СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

13 ноября 2018 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения сорок первой бюджетной сессии Государственного Собрания Республики
Марий Эл шестого созыва сегодня проводится расширенный День депутата.

Тема Дня депутата: "О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Это первое представление бюджета Государственному Собранию.

В соответствии с законом о бюджетном процессе, в соответствии с законом о формировании бюджета 1 ноября Правительство Республики Марий Эл внесло в Государственное Собрание в установленные законом сроки трехлетний бюджет, и сегодня мы с вами приступаем к его рассмотрению.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Коротков Николай Николаевич, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Журавлёв Пётр Николаевич, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарёв Рудольф Иванович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачев Дмитрий Борисович, временно исполняющий обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощин Алексей Анатольевич, члены Правительства Республики Марий Эл, министры, заместители министров Республики Марий Эл, Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович, главы администраций муниципальных образований Республики Марий Эл, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл Яковлева Лариса Николаевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка Торощина Ольга Викторовна, специалисты Министерства финансов и Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, члены республиканской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, члены Общественной палаты Республики Марий Эл, члены Молодежного парламента Республики Марий Эл, председатели республиканских организаций профсоюзов Республики Марий Эл.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Программа Дня депутата у вас имеется.

Прежде чем приступить к работе, я хотел бы поздравить от нашего имени Кальянова Евгения Николаевича. Он родился 10 ноября, и у него юбилейный день рождения.

(Аплодисменты.)

Успехов Вам, здоровья, всего самого доброго!

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Слово предоставляется министру промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачеву Дмитрию Борисовичу.

Пугачев Д.Б.

Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты и приглашенные!

(Слайд 1.) Разработка прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов осуществлялась с учетом условий и тенденций развития экономики Российской Федерации, итогов социально-экономического развития Республики Марий Эл за 2017 год и текущий период 2018 года.

Для разработки прогнозных показателей использованы данные отраслевых министерств, прогнозы развития муниципальных образований и ведущих предприятий республики.

(Слайд 2.) Прогноз разработан в двух вариантах: базовом и целевом. Для формирования республиканского бюджета на 2019-2021 годы принят базовый вариант, рекомендованный Правительством Российской Федерации.

Базовый вариант отражает основные тенденции развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении эффективного использования имеющихся ресурсов.

Целевой вариант предполагает более быстрый экономический рост за счет развития конкуренции, импортозамещения, улучшения инвестиционного и делового климата.

(Слайд 3.) Исходя из итогов работы за прошедший период текущего года, проведена оценка основных показателей социально-экономического развития республики до конца 2018 года.

Оценивая экономическую ситуацию в целом, объем валового регионального продукта по итогам за 2018 год составит более 175 млрд рублей, или 101% к 2017 году в сопоставимых ценах. Доля промышленности в общем объеме валового регионального продукта составит 37%, сельского хозяйства – более 16%, торговли 11%, строительства, транспорта и связи – около 10%.

В 2019-2021 годах среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 101,6% (РФ – 102,1%).

При сохранении спрогнозированных темпов роста валового регионального продукта, учитывающего развитие всех отраслей экономики, объем ВРП в 2021 году составит 200 млрд рублей.

(Слайд 4.) Отдельно остановлюсь на развитии основных секторов экономики, определяющих динамику валового регионального продукта.

Существенный вклад в развитие экономики вносит  промышленный комплекс.

За 9 месяцев 2018 года предприятиями отгружено промышленной продукции на сумму 127 млрд рублей, что на 9,3 млрд рублей больше по сравнению с соответствующим периодом 2017 года. Индекс производства составил 98,2%, что связано в основном со снижением производства электронных и оптических изделий (на 39,8%).

Наибольший прирост достигнут в производстве кожи и изделий из кожи – на 25% к аналогичному периоду 2017 года, лекарственных средств на 17%, в производстве готовых металлических изделий - на 14,5%, пищевых продуктов на 12,6%, резиновых и пластмассовых изделий на 12,3%, машин и оборудования – на 9,3%.

(Слайд 5.) За 9 месяцев текущего года прирост производства свыше 10% обеспечили предприятия: ЗАО "Ариада", ООО "Йошкар-Олинская обувная фабрика", ЗАО "Сернурский сырзавод", ООО "Марийский нефтеперерабатывающий завод", ООО "Тиара", ОАО "Марбиофарм", ООО "Мясокомбинат Звениговский", АО "Полаир-Недвижимость", ООО "Марийская картонажная мануфактура", ООО Фирма "Принтстайл", ООО "Звениговский городской молочный комбинат".

(Слайд 6.) По оценке до конца 2018 года с учетом намерений основных предприятий республики индекс промышленного производства должен превысить уровень 2017 года на 0,7%, объем отгруженной промышленной продукции составит 172 млрд рублей (РФ – 103%).

Позитивная динамика развития основных отраслей промышленности в 2019-2021 годах позволит сохранить среднегодовой темп роста производства не менее 101,4% в год (РФ – 102,7%).

Объем отгруженной промышленной продукции за три года увеличится на 24 млрд рублей и в 2021 году составит 196 млрд рублей.

(Слайд 7.) В структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений.

В обрабатывающих производствах положительные темпы роста ожидаются практически по всем отраслям. Существенный вклад в экономический рост продолжат вносить отрасли по производству продукции машиностроения, пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции.

(Слайд 8.) Одной из основных отраслей экономики республики является агропромышленный комплекс.

По итогам за 9 месяцев 2018 года произведено продукции сельского хозяйства в объеме 33,7 млрд рублей, или 110% в сопоставимой оценке к 9 месяцам 2017 года, в том числе в сельскохозяйственных организациях выпущено продукции сельского хозяйства около 65%.

Прирост производства сельскохозяйственной продукции обеспечен в ООО "Птицефабрика Акашевская", СПК "Звениговский", АО Племзавод "Шойбулакский", СХПК СХА (колхоз) "Первое Мая" и ООО СХП "Лукоз".

(Слайд 9.) По оценке за 2018 год объем производства продукции сельского хозяйства составит около 40 млрд рублей.

Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса республики в среднесрочном периоде являются развитие сельской кооперации; развитие экспорта продукции АПК; вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель.

По прогнозу объем производства продукции сельского хозяйства за три года увеличится более чем на 6 млрд рублей и в 2021 году составит около 46 млрд рублей, ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах прогнозируются на уровне 100,3-100,4% (РФ – 101,3-101,9%).

Стабильное производство продукции сельского хозяйства обеспечит реализация инвестиционных проектов предприятиями: АО Племзавод "Шойбулакский", ООО "Птицефабрика Акашевская", ЗАО Племзавод "Семеновский", СПК "Звениговский", ООО "Лукоз", ООО "Оршанский Агрохолдинг "Лен" и других.

