СТЕНОГРАММА

Дня депутата

21 ноября 2019 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл А.В.Смирнов.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с решением Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл от 12 ноября 2019 года сегодня проводится третий День депутата.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Коротков Николай Николаевич, министр финансов Республики Марий Эл Торощин Алексей Анатольевич, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарев Рудольф Иванович, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания.

Уважаемые депутаты, программа Дня депутата у вас имеется. Приступаем к работе.

 

Рассматривается первый вопрос.

1. О проекте закона Республики Марий Эл "О внесении изменений
в Закон Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

Слово предоставляется министру финансов Республики Марий Эл Торощину Алексею Анатольевичу.

Торощин А.А.

Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые депутаты и приглашенные!

На ваше рассмотрение представлен проект закона Республики Марий Эл "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период
2020 и 2021 годов".

Проектом закона предлагается увеличить на 2019 год доходы и расходы республиканского бюджета на 364,0 млн рублей.

На 2020 и 2021 годы доходы и расходы республиканского бюджета предлагается увеличить на 1,5 млрд рублей и 1,1 млрд рублей соответственно.

На 2019 год налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета увеличиваются в целом на 504,5 млн рублей, в том числе:

увеличиваются по налогу на прибыль на 450,0 млн рублей и по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 164,5 млн рублей;

уменьшаются по налогу на имущество организаций на 110,0 млн рублей.

Изменение доходов, поступающих в республиканский бюджет, предполагается произвести исходя из фактических поступлений за 10 месяцев текущего года и ожидаемых поступлений до конца 2019 года.

Изменение безвозмездных поступлений на 2019-2021 годы осуществлено на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов", решений Правительства Российской Федерации, договора о пожертвовании денежных средств ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", а также возврата остатков субсидий прошлых лет.

Безвозмездные поступления на 2019 год уменьшаются на 140,5 млн рублей, в том числе за счет возврата остатков прошлых лет на 164,5 млн рублей.

Субсидии увеличиваются на 39 млн рублей, из них увеличиваются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на 43,6 млн рублей.

Уменьшаются субсидии на софинансирование капитальных вложений в объемы государственной собственности в рамках обеспечения устойчивости развития сельских территорий на 4,7 млн рублей.

Иные межбюджетные трансферты увеличиваются на 21,9 млн рублей. Из них на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения на 18 млн рублей.

Учтены безвозмездные поступления от ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" на завершение строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в пгт Приволжский – в сумме 70,0 млн рублей.

Субвенции увеличиваются в целом на 107,1 млн рублей. Из них увеличиваются субвенции на выполнение полномочий по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением, усыновлением первого ребенка
на 161 млн рублей.

Увеличиваются субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами на 21 млн рублей.

Увеличиваются субвенции на оснащение учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплексных мероприятий
по охране пожаров на 23 млн рублей.

На 2020 год безвозмездные поступления увеличиваются на 1,5 млрд рублей, из них основная доля 1,2 млрд рублей – это субсидии на выплату ежемесячных денежных выплат, назначаемых в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет.

Уменьшаются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации
на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства
на 12 млн рублей.

На 2021 год так же, точно. Львиная доля это эта же субсидия на денежную выплату на третьего ребенка, 1,2 млрд рублей, и уменьшаются субвенции
на оснащение учреждений лесопожарной техникой. Перенесли с 2020 и 2021 годов на 2019 год.

Расходы.

Изменения в расходную часть республиканского бюджета вносятся
за счет увеличения налоговых доходов, безвозмездных поступлений
из федерального бюджета, а также перемещения ассигнований по отдельным разделам и подразделам расходной части республиканского бюджета.

Увеличиваются расходы по фонду оплаты труда работников бюджетной сферы на 233 млн рублей, на предоставление мер социальной поддержки детей
из многодетных семей на 6,1 млн рублей, оплату коммунальных услуг
на 123,3 млн рублей, погашение просроченной кредиторской задолженности
и разблокировку лицевых счетов организаций бюджетной сферы на 20,5 млн рублей.

