СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

19 июня 2018 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения тридцать седьмой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится сорок седьмой День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Уважаемые депутаты, Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл делегировала в Государственное Собрание Республики Марий Эл двух депутатов. Это Глазырин Андрей Юрьевич по республиканскому списку "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вошедший в Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по здравоохранению, и Маслихин Александр Витальевич по республиканскому списку "КПРФ", вошедший в Комитет Государственного Собрания Республики Марий Эл по развитию производственного комплекса.

И второе. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл назначила на 2 сентября 2018 года дополнительные выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва по трем одномандатным избирательным округам: Гомзовский одномандатный избирательный округ № 8 города Йошкар-Олы – вместо депутата Степанова Алексея Витальевича, Северо-Восточный одномандатный избирательный округ № 19 (Куженерский и Параньгинский районы) – вместо депутата Криваша Николая Андроновича и Советский одномандатный избирательный округ № 26 (Советский район) – вместо депутата Сальникова Александра Анатольевича.

В работе Дня депутата принимают участие: министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Коротков Николай Николаевич, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарев Рудольф Иванович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Козел Павел Анатольевич, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачев Дмитрий Борисович, заместитель министра финансов Республики Марий Эл Шумахер Татьяна Васильевна, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Павлова Светлана Евгеньевна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Программа Дня депутата у вас имеется. Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Публичные слушания по отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год.

Слово предоставляется заместителю министра финансов Республики Марий Эл Шумахер Татьяне Васильевне.

Шумахер Т.В.

Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 1 августа
2013 года № 25-З "О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл" с 2013 года по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл проводятся публичные слушания.

Публичные слушания проводятся Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Публичные слушания проводятся в целях обеспечения открытости для общества, средств массовой информации и граждан процедур рассмотрения и принятия решений по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета, выявления общественного мнения о проекте республиканского бюджета, годовом отчете об исполнении республиканского бюджета и о решениях органов государственной власти Республики Марий Эл в сфере бюджетных правоотношений и подготовки предложений по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета.

Публичные слушания проводятся в срок не позднее 15 дней со дня внесения проекта республиканского бюджета и годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Государственное Собрание Республики Марий Эл.

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний публикуется Государственным Собранием Республики Марий Эл на своем официальном сайте в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл в течение 5 рабочих дней со дня внесения проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл и годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Государственное Собрание Республики Марий Эл. Помимо обязательного опубликования информационного сообщения о проведении публичных слушаний информация о проведении публичных слушаний может размещаться Государственным Собранием Республики Марий Эл в иных средствах массовой информации.

Публичные слушания проводятся Государственным Собранием Республики Марий Эл в форме открытого заседания или в заочной форме.

По отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год Государственным Собранием Республики Марий Эл были проведены публичные слушания в заочной форме с 14 часов 5 июня  до 9 часов 13 июня 2018 года.

При заочной форме проведения публичных слушаний тексты проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл и годового отчета об исполнении республиканского бюджета размещаются на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл.

Текст отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год был размещен на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл по адресу: http://mari-el.gov.ru/parlament/Pages/norm_proj.aspx.

Замечания, предложения, вопросы по отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год принимались с 14 часов 5 июня до 9 часов 13 июня 2018 года на адрес электронной почты Государственного Собрания Республики Марий Эл: info@gsmari.ru с пометкой "Публичные слушания".

В ходе проведенных публичных слушаний по отчету об исполнении республиканского бюджета за 2017 год замечания, предложения и вопросы по нему не поступили.

По годовому отчету об исполнении республиканского бюджета
за 2017 год были получены положительные заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл и Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Татьяна Васильевна.

Будут ли вопросы к Татьяне Васильевне?

Пожалуйста, депутат Зубков Геннадий Григорьевич.

Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Шумахер Т.В.

832 млн рублей по судебным решениям так и ушли. Если провести анализ, у меня с собой нет информации, но, в принципе, да. По госконтрактам.

Председательствующий.

Будут ли еще вопросы к Татьяне Васильевне?

Нет.

Рассматривается второй вопрос.

2. Коммунальные услуги и тарифы для потребителей Республики Марий Эл.

Слово предоставляется министру промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачёву Дмитрию Борисовичу.

Пугачев Д.Б.

Здравствуйте, Юрий Александрович! Здравствуйте, уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл и присутствующие.

Органом исполнительной власти по установлению тарифов
в Республике Марий Эл является Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл. На слайде
вы видите количество регулируемых Министерством организаций
в разрезе видов осуществляемых ими деятельности. Основная доля организаций, относящихся к сектору "прочие", приходится на организации, занимающиеся реализацией дров населению.

