СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

4 апреля 2019 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий.

В соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл на II квартал 2019 года сегодня проводится День депутата. Пятьдесят седьмой в шестом созыве.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания, министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Коротков Николай Николаевич, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Журавлёв Пётр Николаевич, прокурор Республики Марий Эл Беляков Сергей Геннадьевич, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Мигушов Александр Петрович, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарёв Рудольф Иванович, руководители, заместители руководителей федеральных органов государственной власти по Республике Марий Эл, министры, руководители и заместители руководителей органов государственной власти Республики Марий Эл, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович, главы муниципальных образований –председатели Собраний депутатов Республики Марий Эл, члены Общественной палаты Республики Марий Эл, председатели республиканских комитетов профсоюзов Республики Марий Эл, специалисты Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Уважаемые депутаты! Программа Дня депутата у вас имеется.
Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. О состоянии законности и правопорядка в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется прокурору Республики Марий Эл Белякову Сергею Геннадьевичу.

Беляков С.Г.

Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл и приглашенные!

В прошедшем году прокуратурой Республики Марий Эл
во взаимодействии с органами власти, правоохранительными
и контролирующими ведомствами была продолжена работа по обеспечению законности и правопорядка на территории республики.

Прокуроры последовательно принимали меры по совершенствованию механизма защиты конституционных прав граждан, интересов общества
и государства, обеспечению прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям, что способствовало решению актуальных для региона вопросов в обозначенных сферах.

Выбор приоритетов надзорной деятельности определялся задачами, поставленными руководством страны и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, с учетом складывающейся в регионе ситуации.

Осуществлялся постоянный диалог с общественными организациями и бизнес-сообществом.

По результатам рассмотрения обращений и осуществления надзорной деятельности выявлено около 17 тыс. правонарушений, более половины из которых (11,5 тыс.) были связаны с нарушением прав
и свобод человека и гражданина.

По нашей инициативе в дисциплинарном и административном порядке наказано более 6 тыс. нарушителей, возбуждено 157 уголовных дел.

Одним из важных политических событий минувшего года стали выборы Президента Российской Федерации.

Благодаря значительному объему профилактической работы всех заинтересованных ведомств они прошли без серьезных нарушений закона, которые могли бы повлиять на свободное волеизъявление избирателей.

В сентябре текущего года состоятся выборы региональных
и местных депутатов.
В связи с чем всем уполномоченным органам предстоит использовать весь накопленный опыт для сопровождения этой избирательной кампании, своевременно реагировать на нарушения прав граждан в социальной сфере, попытки незаконной агитации и иные дестабилизирующие обстановку действия.

Уже много лет к числу бессменных приоритетов нашей деятельности относится реализация правозащитной функции.

В результате комплекса мер прокурорского реагирования защищены права около 10 тысяч граждан, в суды в их интересах предъявлено около 3,5 тыс. исков на сумму свыше 52 млн рублей.

В значительной степени полномочия прокуроров востребованы
в сфере трудовых правоотношений.

Кроме традиционных мер по погашению долгов, велась целенаправленная работа по выявлению "серых" схем выдачи зарплаты. Пресекались незаконные действия арбитражных управляющих
при проведении процедур банкротства, а также нарушения в деятельности центров занятости при оказании содействия трудоустройству безработным гражданам.

За истекший год около 600 виновных лиц за указанные и иные нарушения привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. По результатам принятых прокурорами мер более
5 тысячам работников выплачено 92 млн рублей задолженности по зарплате.

 

На постоянной основе прокурорами проводится работа по защите прав работников предприятий, признанных банкротами. С начала 2018 года удалось добиться снижения суммы долга по зарплате на предприятиях-банкротах на 14,4 млн руб., или на 81% (с 17,6 млн руб. на 5 предприятиях-банкротах на 01.01.2018 до 3,2 млн руб. на 5 предприятиях-банкротах
на 26.03.2019).

В отношении руководителей предприятий-должников по нашим материалам возбуждено 13 уголовных дел.

Вместе с тем задержки выплаты заработной платы продолжаются, что требует дополнительных усилий как со стороны прокуроров,
так и иных уполномоченных органов.

Вмешательство прокуроров потребовалось для реализации прав граждан на бесплатное получение жизненно важных лекарств, надлежащее медицинское и пенсионное обеспечение, льготную оплату коммунальных услуг, доступную безбарьерную среду, обеспечение жильем, на образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.

К дисциплинарной и материальной ответственности привлечены должностные лица Гострудинспекции, органов занятости и социальной защиты населения, призванных защищать права и интересы граждан.

Вместе с тем актуальными продолжают оставаться вопросы обеспечения доступности маломобильным группам населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

Несмотря на принятые в 2018 году Правительством республики меры по сокращению дефицита финансирования республиканской программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и увеличению подушевого норматива финансирования за счет средств республиканского бюджета, остаются злободневными вопросы соответствия требованиям федерального законодательства аналогичной программы на 2019 год.

Сохраняется проблема обеспечения в полном объеме граждан, больных сахарным диабетом, медицинскими изделиями для определения содержания глюкозы в крови. 

Благодаря прокурорскому вмешательству в деятельности учреждений здравоохранения пресечены нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, назначения и выписки лекарственных препаратов, закупок изделий медицинского назначения и лекарственных средств.

Обеспечение законности в этих сферах продолжает оставаться
в числе наших приоритетов.

Активно использовались полномочия по защите прав несовершеннолетних.

В зоне ответственности прокуроров оставались вопросы  соблюдения прав в сферах предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам, физической культуры и спорта, охраны жизни и здоровья во время учебного процесса, обеспечения учащихся бесплатными  учебниками,
где пресечено свыше 3 тысяч нарушений закона.

