СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

23 октября 2014 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения третьей сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

День депутата проводится для депутатов, впервые избранных
в высший законодательный орган государственной власти Республики Марий Эл.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, Первый заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Мухин Владимир Иванович, Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Иванов Анатолий Николаевич, Руководитель Аппарата Государственного Собрания Республики
Марий Эл Трудинов Антон Аркадьевич, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

 

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Я вас поздравляю с тем, что вы стали членами трудового коллектива Государственного Собрания Республики Марий Эл.

По Конституции Республики Марий Эл – это высший
и единственный законодательный орган государственной власти Республики Марий Эл. Выше нас законодателей в республике нет.

У нас есть Глава Республики Марий Эл – руководитель субъекта,
эта структура понятная. Исполнительная власть – это Правительство.
Мы с вами – законодательная. И судебная – Конституционный суд, Арбитражный суд, Верховный Суд. Три ветви власти.

В Государственном Собрании непростая работа. Работа Государственного Собрания связана с законами, которые должны способствовать развитию республики. Наша задача – это законодательное сопровождение социально-экономического, культурного, духовного развития республики. Все вопросы, которые мы рассматриваем, мы должны рассматривать именно через эту призму.

Мы должны создавать условия для того, чтобы наша республика
не только развивалась, но чтобы жителям республики лучше жилось.
К сожалению, в нашей общероссийской структуре, как выражался Владимир Ильич "архибюрократической", хватает всяких проблем, вопросов, которые достаточно сложно обычному рядовому гражданину Российской Федерации, республики решить. Поэтому задача депутата – способствовать тому, чтобы человек мог решить свои вопросы. Мы с вами не можем решить практические вопросы, построить дорогу, хотя у нас есть дорожники. Мы, депутаты, должны способствовать тому, чтобы дорога строилась. Те, кто были депутатами районных и городских собраний, хорошо представляют эту работу, те, кто не были, скоро поймут.

Впервые депутаты Республики Марий Эл, тогда назывались народные депутаты Верховного Совета Марийской АССР, появились
26 июня 1938 года. Впервые прошли выборы в Верховный Совет Марийской АССР первого созыва. Ровно через месяц, 26 июля 1938 года, депутаты, их было избрано 93, возглавлял их Сталин Иосиф Виссарионович, он был депутат № 1 в нашей автономной республике
так же, как и во всех союзных, во всех автономных республиках.
93 депутата собрались в зале заседаний Верховного Совета, нынешнем МарГУ. К 70-летию законодательной власти Марий Эл мы повесили мемориальную доску на здании МарГУ и у входа в актовый зал МарГУ. Эта сессия длилась 4 дня.

С того времени пошла системная работа законодательной власти. Всего состоялось 12 созывов Верховного Совета, закончили мы работу выборами депутатов первого созыва Государственного Собрания. Выборы проходили 12 декабря 1993 года. Первая сессия Государственного Собрания первого созыва собралась 6 января 1994 года. В прошлом году мы отметили 75-летие законодательной власти, или 75 лет с начала работы Верховного Совета, и в текущем году 6 января – 20 лет Государственному Собранию. 12 созывов Верховного Совета и шестой созыв Государственного Собрания.

Вам будет предоставлена возможность пройти с экскурсией
по Галерее истории законодательной власти. Вы видели, там есть исторические фотографии: 1938 год первая сессия, люди, которые участвовали в работе сессии, депутаты. В Государственном Собрании
6 созыва 7 депутатов – женщины. Мы этим гордимся, потому что это
на одну женщину больше, чем в прошлом созыве. В первом созыве была одна женщина. Но нам далеко до первого созыва
Верховного Совета, потому что там из 93 человек было 30 женщин, одна треть. Поэтому их решения более мудрые были, потому что женщины мудрее нас, они и нас побуждают принимать правильные решения.

Это такая короткая история.

У нас за все время советской власти, начиная с 1928 года, был первый Совет народных депутатов города Йошкар-Олы в 1928 году,
а республиканский появился только в 1938 году. С этого времени у нас было 23712 депутатов. Имена всех этих депутатов вписаны в историю республики. Создан сборник "
Депутаты Марий Эл" из 27 томов. Ваши имена, депутатов 6 созыва, будут в следующем томе – 28.

Мы восстановили все, что было. Это депутаты Верховного Совета, Государственного Собрания, районных, городских, сельских, поселковых и 2 созыва Молодежного парламента. Это мы делаем для того, чтобы сохранить историю законодательной власти, представительных органов местного самоуправления.

У нас в Государственном Собрании вы можете рассчитывать
на доброе отношение к каждому депутату, вы можете рассчитывать на то, что каждое предложение каждого депутата будет обязательно услышано. Оно будет услышано, записано, обсуждено, по нему обязательно будет принято решение. Решение принимает большинство, но тем не менее голос каждого депутата будет услышан.

С 2000 года уже четвертый созыв в Государственном Собрании идет спокойная профессиональная работа. Все депутаты распределены таким образом, что вы по направлению своей деятельности можете все свои профессиональные знания выдать в том комитете, в котором вы работаете. Каждый из вас может участвовать в работе любого комитета. Каждый
из вас может участвовать в работе Президиума Государственного Собрания. Каждый из депутатов может участвовать в любом мероприятии, которое проводится в Государственном Собрании. У нас бывают парламентские слушания, когда мы тщательно изучаем какой-то вопрос, затем все вместе садимся и с привлечением большого количества экспертов рассматриваем.

