СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

14 февраля 2017 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует исполняющий обязанности Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл В.И.Мухин.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения двадцать третьей сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится тридцать четвертый День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, Заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл, министр социального развития Республики Марий Эл Климина Надежда Викторовна, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Скирда Максим Владимирович, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, главы муниципальных образований Республики Марий Эл - председатели Собраний депутатов, приглашенные, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты и приглашенные!

Программа Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается вопрос.

О ходе реализации в Республике Марий Эл государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 – 2020 годы.

Слово предоставляется Заместителю Председателя Правительства Республики Марий Эл, министру социального развития Республики Марий Эл Климиной Надежде Викторовне.

Климина Н.В. Уважаемый Владимир Иванович! Уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл!

Государственная программа "Социальная поддержка граждан" утверждена в 2012 году, реализация государственной программы началась с 1 января 2013 г. В 2016 году государственная программа включала в себя 6 подпрограмм.

В рамках подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" в 2016 году проводилась работа по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. На обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам: гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на 2016 год были предусмотрены финансовые средства в сумме 424 млн рублей, фактические расходы составили 403 млн рублей, что ниже уровня 2015 года на 54 млн рублей. 

Сокращение расходов связано с тем, что согласно изменениям в федеральном законодательстве в 2016 году названные меры социальной поддержки предоставляются в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.

В 2016 году меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг получили 71 тыс. человек, что на 2 тыс. человек больше, чем в 2015 году.

На предоставление мер социальной поддержки региональных льготников: ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" расходы республиканского бюджета составили 678 млн рублей при потребности 852 млн рублей. Кредиторская задолженность в сумме 174 млн рублей была погашена в январе 2017 г.

По сравнению с 2015 годом фактические расходы выросли на 72 млн рублей (в 2015 году – 779 млн рублей), численность получателей составила 65,5 тыс. человек. Увеличение бюджетных расходов связано с ростом численности ветеранов труда на 1,5 тыс. человек и ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Также продолжалась работа по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2016 году 39 тысяч семей, или 15 процентов всех семей, проживающих в регионе, получили субсидии. Средний размер субсидии на одну семью в месяц практически не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 1 588 рублей. Из республиканского бюджета на предоставление субсидий израсходовано 478 млн рублей. На 1 января 2017 г. образовалась кредиторская задолженность в сумме 46 млн рублей, которая погашена в январе 2017 года.

На выплату пенсии за выслугу лет и дополнительного ежемесячного материального обеспечения 1 120 гражданам из числа пенсионеров направлено 77 млн рублей.

В 2016 году 3 270 человек, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", получили ежегодную денежную выплату в размере 12 373 рублей. По сравнению с предыдущим годом количество получателей не изменилось, размер ежегодной выплаты в соответствии с федеральным законодательством в 2016 году не индексировался. На указанные цели выделено 41 млн рублей в виде субвенций из федерального бюджета.

В 2016 году центрами предоставления мер социальной поддержки выплачено социальное пособие на погребение 1 300 гражданам, взявшим на себя обязанности осуществить погребение умершего неработающего гражданина, который не являлся пенсионером, на общую сумму 7,4 млн рублей. Размер социального пособия на погребение в 2016 году не индексировался и составил 5 277,28 рубля.

Кроме того, специализированным службам по вопросам похоронного дела возмещалась стоимость гарантированного перечня услуг по погребению. На указанные цели из республиканского бюджета было направлено 400 тыс. рублей. Средний размер стоимости гарантированного перечня услуг по погребению составил 7 700 рублей.

Средства республиканского бюджета Республики Марий Эл на выплату компенсации при превышении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Марий Эл в 2016 году не расходовались, так как изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не превысило предельных (максимальных) индексов, установленных в муниципальных образованиях Республики Марий Эл (с 1 июля 2016 г. – 6,1%).

Мероприятия подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" направлены на повышение качества жизни пожилых граждан на основе развития сети организаций социального обслуживания населения и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

В Республике Марий Эл проживают более 205,5 тыс. граждан пожилого возраста. Организациями социального обслуживания республики ежегодно проводится мониторинг социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов.