Увеличивается резерв средств на оплату труда и уплату взносов
по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы и государственных органов Республики Марий Эл, погашение кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам, на оплату текущих платежей и погашение задолженности
за теплоэнергоресурсы, прочие выплаты по обязательствам государства
в размере 333,9 млн рублей.

Финансовая помощь муниципальным образованиям в 2019 году увеличивается на 399,3 млн рублей, в том числе дотации на поддержку мер
по обеспечению сбалансированности бюджетов
на 325,9 млн рублей, субвенции в целом увеличиваются на 108,1 млн рублей, в том числе на осуществление образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 117 млн рублей, на осуществление образовательного процесса в муниципальных образовательных организациях 26 млн рублей.

На осуществление государственных полномочий по предоставлнию бесплатного питания для учащихся в образовательных организациях 6 млн рублей.

Уменьшаются предоставление мер социальной поддержки по оплате
жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан на 8 млн рублей, осуществление государственных полномочий по установлению льготных тарифов на тепловую энергию 21 млн рублей, на финансирование расходов на выплату вознаграждения приемным родителям на 13 млн рублей.

Все это уменьшение сделано с учетом фактической потребности по этим расходам.

Уменьшаются субсидии на 18 млн рублей, в том числе на предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование проектов и программ, основанных на местных инициативах, на 3 млн рублей. Это фактическая экономия 1,5 млн, которая сложилась.

На оздоровление мероприятий по сокращению доли загрязненности сточных вод в рамках регионального проекта "Оздоровление Волги" 14,4 млн рублей и, собственно, эта сумма переносится с 2019 года на 2020 год.

Иные межбюджетные трансферты уменьшаются в целом на 16,2 млн рублей, в том числе уменьшается на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные
и качественные автомобильные дороги" на 17 млн рублей.

В 2020 году финансовая помощь увеличивается на 37 млн рублей,
в том числе эти 14 млн рублей, которые мы переносим с 2020 года
по оздоровлению Волги, и субсидия на осуществление межбюджетных инвестиций в рамках реализации мероприятий целевой программы "Развитие физической культуры, спорта в Российской Федерации" на 23 млн рублей.

Общий объем источников финансирования дефицита бюджета
на 2019-2021 годы не изменяется.

Объемы погашения бюджетных кредитов приводятся в соответствие
с уточненными графиками возврата реструктурированной задолженности.

Планируемые объемы привлечения кредитов кредитных организаций корректируются исходя из фактической потребности бюджета.

Объемы предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям из республиканского бюджета уменьшаются до уровня заявленной потребности муниципальных образований.

Вносятся соответствующие редакционные изменения в статьи закона
и приложения по перечню.

Таковы основные изменения, которые предлагается внести в Закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете.

Прошу депутатов поддержать представленный законопроект.

Спасибо за внимание.

Председательствующий.

Спасибо, Алексей Анатольевич.

Будут ли вопросы к Алексею Анатольевичу?

Пожалуйста, Геннадий Григорьевич.

Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

Уважаемый Алексей Анатольевич, если смотреть сравнительную таблицу доходов на 2020 и 2021 годы, то эти цифры, которые мы сегодня будем принимать в законе о внесении изменений в республиканский бюджет, они проживут у нас ровно неделю. Есть основные характеристики республиканского бюджета
на 2020-2022 годы, где уже не 29 млрд по 2021 году, а 32 млрд? Может быть, эти цифры внести? Я понимаю, Вы можете сказать, что формально республиканский бюджет еще не утвержден, но ведь это прогнозные показатели. Правильно?

Торощин А.А.