Значительная работа проведена Правительством в сфере защиты жилищных прав детей-сирот. За прошедший год 152 лица указанной категории получили жилье, в текущем году планируется обеспечить столько же (2015 – 104 человека, 2016 - 106, 2017 – 115, 2018 – 152, всего 477).  Однако уже сегодня это право имеют еще 1086 человек.

В числе приоритетов остаются вопросы обеспечения доступности дошкольного образования. Здесь также сделано немало.

В республике в 2018 году дополнительно введено 723 дошкольных места, в текущем году продолжается строительство 4 новых детских садов на 1040 мест.

Вместе с тем указанные вопросы необходимо держать на контроле,
в том числе продолжая реализацию мероприятий по их финансированию.

Прокурорами в свою очередь будет обеспечено надзорное сопровождение целевого расходования бюджетных средств, выделенных на эти цели.

На фоне отмечаемого роста зарегистрированных преступлений несовершеннолетних на 6,1% (с 198 до 210), а также числа подростков,
их совершивших, на 10,4% (с 173 до 191) требуется принятие дополнительных совместных мер по стабилизации этой ситуации.
В эту работу должны быть вовлечены не только правоохранительные ведомства, но и органы власти.

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности оставалось укрепление законности в сфере экономики.

Действуя в тесном контакте с нашими коллегами
из правоохранительных и контролирующих органов, мы обеспечивали противодействие правонарушениям в жилищно-коммунальном, оборонно-промышленном, строительном, дорожном комплексах и кредитно-финансовой сфере.

Прокурорами пресекались нарушения бюджетного, земельного
и градостроительного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, государственной и муниципальной собственности, закупках.

По материалам прокурорских проверок в сфере экономики возбуждено 113 уголовных дел (65, +74%), в том числе по фактам фиктивной регистрации юридических лиц, неправомерного использования бюджетных средств, злоупотреблений в сфере имущественных и земельных отношений.

В настоящее время региональным Правительством многое делается для оздоровления финансового сектора республики.

Марий Эл в рамках национальных проектов, обозначенных майским Указом Президента России (от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года"), планирует принять участие более чем в 50 федеральных проектах. На их реализацию с 2019 по 2024 год ожидается привлечение почти 55 млрд рублей, в том числе 29 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.

Только на дорожное хозяйство выделенные суммы превысят
18 млрд рублей, на развитие здравоохранения – 12 млрд, жилье
и городскую среду – 4,4 млрд, поддержку малого и среднего предпринимательства – 1,2 млрд.

Это колоссальные деньги для региона, поэтому всеми уполномоченными ведомствами должны быть приняты самые решительные меры
по противодействию хищениям бюджетных средств, получению "откатов", созданию фирм-прокладок, коррупционным сговорам, в том числе
на стадии планирования закупок, а также взыскания недополученных доходов и убытков.

Значительные размеры государственного долга в 13,8 млрд рублей
и налоговой задолженности (4,1 млрд рублей) предопределяют актуальность для республики вопросов наполняемости доходной части бюджетов, оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности работы налогового и финансового контроля, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом.

В минувшем году прокуратура активно защищала общественные интересы и права граждан в сфере земельных отношений.

По результатам прокурорских проверок по фактам злоупотреблений при распоряжении и использовании земельными участками возбуждено
12 уголовных дел, пресечены факты предоставления земель сельскохозяйственного назначения для недропользования.

Основная масса таких нарушений выявлена в г. Волжске, Волжском, Медведевском и Моркинском районах.

Так, лишь благодаря вмешательству прокуратуры республики
в Медведевском районе индивидуальный предприниматель
(Полевщиков А.И.) обеспечил объектами инженерной инфраструктуры
52 участка для предоставления гражданам в пос. Дубровка.

По иску Волжской межрайонной прокуратуры в микрорайоне "Машиностроитель" города Волжска ЗАО "Ариада" прекращена незаконная передача гражданам в аренду 85 земельных участков.

Всего по актам прокуроров в муниципальную собственность возвращено 57 участков, с недобросовестных приобретателей взыскано неосновательное обогащение в связи с незаконным оформлением земель.

Кроме того, на рассмотрении в арбитражном суде находится заявление прокуратуры республики о возврате в федеральную собственность земель Национального парка "Марий Чодра", которые
в 2014 году незаконно переданы в собственность ООО "Интелкомплект+" для строительства базы отдыха в отсутствие государственной экологической экспертизы и согласования с Минприроды России.

По нашей инициативе по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 286 УК РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышения требовательности к государственным и муниципальным служащим, осуществляющим функции по управлению государственной
и муниципальной собственностью.

Пристального внимания правоохранительных органов требуют зоны особо охраняемых территорий и иные наиболее привлекательные участки, потенциально подверженные коррупционным рискам.

Продолжалась последовательная работа по защите прав предпринимателей, снижению для бизнеса административных барьеров.

По сравнению с 2013 годом количество предложенных контролерами плановых проверок сократилось вдвое: с 4038 до 1976, при этом каждая
10 из них была отклонена нами из-за несоответствия  требованиям закона.

Отмечу полное понимание Главой республики и региональным Правительством важности решения указанной проблемы, готовность слышать бизнес и вырабатывать действенные меры по урегулированию ситуации.

Состояние законности и прокурорского надзора на данном направлении, вопросы повышения инвестиционной привлекательности республики рассмотрены в декабре на коллегии прокуратуры республики
с участием всех заинтересованных ведомств и представителей бизнес-сообщества.

По её итогам прокуроры ориентированы на жесткое пресечение фактов необоснованного вмешательства правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, попыток рейдерских захватов, с дачей уголовно-правовой оценки действиям виновных лиц.

