СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

7 марта 2019 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые участники Дня депутата!

Мы собрались здесь сегодня в связи с обращением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 марта текущего года для принятия отзыва на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам). Этот проект закона направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации от 20 февраля текущего года.

Документы у вас имеются. График работы на сегодня тоже имеется.

Прежде чем приступить к работе, давайте поздравим женщин с наступающим праздником 8 Марта.

С наступающим праздником, здоровья, счастья, успехов и всего самого доброго!

(Аплодисменты.)

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания, исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Марий Эл Сметанин Сергей Алексеевич, министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Коротков Николай Николаевич, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарев Рудольф Иванович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, министр социального развития Республики Марий Эл Федорова Ольга Викторовна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович.

Уважаемые депутаты! Программа Дня депутата у вас имеется. Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам).

Слово предоставляется министру социального развития Республики Марий Эл Федоровой Ольге Викторовне.

Федорова О.В.

Уважаемый Юрий Александрович, депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл и приглашенные!

Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

Законопроект разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, в соответствии с которыми борьба с бедностью в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности государства.

Проектом закона вносятся изменения в статью 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в части подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера в целях осуществления социальной доплаты к пенсии.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания,
не превышающей величину
прожиточного минимума пенсионера в целом
по Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации установлена в размере 8846 рублей с учетом увеличения
на 120 рублей по сравнению с предыдущим годом (величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на 2018 год составляла 8726 рублей).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

В Республике Марий Эл величина прожиточного минимума пенсионера на 2019 год определена Законом Республики Марий Эл от 1 ноября 2018 года № 53-З и составляет 8 191 рубль с учетом увеличения на 155 рублей
по сравнению с предыдущим годом (величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Марий Эл на 2018 год составляла 8036 рублей).

Социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом
как федеральной, так и региональной доплат достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Она является одной из мер социальной помощи, направленных
на борьбу с бедностью такой социально незащищенной категории граждан, как неработающие пенсионеры.

В настоящее время при определении социальной доплаты к пенсии учитывается общая сумма страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации с учетом их индексации.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях":

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом: страховая пенсия по старости,
по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, предоставляемая гражданам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода):

а) пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и из числа работников летно-испытательного состава;

б) пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

в) пенсия по инвалидности военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных
или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов;

г) пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей умерших военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и граждан из числа космонавтов;

д) социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается нетрудоспособным гражданам.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется в соответствии
с федеральными законами отдельным категориям граждан, в частности, ветеранам, членам семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалидам, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.

Однако исходя из Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации следует,
что индексация (корректировка) размеров перечисленных выше выплат
не должна уменьшать размер социальной доплаты к пенсии, назначенной пенсионеру.

В этой связи законопроектом предлагается исключить из подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера суммы текущей индексации (корректировки) пенсий и ежемесячной денежной выплаты, выплачивая их сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Суммы указанных индексаций будут учитываться при пересмотре размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением прожиточного минимума пенсионера в следующем году. Вместе с тем в следующем году сверх прожиточного минимума пенсионера также будут выплачиваться суммы текущих индексаций.

Таким образом, получателям социальной доплаты к пенсии всегда будет обеспечиваться выплата сумм индексаций сверх установленного
в субъекте Российской Федерации
прожиточного минимума пенсионера. При этом сверх прожиточного минимума пенсионера будут выплачиваться суммы индексаций только текущего года.

Одновременно законопроект предусматривает осуществление доплаты
с 1 января 2019 года сумм, которые не были получены неработающими пенсионерами в этом году в связи с определением размера социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат с учетом их индексаций, проведенных в 2019 году.

Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, на его реализацию потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета в 2019 году в объеме 18,8 млрд рублей, в 2020 году – 20 млрд рублей и в 2021 году – 19,6 млрд рублей.

Принятие рассматриваемого проекта закона не повлечет увеличения расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, поскольку величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Марий Эл
не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом
по Российской Федерации.

Проект закона имеет высокую социальную значимость, направлен
на повышение мер социальной поддержки, материального обеспечения
и уровня жизни наших граждан – неработающих пенсионеров.

