СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

28 марта 2017 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения двадцать четвертой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится тридцать пятый День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл Рюмшин Сергей Иванович, руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Доронин Олег Михайлович, исполняющий обязанности министра внутренних дел по Республике Марий Эл Федорович Сергей Николаевич, начальник отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл Бурдо Александр Борисович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Республике Марий Эл – главный государственный санитарный врач
по Республике Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна, председатель Конституционного суда Республики Марий Эл Баранов Александр Михайлович, Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов Александр Сергеевич, начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Евтушенко Сергей Владимирович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Осокин Вениамин Арсентьевич, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, исполняющий обязанности министра юстиции Республики Марий Эл Тарасов Владимир Валентинович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, главы муниципальных образований Республики Марий Эл - председатели Собраний депутатов, члены Общественной палаты Республики Марий Эл, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, члены Молодежного парламента Республики Марий Эл, специалисты Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты и приглашенные!

Программа Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. О состоянии законности и правопорядка в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется прокурору Республики Марий Эл Рюмшину Сергею Ивановичу.

Рюмшин С.И. Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл и приглашенные!

В минувшем году работа органов прокуратуры республики строилась в соответствии с задачами, поставленными  Президентом, Правительством Российской Федерации и Генеральным прокурором России.

В тесном взаимодействии с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления  реализовывались мероприятия по укреплению законности и правопорядка, обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества
и государства, противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям, что позволило стабильно развиваться и улучшить криминогенную ситуацию в регионе.

Прокурорами осуществлялся ежедневный мониторинг складывающейся обстановки, происходящих социально-экономических, политических процессов в республике.

Органы прокуратуры обеспечивали надзорное сопровождение избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Выявляемые в процессе выборов нарушения своевременно устранялись и не повлияли на их итоги.

В ежедневном режиме разрешались обращения граждан и юридических лиц.

На личном приеме прокурорами принято 3894 гражданина, число письменных жалоб и заявлений, поступивших в органы прокуратуры, составило 15803.

Каждое третье из разрешенных обращений удовлетворено,
что свидетельствует, с одной стороны, о высоком доверии населения
к работе органов прокуратуры, а с другой – о сохраняющихся
в республике проблемах.

Считаю данную работу крайне важной. И мы будем ее продолжать, делая упор на полное рассмотрение всех поставленных в обращениях вопросов, оказание реальной помощи людям.

По результатам рассмотрения обращений, осуществления надзорной деятельности нами выявлено и пресечено в 2016 г.  свыше 32 тыс. правонарушений, в том числе 25 тыс. – связанных с нарушением прав граждан.

Для их устранения принесено более 3700 протестов, внесено
4665 представлений, в суды предъявлено 6362 заявления на сумму 85 млн рублей.

В дисциплинарном и административном порядке наказано почти 7 тыс. виновных лиц. По материалам прокуроров возбуждено 134 уголовных дела.

Продолжены мероприятия в целях предупреждения незаконного нормотворчества. Подготовлено 3726 заключений по проектам региональных и муниципальных нормативных правовых актов. В 169 случаях
это позволило исключить нарушения федерального законодательства.

По инициативе прокуроров скорректировано 2163 нормативных акта, в том числе уставы 100 муниципальных образований.

161 лицо подвергнуто дисциплинарной ответственности за нарушения, допущенные при их издании.

С использованием права нормотворческой инициативы, предоставленного Конституцией республики, уставами муниципальных образований, прокурорами подготовлен 51 правовой акт, 46 из них приняты. В планы нормотворческой работы органов местного самоуправления по инициативе прокуроров  включено 18 предложений  о разработке нормативных правовых актов.

На основе 22 модельных актов, подготовленных прокурорами, органами местного самоуправления принято 124 акта.

Безусловно, трудности в экономике затронули интересы многих граждан. В таких условиях нам важно было поддержать их, устранить нарушения социальных прав.

Для восстановления прав и интересов около 6 тыс. граждан пришлось задействовать судебные органы, которыми было удовлетворено исковых требований прокуроров на сумму более 40 млн рублей. В первую очередь защищались интересы наиболее уязвимых слоев населения – ветеранов, инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей.

Прокурорское вмешательство потребовалось для реализации их прав на бесплатное получение жизненно важных лекарств, медицинское обеспечение, льготную оплату коммунальных услуг, обеспечение жильем, доступную безбарьерную среду, образование и трудоустройство.

Благодаря мерам прокурорского реагирования восстановлены пенсионные права более 450 граждан.

К примеру, Президиум Верховного Суда Республики Марий Эл
20 января 2017 года по представлению прокурора республики отменил судебные постановления нижестоящих судов, которыми было отказано
в удовлетворении поданных прокурорами исков в интересах педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности,
о компенсации взносов на капитальный ремонт жилого помещения.

В зоне особой ответственности прокуроров остаются вопросы обеспечения прав детей, где прокурорами пресечено более 4800 нарушений.

Надзорными проверками выявлялись многочисленные факты неисполнения закона в сфере защиты прав детей-инвалидов в деятельности образовательных, медицинских организаций, организаций социального обслуживания. Зачастую прокуроры сталкивались с нарушениями законодательства при осуществлении перевозок детей школьными автобусами, нарушениями комплексной безопасности образовательных учреждений.

Особое внимание уделялось доступности дошкольного образования. Во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления удалось обеспечить местами в детских садах всех детей
в возрасте от 3 до 7 лет.

Вместе с тем по-прежнему не теряют актуальности вопросы соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей, образовании, обеспечения культуры и досуга несовершеннолетних, организации питания детей в школах, обеспечения учащихся бесплатными учебниками, о социальной защите многодетных семей, защите жилищных прав детей-сирот.

Отдельно хочу остановиться на вопросе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 1 января 2017 года в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, состоит 1399 лиц, из них у 866 уже возникло право
на получение указанной меры социальной поддержки. 

Однако в текущем году на обеспечение жилыми помещениями данных лиц в республиканском бюджете предусмотрено лишь
62 565,0 тыс. рублей, что явно не соответствует реальным потребностям.

С 2008 года Правительством республики не увеличивался денежный размер норм материального обеспечения детей-сирот, установленный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 09.03.2007 № 65.

Норма питания детей из многодетных семей в государственных
и муниципальных общеобразовательных организациях, установленная республиканским законодательством в размере не менее 25 рублей в день на одного обучающегося, также не менялась на протяжении последних
12 лет. Данная сумма явно не достаточна с учетом сегодняшнего уровня цен на непродовольственные товары, услуги и продукты питания.

До настоящего времени в республике не разработан и не принят правовой акт, определяющий право беременных женщин и кормящих матерей на обеспечение по заключению врачей полноценным питанием,
а также порядок его реализации, как того требует Федеральный закон
№ 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Остается нерешенным вопрос доступности и вариативности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Требуется выделение дополнительных денежных средств на оплату коммунальных услуг образовательных организаций по отрасли "Образование", поскольку сумма, предусмотренная на эти цели в республиканском бюджете на 2017 год, составляет лишь 29% от потребности.

С конца 2016 года отмечается негативная ситуация, связанная
с задержкой выплаты ежемесячного пособия на ребенка, компенсации  части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования,  а также  ежемесячной денежной выплаты в связи
с рождением третьего ребенка до достижения им возраста трех лет, повлекшая массовое поступление жалоб в органы прокуратуры республики.

Это послужило основанием для внесения в начале текущего года
двух представлений в адрес Главы Республики Марий Эл, которые находятся в стадии рассмотрения.

Социальная стабильность в стране во многом зависит от доступности для граждан широкого ассортимента продуктов питания, возможности купить необходимые, в том числе недорогие, лекарства.

В сложных условиях санкций и экономического кризиса в минувшем году продолжались проверочные мероприятия в сфере защиты прав потребителей.

