменты).

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Слово предоставляется руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Ханафееву Фариду Файзрахмановичу.

Ханафеев Ф.Ф. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

В соответствии с Основными направлениями налоговой
политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов (документ одобрен Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года) дальнейшее совершенствование налоговой системы предполагается реализовывать по нескольким направлениям,
в том числе путем настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования.

При этом приоритеты Правительства Российской Федерации
в области налоговой политики остаются такими же, как и ранеесоздание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу
за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Основными направлениями налоговой политики на 2014 и 2015 годы, уже реализованными в форме законов, являются снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также переход к новой системе налогообложения  недвижимого имущества.

Так, в условиях действующего законодательства инвестиции физических лиц в ценные бумаги являются менее привлекательными
с налоговой точки зрения, чем другие виды инвестиций (например, приобретение жилой недвижимости).

С 1 января 2015 года Федеральный закон от 22 апреля 1996 года
№ 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" дополняется новой статьей "Особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов".

Согласно пункту 1 названной статьи под индивидуальным инвестиционным счетом понимается счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента – физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента. Данный счет открывает и ведет брокер
или управляющий на основании договора на брокерское обслуживание
или договора доверительного управления ценными бумагами, в котором предусматривается открытие и ведение индивидуального
инвестиционного счета.

В связи с данными изменениями с 1 января 2015 года вносятся соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации
по налогу на доходы физических лиц, предусматривающие
особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым
на индивидуальном инвестиционном счете, и по операциям
с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами.

Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 285-ФЗ изменены ставки НДФЛ для иностранных граждан или лиц
без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом "О беженцах", в отношении которых налоговая ставка установлена с размере 13 процентов и распространяется
на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (до этого доходы иностранных лиц, каковыми являются и жители Украины, облагались
по ставке 30 процентов).

Данным Законом дополнена новым пунктом 42 статья
217 Налогового кодекса "Доходы, не подлежащие налогообложению",
и с 1 января 2015 года средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования,
в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход
за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", не подлежат налогообложению.

Но, конечно, самые существенные изменения законодательства связаны с уплатой имущественных налогов.

1. С 1 января 2015 года сроки уплаты имущественных налогов объединяются и сдвигаются на месяц вперед. Таким образом, транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество физических лиц будут уплачиваться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные положения необходимо будет применять уже при уплате налогов за 2014 год.

2. Для граждан вводится новая обязанность – сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом
и налогом на имущество, если за весь период владения этим имуществом налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги.
Эти сведения вместе с пакетом правоустанавливающих документов необходимо направить в инспекцию однократно до 31 декабря 2015 года. Начисление налогов начнется только с 2015 года независимо от того,
как долго объекты налогообложения находились в собственности налогоплательщика.

3. И, наконец, с 1 января 2015 года Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой 32 "Налог на имущество физических лиц", а Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1  
"О налогах на имущество физических лиц" признан утратившим силу. Таким образом, налог на имущество физических лиц будет исчисляться:

- или исходя из  инвентаризационной стоимости, исчисленной
с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных
об инвентаризационной стоимости;

- или исходя из кадастровой стоимости.

Закон вступит в силу уже с 1 января 2015 года, но для регионов предусмотрен пятилетний период (до 2020 года) для перехода к расчету налога на имущество физических лиц по новым правилам.

Налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы устанавливаются местными органами власти
в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы
в пределах, установленных новой главой 32
Налогового кодекса Российской Федерации

Еще раз хочу подчеркнуть, что все представительные органы муниципальных образований должны принять и опубликовать  соответствующие нормативные  правовые  акты  не позднее 1 декабря
2014 года в связи с признанием утратившим силу с 1 января 2015 года Закона
Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Блок поправок  коснулся специальных налоговых режимов
для малого предпринимательства.

Так, с 2015 года (в соответствии с федеральным законодательством) освобождение организаций, применяющих УСН и ЕНВД, от уплаты налога на имущество организаций не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. К этому имуществу относятся,
в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания. Однако в региональное законодательство о регулировании отношений в области налогов и сборов не внесены изменения в части исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости. Поэтому
в 2015 году на территории республики организации, применяющие УСН
и ЕНВД, будут по-прежнему полностью освобождены от уплаты налога
на имущество организаций.

Изменения, в том числе и регионального законодательства
о регулировании отношений в области налогов и сборов, затронули еще один специальный налоговый режим – патентную систему налогообложения (ПСН):

- вводится разделение (дифференциация) потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя по территориям муниципальных образований (до 1 января 2015 года патент действует
на территории всего субъекта РФ, с 1 января 2015 года в патенте будет указываться территория его действия);

- отменен минимальный размер потенциально возможного годового дохода, который составлял 100 тыс. рублей;

- введено новое основание для отказа в выдаче патента –
незаполнение в заявлении на получение патента обязательных полей.