В соответствии с федеральным законодательством пересмотр регулируемых тарифов осуществляется один раз в год с 1 июля. На представленном слайде видно, что при установленном на 2018 год Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации индексе потребительских цен в размере 104,0% средний рост практически всех видов установленных тарифов ниже либо значительно ниже указанного значения. Остановимся более подробно на указанных показателях и сравним их с показателями других регионов Приволжского федерального округа.

Установленный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2018 года определен Правительством Российской Федерации в размере 103,5%. Данный показатель уже второй год является минимальным среди регионов Приволжского федерального округа. Предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги решением Правительства Республики Марий Эл определен в размере 105,6% исходя из различного набора и доли коммунальных услуг.

Ежемесячно Министерством в сотрудничестве с муниципальными образованиями Республики Марий Эл осуществляется мониторинг вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям республики в формате шаблонов электронной информационно-аналитической системы Федеральной антимонопольной службы с целью недопущения превышения изменения платы за коммунальные услуги выше установленного индекса.

На следующем слайде представлены тарифы на водоснабжение
для населения в регионах Приволжского федерального округа.

На следующем слайде представлены тарифы на водоотведение
для населения в регионах Приволжского федерального округа. Следует отметить, что водоснабжение и водоотведение в большинстве случаев осуществляются одними и теми же организациями, поэтому распределение затрат, относимых на водоснабжение и водоотведение, в значительной степени условно. Суммарный уровень тарифов на водоснабжение
и водоотведение для населения в Республике Марий Эл является средним для регионов Приволжского федерального округа.

На следующем слайде представлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению, по крупным городам Приволжского федерального округа. Следует отметить, что высокие тарифы на тепловую энергию в г. Волжске вызваны необходимостью исполнения решений коллегии по административным делам Арбитражного суда Российской Федерации по вопросу установления тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Марийская Теплосетевая Компания".

Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего
в городских населенных пунктах в домах со стационарными газовыми плитами, и потребителей, приравненных к населению, в Республике
Марий Эл являются средними среди регионов Приволжского федерального округа.

Рост тарифов на электрическую энергию для населения с 1 июля 2018 года предусмотрен в размере 104,9 процента. Более высокие темпы роста вызваны необходимостью снижения перекрестного субсидирования.

Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего
в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах
в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами или электроотопительными установками, в Республике Марий Эл также являются средними среди регионов Приволжского федерального округа. Практически во всех регионах для данной группы потребителей применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифам
для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
для потребителей, не относящихся к населению, в Республике Марий Эл являются одними из самых высоких в Приволжском федеральном округе.

Конечная цена для данной группы потребителей государством
не регулируется и изменяется ежемесячно вследствие изменения цены приобретения электрической энергии на оптовом рынке. Конечные цены для данной категории потребителей включают в себя так называемое "перекрестное субсидирование", возникающее вследствие разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения. Таким образом, на федеральном уровне закреплено дотирование бюджетными
и промышленными потребителями льгот для населения. Чем больше доля населения, тем выше тарифы для промышленных и бюджетных потребителей. Отсутствие в Республике Марий Эл крупных промышленных потребителей является основной причиной одних
из наиболее высоких в Приволжском федеральном округе цен
на электрическую энергию для промышленных потребителей.

С 1 июля 2018 года в Республике Марий Эл произойдет снижение регулируемых на уровне субъектов Российской Федерации составляющих конечной цены на электрическую энергию для потребителей,
не относящихся к населению. Будут снижены на 1 процент тарифы
на передачу электрической энергии. Также будут снижены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика – ПАО "ТНС энерго Марий Эл".

Цены на природный газ, реализуемый населению, в настоящее время не пересмотрены, так как Федеральной антимонопольной службой
не утверждены составляющие для расчета цены: оптовая цена газа, тариф на транспортировку по газораспределительным сетям и тариф
за снабженчески-сбытовые услуги.

Прогнозный рост тарифов также ожидается в пределах инфляции.

Тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов в Республике Марий Эл являются средними среди регионов Приволжского федерального округа. В связи с изменением федерального законодательства данные тарифы будут пересмотрены после предоставления расчетов региональными операторами.

Более подробная информация о тарифах размещена на официальном сайте Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Дмитрий Борисович.

Будут ли вопросы к Дмитрию Борисовичу?

Пожалуйста, депутат Карташов Александр Анатольевич.

Карташов А.А. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 21).

Первое. Слишком мелкий текст на слайдах. Надо раздавать материалы в таких случаях. Ведь все запомнить нельзя.

Второе. По электроэнергии. Понятно, что промышленность у нас
в тяжелейшем состоянии. И строители тоже.

Мы пытались от Государственного Собрания Республики Марий Эл сделать запрос в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Нам ответили, что все отрегулируют. Но, насколько я вижу
по цифрам, они незначительно изменились, и то, я думаю, это касается сбытовых компаний, я думаю, их наценки уменьшились. Правильно
я понял? На один процент стали тарифы меньше.