Они касались вопросов ценообразования на товары первой необходимости, качества пищевой продукции и многих других жизненно важных проблем. Всего прокурорами пресечено около 600 нарушений
в данной сфере. Почти треть из них приходится на рынок оборота алкогольной продукции.

Прокурорами практически повсеместно выявлялись факты розничной продажи спиртного без сопроводительных документов, удостоверяющих его легальность, с истекшим сроком годности, торговли через Интернет
и т.д., в связи с чем возбуждено несколько десятков административных дел, к ответственности привлечено более 80 лиц.

При установлении фактов реализации посредством сети "Интернет" недоброкачественной, фальсифицированной продукции либо иной продукции, оборот которой на территории Российской Федерации запрещен
или ограничен, прокуроры в истекшем году в 581 случае обращались
в суды с заявлениями об ограничении доступа к соответствующим ресурсам.

К примеру, был ограничен доступ к 163 сайтам, дистанционно реализующим алкогольную продукцию, в т.ч. фальсифицированную.
Все заявления судом рассмотрены и удовлетворены.

В текущем году работа на данном направлении продолжается,
в судебном порядке уже ограничен доступ к 172 сайтам, 33 из которых также предлагали дистанционно приобрести различные виды алкоголя.

Приоритетными направлениями деятельности прокуроров оставались вопросы соблюдения трудовых прав граждан, особенно на своевременную оплату труда. За минувший год нами пресечено в данной сфере свыше
6 тыс. нарушений закона.

По нашим искам и другим актам прокурорского реагирования перед более чем 2 тыс. работников погашено свыше 113 млн рублей долга
по заработной плате.

За нарушения законодательства в сфере оплаты труда по инициативе прокуроров свыше 550 лиц привлечены к ответственности, дисквалифицировано 3 руководителя организаций, возбуждено 5 уголовных дел.

Тем не менее острота ситуации с соблюдением трудовых прав сохраняется. Эта проблема наиболее актуальна на сегодняшний день
для государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

К примеру, долг по зарплате в государственном предприятии республики "Козьмодемьянское АТП" перед 122 работниками составляет 3 млн 496 тыс. рублей.

Сохраняется долг по зарплате в размере 340 тыс. рублей
в муниципальном бюджетном учреждении "Районный социокультурный комплекс" Юринского района.

Злободневна для республики проблема несвоевременной выплаты зарплаты педагогам и другим работникам бюджетной сферы.

 Такие факты в 2016 г.  выявлялись неоднократно.

 Наличие задолженности по заработной плате по итогам прошедшего года установлено во всех муниципальных образованиях республики, чему способствовало ненадлежащее финансирование фонда оплаты труда учреждений со стороны республиканского и местных бюджетов.

В рамках антикризисных мер особое значение придавалось надзору за соблюдением законов в экономической сфере, где выявлено около
5,5 тыс. нарушений.

Прокурорами активно пресекались нарушения в кредитно-финансовой, сферах бюджетного, налогового, земельного законодательства, законодательства о закупках, государственной и муниципальной собственности, об исполнительном производстве.

Пристальное внимание уделено вопросам организации поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты. Меры реагирования
в данной сфере приняты всеми прокурорами, в том числе побуждающие налоговые и финансовые органы надлежаще использовать свои полномочия.

За допущенные нарушения по актам прокурорского реагирования виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

По материалам прокурорских проверок возбуждено 82 уголовных дела, из них 45 дел по фактам неправомерного использования бюджетных средств, 14 – в сфере имущественных и земельных отношений.

В центре внимания прокуроров находились вопросы исполнения законов в оборонно-промышленном комплексе, в том числе рационального использования бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного оборонного заказа, недопущения срыва госконтрактов.

В дальнейшем усилия прокуроров будут направлены на укрепление межведомственного взаимодействия в целях контроля за использованием бюджетных средств, выявления "серых схем" их увода, пресечения закупок по завышенным ценам оборудования для модернизации производства, нарушений, связанных с привлечением большого числа посредников
и погоней за прибылью в ущерб качеству работ.

Выполняя поручения Президента России, Генерального прокурора Российской Федерации, мы успешно реализовывали функцию по защите прав и законных интересов предпринимателей, обеспечению законности при развитии малого и среднего предпринимательства, ликвидации административных барьеров, обеспечению мерами прокурорского надзора благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.

В полном объеме начал функционировать Единый реестр проверок, что позволяет обеспечить прозрачность административных процедур
и повышает ответственность контролеров. Однако добиться коренного снижения административного давления на бизнес не удалось. Число нарушений растет.

Прокурорами выявлено 1400 нарушений прав хозяйствующих субъектов, в соответствие с законом приведено 500 незаконных правовых актов, более 200 должностных лиц привлечено к ответственности.

Мы понимаем, что добросовестный, честный и прозрачный бизнес должен быть надёжно защищён со стороны государства, в том числе
от необоснованных проверок и иного давления.

Нами отклонено каждое второе заявление контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых проверок. При формировании плана на 2017 г. исключена каждая десятая предложенная ими проверка,
в целях снижения административного давления на бизнес прокуратурой совмещено 250 проверок.

29 ноября прошедшего года прокуратурой республики проведен Первый открытый форум, посвященный вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, позволивший в режиме реального времени провести деловой и глубокий анализ проблем, мешающих устойчивому и поступательному развитию предпринимательства, улучшению инвестиционного климата в регионе, соблюдению баланса интересов бизнеса и государства.  

В сфере защиты прав предпринимателей еще предстоит проделать значительный объем работы, в том числе связанной с несвоевременной оплатой уже исполненных ими государственных и муниципальных контрактов.

Факты неоплаты фактически выполненных предпринимателями контрактов приобрели в минувшем году распространенный характер,
что потребовало от нас принятия комплекса дополнительных организационно-практических мер.

На 1 марта текущего года совокупный объём задолженности
по государственным и муниципальным контрактам перед 251 хозяйствующим субъектом составил почти 717 млн рублей и по сравнению с началом декабря минувшего года вырос на треть (+207 млн руб.). Из них более
460 млн рублей, или 65%, - это долги по муниципальным контрактам.

Наибольшие из них отмечаются в г. Йошкар-Оле, Волжском, Горномарийском, Звениговском, Моркинском и Медведевском районах.

Основной причиной возникновения такого долга, конечно же, является дефицит бюджетов, неполное исполнение их доходной части, сокращение дотаций.

Не всё в наших силах, когда речь идёт о споре хозяйствующих субъектов. Тем не менее прокурорскими проверками был выявлен ряд проблем, и мы своими мерами стараемся их минимизировать, поскольку функционировать в таких условиях, прежде всего малый и средний бизнес, не могут.

Прокурорами было выявлено более 400 нарушений законодательства.
В целях восстановления прав хозяйствующих субъектов внесено
110 представлений, в органы власти направлено 93 информации
о состоянии законности. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 56 должностных лиц.

После прокурорского вмешательства перед хозяйствующими субъектами погашена задолженность в размере более 215 млн рублей,
в основном – перед малыми и средними предприятиями. Для них это огромные деньги, так как они напрямую затрагивают вопросы развития и сохранения бизнеса, рабочих мест, выплаты зарплаты, собираемости налогов.

Именно поэтому от прокуроров потребовано давать принципиальную оценку их действиям, а в случае причинения по их вине ущерба бюджетам – предъявлять регрессные иски, рассматривать вопрос об уголовном преследовании чиновников.

В настоящее время мы предъявили 3 таких иска, 1 из них уже удовлетворен. По фактам злоупотреблений нами инициируются доследственные проверки.

К примеру, в марте текущего года по материалам проверки Волжской межрайонной прокуратуры возбуждено уголовное дело
в отношении исполнявшего обязанности главы администрации Волжского района.

