СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

 

18 апреля 2019 года

 

Выездной День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Республике Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания, уважаемые участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл на второй квартал 2019 года сегодня проводится выездной пятьдесят девятый День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Журавлёв Пётр Николаевич, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарёв Рудольф Иванович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Республике Марий Эл – главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович, специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл
и федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, специалисты Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об итогах деятельности Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Республике Марий Эл за 2018 год и задачах на 2019 год
.

Слово предоставляется руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой Светлане Ильгизовне.

Булатова С.И. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл осуществляет на территории республики надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, проводит работу
по предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, организует комплекс мер по профилактике инфекционных
и массовых неинфекционных заболеваний населения.

Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике
Марий Эл в 2018 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности Службы, планом деятельности Роспотребнадзора на 2016-2021 годы по реализации документов стратегического планирования, содержащих систему долгосрочных приоритетов, целей
и задач, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия.

Деятельность Роспотребнадзора многогранна, поэтому формат доклада будет включать основные показатели и результаты деятельности
по приоритетным направлениям, имеющим социально ориентированный характер.

Внедрение риск-ориентированных технологий является частью общей государственной многолетней программы по снижению административной нагрузки на хозяйствующие субъекты. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806
риск-ориентированный подход службой Роспотребнадзора применяется
с 1 января 2017 года в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения хозяйствующими субъектами вреда охраняемым законом ценностям, позволяет отказаться от всеобъемлющего контроля всех хозяйствующих субъектов, так как надзору подлежат только объекты, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда, а отдельные категории объектов с низким уровнем риска освобождаются от планового контроля.

С внедрением риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности с 1 января 2017 года, а также обеспечением 3-летнего моратория на проведение плановых проверок
в отношении субъектов малого предпринимательства в период с 2016
по 2018 год снизилось количество плановых проверок по сравнению
с 2015 годом.

Также снизилось количество проведенных плановых проверок
в отношении субъектов малого бизнеса в 5 раз.

Всего проверок 1325, из них внеплановых 933.

В целях реализации мероприятий по внедрению системы профилактики нарушений обязательных требований и в соответствии
со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказом Роспотребнадзора от 02.03.2018 года № 111 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Осуществлялось взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества. Представители ассоциаций предпринимателей входят в состав Консультативного совета по защите прав потребителей, организуют работу Общественного совета, образованного при Управлении Роспотребнадзора. Актуальные вопросы взаимодействия с предпринимательским сообществом являются предметом обсуждения на семинарах-совещаниях, "круглых столах". На главной странице сайта создан раздел "Для предпринимателей", где размещается информация об изменениях законодательства и другие новости, представляющие интерес для предпринимателей. Проведение акции "День открытых дверей для предпринимателей" стало традицией для Роспотребнадзора. На официальном сайте Управления размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
В ежеквартальном режиме проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора), с размещением итоговой информации на официальном сайте Управления. Внедрено в практику внесение предостережений
о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение – новая для большинства видов контроля форма осуществления контрольных мероприятий, которая заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении требований правовых актов. Введение института предостережения предоставило контрольно-надзорным органам право отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения внеплановой проверки, а принятие необходимых мер по полученному предостережению, в свою очередь, позволит бизнесу избежать возможного административного наказания.

Одним из наиболее важных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора является реализация Административной реформы, направленной на повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг. В 2018 году Управлением оказано
1141 государственная услуга с использованием межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и зарегистрировано 184 уведомления
о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Расширяется спектр оказания государственных услуг, в том числе
в электронном виде. Обеспечено предоставление в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности,
в том числе через отделения многофункционального центра. Управление Роспотребнадзора зарегистрировано на едином ресурсе Роспотребнадзора в модуле "Формирование документов в электронном виде", в связи с этим доступна возможность представить посредством единого портала государственных услуг в электронном виде заявления и документов
на выдачу и получение санитарно-эпидемиологических заключений
в электронном виде.

Получателям государственных услуг предоставлена возможность оценить качество данных услуг на сайте "Ваш контроль" ИАС МКГУ
и на официальном сайте Управления. В 2018 году на сайте "Ваш контроль" выставлено 98 оценок и 7 положительных отзывов. Средний балл оценки предоставленных государственных услуг составляет 4,92. С момента размещения опросного модуля на сайте Управления с 16 августа 2013 года по 31 декабря 2018 года поступило 834 оценки. Средний балл оценки предоставленных государственных услуг составляет 4,85 при 5-балльной оценке.

