СТЕНОГРАММА Дня депутата
8 ноября 2017 года
Выездной День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Министерства финансов Республики Марий Эл по теме "О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков. Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые участники выездного Дня депутата! В соответствии с Программой подготовки и проведения тридцать третьей бюджетной сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва сегодня проводится выездной сорок второй День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл. В работе выездного Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Трухин Сергей Николаевич, временно исполняющий обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощин Алексей Анатольевич, временно исполняющий обязанности министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачёв Дмитрий Борисович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Марий Эл Мухаметгалиев Фанис Харисович, начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований, регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Баялина Татьяна Николаевна, заместитель Председателя Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Акчурин Илья Леонтьевич, члены республиканской трехсторонней комиссии, работники Министерства финансов и Министерства, промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, специалисты Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты, корреспонденты. Председательствующий. Уважаемые депутаты и приглашенные! Программа Дня депутата у вас имеется. Приступаем к работе. Рассматривается первый вопрос. 1. Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Слово предоставляется временно исполняющему обязанности министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачеву Дмитрию Борисовичу. Пугачёв Д.Б. Добрый день. Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты и приглашенные! Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны на основе параметров прогноза развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом анализа внешней ситуации и внутренних процессов, происходящих в различных отраслях экономики республики. Для разработки прогнозных показателей использованы данные отраслевых министерств, прогнозы развития муниципальных образований и ведущих предприятий республики. Прогноз разработан в двух вариантах: базовом и целевом. Базовый вариант учитывает сложившиеся тенденции, факторы роста и ограничения экономического развития. При благоприятных макроэкономических условиях развития экономики, роста инвестиционного и потребительского спроса может быть реализован целевой вариант. Для формирования республиканского бюджета Республики Марий Эл принят базовый вариант, рекомендованный Правительством Российской Федерации. Исходя из итогов работы за прошедший период текущего года, проведена оценка основных показателей до конца 2017 года и разработан прогноз на среднесрочный период. Оценивая экономическую ситуацию в целом, объем валового регионального продукта по итогам за 2017 год составит более 170 млрд рублей, или 100,5 % к уровню 2016 года. Доля промышленности в общем объеме валового регионального продукта составит 33 %, сельского хозяйства - 18 %, торговли, транспорта и связи - порядка 10 %. В 2018 - 2020 годах среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 101,5 %. При сохранении спрогнозированных темпов роста валового регионального продукта, учитывающего развитие всех отраслей экономики, объем ВРП в 2020 году достигнет 197 млрд рублей. Отдельно остановлюсь на развитии основных секторов экономики, определяющих динамику валового регионального продукта. В текущем году в республике наблюдается рост промышленного производства. За 9 месяцев 2017 г. организациями промышленного комплекса отгружено продукции на сумму 117,6 млрд рублей, индекс производства составил 107,6 %. Наибольший рост достигнут в производстве электронных и оптических изделий - 164 % к аналогичному периоду 2016 года, текстильных изделий - 140 %, обуви - 122 %, производстве готовых металлических изделий - 116 %, производстве бумаги и бумажных изделий - 110 %. Продолжают стабильно работать и обеспечивать прирост производства предприятия: АО «Марийский машиностроительный завод», ОАО «Марийский ЦБК», АО «Красногорский завод «Электродвигатель», АО «Контакт», АО «НПО Таврида Электрик», АО «Завод «Копир», ООО НПФ «Геникс», ООО «Технотех», АО «Волжский электромеханический завод», АО «Завод Искож», ЗАО «Портал», ЗАО «Сернурский сырзавод» и другие. Исходя из положительных итогов работы за 9 месяцев 2017 г., с учетом стабильной работы действующих предприятий, включая оборонно-промышленный комплекс республики, ожидается, что индекс промышленного производства по итогам за 2017 год составит не менее 104 %, объем отгруженной промышленной продукции – более 158,0 млрд рублей. Позитивная динамика развития основных отраслей промышленности в 2018 - 2020 годах позволит сохранить среднегодовой темп прироста производства в пределах 2 % в год. Рост производства в промышленности будет определяться в первую очередь обрабатывающими производствами - это предприятиями по производству пищевых продуктов, нефтепродуктов, производству электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции. Большое влияние на общеэкономическую динамику развития республики оказывает сельское хозяйство. По итогам за
9 месяцев 2017 г. объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств
составил 35,6 млрд рублей, или 96,2 % в сопоставимой оценке к 9 месяцам
2016 г., при этом По оценке за 2017 год объем
производства продукции сельского хозяйства составит более 45 млрд рублей,
что превысит уровень 2016 года на 0,3 %. В среднесрочной перспективе
рост сельскохозяйственного производства сохранится в пределах 100,3 % в