В настоящее время выявлены и учтены все граждане пожилого возраста, проживающие в республике и нуждающиеся в социальных услугах на дому. В 50 отделениях социальной помощи на дому при 17 комплексных центрах социального обслуживания населения в городах и районах республики социальными работниками обслужено 7,5 тыс. человек из числа инвалидов и граждан преклонного возраста, в том числе за оплату – 4,5 тыс. человек, бесплатно – 3 тыс. человек.

В 2016 году мобильными бригадами организовано около 2 тыс. выездов, обслужены 9,5 тыс. человек, оказано около 15 тыс. услуг.

На обеспечение санаторно-курортного лечения в 2016 году за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл направлены денежные средства в сумме 11,2 млн рублей. Санаторно-курортное лечение получили 813 человек.

С 2010 года по инициативе Правительства Республики Марий Эл проводится акция по оказанию адресной материальной помощи за счет средств благотворительных пожертвований ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов на улучшение их социально-экономического положения, в том числе на ремонт жилых помещений. В 2010 - 2015 годах материальную помощь получили 2 544 человека на сумму 16,9 млн рублей. В 2016 году адресная помощь оказана 144 ветеранам на общую сумму 1,4 млн рублей.

В 2016 году продолжалась совместная работа с Пенсионным фондом Российской Федерации, связанная с укреплением материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Марий Эл и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

В 2016 году выполнен капитальный ремонт спального корпуса  ГБУ Республики Марий Эл "Психоневрологический интернат "Таир", на общую сумму 2,5 млн рублей, в том числе за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - 2,2 млн рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл – 300 тыс. рублей.

Курсы по обучению компьютерной грамотности в 2016 году прошли 155 неработающих пенсионеров.

В рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" в 2016 году реализованы мероприятия по предоставлению государственных пособий и компенсаций семьям с детьми.

Основные виды пособий (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) и их размеры установлены Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В 2016 году федеральные пособия на детей получили 10 тыс. жителей республики на общую сумму 327,5 млн рублей.

Ежемесячное пособие на ребенка, полномочия по назначению и выплате которого возложены на субъекты Российской Федерации, получили в 2016 году 28 тыс. малообеспеченных семей на 48 тыс. детей.

Размер данного пособия в 2016 году не индексировался и составил 182 рубля, расходы республиканского бюджета на его выплату составили 131,5 млн рублей. На 1 января 2017 г. кредиторская задолженность составила 11,7 млн рублей, которая была погашена в январе 2017 г.

Компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в 2016 году получили 30 тыс. родителей (законных представителей) на 35 тыс. детей. Расходы на ее предоставление составили 107,0 млн рублей. Задолженность перед гражданами в сумме 8,0 млн рублей была погашена в январе 2017 г.

С 1 октября 2016 г. компенсация части родительской платы предоставляется с учетом дохода семьи. Право на компенсацию имеют семьи, среднедушевой доход которых не превышает среднедушевой денежный доход населения в Республике Марий Эл (в 2016 году данный показатель составил 17 408 рублей).

Социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и проезду на общественном транспорте оказывается многодетным семьям, статус которых имеют семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми. В 2016 году реализовали свое право на получение установленных мер социальной поддержки 5,8 тыс. многодетных семей, бюджетные расходы составили 89 млн рублей. Кредиторская задолженность в сумме 9 млн рублей была погашена в январе 2017 г.

В 2016 году в республике продолжалась работа по выплате регионального материнского капитала в связи с рождением или усыновлением четвертого или последующих детей. Размер материнского капитала с 2015 года составляет 58 379 рублей.

Региональный материнский капитал предоставлен 236 семьям, фактические расходы составили 15,0 млн рублей. Кредиторская задолженность в сумме 1,0 млн рублей была погашена в январе 2017 года.

Введенная в 2011 году дополнительная мера социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, которые являются родителями двух и более детей-инвалидов и осуществляют уход за ними, в размере 585 рублей в 2016 году предоставлена на 39 семей, фактические расходы на выплату составили 239 тыс. рублей. Кредиторская задолженность в сумме 21 тыс. рублей была погашена в январе 2017 года.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" с 1 января 2013 г. в республике введена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. В 2016 году на получение ежемесячной денежной выплаты имели родители, среднедушевой доход семьи которых ниже среднедушевого денежного дохода по республике. В 2016 году данный показатель составил 17 408 рублей.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется в размере величины прожиточного минимума для детей, официально установленной в Республике Марий Эл. В 2016 году размер ежемесячной денежной выплаты составил от 8 754 рублей до 9 140 рублей.