(Слайд 10.) В текущем году обеспечена положительная динамика развития потребительского рынка, как за счет роста платежеспособного спроса населения, так и развития сети предприятий потребительского рынка в муниципальных образованиях республики.

За 9 месяцев 2018 года оборот розничной торговли увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 63,5 млрд рублей. По оценке до конца 2018 года темпы роста потребительского рынка сохранятся на достигнутом уровне, уровень инфляции не превысит 3,4%.

В 2019 году рост оборота розничной торговли несколько замедлится до 102,9% (РФ – 101,7%), что будет частично связано с повышением налога на добавленную стоимость и, как следствие, некоторым удорожанием отдельных видов продукции и ускорением инфляции до 4,3% к декабрю предыдущего года.

В дальнейшем в 2020-2021 годах ожидается достаточно равномерный прирост оборота розничной торговли ежегодно на 3% (РФ – 102,3%), уровень инфляции не превысит 4%.

(Слайд 11.) По виду деятельности "строительство" за 9 месяцев 2018 года выполнено работ и услуг на сумму 9,4 млрд рублей, или 98,9% к 9 месяцам 2017 года.

В 2018 году в рамках республиканской адресной инвестиционной программы в республике продолжается строительство защитных сооружений в г. Йошкар-Оле, школы на 120 мест в дер. Ильпанур Параньгинского района, реконструкция существующих очистных сооружений в пос. Красногорский Звениговского района, реализуются мероприятия по строительству объектов газоснабжения в Сернурском районе, водоснабжения в Звениговском и Медведевском районах.

За прошедший период текущего года в республике открыты три новых детских сада на 455 мест, до конца года будут открыты еще 428 дошкольных мест.

На 1 октября текущего года отремонтировано 37,5 км автомобильных дорог общего пользования республиканского значения. Всего в 2018 году будет введено в эксплуатацию более 12 км автомобильных дорог с твердым покрытием в Горномарийском, Новоторъяльском, Мари-Турекском, Параньгинском, Сернурском и Звениговском районах.

В 2019-2021 годах с учетом реализации инвестиционных проектов, региональных составляющих федеральных проектов прогнозируется стабилизация развития строительной отрасли республики.

Прогнозируется, что в 2019 году объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", сохранится на уровне 2018 года, в последующие годы намечается рост не менее 100,1-100,2% в год.

В 2019-2021 годах прогнозируется ежегодное увеличение объемов ввода жилья не менее чем на 10 тыс. кв. метров в год.

(Слайд 12.) Важным сегментом роста экономики республики является малый и средний бизнес.

Комплексная поддержка и развитие предпринимательской деятельности осуществляются посредством организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 августа 2018 г. начали свою деятельность новые организации: центр поддержки предпринимательства; центр инноваций социальной сферы; региональный инжиниринговый центр, которые созданы в форме структурных подразделений Микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл".

Кроме того, с целью дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства планируется реализация федеральных проектов "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".

Поддержка малого и среднего предпринимательства будет способствовать увеличению числа занятых на малых и средних предприятиях до 48 тыс. человек в 2021 году, оборот малых и средних предприятий возрастет в 1,3 раза к уровню 2017 года и составит более 259 млрд рублей.

(Слайд 13.) В текущем году в ведущих отраслях экономики обеспечен рост инвестиций в основной капитал.

За 9 месяцев 2018 года объем инвестиций в основной капитал составил 18,9 млрд рублей, что на 23,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. По оценке до конца года объем инвестиций в основной капитал составит порядка 26 млрд рублей.

Наиболее крупные инвестиции, направленные на модернизацию и техническое перевооружение производства, вкладываются предприятиями: ООО "Птицефабрика Акашевская", ОАО "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат", АО "Марийский машиностроительный завод", АО "Завод полупроводниковых приборов", ООО "Мясокомбинат Звениговский", СПК "Звениговский" и другие.

В среднесрочном периоде прогнозируется дальнейший рост инвестиционной активности. По прогнозу объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составит 31,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,7% больше по сравнению с 2017 годом (РФ – на 22%).

В республике в стадии реализации находятся 38 новых и направленных на техническое перевооружение и модернизацию производства крупных инвестиционных проектов, по которым осуществляется мониторинг инвестиционной деятельности на общую сумму порядка 36,0 млрд рублей. В рамках проектов будет создано более 2,3 тыс. новых рабочих мест.

Бюджетные инвестиции в 2019-2021 годах планируется направить на строительство и реконструкцию социально значимых объектов, жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог, в том числе с учетом средств, привлеченных республикой на реализацию национальных проектов.

(Слайд 14.) В 2018 году в республике отмечается рост заработной платы работающих, что связано с повышением оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, а также работников организаций частного сектора за счет повышения минимального размера оплаты труда с 1 января и 1 мая текущего года.

За 9 месяцев 2018 года среднемесячная заработная плата возросла на 7,1% и составила 27 тыс. рублей.

На фоне умеренного роста основных отраслей экономики в 2019-2021 годах прогнозируется дальнейшее повышение доходов населения республики.

Рост заработной платы во внебюджетном секторе экономики
в целом будет определяться динамикой производительности труда,
в части оплаты труда в бюджетном секторе для отдельных категорий работников предполагается сохранение достигнутых соотношений
по средней заработной плате, закрепленных в указах Президента Российской Федерации.

Прогнозируется, что среднемесячная заработная плата работающих вырастет до 31,5 тыс. рублей в 2021 году, при среднегодовом темпе роста 105% (РФ – 106%).

Среднедушевые денежные доходы населения республики по прогнозу увеличатся с 19,5 тыс. рублей в 2018 году до 22,4 тыс. рублей в 2021 году. Рост среднедушевых денежных доходов прогнозируется в основном
за счет увеличения оплаты труда и индексации пенсионных выплат.

(Слайд 15.) В целом ситуация на рынке труда республики в текущем году находится под контролем и показатели, характеризующие регистрируемую безработицу, не превышают ожидаемых оценок.

Изменения в пенсионном законодательстве, ожидаемые изменения по увеличению размера выплаты пособия по безработице в 2019 году оказали влияние на прогнозируемые значения уровня регистрируемой безработицы в 2019-2021 годах. Ежегодный уровень официально зарегистрированной безработицы прогнозируется 1,1% от экономически активного населения, при более благоприятных факторах развития – 0,92%.

(Слайд 16.) Таковы основные показатели прогноза развития республики на 2019-2021 годы.

Усилия органов исполнительной власти республики, муниципальных образований в предстоящие годы должны быть направлены на достижение показателей прогноза, что позволит обеспечить устойчивое развитие экономики и сохранить социальную стабильность в республике.

Спасибо за внимание!

 

Председательствующий.

Спасибо, Дмитрий Борисович.

Будут ли вопросы у депутатов к Дмитрию Борисовичу?