Как можно строить бизнес в Республике Марий Эл, особенно малый, с такими тарифами?

Во-вторых. Как нам конкурировать? Конкуренты вообще уже
"на голову наступают" строителям и дорожникам. Нас ведь "задавят".
Надо что-то делать.

Депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл хотя бы попытались что-то сделать, помочь. Все-таки ситуация действительно сложная.

Пугачев Д.Б.

Я так понимаю, это был даже больше не вопрос, а комментарий
к моему докладу, но я позволю себе сказать два слова, по поводу незначительности тех решений, которые принимал субъект в той части, которую вправе регулировать.

Если смотреть структуру себестоимости тарифа, то решения, принятые на уровне субъекта, касались примерно порядка 45% доли конечной цены. Я говорю о сбытовой надбавке и о транспортных затратах на электроэнергию и логистику. Это суммарно 45% - та часть, на которую влияет регулятор.

Есть и другие составляющие, о которых я тоже говорил,
это в первую очередь цена оптового рынка, которая на сегодняшний момент неизвестна никому. Заглянуть в будущее сложно.

Председательствующий.

Еще вопросы есть?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 9).

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Пугачев Д.Б.

У меня с собой таких данных нет. Этот вопрос выходит за рамки рассматриваемого вопроса, но по той информации, которую помню,
у нас нет статистического снижения доли предпринимателей по отношению к цифрам предыдущего отчетного периода.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Семенов Николай Федорович.

Семенов Н.Ф. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Пугачев Д.Б.

Я, если позволите, попрошу ответить Михаила Николаевича.

Полубарьев М.Н. (исполняющий обязанности заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики
Марий Эл).

Конечные цены для прочих потребителей меняются ежемесячно, поскольку значительную часть в конечной цене на электрическую энергию занимает стоимость покупки электрической энергии на оптовом рынке, цена на которую ежемесячно меняется. На сайтах сбытовых компаний
вы можете найти конечные цены. Но это не одна цена, у нас четыре уровня напряжения и шесть категорий потребителей, не относящихся к населению. Поэтому некорректно сравнивать стоимость высокого напряжения в одном регионе у завода и конечную стоимость для малого бизнеса в другом регионе. Если сравнивать цены, то нужно сравнивать корректно. По одному уровню напряжения и потребителя. Средневзвешенные цены по Республике Марий Эл примерно на 10-15% выше, чем в Чувашской Республике,
но они не являются самыми высокими в Приволжском федеральном округе. В Нижегородской области цены выше.

Семенов Н.Ф.

Объясните тогда. Мы, малое предприятие в Волжске, платим
8 рублей за киловатт, такое же предприятие в Зеленодольске платит 4 рубля 50 копеек за киловатт. Откуда такая разница?

 

Полубарьев М.Н.

У меня таких сведений нет. Чтобы разница составляла почти 200%.

Может, тариф 4 рубля 50 копеек для низкого напряжения?

Семенов Н.Ф.

Мы – малое предприятие, мы сколько потребляем электроэнергии,
за столько и платим. Высокое или низкое напряжение…

Полубарьев М.Н.

Потребитель может значительно снизить свой тариф, если просчитает свой вариант расходования электроэнергии.

Семенов Н.Ф.

Если просчитать, то люди уже уходят в другие регионы.

Полубарьев М.Н.

В организациях каждый энергетик имеет возможность просчитать свой тариф и снизить цену на электроэнергию. Правильный выбор категории потребителя может снизить конечную цену на 1-2 рубля.

И последнее. Основной причиной завышенных цен на электроэнергию является большая численность населения. Если население с учетом сельского в среднем платит 2 рубля 50 копеек, то, естественно, разница
в цене ложится на предпринимателей. В Республике Марий Эл доля населения составляет 35%, а в Республике Татарстан – 15%.

Семенов Н.Ф.

Лучше бы пенсионерам платили достойно, и не надо было бы тратить 800 млн рублей ежегодно с нашего республиканского бюджета
на инвестиционные нужды.

Второе. Я так и не понял, почему вся страна строила электростанции, в том числе и Чебоксарскую гидроэлектростанцию, а пользоваться мы
ею не можем. Дмитрий Борисович, я Вам в прошлом году уже говорил,
что в Республике Марий Эл цена на металл на 3-4 тысячи дороже,
чем в Чебоксарах. У нас нет развития предпринимательства.

 

Председательствующий.

Спасибо, Дмитрий Борисович, за доклад.

Рассматривается третий вопрос.

3. Плата граждан за жилищные и коммунальные услуги в 2018 году.

Слово предоставляется заместителю министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Павловой Светлане Евгеньевне.

Павлова С.Е.

Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Структура платы за жилищно-коммунальные услуги.