В 2016 году ежемесячная денежная выплата предоставлена 6,0 тыс. семей на 6,5 тыс. детей, родившихся в 2013 - 2016 годах, расходы на предоставление ежемесячной денежной выплаты составили 515,5 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 298,5 млн рублей, средств республиканского бюджета Республики Марий Эл – 217 млн рублей.

Министерством социального развития Республики Марий Эл и организациями социального обслуживания в 2016 году проведена большая работа по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За 2016 год объем средств, направленный на оздоровительную кампанию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составил 132,5 млн рублей, в том числе:

114 млн рублей - средства федерального бюджета;

18,5 млн рублей - средства республиканского бюджета Республики Марий Эл.

В 2016 году для отдыха и оздоровления детей было задействовано 11 оздоровительных организаций республики, на базе которых оздоровлено около 9,5 тыс. человек.

В рамках реализации подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" в республике проводится работа по созданию условий
для вовлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в процесс оказания социальных услуг.

На сегодняшний день услуги в сфере социального обслуживания населения предоставляются исключительно государственными организациями, негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, с заявлениями о включении в реестр поставщиков социальных услуг не обращались.

Вместе с тем, Министерством социального развития Республики Марий Эл проводится работа по привлечению на рынок социальных услуг негосударственных поставщиков. Так, в 2016 году Министерством определены услуги, которые рекомендованы к исполнению негосударственными организациями (предоставление социальных услуг на дому), а также определены пилотные муниципальные образования, в которых планируется апробировать вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок предоставления социальных услуг, вносятся изменения в нормативные правовые акты в области предоставления социальных услуг с целью устранения барьеров для участия негосударственных организаций в процессе оказания социальных услуг.

В течение 2016 года проводились совещания, "круглые столы", рабочие встречи с негосударственными, в том числе с социально ориентированными некоммерческими организациями, по вопросам привлечения некоммерческих организаций на рынок оказания социальных услуг, разъясняющие: порядок выхода негосударственных организаций на рынок социальных услуг, требования к поставщикам социальных услуг, порядок предоставления социальных услуг, порядок взаимодействия с Министерством в рамках оказания социальных услуг.

В рамках финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл были направлены средства в размере 750,0 тыс. рублей на реализацию некоммерческими организациями социальных проектов.

Задачами мероприятий подпрограммы "Ресоциализация осужденных лиц на 2016 - 2020 годы" являются:

реализация государственной политики в организации системы административных, социально-экономических, медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на комплексную реабилитацию и адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

обеспечение межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся реабилитацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы;

социальная поддержка и создание благоприятных условий жизнедеятельности для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В 2016 году материальную помощь за счет средств республиканского бюджета получили 62 человека, освободившиеся из мест лишения свободы, на общую сумму 100,0 тыс. рублей.

С целью оказания социально-бытовых, медицинских, экономических, правовых услуг, организации питания и отдыха лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в республике функционирует ГБУ Республики Марий Эл "Дом ночного пребывания", рассчитанное на 36 мест (женское отделение на 8 мест, мужское - на 28 мест). За 2016 год в учреждении обслужено 185 человек, в том числе ранее судимых - 55, из них освободившихся из мест лишения свободы 3 человека.

ГБУ Республики Марий Эл "Республиканский Центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" оказывает квалифицированную психологическую помощь по телефону нуждающимся, в том числе лицам, освободившимся из мест лишения свободы. В 2016 году на телефон доверия обратились 4 093 человека.

Комплексные центры социального обслуживания населения с целью помощи указанным лицам предоставляли социальные услуги комплексного характера по восстановлению утраченного статуса, интеграции в нормальную бытовую, трудовую и общественную жизнь. В 2016 году комплексные услуги в комплексных центрах получили 55 человек.

За отчетный период 5 гражданам оформлена инвалидность, 4 человека по путевкам Министерства социального развития Республики Марий Эл направлены в стационарные организации социального обслуживания.

Председательствующий. Спасибо, Надежда Викторовна.

Будут ли вопросы к Надежде Викторовне?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному округу № 9).

Спасибо большое за Ваш доклад, очень интересная информация.