Все законы, которые мы принимаем, у нас рассматриваются прокуратурой республики, прокуратура дает официальное заключение.
Да, у нас были случаи, когда принимаем закон, передаем Главе Республики Марий Эл, Глава подписывает, опубликовываем, закон вступает в силу, прокуратура вспомнила что-то и начинает писать какие-то предписания. Это жизнь. Кто-то мог ошибиться, какие-то обстоятельства могли измениться, федеральные законы меняются. Трагедии никакой в этом нет. Это обычные рабочие моменты.

Мы получаем заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл в обязательном порядке. Государственная счетная палата Республики Марий Эл обязательно дает свои заключения. Если вопрос касается природоохранных мероприятий,
у нас есть природоохранная прокуратура, она нам дает заключения. Совет муниципальных образований. Сегодня мы проводили встречу с вновь избранными главами муниципальных образований. За этот период сменилось всего 6 глав муниципальных образований.

14 сентября проходили выборы законодателей в 14 субъектах Российской Федерации. Из 14 субъектов половина руководителей сменилась. В округе выборы проходили только в Марий Эл и в Татарстане. Мы в республике один раз проводим все выборы: в Государственное Собрание, сельских и поселковых, районных и городских депутатов.
В этот раз мы проводили выборы только за счет своего бюджета. Когда мы вписываемся в федеральные выборы, там мы проходим за счет федерального бюджета. Мы избрали 1010 депутатов. В Татарстане избирали только депутатов Государственного Совета Республики Татарстан. В следующем году у них будут выборы в муниципальные органы власти.

Уважаемые депутаты!

Сегодня, 23 октября 2014 года, Мартьянов Сергей Михайлович отмечает свое сорокалетие.

Сергей Михайлович, поздравляем Вас с Днем рождения, желаем здоровья, успехов, благополучия и удачи. (Аплодисменты).

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Взаимодействие органов государственной власти Республики Марий Эл по совершенствованию законодательства республики.

Слово предоставляется полномочному представителю Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Мякишеву Геннадию Федоровичу.

Мякишев Г.Ф. Уважаемые депутаты!

Мне очень приятно поздравить вас с началом активной государственной деятельности. Многие из вас не занимались такой деятельностью.

Я не собираюсь вам сегодня какую-то лекцию читать.
Хотел бы остановиться на некоторых моментах, которые нам в своей деятельности придется учитывать при нашем взаимодействии.
Если я упущу какие-то моменты, то Юрий Александрович дополнит, подскажет. С Юрием Александровичем мы знакомы с 1975 года
по Верховному Совету. Я удивляюсь его работоспособности, его умению организовать работу высшего органа законодательной власти.

Конечно, меня как представителя Главы Республики Марий Эл
и Правительства в Государственном Собрании, прежде всего беспокоит чтобы у законодательной и исполнительной ветвей власти было тесное взаимодействие, тесное понимание того, как решить вопросы, которые возникают в сфере правового урегулирования. От того как это взаимодействие строится, во многом зависит и стабильность нашей республики.

Я достаточно много работаю с Государственным Собранием. Конечно, когда есть какие-то разногласия, какие-то придирки, иногда мелкие придирки, это очень отрицательно влияет на отношение ветвей власти.
И хотя у нас до кулакских разборок не доходило, но некоторые спорные моменты в начале истории
Государственного Собрания у нас были.
В последние годы такая плодотворная работа стала характерным признаком, это стабильная работа.

Что бы хотел отметить. Есть у нас в республике государственные органы. Все государственные органы можно разделить на две группы.
Это органы государственной власти: Глава республики – единоличный орган государственной власти, Государственное Собрание – высший орган законодательной власти, Правительство – высший орган исполнительной власти. Есть Конституционный суд и мировые судьи. Вот это органы государственной власти.

Есть другая группа государственных органов, это просто государственные органы и органами власти не являются. Это Администрация Главы, это Государственная счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Почему они
не органы власти? Органы власти издают акты, которые обязательны
для граждан и для организаций, они имеют большие властные полномочия.

Что касается других органов, они таких нормативных актов
не принимают. И когда мы в законах пишем: "только органы власти",
то мы подразумеваем, что это только органы власти. Поэтому в последнее время мы стали писать, рекомендуем органам власти и государственным органам.

Что касается Администрации Главы республики –
это государственный орган, но ему переданы Президентом и Главой республики некоторые функции управления. Это по управлению государственной службой. В государстве должен быть специальный орган по управлению государственной службой. Но ни в России, ни в субъектах этого органа пока не создано, полномочия переданы администрациям.
У нас – Администрации Главы республики. Но мы в своей деятельности стараемся все вопросы регулирования отношений в области государственной службы проводить через указы или распоряжения Главы республики, поскольку он является главным регулятором отношений государственной службы по российским и нашим законам.

Второй момент, на который хотел обратить внимание.
Наша Конституция, которой мы будем отмечать 20 лет, как нам кажется, создает довольно нормальное работающее соотношение властных полномочий между органами государственной власти. Все там продумано, действует система сдержек и противовесов, чтобы ни одна власть каким-то образом не могла иметь излишние какие-то полномочия и каким-то образом давлеть над другой властью. Это очень важное обстоятельство,
и должен сказать, что у органов государственной власти четко прописаны полномочия.

Есть целый ряд вопросов, которые эти органы решают совместно. Это тоже замечательно. Это вопросы, когда формируется Правительство. Вы знаете, структуру определяет Глава республики. А вот назначение членов Правительства. Здесь соответствующим законом определено,
что отдельных членов Правительства Глава должен согласовать
с Государственным Собранием. Речь идет о таких должностях,
как Заместитель Председателя
Правительства и министры, которые руководят финансами, экономикой, сельским хозяйством, социальной защитой, здравоохранением. Назначение на эти должности Глава республики должен согласовать с Государственным Собранием. По другим органам исполнительной власти он уже решает самостоятельно.
И соответственно
при освобождении того или иного министра от должности должно быть согласование с Государственным Собранием.