Проблема, конца года в том числе, – это как раз вот эти показатели.
Мы сейчас принимаем фактически, я даже не про доходы, про целевые средства федеральные, которые, я сказал, мы принимаем по 1,1 млрд выплаты
на третьего ребенка на 2020 и 2021 годы. Эти цифры сейчас стоят в законе
о федеральном бюджете для Республики Марий Эл. Скажу вам, что вчера буквально на втором чтении мы увидели другие цифры, и на самом деле
это не 1 млрд, а по 500 млн на каждый год. 1 млрд – нам не надо столько, лишнего. На эту категорию она просто лишняя. Но формально мы сейчас принимаем бюджет, который есть. Закона о федеральном бюджете
на следующий год еще нет, он прошел только второе чтение. И таких позиций очень много, в том числе и по налоговым доходам. Я вам скажу более.
На следующей неделе мы вернемся к рассмотрению бюджета 2020 года
по итогам второго чтения, примерно плюс 2,5 млрд, если не ошибаюсь, дополнительных расходов, доходов и расходов мы будем рассматривать.
Это будет на следующей неделе. Но если бы было просто соблюсти
все регламенты, как это вносится. Для чего мы сейчас собрали внеочередную сессию? Я честно признаюсь. Для того чтобы успеть потратить эти деньги.
То есть если идти, как это положено, по сессии такой 20 дней идет
на согласование с Москвой, 20 дней – на внесение изменений, то мы выходим
в январь с этими изменениями. Все, они неактуальны абсолютно. Поэтому
мы пошли по другому пути. Если было бы все так просто вносить, конечно,
мы бы и меняли эти показатели. Правильно, я согласен с Вами, но формально,
к сожалению, иногда приходится принимать то, что сейчас действует.
А через неделю это все править.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, Виктор Викторович.

Севастьянов В.В. (депутат по Центральному избирательному округу № 2).

Уважаемый Алексей Анатольевич! В России всего десять регионов, которым нужна помощь из федерального бюджета, чтобы они правильно росли, грамотно проводили свою работу. Включена ли Республика Марий Эл
в эти десять регионов?

Торощин А.А.

Да, конечно, мы один из этих десяти регионов, про которые все говорят на всех уровнях. И говорят на всех уровнях, что там распределяют дополнительные средства на эти регионы. Что это 100 млрд рублей
и все остальное. Ну да, говорят. Скажу больше, мы пока ничего не видим.
То есть в нашем бюджете этих 100 млрд нет. Имейте это в виду. То есть все, что это будет, это будет впереди. Надеюсь.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, Григорий Ефимович.

Пейсахович Г.Е. (депутат по Прохоровскому избирательному округу № 14).

Прошу Министерство финансов Республики Марий Эл при рассмотрении проектов бюджета будущих периодов обратить внимание на проблемы безопасности образовательных учреждений.

Торощин А.А.

Ну, наверное, правильно будет сказать не на оплату труда, если охрана должна быть профессионально организована, значит, это сторонние работники, однозначно. Это не фонд оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях. Проблему
мы эту знаем, и, если вы помните, в этом году, текущем году, на поправках
мы уже начали эту работу. Первое, что было сделано, это по всем республиканским учреждениям были поставлены турникеты. Мы знаем эту проблему и начинаем по мере возможности ее выполнять. Турникеты поставили, рамки поставили
по всем республиканским учреждениям. В дальнейшем планируем, конечно, продолжать. Понятно, что одним годом какую-то точечную проблему
не решить, тем более что, как вы помните, какая сумма нужна просто
на повышение заработной платы этих же учителей. И, кстати, в этом году тоже. Это же сумма, которая комом висит над нами постоянно. Идет постоянное нарастание. Средняя зарплата по Республике Марий Эл в этом году,
по прогнозам Минэкономразвития, от нашего базового показателя, который
мы планировали в прошлом году, увеличится на 5%, по промышленности.
То же самое должно произойти на автомате по учителям и по дошкольным образовательным учреждениям, потому что мы завязаны на этот показатель.
Но как догнать этот уходящий паровоз, когда есть еще другие вопросы?
Вот и приходится расставлять приоритеты. Что в первую очередь? В первую очередь пока зарплата, к сожалению. Безопасность мы не забываем. Мы эту проблему знаем, она у нас зафиксирована, и в этом году уже начали ее частично решать.

Председательствующий.

Григорий Ефимович, Ваш вопрос внесен в протокол заседания Дня депутата, правовое управление его рассмотрит и соответствующим образом возьмет на контроль. В соответствующий комитет будет это направлено,
на перспективу, как сказал Алексей Анатольевич.

Еще вопросы?

Пожалуйста, Антон Алексеевич.

Мирбадалев А.А. (депутат по Строительному избирательному округу № 13).

Мы завершаем 2019 год с профицитом бюджета. Какой в этом смысл?
Не логичнее было бы направить эти деньги на решение множества проблем Республики Марий Эл?