Структура и состав платы за жилищно-коммунальные услуги определены статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо четко различать коммунальные и жилищные услуги.

Плата граждан за коммунальные услуги подлежит государственному регулированию. Перечень коммунальных услуг определен статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и является закрытым, дополнению и расширению не подлежит.

На сегодняшний день коммунальные услуги – это: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение. Тарифы на данные услуги регулируются уполномоченным органом - Министерством экономического развития
и торговли Республики Марий Эл (Департаментом тарифного регулирования).

Вместе с тем, необходимо отметить, что определение порядка начисления платы за коммунальные услуги является исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации. Данные вопросы регулируются постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2011 года № 354.

В структуре платы за коммунальные услуги преобладающую долю занимает услуга по отоплению:

55 % - отопление;

12 % - горячая вода;

10 % - электроэнергия;

8 % - водоотведение;

8 % - газоснабжение;

7 % - холодная вода.

С 1 января 2019 года появится новая коммунальная услуга - плата
за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с проведенными расчетами максимальной приведенной стоимости услуги регионального оператора в области обращения ТКО для проведения конкурсного отбора региональных операторов были использованы следующие расценки в расчете
на 1 потребителя:

1 зона деятельности – 95,84 руб./чел.;

2 зона деятельности – 81,33 руб./чел.

Однако говорить о прогнозном изменении стоимости платы в области обращения ТКО преждевременно. В соответствии с протоколом Правительства Российской Федерации от 13 марта 2018 года (ДК-П9-39пр) после принятия постановления Правительства Российской Федерации
по внесению изменений в нормативные правовые акты, а именно
по семикратному уменьшению ставки платы за негативное воздействие
на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
4 класса на 2018 год, тарифы для операторов будут пересмотрены в части учтенных расходов по плате за негативное воздействие.

4 – малоопасные.

Степень наносимого вреда – низкая.

Примеры материалов/веществ/товаров: мусор от строительства, бытовой мусор, не подвергшийся сортированию, покрышки, битумные, асфальтные отходы, чернометаллическая пыль, картонные и бумажные остатки, рубероид, перьевые остатки, навоз.

Состав жилищных услуг для населения включает в себя:

для нанимателей: плата за управление МКД, плата за текущий ремонт МКД, плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Ставки (тарифы) на все перечисленные платежи регулируются органами местного самоуправления;

для собственников: плата за управление МКД, плата за текущий ремонт МКД, плата за капитальный ремонт. При этом плата
за содержание и ремонт жилого помещения носит экономически обоснованный характер и утверждается собственниками помещений
в МКД на общем собрании собственников. Минимальный размер платы
за капитальный ремонт утверждается субъектом Российской Федерации, при этом он может быть пересмотрен собственниками в сторону увеличения.

О росте платы граждан с 1 июля 2018 года.

В соответствии с действующим законодательством с 1 июля 2018 года в Республике Марий Эл произойдет рост тарифов за коммунальные услуги для населения.

Рост платы за коммунальные услуги возможен один раз в год (сейчас пограничная дата - 1 июля), и допускается не выше максимально допустимого предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги (статья 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что плата за коммунальные ресурсы,
используемые в целях содержания ОИ в МКД, входит в состав жилищных услуг и не ограничивается предельными индексами роста платы граждан
за коммунальные услуги.

Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для граждан установлены способы определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, предусматривающие последующий перерасчет размера таких расходов исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На сегодня такой порядок отсутствует, в связи с чем потребители
не могут воспользоваться своим правом на проведение перерасчета
при начислении платы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, исходя из нормативов потребления
или исходя из среднемесячного потребления коммунальных ресурсов.

С 3 апреля текущего года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, дающие возможность потребителям коммунальных услуг переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Для этого собственники помещений в многоквартирном доме должны принять и оформить соответствующее решение на общем собрании собственников.

Аналогичное решение без согласия собственников вправе самостоятельно принять ресурсоснабжающая организация. Такое право предусматривается в случаях, когда управляющая организация недобросовестно исполняет обязанности по оплате потребленных коммунальных ресурсов и накопленная задолженность составляет размер, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательства по оплате потребленных ресурсов.

Необходимо отметить, что переход на прямые договоры не влечет
за собой для конечного потребителя (населения) роста платежей
за коммунальные услуги.

Об обеспечении исполнения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2018 года.

Во исполнение установленных ограничений Законом Республики Марий Эл от 4 декабря 2017 года № 61-З "О льготных тарифах
на тепловую энергию на территории Республики Марий Эл и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по утверждению льготных тарифов
на тепловую энергию, потребляемую на цели отопления и горячего водоснабжения. Утверждение льготных тарифов на тепловую энергию позволяет сохранять рост совокупного платежа граждан в благоустроенном жилищном фонде в границах предельного роста.