год, объем производства Положительная динамика развития отрасли будет обеспечена за счет реализации инвестиционных проектов ЗАО Племзавод «Шойбулакский», ООО «Птицефабрика Акашевская», СПК «Звениговский», ООО «Лукоз», ЗАО «Сернурский сырзавод», ЗАО ПЗ «Семеновский» и других. Развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором роста экономики республики. Прогноз
развития малого и среднего предпринимательства на 2018 год Мероприятия, проводимые организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будут содействовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, привлечению инвестиций, сохранению и созданию рабочих мест. По прогнозу число
занятых на малых и средних предприятиях На потребительском рынке республики в текущем году наблюдается восстановление потребительского спроса. За 9 месяцев
2017 г. оборот розничной торговли увеличился На стабилизацию
потребительского рынка оказывает влияние замедление роста потребительских
цен. На 1 ноября 2017 г. уровень инфляции составил 1,9 %, что ниже
соответствующего периода 2016 года на 2,5 процентных пункта (на 1 ноября 2016
г. - 4,4 %). По оценке до конца 2017 года
тенденция роста оборота розничной торговли сохранится, Развитие
потребительского рынка в среднесрочном периоде будет определяться ростом
реальных денежных доходов населения. Ежегодный прирост оборота розничной
торговли составит порядка 1 процента. Индекс потребительских цен в период до
2020 года прогнозируется на уровне Одним из показателей эффективности работы основных отраслей экономики является полученная предприятиями прибыль. За 8 месяцев текущего года с прибылью сработали 68,6 % крупных и средних организаций, сумма полученной прибыли составила 9,7 млрд рублей. Наибольшая прибыль получена по видам деятельности «Обрабатывающие производства» (78 % от общей суммы прибыли) и «Сельское хозяйство» (12 %). По оценке за 2017 год сумма полученной прибыли по полному кругу предприятий составит порядка 17,0 млрд рублей с ростом на 17 % относительно уровня 2016 года. Ожидаемое
снижение прибыли в 2018 году по виду деятельности «Производство компьютеров,
электронных и оптических изделий» По прогнозу в среднесрочном периоде ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности организаций. В 2018 году объем инвестиций в основной капитал составит 19,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах больше оценки 2017 года на 0,5 %, в последующие два года объем инвестиций будет расти в пределах 102 %. Рост будет обеспечен
реализацией инвестиционных проектов Правительством
Республики Марий Эл на постоянной основе осуществляется
взаимодействие с потенциальными инвесторами по вопросам инвестирования
в экономику Республики Марий Эл. В этой связи в августе 2017 г. в г. Йошкар-Оле проведен
первый межрегиональный экономический форум «Время возможностей», в
рамках которого подписаны соглашения В строительном комплексе республики в среднесрочной перспективе развитие будет определяться уровнем инвестиционного и потребительского спроса, возможностями частного и бюджетного финансирования нового строительства. Прогнозируется, что в
2018 году объем работ, выполненных В 2018 - 2020 годах прогнозируется ежегодное увеличение объемов ввода жилья не менее чем на 5 тыс. кв. метров в год. В 2018 - 2020 годах на фоне восстановления темпов роста экономики прогнозируется повышение доходов населения республики. Среднедушевые
денежные доходы населения республики по прогнозу
увеличатся с 20,4 тыс. рублей в 2018 году до 23 тыс. рублей в 2020
году. Рост среднедушевых денежных доходов прогнозируется в основном Прогнозируется, что
среднемесячная заработная плата работающих вырастет с 26,3 тыс. рублей в
2018 году до 29,4 тыс. рублей в 2020 году. Таковы основные показатели прогноза
на 2018 - 2020 годы Усилия органов исполнительной власти республики, муниципальных образований в предстоящие годы должны быть направлены на достижение принятых показателей прогноза, что позволит обеспечить устойчивое развитие экономики и сохранить социальную стабильность в республике. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Борисович. Будут ли вопросы к Дмитрию Борисовичу? Пожалуйста, депутат Баширов Хамза Касымович. Баширов Х.К.
(депутат по одномандатному избирательному Уважаемый Дмитрий Борисович, в Вашем докладе и пояснительной записке отрасль строительства отражается почему-то неполно. Во-первых. В течение 2018 года и до 2020 года это 10-11 млрд рублей инвестиций, 480-490 кв. м жилья и, кроме жилья, больше ничего нет. Если эти квадратные метры умножить на себестоимость квартиры квадратного метра, 25 тыс. рублей, это уже 12,5 млрд рублей в год. Кроме жилья, ни в пояснительной записке, ни в докладе – у нас что, больше ничего строиться не будет? Пугачёв Д.Б. Я думаю, в эту цифру
инвестиций попадают и другие статьи, Баширов Х.К. Да ни из чего
складывается. Вот эта сумма и квадратные метры. Пугачёв Д.Б. В эту сумму включено не только строительство жилья. Чтобы это детализировать, надо посмотреть материалы. Председательствующий. Хорошо, Дмитрий
Борисович. Давайте вы подготовите материалы Еще вопросы к Дмитрию Борисовичу. Пожалуйста, депутат Карташов Александр Анатольевич. Карташов А.А.
(депутат по одномандатному избирательному По прогнозу у нас
есть инвестиции 2017 года, 2018 года, они
растут, и прогноз неплохой и по промышленности, и по селу. А если
брать бюджет и цифру 2019 года, то там идет проседание доходной части
бюджета. Пугачёв Д.Б. Проседание бюджета 2019 года? Это, наверное, вопрос к Торощину Алексею Анатольевичу, министру финансов Республики Марий Эл. Карташов А.А. Я просто спрашиваю прогноз. Он у Вас оптимистичный, а бюджет тогда почему с минусом? Торощин А.А. Александр
Анатольевич, действительно, вопрос, наверное, ко мне.
Карташов А.А. Не надо. Подожду Вашего доклада. Пугачёв Д.Б. Возвращаясь к этой тематике. Прогноз сделан базовый. Это те цифры, которые я озвучил, это базовый сценарий прогноза. Пессимистичные цифры. Председательствующий. Еще вопросы? Пожалуйста, депутат Баширов Хамза Касымович. Баширов Х.К.