Среди значимых для юридических лиц изменений законодательства можно выделить следующие:

- устанавливается возможность налоговых органов признать безнадежной к взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2015 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица,
не находятся в процедурах банкротства и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

- отменяется обязательный  судебный порядок взыскания налогов
и сборов с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в сумме, не превышающей
5 млн рублей. При этом взыскание суммы налога, не превышающей
5 млн рублей, будет производиться в порядке, установленном бюджетным законодательством, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах такого налогоплательщика (налогового агента) – организации.
Налоговые органы будут принимать соответствующие решения
о взыскании и направлять их в органы Федерального казначейства.

В налоговое законодательство вносятся поправки, цель которых – оградить законопослушных налогоплательщиков от неоправданных контрольных мероприятий, сконцентрировав внимание на проблемных налогоплательщиках с высокими налоговыми рисками.

Хочу отметить, что систему риск-анализа (12 общедоступных критериев) налоговые органы используют уже не первый год. И в связи
с этим охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками
из года в год сокращается. То есть налоговики  приходят с проверкой только к тем налогоплательщикам, у которых по результатам анализа большого объема информации о налогоплательщике, концентрирующемся в налоговых органах, можно сказать со 100 процентной уверенностью, имеются факты занижения налоговых обязательств перед бюджетом.

За 2014 год выездными налоговыми проверками будет охвачено
не более 1 процента налогоплательщиков (юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей), состоящих на учете
и представляющих налоговую отчетность.

Так, в целях привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся
от исполнения обязанностей налогоплательщиков, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок", налоговым органам предоставлено право на получение сведений о  наличии счетов, остатках денежных средств на счетах. С 1 июля 2014 года банки обязаны сообщать такого рода информацию не только в отношении организаций
и предпринимателей, но и физических лиц, которые не являются предпринимателями.

Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для осуществления налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью.

Кроме того, в случае приостановления операций по счету налогоплательщика в одном банке другим банкам запрещено открывать новые счета данному лицу. До 2014 года такой запрет действовал только для того банка, в котором был заблокирован счет налогоплательщика.

Расширены возможности налоговых органов по выявлению взаимозависимых лиц в сделках, заключенных налогоплательщиками. Соответствующие поправки в законодательство предусматривают новую обязанность органов опеки и попечительства сообщать в налоговые органы сведения о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.

С нового года органы ЗАГС должны сообщать в налоговые органы сведения не только о фактах рождения и смерти, но и о фактах заключения и расторжения брака, а также о фактах установления отцовства.

Следующий блок законодательных поправок связан
с совершенствованием налогового администрирования.

Несколько лет действует досудебный порядок урегулирования налоговых споров. В связи с этим количество судебных дел с участием налоговых органов ежегодно сокращается.

С 1 января 2014 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц.

С 2014 года в России работают правила контроля
за трансфертными ценами и функционированием консолидированных групп налогоплательщиков. ФНС России заключило 16 соглашений
о ценообразовании с крупнейшими налогоплательщиками,
и, соответственно, создано 16 КГН. На территории Республики Марий Эл функционируют 5 КГН.

Так как информационные технологии способны решить многие проблемы, которые возникают в налоговом администрировании, большое внимание уделяется налоговой службой электронному документообороту
с налогоплательщиками с целью перехода на бесконтактное взаимодействие. По состоянию на 1 октября 2014 года, 94,14 процента организаций и 79,77 процента индивидуальных предпринимателей представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В ряде случаев налогоплательщики обязаны представлять отчетность в электронной форме:

- если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- если создана организация с численностью работников, превышающей 100 человек;

- если такая обязанность предусмотрена применительно
к конкретному налогу. Так, с 1 января 2014 года данная норма действует
в отношении налога на добавленную стоимость (НДС):
налогоплательщики НДС, в том числе налоговые агенты, а также лица,
не являющиеся налогоплательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога, обязаны представлять в налоговые органы декларации по данному налогу только в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи.

С 1 января 2015 года это требование станет обязательным
и для налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС
или освобождены от уплаты НДС в случае выставления или получения ими
счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. С 1 января 2015 года ФНС России переходит
на 100-процентный контроль всех операций, облагаемых НДС.

Вообще, что касается НДС, то изменения законодательства, связанные с этим налогом, можно назвать глобальными: начиная
с изменения  самой декларации, в нее включаются сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, заканчивая технологиями приема декларации налоговыми органами и процедуры проведения камеральной налоговой проверки.