Такая практика применяется с 1 января 2018 года и, необходимо отметить, дает положительные результаты.

Законом Республики Марий Эл № 61-З Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл наделено полномочиями по предоставлению субвенций органам местного самоуправления, которые в последующем направляются теплоснабжающим организациям на погашение выпадающих убытков в связи с возникающей межтарифной разницей при применении льготных тарифов на тепловую энергию.

Всего за первое полугодие 2018 года теплоснабжающим организациям на возмещение межтарифной разницы направлено 409 млн рублей (начисления за январь - апрель 2018 г.), срок предоставления субвенций за начисления в мае 2018 года - до конца июня 2018 года.

Следует отметить, что на сегодняшний день у Республики Марий Эл (республиканского бюджета Республики Марий Эл) отсутствует просроченная задолженность по возмещению межтарифной разницы, связанной с применением льготных тарифов на тепловую энергию,
за 2018 год.

Всего на 2018 год Законом Республики Марий Эл от 1 декабря
2017 года № 53-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено
755,5 млн рублей.

На сегодняшний день, исходя из текущего потребления, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл прогнозирует, что данных средств будет достаточно на 2018 год.

Что касается задолженности прошлых лет по возмещению межтарифной разницы, то в 2018 году на ее погашение дополнительно направлено 143 млн рублей (остаток задолженности на сегодняшний день составляет 376,4 млн рублей).

Что будет, если рост совокупного платежа за коммунальные услуги превысит 5,6 процента?

Если, несмотря на применение льготных тарифов, у некоторых потребителей рост совокупного платежа за коммунальные услуги превысит установленные ограничения, они вправе получить компенсацию на сумму превышения через органы социальной защиты по месту жительства.

Предоставление такой компенсации практикуется в республике
с 2014 года. Гражданам предоставляется компенсация на сумму фактически подтвержденного превышения размера платы над установленным максимальным (предельным) индексом. Предоставление осуществляется центрами предоставления мер социальной поддержки населению
в городах и районах Республики Марий Эл.

Таким образом, в случае превышения с 1 июля 2018 года предельного индекса 5,6 процента рост платы свыше указанного индекса в заявительном порядке будет компенсироваться центрами предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Светлана Евгеньевна.

Будут ли вопросы к Светлане Евгеньевне?

Пожалуйста, депутат Семенов Николай Федорович.

Семенов Н.Ф. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

Светлана Евгеньевна, будьте добры ответить по поводу индивидуального отопления. Вы знаете этот вопрос. Вы говорили, что с 1 июля должно быть распоряжение Правительства Российской Федерации, по которому население с индивидуальным отоплением будет платить только за общедомовые нужды. Что-то изменилось или все уже забылось?

Павлова С.Е.

На сегодняшний день ничего не изменилось. Все остается как прежде. Да, действительно, проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации приходил в наш адрес и в адрес, по-моему, Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики
Марий Эл, и мы направляли его в адрес Департамента жилищного надзора Республики Марий Эл. Мы его смотрели, мы писали по нему заключение, но на сегодняшний день данные изменения пока в постановление № 354 не внесены и все остается по-прежнему. То есть жители с индивидуальным отоплением также должны платить за централизованное теплоснабжение.

Семенов Н.Ф.

Здесь есть небольшой нюанс. Сейчас на тех людей, которые имеют это индивидуальное отопление, выписываются судебные приказы.
Мы посоветовали этим людям идти к мировому судье и писать отказ,
что за это отопление неправильно начислены суммы.

Ко мне приходила одна женщина. Она живет на пятом этаже.
На четвертом этаже ведущие к ней трубы отрезаны. А к ней приходят квитанции за отопление. Пусть снабжающие организации доказывают,
что она потребила эту тепловую энергию.

Павлова С.Е.

Дело все в том, что по этому вопросу были судебные рассмотрения
и есть решение Верховного Суда Республики Марий Эл и Верховного Суда Российской Федерации.

Семенов Н.Ф.

Но это когда обращается тот человек, которому начислили плату. Пусть теперь сама теплоснабжающая организация доказывает,
что она предоставила эту услугу. Мы ведь все понимаем, что это неправильно. И все равно дело так и стоит на месте.

Павлова С.Е.

Вы знаете, нельзя так сказать, что неправильно. Есть такие ситуации, когда, например, жители переходят на индивидуальное отопление,
но у них, допустим, в ванной комнате стоит змеевик, который осуществляет подачу горячего водоснабжения, либо от отопления. Эта квартира находится в середине дома, и поэтому этот змеевик никак в квартире
не отрезан, он точно так же осуществляет подачу тепловой энергии в этой квартире. И расходы действительно доказать можно. Если верхние этажи, то здесь я еще могу согласиться, а если это средние этажи с индивидуальным отоплением, то стояки в любом случае проходят по квартире и они отдают тепловую энергию.