(депутат по одномандатному избирательному Мы следующим вопросом на выездном Дне депутата будем рассматривать, наверное, бюджет Республики Марий Эл? Председательствующий. Да. Баширов Х.К. Вот одно из приложений к бюджету – это республиканская адресная инвестиционная программа Республики Марий Эл, которую представляет Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл. На сегодняшний день вот к этому бюджету республиканская адресная инвестиционная программа на 2018 год у нас имеется или нет? Мы можем её рассмотреть на комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл? Пугачёв Д.Б. Здесь ситуация такая. Мы на сегодняшний момент от Министерства финансов Республики Марий Эл не увидели итоговую, окончательную цифру по формированию республиканской адресной инвестиционной программы Республики Марий Эл. У нас есть некий выверенный механизм ранжирования того, как мы будем подходить к формированию республиканской адресной инвестиционной программы Республики Марий Эл. Как только Министерство финансов Республики Марий Эл доведет итоговую цифру, мы сможем выдать тот перечень объектов, которые войдут в республиканскую адресную инвестиционную программу Республики Марий Эл. Эту дату проговаривали с Торощиным Алексеем Анатольевичем ориентировочно после 17 ноября 2017 года, после второго чтения бюджета. Председательствующий. Речь идет о том, что
на первом этапе комитеты Государственного Собрания Республики Марий Эл будут
рассматривать бюджет Баширов Х.К. Я это почему
спрашиваю. В 2017 году бюджет был принят Торощин А.А. Давайте я на этом тоже остановлюсь в своем докладе. Председательствующий. Пожалуйста, депутат Смирнов Анатолий Васильевич. Смирнов А.В. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Дмитрий Борисович, у
меня к Вам вот какой вопрос. Когда Пугачев Д.Б. Действительно,
этот вопрос крайне актуальный и важный. Тенденция
эта нашла отражение в материалах прогноза социально-экономического развития
Республики Марий Эл. Мы видим эту ситуацию, и те шаги Председательствующий. Пожалуйста, депутат Козырев Александр Сергеевич. Козырев А.С.
(депутат по одномандатному избирательному В данном прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл я не увидел вообще даже намёка на программу развития молочного скотоводства Республики Марий Эл, которая предусматривает увеличение поголовья дойного стада до 30 тыс. голов. Как это будет отражено в данной программе? И как это будет отражено в обсуждаемом бюджете? И на какой стадии находится разработка этой программы молочного скотоводства? Пугачёв Д.Б. Спасибо за вопрос. Я
сказал о том, что сельское хозяйство – это одно Козырев А.С. Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл разработана
региональная программа развития молочного скотоводства, которая
предусматривает выделение отдельной строкой финансирования, для того чтобы
эта отрасль имела какое-то внимание. Пугачёв Д.Б. Отдельно эта строка не выделена, но цифры учтены. Председательствующий. Пожалуйста, Смирнова Людмила Сергеевна. Смирнова Л.С.
(заместитель министра сельского хозяйства Александр Сергеевич прав. На сегодняшний день в бюджетной заявке Министерства сельского хозяйства и продовольствия заявлены ассигнования на разработанный приоритетный проект – молочное скотоводство. Но на сегодняшний день пока ассигнований нет. Козырев А.С. Любая программа
подразумевает финансирование. Если нет финансирования, нет и программы, а
следовательно, и параметры,
Председательствующий. Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович. Севастьянов В.В.
(депутат по одномандатному избирательному Я слышал прогноз
учёных-экономистов и был за границей, Пугачёв Д.Б. В преддверии
наступления третьего тысячелетия была проблема Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, депутат Варченко Галина Григорьевна. Варченко Г.Г. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Дмитрий Борисович, в прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл в таблице №1 – перечень программ. Я правильно понимаю, что они будут работать в следующем году? В нем первая – программа развития здравоохранения на 2017 год. Эти программы будут работать? Пугачёв Д.Б. Да, все верно. Председательствующий. Еще вопросы? Нет. Спасибо, Дмитрий Борисович. Присаживайтесь, пожалуйста. Рассматривается второй вопрос. 2. О проекте закона Республики
Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 год и на
плановый период Слово предоставляется временно исполняющему обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощину Алексею Анатольевичу. Торощин А.А. Уважаемый Юрий
Александрович! Уважаемые депутаты На ваше рассмотрение вносится
проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 год и на
плановый период В соответствии с Бюджетным кодексом РФ проект консолидированного бюджета республики на 2018 - 2020 годы основан на прогнозе социально-экономического развития республики, основных направлениях налоговой и бюджетной политики, государственных (муниципальных) программах. Безвозмездные
поступления на следующий финансовый год предусмотрены в объеме 8,2 млрд рублей,
или с увеличением На 2018 - 2020 годы в целях стабилизации объема государственного долга прогнозируется бездефицитный консолидированный бюджет республики. Параметры
консолидированного бюджета республики по доходам Государственный долг
республики в предстоящем периоде Долговая нагрузка на бюджет составит 91,4 % при максимально допустимом Бюджетным кодексом пределе в 100 %. Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджета республики на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов произведено на основе прогноза социально-экономического развития республики. Основные показатели представлены на слайде. Прибыль прибыльных организаций спрогнозирована
Минэкономразвития
республики в 2018 году на
уровне 70,3% к оценке 2017 года (с учетом финансовых результатов деятельности в 2017 году крупного
предприятия Фонд оплаты труда прогнозируется с ростом на 4,7%. Среднегодовой индекс потребительских цен прогнозируется в размере 104,5%. Учтены также прогнозные оценки администраторов доходов на трехлетний период. Налоговые и
неналоговые доходы прогнозируются в следующем году в объеме
18 670,1 млн рублей. Рост к утвержденным
доходам Без учета целевых источников, формирующих дорожные фонды, увеличение поступлений в бюджет республики составит 814,9 млн рублей, или 5,1%. Поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет прогнозируются в объеме 14 784,3 млн рублей. Рост к утвержденным на 2017 год показателям составит 691,8 млн рублей, или на 4,9%. Доходная база
местных бюджетов в 2018 году оценена в объеме 3 885,8 млн рублей, с ростом к
утвержденному объему на 2017 год Распределение прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы республики составит: 79,2% - республиканский бюджет и 20,8% - местные бюджеты с учетом дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов в качестве замещающей доли финансовой помощи. Прогноз и структура налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета по основным видам доходных источников представлены на слайде. Основная часть прогнозируемых
доходов республиканского бюджета будет обеспечена поступлениями налога на
доходы физических лиц, его удельный вес – 38,8%. Поступления налога
на прибыль организаций составят 24,2%, налога на имущество организаций –
12,7%, налога Ключевой бюджетный
источник – налог на доходы физических лиц прогнозируется в
доходах консолидированного бюджета республики Налог на прибыль
организаций прогнозируется в
объеме 3 579,8 млн рублей.