Муниципальным служащим в отсутствие бюджетных лимитов
был заключен контракт на строительство муниципального объекта (детского сада) на 70 млн рублей, что повлекло образование долга перед подрядчиком  в размере 4 млн руб. и его взыскание в судебном порядке. При этом местному бюджету пришлось раскошелиться ещё на 30 тыс. рублей за судебные расходы.

Расследование данного уголовного дела находится на особом контроле.

Не удалось избежать недостатков в деятельности Государственной счетной палаты республики, Министерства финансов республики, налоговых органов, службы судебных приставов и иных уполномоченных ведомств.

Все это, на наш взгляд, диктует необходимость усиления контроля со стороны Государственного Собрания республики за ситуацией
в рассматриваемой сфере, в том числе за деятельностью Государственной счетной палаты.

Активно прокуроры занимались устранением нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на рынке строительства жилья.

Прокурорскими проверками охвачена деятельность 344 организаций, непосредственно оказывающих услуги в сфере ЖКХ, проверено расходование ими около 400 млн рублей. При этом выявлено 1400 нарушений закона,
в целях устранения которых в суд предъявлено 206 заявлений, внесено
465 представлений. По инициативе прокуроров более 500 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

Правоохранительными органами по фактам нарушений в жилищно-коммунальной сфере возбуждено 11 уголовных дел, из них 5 по материалам прокурорских проверок.

После прокурорского вмешательства в организациях жилищно-коммунального комплекса погашена кредиторская задолженность
в размере 150 миллионов рублей.

Сегодня в республике остается множество проблем, требующих самого пристального внимания со стороны органов власти республики. Это касается вопросов содержания,  ремонта и модернизации объектов ЖКХ, проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и ликвидации аварийного жилья.

Анализ поступающих в органы прокуратуры обращений свидетельствует, что практически каждая пятая жалоба, поступившая
в органы прокуратуры, касалось жилищных вопросов (17%: 2015 – 677, 2016 - 596), из них каждое третье  - удовлетворено (из 1273 обращений
412 (33%))
.

Серьезной проблемой в отрасли остается задолженность за поставленные энергетические ресурсы, которая составляет 941,8 млн рублей
(за газ – 403,4 млн руб., за теплоэнергию – 313,7 млн руб.,
за электроэнергию – 224,7 млн руб.)
. К сожалению, имеются все предпосылки для ее роста в текущем году.

Нарекания вызывают нарушения, допускаемые Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также Департаментом государственного жилищного надзора республики
при рассмотрении обращений граждан, проведении проверок жилищных условий.

В феврале этого года нами проверена работа Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Проверкой установлено, что Региональным оператором ненадлежащим образом выполняются функции по начислению взносов на капитальный ремонт, взысканию имеющейся задолженности по ним, не соблюдается процедура принятия решений о проведении капитального ремонта общего имущества, затягиваются сроки формирования проектно-сметных документаций, нарушается порядок рассмотрения обращений граждан.

В целях устранения выявленных нарушений закона директору данного фонда внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.

Системными прокурорскими проверками выявлены и пресечены многочисленные нарушения законов в лесопромышленном комплексе
и природоохранной сфере.

Совместно с природоохранной, транспортной прокуратурами, уполномоченными органами разработаны мероприятия, направленные
на обеспечение экологической безопасности, декриминализацию наиболее важных отраслей природопользования: лесопользования, водопользования и обращения отходов.

Практически во всех муниципальных образованиях выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
По требованию прокуроров ликвидировано 63 несанкционированные свалки. В сфере лесопользования прокурорского реагирования потребовали факты ненадлежащего государственного лесного контроля
и пожарного надзора, проведения органами лесного хозяйства работы
по взысканию задолженности по лесным платежам и ущерба, причиненного лесному фонду.

В 2017 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом экологии в России, работа в сфере охраны окружающей среды
и природопользования приобретает особую значимость, требует максимальной консолидации усилий.

Органы прокуратуры республики готовы к этой работе. Нами уже
в текущем году проведены проверки в сфере лесопользования, охраны водных объектов и особо охраняемых природных территорий, в ходе которых выявлено около 200 нарушений, для их устранения внесено более 130 актов реагирования.

В настоящее время проводятся проверки исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, о земле, запланированы проверки в сфере обращения отходов.

Череда печальных событий, произошедших в 2016 году на дорогах, неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети потребовали
от прокуроров усиления прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Проверками выявлено более 1700 нарушений, в том числе
в деятельности органов региональной и муниципальной власти, подведомственных им организаций, органов дорожного надзора
и контроля, транспортного управления.

Для их устранения прокурорами в суды предъявлено 370 исковых заявлений, внесено 320 представлений, 313 должностных лиц привлечены к ответственности.

О состоянии законности проинформированы Глава Республики Марий Эл и Государственное Собрание республики. Отрадно, что принятые меры позволили увеличить финансирование дорожной деятельности на 186 млн рублей.

В целях упреждения дорожно-транспортных происшествий по искам прокуроров 161 лицо, страдающее алкогольной и наркотической зависимостью, лишено права на управление транспортными средствами.

Ежегодно в республике происходят дорожные происшествия
с тысячами пострадавших, совершению многих из них сопутствуют неудовлетворительные дорожные условия. Особую тревогу вызывает значительное число происшествий с участием автобусов, прежде всего,
по вине водителей и перевозчиков.

Нарекания, к тому же, вызывает работа аудиторов Государственной счетной палаты республики, которыми ненадлежаще осуществлялись контрольные полномочия при проверке законности формирования
и эффективности расходования средств дорожного фонда республики,
не обеспечивался контроль за ходом рассмотрения принятых мер реагирования.

Значительная работа прокурорами проводится по противодействию незаконному обороту наркотических средств и профилактике наркомании.

В целях ее дальнейшего совершенствования прокуроры используют весь спектр полномочий  координационного и надзорного характера, активно принимают участие в работе антинаркотических комиссий, проводят праворазъяснительную работу.

По нашим представлениям скорректирована работа уполномоченных органов, к дисциплинарной ответственности привлечено 164 должностных лица. Активизирована административная практика органов внутренних дел.

По инициативе прокуратуры закрыты около 200 интернет-сайтов, рекламирующих наркотические средства и курительные смеси.

Несмотря на принимаемые меры, наркоситуация в регионе остается напряженной, сохраняется значительное количество наркопотребителей (2505, было 2707).

Всё это требует дальнейшей наступательности работы, а также повышения ее эффективности со стороны субъектов антинаркотической деятельности.

В минувшем году благодаря принятию комплекса мер координационного и надзорного характера удалось не допустить возникновения угроз общественной безопасности, успешно решать задачи по  противодействию экстремизму и терроризму, реализации законодательных новелл,  направленных на совершенствование правового регулирования в данной сфере, прежде всего по выполнению требований
к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей,  объектов инфраструктуры и др.

Всего прокурорами в сфере исполнения законодательства
о федеральной безопасности проведено 680 проверок, выявлено
1189 нарушений, внесено 397 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 403 лица. В суды направлено 251 заявление, принесено 85 протестов, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 71 лицо.

Проверки соблюдения законов в обозначенной сфере проводились
в деятельности как региональных, так и территориальных органов федеральных органов государственной власти. 

Так, в МВД по Республике Марий Эл, Министерствах образования
и науки, культуры, печати и по делам национальностей Республики
Марий Эл были установлены нарушения требований Федерального закона "О противодействии терроризму", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, выразившиеся в непроведении необходимых антитеррористических мероприятий и непринятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности.

Перенос акцента в работе на принятие профилактических мер
во многом обусловил снижение числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности по сравнению с прошлым годом с 8 до 3.

Важнейшим направлением борьбы с преступностью в ушедшем году оставались вопросы противодействия коррупции.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции продолжали совершенствоваться как система взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, так и практика прокурорского надзора.