Последовательное внедрение цифровых технологий в сферу оказания государственных услуг, оптимизация и стандартизация процессов
их предоставления, ориентация государственных услуг на обеспечение максимального удобства для граждан и организаций, проактивность, экстерриториальность и многоканальность их предоставления позволят повысить востребованность электронных услуг и, как следствие, снизить административные издержки со стороны организаций, связанных
с получением государственных услуг, снизить коррупционные риски, повысить эффективность бюджетных расходов.

В целях реализации одного из актуальнейших направлений – обеспечения прозрачности и информационной открытости – активно осуществляется взаимодействие с гражданским обществом.

Ведется поддержка официального сайта Управления в актуальном состоянии и наполнение его информацией. В течение 2018 года на сайте Службы размещено 3100 информаций и зарегистрировано свыше
250 тысяч посещений.

Использовались различные формы взаимодействия со средствами массовой информации. В отчетном году на страницах республиканских, городских и районных СМИ опубликовано 360 статей, в радиоэфире прозвучало 480 информаций. Организовано 28 радиовыступлений, 4 пресс-конференции. Показано 196 телесюжетов. Вся исходящая информация размещена на сайтах ведущих интернет–СМИ и в социальной сети "ВКонтакте".

С 1 июня 2009 года для граждан республики в Управлении организована ежедневная работа "горячей линии". Востребованы гражданами тематические горячие линии, в 2018 году их было 18. Консультации получил
2061 человек.

Консультации можно получить и при обращении в Общественную приемную Управления, которая осуществляет свою деятельность с апреля 2007 года. В Общественной приемной ежедневно с 15 до 18 часов проводится прием граждан, представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

С 2016 года функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав. На сайте размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое. Управлением в 2018 году размещено
750 материалов в ресурсе, внесено 169 уведомлений.

Наибольший интерес вызывает раздел "Продукция, не соответствующая обязательным требованиям", что свидетельствует о стремлении потребителей обезопасить себя при выборе соответствующего товара (продукции). Свыше трети всех посещений приходится на этот раздел.

Пользуются популярностью модули "Судебная практика", "Справочник потребителя", на которых размещается актуальная информация по вопросам прав потребителей в различных сегментах потребительского рынка, формы отдельных документов (претензий, исковых заявлений) и материалы судебной практики по вопросам защиты прав потребителей.

 

Существенное повышение качества питьевой воды остается приоритетной задачей, определенной Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 и Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 № 204.

Составной частью национального проекта "Экология" является федеральный проект "Чистая вода", направленный на повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения
с использованием перспективных технологий водоподготовки. Целевыми показателями данного проекта являются показатели "Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой
из систем централизованного водоснабжения" (по РМЭ – 90,2%) и "Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения"
(по РМЭ – 98,8%).

Перед Роспотребнадзором стоит задача принять участие
в инвентаризации объектов водоснабжения, в разработке и согласовании региональных программ повышения качества водоснабжения, а также дооснащение лабораторной базы отечественным оборудованием.

В целом за 10 лет с 2009 года (с момента внедрения отчета
по данному показателю) по 2018 год отмечается положительная динамика показателей, характеризующих обеспеченность населения питьевой водой. Показатель обеспеченности населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в целом по республике увеличился с 86,3 %
в 2009 г. до 98,7 % в 2016-2018 годах.

Мониторинг качества питьевой воды позволяет сделать вывод
о стабилизации качества воды в большинстве водоисточников. С 2006 года наблюдается тенденция к снижению удельного веса проб питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 8,7% в 2005 году до 1% в 2018 году.

Химических веществ, связанных с антропогенным воздействием,
в питьевых водах республики не обнаружено. Ремонтно-восстановительные работы на системах водоснабжения позволяют не допустить вторичного загрязнения питьевой воды. В исследуемых пробах возбудители инфекционных заболеваний не обнаруживались. На протяжении ряда лет
в республике не регистрируются вспышки инфекционных заболеваний, связанных с водным фактором передачи.

Вместе с тем в связи с гидрогеологическими особенностями качественный состав подземных вод на отдельных территориях республики характеризуется повышенным содержанием железа, жесткости, высоким уровнем минерализации.

На сегодня остаются некоторые населенные пункты, неблагополучные по химическому составу питьевой воды, в Волжском, Моркинском, Звениговском и Медведевском районах.