Торощин А.А.

Вы думаете, профицит – это лишние деньги. Это абсолютно не лишние деньги. Это все средства, которые были направлены на гашение наших долговых обязательств. Специфика такая бюджетного законодательства,
что все, что мы гасим, свои долги, должно гаситься за счет как раз средств, которые должны быть свободными, нераспределенными. Для этого как раз
и существует профицит. Для чего это делать? Для снижения долговой нагрузки. Для выполнения требований Бюджетного кодекса, для выполнения требований соглашения с федеральным центром по предоставлению Республике Марий Эл бюджетных кредитов и дотаций. Скажу вам больше, мы уже в этом году это соглашение выполнили. Мы вышли на параметры долга менее 12 млрд рублей. Долг сократился в абсолютной цифре на 1,3 млрд рублей. Кроме того,
эти параметры, которые считаются не в абсолютной цифре, а считаются нашим доходом, позволят нам на будущий год принять бездефицитный бюджет
и не гасить ничего в следующем году дополнительно. В 2020 году у нас такой проблемы, как гашение досрочно вот этих кредитных ресурсов, нет. Если, конечно, у нас не будет своей доброй воли уменьшить еще госдолг.

Председательствующий.

Пожалуйста, Евгений Петрович.

Кузьмин Е.П. (депутат по Луговому избирательному округу № 33, Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл).

Алексей Анатольевич, скажите, пожалуйста, не секрет, что многие муниципальные образования имеют огромные долги перед республиканским бюджетом. Большинство, я бы сказал. Моркинский район – там, по-моему, больше 100 млн рублей долга перед республиканским бюджетом. Вопрос простой. Есть ли какие-то программы помощи, безвозмездной помощи? Как-то участвует республиканский бюджет в погашении этих долгов?

Торощин А.А.

Долгов, наверное, не перед республиканским бюджетом.

Кузьмин Е.П.

Я так понял, что перед республиканским бюджетом.

Торощин А.А.

Нет, это не долги. Это кредиторка перед поставщиками теплоэнергоресурсов, перед строителями, еще перед кем-то. Это не долги перед республикой. Долги перед республикой есть по налогу на имущество, но, скажем так, это 20-30 млн по году по всем муниципальным образованиям. Они текущие, сегодня есть, завтра нет.

Председательствующий.

Евгений Петрович немного не так выразился. Есть долги по различным отраслям.

 

Торощин А.А.

Смотрим ли мы на это? Все наши поправки идут в основном
на муниципальные образования в ущерб республиканским учреждениям.
Мы понимаем, что объем кредиторки очень большой по муниципалам,
и в приоритетном порядке, конечно, стараемся им помогать. В этом году только по коммунальным расходам кредиторка снижена по бюджетным учреждениям муниципальных образований больше чем на 350 млн рублей. В целом кредиторская задолженность в текущем году на 1 ноября снижена более чем
на 600 млн рублей. Это я говорю про консолидированный бюджет.
Это просроченная кредиторская задолженность.

Председательствующий.

Интерес депутатов к этому вопросу оправдан.

Пожалуйста, Андрей Владимирович.

Заболотских А.В. (депутат по Зарубинскому избирательному округу № 1).

Вопрос вдогонку. Григорий Ефимович задавал вопрос по безопасности.
У меня примерно этот же вопрос, только по дошкольным учреждениям.
Речь идет о том, что в городском округе "Город Йошкар-Ола" находится
65 муниципальных дошкольных учреждений. В том числе 68 зданий. Степень износа данных учреждений более 50% у 34 зданий. До 50% износ у еще
34 зданий. В благоустройстве дворовых территорий детских садов нуждаются порядка 58 дошкольных учреждений. Мы участвуем в программе "Демография", строим школы и порядка 10 садиков, это хорошо,
но что делать с этим имуществом, которое находится на балансе, которое необходимо поддерживать? Во-первых, кто понесет меру ответственности? Отвечать за детей в первую очередь будет руководитель садика. Поэтому хотел бы, чтобы этот вопрос был учтен при рассмотрении бюджета.

Торощин А.А.