Комплекс предпринятых мер позволил выявить более 2,5 тысячи коррупционных нарушений. Для их устранения принесен 781 протест, внесено 566 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 642 лица.

В Министерстве здравоохранения республики, Управлениях Роспотребнадзора, службы судебных приставов, в территориальных подразделениях органов внутренних дел, органах местного самоуправления установлено 471 нарушение, связанное с представлением служащими и работниками неполных сведений о доходах и имуществе.

Внесено 93 представления, 121 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Выявлено 6 фактов непредставления служащими сведений о расходах, виновные лица привлечены к ответственности.

В действиях должностных лиц отмечено 13 фактов наличия конфликта интересов. 1 лицо по требованию прокуратуры уволено в связи с утратой доверия.

По результатам совместных с правоохранительными органами проверок возбуждено 32 уголовных дела, в том числе связанные
с незаконным участием бывшего мэра г. Йошкар-Олы
в предпринимательской деятельности, а также злоупотреблением
им должностным положением, повлекшим тяжкие последствия.

В текущем году работа по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений, будет продолжена.

109 лиц привлечено к административной ответственности, проводится активная работа по привлечению к ответственности
по ст.ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ юридических лиц, игнорирующих требования антикоррупционного законодательства, в том числе
при принятии на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

Значительная работа проделана прокурорами в сфере использования государственного и муниципального имущества, земельных ресурсов,
где по результатам проверок выявлено 103 нарушения, возбуждено
8 уголовных дел коррупционной направленности.

81 нарушение связано с неисполнением организациями требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" о разработке и принятии мер по ее предупреждению.
По результатам рассмотрения 79 представлений, 78 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Большую роль в противодействии коррупционным проявлениям продолжает играть антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

На предмет наличия коррупциогенных факторов нами изучено
4 тысячи нормативных актов, а также 3700 их проектов, что позволило
не допустить принятия 113 актов с коррупциогенными факторами,
из 394 актов такие факторы были исключены. По фактам ненадлежащего осуществления антикоррупционной экспертизы субъектам нормотворчества внесено 56 представлений, 87 лиц наказаны в дисциплинарном порядке.

Совместные усилия прокуратуры и правоохранительных органов позволили повысить выявляемость коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, пресечь факты системной коррупции в органах местного самоуправления
и правоохранительных органах.

Среди выявленных 125 коррупционных преступлений 25 составляют факты взяточничества. 8 противоправных деяний совершены в крупном
и особо крупном размерах.

За коррупционные преступления осуждены 5 руководителей и иных должностных лиц государственных учреждений, 4 муниципальных служащих, в том числе 2 – за махинации с земельными участками.

Привлечены к уголовной ответственности 7 сотрудников правоохранительных органов, в том числе 2 сотрудника уголовно-исполнительной системы.  2 сотрудника органов внутренних
дел изобличены во взяточничестве, 1 судебный пристав-исполнитель -
в хищениях. Всего по делам коррупционной направленности осуждено
54 лица.

Активно пресекались нарушения в работе оперативных служб
и следственных органов. В сфере ОРД выявлено 180 нарушений закона, для устранения которых внесено 51 представление и 93 требования,
в дисциплинарном порядке наказано 97 лиц. При надзоре
за процессуальной деятельностью в следственные органы внесено
56 требований, 24 преставления и информации.

В текущем году сохраняются наступательный характер надзора
и принципиальное реагирование на каждый факт бездействия, волокиты
и нарушений законности со стороны оперативных и следственных подразделений.

Одновременно с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности значительная работа проводится прокурорами
и правоохранительными органами по возмещению причиненного ущерба, обеспечению взыскания штрафов, назначенных за совершение коррупционных преступлений. Это позволило добиться наложения ареста на имущество фигурантов стоимостью свыше 14 миллионов рублей. Применение обеспечительных мер позволяет рассчитывать на возмещение более 50% установленного имущественного ущерба, размер которого превышает 16 миллионов рублей.

В целях  повышения эффективности надзорной деятельности
на данном направлении от всех прокуроров потребовано активизировать использование предоставленных полномочий по взысканию с виновных лиц ущерба, причиненного обществу и государству коррупционными преступлениями.

В борьбе с коррупцией на успех можно рассчитывать только
при условии постоянной профилактической и разъяснительной работы
как среди населения, так и среди чиновников. Учитывая это, прокурорами проведено более 1300 выступлений по вопросам противодействия коррупции.

Подобная практика ведения правовой пропаганды сохраняется
и в текущем году.

Криминогенная обстановка на территории республики характеризуется сокращением числа зарегистрированных преступлений почти на 14%.

Зарегистрировано 7214 преступлений (по ПФО снижение – на 10,2%, по России – на 9,6%). Уменьшение регистрации противоправных деяний произошло за счет снижения всех категорий преступлений. Такая тенденция характерна для всех муниципальных образований республики.

Убийств стало меньше на 5,9%, преступлений, предусмотренных
ч. 4 ст. 111 УК РФ, – на 29,2%.

Снижение преступности по всем категориям связано, в первую очередь, с комплексным подходом к решению вопроса  противодействия преступности. Однако достигнутые результаты не должны стать поводом
к самоуспокоению.

Возросла раскрываемость преступлений (с 61,8% до 62,7%). Вместе
с тем при росте числа разбоев на 42,9% их раскрываемость снизилась
на 77,8%, ранее – 88,2%, значительно сократилась раскрываемость хулиганств - 3,7%, ранее – 27,3% (по ПФО раскрываемость 59,2%,
по России – 54,7%)

Беспокойство вызывает число выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Их стало меньше на 35,9% (с 788 до 505), при снижении сбытовых преступлений на 40,5% (с 444 до 264).

Возросло число регистрации  ДТП со смертельным исходом
на 37,1% (с 35 до 48).

Показатель раскрываемости краж составил 45,2%. Причины такой статистики в просчетах организации оперативно-разыскной деятельности, недостаточном уровне ведомственного контроля.

Складывающаяся криминогенная ситуация потребовала выработки дополнительных мер по укреплению правопорядка и повышению безопасности населения, что нашло свое закрепление в принятом правоохранительными органами республики в декабре 2015 года Межведомственном комплексном плане совместных профилактических мероприятий по противодействию преступным проявлениям на 2016 – 2017 гг.

На 3,2% возросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними, число выявляемости преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ, увеличилось на 71,4%.

Стабильно высоким по сравнению с другими субъектами РФ, входящими в Приволжский федеральный округ, сохраняется удельный вес преступлений несовершеннолетних, что  требует от прокуроров усиления надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности субъектов системы профилактики.

Снизилась преступность в общественных местах (на 13,5%),
на улицах (на 15,8%), в состоянии опьянения (на 4%), ранее совершавших (на 6,6%).

При снижении числа лиц и преступлений, совершенных в состоянии опьянения и ранее совершавшими, количества преступников
без постоянного источника доходов, их доля остается существенной.
А это значит, что мероприятия профилактического характера не всегда достигают своей цели.

Сокращение числа  преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, оценивается как следствие активизации работы
по обеспечению безопасности в столице региона, где зарегистрировано почти 40% преступлений от общего количества по республике в целом.

Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется противодействию преступности на приоритетных направлениях: в сферах ЖКХ, лесопромышленного комплекса, оборота наркотиков, борьбы
с организованной преступностью. По каждому из них принят максимально возможный комплекс мер координационного, надзорного, организационного
и практического характера.

Объектом самого пристального внимания остаются вопросы минимизации ущерба от преступлений.

Приоритетным сохраняется надзор за соблюдением законов
при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Прокурорами восстановлено в учете 496 укрытых правоохранителями преступлений. Несмотря на снижение их массива вследствие декриминализации ряда составов, количество выявленных прокурорами нарушений в данной области выросло  почти наполовину и составило 17842.      Состояние законности корректировалось прокурорами посредством внесения более 200 представлений и почти 800 требований.
К дисциплинарной ответственности привлечено на 20% должностных лиц больше, чем в 2015 г.