В частном порядке в прошлом году ко мне обращалась женщина - пенсионерка Зоя Александровна с Оршанского района. Там есть дом-интернат. Она обратилась ко мне с просьбой организовать проведение горячей воды. Когда я написал Вам письмо, то почему-то отругали главного врача за то, что эта женщина пожаловалась мне как депутату. Во-вторых, предложили ей купить бойлер. Я считаю, что нужна какая-то реконструкция, чтобы провести горячую воду в каждую комнату. Правда, сам там не был, не знаю. Технически это возможно или нет?

 

Климина Н.В.

Наверное, главного врача зря отругали, у нас нет ни одного, нет главного врача. В наших специальных домах ветеранов вообще нет врачей, даже нет медсестер. У нас заключено соглашение по месту расположения любого дома ветеранов, нас обслуживает медицинская организация. Приходит врач не реже чем раз в месяц и приходит постоянно медсестра. Если нужен вызов скорой помощи, то, пожалуйста, как любому гражданину оказывается медицинская помощь. В чем отличие дома ветеранов от дома-интерната? Отличие в том, что мы предоставляем им проживание. Место в комнате. То есть у них на все пенсия имеется. Места общего пользования мы, естественно, берем на себя: это и туалеты, и коридоры. Есть техслужащие (там они санитарками называются), которые прибираются в местах общего пользования. Тут рекомендация была такова. Чтобы была горячая вода, а в том поселении нет горячей воды, мы им рекомендовали купить бойлер. Потому что многие покупают бойлер, они там живут до глубокой старости. И многих там и хоронят. То есть мы не собираемся их переселять, чтобы пользовался кто-то другой этим бойлером. А они считают, что, если живут в государственном учреждении, они все должны получать бесплатно. У нас нет такой возможности. На содержание этих домов ветеранов выделяются средства только на зарплату обслуживающего персонала, на коммунальные услуги мы закладываем, ну и на стресс-мониторинг и содержание другой аппаратуры. А дополнительных средств нет. Поэтому мы, конечно, рекомендуем таким образом поступить. Были бы средства, мы бы в каждой комнате сделали шикарный ремонт и воду бы всем провели, но такой технической возможности пока нет.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Севастьянов Виктор Викторович.

 

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному округу № 2).

Я хочу сказать, что я был в Шотландии один раз. Там хозяйские структуры и предприниматели организуют и снабжают вот эти дома ветеранов. Там для них проводят медицинские процедуры. Так вот, когда поступает этот пожилой человек, за него платят дети.

Климина Н.В.

Виктор Викторович, я тоже изучала опыт Польши и Австрии по предоставлению социальных услуг. Во-первых, там пенсия значительно выше нашей. Они на свою пенсию могут позволить себе оплатить и хорошее дорогостоящее лечение, и уход персональный и так далее. Конечно, в соответствии с Семейным кодексом дети и внуки обязаны своих престарелых родителей содержать. А у нас часто бывает так, что в день получения пенсий они решают навестить своих родителей. И такое бывает. Пенсия невелика. Последний размер пенсий в нашей республике 11 тысяч рублей, а в основном в наших домах ветеранов живут граждане, которые получают социальную пенсию, а она порядка 8-9 тысяч рублей составляет. Поэтому им этих денег хватает только для того, чтобы питаться. Социальные работники помогают им приобретать продукты, помогают готовить пищу. Плиты там только электрические, газовые мы не разрешаем. А вот позволить себе такие услуги, какие Вы нам назвали, может не каждый пенсионер. Мы, конечно, ведем большую работу и с родственниками, мы организуем день открытых дверей. Я часто выезжаю в дома ветеранов и приглашаю этих родственников. Особенно у нас полемика развертывается, когда к нам обращаются письменно: "Вот вы не обеспечиваете моего папу тем-то, другим и так далее". Я прошу контактные телефоны и стараюсь поговорить с этим "дитём". О том, что когда он будет в таком же возрасте, как и его папа, где он в это время будет находиться. То есть я, как педагог, такие беседы постоянно провожу, и такие беседы ведут и наши социальные работники. Мы сейчас должны воспитывать общество, должны воспитывать молодых, чтобы они на старости лет от своих стариков не отказывались. Согласны вы с этим? Поэтому еще раз говорю о том, что средств, чтобы их вообще в идеальных условиях там содержать, у нас пока нет. Слава богу, у нас тепло, мы вовремя завезли уголь. У нас две угольные котельные: в Суходолье Юринского района и в Моркинском районе, Изишургинском доме ветеранов. Во всех остальных - газовые котельные. Тут проблем у нас нет. В прошлом году по линии программы "Доступная среда" мы вокруг каждого дома ветеранов асфальт проложили. Мы создаем им условия. В рамках того, сколько нам, конечно, на это отдают. Мы, конечно, будем работать. Надо нам создавать семью для пожилого человека. Вот, вы знаете, в некоторых субъектах это есть. Пока на федеральном уровне это законодательно не закреплено, но некоторые субъекты принимают для себя такие законы. Семья для пожилого человека. Чтобы забирать их из государственных учреждений, и чтобы он жил в семье. Было бы, наверное, здорово. Но, в первую очередь, он должен жить в своей семье. Согласны вы с этим? Если есть дети и внуки, он в своей семье должен жить. И тут нам нужно вместе воспитывать наших детей и внуков.