Как формируется Общественная палата. Треть Общественной палаты формируется Главой республики, треть – Государственным Собранием
и треть – это общественные организации. Вот такое представительство
в
Общественной палате.

Далее. Если взять Центральную избирательную комиссию, половину назначает Глава республики, половину – Государственное Собрание.

Счетная палата. Счетная палата назначается таким образом: Председателя, заместителя, аудиторов предлагает Глава, утверждает Государственное Собрание. То есть все это они делают вместе.

Уполномоченного по правам человека или Уполномоченного
по защите прав предпринимателей тоже Глава предлагает, Государственное Собрание утверждает.

Мировые судьи. Раньше было так: Глава предлагает, Государственное Собрание утверждает. Сейчас полностью назначение мировых судей осуществляет Государственное Собрание. Это делается
по представлению Председателя Верховного Суда, все кандидатуры согласуются с Квалификационной коллегией судей. Таким образом, Государственное Собрание решает назначение мировых судей.

Как видите, система достаточно гибкая, оправдана и на практике показала свою жизнеспособность.

Следующий вопрос, на который хотел обратить внимание. Есть у нас субъекты права законодательной инициативы. Те, кто имеет право вносить проекты законов на рассмотрение Государственного Собрания. Нередко возникали вопросы расширить перечень субъектов законодательной инициативы. Если субъект законодательной инициативы вносит проект,
от него отмахнуться невозможно.

Вся процедура, связанная с рассмотрением проекта, должна пройти все инстанции, которые зафиксированы в Регламенте. Конечно, может быть, что кто-то разъяснит, что эта инициатива какие-то изъяны имеет, субъект может сам отозвать эту инициативу, тогда не нужно рассматривать. А если он не отзывает, то все должно быть так,
как положено, окончательное решение должно принять Государственное Собрание по этой инициативе, либо согласиться, либо отклонить.

Предлагают расширить перечень субъектов. На этот счет мы неоднократно дебатировали в Государственной Думе Российской Федерации. Там часто выступал прокурор и другие говорили, что надо предоставить право законодательной инициативы прокурору субъекта
и некоторым другим. Но мы там все пришли к единому мнению,
что законодательная инициатива должна принадлежать тем, кто участвует в выборах, тем, кто давал обещание избирателям что-либо сделать.
Они и должны иметь инициативу в законодательном органе. Депутаты, Глава республики, Правительство, которое формируется партией, победившей на выборах. В этом случае им должно быть предоставлено первоочередное право представлять проекты. Члены Совета Федерации
и депутаты Государственной Думы тоже могут внести проекты,
как в Государственную Думу, так и в наше
Государственное Собрание.

Я считаю, предоставление права законодательной инициативы Верховному Суду, прокурору является чисто формальным. У них свои ведомственные интересы. А вот тот, кто с людьми работает, кто впитывает предложения и пожелания избирателей, затем их реализует, это как раз самое важное при реализации законодательной инициативы.

О законодательстве. Это важнейшая сфера деятельности Государственного Собрания, Правительства и Главы республики.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации есть предметы совместного ведения. Вы знаете, принимаются законы Российской Федерации, в них определяются те вопросы, которые будет регулировать субъект.

По Конституции есть еще и предметы собственного регулирования субъектов. Это такие полномочия, как установление названия республики, названия высшего законодательного органа, название высшего должностного лица. Это исключительное ведение субъекта. Хотя и в этом плане были поправки. Вы, наверное, знаете, что многим не нравилось слово "президент", что у нас слишком много президентов, нельзя повторять названия должностных лиц, которые есть в Российской Федерации. Такой Закон принят. Президенты у нас были в республиках, потому что было написано, что республика – это государство. Сейчас все республики, кроме Татарстана, переименовали, нет президентов, там главы республик.

Также была поправка – нельзя было дублировать название "Государственная Дума". Что касается нашей республики
и Государственного Собрания, у нас никаких вопросов не возникало.
У нас нормальное название. Правда, некоторые "горячие головы" говорят,
что какое это государственное, надо просто "дума". Но мы считаем, у нас
в Конституции написано, что республика – это государство, Государственное Собрание – это как раз нормальное название.

И, конечно, субъекты сами устанавливают свои символы – государственный флаг, государственный герб, также самостоятельно решают некоторые вопросы, связанные с территориальным делением.
А все другие полномочия так или иначе вытекают из законодательства Российской Федерации. Поэтому для субъектов имеются разные возможности, как, каким образом построить свое законодательство.

Мы изучаем и следим, как развивается нормотворчество в субъектах,
по-разному. Мы пришли к выводу, что нам в своих законодательных актах не следует повторять полностью федеральное законодательство, сосредоточить внимание на тех вопросах, которые непосредственно переданы на рассмотрение субъектов. В других республиках зачастую повторяют все законодательство, дают большие нормативные акты, но так поступать или эдак решает сам субъект Российской Федерации.

У нас был принят закон о выборах, который полностью регулировал все выборы, которые у нас проводились. Потом стали говорить, что было бы удобнее, чтобы выборы в местные органы, в Государственное Собрание, Главы республики регулировались отдельно. Сейчас так и есть, и надо сказать, что избирательное законодательство у нас стало самым нестабильным. Ежегодно, наверное, по 5 - 7 раз в избирательное законодательство у нас вносятся изменения. Это не очень хорошо.