Среди значимых изменений – установление официального статуса интернет-сервисов "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" и "Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица"
и законодательное определение основных правил их использования, которые вступают в силу с 1 июля 2015 года.

Личный кабинет как для физических, так и для юридических лиц позволяет просматривать информацию об объектах налогообложения, которые принадлежат налогоплательщику, получать налоговые уведомления в электронном виде уже в день формирования документов
в инспекции, направлять обращения в налоговые органы, просматривать ответы на них, оплачивать налоги в режиме онлайн, контролировать состояние расчетов с бюджетом.

В ближайшем будущем будет введен в эксплуатацию "Личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей".

Отмечу, что сегодня на сайте ФНС России функционируют
38 интерактивных ресурсов, которые
позволяют налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) решать вопросы, связанные
с регистрацией бизнеса, исчислением и уплатой налогов, с минимальными затратами времени в режиме онлайн.

"Горизонтальный мониторинг" - система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиками (добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля.

В начале ноября подписан Федеральный закон № 348-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации", который вводит институт налогового мониторинга
в налоговые правоотношения.

Документ, вступающий в силу с 1 января 2015 года, обеспечивает доступ налоговых органов к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени на основании заключенного регламента.

Такой механизм взаимодействия позволит налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если
у налогоплательщика возникнут вопросы. Предусмотрен также отказ налоговых органов от проведения камеральных и выездных налоговых проверок тех налогоплательщиков, с которыми заключены соглашения
о налоговом мониторинге.

Таким образом, можно сказать, что все последние изменения законодательства направлены, в первую очередь, на упрощение ведения бизнеса и создание благоприятных условий для законопослушных налогоплательщиков.

Благодарю за внимание.

 

 

Председательствующий. Спасибо, Фарид Файзрахманович.

Будут ли вопросы к Фариду Файзрахмановичу?

Пожалуйста, депутат по одномандатному избирательному округу № 2 Виктор Викторович Севастьянов.

Севастьянов В.В. У меня несколько вопросов.

Первый. Неучтенные налоги. У нас сейчас в городе массажисты получают по 2,5 тыс. рублей за массаж. Налоги они никакие не платят, патенты не покупают, никто их не контролирует. Они уже скупают
по несколько квартир: по три, по пять, есть те, которые у нас в Йошкар-Оле содержат по двадцать, тридцать, сорок квартир. Это своего рода бизнес. Они не зарегистрированы. С них деньги не берутся. Вот как их выявлять? Я обращался в налоговую. Ну, она делает массаж, у нее инвалидность,
но, извините, она берет 2,5 тыс. рублей. А если в день 5 человек делает –
12 тыс. рублей зарабатывает. За месяц сколько она получает, а налоги
не платит.

Второй вопрос. Сейчас многие сдают квартиры. Подоходный налог платят, но в квартире проживают по 7 - 10 человек. Вот у меня
на Красноармейской, 48. Они расходуют большое количество воды, счетчиков нет. К кому жильцам обращаться, никто не может помочь.
МВД говорит, что это не наше дело, это тоже ведь не нормально.

Если сейчас такая ситуация в стране. Это может и террористический акт быть, потому что они живут незаконно.

Я считаю, что это дополнительные доходы. Например, если бизнес, 30 квартир у него, он большие деньги получает, сдает их, а бизнес
не зарегистрирован. Вот какие меры принять Вы как мудрый руководитель можете с МВД или прокуратурой? Никто не занимается этим делом.
Дают объявления в газетах и такие берут такие большие деньги
за массаж.
Они создают конкуренцию нашим бюджетным массажистам.

 

 

Ханафеев Ф.Ф. Я благодарю Вас за вопрос.

Вы знаете, то, о чем Вы говорите, рассказываете, это как раз элемент того теневого бизнеса. Может быть, это как бы в малой толике, но это тоже элемент теневого бизнеса. Таких вот видов деятельности, которые
у нас уходят из-под налогообложения, их несколько, десятки.

Что касается конкретно Вашего примера. По законодательству
это подпадает под незаконную предпринимательскую деятельность
и регулируется, в первую очередь, не налоговым законодательством,
не только налоговым законодательством. Это вопрос правоохранительных органов. Но мы тоже не отказываемся от работы в этом направлении
и мы работаем.

У нас есть "горячая линия", есть огромный информресурс,
в том числе часть этого информресурса основана на информации, которую мы получаем от налогоплательщиков и граждан нашей республики.
И когда Вы говорите, что куда только не обращались, у меня есть сомнения. Если бы они обращались официально, то совместно
с правоохранительными органами этот вопрос можно было бы решить.