При рассмотрении какого года?

Заболотских А.В.

Последующих, конечно.

Торощин А.А.

Я хочу обратить внимание. Если Вы посмотрели наши поправки,
мы правим 2019 год. До конца года осталось чуть больше месяца.

Заболотских А.В.

Я не про 2019 год говорю.

Торощин А.А.

Давайте тогда через неделю будем разговаривать про 2020 год и плановый период. Какой смысл сейчас говорить о чем-то, просто тратить время. Потому что в этом году, даже если мы захотим что-то сделать, мы сделать это не успеем. По одной простой причине, потому что никто не отменял 44-й закон. Сегодня выпишем лимиты, все, у нас не успевают ни проторговать, ничего. Да и делать зимой... Сами понимаете, это проблема следующего года. Да, она у нас есть.
Да, мы знаем. Я скажу больше, мы знаем, что только по крышам по Министерству образования больше 2 млрд рублей, это только по крышам. И не рассматриваем мы отдельно муниципальное образование "Город Йошкар-Ола". Мы рассматриваем все муниципальные образования. Проблему знаем, стараемся решать.

Председательствующий.

Спасибо, Алексей Анатольевич.

Рассматривается второй вопрос.

2. О проекте закона Республики Марий Эл "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области бюджетных и налоговых правоотношений".

Слово предоставляется первому заместителю министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Наталье Владимировне.

Ковина Н.В.

Уважаемые депутаты! Уважаемые приглашенные!

На ваше рассмотрение представлен проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области бюджетных
и налоговых правоотношений".

Проект закона подготовлен с целью приведения бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах республики
в соответствие с федеральным.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон "О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл". В частности, в части правового регулирования предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Законопроектом исключается возможность выравнивания городского округа за счет двух источников, то есть если мы сегодня выравниванием городские округа за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, то сейчас будем выравнивать только за счет первого источника.

Установлены случаи снижения критериев выравнивания размеров дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений органы местного самоуправления района будут заключать с поселениями соглашения о предоставлении дотаций на выравнивание.

Вводятся понятия "дотации местным бюджетам на поддержку мер
по обеспечению сбалансированности местных бюджетов", "иные дотации местным бюджетам из республиканского бюджета" и понятие "единая субвенция".

В части предоставления субсидий местным бюджетам уточняются подходы к предоставлению субсидий местным бюджетам, в частности, устанавливается, что обязательным является софинансирование субсидий
из местных бюджетов с соблюдением предельных уровней софинансирования, установленных Правительством Республики Марий Эл. Распределение субсидий устанавливается только законом о бюджете, за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе и выделяемых за счет средств резервных фондов.

Предоставлено право актами Правительства утверждать перераспределение субсидий, при этом определяются случаи, когда такое перераспределение может быть сделано. Уточняется предельный объем нераспределенного резерва субсидий из республиканского бюджета, это 5% на первый год планового периода и 10% второго года планового периода.

В части правового регулирования предоставления иных межбюджетных трансфертов расширяются виды иных межбюджетных трансфертов, которые
не учитываются при расчете ограничений по предельному объему иных межбюджетных трансфертов, при этом до 15% с 10% как раз увеличивается предельный уровень ограничений по объему иных межбюджетных трансфертов и дотаций на сбалансированность местных бюджетов в общем объеме.

Следующие поправки.

Они вносятся в Закон "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", при этом в законопроекте уточняются наименования форм межбюджетных трансфертов, которые предоставляются местным бюджетам. Устанавливаются основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам. Уточняются подходы
к расчету уровней дотационности муниципальных образований и устанавливается особый порядок расчета уровня дотационности для преобразованных муниципальных образований, что не будет ограничивать органы местного самоуправления при принятии решений, связанных с преобразованием,
в том числе объединением, муниципальных образований.

Законопроектом предусматривается утверждение Министерством финансов не позднее 15 ноября текущего года перечня всех муниципальных образований, являющихся дотационными, а не только с уровнем дотационности более 5%.

Законопроектом вводится новая статья 81.1, в соответствии с которой внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться Государственной счетной палатой республики в случае заключения соответствующего соглашения с представительным органом муниципального образования.