Семенов Н.Ф.

Светлана Евгеньевна, когда все это делалось, до 2010 года,
до знаменитого 354-го постановления Российской Федерации, все организации, теплоснабжающие, подписывали эти документы. Подписывали, а теперь начинают искать какие-то нюансы. Надо что-то решать. Если люди платят добросовестно, они обязаны платить только за то, что они получили.

Павлова С.Е.

К сожалению, это решать может только Правительство Российской Федерации, потому что эта плата граждан регулируется исключительно Правительством Российской Федерации. Мы на своем уровне никакой документ принять не сможем. Этот документ будет отменен.
Это не в нашей компетенции.

Семенов Н.Ф.

Можно еще вопрос?

Светлана Евгеньевна, может, я немного не так понял. То есть сейчас любой жилец, в принципе, может с этой ресурсоснабжающей организацией заключить договор?

Павлова С.Е.

Да. Если это принято общим решением собственников многоквартирного дома. Если они приняли решение о переходе на прямые договора, то весь дом переходит на прямые договора. Они направляют копию данного решения в ресурсоснабжающую организацию, оригинал направляется в Департамент государственного жилищного надзора. Ресурсоснабжающая организация имеет право дать отсрочку на переход
на прямые договора, но не более трех месяцев. Дальше она обязана
эти прямые договора заключить. Но это не значит, что жители должны подписывать бумаги. Договор заключается в конклюдентной форме.
То есть это тогда, когда начисляется оплата, предоставляется услуга
и договор считается заключенным.

Председательствующий.

Еще вопросы.

Пожалуйста, депутат Ремнев Евгений Алексеевич.

Ремнев Е.А. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России").

Светлана Евгеньевна, скажите, пожалуйста, кто избран региональным оператором Республики Марий Эл?

Павлова С.Е.

У нас два региональных оператора. По одной зоне деятельности – Горномарийский район и город Козьмодемьянск – определен ООО "Чистый город" города Козьмодемьянска. А вся остальная территория Республики Марий Эл – ООО "Благоустройство".

Ремнев Е.А.

Еще один вопрос. Как ведется работа по разработке электронной модели территориальных схем, которые позволяют смотреть, сколько будет стоить тариф?

Павлова С.Е.

Схема и разработка данной модели – этот процесс проводится,
но это относится к компетенции Министерства природных ресурсов
и экологии Республики Марий Эл. Работы им ведутся, но на какой стадии, я не могу Вам ответить. Причем региональные операторы активно принимают участие в этой работе.

Ремнев Е.А.

Спасибо.

Председательствующий.

Еще вопросы.

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.  

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 2).

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Павлова С.Е.

Отдельным категориям граждан и тем гражданам, у которых платеж за жилищно-коммунальные услуги превышает 20% совокупного дохода семьи, выплачивается Министерством социального развития Республики Марий Эл компенсация. Еще предусматриваются льготы инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. Вопрос только в том, что когда идет накопленная задолженность, тогда действительно здесь имеют место быть отключения. Но отключения на сегодняшний момент возможно осуществить только по электрической энергии и по газоснабжению.
Мы даже неоднократно на это обращаем внимание, когда рассматриваем долги населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Хочу отметить, что долги по оплате коммунальных услуг и, в частности, газоснабжения
и электроснабжения, они незначительные, и если и имеют тенденцию
к увеличению, то в определенные моменты, особенно в летний период,
они имеют тенденцию к снижению. А вот коммунальные
услуги, такие,
как отопление, холодная вода, невозможно отключить. Содержание жилья тем более нельзя отключить. Поэтому здесь задолженность населения растет. И люди в тяжелой ситуации, конечно, не платят, но услуги им не отключаются. Могут отключить только электричество и газ.

Севастьянов В.В.

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Павлова С.Е.

Я не буду отвечать на этот вопрос.

Председательствующий.

Спасибо, Светлана Евгеньевна.

Давайте последний вопрос.

Пожалуйста, депутат Смирнов Александр Алексеевич.

Смирнов А.А. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Павлова С.Е.

К сожалению, это не относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Плата граждан, установление тарифов, с человека либо с квадратного метра – это все установлено законодательством Российской Федерации.

Зубков Г.Г.

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Павлова С.Е.

Этот вопрос не ко мне. Это, скорее всего, к Конституционному суду,
на предмет соответствия законодательства. Мы со своей стороны законодательство не нарушаем. Мы его исполняем.

Те суммы, которые я вам назвала, это максимальные суммы.
Они использовались по выбору регионального оператора. Это не установленные тарифы. Я уже отмечала, что сейчас эти тарифы будут пересмотрены, поскольку происходит семикратное снижение затрат на размещение расходов. Семикратное снижение – это одно из составляющих в затратах, поэтому тарифы будут пересмотрены.