Возрос удельный вес дел, расследованных с нарушенным сроком следователями следственного комитета и дознавателями полиции. Увеличилась доля дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям.

Недостатки в работе по соблюдению конституционных прав граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства повлекли рост количества и удельного веса лиц, освобожденных из ИВС, при снижении  числа задержанных.

С учетом данных обстоятельств наступательность надзора
на досудебной стадии уголовного судопроизводства сохраняется
и в текущем году.

Такая задача поставлена перед всеми прокурорами.

Значительная работа проделана в истекшем году корпусом государственных обвинителей.

Государственное обвинение  в судах квалифицированно поддержано по 3950 уголовным делам. В апелляционных инстанциях с участием прокуроров рассмотрено 1153  дела  и материалов  в отношении 1195 лиц.

Качественное осуществление прокурорами своей процессуальной роли способствовало постановлению судом законных решений.

Общая удовлетворяемость апелляционных представлений, внесённых на итоговые судебные решения мировых и федеральных судей, составила 94,9%.

Эффективно сработали прокуроры в гражданском и арбитражном процессах.

В суды общей юрисдикции направлено свыше 6 тыс. исков
и заявлений на сумму  84,6 млн рублей, в арбитражный суд 88 исков
и заявлений.

 С участием прокуроров рассмотрено более 5,5 тыс. гражданских дел. По инициативе прокуратуры судом апелляционной инстанции приведено в соответствие с законом 24 судебных постановления. Эффективность апелляционного обжалования составила 82,1%.

Пристальное внимание в истекшем году уделялось состоянию законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прежде всего, соблюдению условий содержания и медицинского обеспечения лиц, отбывающих наказания.

В ходе 251 проверки прокурорами выявлено 1018 нарушений, внесено 152 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 277 лиц, принесено 17 протестов, в суд направлено 15 исковых заявлений, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 7 должностных лиц.

К примеру, за 2016 год при осуществлении надзорных мероприятий за деятельностью медицинских частей выявлено 155 нарушений закона
о медико-санитарном обеспечении, что почти в 5 раз больше,
чем в 2015 году.

Активизирована работа за деятельностью иных учреждений, участвующих в исполнении наказаний.

Результатом надзора за исполнением уголовных наказаний,
не связанных с изоляцией от общества, явилось недопущение роста числа повторных преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

Многое прокурорами сделано в сферах контроля за соблюдением законности в субъектах учета, повышения ответственности лиц,
на которых возложена обязанность формирования и предоставления статистических данных.

Прокурорами пресечено 6,7 тысяч нарушений, допущенных в сфере уголовно-правовой статистики, из них свыше 5 тысяч - факты  недостоверного отражения в документах первичного учета сведений
о преступлении и лице, его совершившем, почти 1 тыс.  нарушений
при формировании форм федерального статистического наблюдения.

В результате принятых мер возросли показатели, объективно характеризующие  социально-криминологическую картину преступности в республике. Удельный вес конкретных категорий преступлений остается стабильным.

Для устранения выявленных в сфере уголовно-правовой статистики нарушений прокурорами внесено 374  акта реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечено 370 должностных лиц, из них
69 руководителей.

Органы прокуратуры осуществляют свою работу гласно и открыто, информируя общественность о результатах надзорной деятельности
по обеспечению законности и правопорядка.

Общее число выступлений в средствах массовой информации
за 2016 год составило 16558, что стало возможным благодаря  использованию различных форм взаимодействия со СМИ, а также работе сайта прокуратуры республики в сети "Интернет", обнародования информаций о прокурорской деятельности через официальные сайты Генпрокуратуры РФ и Управления Генпрокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе, где опубликовано 1608 сообщений.

Возросло количество выступлений на радио, телевидении.

Основное внимание прокурорами уделялось вопросам защиты прав социально незащищенных слоев населения, обеспечения законности
в трудовой сфере и ЖКХ, а также вопросам  защиты прав граждан
на досудебной стадии уголовного судопроизводства, поддержания государственного обвинения в суде.

Активно участвовали прокуроры в юридическом просвещении населения.  Состоялось 3500 таких мероприятий, из  них совместно
с общественными организациями - 107.

Во взаимодействии с образовательными организациями реализован цикл мероприятий, посвященных 70-летию "Нюрнбергского трибунала". Удалось донести до граждан информацию  об исторической значимости создания и работы трибунала, сформировать нетерпимость к проявлениям экстремизма.

С участием представителей Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный Фронт"
"За Россию", общественных организаций, представляющих интересы инвалидов, проведены совещания и "круглые столы" по вопросам защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, что позволило вскрыть ряд нарушений и принять меры с целью защиты
и восстановления законных прав этой категории граждан.

Совместно с Общественной палатой Республики Марий Эл во всех исправительных учреждениях проводится праворазъяснительная работа среди осужденных.

С положительной стороны зарекомендовала себя практика проведения прокурорами совместно со специалистами отраслевых региональных министерств обучающих семинаров для муниципальных служащих. Такая работа  будет продолжена и  в текущем году.

Уважаемые коллеги!

Мною в докладе освещены лишь наиболее важные сферы, в которых была востребована работа органов прокуратуры, ряд проблемных вопросов, от решения которых во многом зависит качество жизни
и благосостояние людей, снижение социальной напряженности, стабильность в экономике и обеспечение правопорядка. 

Однако многое еще предстоит сделать. И решение части задач возможно лишь в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления.

Надеюсь на дальнейшее продолжение конструктивной совместной работы и взаимопонимание.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

Председательствующий. Спасибо, Сергей Иванович. Спасибо
за доклад.

Будут ли вопросы к Сергею Ивановичу?

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 2).

Я бы хотел Вас поблагодарить и я знаю, что Вас поблагодарил генеральный прокурор, когда присутствовал Путин В.В., и сказал,
что прокуратура Республики Марий Эл одна из передовых и Вы вернули определенное количество денег за перевозки пассажиров.

Избиратели меня спрашивают, связано ли это с тем, что хотели банкротить троллейбусный парк, что троллейбусы не будут ходить, потому что была большая задолженность.

И второй вопрос.

Ко мне подходили избиратели и спрашивали: почему у нас в Республике Марий Эл самая дорогая стоимость за киловатт-час, по сравнению
с Приволжским федеральным округом?

И еще вопрос.

Сейчас меняют счетчики учета электроэнергии на электронные.
Они крутятся как бешеные. Избиратели говорят, что они стали платить больше где-то на 30-35 процентов, хотя потребление электроэнергии
не изменилось. Энергосбыт говорит, что счетчики надо менять, иначе будете платить дополнительно на 25 процентов больше стоимости киловатт-часа. То есть электронные счетчики так сделаны, чтобы увеличилась стоимость киловатт-часа?

Я очень рад, что Вы как прокурор ведете активную борьбу
с коррупцией. Вас генеральный прокурор ставит в пример.

Рюмшин С.И.

Многое было сказано. Что касается банкротства троллейбусного парка или какого-то другого автопредприятия, занимающегося перевозками. Безусловно, на деятельность автопредприятия сказывается несвоевременное погашение задолженностей по тем же социальным перевозкам. Я уже в своем докладе говорил про Горномарийское ПАТП. Они имеют на сегодняшний день задолженность по заработной плате 3,5 млн рублей. Правительство Республики Марий Эл не может погасить долг за социальные перевозки
в размере более 2 млн рублей. Имеется ряд еще других долгов, которые образуются в том числе для деятельности данного предприятия.
Также и троллейбусный парк. Поэтому именно несвоевременная оплата
тех или иных услуг может приводить и сказываться на банкротстве автопредприятий. Что касается преднамеренного банкротства, то проводились проверки по троллейбусному парку и другим предприятиям. Сейчас такая проверка проводится по Горномарийскому ПАТП. Фактов таких
не установлено. Еще раз говорю, что очень важна вот эта финансовая составляющая исполнения обязательств по государственно-муниципальным контрактам, в том числе и за социальные перевозки. Если будет все своевременно оплачиваться, то предприятия будут работать, а какого-то умысла не установлено.