Пожалуйста, депутат Зубков Геннадий Григорьевич.

Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

Уважаемый Дмитрий Борисович! Темпы роста по основным отраслям промышленности, вернее, развитие республики, не вызывают оптимизма. Если брать среднемировые темпы роста промышленности 4,4%, то мы на 2019 год закладываем только 1,4%, по строительству 0,1%, по торговле вообще в минусе, за исключением сельского хозяйства. Мы топчемся на месте в рамках статистической погрешности. Вызывает вопрос по росту заработной платы на 1,7% при планируемой инфляции 2,2%, то есть мы опять уходим в минус. Это не прогноз социально-экономического развития, это прогноз социально-экономической стагнации.

Пугачев Д.Б.

Ну, я не думаю, что это вопрос, скорее комментарий. Да?

Зубков Г.Г.

Вы сами, Дмитрий Борисович, удовлетворены тем прогнозом, который Вы выносите на сессию Государственного Собрания?

Пугачев Д.Б.

Здесь, на мой взгляд, важно смотреть и сопоставлять. У нас с Вами,
к сожалению, не было возможности просмотреть и проговорить цифры
и сопоставить с теми значениями, которые утверждены федеральными органами в рамках социально-экономического прогноза по Российской Федерации. Я Вас уверяю, наши цифры не коррелируются общей тенденцией Российской Федерации. Поэтому говорить о том, что это в пределах отсутствия роста и стагнация в пределах статистической погрешности,
по меньшей мере, это некое передергивание фактов.

Председательствующий.

Спасибо, Дмитрий Борисович.

Будут ли еще вопросы у депутатов к Дмитрию Борисовичу?

Нет.

С завтрашнего дня начинается работа комитетов Государственного Собрания, там можно будет задать вопросы.

Рассматривается второй вопрос.

2. О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период
2020 и 2021 годов"
.

Слово предоставляется временно исполняющему обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощину Алексею Анатольевичу.

Торощин А.А.

Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты
и приглашенные!

(Слайд 1.) На ваше рассмотрение вносится проект закона
о республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов.

(Слайд 2.) В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект консолидированного бюджета республики
на 2019-2021 годы основан на прогнозе социально-экономического развития республики, основных направлениях налоговой и бюджетной политики, государственных (муниципальных) программах.

(Слайд 3.) Безвозмездные поступления на следующий финансовый год предусмотрены в объеме 10,1 млрд рублей, или с ростом на 2,5%
к уровню 2018 года.

Дотации на выравнивание предусмотрены с ростом на 15%,
или на 903,8 млн рублей к уровню текущего года. На сегодняшний день
не распределены на федеральном уровне дотации на поддержку мер
по обеспечению сбалансированности бюджетов (в 2018 году – 322,6 млн рублей).

Целевые средства в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов предусмотрены в сумме 3117,8 млн рублей.

В данной сумме субсидии на реализацию национальных проектов
в рамках Указа Президента Российской Федерации № 204 учтены частично в пределах доведенных объемов финансовой помощи из федерального бюджета. В полном объеме они будут распределены субъектам Российской Федерации ко второму чтению федерального бюджета.

(Слайд 4.) На 2019-2020 годы в целях снижения долговой нагрузки прогнозируется бездефицитный республиканский бюджет. Величина долговой нагрузки ограничена условиями Соглашения о предоставлении федерального бюджетного кредита, предусматривающими поэтапное снижение размера дефицита бюджета и уровня общей долговой нагрузки на региональный бюджет.

Параметры консолидированного бюджета республики по доходам
и расходам на 2019 год составляют 29,4
млрд рублей, на 2020 год
27,8 млрд рублей, на 2021 год 27,9 млрд рублей.

(Слайд 5.) Учитывая, что бюджет на 2019 год сформирован
без дефицита, объем государственного долга республики не увеличится
и сохранится на уровне 2018 года в сумме 13,5 млрд рублей.

Долговая нагрузка на бюджет составит 87,3% при максимально допустимом Бюджетным кодексом Российской Федерации пределе в 100%.

(Слайд 6.) Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в следующем году в объеме 19,3 млрд рублей. Рост к утвержденным доходам на 2018 год составит 383,0 млн рублей,
или на 2,0%.

Без учета целевых источников, формирующих дорожные фонды, увеличение поступлений в бюджет республики составит 96,1 млн рублей, или 0,6%.

(Слайд 7.) Поступления налоговых и неналоговых доходов
в республиканский бюджет прогнозируются в объеме 15,4 млрд рублей. Рост к утвержденным на 2018 год показателям составит 334,3 млн рублей, или на 2,2%.

Доходная база местных бюджетов в 2019 году оценена в объеме
3,9 млрд рублей, с ростом к утвержденному объему на 2018 год
на 48,7 млн рублей, или на 1,3%.

(Слайд 8.) Распределение прогнозируемого объема налоговых
и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы республики составит: 79,7% – республиканский бюджет, 20,3% – местные бюджеты
с учетом дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов в качестве замещающей доли финансовой помощи.

(Слайд 9.) Ключевой бюджетный источник – налог на доходы физических лиц прогнозируется в доходах консолидированного бюджета республики в объеме 8,3 млрд рублей с ростом к утвержденному
на 2017 год плану на 1,6%, или на 129,4 млн рублей.

(Слайд 10.) Налог на прибыль организаций прогнозируется в объеме 3,6 млрд рублей с ростом к ожидаемой оценке 2018 года на 18,8%,
или на 575,3
млн рублей.

Расчет произведен исходя из прогнозируемого Минэкономразвития республики объема прибыли прибыльных организаций на уровне 109,4%. Также в расчете учтены дополнительные поступления налога в результате изменения критериев предоставления льготы для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность.

(Слайд 11.) Поступления налога на имущество организаций прогнозируются в следующем году в объеме 1,9 млрд рублей. Расчет сформирован с учетом изменения налогового законодательства,
в том числе в части исключения из налогообложения движимого имущества
(выпадающие доходы – 310 млн рублей).

(Слайд 12.) Налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, спрогнозирован в доходах республиканского бюджета
по нормативу 100% в объеме 1,3 млрд рублей. В основу расчета принят прогноз индекса потребительских цен на 2019 год в размере 103,9%.

(Слайд 13.) Неналоговые доходы спрогнозированы на следующий год в сумме 377,7 млн рублей и составят 2,5% налоговых и неналоговых доходов, из них:

- доходы от использования и продажи имущества спрогнозированы на следующий год в сумме 89,6 млн рублей;

- платежи при пользовании природными ресурсами спрогнозированы в объеме 110,6 млн рублей, в том числе поступление платы за использование лесов ожидается в объеме 97,5 млн рублей;

- штрафы спрогнозированы в сумме 150,7 млн рублей, из них
за нарушение правил безопасности дорожного движения – 142,7 млн рублей.