Меры по доведению питьевой воды до санитарно-гигиенических требований требуют больших капиталовложений по реконструкции систем водоснабжения с устройством установок водоподготовки. Полагаем,
что указанная проблема будет решена в рамках реализации федерального проекта "Чистая вода".

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения остается одной из приоритетных задач Службы Роспотребнадзора.

Анализ результатов государственного контроля и надзора позволяет отметить, что основные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в ходе летней оздоровительной кампании в целом выполняются. Последние четыре года по итогам летней оздоровительной кампании удельный вес детей, получивших выраженный оздоровительный эффект, остается на высоком уровне. В летний период в организованных коллективах не зарегистрировано массовых инфекционных заболеваний, не было укусов клещами.

При этом ежегодно снижается количество летних оздоровительных учреждений. В динамике за последние 6 лет количество организаций снизилось с 304 в 2013 году до 193 в 2018 году, соответственно, и количество оздоровленных детей – с 28678 в 2013 году до 19888 в 2018 году.

В 2019 году ориентировочно на сегодня 188 лагерей.

Организация отдыха остается актуальной и на летний период
2019 года и требует внесения корректив в объемы финансирования
на проведение мероприятий по сохранению и укреплению сети летних оздоровительных организаций и увеличению количества детей в рамках летней кампании 2019 года.

Отдельным направлением работы в летний период был контроль
за проведением массовых мероприятий для детей и молодежи (форумы, слеты, спортивные и культурные мероприятия), а также контроль
за организацией отдыха на маршрутах повышенной опасности (во время походов, сплавов). Было организовано взаимодействие между министерствами образования, спорта, культуры, Главным управлением МЧС при организации такого вида мероприятий и отдыха. Все мероприятия прошли
без эпидемических осложнений. В этом году Управлением началась масштабная и ответственная работа по подготовке к III Всероссийской летней Спартакиаде инвалидов среди молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Мероприятия проводятся по местам питания, проживания участников, местам проведения соревнований, отдыха.

Обеспечение школьников полноценным горячим питанием нуждается в постоянном совершенствовании и должно рассматриваться всеми заинтересованными службами как стратегическое направление, поскольку система школьного питания напрямую связана с сохранением здоровья детского населения.

 

 

Питание детей в республике организовано во всех 252 общеобразовательных организациях. Дополнительно при 97 школах функционируют буфеты.
В г. Йошкар-Оле для организации питания детей функционируют два комбината школьного питания. Питание организовано в соответствии
с примерным четырнадцатидневным меню; рационы питания, цикличное меню согласованы с Управлением Роспотребнадзора; организовано
2-разовое горячее питание (завтрак, обед), для учащихся с продленной группой дня дополнительно организован полдник. Вспышек пищевого характера, случаев заболеваний, связанных с нарушением организации питания, в образовательных организациях не зарегистрировано.

Ежемесячно проводится мониторинг охвата и качества горячего питания школьников, организовано взаимное информирование с Министерством образования и науки Республики Марий Эл, отделами образования
в районах и городах, вопросы питания школьников являются предметом обсуждения на совместных заседаниях коллегий и совещаниях. В 2018 году произошло незначительное увеличение охвата горячим питанием школьников, с 85,5% в 2017 году до 87,4 %, в том числе учащихся начальных классов
с 94,7% до 96,6 %, учащихся 5-11 классов с 78,4% до 80,6%.

В этом году работа в данном направлении продолжается
по отработанному алгоритму.

Анализ данных мониторинга пищевой продукции, обращаемой
на потребительском рынке республики, позволяет сделать вывод
о достаточно стабильной ситуации в настоящее время как в части микробиологической, так и в части химической безопасности пищевой продукции для потребителя.

В 2018 году исследовано 15817 проб пищевой продукции
и продовольственного сырья, из них 121 проба (или 0,7%)
не соответствовала требованиям по показателям микробиологической контаминации (РФ – 3,8%). Контаминанты химической природы (нитраты, токсичные металлы, бенз(а)пирен, остаточное количество антибиотиков)
в пищевых продуктах и продовольственном сырье не обнаруживались.

Несмотря на невысокий удельный вес продукции, не соответствующей обязательным требованиям по результатам лабораторных исследований,
до 90% от общего объема продукции изымается из оборота еще до проведения лабораторных исследований по причине отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих безопасность продукции, а также отсутствия или нарушений маркировки. В 2018 году приостановлена реализация
456 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов в количестве 1169,6 кг.