Могу Вам доложить, что на сегодняшний день на основании вот такой информации мы практически отработали около сотни квартир, которые сдаются в наем. По этой сотне квартир не все привлечены
к налогообложению, потому что по некоторым квартирам есть документы, которые подтверждают, что это родственные связи и здесь никак
не докажешь, что он получает деньги за эту квартиру, хотя вполне возможно, что эти деньги они получают. Документального подтверждения этому нет. А мы работаем на основе документов. Если нет документа,
то здесь уже вступают в силу правила, которые регламентируют оперативно-разыскную деятельность. Понимаете?

И еще раз повторяю, данную ситуацию, о которой Вы говорите, можно исправить путем системного подхода всех структур.
Я подчеркиваю – всех структур. Это не только контролирующие и силовые структуры, это и сами граждане. Если мы все объединим усилия, тогда вопрос будет решаться. Сейчас он тоже решается, но не такими темпами, которыми хотелось бы видеть Вам и мне.

Председательствующий. Спасибо.

Будут ли еще вопросы?

Нет.

Уважаемые депутаты!

Сегодня прошло заседание Президиума Государственного Собрания.

Мы повели итоги нашей сессии, рассмотрели выполнение программы подготовки и проведения сессии.

Восемь вопросов, которые рассмотрены на заседаниях комитетов, Президиум предложил включить в повестку дня предстоящей сессии.

Будут ли вопросы по Дню депутата?

Нет.

Тематика Дня депутата рассмотрена.

Благодарю всех за участие.

Объявление.

Четвертая бюджетная сессия состоится 27 ноября 2014 года
в 10 часов в этом зале.

Председательствующий. Слово предоставляется председателю Комитета по законодательству Швецову Михаилу Николаевичу. Он сейчас выступит не как председатель Комитета, не как ректор МарГУ,
как спортсмен, активно поддерживающий спортсменов.

Швецов М.Н. Спасибо, Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты!

У нас в субботу прошла спартакиада среди работников органов законодательной и исполнительной власти, где Государственное Собрание было достойно представлено пятью депутатами и Аппаратом Государственного Собрания.

Мы уверенно заняли первое место с огромным отрывом от всех других органов, что еще раз подтверждает, что в Государственном Собрании собраны лучшие представители Республики Марий Эл. Давайте поаплодируем нам. (Аплодисменты).

Владимир Михайлович Чумаков подошел и сказал, что
на следующие соревнования нас не допустят, потому что слишком сильная команда собрана. Анатолий Николаевич Леухин лучшим был в шахматах, и футбол, и волейбол, и другие направления были сильнее. Но мы это восприняли как комплимент, потому что действительно отрыв был значительный. Если у нас 10 очков, чем меньше очков, тем лучше,
то у ближайших преследователей 21, 22, 23.

Я хочу поблагодарить Юрия Александровича за то,
что сконцентрировал такой Аппарат, настоящую команду, великолепные были болельщики, это еще раз подтвердило, что Государственное Собрание – одна большая команда и мы умеем добиваться успехов
не только на законодательном поприще, но и на спортивном.

Всем успехов и большое всем спасибо. (Аплодисменты).

Председательствующий. Спасибо.

Сегодня Президиум Государственного Собрания принял решение
о награждении наших спортсменов благодарностями Государственного Собрания Республики Марий Эл, поэтому я с удовольствием вручу награды.

Баширов Хамза Касымович. (Аплодисменты).

Герасимов Борис Геннадьевич. (Аплодисменты).

Кальянов Евгений Николаевич. (Аплодисменты).

Леухин Анатолий Николаевич. (Аплодисменты).

Новокшанов Андрей Николаевич. (Аплодисменты).

Смирнов Александр Алексеевич. (Аплодисменты).

Швецов Михаил Николаевич. (Аплодисменты).

Трудинов Антон Аркадьевич. (Аплодисменты).

Ельцов Владимир Витальевич. (Аплодисменты).

Агеева Лариса Евгеньевна. (Аплодисменты).

Ахмадуллин Фарид Ниазбикович. (Аплодисменты).

Бутенина Светлана Николаевна. (Аплодисменты).

Готчальк Александр Николаевич. (Аплодисменты).

Жегалова Елена Анатольевна. (Аплодисменты).

Иванова Марина Павловна. (Аплодисменты).

Конакова Лейла Александровна. (Аплодисменты).

Михалева Оксана Владимировна. (Аплодисменты).

Смышляев Сергей Михайлович. (Аплодисменты).

Яичникова Юлия Степановна. (Аплодисменты).

Спасибо депутатам и спортсменам за то, что на такой высокий уровень подняли Государственное Собрание.

Приглашаю всех на общее фотографирование.