(Слайд 14.) Доходы республиканского дорожного фонда спрогнозированы в объеме 2066,5 млн рублей за счет акцизов
на нефтепродукты в сумме 1276,9 млн рублей, транспортного налога
в сумме 630,1 млн рублей, прочих источников в сумме 16,8 млн рублей. Кроме того, в доходах дорожного фонда учтены переданные с 1 января 2019 года из республиканского бюджета штрафы за нарушение правил дорожного движения в сумме 142,7 млн рублей.

На формирование муниципальных дорожных фондов, как и в текущем году, переданы акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, производимые на территории Российской Федерации,
по нормативу 10% от направляемых в бюджет республики, что составит 141,9 млн рублей.

(Слайд 15.) В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз доходной базы бюджета республики сформирован
с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Оценка финансовых последствий изменений законодательства приведена на слайде.

Увеличение доходов консолидированного бюджета республики оценивается в сумме 513,9 млн рублей, уменьшение поступлений в сумме 640,3 млн рублей. Всего в результате новаций выпадающие доходы бюджета республики оцениваются в 2019 году в объеме 126,4 млн рублей, в том числе республиканского бюджета – 144,2 млн рублей.

Таковы основные подходы к формированию собственной доходной базы бюджета республики на бюджетный цикл 2019-2021 годы.

Остановлюсь на особенностях формирования расходной части бюджета.

(Слайд 1.) Основное внимание Правительства республики будет уделено приоритетам, обозначенным в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204.

В предстоящем периоде продолжится работа по повышению качества и эффективности реализации государственных программ
как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления за счет расширения практики внедрения принципов проектного управления.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации проект республиканского бюджета по расходам на следующий год сформирован в программной классификации расходов на основе государственных программ, охватывающих основные направления деятельности Правительства республики.

(Слайд 2.) Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограмм республики в 2019 году запланированы в объеме 22,1 млрд рублей,
на 2020 год – 20,4 млрд рублей, на 2021 год – 20,7 млрд рублей.

Доля программных расходов республиканского бюджета в 2019 году составляет 86,6%. В 2019-2020 годах 86,1% и 86,2% соответственно.

(Слайд 3.) В целом объем расходной части  консолидированного бюджета на 2019 год составляет 29,4 млрд рублей. В структуре расходов консолидированного бюджета наибольший удельный вес занимают расходы на образование – 28,4%, на социальную политику – 26,8%, национальную экономику – 12,9%.

Расходная часть консолидированного бюджета сформирована
в пределах имеющихся доходных источников с сохранением структуры приоритетных расходов по обеспечению социальных гарантий гражданам республики.

При формировании проекта бюджета от главных распорядителей бюджетных средств поступили бюджетные заявки в сумме более
54 млрд рублей.

(Cлайд 4.) Бюджет республики имеет социальную направленность. Расходы отраслей социальной сферы планируются в объеме 19,5 млрд рублей, что составляет 66,2% общего объема расходов.

(Слайд 5.) Ограниченная доходная база бюджета не позволила учесть потребность отраслей социальной сферы в полном объеме. Расходная часть бюджета сформирована с учетом следующих приоритетных направлений:

- сохранение (в процентном соотношении) достигнутых в 2018 году целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных "майскими" указами Президента Российской Федерации;

- повышение минимального размера оплаты труда с 1 января
2019 года до величины 11280 рублей;

- дополнительно планируются расходы на открытие новой сети дошкольных образовательных организаций и дополнительных групп в них;

- увеличение норматива обеспечения бесплатными учебниками учащихся в 2 раза (с 500 до 1000 рублей), увеличение расходов на приобретение национальных учебников в 3,3 раза (с 1,3 до 4,4 млн рублей).

(Слайд 6.) Фонд оплаты труда работников бюджетной сферы сформирован в объеме 11,4 млрд рублей с ростом к уровню 2018 года
на 1,3 млрд рублей.

(Слайд 7.) На сохранение (в процентном соотношении) достигнутых
в 2018 году целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных "майскими" указами Президента Российской Федерации, дополнительно предусмотрено 487,9 млн рублей, повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 года
до величины 11280 рублей – 523,7 млн рублей, открытие новых дошкольных образовательных организаций и дополнительных групп
в них – 24,9 млн рублей.

(Слайд 8.) В сфере социальной поддержки граждан,
как и в предыдущие годы, приоритетной задачей является обеспечение
в полном объеме законодательно установленных обязательств
по социальным выплатам населению.

Средства на социальные выплаты гражданам спрогнозированы
в сумме 3,3 млрд рублей и занимают 11% в общем объеме расходов.

(Слайд 9.) В структуре социальных выплат наибольший удельный вес (22%) занимают меры социальной поддержки региональным категориям льготников. Бюджетные ассигнования (с учетом доставки)
на обеспечение мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, предусмотрены в сумме 747,7 млн рублей. Снижение к уровню 2018 года в объеме 37,5 млн рублей обусловлено введением с 1 апреля 2017 года критерия нуждаемости по уровню дохода граждан: ниже
18 тысяч рублей в месяц.

Объем расходов по осуществлению указанных полномочий определен исходя из численности соответствующих категорий граждан
и перечня установленных льгот.

Ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам, подпадающим под критерий нуждаемости, в 2019 году составят:

ветеранам труда – 462 рубля (при наличии пользования услугами квартирного (стационарного) телефона размер ежемесячной денежной выплаты для ветерана труда дополнительно увеличивается на 145 рублей, при наличии пользования услугами коллективной телевизионной антенны – на 21 рубль, при наличии пользования услугами за пользование радио –
на 33 рубля). Максимальный размер ежемесячной денежной выплаты
для ветерана труда составит 661 рубль;

труженикам тыла – 462 рубля;

реабилитированным лицам – 558 рублей;

лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, – 224 рубля.

Дополнительно к ежемесячной денежной выплате без учета критерия нуждаемости предоставляются компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, на приобретение топлива и доставку этого топлива, на приобретение лекарств.

На расходы банковских и почтовых организаций по доставке региональным льготникам денежных выплат предусмотрены средства
в объеме 9,4 млн рублей.

(Слайд 10.) На финансирование гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено (с учетом доставки) 366,0 млн рублей с ростом к уровню текущего года на 9,1 млн рублей в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
(На 1 октября 2018 года 25595 семей получили субсидию на оплату жилья
и коммунальных услуг.)

(Слайд 11.) Бюджетные ассигнования (с учетом доставки)
на осуществление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до трех лет предусмотрены в сумме
262,2 млн рублей, из них:

222,6 млн рублей – ежемесячная денежная выплата, назначаемая
с 1 января 2018 года на третьих и последующих детей, рожденных
в 2017 году, производится полностью за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;

39,6 млн рублей – ежемесячная денежная выплата (республиканская часть), назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет  для детей, рожденных
в 2016, 2018 и 2019 годах, предоставляемая на условиях софинансирования.