Председательствующий.

Последний вопрос.

Пожалуйста, депутат Вахитова Екатерина Динаровна.

Вахитова Е.Д. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

В связи с появлением региональных операторов предусмотрены
ли законодательством обязанности по реализации инвестиционных программ на собранные деньги или нет? То есть строительство мусоросжигающего завода, оборудование свалок. Это в продолжение вопроса: куда будут направлены вот эти аккумулированные денежные средства?

Павлова С.Е.

Это предусмотрено по всем ресурсоснабжающим организациям.

Вахитова Е.Д.

Каждому будет утверждаться инвестиционная программа?

Павлова С.Е.

Также возможно заключение концессионного соглашения,
это все предусмотрено.

Председательствующий.

Спасибо, Светлана Евгеньевна.

Рассматривается четвертый вопрос.

4. О повышении цен на горюче-смазочные материалы в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Козелу Павлу Анатольевичу.

Козел П.А.

Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

На территории Республики Марий Эл услуги по розничной реализации автомобильного бензина оказывают многочисленные хозяйствующие субъекты, среди которых ООО "Ника", ООО "Лукойл-Волганефтепродукт", ООО "Бекар", ООО "Татнефть-АЗС Центр".

По результатам мониторинга установлено, что в период с января
до начала апреля 2018 года цена на бензин марки АИ-92, АИ-95, дизельное топливо была неизменной. Так, стоимость бензина марки АИ-92 составляла от 36,50 рубля (ООО "Ника") до 38,34 рубля (ООО "Лукойл-Волганефтепродукт"), бензина марки АИ-95 – от 38,40 рубля
(ООО "Ника") до 41,64 рубля (ООО "Лукойл-Волганефтепродукт"), дизельного топлива – от 35,90 рубля (ООО "Ника") до 41,90 рубля
(ООО "Татнефть-АЗС Центр").

В указанный период стоимость бензина в Республике Марий Эл существенно не отличалась от показателей Приволжского федерального округа.

Например, в Республике Чувашия цена бензина АИ-92 составляла 37,60 руб., в Нижегородской области – 37,50 руб., в Кировской области – 37,95 руб. Средняя по региону стоимость АИ-92 зафиксирована на уровне 37,54 руб. за 1 литр.

Также цена за 1 литр бензина АИ-95 в Республике Чувашия составила 40,50 руб., в Нижегородской области – 40,30 руб., в Кировской области – 40,45 руб. Средняя по региону стоимость АИ-95 составляла
40,52 руб.

Средняя стоимость дизельного топлива в рассматриваемый период по региону зафиксирована на уровне 40,61 руб.

В апреле 2018 года в республике произошло увеличение стоимости автомобильного бензина марки АИ-92 до 39,54 рубля, марки АИ-95 –
до 42,34 рубля, дизельного топлива – до 42,79 рубля у ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" по сравнению с предыдущими периодами.

В мае 2018 года стоимость бензина увеличивалась каждую неделю. Так, вначале месяца автомобильный бензин марки АИ-92 составлял
от 37,40 рубля (ООО "Ника") до 39,54 рубля (ООО "Лукойл-Волганефтепродукт"), бензин марки АИ-95 – от 38,90 рубля до 42,34 рубля, дизельного топлива – от 36,50 рубля до 42,79 рубля.

В конце мая 2018 года стоимость автомобильного бензина марки АИ-92 составляла от 39,70 рубля (ООО "Ника") до 41,99 рубля
(ООО "Бекар"), марки АИ-95 – от 41,40 рубля (ООО "Ника") до 44,74 рубля (ООО "Лукойл-Волганефтепродукт"), дизельного топлива – от 39,40 рубля
до 45,19 рубля.

В указанный период средняя стоимость по региону автомобильного бензина марки АИ-92 составила 41,12 руб., например, в Нижегородской области – 42,90 руб., в Кировской области – 43 руб., в Республике Татарстан – 40,50 руб. Указанные показатели незначительно отличаются
от средних показателей по республике (40,85 руб.).

По состоянию на 10 июня 2018 года стоимость автомобильного бензина марки АИ-92 варьируется от 40,70 рубля (ООО "Ника")
до 40,99 рубля (ООО "ИК "Бекар"), марки АИ-95 – от 42,30 рубля
(ООО "Ника") до 43,85 рубля (ООО "Татнефть-АЗС Центр"), дизельного топлива – от 40,40 рубля (ООО "Ника") до 44,99 рубля (ООО "Бекар").