Что касается тарифов на электроэнергию в Марий Эл, в Чувашской Республике или Татарстане, не могу Вам сказать. Я думаю, Вам необходимо подготовить депутатский запрос. Мы проведем проверку, проанализируем все тарифы Приволжского федерального округа и соответствующим образом, если будет установлено нарушение, примем меры в порядке прокурорского реагирования.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Иванович. Будут ли еще вопросы?

Нет.

Рассматривается второй вопрос.

2. Об итогах работы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл за 2016 год.

Слово предоставляется руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Доронину Олегу Михайловичу.

Доронин О.М. Уважаемый Юрий Александрович! Уважаемые депутаты, приглашенные!

В 2016 году все усилия следственного управления были направлены на расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Как и прежде, велась работа по противодействию коррупции, злоупотреблениям в органах власти и местного самоуправления, преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, и другим.

Приоритетными направлениями оставались защита прав и интересов личности, общества, государства, поиск и реализация эффективных способов предупреждения преступных посягательств.

Управление конструктивно взаимодействовало с государственными, правоохранительными и контролирующими органами, оперативно реагировало на факты совершения преступлений, обеспечивало гласность в проводимой работе.

За последние годы постепенно к подследственности Следственного комитета перешли дела о подавляющем большинстве тяжких и особо тяжких преступлений, о самых общественно опасных деяниях, о преступлениях, вызывающих наибольший общественный резонанс.

В настоящее время уголовные дела, которые находятся в производстве следователей, отличаются повышенной сложностью, и с расследованием этих дел они в основном успешно справляются.

Так, в 2016 году раскрыты вызвавшие широкий общественный резонанс убийство Афанасьевой в Сернурском районе, убийство двух женщин
в пос. Красногорский, серия изнасилований несовершеннолетних, совершенных в Советском районе. Доказана виновность гражданина, который
на протяжении 2 лет совершал насильственные действия сексуального характера в отношении троих несовершеннолетних приемных дочерей
в дер. Липша Звениговского района. 

Если же о результатах работы говорить сухим языком цифр,
то в истекшем году 35 следователями следственного управления осуществлено 778 выездов на места происшествия (2015 – 837), разрешено 2991 (2015 – 3303) сообщение о преступлении, возбуждено 563 дела (2015 – 608).

Всего же в производстве следователей находилось 904 уголовных дела (2015 – 889), что больше, чем в предыдущем году, на 1,7%. Окончено производством 579 уголовных дел (2015 – 560), их количество увеличилось на 3,3%. В суд направлено 522 дела (2015 – 503), что составляет 90,2%
от числа оконченных (2015 – 89,8%).

Среди них 46 дел об убийствах (2015 – 41), 20 – о фактах причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (2015 – 25), 14 дел
об изнасилованиях и иных насильственных действиях сексуального характера (2015 – 24), 54 – коррупционной направленности (2015 – 60),
15 – о налоговых преступлениях (2015 – 13), 56 – о преступлениях против собственности (2015 – 41), 3 – по фактам невыплаты заработной платы (2015 – 4), 9 – по фактам незаконного оборота наркотиков (2015 – 19),
3 – по фактам экстремизма (2015 – 5), 109 – о преступлениях против представителей власти (2015 – 80), 11 – связанных с незаконным оборотом спиртосодержащей жидкости (2015 – 16) и другие.

В целом следователями расследованы и направлены в суд уголовные дела в отношении 558 лиц (2015 – 536), которыми совершено
707 преступлений (2015 – 776). Из их числа 199, или 28,3%, относится
к категории тяжких и особо тяжких преступлений (2015 – 241, или 31,1%).

А это значит, что принцип неотвратимости наказания последовательно реализуется на практике.

В истекшем году всего для организации дополнительного расследования возвращено 18 уголовных дел, или 3,1% от оконченных (2015 – 16 дел, или 2,9%).

Прокурором данные решения приняты по 11 делам, или 2,1%
от направленных прокурору (2015 – 13, или 2,6%). Среди них 1 дело возвращено по причине наличия недостатков в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, 3 – в связи с допущенными процессуальными нарушениями, 6 – в связи с неполнотой проведенного расследования, 1 – в связи с неверной квалификацией преступных деяний.

Судом возвращено 7 дел, удельный вес которых от числа направленных в суд составил 1,3% (2015 – 3 дела, или 0,6%). Среди них 5 в связи
с нарушениями требований уголовно-процессуального законодательства при составлении обвинительного заключения, 2 – для предъявления более тяжкого обвинения.

Таким образом, можно констатировать, что к причинам принятия прокурором и судом решений о возврате все так же, как и в прошлые годы, в большинстве случаев относятся допущенные следователями нарушения уголовно-процессуального законодательства при предъявлении обвинения и составлении обвинительного заключения.

В то же время некоторые успехи достигнуты в деле обеспечения законности соблюдения прав граждан. Число реабилитированных на стадии предварительного следствия равно 0, в 2015 году было 2 факта. Постановлен 1 оправдательный приговор, в 2015 году было 4.

Так, оправдан врач-хирург ГУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, со ссылкой на то, что потерпевший знал, что оказываемые ему услуги медицинского характера бесплатны, и сам передал деньги. Какого-либо обмана со стороны врача не было.

Окончено с нарушенным сроком 147 дел (2015 – 132). Из их числа
34 дела окончены производством свыше 2 месяцев, но не более 3 месяцев; 66 – свыше 3 месяцев, но не более 6 месяцев; 45 дел – свыше 6 месяцев,
но не более 12, 2 дела – свыше 12 месяцев.

Справедливости ради следует признать, что существуют объективные причины такого положения. Это длительное проведение ряда экспертиз, выполнение большого объема следственных действий по сложным, многоэпизодным делам. 23, или 16%, уголовных дел поступили из других органов уже с нарушенными сроками следствия.

Однако в ряде случаев это и откровенная волокита, в связи с чем
к дисциплинарной ответственности привлечено 13 следователей и 3 руководителя отделов и их заместителей.

В прошедшем году управление последовательно работало над раскрытием преступлений против личности. Раскрываемость убийств составила 97,9%. Раскрыты все факты причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, и все факты изнасилований. Это самые высокие годовые показатели за период деятельности следственного управления.

Конечно, это заслуга не только наших следователей. Это результат плодотворного сотрудничества с сотрудниками оперативных подразделений ФСБ и МВД Республики Марий Эл.

Впервые за последние годы прекратился рост уголовных дел, приостановленных производством, за все годы существования следствия прокуратуры и следственного комитета.

На этом фоне положительной динамики показателей работы который год остается нераскрытым убийство семьи Токмалаевых, по которому
36 томов собранных материалов уголовного дела пока не привели
к положительному результату.

Сегодня большое значение придается криминалистическому обеспечению, без которого невозможна успешная работа по раскрытию преступлений, получению и квалифицированному закреплению доказательств.

Следователи-криминалисты при расследовании неочевидных преступлений применяли самые современные возможности науки и техники. Раскрыто
11 (2015 – 22) преступлений прошлых лет, предварительное следствие
по которым ранее было приостановлено, из которых 6 (2015 – 11) – тяжкие и особо тяжкие. 4 (2015 – 15) уголовных дела направлено в суд, 7 (2015 – 7) прекращено за истечением срока давности уголовного преследования.