Расчет произведен исходя из прогнозируемого
Минэкономразвития республики объема прибыли прибыльных организаций на
уровне 70,3% оценки 2017 года с учетом финансовых результатов деятельности Поступления
налога на имущество организаций прогнозируются Налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, спрогнозирован в доходах республиканского бюджета по нормативу 100% в объеме 1 144,2 млн рублей. В основу расчета принят прогноз индекса потребительских цен на 2018 год в размере 104,5%. Доходы от использования и продажи имущества составят 0,3% налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета республики. Доходы от продажи
имущества спрогнозированы на следующий год в
сумме 8,0 млн рублей. Поступления будут обеспечены Мингосимуществом
республики за счет доходов от продажи: земельных участков, находящихся в
государственной собственности республики, по нормативу 100%, - Платежи при
пользовании природными ресурсами в доходах республиканского бюджета в 2018
году спрогнозированы в объеме 81,3 млн рублей. Поступления платы за использование лесов в
части, превышающей минимальный размер арендной платы, и платы от
купли-продажи лесных насаждений ожидаются в объеме 70,3 млн рублей, Доходы республиканского дорожного
фонда спрогнозированы На формирование
муниципальных дорожных фондов, как и в текущем году,
переданы акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо,
моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, производимые
на территории Российской Федерации, В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз доходной базы бюджета республики сформирован с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Оценка финансовых последствий изменений законодательства приведена на слайде. Увеличение доходов
консолидированного бюджета республики оценивается в сумме 512,8 млн рублей,
уменьшение поступлений - Таковы основные подходы к формированию собственной доходной базы бюджета республики на бюджетный цикл 2018 - 2020 годы. Остановлюсь на особенностях формирования расходной части бюджета. В соответствии с
требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации проект республиканского
бюджета по расходам на следующий год сформирован в программной классификации
расходов на основе Бюджетные
ассигнования на реализацию госпрограмм республики Доля программных расходов республиканского бюджета в 2018 году составляет 85 %. В 2018 - 2019 годах – 83,9% и 83,7% соответственно. В целом объем
расходной части консолидированного бюджета Расходная часть
консолидированного бюджета сформирована При формировании проекта бюджета от главных распорядителей бюджетных средств поступили бюджетные заявки в сумме более 47 млрд рублей. Ограниченная доходная база бюджета
не позволила учесть Расходная часть бюджета сформирована с учетом следующих приоритетных направлений: выполнение «майских» указов Президента РФ в части повышения заработной платы отдельным категориям работников (2017 год - 22 382 рубля; 2018 год - 23 523 рубля); индексация с 1 января 2018 г. на 4% заработной платы работникам бюджетной сферы, на которых не распространяются «майские» указы; увеличение размеров выплат и нормативов на содержание детей-сирот в 1,8 раза, питание детей из многодетных семей в 2 раза, обеспечение бесплатными учебниками учащихся в 3,3 раза; расходы на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями запланированы с ростом в 1,4 раза; планируются расходы на приобретение ГСМ для школьных автобусов, медицинские осмотры педагогических работников, оплату услуг связи; расходы на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей запланированы с ростом в 2,4 раза; уменьшены расходы на капитальное строительство и мероприятия инвестиционного характера и обслуживание государственного долга. Фонд оплаты труда
работников бюджетной сферы сформирован Часть средств на эти цели зарезервирована в республиканском бюджете. В то же время недостаток составляет 435,8 млн рублей. Проект бюджета республики на следующий финансовый год сохраняет социальную направленность. Средства на социальные
выплаты гражданам спрогнозированы В структуре
социальных выплат наибольший удельный вес – Объем расходов по
осуществлению указанных полномочий определен исходя из численности
соответствующих категорий граждан Ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам, подпадающим под критерий нуждаемости, в 2018 году составят: ветеранам труда - 462
рубля (при наличии пользования услугами квартирного (стационарного) телефона
размер ежемесячной денежной выплаты для ветерана труда дополнительно
увеличивается на 145 рублей, при наличии
пользования услугами коллективной телевизионной антенны - на 21 рубль,
при наличии пользования услугами за пользование радио - труженикам тыла - 462 рубля; реабилитированным лицам - 558 рублей; лицам, признанным
пострадавшими от политических репрессий, - Дополнительно к ежемесячной денежной выплате без учета критерия нуждаемости предоставляются компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, на приобретение топлива и доставку этого топлива, на приобретение лекарств. На расходы банковских
и почтовых организаций по доставке региональным льготникам денежных выплат предусмотрены
средства На финансирование гражданам
субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено 356,9 млн
рублей Бюджетные
ассигнования на осуществление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего
и последующих детей до трех лет предусмотрены в сумме 346,0 млн рублей, из
них 115,4 млн рублей – зарезервировано на предоставление выплаты с 01.01.2018
г. на третьих В 2018 году увеличится доля софинансирования из республиканского бюджета на 2,5%: с 51,3% до 53,8%. Согласно Указу
Президента Российской Федерации от 18.10.2017 г. № 487 с 1 января 2018 г.