Глава республики А.А.Евстифеев также поддерживает необходимость одобрения проекта закона, поскольку его принятие послужит одним
из механизмов борьбы с бедностью среди наиболее социально незащищенной категории граждан, проживающих в Республике Марий Эл.

Прошу поддержать рассматриваемый проект закона.

Спасибо за внимание.

Председательствующий.

Спасибо, Ольга Викторовна.

Будут ли вопросы к Ольге Викторовне?

Пожалуйста, депутат Цветкова Ольга Николаевна.

Цветкова О.Н. (Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл, председатель Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по социальному развитию, депутат
по одномандатному
избирательному округу № 10).

Ольга Викторовна, если можно, объясните на примерах, чтобы всем было понятно.

Федорова О.В.

По расчетам Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличение прибавки к пенсии с 1 января 2019 года с учетом уже внесенного проекта, если он будет принят и одобрен, получат более 18 тысяч пенсионеров.
В среднем размер такой прибавки составит около 400 рублей.

Если рассмотреть на примерах.

Рассмотрим получателя страховой пенсии, каким образом
ему рассчитывалась федеральная социальная доплата в 2018 году.

Размер пенсии – 5000 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты – 2073 рубля. Напомню, что прожиточный минимум пенсионера
в 2018 году составлял 8036 рублей. Таким образом, доход пенсионера –
это 5000 рублей пенсия, 2073 рубля ЕДВ и собственно федеральная социальная доплата до прожиточного минимума пенсионера составляла 963 рубля. Складывая все три цифры, мы получаем 8036 рублей.
Это прежний механизм.

С учетом индексации в 2019 году, если механизм не будет изменен, то размер федеральной социальной доплаты составит следующее: сам размер пенсии, который проиндексирован с 1 января 2019 года на 7,5%, составит уже не 5000 рублей, а 5352 рубля. Размер ЕДВ с учетом индексации
с 1 февраля 2019 года на 4,3% составит не 2073, а 2162 рубля. Прожиточный минимум пенсионера на 2019 год установлен 8191 рубль, поэтому федеральная социальная доплата в 2019 году по второму механизму составила бы 677 рублей. То есть, вы видите, – она уменьшается,
по сравнению с 2019 годом. Значит, общий доход пенсионера – это три цифры, которые мы складываем, получаем 8191 рубль.

Если мы будем применять новый механизм, то расчет будет произведен следующим образом. Пенсия и ЕДВ не индексированы, то есть 5000 рублей
и 2073 рубля, но прожиточный минимум на 2019 год уже 8191 рубль. Соответственно, федеральная социальная доплата в связи с этим составит 1118 рублей. Сверх такой доплаты будет рассчитана сумма индексации пенсии с 1 января 2019 года, что составит 5352 рубля, и сумма индексации ЕДВ с 1 февраля 2019 года составит 89 рублей. Сложив суммы неиндексированной пенсии, ЕДВ и индексации пенсии ЕДВ и плюс увеличенная федеральная социальная доплата теперь уже в 1118 рублей, мы получим доход пенсионера 8632 рубля. То есть общий доход пенсионера превысит прожиточный минимум пенсионера в 2019 году
на 441 рубль. Вот таким образом будет произведен расчет всех пенсий.

Председательствующий.

Спасибо.

Есть ли еще вопросы к Ольге Викторовне?

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.  

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 2).

 

Есть пенсионеры, у кого очень большая пенсия. Они умирают,
а деньги остаются. Можно ли направить данные средства в бюджет Республики Марий Эл для увеличения социальной поддержки пенсионеров?

Федорова О.В.

Мы немножко о разных вещах сейчас с вами говорим. Дело в том, что пенсия сейчас выплачивается из федерального бюджета, все остальные меры социальной поддержки, которые установлены на уровне субъекта, они выплачиваются из республиканского бюджета. Поэтому перенаправить денежные средства из Пенсионного фонда в бюджет субъекта для увеличения мер социальной поддержки, к сожалению, невозможно в данной ситуации.

Председательствующий.

Депутат Ерофеев Андрей Владимирович.