Вместе с тем принципиальная оценка будет даваться и фактам ведения бизнеса с нарушением закона.

Проверки объектов массового пребывания людей свидетельствуют
о том, что в погоне за прибылью торговые и развлекательные заведения нередко игнорируют обязательные требования безопасности.

По инициативе прокуроров за допущенные нарушения требований пожарной безопасности привлечено к ответственности более 500 лиц, приостановлена деятельность 4 объектов до фактического устранения нарушений.

Хочу подчеркнуть, что для недопущения чрезвычайных происшествий действующим законодательством предусмотрен риск-ориентированный подход к проведению проверочных мероприятий.

Однако на тех объектах, где с учетом присвоенной категории риска имеется высокая вероятность несчастных случаев, причинения вреда здоровью людей, проверки проводить не только разрешено, но и необходимо.

Мною поручено прокурорам в каждом случае давать принципиальную оценку фактам бездеятельности контрольных служб, особенно в тех сферах, где высока опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Проводимая их реформа и так называемые "надзорные каникулы"
не должны негативно повлиять на уровень защиты населения.

Значительным уровнем нарушений характеризуется состояние законности в жилищно-коммунальном комплексе. Индикатором этого являются многочисленные обращения граждан, каждое второе из которых удовлетворяется.

Прокурорами пресекались нарушения порядка определения тарифов, взимания платы за коммунальные услуги, содержания общего имущества многоквартирных домов, проведения их капитального ремонта.

Правоохранительными органами в сфере ЖКХ возбуждено
16 уголовных
дел, из них 10 - по материалам прокурорских проверок.

На этом фоне страдает недостатками деятельность органов жилищного контроля и надзора, республиканского фонда по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Ввиду наличия значительного объема долга перед ресурсоснабжающими организациями за поставленные энергоресурсы (875 млн руб.), ветхого
и аварийного жилья (668 домов), из которого подлежат переселению около 11,5 тыс. граждан, необходимо обеспечить контроль за вопросами переселения граждан, полнотой собираемости взносов на капитальный ремонт, результативностью работы по погашению задолженности организаций за энергоресурсы.

В связи с трагедиями, произошедшими в Магнитогорске и Шахтах
в результате взрыва бытового газа в жилых домах, особую остроту приобрели вопросы безопасности эксплуатации внутридомового
и внутриквартирного газового оборудования.

Прокурорами устанавливались факты ненадлежащего осуществления полномочий органами государственного,  муниципального жилищного надзора и контроля за деятельностью управляющих и эксплуатирующих организаций.

При этом необходимо отметить, что случаи, когда сами граждане
не исполняют обязанности по безопасной эксплуатации газового оборудования, тоже неединичны.

Еще одна важная тема, связанная с жильем, – защита участников долевого строительства.

В прошедшем году органами прокуратуры республики пресекались факты привлечения застройщиками средств населения до государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, несоблюдения сроков передачи построенного объекта участнику строительства, использования денежных средств для целей, не связанных с долевым строительством, за что виновные лица привлечены к ответственности.

В республике на сегодняшний день осталось 3 проблемных объекта, 109 обманутых дольщиков.

Благодаря принципиальной позиции региональных органов власти удалось сдвинуть с мертвой точки разрешение вопросов с долгостроями путем привлечения новых инвесторов. Вместе с тем в настоящее время строится еще 127 многоквартирных домов, из них 54 – на средства граждан.

В целях профилактики появления новых долгостроев прокурорами во взаимодействии с органами власти и контролирующими ведомствами обеспечено надзорное сопровождение строительства каждого такого дома.

Совместно с природоохранной прокуратурой продолжена реализация мер, направленных на обеспечение законности в сфере экологии. Общими усилиями пресечено более полутора тысяч нарушений природоохранного законодательства.

Насущные вопросы охраны вод, а также меры, принимаемые контрольно-надзорными органами по сохранению природных объектов, расположенных в регионах Волжского бассейна, обсудили в октябре прошлого года
на Открытом межрегиональном форуме прокуратур округа и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.П. Зайцева.

На постоянной основе осуществлялись надзорные мероприятия
в сфере недропользования.

Практически во всех муниципальных образованиях выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

Не отвечает предъявляемым требованиям работа правоохранительных
и контролирующих органов по противодействию правонарушениям
в лесной отрасли.

Прокурорского реагирования потребовали факты ненадлежащего государственного лесного контроля и пожарного надзора, проведения работы по взысканию задолженности по лесным платежам и ущерба, причиненного лесному фонду.

На территории республики функционируют более 180 предприятий деревообработки. При этом порядок учёта их работы и контроля
за произведенными ими пиломатериалами законодательством не урегулирован, эффективный механизм противодействия легализации незаконно вырубленного леса отсутствует.

По нашей инициативе, внесенной Главе республики с учётом опыта работы других регионов, профильным министерством разработан соответствующий законопроект.

Надеемся, что вы его поддержите и он будет принят.

На различных уровнях постоянно говорим о важности обеспечения безопасности людей и благоприятных условий для их проживания.

В минувшем году 140 человек отравились алкоголем и суррогатами, из них 135 скончались. Каждый второй (или 1713), уличенный в совершении преступных деяний, находился в состоянии алкогольного опьянения.

Одним из основных факторов алкоголизации населения является функционирование в жилых комплексах так называемых "разливаек",
что порождает обоснованные жалобы граждан на нарушения общественного порядка и покоя жителей, прежде всего, столицы республики,
где до недавнего времени осуществляли деятельность 56 таких заведений, из которых 38 располагались в жилых домах.