софинансирование из федерального бюджета будет осуществляться на третьих и
последующих детей, рожденных Расходы бюджета по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
планируются в полном объеме 244,1 млн рублей – на
содержание ребенка в семье опекуна 71,9 млн рублей – на
вознаграждение приемным родителям, опекунам (попечителям) с увеличением
размеров ежемесячных выплат 4,7 млн рублей – на возмещение оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов; 1,5 млн рублей - на
предоставление единовременной выплаты 0,3 млн рублей – на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. За счет средств федерального бюджета в объеме 4,2 млн рублей будет обеспечена выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Следующая мера
социальной поддержки - оплата жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям
граждан, работающих Объем предусмотренных
средств на эти цели – 280,5 млн рублей На оказание адресной
социальной помощи малоимущему населению предусмотрено 169,8 млн рублей с
ростом на 165,8 млн рублей к уровню 2017 года из-за резкого увеличения
количества обращений лиц, страдающих определенными заболеваниями, имеющих
среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (за III
квартал 2017 года На выплату
ежемесячного пособия на ребенка предусмотрено На компенсацию части
родительской платы за присмотр и уход На предоставление мер
социальной поддержки многодетным семьям предусмотрено 102,3 млн рублей,
которые будут направлены На единовременную
выплату материнского капитала в связи На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан ассигнования спрогнозированы в сумме 128,4 млн рублей. На предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным категориям льготников (ветераны, инвалиды, лица, подвергшиеся радиации) предусмотрено за счет средств федерального бюджета, в виде субвенции, 430,6 млн рублей. На слайде также представлены и другие меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. На реализацию полномочий в области занятости населения запланировано 246,3 млн рублей, в том числе на: осуществление социальных выплат безработным гражданам за счет средств федеральных субвенций - 155,6 млн рублей; за счет субсидий из
федерального бюджета на мероприятия обеспечение
выполнения функций центрами занятости населения Расходы отраслей социальной сферы планируются в объеме Наибольший удельный вес в структуре расходов социальной сферы занимают отрасли «Образование» - 41,7 %, «Социальная политика» - 3,1 %. Расходы бюджета по отрасли «Образование» планируются в объеме 7 111,7 млн рублей. Наибольший удельный
вес (89,7 %) составляют расходы ростом расходов на оплату коммунальных услуг на 268,5 млн рублей; увеличением
норматива по обеспечению бесплатными учебниками увеличением нормы питания обучающихся детей из многодетных семей
с 25 рублей до 50 рублей в день с ростом расходов к уровню Предусмотрены дополнительные ассигнования на приобретение горюче-смазочных материалов для школьных автобусов, оплату услуг связи, медицинские осмотры педагогических работников государственных образовательных организаций в сумме 52,9 млн рублей. На организацию отдыха
и оздоровления детей, включая находящихся в трудной жизненной ситуации,
планируется направить 35,2 млн рублей На выплату
единовременного пособия на хозяйственное обзаведение педагогическим
работникам, работающим в сельских образовательных организациях, планируется
1,3 млн рублей. Выплаты осуществляются На реализацию приоритетных направлений развития профобразования, подготовки рабочих кадров с учетом передовых технологий, а также участие региональной команды студентов в национальном чемпионате «Молодые профессионалы» предусмотрено 11,8 млн рублей. На проведение региональных отборочных этапов общественно-значимых проектов по работе с молодежью запланировано 1,3 млн рублей. На выплату академической и социальной стипендий студентам образовательных организаций планируется направить 58,6 млн рублей. Продолжится государственная поддержка и поощрение талантливой молодежи Главой республики. На выплату стипендии Главы республики предусмотрено 1,5 млн рублей. На отрасль «Культура»
запланировано 1 269,5 млн рублей, Кроме
того, предусмотрены средства из федерального бюджета На подготовку и проведение празднования 100-летия образования Республики Марий Эл предусмотрено 109,6 млн рублей, из них 100,8 млн рублей – средства федерального бюджета. В связи с изменением перечня объектов расходы в области сохранения объектов культурного наследия уменьшены на 50,0 млн рублей. Расходы на содержание
учреждений социального обслуживания населения планируются в сумме 559,3 млн
рублей с ростом на 17,8 млн рублей к уровню текущего года, в том числе по
фонду оплаты труда. Запланированы средства в сумме 2,7 млн рублей на
предоставление субсидий негосударственным организациям по возмещению затрат Бюджетные
ассигнования по отрасли «Здравоохранение» - 82,3 млн рублей - на повышение заработной платы отдельным категориям медицинских работников; - 5 млн рублей - на оплату коммунальных услуг учреждений здравоохранения. Бюджетные
ассигнования на оплату медикаментов предусмотрены В
соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском
страховании» проектом бюджета на 2018 год предусмотрены страховые взносы на
обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 2 891,6 млн
рублей, с ростом к уровню 2017 года Расходы отрасли
«Физическая культура и спорт» спрогнозированы - на содержание спортивных сооружений – 179,5 млн рублей; - на обеспечение деятельности учреждений – 83,8 млн рублей; - на развитие
массового спорта, проведение мероприятий Расходы по разделу «Средства массовой информации» планируются в сумме 76,1 млн рублей, в том числе на: государственную поддержку телерадиовещания – 27,6 млн рублей; информационное освещение деятельности органов государственной власти – 4,7 млн рублей; государственную поддержку республиканских и муниципальных средств массовой информации – 33,2 млн рублей; освещение общественно-политической, молодежной жизни республики в периодической печати на марийском и русском языках – 8,3 млн рублей; выпуск социально значимой литературы – 2,3 млн рублей. На развитие информационного общества в республике