Много изменений у нас вносится и в другие законы. Я специально подсчитал, у нас в республике с 1990 по 2013 год принято порядка
1200 законов. За это время законы где-то 400 законов утратили силу. Сейчас у нас где-то 100 с небольшим действующих законов. Все остальные – это законы, которые вносят изменения в действующее законодательство. Их у нас очень много. Только в Конституцию мы вносили 58 поправок. Изменения эти очень частые. В последнее время, если взять повестку дня, многие законодательные акты у нас называются именно "о внесении изменений".

Несколько хотел бы обратить внимание на подготовку проектов.
Что касается исполнительной власти, подготовку законопроектов у нас проводят администрации, министерства и ведомства. В администрации Главы, как правило, подготовкой проекта занимается государственно-правовое управление. Не секретариаты заместителей, не другие службы,
у них нет определенных навыков. Поэтому все вопросы в основном вносятся соответствующими министерствами. Конечно, мы требуем, чтобы все проекты, которые Правительством вносились, были предварительно согласованы со всеми заинтересованными сторонами. Когда-то это у нас получается, когда-то не получается, но тем не менее такое требование у нас существует.

Подготовленные законопроекты реализуются, т.е. вносятся
на рассмотрение Государственного Собрания распоряжением Правительства либо письмом Главы республики. Вот две такие формы внесения законопроектов на рассмотрение Государственного Собрания.

Конечно, мы видим и некоторые моменты, которые у нас не всегда согласуются с Регламентом Государственного Собрания. Правительство – орган оперативного управления. У нас какие-то проблемы могут возникнуть сегодня, завтра ... Проблемы надо решать. Мы готовим и вносим документ. Государственное Собрание собирается в определенное время. Не всегда получается. Проект надо внести до сессии за 20 дней, а у нас какая-нибудь нужда возникла за 10 - 15 дней. Я благодарен и Юрию Александровичу,
и депутатам, когда такая ситуация возникает, они нас понимают
и принимают проекты к рассмотрению.

Есть у нас некоторые вопросы, связанные с исполнением наших законов. Последние проблемы у нас возникли в связи с исполнением закона об административных правонарушениях. Есть статья
за неисполнение законного требования депутата Государственного Собрания. Есть статья за надругательство над государственными символами. Есть статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан. По таким нарушениям должны составлять протоколы работники полиции.

Сейчас они нам написали письмо, извиняются, пишут, что закон
о полиции им ничего не прописал, поэтому исполнять эти полномочия они не могут. В то же время они пишут, что им приходится часто выезжать
на семейные скандалы, ссоры с соседями и т.д.

Предлагают нам заключить соглашение с МВД Российской Федерации. Мы проект такой подготовили, послали, они говорят, что там вроде все хорошо, но вы еще заплатите нам за эти полномочия.

Полиция общественной безопасности всегда была на бюджете субъекта Российской Федерации. Это участковые, патрульно-постовая служба, ГАИ и дорожно-патрульная служба. Теперь они все перешли
на содержание федерального бюджета. Я думаю, что со временем полиция общественной безопасности должна вернуться обратно в субъекты.
Не знаю, сколько они с нас возьмут за эту работу. У нас функции есть – охрана общественного порядка, а сил для этого не осталось. Была полиция, теперь у нас ее нет.

 

В ходе подготовки мы всегда очень благодарны за предложения
и замечания депутатов. Мы всегда очень трепетно, осторожно относимся
ко всем замечаниям депутатов и стараемся их рассматривать самым настоящим образом. Предложения у депутатов бывают полезными,
но в то же время предложения иногда бывают не совсем продуманные. Бывает надо слово заменить, а когда смотришь словарь, слово имеет несколько значений, они совершенно разные и их невозможно как-то заменить. Поэтому общая наша задача сделать так, чтобы закон, который мы с вами принимаем, мы готовим, вы принимаете, отвечал всем необходимым требованиям, которые предъявляются к законодательным актам. Проблема качества должна оставаться актуальной.

И последнее. Обращения и просьбы депутатов, а также обращения, которые поступают в Правительство. У нас такой порядок: если обращение идет в Правительство от Государственного Собрания, я всегда министрам говорю, чтобы они такие письма не подписывали. Если мы вам направляем письмо, вы свое мнение высказываете, направляйте в Правительство. Ответ должен быть именно от Правительства, потому что позиция министерства
и Правительства может быть различной по тем или иным вопросам.
А комитеты, которые связаны с работой определенных министерств, могут переписку вести и с министерствами. Мы стараемся сделать таким образом, чтобы именно Правительство давало ответ Государственному Собранию.

За всю свою деятельность, что я работаю с Государственным Собранием, я не помню каких-то серьезных случаев, каких-то серьезных срывов или каких-то непониманий в решении вопросов. Мы старались
и будем стараться и дальше, чтобы все возникающие вопросы, проблемы, которые встречаются в нашей деятельности, находили бы понимание, поддержку и взаимоприемлемые решения.

Я желаю вам успехов в нашей общей дальнейшей работе.

Спасибо за внимание.

 

Председательствующий. Спасибо, Геннадий Федорович.

Будут ли вопросы к Геннадию Федоровичу?

Нет.

Рассматривается второй вопрос Дня депутата.

2. О правовом обеспечении деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Слово предоставляется заместителю Руководителя Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, начальнику правового управления Поповой Елене Петровне.

Попова Е.П. Уважаемые депутаты!

Я постараюсь очень коротко осветить обозначенную тему своего выступления.

Я расскажу вам по трем направлениям.

Какие законодательные акты действуют в сфере деятельности Государственного Собрания, какие акты принимаются Государственным Собранием, процедура их принятия и структура правового управления Государственного Собрания.