В 2019 году уменьшится доля софинансирования из республиканского бюджета с 53,8% до 8%.

(Слайд 12.) Расходы бюджета по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируются в полном объеме в сумме 340,4 млн рублей с ростом на 9,8 млн рублей, в том числе:

256,6 млн рублей на содержание ребенка в семье опекуна
и приемной семье и детей, обучающихся в государственных образовательных организациях. Размер ежемесячных выплат на содержание детей, переданных на воспитание в семью, составляет 9645 рублей;

77,3 млн рублей на вознаграждение приемным родителям, опекунам (попечителям). Размер ежемесячных выплат на вознаграждение приемному родителю составляет 5000 рублей, опекунам (попечителям) – 2000 рублей;

4,7 млн рублей на возмещение оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50%;

1,5 млн рублей на предоставление единовременной выплаты
на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности указанной категории детей;

0,3 млн рублей на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

(Слайд 13.) За счет средств федерального бюджета планируется выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание
в семью в сумме 4,4 млн рублей. Размер единовременного пособия
из расчета на одного ребенка: при опеке – 17479,73 рубля,
при усыновлении – 133559,36 рубля.

(Слайд 14.) Следующая мера социальной поддержки – оплата жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

Объем предусмотренных средств на эти цели – 281,0 млн рублей
с ростом на 0,6 млн рублей.

(Слайд 15.) На выплату ежемесячного пособия на ребенка предусмотрено (с учетом доставки) 130,0 млн рублей со снижением
к уровню 2018 года на 9,2 млн рублей. (Критерий нуждаемости) (Базовый размер ежемесячного пособия на ребенка – 182 рубля).

(Слайд 16.) На компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях предусмотрено (с учетом доставки) 85,0 млн рублей со снижением
к уровню 2018 года на 33,6 млн рублей. (Критерий нуждаемости)

(Слайд 17.) На предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям предусмотрено 117,2 млн рублей, которые будут направлены на ежемесячные денежные выплаты на транспортное обслуживание детей, на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и приобретение топлива.

На единовременную выплату материнского капитала в связи
с рождением (усыновлением) четвертого или последующего ребенка предусмотрено 18,9 млн рублей. (Размер выплаты – 58379 рублей.)

(Слайд 18.) На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан ассигнования спрогнозированы в сумме 172,0 млн рублей.

(Слайд 19.) На предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным категориям льготников (ветераны, инвалиды, лица, подвергшиеся радиации) предусмотрено за счет средств федерального бюджета, в виде субвенции, 449,0 млн рублей.

На выплату ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет средств федерального бюджета предусмотрено 430,6 млн рублей.

На слайде также представлены и другие меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.

(Слайд 20.) На реализацию полномочий в области занятости населения запланировано 314,4 млн рублей, в том числе на:

осуществление социальных выплат безработным гражданам за счет средств федеральных субвенций – 203,9 млн рублей;

мероприятия по добровольному переселению соотечественников
за счет субсидий из федерального бюджета – 0,2 млн рублей;

обеспечение выполнения функций центрами занятости населения
и мероприятий по активной политике содействия занятости населения 110,3 млн рублей.

(Слайд 21.) Расходы бюджета по отрасли "Образование" планируются в объеме 8 339,4 млн рублей.

(Слайд 22.) Наибольший удельный вес (89,7%) составляют расходы по предоставлению услуг организациями Министерства образования и науки республики в объеме 7479,5 млн рублей, что на 896,3 млн рублей выше уровня 2018 года, что обусловлено ростом расходов на:

фонд оплаты труда на 792,8 млн рублей;

оплаты коммунальных услуг на 55,2 млн рублей;

обеспечение бесплатными учебниками в связи с увеличением норматива с 500 рублей до 1 000 рублей в год на одного обучающегося,
на 41 млн рублей;

приобретение национальных учебников на 3,1 млн рублей;

обеспечение питания обучающихся детей из многодетных семей
на 13 млн рублей;

приобретение горюче-смазочных материалов для школьных автобусов на 15 млн рублей.

На организацию отдыха и оздоровления детей, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется направить
36,6 млн рублей с ростом на 3,7 млн рублей.

(Слайд 23.) На выплату академической и социальной стипендий студентам образовательных организаций планируется направить 60,6 млн рублей. Продолжится государственная поддержка и поощрение талантливой молодежи Главой республики в виде стипендии в общем объеме 1,5 млн рублей.

(Cлайд 24.) Расходы отрасли "Культура" запланированы
в сумме 1528,4 млн рублей, что на 122,1 млн рублей выше уровня
2018 года, что обусловлено увеличением расходов на выплату заработной платы с начислениями – 113,6 млн рублей, уплату налогов – 15,5 млн рублей.

На реализацию мероприятий в области сохранения объектов культурного наследия Республики Марий Эл планируется направить
28,0 млн рублей.

На подготовку и проведение празднования 100-летия образования Республики Марий Эл предусмотрено 109,6 млн рублей, из них
средства федерального бюджета – 100,8 млн рублей.

(Слайд 25.) Кроме того, за счет средств федерального бюджета
на 2019 год предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий на:

реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России – 12,0 млн рублей;

обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек – 15,3 млн рублей;

поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров – 14,4 млн рублей;

поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах
с числом жителей до 300 тыс. человек – 5,3 млн рублей.

За счет средств республиканского бюджета на софинансирование федеральных средств предусмотрено 4,5 млн рублей.

(Cлайд 26.) Расходы на содержание учреждений социального обслуживания населения планируются в сумме 729,2 млн рублей с ростом 169,9 млн рублей к уровню текущего года по фонду оплаты труда.
На предоставление субсидий негосударственным организациям
по возмещению затрат на оказание гражданам социальных услуг запланированы средства на уровне 2018 года – 2,7 млн рублей.

(Слайд 27.) Бюджетные ассигнования по отрасли "Здравоохранение" (без расходов на капитальное строительство) предусмотрены в объёме 3797,9 млн рублей с ростом к уровню 2018 года на 167,2 млн рублей,
из них 111,5 млн рублей – повышение заработной платы работникам медицинских организаций.

Бюджетные ассигнования на оплату медикаментов предусмотрены
в объеме 138 млн рублей с ростом к уровню 2018 года на 53 млн рублей.

(Слайд 28.) Проектом бюджета на 2019 год предусмотрен объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 2805,4 млн рублей, со снижением к уровню 2018 года на 86,2 млн рублей, что обусловлено уменьшением численности неработающего населения (на 29865 человек).