предусмотрены средства в объеме 142,0 млн рублей с
ростом к уровню 2017 года -
на 36,4 млн рублей - в связи с увеличением предельной штатной численности
автономного учреждения Республики Марий Эл «Дирекция многофункциональных
центров предоставления государственных - на 7,9 млн рублей – в связи с выделением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий. (Cлайд 31) На реализацию мероприятий в области защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности предусмотрены ассигнования в объеме 325,8 млн рублей, из них: - на содержание ГБУ РМЭ «Безопасный город» и реализацию мероприятий по развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» - 27,1 млн рублей; -
на содержание РГКУ «Марийская служба аварийно-спасательных - на обеспечение пожарной безопасности – 200 млн рублей. Комитету
гражданской обороны и защиты населения Республики совершенствование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в объеме 10,6 млн рублей; создание на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» подразделения РГКУ «УГПС Республики Марий Эл» в сумме 6,7 млн рублей. В предстоящий период будет осуществляться государственная поддержка отраслей экономики. На государственную поддержку железнодорожного транспорта предусмотрены субсидии ОАО «Содружество» на возмещение недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом общего пользования на территории Республики Марий Эл, включая льготный проезд обучающихся в сумме 5,3 млн рублей с ростом к уровню текущего года в 1,6 раза. На финансовое
обеспечение государственного задания на оказание услуг по круглогодичному и
бесперебойному обеспечению деятельности аэропорта планируются расходы в
объеме 43,2 млн рублей с ростом Дорожные фонды
республики сформированы в объеме 2 065,3 млн рублей. Расходы
муниципальных дорожных фондов сформированы Расходы регионального дорожного фонда составят 1 935,7 млн рублей. Основными источниками формирования фонда являются зачисляемые в республиканский бюджет: транспортный налог в размере 100 % доходов, в сумме 625,3 млн рублей; акцизы на
автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла
для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на
территории Российской Федерации, субсидии из федерального бюджета – в сумме 143,8 млн рублей. Объем финансовых ресурсов регионального дорожного фонда распределен по мероприятиям: модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения – 1 221,6 млн рублей; повышение безопасности дорожного движения – 160,0 млн рублей; субсидии
муниципальным образованиям на проектирование Расходы на управление дорожным хозяйством государственного казенного учреждения «Марийскавтодор» составят 50,1 млн рублей. В связи с отменой с 2014 года льготы по налогу на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в составе расходов дорожного фонда планируются средства на уплату указанного налога в сумме 124,0 млн рублей. Расходы
отрасли жилищно-коммунального хозяйства запланированы Значительную долю в
общих расходах занимает возмещение разницы в тарифах на коммунальные услуги в
жилищном фонде. На обеспечение деятельности регионального оператора некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта Республики Марий Эл» планируется направить 17,8 млн рублей. Основной целью деятельности регионального оператора является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики. Расходы на благоустройство территорий муниципальных образований спланированы в объеме 247,7 млн рублей. Продолжится
реализация приоритетного проекта по поддержке муниципальных программ
формирования современной городской среды, на эти цели предусмотрено 149,0 млн рублей,
в том числе за счет средств федерального бюджета – 137,1 млн рублей, доля
софинансирования Основное направление
бюджетной политики в области сельского хозяйства - повышение эффективности
государственной поддержки Субсидии на господдержку сельского хозяйства частично распределены по субъектам проектом федерального бюджета. На 2018 год республике предусмотрено 162,7 млн рублей, из них на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития АПК 155,1 – млн рублей, на развитие мелиорации земель – 7,6 млн рублей. Дополнительный объем ассигнований за счет средств федерального бюджета будет уточняться Минсельхозом России в течение 2018 года. Для выполнения условий софинансирования средства республиканского бюджета спрогнозированы в объеме 99,1 млн рублей. Кроме того, за счет
средств республиканского бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на
государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан,
ведущих личные подсобные хозяйства, при переходе от свиноводства на
альтернативные виды животноводства – в сумме 2,0 млн рублей и на мероприятия Расходы на оказание
государственных услуг в области ветеринарии спрогнозированы в объеме 100,8 млн
рублей, с учетом реализации Закона республики
«О наделении органов местного самоуправления государственными
полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову На реализацию мероприятий в сфере использования и охраны окружающей среды запланированы бюджетные ассигнования в объеме 15,2 млн рублей, из них на ведение мониторинга и использование: объектов недропользования 0,8 млн рублей; водных объектов 5,2 млн рублей; объектов окружающей среды и животного мира 1,7 млн рублей. Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений спрогнозировано за счет средств федеральных субвенций в объеме 7,5 млн рублей. Расходы
в области лесного хозяйства на финансовое обеспечение деятельности
государственных учреждений и мероприятия по тушению лесных пожаров
запланированы в объеме 144,5 млн рублей, в том числе В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» с целью сохранения налогового потенциала на территории республики в 2018 году будет продолжено оказание государственной поддержки на проведение мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, включая реализацию проектов и программ развития территорий муниципальных образований республики, основанных на местных инициативах, в общем объеме 44,6 млн рублей. Из общего объема расходов на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено 5 млн рублей. На реализацию