Так, по уголовному делу, возбужденному 08.01.1998 по факту покушения на убийство Казакбаева, повторные допросы свидетелей, проведение дополнительных оперативно-разыскных мероприятий позволили установить некоего Каменских, причастного к совершению преступления.

Перед управлением стоит задача не только раскрывать преступления по "горячим" следам, но и раскрыть как можно больше преступлений, совершенных в прошлые годы.

Нельзя обойти стороной и вопросы разрешения сообщений
о преступлениях.

В 2016 году отменено 119 из 1893 постановлений об отказе
в возбуждении уголовного дела. И хотя в абсолютных цифрах количество отмен уменьшилось, удельный их вес остался на уровне 2015 года
(6,3%, 2015 – 6,1%). Руководителями следственных подразделений
при реализации ими контрольных полномочий отменено только 17 (2015 – 37) постановлений, что составило  14,3% (2015 – 30%) от всех отмененных. Прокурором признано незаконным и необоснованным 102 (2015 – 86) постановления, что составило 85,7% (2015 – 69,9 %) от всех отмененных.

К основным причинам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела относится допущенная следователями неполнота проведенной проверки, а также несоответствие сделанных следователями в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела выводов установленным в ходе проверки обстоятельствам.

Особое внимание уделялось вопросам обеспечения конституционных прав граждан на обращение с жалобами и просьбами о восстановлении
или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Председатель Следственного комитета потребовал тщательно
вникать
во все проблемы, с которыми обращаются граждане, и давать
им принципиальную оценку.

В связи с этим в управлении продолжает работу приемная Председателя Следственного комитета, "телефон доверия". Свои сообщения граждане могут оставить на сайте следственного управления. Организованы еженедельные выезды в районы для приема граждан.

Следственным управлением и подчиненными следственными отделами всего рассмотрено и разрешено 987 (2015 – 987) обращений, это столько же, как и в 2015 году. Фактов удовлетворения обращений (жалоб)
не имеется (2015 – 1).

Управление не ограничивалось только этими мерами. Одним
из важнейших направлений работы в целях повышения доверия граждан было и остается тесное взаимодействие со средствами массовой информации.

В 2016 году количество публикаций о работе следственного управления увеличилось почти в 2 раза. Более 13 с половиной тысяч упоминаний в средствах массовой информации.

Уважаемые депутаты!

В ходе решения общенациональной задачи по борьбе с коррупцией, где следственным органам отведена особая роль, усилия были нацелены
на реализацию комплекса предложенных Президентом Российской Федерации мер.

В первую очередь это – расследование преступлений коррупционной направленности. Данная работа проводится управлением в тесном взаимодействии с прокуратурой, органами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия.

В производстве находилось 123 уголовных дела (2015 – 142)
о преступлениях указанной категории, из которых окончено 54 (2015 – 60), в том числе 50 направлено прокурору с обвинительным заключением
и 4 прекращено. Еще 58 дел присоединены к другим.

Деятельность управления по противодействию коррупции активно освещалось в средствах массовой информации. Этим вопросам было посвящено 2776 выступлений (2015 – 1409).

Уголовную ответственность понесли 54 (2015 – 64) лица, которые совершили 92 (2015 – 143) преступных деяния. Среди привлеченных
6 должностных лиц муниципальных органов, включая 5 глав местных администраций, 3 сотрудника МВД, 4 – Министерства здравоохранения
и 3 – Министерства сельского хозяйства, 2 сотрудника ФСИН России
и другие лица.

Среди дел, расследованных управлением, хотелось бы отметить следующие.

Направлено в суд дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 289 УК РФ, руководителя одного из лесничеств, незаконно участвовавшего в управлении коммерческой организацией, которой незаконно предоставлялись льготы и преимущества.

Среди привлеченных специалист одного из районных центров занятости, похищавший предназначенные для выплаты пособия по безработице путем его оформления на подставных лиц (1 год 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года).

За передачу осужденному, отбывающему наказание в условиях изоляции от общества, сотового телефона и получение незаконного вознаграждения за это осужден сотрудник одной из исправительных колоний (штраф 120 тыс. руб. и лишение права занимать должности
в системе органов исполнения наказаний на срок 2 года).

Рассмотрено судом уголовное дело в отношении специалиста районной администрации, незаконно переоформившего ряд муниципальных земельных участков на физических лиц (2 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года и лишение права занимать должности
на государственной и муниципальной службе на 2 года).

Не единичны факты получения взяток врачами за необоснованную выдачу листков временной нетрудоспособности по надуманному диагнозу.

В стадии окончания находится возбужденное в 2016 году уголовное дело в отношении инспектора Ростехнадзора в г. Волжск, который способствовал успешной деятельности аффилированной с ним коммерческой организации ООО "ВолгаТехЭнерго".

Продолжается расследование уголовного дела в отношении должностных лиц службы весового контроля ГКУ "Марийскавтодор", систематически незаконно получавших деньги от грузоперевозчиков за бесконтрольное передвижение тяжеловесного автотранспорта по дорогам республиканского значения.

Однако сотрудники государственных органов привлекались к уголовной ответственности не только за совершение должностных преступлений.

Так, направлением в суд окончено уголовное дело в отношении сотрудника БП ЦОБВДЛ ФГКУ УВО МВД по Республике Татарстан, обвиняемого в совершении покушения на сбыт гашиша в значительном размере.

За аналогичное преступление к уголовной ответственности привлечен инспектор отдела безопасности ИК-4 УФСИН России.

Не оставались без внимания и лица, наделенные особым правовым статусом. В суд направлено 8 дел (в 2015 году – 12). Прекращено 2 таких дела, оба – в связи с применением акта об амнистии (2015 – 0).

Среди подвергнутых уголовному преследованию 3 члена участковых избирательных комиссий, один из которых внес ложные сведения
о голосовании избирателя в избирательные документы при проведении выборов депутатов Государственной Думы. Два других осуждены
за применение насилия к судебному приставу в здании суда и незаконное проникновение в чужое жилище.

В зале суда взят под стражу в связи с осуждением адвокат первой коллегии адвокатов республики, совершивший мошенничество.

К уголовной ответственности привлечены депутаты различных органов местного самоуправления за внесение заведомо ложных сведений в документы.

Окончено расследование в отношении депутата Государственного Собрания республики по уголовному делу о незаконной рубке лесных насаждений в Шелангерском лесничестве Звениговского района.

Последовательно решалась еще одна задача – это расследование налоговых преступлений.

Направлено в суд 9 дел (2015 – 13). В бюджеты всех уровней возмещено более 27 млн рублей (2015 – 33 млн рублей). В целях обеспечения гражданского иска наложен арест на имущества должников общей стоимостью 15 млн рублей (2015 – 4 млн рублей).

В настоящее время в производстве находится 9 уголовных дел
на общую сумму неуплаченных налогов более 283 млн рублей. 

Особое внимание уделялось расследованию уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы. Организовано 15 доследственных проверок, по результатам которых принято 4 решения об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждено 8 уголовных дел, из которых 6 окончено, расследование 2 уголовных дел продолжается.

Для улучшения работы в этом направлении с прокуратурой республики разработано и подписано совместное указание об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за соблюдением законов при рассмотрении сообщений о совершении преступлений, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ, подписано соглашение о взаимодействии с Государственной инспекцией труда в РМЭ и с Департаментом труда и занятости населения республики.

Особое внимание следственным управлением уделено проблемам уголовного преследования за преступления в сфере оказания медицинских услуг. Распоряжением руководителя следственного управления назначены ответственные за своевременный процессуальный контроль расследования ятрогенных преступлений, а также их своевременное криминалистическое сопровождение.