Основными правовыми актами, которыми руководствуются в своей деятельности депутаты и Государственное Собрание, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года
№ 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". На уровне республики у нас действует Конституция Республики Марий Эл, Закон Республики Марий Эл "О Государственном Собрании Республики Марий Эл", Закон
"О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл", Закон "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл". А также основной документ, который регулирует порядок деятельности Государственного Собрания по основным вопросам, Регламент Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Республика Марий Эл – это субъект Российской Федерации, который действует единым правовым полем с Российской Федерацией, и все законы, которые принимает Государственное Собрание, не должны противоречить федеральным законам. Если принимается новый федеральный закон, который изменяет правовое регулирование в каких-то отдельных положениях, законы субъектов должны быть приведены
в соответствие с новым федеральным законом в течение 3 месяцев со дня принятия. Это очень короткий срок для того, чтобы построить работу субъекта, в том числе и Республики Марий Эл, для того, чтобы правильно понять этот федеральный закон, правильно изложить новую правовую позицию закона и уже успеть принять на сессии Государственного Собрания и опубликовать. Эта работа у нас главная и оперативная для всех депутатов Государственного Собрания.

О порядке принятия актов, которые принимает Государственное Собрание, – это законы и постановления Государственного Собрания.

Очень коротко о законодательной процедуре. Что процедура включает в себя. Внесение законопроектов субъектами права законодательной инициативы, они определены Конституцией Республики Марий Эл. Это Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, депутаты Государственного Собрания, также наделены полномочиями по внесению законопроектов представители Государственного Собрания в Совете Федерации и представители Правительства в Совете Федерации, Конституционный, Верховный, Арбитражный суды Республики Марий Эл и прокурор Республики
Марий Эл. Иных субъектов нет, т.е. общественные организации
не наделены правом законодательной инициативы. Необходимые требования для внесения законопроекта определены Регламентом Государственного Собрания.

 

Предварительное рассмотрение в комитетах Государственного Собрания. Требования Регламента Геннадий Федорович уже озвучивал, что все законопроекты должны быть внесены за 20 суток до начала сессии и должно быть принято решение о готовности законопроекта
для рассмотрения на сессии Государственного Собрания.

Законы принимаются на заседаниях Государственного Собрания. Требование к количеству голосов для принятия закона установлено
и федеральным законом, и нашим законом. Как правило, законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, единственное исключение – это Конституция. Поправки к Конституции принимаются двумя третями голосов депутатов.

Далее закон, принятый Государственным Собранием, направляется Главе Республики Марий Эл для обнародования в течении 14 дней со дня получения закона от Государственного Собрания Республики Марий Эл.
С момента опубликования закон вступает в силу. Неопубликованные законы не вступают в силу.

Для Постановления Государственного Собрания процедура намного проще. Как правило, постановления Государственного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов
и вступают в силу со дня принятия. Есть постановления нормативного характера, которые вступают в силу после дня их официального опубликования.

Правовое управление обеспечивает деятельность депутатов Государственного Собрания. Я являюсь руководителем правового управления. В структуре правового управления есть два отдела. Это отдел правовой экспертизы законопроектов и отдел правового обеспечения деятельности комитетов.

Отдел правового обеспечения деятельности комитетов занимается подготовкой заседаний комитетов, обеспечением членов комитета всеми необходимыми документами, подготовкой проектов решений комитетов. Начальник отдела Скороходова Татьяна Владимировна и 6 специалистов. Эти же специалисты оформляют предложения депутатов
к законопроектам, т.е. если имеются поправки, то задача стоит, чтобы поправки не противоречили закону, и обеспечивают их дальнейшее прохождение, сопровождение на рассмотрение в Правительстве Республики Марий Эл. Далее эти же специалисты обеспечивают техническую стройку согласованных поправок в текст законопроекта,
составляют таблицы поправок, затем эти поправки включают в текст законопроекта и выводят на официальных бланках "Закон Республики Марий Эл" текст законопроекта, который будет направляться Главе Республики Марий Эл для подписания. Вот это работа одного
из наших подразделений.

Второе подразделение занимается экспертизой внесенных законопроектов. Как правило, оно же разрабатывает проекты законов, требующих внесения изменений, касающихся депутатской деятельности. Есть ряд законопроектов незначительных по объему, которые
по согласованию с Геннадием Федоровичем в соответствии с Программой приведения республиканского законодательства в соответствие с новым федеральным мы тоже берем на себя и разрабатываем эти проекты.

Этот же отдел занимается изучением всех новых федеральных законов. Ежедневно мы смотрим, какие федеральные законы приняты,
с тем, чтобы определить, нужно ли вносить соответствующие изменения
в законы Республики Марий Эл.

Сегодня утвердили Программу приведения республиканского законодательства в соответствие с новыми федеральными законами, сказали что 30 федеральных законов будут обнародованы. Эта работа каждодневная, очень ответственная и кропотливая.

В дальнейшем вы и будете принимать те законы, которые будут определены этой программой для того, чтобы привести наши законы
в соответствие с федеральными законами.

Есть еще один работник этого отдела, который занимается регистрацией всех внесенных изменений в наши законы, т.е. он составляет систематизированный перечень действующих законов Республики
Марий Эл со всеми внесенными в них поправками. Он же занимается регистрацией протестов прокурора Республики Марий Эл, если они поступают, или экспертных заключений Минюста. Возглавляет этот отдел заместитель начальника правового управления, начальник отдела правовой экспертизы.

Наше управление занимается правовым обеспечением всего Государственного Собрания, каждого отдельно взятого депутата
и комитетов Государственного Собрания.