Указанное свидетельствует о необходимости выработки  органами власти, местного самоуправления дополнительных мер, направленных
на профилактику пьянства и алкоголизма, ограничение розничной продажи алкогольной продукции.

Первый шаг уже сделан. 27 февраля текущего года на сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" по инициативе прокуратуры города Йошкар-Олы изменен порядок определения границ территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

По результатам прокурорских проверок закрыто 14 таких заведений, функционирующих в столице республики, возбуждено 1 уголовное дело
по ст. 238 УК РФ (
Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Работа на данном направлении продолжается.

Благодаря комплексу мер координационного и надзорного характера удалось не допустить возникновения угроз общественной безопасности, успешно решать задачи противодействия экстремизму и терроризму, сохранить бесконфликтными  межнациональные и межконфессиональные отношения в республике.

Существенный вклад в сохранение стабильности внесен прокурорами, которые мерами реагирования побуждали субъекты профилактики
к активизации работы, требовали устранения нарушений в сфере антитеррористической защищенности объектов.

Важнейшим направлением борьбы с преступностью остаются вопросы противодействия коррупции, где прокурорами пресечено свыше
1300 нарушений, для их устранения принесено 335 протестов, внесено
499 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 642 лица.

По материалам прокуроров возбуждено 19 уголовных дел.

К сожалению, не все государственные, муниципальные служащие
и депутаты осознали необходимость строгого соблюдения требований антикоррупционного законодательства, серьезную ответственность
за их невыполнение.

Так, несмотря на постоянно проводимые мероприятия праворазъяснительного характера среди чиновников и депутатов, прокурорами установлено 8 случаев неурегулированного конфликта интересов, а из общего количества выявленных нарушений 260 связаны
с представлением ими неполных сведений о доходах и имуществе.

За допущенные нарушения в отношении 2 глав местных администраций и 4 депутатов представительных органов местного самоуправления по требованию прокуратуры применен институт утраты доверия, их полномочия прекращены.

Активизирована борьба с коррупционными преступлениями. Возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении бывшего руководителя ИФНС по городу Йошкар-Оле, причастного к получению взятки, и других должностных лиц, занимавших руководящие должности.

За коррупционные преступления осуждено 61 лицо, среди них бывшие министр государственного имущества республики Хайруллова Н.А., мэр
г. Йошкар-Олы Плотников П.В. и его заместитель Загайнов А.Ю.,
5 сотрудников правоохранительных органов.

Значительная работа проводилась прокурорами и правоохранительными органами по возмещению причиненного ущерба, обеспечению взыскания штрафов, назначенных за совершение коррупционных преступлений.

Применение обеспечительных мер в виде наложения ареста
на имущество фигурантов стоимостью свыше 50 миллионов рублей гарантирует возмещение более 80% установленного имущественного ущерба.

Криминогенная обстановка на территории  региона характеризуется увеличением числа зарегистрированных преступлений на 4,2%
(7664 преступления против 7352 в 2017 году).

По итогам 2018 года мы оказалась в числе 4 субъектов Приволжского федерального округа, где произошел их рост.

Возросла преступность на территории города Йошкар-Олы, Горномарийского, Сернурского и Советского районов.

Причина роста тяжких и особо тяжких посягательств отчасти связана с повышением эффективности работы по выявлению фактов наркосбыта
и преступлений экономической направленности.

Вместе с тем остается высоким уровень преступлений против жизни и здоровья человека, имущества, совершенных в общественных местах.

На 6,1 % возросли преступления несовершеннолетних.

Фактически не претерпела изменений "пьяная" преступность (-0,5%), а значит, мероприятия профилактического характера не достигли своей цели.

При снижении общего числа совершенных на территории республики убийств отмечен их рост в городе Йошкар-Оле, Волжском, Килемарском,
Мари-Турекском и Новоторъяльском районах.

Принятые во взаимодействии с правоохранительными органами меры не допустили снижения общей раскрываемости преступлений,
за исключением Звениговского и Волжского районов, а также города Волжска.

Однако реже раскрывались наиболее опасные преступные посягательства: убийства, изнасилования, грабежи. Традиционно слабой остается раскрываемость уличных преступлений. Установлены лица, причастные лишь к каждой второй краже.

Причины такой статистики – просчеты в организации оперативно-розыскной деятельности, недостаточный уровень ведомственного контроля.

Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется противодействию преступности на приоритетных направлениях: в сферах ЖКХ, лесопромышленного комплекса, оборота наркотиков, борьбы
с организованной преступностью, а также вопросам минимизации ущерба от преступлений.

По каждому из них принят максимально возможный комплекс мер координационного, надзорного, организационного и практического характера.

Значительная работа проделана в истекшем году корпусом государственных обвинителей.

С их участием рассмотрено 3676 уголовных дел частно-публичного
и публичного характера в отношении 3894 лиц (2017 г. – по 3770 делам
в отношении 4036 лиц)
.

Качественное осуществление прокурорами своей процессуальной роли способствовало постановлению судом законных решений.

Активно участвовали прокуроры в правовом просвещении населения. Состоялось свыше 6000 таких мероприятий, из них 133 – совместно с общественными организациями.

С положительной стороны зарекомендовала себя практика проведения совместно со специалистами отраслевых региональных министерств обучающих семинаров для муниципальных служащих.

Основное внимание при этом уделялось вопросам защиты прав
и свобод человека и гражданина, предупреждения правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия незаконному обороту наркотиков, использования сети "Интернет" для совершения противоправных деяний.

В завершении своего выступления хотел бы остановиться на нашей совместной работе по сохранению единства правового пространства.