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному  округу № 2).

Я был в некоторых домах ветеранов. У некоторых пенсионеров еще сохранилась сексуальная функция. Но условий для совершения половых актов нет. А если у женщины нет регулярных половых актов, то может возникнуть рак молочной железы. Одна из причин - отсутствие половой жизни. Условия для этого можно создать?

Климина Н.В.

Мы это не разрешаем, это у нас не приветствуется. Пусть зарегистрируют брак, выделим им отдельную комнату и создадим все условия. Если брак не зарегистрирован, извините, вот свидания на скамеечке. Так же и в психоневрологических интернатах. У нас раздельное проживание, в раздельных корпусах, в раздельных отделениях. Мужчины отдельно, особенно в психоневрологическом интернате, женщины отдельно. То есть это не приветствуется. Если создают они семью, то пожалуйста.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному округу № 9).

Скажите, пожалуйста, у нас есть в городе транспорт для инвалидов-колясочников, который бы ездил там по графику?

Климина Н.В.

К сожалению, таких транспортных средств очень мало. У нас есть при Савинском детском доме низкопольный автобус с подъемником и в Волжске при реабилитационном центре детей-инвалидов - транспортное средство в виде газели с подъемником. Они по телефону приглашают, приезжают, по тарифу оплачивают эти услуги, и их возят, куда им нужно: на прием к врачу или на рынок надо съездить и так далее. По программе "Доступная среда" уже на 2017 год по линии Министерства транспорта включены такие позиции, как приобретение двух единиц транспортных средств на сумму семь миллионов рублей. Я думаю, что в этом году мы приобретем эти транспортные средства и для Йошкар-Олы. В позапрошлом году было приобретено по линии Министерства транспорта пять таких единиц. Направлены они в Козьмодемьянск, Звенигово, Морки и еще в два района. Немного. Конечно, надо бы больше. У нас 78 тысяч федеральных льготников. Из них инвалидов 74 тысячи. И много, конечно, инвалидов-колясочников. А ведь такие низкопольные транспортные средства нужны не только инвалидам, но и маломобильным группам, пожилым людям, молодым женщинам с коляской. Проблема такая есть в нашей республике. По программе "Доступная среда" мы в этом году уже будем получать из федерального бюджета 27 миллионов. Как раз у нас приобретение транспортных средств предусмотрено. И их мы будем передавать в районы и города. Их будет, наверное, приобретать Министерство транспорта. И будут передавать в соответствии с законом, чтобы не было нарушений. В Москве уже подписано соглашение о направлении этих средств.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Семенов Николай Федорович.

Семенов Н.Ф. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

В конце года мы, Государственное Собрание Республики Марий Эл, отменили социальные льготы. Вы при информировании населения по поводу льгот у нас в Волжске говорили, что по зубопротезированию есть примеры, когда люди получали на протезирование 500 тысяч рублей. По Вашему мнению, это несправедливо, и поэтому всем разделили поровну. Вся сумма была разделена по 238 рублей. Но, понимаете, кому-то надо это протезирование, кому-то не надо. Нельзя ли было сделать таким образом: ограничить верхний предел, и тем, кому действительно необходимо протезирование, оставить протезирование. Это может случиться таким образом, как страховая медицина. Сейчас мы платим все, как говорится, платят богатые за бедных, и то же самое получилось вот здесь.