Председательствующий. Спасибо, Елена Петровна.

Будут ли вопросы к Елене Петровне?

Нет.

Рассматривается третий вопрос Дня депутата.

3. Об организационном обеспечении деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Слово предоставляется заместителю Руководителя Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, начальнику организационного управления Епановой Эльвире Васильевне.

Епанова Э.В. Уважаемые депутаты!

Юрий Александрович уже отметил, что деятельность Государственного Собрания строится на основе программ деятельности
на период полномочий и на календарный год.

Кроме того, ежегодно на заседании Президиума мы утверждаем программы взаимодействия. У нас 11 целевых программ взаимодействия
с прокуратурой, с Минюстом России, со Следственным управлением, профсоюзами, Советом муниципальных образований.

Вы, наверное, уже получили наши письма с просьбой внести предложения в программы деятельности на период полномочий
и на календарный год. Наверное, получив, вы задумались, а что же я могу написать. Может быть, вы хотели бы рассмотреть какой-то вопрос
на Дне депутата, или вопросы борьбы с правонарушениями, или вопросы налогообложения. Вы можете подумать и внести свои предложения
на период полномочий и на 2015 год.

Организационное управление обобщает предложения депутатов Государственного Собрания, комитетов Государственного Собрания, территориальных структур органов государственной власти по Республике Марий Эл, представительных органов муниципальных образований, структурных подразделений Аппарата Государственного Собрания
и вносит на рассмотрение депутатов.

На пятой сессии Государственного Собрания, которая состоится
25 декабря, мы будем вносить проект постановления о программе деятельности на период полномочий и на 2015 год, два проекта постановления. Вы все будете рассматривать на заседаниях комитетов, которые пройдут перед сессией. Все ваши предложения мы включим.

На основе этих программ организационное управление разрабатывает ежемесячные и еженедельные планы организационно-массовых мероприятий, проводимых в Государственном Собрании.
Все размещается на сайте, вы все можете смотреть.

Организационное управление готовит программы подготовки
и проведения всех мероприятий Государственного Собрания: сессий,
Дней депутата, заседаний Президиума Государственного Собрания, парламентских слушаний, встреч с депутатами представительных органов муниципальных образований и т.д.

Организационное управление обеспечивает участие депутатов Государственного Собрания в сессиях, Днях депутата, парламентских слушаниях, встречах.

При проведении мероприятий в ваш адрес за подписью Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минакова могут направляться извещения, приглашения, телеграммы, телефонограммы.

Когда созывалась вторая сессия, вы все получили телеграммы.

Основная форма для сессий – извещения, для Дней депутата
и парламентских слушаний – приглашения. Но мы сейчас используем
и электронную почту, вам тоже будут все материалы приходить.

Все виды извещений являются основанием для освобождения депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время проведения мероприятия.

Данное положение закреплено в статье 22 Закона Республики
Марий Эл "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл".

При необходимости выдаются справки, подтверждающие участие депутата в мероприятиях Государственного Собрания. Такие справки мы тоже готовим, эта система у нас отработана.

Согласно статье 38 Регламента Государственного Собрания депутат лично информирует Председателя Государственного Собрания
о невозможности участия в работе сессии Государственного Собрания.
По опыту работы депутатов третьего, четвертого и пятого созывов – депутат пишет заявление на имя Председателя Государственного Собрания с указанием причины отсутствия. Данное заявление передается
в секретариат сессии.

По итогам полугодия и календарного года информация об участии депутатов в мероприятиях анализируется и по поручению Председателя направляется на рассмотрение комитетов Государственного Собрания
и Президиума Государственного Собрания.

В структуре организационного управления два сектора – сектор оргработы и сектор делопроизводства.

Весь документооборот в Аппарате Государственного Собрания осуществляется сектором делопроизводства в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Государственного Собрания. Инструкция на вашем диске тоже есть. Если будут вноситься изменения, мы до вас будем доводить.

Входящая, исходящая документация, рассылка писем, телеграмм, извещений, приглашений, издательской продукции – все осуществляется сектором делопроизводства организационного управления.

Любой документ, поступивший в Государственное Собрание
по почте, лично, по электронной почте, по факсу, проходит регистрацию
в секторе делопроизводства.

Организация работы с избирателями.

Вы получили рекомендации по работе с избирателями, получили письма с просьбой представить информацию о том, когда и где вы будете вести прием граждан. Эту информацию мы собираем, обобщаем в таблице, и там, где вы будете вести прием, эта таблица размещается.

Организационным управлением ежеквартально анализируется работа депутатов с избирателями. Форма информации вам представлена. Сколько проведено встреч, сколько проведено приемов, сколько было избирателей, сколько поступило письменных обращений.

Хотелось бы, чтобы у нас был контакт с вашими помощниками.
Вы – все руководители, будет хорошо, если вы укажете телефоны ваших помощников, с кем непосредственно мы можем общаться и работать
по всем вопросам, чтобы вас лишний раз не беспокоить. Такая практика сотрудничества хорошо используется. На это я хотела бы обратить ваше внимание.

Информация о работе с избирателями ежеквартально анализируется и вносится на заседание Президиума, а в конце года, когда мы готовим итоги деятельности Государственного Собрания, она включается отдельным разделом.

Хочу вас попросить. Все ваши изменения: место работы, должность, телефон, домашний адрес, сообщайте в организационное управление. Можно по электронной почте, лично.

Еще такая просьба, кто не сдал фотографии на удостоверения. Просьба – сдать. Мы не можем заказать удостоверения в типографии, потому что не все сдали фотографии.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Эльвира Васильевна.