С момента определения Роспотребнадзора уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза особое внимание уделяется лабораторным исследованиям на показатели идентификации продукции. На соответствие требованиям нормативных документов по физико-химическим показателям и показателям идентификации в 2018 году исследовано
2883 пробы продукции. Не соответствовало нормативам 22 пробы (0,76%), что ниже зафиксированного в 2017 году показателя (4,2 %).

Последние восемь лет на потребительском рынке республики выявляются факты продажи отдельных молочных продуктов с признаками фальсификации, а именно: заменой жировой фазы масла жирами немолочного происхождения. Это используется недобросовестными предпринимателями с целью удешевления готовой продукции. В 2018 году было установлено 9 таких фактов продажи молочной продукции
(в 2017 г. – 30 проб): 6 проб масла сливочного "Крестьянское" высшего сорта с массовой долей жира 72,5% и 3 пробы сыра. Два факта было установлено в розничной торговле (магазин "Магнит", г. Йошкар-Ола, магазин Сернурского райпо) и 7 фактов в учреждениях социальной сферы (школа и детсад в Оршанском районе, школы в Волжском и Советском районах, Савинская школа-интернат).

Фальсифицированная продукция была произведена за пределами республики: масло сливочное – производства ОАО "Благовещенский комбинат молочных продуктов", Алтайский край, ООО "ЮНИОН-СЕРВИС", г. Москва, ООО "ПК "Айсберг-Люкс", Московская область; сыр – производства ООО "Экопродукт", Республика Татарстан, ООО "Павелецкий молзавод", Рязанская область, товарищество на вере "Сыр Стародубский", Брянская обл., ООО "Юговский комбинат молочных продуктов", Пермский край.

В 2018 году Роспотребнадзором продолжалась работа по исполнению поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по контролю за качеством и безопасностью отдельных видов продовольственного сырья и пищевой продукции (из водных биоресурсов, пищевой органической, молочной, мясной, алкогольной), БАДов, санкционных товаров, а также товаров промышленной группы (продукции легкой промышленности, непищевой спиртосодержащей продукции, товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации). Всего
на контроле Роспотребнадзора находилось 18 поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Обследовано 1145 объектов, проинспектировано 8 тысяч литров алкогольной продукции и непищевой спиртосодержащей жидкости,
35 тонн пищевых продуктов, 2 тонны продовольственного сырья,
2240 единиц БАДов, 2367 единиц товаров промышленной группы.

По фактам выявленных нарушений возбуждено 663 дела
об административных правонарушениях. Снято с реализации 398 партий пищевой продукции и продовольственного сырья в объеме 816,5 кг;
18 партий (45,85 л) алкогольной продукции; 169 партий непищевой спиртосодержащей продукции объемом 17,7 л., 271 единица промышленных товаров, 8 единиц БАДов. Наложено штрафов на сумму 2403 тыс. рублей.

 

Комплекс мер, направленный на пресечение нарушений действующего законодательства, позволил добиться определенных показателей:

- отсутствие регистрации инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди жителей, связанных с употреблением продукции промышленного производства, приобретенных на потребительском рынке, а также в предприятиях общественного питания;

- отсутствие регистрации инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в организованных детских коллективах и учреждениях социальной сферы;

- остаётся стабильно низким количество проб пищевых продуктов,
не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

- сохраняется тенденция к уменьшению количества острых отравлений спиртосодержащей продукцией. В сравнении со среднемноголетним уровнем (СМУ) количество отравлений в 2018 году уменьшилось
в 1,5 раза, количество отравлений со смертельным исходом – в 1,4 раза.

Эффективное планирование контрольно-надзорной деятельности позволило обеспечить в 2018 году в целом по республике стабильную эпидемиологическую ситуацию.

По большинству нозологий отмечается снижение или стабилизация показателей на относительно низком уровне. Не зарегистрировано случаев заболевания эпидемическим паротитом, дифтерией, краснухой. На фоне напряженной эпидемической ситуации по заболеваемости корью
в Европейском регионе и в отдельных субъектах Российской Федерации зарегистрирован занос 1 случая данного заболевания на территорию республики; заболел ребенок, не привитый против кори, постоянно проживающий в другом регионе; был проведен комплекс противоэпидемических мероприятий, дальнейшего распространения заболеваний не произошло. В республике отмечается снижение заболеваемости вирусным гепатитом В по сравнению с 2005 г. в 13,7 раза. Проведение прививок позволило предотвратить заболеваемость острым гепатитом В среди детей до 14 лет.