Прокуроры приняли участие в 1046 заседаниях органов государственной власти и местного самоуправления, изучили 4400 проектов нормативных правовых актов указанных органов, что позволило предотвратить принятие 239 нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, 77 актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Обеспечивалось участие в разработке республиканских, муниципальных нормативных правовых актов.

С использованием права нормотворческой инициативы прокурорами подготовлено 117 проектов нормативных правовых актов, более 90
из них приняты.

Например, Закон "О внесении изменений в Закон Республики
Марий Эл "Об административных правонарушениях в Республике
Марий Эл", устанавливающий административную ответственность
за неисполнение решений республиканской антитеррористической комиссии, подготовленный прокуратурой республики.

В Программу законопроектной работы Государственного Собрания республики на 2019 год включены предложения прокуратуры о разработке двух законопроектов.

Один из них, об установлении перечня должностных лиц Государственной счетной палаты республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, уже внесен для рассмотрения на ближайшей сессии.

Надеемся, что все наши инициативы депутатами будут поддержаны, а совместная конструктивная работа по защите интересов граждан
и государства продолжится и в дальнейшем.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить лично Вас, Юрий Александрович, весь депутатский корпус Государственного Собрания,
а в Вашем лице также депутатов представительных органов муниципальных образований за поддержку в решении значимых
для региона вопросов, высокий уровень взаимодействия и неравнодушие
к проблемам жителей республики.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

 

Председательствующий.

Спасибо, Сергей Геннадьевич.

Будут ли вопросы к Сергею Геннадьевичу?

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 2).

Я хотел поблагодарить за выступление, от имени избирателей выразить благодарность.

У меня два вопроса.

Избиратели, в основном пожилого возраста, хотели бы, чтобы была какая-то информация, как обратиться в прокуратуру. Я бы мог распечатать эту информацию и передать им, чтобы они знали, как правильно обращаться в прокуратуру.

Второе. Когда было постановление о повышении уровня реки Волга на два метра, то бывшее Правительство Республики Марий Эл во главе
с Маркеловым Л.И. отказалось выходить с этим вопросом к Президенту Российской Федерации Путину В.В. Но я, в общем-то, узнал, что "Русгидро" заплатило по 100 тысяч долларов экспертам из-за границы. Они дали положительные заключения. Я писал об этом Путину В.В. Удалось предотвратить это преступление, и нашлись хищения на 2 млрд рублей.
Но на сегодняшний день опять сменилось руководство. Они что делают? Они сделали вид, что очищают дно Волги. Сделали несколько попыток. Там же сапропель, его можно продавать. Но они вместо этого стали продавать, покупать акции в Китае и Южной Корее. Из Волги же можно воду пить, а сейчас она зеленая, вся цветет. Есть же способы,
как воздействовать. И как Вы считаете, к кому обращаться?

Вот Евстифеев А.А. молодец, он не побоялся, добился того,
что не повышают ещё уровень Волги на 9 метров, как хотел это сделать "Русгидро".

 

Беляков С.Г.

Ответ по первому вопросу. Я полагаю, что самая доступная организация, которая работает с гражданами, – это прокуратура, ввиду того что в прокуратуре рассматривается любой вид обращений: интернет-обращение, письменное обращение, а если граждане не хотят видеть прокурора, то даже анонимное обращение. В каждой приемной, до входа
в кабинет любого прокурора, имеется ящик для обращений и заявлений граждан. Они могут зайти и бросить обращение. Наши работники, секретари, обязаны оперативно его зарегистрировать, поставить печать,
и оно будет рассмотрено в общем порядке. Я считаю, проблем с принятием обращений и заявлений граждан в прокуратуре не имеется. Вы ведь знаете, у нас и руководители выезжают на места, причем предварительно сообщается в СМИ, газетах, когда приедем. На днях я был в Звениговском районе. Во время приема одной гражданки пришлось выехать
и посмотреть, как этот коллектор делается. Поговорить с работниками. Действительно, работа проводится. Может быть, не так быстро,
как хотелось бы, но она планомерно проводится. Поэтому, я так считаю,
в этой части проблем нет.

По второй части Вашего вопроса.

У нас имеется здесь Волжская природоохранная прокуратура. Главный её прокурор сидит в Твери. Здесь есть прокурор, товарищ Киселев. Есть много вещей, которые мы делаем совместно с ними.
Вы можете обратиться к нам по этому вопросу. Если это не в нашей компетенции, то мы передадим это обращение в природоохранную прокуратуру. Тот же Кичиер – это наша совместная работа.
Если обращение касается Волги, то это к природоохранной прокуратуре,
но мы с удовольствием подключаемся к этой работе.

Председательствующий.

Спасибо.

Есть ли еще вопросы к Сергею Геннадьевичу?

Пожалуйста, депутат Сташкевич Александр Михайлович.

Сташкевич А.М. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 12).

Уважаемый Сергей Геннадьевич! Вы не могли бы раскрыть результаты рассмотрения обращения АО "МЦБК" в прокуратуру Республики Марий Эл, содержащего сведения о незаконной деятельности гражданина города Йошкар-Олы Торбеева, выразившейся в создании юридических лиц
без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, банкротстве юридических лиц и иных правонарушениях при осуществлении экономической деятельности?

Будут ли приняты меры для привлечения к ответственности лиц, виновных в причинении АО "Россельхозбанк", акционером которого является государство, имущественного ущерба в размере более двух миллиардов рублей при получении кредита ОАО "Марийское" по племенной работе, акционером которого является А.В.Торбеев – 51% акций,
и уклонении от его возврата?

Беляков С.Г.