Климина Н.В.

Николай Федорович, мы меры социальной поддержки, льготы в республике не отменили. Федеральные льготники как получали через наши органы компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, так и получают. У них с 2005 года были монетизированы такие позиции, как проезд на общественном транспорте, зубопротезирование, антенна коллективная, радио, стационарный телефон. Они, кроме пенсии, получали единую денежную компенсацию. Именно все позиции включены, и с 2005 года они получали и получают, за проезд в том числе. Кроме того, они получают еще социальный пакет, который состоит из медикаментов, санаторно-курортного лечения и денег на проезд к месту лечения и обратно. Это федеральные льготники.

Региональные льготники. Мы ни в чем не сэкономили. Мы заложили даже больше средств. Что касается этих примеров, о которых я говорила, выступая на Дне информирования членов Правительства Республики Марий Эл, мы, в том числе и я, выезжали в районы и говорили о том, что мы все оставляем, но монетизируем зубопротезирование. У нас есть статистика. В 2005 году 238 человек вставили зубы на 238 тысяч рублей. То есть в среднем 1 человек на 1 тысячу рублей. В 2016 году у нас были такие примеры: кто-то в среднем вставил зубы на 20 тысяч рублей (есть отдельные случаи, это по городу Волжску и по городу Йошкар-Оле), кто-то вставил зубы на 550 тысяч рублей. И таких людей, которые воспользовались мерой социальной поддержки по зубопротезированию, -каждый десятый. Называю еще раз: из 65 тысяч республиканских льготников зубопротезированием воспользовались 6,5-7 тысяч человек. В таких районах дальних, как Юринский, Килемарский, Куженерский, очень мало пенсионеров, людей пенсионного возраста, кто вставил зубы. В основном зубопротезированием занимались в городе Йошкар-Оле, Медведевском районе и городе Волжске. Я считаю это справедливо. Если бы мы урезали деньги, хотели бы сэкономить, было бы, наверное, не совсем справедливо. Мы эту сумму, которая больше, чем бюджет на зубопротезирование в 2016 году, которая была уточнена Министерством финансов Республики Марий Эл, на 92 миллиона больше, чем в начале года предусматривалось, эти деньги мы разделили на 65 тысяч человек и 12 месяцев. У нас получилась такая сумма. Конечно, этого мало, но говорить о том, что пенсионерам кому-то надо, кому-то не надо, в этом я с Вами не согласна. К этому времени, когда вышел на пенсию, надо всем. Вот медики мои слова подтвердят. Всем уже в это время надо. Но ведь прежде чем воспользоваться этой мерой социальной поддержки, надо заплатить эти деньги, а уже потом вам компенсируют. Но не каждый может заплатить и даже пятьдесят тысяч и двадцать пять. У нас была инициатива в 2010 году ограничить. Мы даже обсуждали ее. Мы предлагали ограничить суммой в 8 тысяч рублей или 10 тысяч рублей. Если вставил на 17 тысяч рублей – 8 компенсируем, а все остальное оплачивает сам. Нам прокуратура не разрешила. Потому что в законе написано: компенсация услуг зубопротезирования. Вставил зубы на такую-то сумму, столько и компенсировать. У нас есть случаи, когда в 2016 году было несколько судов. В Килемарском районе одна пенсионерка на 324 тысячи рублей вставила зубы. Городской суд мы проиграли. Верховный суд мы тоже проиграли. Потом еще судебные издержки за каждый проигранный суд оплачивали. Один, второй, третий. И мы поняли, что раз в законе написано "компенсация", то мы обязаны компенсировать столько, на сколько предъявлены счета. Там есть акт выполненных работ. Даже направляли несколько писем в Министерство внутренних дел. Они открывали это дело, потом закрывали. Потом опять открывали. До сих пор не поставлена окончательно точка в данных делах. Мы называли эти организации, потому что не все медицинские организации оказывают услуги вот на такие суммы, определенные. Мы называли их, давали документы, но все суды мы проиграли. Поэтому я считаю, что будет социально справедливо, когда мы разделили на всех. Экономить на пенсионерах мы не собираемся.