В республике достигнуты и в основном поддерживаются показатели своевременности охвата профилактическими прививками населения
в декретированных возрастах (95% и более), что соответствует планируемым целевым показателям и также оказывает положительное влияние на эпидемиологическую обстановку в республике.

В то же время в рамках национального календаря второй год своевременность охвата прививками детей против пневмококковой инфекции не достигает нормативного (95%) уровня; по состоянию на 31.12.2018 своевременность вакцинации составила 93,4%, ревакцинации – 90,0%,
что связано с недоработками лечебной сети по информированности населения о приверженности профилактическим прививкам.

Также хочу отметить, что, к сожалению, в 2017-2018 годах в связи
с недопоставкой инактивированной полиомиелитной вакцины  имеет место несвоевременность и неполнота вакцинации и ревакцинации детей против полиомиелита, что не позволяет соблюдать качественные показатели эпиднадзора за ОВП/полио для подтверждения статуса республики
как территории, свободной от полиомиелита, в постсертификационный период.

В целях недопущения возникновения случаев инфекционных заболеваний среди профессиональных групп риска ежегодно в республике определенные контингенты населения прививаются в рамках календаря прививок по эпидемическим показаниям, а именно: против туляремии, сибирской язвы, бешенства, лептоспироза, клещевого вирусного энцефалита, брюшного тифа, вирусного гепатита А, дизентерии, пневмококковой инфекции.

Выделение финансовых средств на проведение вышеуказанных профилактических прививок является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

 

Необходимо отметить, что не в полном объеме проводится иммунизация призывников – против пневмококковой инфекции,
не проводятся прививки против ветряной оспы контактным в очагах,
а также призывникам – против менингококковой инфекции, ветряной оспы. Сегодня решается вопрос о выделении финансовых средств
на иммунизацию против пневмокококовой инфекции больным с ХОБЛ, против менингококовой
инфекции – призывникам.

По-прежнему актуальным остается вопрос иммунизации иностранных студентов против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок; иммунизация должна быть проведена за счет образовательного учреждения или за счет собственных средств прививаемых.

С учетом сказанного, необходимо усиление контроля за организацией
и проведением иммунопрофилактики населения республики в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям; уточнение численности контингентов, подлежащих вакцинации; обеспечение контроля за достижением и поддержанием достоверных высоких уровней охвата профилактическими прививками детей и взрослых в декретированных возрастах.

Масштабную работу нам предстоит со здравоохранением провести по подчищающей иммунизации против кори.

Система эпидемиологического надзора за гриппом позволяет сдерживать негативные тенденции развития эпидемического процесса. Вакцинация населения против гриппа способствует существенному снижению количества тяжелых постгриппозных осложнений.

Одиннадцатый год республика демонстрирует высокий охват прививками против гриппа, в текущем сезоне вакцинировано более
286 тысяч человек, что составляет 42,1% от общего количества населения республики (в предыдущем эпидсезоне – 40,8%). В то же время данный показатель ниже охвата прививками по Российской Федерации, который составил 49%.

Результаты проводимого ежегодного анализа говорят о высокой эффективности иммунизации населения против гриппа. В целом
по республике в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2018 г. заболеваемость гриппом среди привитых лиц из "групп риска" была более чем в 12,6 раза ниже по сравнению с непривитыми.

При подготовке к новому эпидсезону 2019-2020 годов основное внимание необходимо уделить обеспечению охвата вакцинацией против гриппа не менее 50% от численности населения и не менее 75-90%
в группах риска.

Географическое и климатическое расположение Республики
Марий Эл создает предпосылки для формирования на её территории природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), клещевых энцефалита и боррелиоза, расширяется ареал бешенства, и все это требует правильной оценки распространения инфекции и своевременного принятия мер. Периодичность эпидемических подъёмов заболеваемости ГЛПС укладывается в классическую схему
и происходит с цикличностью через каждые 2-3 года. Активность природных очагов определяется состоянием популяции мышевидных грызунов и развитием среди них эпизоотии. При полувековом наблюдении отмечаются характерные особенности эпидпроцесса, которые находятся
в прямой зависимости от интенсивности эпизоотии среди лесных мышевидных грызунов и от их численности. В 2018 году зарегистрировано 136 случаев заболевания. С 2008 года было предусмотрено ежегодное выделение финансовых средств из республиканского бюджета на проведение осенних барьерных дератизационных обработок вокруг неблагополучных населенных пунктов. Последние три года в осенний период барьерная дератизация вокруг неблагополучных по ГЛПС населенных пунктов
из-за отсутствия финансовых средств не проводилась, что привело
к ухудшению эпидемической ситуации и увеличению риска заражения жителей республики в бытовых нозоочагах. Проведено заседание МПК при Правительстве, приняты решения. Решается вопрос финансирования дератизационной барьерной обработки.