По тем материалам, которые мне известны, в настоящее время
по ним проводится проверка. Нами они контролируются. А по предприятиям-банкротам, не только по той организации, о которой Вы сказали,
но и по другим организациям, совместно с налоговой инспекцией
мы решили вернуться к этому вопросу. Есть проблемы, что банкротились они специально. Деньги выводились. Поэтому этот вопрос находится
на особом контроле у прокуратуры. Работа по ним будет продолжена.
Как Вы знаете, всё не переделаешь. Мы постепенно идём, работаем
в этом направлении для получения результатов. Как будут результаты,
они однозначно станут или уголовными делами, или административными. Конечно, землю не так просто отобрать. Вы знаете, отдали для одного целевого строительства, потом старый руководитель мэрии изменил договор под малоэтажное строительство. Он получает наличные денежные средства, а кроме, как бульдозером прошел, ничего не сделал,
а муниципальный орган ничего не получил, от аренды земли он получает копейки. Поэтому, конечно, сейчас мы подняли эту тему, там, где не начато строительство, однозначно земля будет возвращена муниципальному образованию "Город Волжск". Пусть они ее продадут, реализуют и построят. В Волжске не так много денег для того, чтобы их разбазаривать. Конечно, мы контролируем эти вопросы.

Председательствующий.

К Сергею Геннадьевичу еще есть вопросы?

Нет.

Спасибо, Сергей Геннадьевич.

Рассматривается второй вопрос.

2. Об итогах работы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл за 2018 год.

Слово предоставляется руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Мигушову Александру Петровичу.

Мигушов А.П.

Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл! Приглашенные!

В прошедшем году деятельность следственного управления была направлена, в первую очередь, на решение основной задачи – осуществление принципа неотвратимости наказания и реализацию установок Следственного комитета Российской Федерации. При этом управление конструктивно взаимодействовало с государственными, правоохранительными, контролирующими и надзорными органами, оперативно реагировало на факты совершения преступлений, обеспечивало гласность в проводимой работе.

 

Приоритетное значение уделялось вопросам повышения эффективности межведомственного взаимодействия, обеспечения прав граждан на оплату труда, прав несовершеннолетних и иных незащищенных категорий граждан, противодействию коррупционным
и экономическим преступлениям, организации работы по возмещению ущерба от преступлений. Активно осуществлялся прием граждан.

Следственное управление принимает инициативное участие в работе координационного совещания руководителей правоохранительных органов, в работе Координационных совещаний по обеспечению правопорядка, возглавляемых Главой Республики Марий Эл и главным федеральным инспектором по Республике Марий Эл.

Несмотря на общую тенденцию снижения количества зарегистрированных преступлений (на 4,8%), число возбужденных
и расследованных дел существенно возросло.

Следователями возбуждено 573 уголовных дела (2017 – 529). Расследовано 743 преступления (2017 – 670), из которых каждое третье относится к категории тяжких и особо тяжких (+4,3%), преимущественно против личности и собственности.

Среди оконченных расследованием 55 дел об убийствах (2017 – 61), 15 – о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего (2017 – 13), 26 – о преступлениях против половой неприкосновенности (2017 – 34), 137 экономической направленности
(2017 – 101), 53
о коррупционных преступлениях (2017 – 51),
14
о налоговых (2017 – 13).

По оконченным уголовным делам раскрыто в ходе расследования 130 (2017 – 72) ранее не состоявших на учете преступлений, из которых
35 (2017 – 27) – о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В прошедшем году следователи во взаимодействии с оперативными службами активно работали над раскрытием преступлений прошлых дел. Благодаря работе аналитических групп раскрыто 16 преступлений,
из которых 4 убийства, 1 факт умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 1 изнасилование, 1 факт причинения смерти по неосторожности, 2 факта взяточничества, 3 преступления против собственности и 4 других преступления.

Например, по результатам дополнительного обсуждения уголовного дела, возбужденного еще в 1998 году по факту убийства Яшпатровой,
и грамотно спланированных следственных и оперативно-розыскных мероприятий удалось установить лицо, совершившее указанное преступление, по прошествии 20 лет. Также установлены виновные лица
по убийствам Александрова, Кудрявцева, Таланцева, совершенным более 10 лет назад, а также совершенное 15 лет назад изнасилование.

Эти результаты достигнуты благодаря грамотным и скоординированным действиям следователей, следователей-криминалистов и кропотливому труду сотрудников оперативных служб МВД и УФСБ по нашей республике.

С 2011 года, после внесения изменений в УПК РФ, сотрудниками управления отводится большая роль работе по защите прав несовершеннолетних.

В 2018 году на территории республики от совершения тяжких
и особо тяжких преступлений пострадало 49 подростков (2017 – 51). Окончено 57 дел о преступных посягательствах на детей и их имущество (2017 – 56), 20 из которых – против половой свободы
и неприкосновенности, остальные связаны со смертью и хищением
их имущества, в основном мобильных телефонов.

Наиболее подверженными криминальным проявлениям в отношении несовершеннолетних являются города Йошкар-Ола,  Звенигово, Волжск, Козьмодемьянск, а также Сернурский и Медведевский муниципальные образования республики.

 

Серьезную озабоченность вызывает уровень подростковой преступности. В 2018 году уголовное преследование за совершения тяжких и особо тяжких преступлений осуществлялось в отношении
59 несовершеннолетних (2017 – 64 лица), совершивших 38 хищений чужого имущества и 6 преступлений, связанных с хранением наркотических средств. В суд направлено 46 дел, что свидетельствует
о необходимости принятия дополнительных мер всеми органами профилактики.

Уважаемые депутаты!

Нас особо беспокоит проблема роста сообщений о безвестном исчезновении жителей республики, особенно детей.