В производстве находилось 7  (2015 – 2) уголовных дел об указанных преступлениях, из которых 4 (2015 – 1) совершены в отношении малолетних. Направлением в суд окончено 3 (2015 – 0) уголовных дела, потерпевшими по которым являлись 2  (2015 – 0) малолетних.

Так, в суд направлено уголовное дело в отношении врача акушера-гинеколога МУЗ "Волжская центральная районная больница", которая ввела препарат, запрещенный для применения при искусственном прерывании беременности, что повлекло развитие анафилактического шока и смерть пациентки (судебный штраф в размере 50 тысяч рублей).

На рассмотрении в суде находятся уголовные дела в отношении врача ГБУ РМЭ "Моркинская ЦРБ" и врача – детского хирурга ГБУ РМЭ "Детская республиканская клиническая больница", действия которых привели к гибели малолетних пациентов.

По остальным делам расследование продолжается в связи
с необходимостью проведения повторных судебно-медицинских экспертиз.

Нельзя обойти стороной и вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на воинскую службу.

На фоне осуждения бывшего председателя военно-врачебной комиссии, который получал денежные вознаграждения за содействие
в получении отсрочки от призыва, количество уголовно наказуемых фактов уклонения от военной службы не уменьшается. 

Главным источником поступления материалов остаются подразделения военного комиссариата республики. По результатам расследования
30 уголовных дел данной категории (2015 – 40) направлено в суд.

Лица равно привлекались к уголовной ответственности за неявку
как
на мероприятия, связанные с призывом, так и для отправки к месту прохождения военной службы.

В течение года решались взаимосвязанные задачи по повышению эффективности работы по противодействию экстремизму и терроризму.
На плановой основе проводились мероприятия во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Комплекс принятых мер позволил не допустить возникновения угроз общественной безопасности, сохранить бесконфликтными межнациональные и конфессиональные отношения в республике.

Рассмотрено 7 сообщений о преступлениях экстремистского характера (6 - ст. 282 УК РФ, 1 – ст. 280 УК РФ). Возбуждено 2 дела, которые окончены направлением в суд, принято 4 решения об отказе в возбуждении уголовного дела, 1 материал направлен по подследственности. Также окончено 1 дело, возбужденное в 2015 году.

Так, суду за совершение преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, предан Алмакаев, нанесший на вагон-тонар надписи экстремистского содержания, а также несовершеннолетние Д. и Г., разместившие
на интернет-ресурсе "ВКонтакте" запрещенную законом экстремистскую информацию.

При этом хочется отметить, что количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", неуклонно растет. В 2016 году с ее использованием совершались не только преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ, но и более тяжкие преступления.

Так, в суд направлено уголовное дело по обвинению Петрова, который посредством интернет-ресурса "ВКонтакте" вел переписку интимного характера с малолетними и несовершеннолетними, затем встречался
с ними и совершал насильственные действия сексуального характера
(п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ, п. "б" ч. 4 ст. 132, ч. 2 ст. 135 УК РФ).

В целях устранения виктимологических причин и условий совершения преступления следователями с учащимися школ г. Волжска и г. Йошкар-Олы проводились профилактические беседы на тему: "Опасность общения посредством интернет-ресурсов".

Такая профилактическая работа со стороны сотрудников управления будет продолжена и в 2017 году.

Еще один немаловажный момент работы в профилактике преступности – это внесение представлений в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Представления внесены практически по каждому уголовному делу. Всего внесено 563 представления (2015 – 542), из них компетентными органами рассмотрено 493, или 87,6% (2015 – 484, или 89,3%). По итогам
к дисциплинарной ответственности привлечено 70 должностных лиц
(2015 – 82).

В истекшем году следственным управлением окончено направлением
в суд 4 уголовных дела о незаконной организации и проведении азартных игр.

Одним из значимых является уголовное дело по обвинению Островского, которым совершено 11 преступлений, а общая сумма легализации преступных доходов от указанной незаконной деятельности составила более 26 миллионов рублей.

В целях обеспечения исполнения приговора в части конфискации имущества и предусмотренного санкцией имущественного взыскания наложен арест на 13 земельных участков обвиняемого, квартиру и нежилое здание.

Дело рассматривается в суде.

В настоящее время в производстве следственного управления находятся 2 уголовных дела по факту организации в г. Йошкар-Оле сети игорных заведений в отношении двух групп, одна из которых обладает признаками организованности и в состав которой входили сотрудники полиции.

Одним из наиболее приоритетных направлений в нашей деятельности было, остается и будет расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Окончено 47 дел указанной категории, в числе которых 3 убийства, 3 причинения смерти по неосторожности, 2 – причинение тяжкого вреда здоровью, 4 факта причинения побоев, 3 истязания, 2 изнасилования, 6 иных насильственных действий сексуального характера, 17 фактов развратных действий, 1 мошенничество, 4 грабежа и другие.

За прошедший год потерпевшими признано 56 детей, из которых 14 подверглись сексуальному насилию, 6 – погибло в результате неосторожных действий других лиц. Среди жертв 10 не исполнилось и 5 лет, 4 – 10 лет, 16 – не исполнилось 14.

Так, за совершение в отношении 5-летнего С. неоднократных развратных действий (ч. 5 ст. 132 УК РФ) к 15 годам лишения свободы осужден его дядя, имеющий судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности.

К 12 годам лишения свободы осужден Михайлов (п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ), который совершил насильственные действия сексуального характера в отношении племянницы своей сожительницы 10-летней К.

В то же время несовершеннолетние лица обрели статус обвиняемых по 54 делам, среди которых 1 дело против здоровья (ст.105-107 УК РФ), 2 против половой неприкосновенности (ст.131-132 УК РФ), 31 дело против собственности (ст.ст.158-163 УК РФ), 7 – по фактам незаконного оборота наркотиков, 2 – возбуждение ненависти или вражды (ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ), а также по 11 иным преступлениям.

Надо отметить, что в ряде случаев эти преступления носят дерзкий характер.

Так, к 4 годам лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии осужден несовершеннолетний Г., который, ворвавшись в помещение сауны "Здоровье" и используя свое преимущество в физической силе, совершил изнасилование администратора сауны – 40-летней Л.

Настораживает то, что при этом окончено 18 (2015 – 11) уголовных дел о совершении преступлений группой лиц, в состав которых входили несовершеннолетние. По 7 делам преступления совершены группами только из числа несовершеннолетних (2015 – 8), а по 11 – несовершеннолетними в составе группы с лицами, достигшими 18-летнего возраста (2015 – 3).

В ряде случаев несовершеннолетние осознанно вовлекаются взрослыми в совершение преступления.

Так, Звениговским межрайонным следственным отделом окончено направлением в суд дело в отношении 19-летнего Петрова, который, разжигая корыстное стремление и жажду наживы, вовлек в преступную деятельность несовершеннолетних В. и Ш. Ими совершена кража имущества из дома на сумму более 22000 рублей.

Актуальными остаются вопросы борьбы с наркоманией и наркопреступностью среди несовершеннолетних.

В производстве находилось 9 (2015 – 24) таких дел. Подавляющее большинство несовершеннолетних привлекается к уголовной ответственности за хранение наркотических средств без цели их дальнейшего сбыта.

Однако имеются и факты покушения на сбыт наркотических средств.

Так, по направленному в суд уголовному делу осуждены Мертвищев и несовершеннолетний Д., которые, используя телекоммуникационную сеть "Интернет", незаконно распространяли, путем размещения в тайниках "закладок", наркотическое средство в крупном размере.

Уважаемые депутаты!

Заканчивая свое выступление, я хотел бы заверить вас, что следственное управление и в дальнейшем будет прилагать все усилия для обеспечения бескомпромиссной борьбы с преступностью, утверждения правопорядка и законности в республике.

Спасибо за внимание!

Председательствующий. Спасибо, Олег Михайлович.

Будут ли вопросы к Олегу Михайловичу?

Нет.

Программа Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.