Последние годы эпизоотическая ситуация по заболеваемости бешенством животных в Республике Марий Эл остается напряжённой.
В 2018 году зарегистрировано 12 случаев заболевания бешенством
у животных (у 7 лисиц и 5 кошек) на территории 11 муниципальных образований (в 2017 г. - 10 случаев в 5 муниципальных образованиях,
в 2016 г. - 18 случаев в 5 муниципальных образованиях). В эпизоотических очагах от укусов бешеными животными пострадало 10 человек.
Всем пострадавшим своевременно был назначен антирабический курс иммунизации, в результате чего все остались живы.

Надо отметить, что обращаемость населения за антирабической помощью по поводу укусов животными в республике остается высокой.
На протяжении последних лет она выше на 20-25%, чем по Российской Федерации. В 2018 году за антирабической помощью в медицинские организации республики обратились 2243 человека, 41,8% из них пострадали
от нападения неизвестными и дикими животными.

В республике снизилось количество отловленных безнадзорных животных с 17263 в 2012 г. до 549 голов в 2018 году. Предусмотренной субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов
на организацию и проведение мероприятий по отлову безнадзорных животных крайне недостаточно.

Активизация природных очагов бешенства, где основным резервуаром инфекции являются лисы, способствует вовлечению в эпизоотический процесс домашних, сельскохозяйственных животных, безнадзорных собак и кошек. И если не принимать должных мер по отлову безнадзорных животных, эпизоотическая ситуация по бешенству может ухудшиться
и создать большие эпидемические риски для людей.

В целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения республики необходимо обратить внимание на организацию учета, регистрации и иммунизации поголовья домашних и сельскохозяйственных животных против бешенства, принятию нормативных актов по содержанию домашних животных, а также отлов безнадзорных животных.

Могу доложить, что в 2019 году на отлов безнадзорных животных выделено из республиканского бюджета более 7 млн рублей (в 2018 году – 523 тысячи рублей). Прогнозные цифры по отлову – 3632 головы
(в 2018 году – 549 голов).

Являясь уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, Управление рассматривает соответствующую деятельность
в этом направлении как важнейшую социально значимую государственную функцию.

Продолжена работа по совершенствованию судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции. Обеспечено взаимодействие Управления с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления и общественных объединений потребителей
по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

Функционировал Координационный совет при Правительстве Республики Марий Эл, Консультативный совет по защите прав потребителей. Управлением заключено 62 соглашения о взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей.

Управление Роспотребнадзора инициативно обращалось в суд
с заявлениями в защиту отдельных потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, участвовало в судах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Удельный вес числа удовлетворенных исков в защиту прав потребителей составляет 100%. В пользу потребителей по результатам данных Управлением заключений взысканы денежные средства на общую сумму свыше 4 млн руб.

Одним из индикаторов для общей оценки состояния потребительского рынка, качества оказываемых населению услуг следует назвать характер обращений граждан. В 2018 году Управлением рассмотрено 1850 обращений, что на 22,6% меньше, чем в 2017 году.

В общей структуре поступивших обращений 994 (53,7%) составили жалобы на несоблюдение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
856 (46,3%) – на нарушения прав потребителей.

По санитарно-эпидемиологическим вопросам максимальная доля заявлений (40%) касалась условий проживания в жилых помещениях. Преимущественно люди жаловались на затопление и захламление подвалов, неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций зданий, недостаточную освещенность квартир, повышенный уровень шума, проникающий от работы технологического оборудования предприятий торговли, заселение насекомыми, грызунами.

Из числа обращений с жалобами на нарушения прав потребителей большинство было связано с розничной торговлей (46,7%). Остальные заявления были на темы финансовых (6,9%), транспортных (2,5%) услуг, услуг связи (9,6%) и бытового обслуживания населения (5,8%).
11,2% обращений поступили на услуги ЖКХ (размер тарифов, неоказание или ненадлежащее оказание услуг ЖКХ, содержание общего имущества, капитальный ремонт многоквартирных домов, порядок начисления платежей). Поскольку эти вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, данные обращения направлены в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, осуществляющего контроль за качеством коммунальных услуг.