В истекшем году зарегистрировано 59 (2017 – 25) таких случаев.
36 детей ушло из семей, как правило, после ссоры с родителями,
10 несовершеннолетних покинули социальные учреждения по причине нежелания соблюдать внутренний распорядок.

Более чем двукратный рост сообщений данной категории является следствием повышения степени внимания и безусловной регистрации всех сообщений с целью проверки характера безвестного исчезновения
и исключения фактов совершения в отношении них преступлений в период отсутствия.

Возбуждено 2 дела (2017 0), по остальным сообщениям в возбуждении уголовного дела отказано. К нашему общему счастью, местонахождение всех несовершеннолетних установлено.

Отмечу, что в I квартале текущего года зарегистрировано уже
26 таких фактов (
I квартал – 2018 – 13), что свидетельствует
об актуальности этой проблемы и в настоящее время.

Особое беспокойство вызывает также рост сообщений о фактах суицидов и суицидальных попыток несовершеннолетних.

В 2018 году следственными органами рассмотрено 31 сообщение данной категории (2017 – 20), из которых в 8 случаях наступила смерть (2017 – 5).

Возбуждено 2 уголовных дела (2017 – 3). Установленные по делам обстоятельства с достоверностью свидетельствуют об отсутствии действий, направленных на доведение детей до самоубийства. Дела прекращены.

По остальным сообщениям в возбуждении уголовного дела отказано по причине отсутствия признаков какого-либо преступления.

Подобная тревожная тенденция сохраняется и на сегодняшний день.

Если в I квартале 2018 года суицидальные действия совершены
4 несовершеннолетними, двое из которых погибли, то в январе-марте текущего года такие действия совершены уже 13 подростками,
из которых погиб один. Рост более чем в 3 раза.

Проведенными проверками установлено, что к мотивам такого поведения относятся бытовые конфликты, проблемы в личной жизни, расставание, ревность, безответная любовь, романтические переживания, наличие хронического заболевания.

Следственным управлением принимаются дополнительные меры,
в том числе межведомственного характера, направленные на стабилизацию ситуации детского суицида и суицидальных попыток.

С целью активизации работы в данном направлении нами подготовлено и направлено в заинтересованные ведомства, органы республиканской и муниципальной власти 52 информации с постановкой вопросов о принятии дополнительных мер по сокращению указанных выше негативных случаев.

Огромное внимание нашими следователями уделяется  взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики. Организовано взаимодействие с Уполномоченным по правам ребенка при Главе Республики Марий Эл. В целях предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних по инициативе следственного управления, с участием правоохранительных органов, а также заинтересованными министерствами и ведомствами республиканской и муниципальной власти проведено
16 мероприятий.

На постоянной основе следственное управление участвует
в проводимых Министерством образования Республики Марий Эл совещаниях с директорами общеобразовательных организаций республики, на которых рассматриваются вопросы профилактики интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков, суицидального поведения несовершеннолетних и совершения ими преступлений.

Уважаемые депутаты!

Негативная ситуация с подростковым суицидом и  бесконтрольное времяпровождение ими подвигают нас к тому, что работа по профилактике в текущем году должна быть усилена всеми субъектами и на более эффективном уровне.

Уважаемые депутаты!

Особое внимание удалялось расследованию коррупционных преступлений. Вопросы их предупреждения, выявления и раскрытия являлись предметом обсуждения на межведомственных рабочих группах, совместных совещаниях правоохранительных органов.  

За совершение коррупционных преступлений по делам, расследованным следственным управлением, уголовную  ответственность понесли 34 (2017 – 40) обвиняемых, совершивших 56 (2017 – 66) преступлений, из которых более 30 – в правоприменительной сфере,
7 – в сфере образования и науки, 4 – в сфере здравоохранения
и социального обеспечения. Данные преступления в большей части связаны со злоупотреблениями, превышениями полномочий, взяточничеством.

 

Уголовное преследование осуществлялось в отношении 2 должностных лиц органов местного самоуправления, 5 сотрудников органов внутренних дел, 2 сотрудников ФСИН, 4 сотрудников различных министерств,
а также 3 сотрудников муниципальных учреждений и предприятий.

К примеру, среди них и директор ГТРК "Марий Эл", причинивший путем злоупотребления полномочиями ущерб федеральной телекомпании на сумму более 6 млн рублей.

В производстве находится еще ряд резонансных дел коррупционной направленности, виновные лица по которым будут с неизбежностью преданы суду.

В прошедшем и в текущем году осуществляется эффективное взаимодействие с Федеральной налоговой службой. По их материалам возбуждено 18 уголовных дел, из которых 14 окончено направлением
в суд.

В ходе следствия в бюджетную систему всех уровней возмещено
92 млн 187 тыс. рублей, в счет возмещения налогов арестовано имущество фигурантов дел на сумму более 30 млн рублей.

Например, ввиду отсутствия имущества общества с ограниченной ответственностью "Карлсон" наложен арест на личное имущество директора – 1/2 доли в квартире, земельный участок, гараж, а также личные денежные средства   в размере более 10 млн рублей.

Активно велась и проводится работа и в сфере стабилизации трудовых отношений, возмещения заработной платы.

Положительную динамику в этом обеспечили соглашения
о взаимодействии с Государственной инспекцией труда в РМЭ
и Департаментом труда и занятости населения республики, активизация деятельности межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере защиты трудовых прав граждан и занятости населения.

В прошедшем году было возбуждено 18 уголовных дел о невыплате заработной платы (2017 – 8). Суду преданы руководители 12 организаций республики. В отношении еще 3 руководителей уголовное преследование прекращено в связи с деятельным раскаянием и полной выплатой заработной платы своим работникам.