Будут ли вопросы к Эльвире Васильевне?

Нет.

Рассматривается следующий вопрос.

4. Об информационном обеспечении деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Слово предоставляется начальнику информационного управления Аппарата Государственного Собрания Геннадию Викторовичу Логинову.

Логинов Г.В. Уважаемые депутаты!

Информационное обеспечение законотворческой и представительской деятельности Государственного Собрания – основная задача информационного управления Аппарата Государственного Собрания.

Вся работа строится на основе Программы деятельности Государственного Собрания на период полномочий, год, планов работы
на месяц и т.д., где непременно отражены разделы информационного обеспечения.

Задачами управления являются:

–    подготовка и систематизация информационно-справочных
и аналитических материалов;

–    работа со средствами массовой информации по освещению деятельности Государственного Собрания в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации"
и Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";

–    формирование с помощью средств массовой информации положительного общественного мнения о Государственном Собрании;

–    организация и проведение в Государственном Собрании комплекса работ по информатизации;

–    подготовка к изданию информационно-аналитической, справочной и представительской печатной продукции.

Основные функции, непосредственно связанные с информационным обеспечением, это:

–    информационное сопровождение законотворческой деятельности, проще сказать – освещение деятельности Государственного Собрания в электронных и печатных средствах массовой информации;

–    обеспечение публикации официальных материалов Государственного Собрания в средствах массовой информации;

–    ежемесячные обзоры прессы по актуальным вопросам деятельности Государственного Собрания и его депутатского корпуса;

–    организация работы с парламентскими корреспондентами, содействие аккредитованным журналистам в освещении деятельности Государственного Собрания, подготовка пресс-релизов о деятельности Государственного Собрания.

При Государственном Собрании аккредитованы 7 журналистов:
3 – представители ГТРК "Марий Эл", представители газет "Марийская правда" – 1, "Марий Эл" – 2, "Пенсионер – ваш друг и советчик" – 1;

–    осуществление редакционно-издательской деятельности, подготовка к печати представительской и другой печатной продукции.

Как же непосредственно осуществляется информационное обеспечение?

Это – регулярное размещение информации в новостной ленте
официального сайта Государственного Собрания Республики Марий Эл, на страницах печатных СМИ, в информационных выпусках марийского радио и телевидения.

Сообщения в средства массовой информации готовятся ежедневно. Официальный сайт Государственного Собрания в сети Интернет –
на сегодня самая оперативная точка подачи информации о деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, здесь можно увидеть не только так называемую новостную ленту, но и анонсы предстоящих событий: график приема граждан депутатами, членами Президиума Государственного Собрания, повестки сессий, заседаний Президиума, Дней депутата, планы работы, итоги и т.д.

К формам работы относятся также:

–    подготовка пресс-релизов;

–    проведение пресс-конференций;

–    участие аккредитованных журналистов в работе комитетов Государственного Собрания, Днях депутата, парламентских слушаниях, заседаниях Президиума, сессиях Государственного Собрания;

–    направление пресс-релизов и другой информации
по электронной почте в районные СМИ;

–    подготовка специализированных передач на телевидении
и радио под рубрикой "В Государственном Собрании Республики Марий Эл";

–    подготовка специальных выпусков "Парламентский вестник"
в газетах "Марийская правда" и "Марий Эл".

У нас есть Комната депутата, где находятся различные материалы, которые помогают в работе депутатам.

Осуществляется систематизация, учет и хранение периодической печати: газет и журналов, поступающих в Государственное Собрание, формируются тематические каталоги.

Регулярно ведется обзор периодической печати, книжно-журнальной продукции.

Ведется хроника деятельности Государственного Собрания.

По поручению депутатов Государственного Собрания осуществляется поиск необходимой информации в сети Интернет
по вопросам законотворческой деятельности, подбор материалов
по интересующим депутатов темам.

С 2003 года введена практика проведения ознакомительных экскурсий по Государственному Собранию для студентов республиканских вузов, слушателей курсов повышения квалификации, региональных отделений партий, общественных объединений, учащихся школ и лицеев.

В практику работы управления входит взаимный информационный обмен с коллегами-информационниками законодательных органов субъектов Российской Федерации, прежде всего ПФО, обмен опытом работы.

В Государственном Собрании Республики Марий Эл имеются
фото-, видео-, аудиоархивы, персональные накопительные папки депутатов, где хранятся документы, справки, фото, а также опубликованные в СМИ печатные материалы, отчеты о деятельности депутатов, о встречах с избирателями. Большая просьба к депутатам –
все материалы направлять нам. Не все депутаты ведут своеобразную хронику своей работы, а у нас в накопительных папках все систематизируется и хранится.

Вошло в практику ведение аудиозаписи всех мероприятий.

Ведется прямая трансляция сессий Государственного Собрания
в сети Интернет.

Информатизация работы.

В эксплуатации находятся 3 специализированных сервера,
50 персональных компьютеров, 10 ноутбуков, 5 планшетных компьютеров, 49 единиц оргтехники, из них: 25 черно-белых лазерных принтеров, 1 цветной лазерный принтер, 5 цветных струйных принтеров,
5 цветных сканеров, 13 многофункциональных устройств.

Все персональные компьютеры объединены в локально-вычислительную сеть.

Все рабочие места имеют выход в Интернет.

Налажена работа электронной почты.

Работают крупные базы данных.

Информационно-правовые системы "Консультант Плюс Регион"
и "Гарант", специализированные программные средства "Дело",
"1С: бухгалтерия".