В 54 обращениях (2,9%) представленная информация стала основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований (при этом в 46 случаях (85,2%) факты, изложенные
в обращениях, подтвердились). Специалистами
Управления внесено
40 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, проведено 52 предварительные проверки поступившей информации.

 

К числу главных итогов деятельности Управления Роспотребнадзора в 2018 году следует отнести обеспечение устойчивой санитарно-эпидемиологической обстановки в республике, оптимизацию контрольных и надзорных мероприятий, а также оперативное реагирование Службы
на возникавшие вызовы и угрозы.

Указом Президента Российской Федерации, который был принят
7 мая 2018 года, определены основные цели развития страны, задачи работы Правительства Российской Федерации на перспективу и, соответственно, обозначены задачи в пределах полномочий для Федеральной службы Роспотребнадзора. Задачи, которые предстоит решать Службе, беспрецедентные и по сложности, и по масштабу, требуют от Службы серьезных усилий, актуальных решений.

В связи с этим приказом Роспотребнадзора от 25.10.2018 № 872
"Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций на 2019 год" установлен новый подход к разработке и утверждению основных направлений деятельности и планов основных организационных мероприятий органов
и организаций Роспотребнадзора.

С учетом этого определены и утверждены основные направления деятельности, разработаны и утверждены планы организационной работы и контрольно-надзорной деятельности Управления на 2019 год.

Благодарю за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Светлана Ильгизовна.

Будут ли вопросы к Светлане Ильгизовне?

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 2).

В Израиле есть эффективный метод борьбы с геморрагической лихорадкой. Там используют сов. Одна сова на 200 га. В Израиле практически не стало этой проблемы. Совы намного эффективнее, чем химические препараты. Мыши приспосабливаются к химическим препаратам. Биологический способ эффективнее химического.

По поводу собак. Многие у нас раньше убивали собак, делали пояса, продавали их в теплые страны. Корейцы едят мясо собак. А сейчас появилось много бездомных собак.

Булатова С.И.

По геморрагической лихорадке.

Мы в своей деятельности придерживаемся нормативно-правовой базы, наших санитарных правил. В наших санитарных правилах
нет такого метода – использования сов. Я так понимаю, в данном случае
надо спрашивать Министерство природы, подключать к рассмотрению данного вопроса. Здесь и регулирование численности птиц как-то влияет. Это не в нашей компетенции. Мы только будем рады, что количество популяции будет уменьшаться, соответственно и заболеваемость уменьшится.

А по собакам, Виктор Викторович, мы буквально до Дня депутата очень подробно обсудили этот вопрос. Юрий Александрович взял
на заметку этот вопрос. Они будут обсуждать его.

Севастьянов В.В.

Я хотел бы поблагодарить Вас, но на сегодняшний момент разрабатывается очень эффективное бактериологическое оружие с помощью комаров. Заболеваемость со смертельным исходом. Используются специальные комары. В этом плане есть какое-то предостережение?

Булатова С.И.

Мы осуществляем контрольно-надзорную деятельность. Все эти мероприятия и организация эпидемиологического надзора в приграничных зонах возложена на те управления, которые граничат с теми территориями. А вообще, все эти вопросы международного взаимодействия находятся
в компетенции Центрального аппарата.

Что же касается комаров. У нас тоже есть комары и тоже есть проблема с ними. Более того, у нас есть комары, которые могут передавать малярию. По ним мы тоже работаем. У нас есть ряд водоемов, в которых мы заставляем выкладку комаров уничтожать. Чем меньше малярийных комаров, тем меньше риска инфицироваться этому комару от больного человека малярией и передать кому-то другому. Но риск малярии сегодня достаточно высок. С учетом того, что в последнее время к нам приезжают много иностранных студентов, и в республике регистрируются случаи малярии. В том году был случай с иностранным студентом. Он болел малярией, если бы малярийный комар его укусил, то он мог бы инфицировать и других людей.

Председательствующий.

Еще вопросы к Светлане Ильгизовне?

Пожалуйста, депутат Ремнёв Евгений Алексеевич.

Ремнёв Е.А. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением политической партии "Либерально-демократическая партия России").