Также проектом закона предлагается внести изменения в Закон
"О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике
Марий Эл".

Законопроектом, в частности, уточняется понятие вида предпринимательской деятельности в отношении садовых домов. Устанавливается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, садовых домов, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю
на праве собственности, на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений. В настоящее время взимание налога происходит на один обособленный объект, но это на практике привело
к неопределенности применения этой нормы, и в целях как раз исключения неопределенности с учетом решения Конституционного Суда Российской Федерации было принято это решение.

При этом по законопроекту получены положительные заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл и прокуратуры республики. Замечания юридико-технического
и редакционного характера предлагается учесть при доработке законопроекта.

Прошу вас поддержать представленный законопроект.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Наталья Владимировна.

Уважаемые коллеги, будут вопросы?

Пожалуйста, Алексей Иванович.

Моисеев А.И. (депутат по Лесному избирательному округу № 29).

Наталья Владимировна, закон очень емкий, и не у всех депутатов
есть возможность его оценить. В связи с этим такой вопрос. Как изменятся возможности Министерства финансов: ограничатся или добавятся дополнительные возможности оказания оперативной помощи на тот или иной район в связи
с изменением методики оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, районам? Есть какие-то прогнозные значения на следующий год, допустим, что поменяется по сравнению с уходящим периодом? Спасибо.

Ковина Н.В.

Уважаемые депутаты, если помните, на предыдущей сессии вы как раз тоже рассматривали изменения в закон о бюджетных правоотношениях,
тоже связанные с изменением федеральных. На тот момент уже вот эти поправки, это 307-й Федеральный закон, они были приняты и были действующими.
Мы намеренно задержали эти поправки, до разработки бюджета, с тем, чтобы как раз наиболее эффективно для себя выстроить методику выравнивания местных бюджетов. Потому что вот эти поправки в Бюджетный кодекс
и соответственно те поправки, которые мы предлагаем в закон, они предполагают некую вариативность в выравнивании межбюджетных отношений и уже установление той или иной методики. Мы не торопились
как раз с внесением этих поправок в бюджетные правоотношения, закон
о межбюджетных отношениях, с тем чтобы посмотреть, как у нас то или иное изменение в методике ляжет на выравнивание, как это отразится именно
на обеспеченности бюджетов муниципальных образований, и выбрали именно тот вариант выравнивания, те изменения в методику, которые наиболее эффективными являются для выравнивания в интересах муниципальных образований. То есть вот то, что мы сейчас вам предлагаем, это уже учтено
по сути в бюджете 2020 года.

Председательствующий.

Спасибо, Наталья Владимировна.

Пожалуйста, еще вопросы.

Нет.

Рассматривается третий вопрос.

3. Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется министру Республики Марий Эл – полномочному представителю Главы Республики Марий Эл Короткову Николаю Николаевичу.

 

Коротков Н.Н.

Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые депутаты, приглашенные!

По поручению Главы Республики Марий Эл в соответствии со статьей 2 Закона Республики Марий Эл от 21 сентября 2000 года № 44-З
"Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл" представляю для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл кандидатуру Мухаметгалиева Фаниса Харисовича.

Кандидатура Мухаметгалиева Фаниса Харисовича соответствует требованиям Закона Республики Марий Эл "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл".

Мухаметгалиев Фанис Харисович родился 7 мая 1977 года в деревне Алашайка Параньгинского района Республики Марий Эл.

Окончил Марийский государственный университет, квалификация – "юрист", специальность – "юриспруденция".

Стаж службы на должностях, приравненных к должностям государственной службы, составляет 17 лет (стаж работы по специальности – 18 лет), имеет классный чин старшего советника юстиции, награждён нагрудным знаком "Почётный работник прокуратуры Российской Федерации".

В настоящее время находится в отставке в связи с выходом на пенсию
за выслугу лет. До этого занимал ряд должностей в органах прокуратуры.

Предлагаю поддержать кандидатуру Мухаметгалиева Фаниса Харисовича для назначения на должность Уполномоченного по правам человека
в Республике Марий Эл.

Председательствующий.

Вопросы к Николаю Николаевичу и Фанису Харисовичу есть?

Пожалуйста, Виталий Владимирович.