(Cлайд 29.) Расходы отрасли "Физическая культура и спорт" спрогнозированы в объеме 372,4 млн рублей, из них:

- на содержание спортивных сооружений – 204,6 млн рублей;

- на обеспечение деятельности учреждений – 111,9 млн рублей;

- на развитие массового спорта, проведение мероприятий
и соревнований различного ранга – 2,4 млн рублей;

- на приобретение спортивного оборудования и инвентаря за счет средств федерального бюджета – 53,5 млн рублей.

Проектом бюджета на 2019 год предусмотрено предоставление грантов спортивным организациям на развитие физической культуры
и массового спорта в сумме 5,4 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,1 млн рублей.

(Слайд 30.) Расходы по разделу "Средства массовой информации" планируются в сумме 105,8 млн рублей, в том числе на:

государственную поддержку телерадиовещания – 44,3 млн рублей;

поддержку национальных средств массовой информации – 34,1 млн рублей;

освещение общественно-политической, молодежной жизни республики в периодической печати на марийском и русском языках – 8,3 млн рублей;

информационное освещение деятельности органов государственной власти – 3,3 млн рублей.

выпуск социально значимой литературы – 2,3 млн рублей.

(Cлайд 31.) На развитие информационного общества в республике предусмотрены ассигнования в объеме 131,1 млн рублей, в том числе
2,7 млн рублей на развитие системы электронного документооборота
в Республике Марий Эл.

(Cлайд 32.) На реализацию мероприятий в области защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности предусмотрено 316,8 млн рублей, из них:

- на обеспечение пожарной безопасности – 208,6 млн рублей;

- на содержание ГБУ РМЭ "Марийская аварийно-спасательная служба" – 42,3 млн рублей;

- на содержание ГБУ РМЭ "Безопасный город" – 10,3 млн рублей.

Расходы на содержание бюджетного учреждения "Безопасный город" уменьшены в связи с передачей функций по осуществлению мониторинга нарушений правил дорожного движения ГКУ РМЭ "Марийскавтодор".

В предстоящий период будет осуществляться государственная поддержка отраслей экономики.

(Слайд 33.) На государственную поддержку железнодорожного транспорта предусмотрены субсидии ОАО "Содружество" на возмещение недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом общего пользования на территории республики, включая льготный проезд обучающихся, в сумме 10,2 млн рублей с ростом к уровню текущего года в 2 раза.

На финансовое обеспечение государственного задания на оказание услуг по круглогодичному и бесперебойному обеспечению деятельности аэропорта планируются расходы в объеме 47,0 млн рублей.

(Слайд 34.) Дорожные фонды республики сформированы в объеме 2411,3 млн рублей. Расходы муниципальных дорожных фондов сформированы в размере отчислений 10% от акцизов на нефтепродукты
в доходы местных бюджетов в сумме 141,9 млн рублей.

(Слайд 35.) Расходы регионального дорожного фонда составят
2269,4 млн рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета – 203,0 млн рублей.

Объем финансовых ресурсов регионального дорожного фонда распределен по мероприятиям:

модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения 1540,1 млн рублей;

повышение безопасности дорожного движения 160,0 млн рублей;

субсидии муниципальным образованиям на проектирование
и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, а также осуществление целевых мероприятий в сумме 405,2 млн рублей
(в том числе субсидии из федерального бюджета в сумме 203,0 млн рублей), что составляет более 5% от общего объема ассигнований регионального дорожного фонда Республики Марий Эл.

Расходы на управление дорожным хозяйством государственного казенного учреждения "Марийскавтодор" составят 164,1 млн рублей.

(Слайд 36.) Расходы отрасли жилищно–коммунального хозяйства запланированы в объеме 1104,8 млн рублей, в том числе 828,9 млн рублей на предоставление субвенций органам местного самоуправления
на компенсацию разницы в тарифах теплоснабжающим организациям, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию для населения.

На обеспечение деятельности регионального оператора некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта Республики Марий Эл" планируется направить 21,7 млн рублей. Основной целью деятельности регионального оператора является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики.

Расходы на благоустройство территорий муниципальных образований спланированы в объеме 247,7 млн рублей.

(Слайд 37.) В 2019 году продолжится поддержка механизма инициативного бюджетирования в Республике Марий Эл. На эти цели запланировано 42,1 млн рублей.

На реализацию проектов развития территорий, основанных
на местных инициативах, предусмотрено 25 млн рублей.

На поддержку муниципальных программ благоустройства
в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" на соблюдение условий софинансирования
в республиканском бюджете предусмотрено 17,1 млн рублей.

(Слайд  38.) На господдержку сельского хозяйства запланированы бюджетные ассигнования в объеме 402,3 млн рублей.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2019 год республике предусмотрено 295,1 млн рублей, из них на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития АПК – 154,2 млн рублей.

Для выполнения условий софинансирования средства республиканского бюджета спрогнозированы в объеме 105,5 млн рублей.

(Слайд 39.) Расходы на оказание государственных услуг в области ветеринарии спрогнозированы в объеме 127,4 млн рублей, с учетом средств на предоставление субвенций муниципальным образованиям
на отлов и содержание безнадзорных животных из расчета по новому утвержденному нормативу на отлов и содержание одного безнадзорного животного в размере 2110 рублей (старый норматив – 974 руб.).

(Слайд 40.) На реализацию мероприятий в сфере использования
и охраны окружающей среды и водного хозяйства запланированы бюджетные ассигнования в объеме 40 млн рублей, из них:

- на ведение мониторинга и использование объектов 7,7 млн рублей;

- на разработку территориальной схемы обращения с отходами запланировано софинансирование из республиканского бюджета в объеме 6,5 млн рублей;

на капитальный ремонт гидротехнических сооружений предусмотрено 18,2 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 16,8 млн рублей.

Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений спрогнозировано за счет средств федеральных субвенций в объеме 7,6 млн рублей.

(Слайд 41.) Расходы в области лесного хозяйства на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений и мероприятия
по тушению лесных пожаров запланированы в объеме 160,3 млн рублей,
в том числе за счет субвенции из федерального бюджета 155,0 млн рублей. Средства республиканского бюджета в объеме 5,3 млн рублей предусмотрены на уплату казенными учреждениями – лесничествами и автономным учреждением "Авиалесоохрана" налогов на содержание имущества, принадлежащего республике.

(Слайд 42.) С целью сохранения налогового потенциала на территории республики в 2019 году будет продолжено оказание государственной поддержки на проведение мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности
в общем объеме 52,7 млн рублей.

Из общего объема расходов на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено 37,7 млн рублей,
в
том числе за счет средств федерального бюджета 32,7 млн рублей.

На реализацию мероприятий по развитию инвестиционной
и инновационной деятельности
– 15,0 млн рублей.

(Слайд 43.) На финансирование бюджетных инвестиций и проведение мероприятий инвестиционного характера в 2019 году планируется направить 903,2 млн рублей.