Вопрос по уборке в пассажирском транспорте. Есть ли какие-нибудь нормы чистоты в салонах маршрутных такси? Бывает так, что даже сесть сложно в маршрутку, там очень грязно.

Булатова С.И.

Вот мои коллеги отвечают, что в правилах перевозки маршрутных такси нет ничего, относящегося к чистоте маршрутного такси.

Этот момент относится к законодательству – санитарному. Но сегодня по маршрутным такси есть только правила, которые регулируют законодательство в сфере защиты прав потребителей.

Уважающий себя предприниматель создаст все условия для комфортной перевозки людей, чтобы потребитель данной услуги воспользовался
ею не один раз. А когда есть только одна цель – извлечь максимальную прибыль и ничего не делать. Я считаю, такой услугой пользоваться тогда
не надо.

Ремнёв Е.А.

Я понимаю, но часто бывает так, что надо воспользоваться маршрутным такси.

Булатова С.И.

Вы можете отказаться.

Ремнёв Е.А.

А на чем тогда населению добираться?

Булатова С.И.

Я Вам могу сказать, что у нас не было ни одного обращения
по чистоте салонов. Были только жалобы на хамство водителей, курение
в салоне и т.д. Вопросов по чистоте салонов не было.

Председательствующий.

Еще вопросы к Светлане Ильгизовне?

Пожалуйста, депутат Мухин Владимир Иванович.

Мухин В.И. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"), Первый заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл).

Вот сейчас и в городе Йошкар-Оле, и в муниципальных районах возникает много вопросов по реализации закона о твердых бытовых отходах. Каким образом ваша служба отслеживает и каким образом
она может помочь объяснить населению реализацию этого закона, ведь после введения этого закона ничего не поменялось. Все так же забирается мусор, но счета пришли уже по новому тарифу. Сейчас очень сложно
что-то объяснить населению.

Булатова С.И.

Мы не являемся участником исполнения этого национального проекта экологии. Но тем не менее там тоже есть наши вопросы. Я только хочу сказать то, что сразу ведь всё не будет сделано. Сегодня наше Управление прилагает очень много усилий. Мы сейчас участвуем
в согласовании мест размещения мусорных площадок, это наша работа.
По тем поступающим запросам от органов местного самоуправления каждый день. Мы даже уже не успеваем выделять людей для того, чтобы выехать на место и посмотреть. Работа движется. Надо просто спокойно объяснять. Тарифы не наш вопрос.

У нас пока не было ни одного обращения в наш адрес, что оператор ненадлежащим образом или невовремя вывез мусор.

У нас вообще более или менее в последние годы обстоят дела
с вывозом мусора. По сравнению с тем, что было 7-8 лет назад. Тогда мы просто задыхались от тех обращений, которые поступали по работе
с вывозом мусора в городе Йошкар-Оле. Поэтому в данном случае уполномоченным органам надо спокойно объяснять, что эти деньги собираются, чтобы потом что-то построить, приобрести спецтехнику.

Председательствующий.

Еще вопросы к Светлане Ильгизовне?

Пожалуйста, депутат Зубков Геннадий Григорьевич.

Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

Светлана Ильгизовна, Вы говорите, что осуществляете контроль. Это хорошо. В республике на сегодняшний день 1418 населенных пунктов. Вы можете сказать, в скольких из них установлены контейнерные площадки или хотя бы контейнеры?

Булатова С.И.

Во-первых, я хочу сказать, что это не входит в нашу компетенцию.
Во-вторых, если Вам это очень интересно, то я дам поручение,
мы подсчитаем и отправим. А вообще, этот вопрос в компетенции Министерства природных ресурсов.

Мы осуществляем надзор за санитарной очисткой. У нас есть контейнерная система, есть сигнальная система, мешковая система
и прочее. И мы реагируем, когда у нас есть обращения граждан.
Если факт подтверждается, то мы, конечно, привлекаем ответственное лицо, которое допустило это нарушение.

Коллеги, запишите, пожалуйста, мы Вас, Геннадий Григорьевич, обязательно проинформируем по этому вопросу.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемая Светлана Ильгизовна!

Государственное Собрание благодарит Вас и ваш коллектив
за проведение выездного Дня депутата, желает всем успехов, всего самого доброго и вручает Благодарность Государственного Собрания Республики Марий Эл.

(Аплодисменты.)

Уважаемые участники Дня депутата!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.

Успехов и удачи.