Потехин В.В. (депутат от Марийского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России).

Фанис Харисович, Ваша должность несколько отлична от должности прокурорского работника. Исходя из того, что уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на действия (бездействие) должностных лиц.
Я хочу сказать о том, не будет ли Ваше поприще в будущем являться конфликтом интересов, потому как не исключены жалобы в том числе
и на сотрудников правоохранительных органов, которых вы курировали, сотрудников прокуратуры. Я хотел бы узнать, не перевесит ли чаша весов Фемиды в сторону уклона, который бы говорил об инертном отношении
к вашим обязанностям? Спасибо.

Мухаметгалиев Ф.Х.

Нет. Вопрос я понял. Не будет ли конфликта интересов с сотрудниками правоохранительных органов и сотрудниками прокуратуры, которые вместе
со мной работали, в случае назначения меня Уполномоченным по правам человека? В данном случае пока у нас закон Республики Марий Эл определяет компетенцию уполномоченного, узкую компетенцию. Если мы посмотрим Федеральный закон № 184-ФЗ, который внес изменения в деятельность статуса уполномоченного, деятельность территориальных федеральных органов, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации,
в том числе прокуратуры, не входит в компетенцию уполномоченного. Здесь пока никаких конфликтов интересов не будет. В настоящее время рассматривается проект федерального закона об общих принципах организации деятельности региональных уполномоченных во втором чтении, 29 мая в первом чтении
уже принят. Здесь рассматривается вопрос расширения полномочий уполномоченного, в том числе включения федеральных территориальных органов, которые подведомственны Президенту Российской Федерации.
Даже в этом случае никаких конфликтов интересов с бывшими моими сотрудниками не будет. Я буду действовать в рамках закона, на принципах независимости. У меня с бывшими сотрудниками правоохранительных органов только деловые, конструктивные взаимоотношения.

 

Председательствующий.

Еще вопросы.

Пожалуйста, Наталия Владимировна.

Глущенко Н.В. (депутат по Дубковскому избирательному округу № 6).

Фанис Харисович, у меня просто уточнение. Мы видим в Ваших документах, что Вы на сегодняшний день в отставке в связи с выходом
на пенсию.

Мухаметгалиев Ф.Х.

Да.

Глущенко Н.В.

А в заявлении на имя Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Вы пишете: "Обязуюсь прекратить деятельность, несовместимую со статусом". Я понимаю, что это по шаблону. Вы работаете
или не работаете?

Мухаметгалиев Ф.Х.

Я не работаю. Так положено по закону о статусе уполномоченных,
в 184-м Федеральном законе написано, что уполномоченный, назначаемый
на государственную должность, должен соблюсти ограничения и запреты, установленные статьей 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". В этой связи у Государственного Собрания нет информации о том, являюсь
ли я членом какой-нибудь политической партии или являюсь членом иных общественных организаций, которые финансируются из иностранного государства. Поэтому я собственноручно пишу в заявлении, что обязуюсь прекратить. Если вдруг что-то выявится, полная ответственность лежит на том кандидате, который берет на себя ответственность за это.

Пожалуйста, Владислав Алексович.

Жезлов В.А. (депутат по Заречному избирательному округу № 5).

Уважаемый Фанис Харисович, я бы хотел задать такой вопрос. Кто Вам предложил эту должность? Или как вообще Ваша кандидатура рассматривалась? Общественники или непосредственно Правительство Вам предложило? Кто Вас на эту должность пригласил?

Мухаметгалиев Ф.Х.

Если представление вносится Главой Республики Марий Эл, значит,
мне предложила Администрация Главы Республики Марий Эл с учетом того, что я нахожусь в отставке, на пенсии по выслуге лет.

Председательствующий.

Нет больше вопросов?

Пожалуйста, Антон Алексеевич.

Мирбадалев А.А.