Таким образом, стоимость бензина на сегодняшний момент
по сравнению с ценами на январь 2018 года изменилась незначительно. Так, цена на бензин марки АИ-92 увеличилась на 8%, марки АИ-95 – на 7%, дизельного топлива – на 8%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цена
на бензин марки АИ-92 в среднем возросла на 12% (средняя цена ранее 35,85 рубля), марки АИ-95 – возросла на 11% (средняя цена ранее
38,30 рубля), дизельного топлива – возросла на 20% (цена ранее 34,05 рубля).

В середине июня средняя стоимость в Приволжском федеральном округе по марке бензина АИ-92 составила 41,55 руб. При этом
в Нижегородской области стоимость указанной марки бензина составила 42,90 руб., в Кировской области – 44 руб.

Средние показатели стоимости бензина марки АИ-95 в регионе зафиксированы на уровне 44,02 руб.

Действующим законодательством Российской Федерации
не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции, исходя из стоимости произведенных затрат, связанных с реализацией, и необходимости получения прибыли
как основной цели предпринимательской деятельности.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу нефтепродуктов в республике, приобретают их у других лиц,
как непосредственных производителей (ООО "Лукойл-Волганефтепродукт"), либо у посредников (ООО "Волга-Ресурс"). Указанное также является одним из факторов увеличения цены в регионе.

Другими факторами, оказывающими значительное влияние
на формирование сложившихся цен, стали сезонный спрос на нефтепродукты, рост мировых цен, рост отраслевых издержек, фискальная политика государства, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.

Установление экономически не обоснованных цен на данные товары может быть рассмотрено как злоупотребление доминирующим положением. К хозяйствующему субъекту могут быть применены меры антимонопольного реагирования в виде возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписания и привлечения
к административной ответственности.

За 2018 год в антимонопольный орган не поступало заявлений
о повышении цен на бензин, реализуемый в качестве моторного топлива.

В настоящее время Марийским УФАС России в целях обеспечения стабильной ситуации на розничном рынке нефтепродуктов осуществляется ежедневный мониторинг цен на бензин. Анализ ценовой ситуации
на постоянной основе направляется в ФАС России.

При этом в указанный период в Марийское УФАС России поступило 2 заявления на увеличение цены на газ, реализуемый в виде моторного топлива. Одно из заявлений не содержало сведений о нарушителе, поэтому было оставлено без рассмотрения. Вместе с тем заявителю было предложено повторно обратиться в антимонопольный орган с указанием полных сведений о лице. Однако повторно аналогичного рода заявление
не поступало.

По результатам рассмотрения второго заявления Марийским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО "Татнефть АЗС-Центр"
по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены на газ, используемый в качестве моторного топлива. Так, в декабре 2017 года стоимость реализации данного товара выросла с 15,50 рубля до 17 рублей за 1 литр при уменьшении оптовой цены на газ и отсутствием дополнительных затрат общества.

В рамках рассмотрения дела исследуется рентабельность общества, которая значительно выше, чем рентабельность по реализации горюче-смазочных материалов на территории Республики Марий Эл со стороны всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Спасибо за внимание.

Председательствующий.

Будут ли вопросы к Павлу Анатольевичу?

Пожалуйста, депутат Карташов Александр Анатольевич.

Карташов А.А. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 21).

Цена битума возросла на 30%. Нам нужно к вам обращаться
или куда? Если я к вам обращусь, мое обращение куда дальше пойдет?

Козел П.А.

Если Вы обратитесь к нам с данным заявлением, мы исследуем рынок. Если рынок будет наш, республиканский…

Карташов А.А.

Не республиканский.

Козел П.А.

Если не республиканский, то будут исследованы границы данного рынка. Если границы данного рынка шире, чем один субъект, то обращение будет перенаправлено в ФАС России в рамках подведомственности.

Карташов А.А.

Вами переправлено?

Козел П.А.

Нами.

Если Вы к нам обращаетесь и мы приходим к выводу, что этим должен заниматься ФАС России, то мы сами в установленные сроки, обычно это в пределах недели, перенаправляем в ФАС России, и они дальше занимаются обращением.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному округу № 9).

(По техническим причинам вопроса не слышно.)

Козел П.А.

В наше Управление поступали обращения. По данным фактам была проведена работа, были проверены все составляющие, но по итогам рассмотрения признаков нарушения законодательства мы не установили. Соответствующие ответы всем были даны. Я не могу сейчас Вам рассказать всю аналитику, которая была приведена, обращения рассматривались не день, не два и не неделю. Собиралась информация, кроме того, мои коллеги уже Вам озвучили, как формируется цена на электрическую энергию.

Председательствующий.

Спасибо, Павел Анатольевич.

Еще вопросы есть?

Нет.

Программа Дня депутата выполнена. Я всех благодарю за участие, за доклады.

Тридцать седьмая сессия состоится 21 июня 2018 года в 10 часов в большом зале.

Спасибо всем за участие.

До свидания.