Отдельную гордость Государственного Собрания представляет информационная система "Электронная Марий Эл". Ведется мониторинг и обновление информации, совершенствование информационной системы. Регулярно готовится электронный вариант паспортов районов
и городов республики, который размещается в информационной системе "Электронная Марий Эл".

С ее работой вы также познакомитесь.

Уважаемые депутаты! Несколько моментов, на которых хотелось бы остановиться:

1. Электронная почта – достойный инструмент оперативной передачи и получения информации. Адрес электронной почты вам известен. Законопроекты приходят к нам не в один день, поэтому рассылка документов депутатам идет поэтапно.

2. Просьба направить по электронке фотографии для использования в полиграфии.

Председательствующий. Спасибо, Геннадий Викторович.

Будут ли вопросы к Геннадию Викторовичу?

Пожалуйста, депутат по одномандатному избирательному округу № 16 Новокшанов Андрей Викторович.

Новокшанов А.В. Интернет – хорошо, электронная почта – очень хорошо. Снабдите нас, пожалуйста, телефонными справочниками Аппарата
и Правительства, такой телефонный справочник нужен нам.

Епанова Э.В. Такая информация есть у вас на диске, там список работников Аппарата, даже мобильные телефоны.

Логинов Г.В. Многие из депутатов – продвинутые пользователи.
В этом здании есть 3 точки доступа Wi-Fi. У кого есть такая необходимость, мы можем выдать персональные пароли. Приходя сюда, многие любят использовать свои айфоны, планшетники и т.д.
Есть возможность пользоваться Интернентом. Это возможно сделать, кому это так необходимо.

Председательствующий. Геннадий Викторович рассказал много интересного. Вы почаще приходите, просматривайте ваши папки, которые вам потом отдадут на память. Это первое.

Второе. Используйте районные и городские газеты
для информирования по вашим избирательным округам. Как правило, газеты идут на встречу в этих вопросах.

Обязательно нужна тесная работа с председателями Собраний депутатов, они все уже избраны. Мы сегодня здесь, в этом зале, с ними собирались. Из 17 председателей Собраний сменилось 6. С ними нужно работать постоянно, через них работать с местной прессой.

Наша задача – организовать спокойную, дружную, системную, плановую работу, как она у нас идет последние созывы и как она шла
при подготовке первой, второй и сейчас третьей сессии. Вы знаете,
что на сессии ни один вопрос не рассматривается, если этот вопрос
не прошел рассмотрение во всех комитетах и если все комитеты не дали добро на его рассмотрение на сессии.

Это мы принесли из опыта работы 90-х. У нас было, как во всей России. У нас в зале стояли очереди по 20 человек к микрофону.
Тогда было 150 депутатов в Верховном Совете в девяностые годы: в 90-ом, 91-ом, 92-ом, 93-ем, когда мы работали в 12 созыве. Не решить вопрос, когда решается, кто кого перекричит. Так разумного никогда ничего
не получится.

Разумное согласованное решение надо находить здесь. Здесь можно собираться комитету 1 раз, 2 раза. У нас практикуется: два комитета вместе собираются, если какой-то вопрос пограничный между комитетами. Вот здесь мы должны находить это решение. Когда мы находим согласованное решение, тогда мы на сессии работаем так, как работаем.
А вставать на сессии и кричать, что там все неправильно, я считаю, что вот это плохо, это ни к чему не приведет. Разумное большинство все равно неразумное решение не примет. Это абсолютно понятно.

Геннадий Викторович дважды подчеркнул, что у нас идет прямая трансляция в Интернете, т.е. каждое движение, каждое слово просматривается людьми, они нас видят и слышат. Это надо учитывать
в работе.

У нас очень большая историческая летопись законодательной власти. Специально сложно приезжать, а перед заседанием комитета можно посмотреть какие-то интересующие вас материалы. У нас развито межпарламентское сотрудничество. Со всеми 14 субъектами Приволжского федерального округа мы подписали Соглашения
о межпарламентском сотрудничестве. Подписали с Законодательным Собранием Краснодарского края в 2006 году.

Кроме того, у нас работает Ассоциация законодателей Приволжского федерального округа. 31 октября в Перми будет сбор руководителей всех законодательных органов Приволжского федерального округа.
Мы собираемся и рассматриваем различные вопросы. В этот раз будут вопросы по миграционной политике, Украине, такие щекотливые вопросы, которые нам надо будет рассмотреть.

Кроме того, у нас работает Совет законодателей при Федеральном Собрании. 20, 21, 22 ноября мы будем собираться в Москве в МГУ.
Там пройдут и заседание Совета законодателей, и семинар, и учеба.
Там решаем те вопросы, которые не можем решить на уровне округа
или центра, мы можем эти вопросы туда выносить. Обычно на заседаниях Совета законодателей принимает участие Президент Российской Федерации. Это возможность донести какие-то вопросы, которые необходимо донести нам до высшего руководства страны, т.е. форм
и способов у нас достаточно.

Если вы хотите, чтобы ваши коллективы видели, как работает Государственное Собрание, можете привести коллектив на экскурсию.

Председательствующий. Согласно Программе проведения Дня депутата прошу вас пройти в холл Государственного Собрания
для ознакомления с Комнатой депутата, Музеем истории законодательной власти Марийской АССР - Республики Марий Эл, галереей руководителей высшего законодательного органа государственной власти нашей республики, галереей межпарламентского сотрудничества, картой "Республика Марий Эл - цветок России" и информационной системой "Электронная Марий Эл".

По окончании экскурсии предлагаю обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.

Уважаемые депутаты!

Программа Дня депутата выполнена.

Объявление.

Третья сессия состоится 28 октября 2014 года в 10 часов в большом зале.