мероприятий по развитию инвестиционной На реализацию проектов по поддержке развития территорий муниципальных образований республики, основанных на местных инициативах, предусмотрено 25,0 млн рублей. На финансирование бюджетных инвестиций и на проведение мероприятий инвестиционного характера запланированы расходы в объеме 1 064,8 млн рублей. В полном объеме обеспечены расходы на софинансирование за счет средств республиканского бюджета объектов капитального строительства и мероприятий инвестиционного характера, по которым ожидается поступление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На
обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
предусмотрено 105,5 млн рублей (с ростом к 2017 году на выполнение условий
софинансирования по предоставлению социальных выплат молодым семьям на
улучшение жилищных условий - 40,6 млн рублей, при привлечении
средств федерального бюджета на реализацию
мероприятий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы и на период на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях – 10,4 млн рублей при привлечении средств федерального бюджета в объеме 120,1 млн рублей; на строительство
защитных сооружений г. Йошкар-Оле на участке на погашение
кредиторской задолженности, сложившейся Бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти Республики Марий Эл запланированы в пределах норматива, установленного республике Правительством Российской Федерации. Ассигнования на обслуживание государственного долга предусматривают процентные платежи по государственным долговым обязательствам республики. В 2018 году расходы
на обслуживание государственного долга Республики Марий Эл прогнозируются в
сумме 894,4 млн рублей, Сокращение расходов
связано с частичным замещением в 2017 году наиболее «дорогих» коммерческих
кредитов бюджетным кредитом, процентная ставка по которому составляет лишь
0,1 % годовых, В случае
предоставления республике в 2017 году дополнительного бюджетного кредита в
сумме 2 137,6 млн рублей экономия расходов Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований предусмотрена в объеме 6,2 млрд рублей, с ростом в 1,3 раза к уровню текущего года. Основную долю – 94,3 процента – в общем объеме финансовой помощи занимают целевые субсидии и субвенции. Это основные подходы,
которые использовались при формировании показателей консолидированного
бюджета республики на 2018 год Прошу поддержать представленный проект закона о республиканском бюджете на предстоящий период. И, кроме того, я хочу остановиться на кое-каких цифрах. Этот
первоначальный бюджет, как мы все понимаем, позволил Но
напомню вам: 47 млрд рублей – заявка всех бюджетников Спасибо за внимание! Председательствующий. Спасибо, Алексей Анатольевич. Будут ли вопросы к Алексею Анатольевичу? Пожалуйста, депутат Зубков Геннадий Григорьевич. Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации). Уважаемый Алексей
Анатольевич, отрадно то, что на 1,2 млрд рублей увеличивается зарплата
работникам бюджетной сферы, Торощин А.А. Ко второму чтению мы эту дыру как раз и закрываем. Мы говорим, что её не будет. Т.е. это первоочередной приоритет. Председательствующий. Еще вопросы. Пожалуйста, депутат Сальников Александр Анатольевич. Сальников А.А.
(депутат по одномандатному избирательному Уважаемый Алексей
Анатольевич, перед Вашим выступлением прозвучал прогноз
социально-экономического развития Республики Торощин А.А. Мы уже с Вами
встречались по этому поводу и на уровне Правительства Республики Марий Эл. В
принципе, мы готовы рассматривать этот вопрос, но в следующем финансовом
году. И мы готовы вернуться к налогу на имущество, но пока выдерживаем паузу. Посмотрим, как будем развиваться дальше. Председательствующий. Еще вопросы. Пожалуйста, депутат Кальянов Евгений Николаевич. Кальянов Е.Н.
(депутат по одномандатному избирательному Уважаемый Алексей
Анатольевич, сейчас мы заслушали прогноз социально-экономического
развития Республики Марий Эл и проект бюджета на 2018 - 2020
годы. Но я не услышал или не понял, а как будут решаться проблемы ЖКХ. Это
всех нас касается и все к этому придем. Потому что Второе. На
сегодняшний день 70 процентов фондов изношены. Вот простой пример.
По программе, которую мы принимаем каждый год. 2013 год. Очистные сооружения
Красногорска. Должны быть сделаны. Сегодня у нас 2017 год. О чем это говорит?
Мы не можем выполнить Поэтому нужно: Первое. Оценить эту проблему в деньгах. Второе. Подойти к ней
как к стратегической отрасли. Мы никуда Третье. Надеяться на то, что придет какой-то концессионер, инвестор или частник – это иллюзия. Надо в первом
квартале рассмотреть этот вопрос капитально Торощин А.А. Как я уже сказал, с
этого года меняется порядок предоставления нашего
любимого топливно-финансового баланса. Т.е. разница возмещения,
разница в тарифах. В этом году впервые за последние годы в полном объеме
предусмотрено в первоначальном бюджете эти 884 млн рублей Проблему знаем перевооружения котельных, таких, которые угольные – неэффективные, оценка есть, т.е. в этом году Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл планировалось, по-моему, 59 млн рублей на перевод на газ этих котельных. Первый шаг тоже был сделан, к сожалению, маленький, насколько позволили средства, 9 млн рублей были направлены. Сейчас работы ведутся по этим котельным. Эта проблема тоже у
нас в приоритетных проблемах стоит. Председательствующий. Еще вопросы. Пожалуйста, депутат Баширов Хамза Касымович. Баширов Х.К. (депутат
по одномандатному избирательному Уважаемый Алексей Анатольевич, 536 млн рублей долг строителям – это вся сумма? Торощин А.А. Это закроем и забудем. Баширов Х.К. А проценты за обслуживание кредитов? Торощин А.А. С процентами вопрос пока окончательно не решен, т.е. это пока тело кредита и есть желание его закрыть досрочно. Баширов Х.К. На
мой взгляд, мне просто неудобно, когда строительные организации судятся
с Правительством Республики Марий Эл. Арбитражный суд Хотелось бы обратить
внимание на этот вопрос и решить. Торощин А.А. Да, мы этот вопрос