Уполномоченный по правам человека взаимодействует и должен взаимодействовать с различными НКО, я так понимаю из практики предыдущего уполномоченного, в том числе с иностранными агентами, в этом я ничего плохого не вижу. Как Вы планируете взаимодействовать с организациями, которые занимаются защитой прав человека? В их числе Европейский суд
по правам человека. Они, некоторые, имеют статус так называемого иностранного агента, и периодически от разных чиновников республиканского уровня слышится, что с ними взаимодействовать нельзя, это вообще запрещенная организация и так далее и тому подобное. Мы видели периодически, что всякие препоны вставлялись в деятельность этих организаций. Но когда встает вопрос о защите конкретных людей от действий правоохранительных органов,
мы видели, когда были суды с омоновцами, то тут мы видим, что ни прокуратура,
ни уполномоченный не были в состоянии помочь в полной мере, а как раз таки такие организации борются до последнего за права таких граждан. И буквально недавно мы видели в Интернете, как сотрудники частного охранного предприятия очень серьезно избивают на улице человека. Вопрос связан
с взаимодействием с общественной наблюдательной комиссией и НКО, которые, может быть, не самый красивый статус имеют. Как Вы настроены
на это?

 

Мухаметгалиев Ф.Х.

Я настроен положительно, если это общественная организация, уставной целью которой является защита прав человека и гражданина, деятельность которой соответствует закону или законодательству об иностранных агентах.
То есть сам закон позволяет общественным организациям заниматься под статусом иностранного агента. Что тут такого? Главное, чтобы эта общественная организация не скрывала, что она иностранный агент. Никаких препятствий
для уполномоченного во взаимодействии с общественными организациями, если общественная организация не нарушает закон, я не вижу в целях достижения общих интересов. Чем отличается уполномоченный от других институтов государственной гражданской защиты, от правоохранительных органов? У уполномоченных нет властных полномочий, цели и задачи одинаковы, как с прокуратурой, так и с судом, просто разные принципы достижения результата. Поэтому я здесь не вижу никаких проблем по взаимодействию,
и в случае назначения меня на эту должность я буду являться тем инструментом между государственной структурой и гражданским обществом, который находит компромисс между конфликтующими сторонами, между государственными структурами и гражданским обществом, исходя из принципа справедливости. Это в законе Республики Марий Эл так и написано.

Председательствующий.

Спасибо.

Нет больше вопросов?

Нет.

Рассматривается четвертый вопрос.

4. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О составе счетной комиссии по назначению Уполномоченного
по правам человека в Республике Марий Эл".

Слово предоставляется председателю Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по законодательству Павлову Александру Варсонофьевичу.

 

Павлов А.В.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Марий Эл
"Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл" Уполномоченный назначается на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл тайным голосованием.

Для проведения тайного голосования и определения его результатов
из числа депутатов избирается счетная комиссия.

В состав счетной комиссии по назначению Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл предлагаются следующие депутаты:

Атласкина Людмила Алексеевна

Громова Светлана Николаевна

Кальянов Евгений Николаевич

Пуртов Виталий Дмитриевич

Царегородцев Сергей Николаевич.

Проект соответствующего постановления, внесенный на рассмотрение Государственного Собрания Комитетом по законодательству, у вас имеется.

Председательствующий.

Спасибо, Александр Варсонофьевич.

Будут ли вопросы к Александру Варсонофьевичу?

Нет?

Нет.

Рассматривается пятый вопрос.

5. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О повестке дня четвертой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва".

Проект постановления у вас имеется.

Будут ли вопросы?

Нет?

Нет.

 

Рассматривается шестой вопрос.

6. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О секретариате четвертой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва".

Проект постановления у вас имеется.

Будут ли вопросы?

Нет?

Нет.

Рассматривается седьмой вопрос.

7. О проекте постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл "О порядке работы четвертой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва".

Проект постановления у вас имеется.

Будут ли вопросы?

Нет?

Нет.

Уважаемые депутаты! Программа Дня депутата выполнена.

График нашей работы на сегодня:

- в 10 часов 30 минут – заседания комитетов;

- в 12 часов 10 минут в этом зале – расширенное заседание головного Комитета по бюджету.

В расширенном заседании головного Комитета принимают участие
все председатели комитетов с протоколами заседаний и решениями комитетов.

Головной Комитет обобщает все полученные материалы и готовит заключения.

В 12 часов 30 минут – заседание Президиума.

В 13 часов в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл состоится четвертая сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.

Спасибо за работу на Дне депутата!