В полном объеме обеспечены инвестиционные расходы, на исполнение которых предусмотрено софинансирование за счет средств федерального бюджета, в том числе на:

реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест
в общеобразовательных организациях – 273,7 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 251,8 млн рублей;

обеспечение жильем детей-сирот и молодых семей – 243,4 млн рублей (за счет средств федерального бюджета – 96,3 млн рублей).

Предусмотрены средства республиканского бюджета в сумме
49,9 млн рублей на реализацию мероприятий, по которым ожидается софинансирование из федерального бюджета.

(Слайд 44.) Ассигнования на обслуживание государственного долга предусматривают процентные платежи по государственным долговым обязательствам республики.

Расходы на обслуживание государственного долга республики прогнозируются в сумме 778,0 млн рублей, или 87% к уровню 2018 года.

Сокращение расходов связано с:

частичным замещением в конце 2017 года "дорогих" коммерческих кредитов бюджетным кредитом, предоставленным республике
из федерального
бюджета;

участием республики в программе реструктуризации бюджетных кредитов;

уменьшением средневзвешенной процентной ставки по коммерческим кредитам за счет преобладания в структуре долга заимствований, привлеченных в период общей тенденции снижения стоимости кредитных ресурсов на финансовом рынке страны.

(Слайд 45.) Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований предусмотрена в объеме 7,6 млрд рублей, с ростом в 1,2 раза
к уровню текущего года. Основную долю – 85,5% в общем объеме финансовой помощи занимают целевые субсидии и субвенции.

Это основные подходы, которые использовались при формировании показателей консолидированного бюджета республики на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Прошу поддержать представленный проект закона о республиканском бюджете на предстоящий период.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Алексей Анатольевич.

Будут ли вопросы к Алексею Анатольевичу?

Пожалуйста, депутат Новиков Аркадий Арсентьевич.

Новиков А.А. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

В докладе министра промышленности, экономического развития
и торговли Республики Марий Эл Пугачева Дмитрия Борисовича сказано, что доля сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта более 16 %. Мы знаем, что село развивается по двум направлениям: это мясное производство и молочное производство. Показатели по мясу у нас хорошие, республика занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе, а молочная отрасль находится в глубоком кризисе. За год молочное стадо сократилось
на 680 голов. Ежегодно мы теряем около 500 голов.

Причины упадка в отрасли:

1) рост цен на дизельное топливо. Один литр дизельного топлива стоит как два литра молока. Раньше было один к одному;

2) увеличение НДС;

3) рост цен на молоко стабилизировался, то есть цены на молоко
не растут.

Происходит уничтожение молочной отрасли.

Необходимо усилить меры поддержки.

Производственные помещения морально устарели, только СПК колхоз "У ИЛЫШ" в Советском районе  построил новый комплекс.

В Республике Татарстан и Кировской области большое внимание уделяется строительству новых производственных мощностей.

Еще одна проблема заболевания лейкозом.

В начале года в республике было 20 племенных хозяйств, сейчас осталось 17, и на 7 хозяйств наложены санкции из-за лейкоза.

В большинстве случаев хозяйства являются районообразующими.

В хозяйствах еще теплится жизнь. В городе жизнь идет полным ходом, строятся набережные, а в деревне жизнь затухает.

Хорошо, что Правительство выделяет средства для увеличения поголовья стада. Спасибо за это.

Необходима поддержка молочной отрасли: сейчас на литр молока выделяется 66 копеек, а необходимо хотя бы 1 рубль.

Спасибо.

Председательствующий.

Спасибо, Аркадий Арсентьевич. Вы услышаны. Запись сделана.

Еще есть желающие задать вопросы?

Пожалуйста, депутат Громова Светлана Николаевна.

Громова С.Н. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 13).

Вопрос Алексею Анатольевичу. Я представитель педагогической общественности. Ситуация в образовательных организациях республики такая. На сегодняшний день базовая ставка 5,770 тыс. рублей, то есть тот, кто приходит работать, получает такую зарплату. Если же, к примеру, воспитатель защищается на категорию, а это годы и результативность,
он отчасти может получить только 9 тыс. рублей. Параллельно работает младший обслуживающий персонал, который получает минимальную ставку 11 тыс. рублей. В связи с этим, я думаю, дискредитируется профессия педагога. Конечно же, руководители стимулируют,
и стимулировать приходится на 200%.

У меня вопрос: возможно ли изменение системы окладов педагогических работников с целью увеличения базового оклада
и уменьшения стимулирующей части?

Торощин А.А.

Мы с Министерством образования уже, наверное, больше года работаем в этом направлении. На самом деле мы, конечно, не против увеличить оклад и уменьшить часть тарифную (как она раньше называлась), но в пределах фонда оплаты труда, который у вас существует. Когда мы начинаем просчитывать это на деле, взяв для примера школу или детский сад, и просчитываем их в целом, то видим, что в отдельных школах такое не получается. И по оценке консолидированного бюджета, Вы ведь понимаете, какой объем зарплаты в образовании. Чтобы безболезненно это поменять, надо примерно от 300 до 450 млн рублей дополнительно. И это не будет никаким повышением. Чтобы вот это выровнять, надо просто единовременно выделить около 500 млн рублей. Еще раз говорю, мы не против этого, но в пределах фонда оплаты труда. Но, так как в пределах фонда оплаты труда так не получится сделать,
у нас есть опасения, что на конец года при таком изменении будут долги по заработной плате.

Громова С.Н.

На сегодняшний день, я думаю, городские муниципалитеты в рамках бюджета, в рамках доведенного фонда могут отрегулировать. Вопрос, конечно же, с населенными пунктами, там нужно доводить бюджет, потому что маленькие школы и подушевое финансирование не совсем соответствует. Но, Вы знаете, даже работая с совместителями, это очень проблематично привлечь людей к выполнению определенной работы. И еще раз говорю, наверное, в перспективе надо над этим целенаправленно поработать.

Торощин А.А.

Я еще раз говорю. Я остановился на одной цифре, что бюджетную заявку на этот финансовый год главные распорядители кредитов, в том числе и Министерство образования, составили ни много ни мало 54 млрд рублей. Но по факту мы сейчас принимаем 29 млрд рублей, это с федеральными. Нельзя одним годом все проблемы решить.

Цветкова О.Н.

Можно, я дополню? Вернее, не дополню, а поддержу депутата Громову Светлану Николаевну по этому вопросу.