тоже знаем, он тоже на учёте, несомненно, Председательствующий. Еще вопросы. Пожалуйста, депутат Карташов Александр Анатольевич. Карташов А.А. (депутат
по одномандатному избирательному У меня вопрос в продолжение вопроса Сальникова А.А. 320 млн рублей, они из какого расчета взялись из дорожного фонда в качестве субсидий муниципальным образованиям? Откуда взялась цифра 320 млн рублей? Торощин А.А. Это предложение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, как главного распорядителя бюджетных средств. Карташов А.А. Они защищали, какие-то
проекты представили, я не понимаю, откуда. Как они могли эту сумму
сформировать? Можно и 500, и 900,
Торощин А.А. Я не готов на этот вопрос ответить. Карташов А.А. Я прошу, на комитете дайте справку. Торощин А.А. Давайте мы заслушаем Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, они с этим докладом, по какому принципу они это распределяют. В конце концов, есть отраслевые министерства, которые должны отвечать за свои расходы и за свои предложения по их формированию. Карташов А.А. Сумма-то очень большая. Торощин А.А. Было бы 500, было бы 500. Карташов А.А. Т.е. мы дороги общего пользования передадим муниципалитетам? Торощин А.А. Давайте рассмотрим, я нисколько не против. Председательствующий. У нас представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл присутствуют? Торощин А.А. Нет, не приглашены. Председательствующий. Как не приглашены? Мы
всех министров приглашали. Еще вопросы, пожалуйста. Пожалуйста, Зотин Владислав Максимович. Зотин В.М. (председатель Общественной палаты Республики Марий Эл). На сколько уменьшился
государственный долг Республики И второй вопрос. В
связи с подорожанием электроэнергии Торощин А.А. Давайте про
государственный долг. Есть профессиональный Государственный долг
Республики Марий Эл на сегодня составляет 13,5 млрд рублей. Он не изменится
на 1 января текущего года Теперь про долг, как
мы его понимаем не профессионально. Председательствующий. Еще вопросы. Пожалуйста, депутат Варченко Галина Григорьевна. Варченко Г.Г. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Уважаемый Алексей
Анатольевич, как Вы видите вопрос обеспечения льготами и лекарственными
препаратами категории "региональные льготники". Ведь у нас по
разным группам не хватает Торощин А.А. Ну тогда, наверное,
надо начать не с льготников, а с того, что у нас Председательствующий. Еще вопросы. Пожалуйста, депутат Смирнов Анатолий Васильевич. Смирнов А.В. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Алексей Анатольевич,
я просто хочу дополнить Галину Григорьевну и попросить Вас поинтересоваться.
В случае такой счастливой ситуации, когда дотации на сбалансированность будут
действительно выделены, И второй вопрос. Вы, наверное, в курсе дела. Потому что кредиторская задолженность просроченная по состоянию на 1 октября 2017 года составляет 150 млн рублей, она явно перейдет на 2018 год. У меня просьба, мы в ближайшее время будем встречаться с Вами на комитетах, если любой источник дополнительного финансирования, в частности, дотации на сбалансированность, рассматривайте, пожалуйста, отрасль здравоохранения. Это очень взрывоопасная ситуация. Потому что, по сути своей, мы проанализировали все составляющие на сегодня дефициты и, в частности, вопросы лекарственного обеспечения, крови донорской, больных сахарным диабетом, прививочные работы, профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных, и можно бесконечно перечислять все эти дела, плюс капитальный ремонт и строительство – всё это на сегодняшний день вылилось в очень серьезную проблему. Я сегодня обращаюсь ко всем депутатам, поверьте вы мне, на сегодняшний день мы говорим о дорогах, о сельском хозяйстве, а мы не придем к той ситуации, когда работать будет некому? И самое главное, вы понимаете, если мы вовремя не пролечим пациента, не поддержим его артериальное давление на уровне гипертоника или не скомпенсируем сахарный диабет, у нас работать будет некому. Это же трагизм на сегодняшний день. И почему-то мы об этом молчим. Вот Александр Анатольевич сказал, смотрите, как хорошо социальную сферу подтянули, а где, Александр Анатольевич, подтянули на сегодня отрасль здравоохранения? Нигде. Я обращаюсь ко всем, чтобы прочувствовали на сегодняшний день: не будет на сегодня нормального здравоохранения Республики Марий Эл – мы на сегодняшний день будем нести обычные людские потери и в итоге мы с вами сформируем национальную катастрофу. Это так. Потому что дальше уже двигаться нечем. Потому что мы идем по нисходящей. Я уже задавал вопрос по отрицательной демографии. Мы стареем прогрессивно. Работоспособное население уменьшается. И самое главное, проблема очень большая с детьми, их надо вовремя корректировать, лечить, поддерживать, реабилитировать. Если мы этого не сделаем, мы просто-напросто потеряемся как субъект Российской Федерации. Пожалуйста, я вас убедительно прошу, подойдите очень серьезно к проблемам здравоохранения. Спасибо. Торощин А.А. Вы же видите. Правительство Республики Марий Эл знает, что вы на втором месте. Значит, проблема у нас обозначена. Ведь подойти к одному, подойти к другому, сейчас, если по порядку идти, скажут: так, какой смысл лечить, если кушать будет нечего, если ничего не строить, то не будет налогов, а следовательно и доходов, если не довезти больного до больницы, потому что дороги нет, то какой смысл эту больницу содержать – и так мы можем дальше продолжать до бесконечности. С другой стороны скажут, что если больницу не топить, то они замерзнут. Я уже не говорю про профсоюзы с зарплатой. Я еще раз говорю: все проблемы разом решить нельзя, но они у нас все на контроле. Председательствующий. Спасибо. Еще вопросы. Нет. Алексей Анатольевич, спасибо. Уважаемые депутаты! Программа выездного Дня депутата выполнена. Вопросы, замечания, предложения по проведению выездного Дня депутата есть? Если нет, то объявление. Сейчас в соседнем зале будет проходить заседание головного Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету, членов комитета просим остаться, остальным спасибо за работу, успехов и удачи. Благодарю всех за участие.
|