Следователями восстановлены конституционные права на оплату труда более чем 1 тысячи работникам, на общую сумму более 49 млн рублей.

В текущем году задолженность по заработной  плате уже погашена перед 70 работниками на общую сумму более чем 4 млн рублей.

По-прежнему наши следователи тщательно разбираются
в обстоятельствах производственного травматизма. В 2018 году рассмотрено 32 сообщения о травмах, полученных на производстве,
в результате которых 6 работников погибли, еще 19 причинен тяжкий вред здоровью.

Возбуждено, расследовано и направлено в суд 2 уголовных дела, среди которых в отношении инженера акционерного общества "Стройтрнанс", не обеспечившего надлежащие условия распиловки древесины, повлекшие смерть работника.

Уважаемые депутаты!

В этом году следственным управлением акцентировано внимание
на противодействии хищениям и иным преступлениям, связанным
с реализацией национальных проектов; преступлениям в коррупционноемких отраслях экономики; возмещением в бюджет налогов; восстановлением нарушенных прав социально незащищенных категорий граждан, среди которых и дети.

По-прежнему будем добиваться выплаты заработной платы в полном объеме и в установленный срок; инициировать устранение причин, влекущих производственный травматизм.

 

Уважаемые депутаты!

Заканчивая свое выступление, я хотел бы заверить вас,
что следственное управление и в дальнейшем будет прилагать все усилия для обеспечения бескомпромиссной борьбы с преступностью, утверждения правопорядка и законности в нашей республике. Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Александр Петрович.

Будут ли вопросы к Александру Петровичу?

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 2).

Я хотел бы задать вопрос. Следственным комитетом России рассматривается смерть ребенка как убийство, и они запрашивают дела
к себе. Почему Следственный комитет республики не может рассматривать такие дела?

И второе. Сейчас в лечении детей используют, например с 2 лет, нейротоксичный яд, который дает много осложнений. Но, к сожалению,
об этом не пишут. Родители пишут расписки, у них возникают осложнения, и в суд они не могут обратиться. Можно ли подать заявление
о том, что это проплачено фирмой, в Следственный комитет России
или вам?

Мигушов А.П.

Начну со второго. То, что гражданин желает куда-либо обратиться, это его право. В Следственный комитет или же в их подчиненные органы
в субъектах. Но разбираться нужно будет там, где оно совершено.
В данном случае, когда нам поступит такое заявление, нужно будет посмотреть, насколько мы правомочны в пределах своей компетенции
той или иной проблемой заниматься. Если это дело будет касаться наших полномочий, то мы должны будем заниматься.

По детям, я так понял, Вы сделали вывод, что мы дела по факту смерти детей не расследуем? Нет, мы их расследуем.

Вы имеете в виду гибель Рябининой в Оршанке. Трагедия случилась четвертого. На следующий день, пятого апреля, я читал уже заявление родителей. Сразу же после того, как срок мы проверили и действительно все подтвердилось, мы возбудили уголовное дело. Был назначен ряд сложных экспертиз.

В последующем председателем Следственного комитета России было принято решение о передаче этого расследования. Я не могу комментировать это решение.

По Медведево, это дело тоже, я понимаю, этого года. Восьмимесячный ребенок, которого мама принесла в больницу.
В больнице, на наш взгляд, не провели правильную диагностику, отпустили, а ночью ребенок умер. Этим делом мы занимаемся.

Председательствующий.

Пожалуйста, депутат Сташкевич Александр Михайлович.

Сташкевич А.М. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 12).

Уважаемый Александр Петрович! В настоящее время Следственным комитетом ведется активная деятельность по проверке правильности уплаты налогов юридическими лицами.

Разъясните, пожалуйста, какие меры принимаются в отношении граждан, не декларирующих свои доходы и тем самым уклоняющихся
от уплаты налогов. По нашим сведениям, житель города Йошкар-Олы Алексей Вячеславович Торбеев в апреле 2017 года приобрел у Крюкова Сергея Викторовича акции АО "МЦБК" в количестве 38052 штуки
на сумму более 25 млн рублей, не имея при этом соответствующего официального дохода.

Как в таких случаях реагирует Следственный комитет на факты правонарушений в сфере экономики, в том числе налогового законодательства физическими лицами?

Мигушов А.П.

Обязанности Следственного комитета реагировать на любой факт
в меру своих полномочий и соответственно закона.

Я так понимаю, что Ваш вопрос заключается в том, что человек покупает акции и у населения встает вопрос, откуда у него столько денег?

Есть правомочные органы, которые этим вопросом будут заниматься. В данном случае выявлением налоговых преступлений занимаются
два органа. Это Федеральная налоговая служба, которая проводит камеральные и внеплановые проверки, и оперативная служба МВД,
где есть специалисты, которые занимаются такими делами. Мы, естественно, потом расследуем такие дела, когда до нас эти материалы доходят.

Конкретно в этом случае я могу ответить одно: если здесь есть налоговые нарушения, то мы должны заниматься. Если есть состав преступления, признаки преступления.

Председательствующий.

К Александру Петровичу еще есть вопросы?

Нет.

Спасибо, Александр Петрович.

Уважаемые депутаты!

Глава Республики Марий Эл обратился к нам. На основании
статей 71 и 74 Конституции Республики Марий Эл предлагаю созвать
16 апреля 2019 года сессию Государственного Собрания Республики Марий Эл для рассмотрения проекта закона Республики Марий Эл
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл". Представит названный выше законопроект комитетам Государственного Собрания Республики Марий Эл и выступит с докладом на сессии Председатель Центральной избирательной комиссии Республики
Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна.

Программа Дня депутата выполнена.

Спасибо за работу на Дне депутата.