Семенов Н.Ф. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

И второй вопрос, позволите? Вот кто-нибудь проводил такие исследования - воздействие окружающей среды на здоровье граждан? В частности, в городе Волжске. У нас в последнее время, вплоть до моих многих знакомых, от онкологии ушло в мир иной очень и очень большое количество.

Климина Н.В.

Я тоже так думала, когда приехала из Волжска, и с министром здравоохранения мы на заседаниях это обсуждали. Волжск не первый, не лидер по больным онкологией. Это не дай бог никому: и жителям Волжска, и Звениговского района, Килемарского района. Нет такой статистики, что именно в Волжске больше всего больных онкологией.  Такие исследования, наверное, кто-то и проводил, но это не мой вопрос. На него я ответить Вам не смогу. А что касается такой проблемы, по крайней мере, по онкологии наша республика стоит ниже, чем Российская Федерация. Самый высокий уровень смертности в нашей республике, если я не путаю, от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором месте - от транспортных происшествий, а от онкологии - на третьем. А в России онкология - на втором. Я не умаляю заслуг, это лучше или хуже, я просто говорю статистику, то, что я знаю.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Ерофеев Андрей Владимирович.

Ерофеев А.В. (депутат по одномандатному избирательному  округу № 3).

В своем докладе Вы сказали, что в очереди на санаторно-курортное лечение стоят почти 9000 человек. А деньги в 2017 году выделены на посещение данного санаторно-курортного лечения только 813 льготникам. А остальные как же? Раз в 10 лет?

Климина Н.В.

У нас прописано в нашем законе, что не чаще одного раза в три года. В основном это, конечно, выполняется, только не три года, а порядка четырех, пяти лет. Очень многие у нас стоят на очереди и отказываются от этого. Есть и такая категория: им или не подходит месяц или еще что-то. Они в очереди остаются. Стоят до тех пор, пока не подойдет очередь. Очередь продвигается. Раз в три года - у нас это прописано в законе. В федеральном законе для федеральных льготников не прописано, как часто - по мере выделения средств из федерального бюджета. У нас прописано: не чаще одного раза в три года. Я согласна с Вами, что средств недостаточно, но я рада тому, что это не отменили. Что мы это сохранили. Пока вот то, что есть.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Шульгин Михаил Павлович.

Шульгин М.П. (депутат по одномандатному избирательному округу № 4).

Я направлял Вам официальное письмо, депутатский запрос с просьбой помочь инвалиду-колясочнику выделить место под машину.

Климина Н.В.

Я не занимаюсь землей и выделить место ни под гараж, ни под жилье я не могу. Это не мои полномочия. Мы можем инвалиду только оказать адресную материальную помощь, если его доход ниже прожиточного минимума. Больше я инвалиду в этом плане помочь не могу. Мы решаем еще вопросы по "Доступной среде": если там нужен пандус и так далее. Пишут нам письмо, заявление, мы его отправляем в управляющую компанию, администрацию, на чьем балансе стоит квартира, дом, пишем письмо и просим включить в программу и эти вопросы решить. Это мы можем сделать. А выделить землю под гараж - это не в нашей компетенции. Я даже обещать не буду.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному округу № 9).

По уходу за инвалидом первой группы выплачивается 1200 рублей. Это мизер. И почему родственники не имеют право получать эти деньги?

 

Климина Н.В.

1200, насколько я помню, это в соответствии с федеральным законом. Я не могу это комментировать. Я тоже с Вами согласна, что за уход за инвалидом первой группы 1200 рублей - это очень маленькие деньги. И поэтому наши инвалиды и родственники хитрят, студента какого-нибудь просят помочь обслуживать и так далее. Но это - как в федеральном законе прописано. На федеральном уровне этот вопрос так до конца и не решен. Да, это есть, я согласна. Это мало - 1200 рублей за уход за инвалидом первой группы.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Будут ли вопросы по работе на Дне депутата?

Нет.

Программа Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.

Объявление.

Уважаемые депутаты, с завтрашнего дня начинаются заседания комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл по рассмотрению вопросов, внесенных на двадцать третью сессию Государственного Собрания Республики Марий Эл.

График заседаний комитетов и повестка сессии у вас имеются.

Прошу вас учесть в своей работе данные мероприятия.