Ерофеев А.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 4).

Минтруд должен был разработать заявительный порядок расчета доплаты к пенсии. Как это будет выглядеть?

Федорова О.В.

Я вам хочу сказать, что любой перерасчет пенсии в связи с увеличением и индексацией, который происходит либо с новым механизмом, который будет прописан в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", используется автоматически. Не требуется никакого заявления. Все делается в автоматическом режиме. Поэтому, когда проходит индексация пенсий, в том числе данный механизм, пенсионеры не привлекаются
с заявлениями и обращениями в Пенсионный фонд.

Ерофеев А.В.

Для чего тогда была сделана эта ссылка?

Федорова О.В.

Минтруд должен разработать порядок вот этой индексации,
что сейчас и оговорено.

Ерофеев А.В.

Нет, там сказано: заявительный порядок.

Федорова О.В.

Механизм расчета я вам как раз и рассказала. Каким образом это будет. Вот этот порядок индексации, порядок увеличения как раз вот этот.

Ерофеев А.В.

Каким образом рассчитывается величина прожиточного минимума пенсионеров в субъектах и на федеральном уровне?

Федорова О.В.

Я вам хочу сказать, что существует методика расчета прожиточного минимума пенсионера, которая утверждается Министерством труда
и социальной защиты Российской Федерации. Но надо сказать, что в прошлом году, когда мы с вами принимали новый прожиточный минимум пенсионера, пять регионов из восьмидесяти пяти субъектов дополнительно к этой методике применили индексацию на определенные коэффициенты для того, чтобы увеличить прожиточный минимум пенсионера. И сейчас перед Минтрудом Российской Федерации как раз стоит задача о пересмотре методики расчета прожиточного минимума. Поэтому мы тоже её ждем
и надеемся, что в 20-м году она будет изменена.

Цветкова О.Н.

Коллеги, извините, я хочу добавить к ответу Ольги Викторовны. Когда мы рассматривали с вами этот закон о прожиточном минимуме пенсионера, нам расчет был дан всем, просто поднимите те материалы, которые у вас есть, и убедитесь, что расчет был.

Председательствующий.

Депутат Смирнов Анатолий Васильевич.

Смирнов А.В. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

На каком месте среди субъектов Приволжского федерального округа находится Республика Марий Эл по размеру прожиточного минимума пенсионера?

Федорова О.В.

Я, к сожалению, не взяла сегодня с собой, но насколько я помню, мы точно не на последнем месте, и оттого что мы увеличили на определенные индексы наш прожиточный минимум, мы оказались где-то посередине.

Председательствующий.

Анатолий Васильевич, только Республика Марий Эл и еще два субъекта Приволжского федерального округа повысили прожиточный минимум, остальные оставили как есть. А уровень примерно посередине.

Цветкова О.Н.

Мы с вами повысили на 151 рубль.

Председательствующий.

К Ольге Викторовне есть еще вопросы?

Нет.

Андрей Владимирович, на Ваш первый вопрос я хотел бы еще
для всех сказать. Пенсионеру никаких заявлений писать не нужно.
Все пересчитывается автоматически. Задача каждого пенсионера: посмотреть в итоге, что ему добавили. И если вдруг есть какой-то сбой, срочно об этом сообщить. И всё.

Рассматривается второй вопрос.

2. О месте проведения сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва.

Президиум Государственного Собрания предлагает провести сорок шестую сессию в зале заседаний Государственного Собрания.

Нет возражений?

Нет.

Рассматривается третий вопрос.

3. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О секретариате сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва".

Рассматривается проект постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О секретариате сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва".

Проект постановления у вас имеется.

Рассматривается четвертый вопрос.

4. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О повестке дня сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва".

Рассматривается проект постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О повестке дня сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва".

Проект постановления у вас имеется.

Рассматривается пятый вопрос.

5. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О порядке работы сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва".

Рассматривается проект постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О порядке работы сорок шестой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва".

Проект постановления у вас имеется.

Уважаемые депутаты!

Программа Дня депутата выполнена.

Спасибо за работу на Дне депутата.