Конечно, когда Вы нам представляли бюджет, мы прекрасно видели, что у нас есть повышение социальной направленности бюджета и что довольно-таки приличное увеличение средств социальной направленности, но я бы хотела поддержать депутата Громову. Она озвучила только вопрос, связанный с образованием. На сегодняшний день в нашей республике, к сожалению, если взять статистику по России, базовые ставки всех бюджетников, включая образование, культуру, особенно социальную защиту и здравоохранение, являются самыми незначительными. У нас где-то 6 тыс. рублей, а минимальная заработная плата с 1 января 2019 года будет 11280 рублей. Ни о какой, конечно, другой составляющей к заработной плате не может быть речи. Мы прекрасно понимаем, что завтра невозможно поставить тариф 11%, но все равно, увеличивая коэффициентами, мы должны увеличивать базовую ставку, без увеличения базовой ставки не может быть повышения заработной платы бюджетникам. Во-первых, у них среднедушевая берется ниже средней всегда по Республике Марий Эл и по России в целом. И во-вторых, только город Йошкар-Ола сегодня может обеспечить стимулирующую часть заработной платы. Остальные города и районы сегодня не могут позволить себе в силу нехватки средств. Поэтому я поддерживаю Громову Светлану Николаевну и считаю, что да, сразу мы этот вопрос не решим, это всем понятно, но поэтапно к решению этого вопроса мы должны прийти. Или у нас складывается тяжелое положение с кадрами в наших социальных учреждениях. Я бы попросила все равно этот вопрос рассмотреть и в какой-то мере начинать его решать.

Спасибо!

Громова С.Н.

Спасибо за поддержку.

Если брать Чувашскую республику, то у них выше на 5%, если мы возьмем Пермский край, то на 10%. В Удмуртии на 33% базовая ставка выше. Я понимаю, что с этим не сравниться, но что-то мы должны сделать.

Торощин А.А.

Я могу ответить, но это полемика.

Вы говорите, город Йошкар-Ола единственный, кто справляется. Другие не справятся. За счет чего справляется город Йошкар-Ола? За счет наполняемости классов. Есть наполняемость есть финансовые потоки. Это проблема не только образования, это и проблема здравоохранения. Крупные учреждения на себя могут заработать, маленькие нет. Такие реалии, так мы сейчас живем.

Председательствующий.

Спасибо, Алексей Анатольевич.

Будут ли еще вопросы Алексею Анатольевичу?

Пожалуйста, депутат Смирнов Анатолий Васильевич.

Смирнов А.В. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

Алексей Анатольевич, добрый день. У меня к Вам вот какой вопрос. Мы анализировали финансирование отрасли здравоохранения  из республиканского бюджета по двум разделам, особенно тем, которые  на сегодня являются очень финансовоемкими и в то же время они недостаточно финансируются. Это психиатрия и туберкулез. За последнее время Вы прекрасно знаете о том, что денег не хватает именно для базовой поддерживающей терапии этих категорий пациентов. При минимальной норме около 1,5 млн рублей на лекарственные препараты по психиатрии и столько же по туберкулезу, к сожалению, выделяется только по 500 тыс. рублей, и денег нам хватит в 2019 году только до мая включительно. Есть ли  на сегодняшний день какие-то варианты для того, чтобы увеличить вот эти два направления? Я объясню, почему. Это та категория пациентов, которые не могут находиться без лекарственного обеспечения, потому что если мы вовремя не скомпенсируем больного психиатрического профиля, то это угроза для жизни окружающих, это практически полная деградация семейной жизни и так далее.

Второй вопрос не менее важный: это опасность больных туберкулезом для окружающих. Поэтому у меня к Вам убедительная просьба, завтра заседание Комитета по здравоохранению, этот вопрос будет поднят. Естественно, этот вопрос мы будем ставить именно в плане консультации и диалога с Вами. Я бы Вас попросил найти источник финансирования для того, чтобы увеличить финансирование по этим двум позициям.

Спасибо.

Торощин А.А.

Вы, наверное, обратили внимание, что у нас в этом году образовалась экономия по фонду обязательного медицинского страхования, мы оставили ее в отрасли. Мы полностью оставили ее в области. В том числе поставили ее на медикаменты. То есть первый шаг мы уже сделали.

Смирнов А.В.

Вы впервые, наверное, направили финансовые средства на содержание, на хозяйственную деятельность, это очень кстати. Вы выделили средства для станции переливания крови из республиканского бюджета. Это очень важный момент. Спасибо за это большое. Но, тем не менее, эти две категории незащищенные абсолютно. Я считаю, нам надо завтра их рассмотреть.

Торощин А.А.

Еще могу прокомментировать. Вы все слышали, я говорил про выпадающие доходы. Чем нам компенсировала Российская Федерация выпадающие доходы? Она нам компенсировала частично замещением расходов и в том числе по заболеваниям, если не ошибаюсь. Они сказали, вот мы вам предусматриваем 146 млн рублей. Я говорю, что очень рад, это очень хорошо, вот только у нас в бюджете было 7. Компенсации-то у нас не произошло этих расходных обязательств. Да, хорошо все это компенсировали.

Председательствующий.

Спасибо.

Будут еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Семенов Николай Федорович.

Семенов Н.Ф. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

Алексей Анатольевич, будьте добры. В городе Волжске есть так называемый конкурсный план развития города Волжска до 2020 года. Будьте добры, проясните по трем позициям: школа №5 (вторая очередь), роддом и кинотеатр "Родина". Имеется ли на 2019 год какое-то финансирование? И будет ли в принципе этот план выполняться?

Торощин А.А.

Вы знаете, как раз по всем трем мероприятиям Правительство Республики Марий Эл сейчас работает очень плодотворно. Все эти объекты заявлены в Федерацию на софинансирование и по некоторым уже даже есть понимание какое-то. Нет сейчас цифр еще абсолютно. Да, сказали нам, что кинотеатр "Родина" слишком дорого стоит, для города Волжска с таким маленьким населением такой большой объект. Надо бы посмотреть, пересмотреть. Но пометка уже сделана. Уже есть понимание, что действительно надо. Министерство образования сейчас работает над включением второй очереди пятой школы. То же самое. Есть понимание. Может быть, не 2019 год.

Семенов С.Ф.

Тогда еще вопрос. В 2020 году юбилей города. Эти объекты будут достроены к этому времени? У Вас уверенность в этом есть или нет?

Торощин А.А.

Если Вам достаточно моей уверенности, то давайте я вас порадую.

Председательствующий.

Спасибо.

Будут еще вопросы?

Нет.

Спасибо, Алексей Анатольевич.

Программа Дня депутата выполнена.

Хотелось бы отметить, что в планируемой нами трехлетке особое внимание нам необходимо уделить срединному году – 2020 году – году, в котором исполняется 100 лет нашей республике. Поэтому просьба такая, чтобы посмотреть и показатели социально-экономического развития, и финансы, чтобы 2020 год был действительно юбилейным, и все, что можно сделать для 100-летия нашей республики.

Я всех благодарю за участие, за доклады.

Объявление.

В зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл сейчас состоится заседание Комитета Государственного Собрания по бюджету, который продолжит работу над бюджетом.