СТЕНОГРАММА

Дня депутата

12 ноября 2019 года

 

Выездной день депутата Государственного Собрания Республики
Марий Эл седьмого созыва проходит в зале заседаний Министерства финансов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл А.В.Смирнов.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения пятой бюджетной сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится выездной второй День депутата.

Тема выездного Дня депутата:

"О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Это первое информационное представление бюджета Государственному Собранию.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, министр Республики Марий Эл – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Коротков Николай Николаевич, министр финансов Республики Марий Эл Торощин Алексей Анатольевич, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачев Дмитрий Борисович, временно исполняющий обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации
по Республике Марий Эл Русских Татьяна Анатольевна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Каргальский Сергей Федорович, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл, начальник государственно-правового управления Главы Республики Марий Эл Золотарев Рудольф Иванович, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, председатель Союза "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" Цветкова Ольга Николаевна, государственные гражданские служащие Министерства финансов Республики Марий Эл, государственные гражданские служащие Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, главы муниципальных образований – председатели собраний депутатов, председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Галяутдинов Матвей Радиславович, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания.

Уважаемые депутаты, программа выездного Дня депутата у вас имеется. Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Слово предоставляется министру промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Пугачёву Дмитрию Борисовичу.

Пугачев Д.Б.

Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые депутаты и приглашенные!

Разработка прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов осуществлялась с учетом условий и тенденций развития экономики Российской Федерации, итогов социально-экономического развития республики за 2018 год и текущий период 2019 года.

Для разработки прогнозных показателей использованы данные отраслевых министерств, прогнозы развития муниципальных образований
и ведущих предприятий республики.

Прогноз разработан в двух вариантах: базовом и целевом. Для формирования республиканского бюджета на 2020-2022 годы принят базовый вариант, рекомендованный Правительством Российской Федерации.

Базовый вариант характеризует тенденции развития экономики
при сохранении основных направлений развития в текущем году, а также учитывает реализацию региональных проектов в рамках  национальных проектов как одного из основных приоритетов социально-экономического развития республики на ближайшие годы.

При целевом варианте прогнозируется более быстрый экономический рост, в том числе за счет реализации дополнительных мер в рамках планируемой реализации индивидуальной программы по социально-экономическому развитию республики, о которой остановлюсь подробнее чуть далее.

В текущем году органами исполнительной власти республики начался активный этап реализации национальных проектов. В целях эффективной
их реализации в республике создана вся необходимая функциональная структура системы проектной деятельности, определены организационные процедуры на каждом этапе жизненного цикла региональных проектов, начиная от их инициирования, разработки, реализации и вплоть до их завершения.

Советом при Главе Республики Марий Эл по стратегическому развитию, проектной деятельности и реализации национальных проектов утверждены
в общей сложности 53 региональных проекта по 12 направлениям стратегического развития:
демография, здравоохранение, образование, жилье
и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство, а также международная кооперация и экспорт.

На реализацию региональных проектов за счет всех источников финансирования в 2019-2024 годах запланировано привлечь порядка 52 млрд рублей, в том числе в 2019 году планируется освоить 7,4 млрд рублей, из них
за счет средств федерального бюджета – 4,9 млрд рублей, республиканского бюджета – свыше 0,7 млрд рублей. На 1 ноября 2019 года профинансировано 4,7 млрд рублей.

Наибольший объем средств будет направлен на развитие дорожной сети, создание дополнительных мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, развитие здравоохранения, финансовую поддержку семей при рождении детей, а также на строительство и реконструкцию очистных сооружений и расселение граждан из непригодного для проживания жилья.

Для примера приведу ряд результатов проводимой работы по реализации региональных проектов.

На сегодня в нормативное состояние приведено 98,6 км республиканских дорог и 14,1 км местных дорог Йошкар-Олинской городской агломерации,
что составляет 94,9% от запланированного объема работ, приведена в нормативное состояние республиканская часть автодороги Йошкар-Ола – Санчурск
на протяжении 26,9 км, которая в последние годы вызывала большие нарекания со стороны пользователей.

По проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями" поставщиками выполнена поставка 21 единицы медицинского оборудования для переоснащения сети региональных медицинских организаций.

В рамках проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" проводилось оснащение медицинских организаций передвижными мобильными медицинскими комплексами, осуществлена поставка 11 передвижных медицинских комплексов.

Также ведется строительство фельдшерско-акушерского пункта в деревне Марково Оршанского района. Проводилось обеспечение граждан профилактическими медицинскими осмотрами.

В рамках проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка получили
2611 семей, ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, – 4001 семья, материнский капитал при рождении четвертого или последующего ребенка получили 218 семей.

 

В рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" завершено строительство детских садов на 320 мест в микрорайоне "Восточный" города Йошкар-Олы и в городе Волжске, завершается строительство детского сада на 320 мест в микрорайоне "Интеграл" города Йошкар-Олы, пристроя к детскому саду № 49 города Йошкар-Олы на 80 мест, срок завершения работ – декабрь текущего года.

Начато строительство 4 детских садов: в микрорайоне "Молодежный" города Йошкар-Олы; поселке Визимьяры Килемарского района; пгт Медведево; по улице Прохорова города Йошкар-Олы. Ввод объектов – 2020 год.

Также продолжается строительство новой школы в городе Йошкар-Оле на 825 мест и 2-го учебного корпуса школы в городе Волжске на 336 мест. Ввод объектов – 2020 год.

Кроме того, несмотря на планируемую реализацию национальных проектов, имеются и риски по их реализации, связанные с уровнем софинансирования и недостаточностью средств федерального бюджета
на выполнение целевых показателей. Мы здесь в первую очередь приводим
в пример "Безопасные и качественные автомобильные дороги", где средства предусмотрены для приведения в нормативное состояние на 36,5% по дорогам при целевом показателе в 50%. Органы исполнительной власти республики работают с федеральными органами власти по данному вопросу, и надеемся,
что улучшим ситуацию в названных выше стратегических направлениях.

В республике есть еще ряд серьезных ограничивающих факторов социально-экономического развития, в связи с чем республика вошла в число 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития и по которым решением Правительства Российской Федерации разрабатываются индивидуальные программы развития, безусловно, с дополнительной финансовой поддержкой
из федерального бюджета.

 

Основными ограничивающими факторами являются, конечно, инфраструктурные ограничения – высокие цены на электроэнергию
для потребителей, не относящихся к населению, невысокий уровень развития производственного потенциала и малого бизнеса, недостаточный уровень развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Учитывая социально-демографические особенности, производственный потенциал региона, собственных доходов бюджета республики в настоящее время недостаточно для решения названных проблем.

Индивидуальные программы развития должны быть приняты Правительством Российской Федерации до конца текущего года
и их реализация должна стать тем инструментом, который позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие республики и минимизацию
тех ограничений, о которых я сказал, тех рисках.

Итак, переходя к прогнозу основных показателей социально-экономического развития республики на 2020-2022 годы, надо отметить, что основополагающим фактором положительной их динамики станет успешная реализация национальных проектов и индивидуальной программы с достаточным объемом финансирования за счет средств федерального бюджета.

Оценивая экономическую ситуацию в целом, объем валового регионального продукта по итогам за 2019 год составит около 190 млрд рублей с ростом
на 2,4% к 2018 году в сопоставимых ценах. Доля промышленности в общем объеме валового регионального продукта составит 37%, сельского хозяйства – более 16%, торговли – 11%, строительства, транспорта и связи – около 10%.

В 2020-2022 годах среднегодовой рост экономики прогнозируется
на уровне 101,8-102,4%.

При сохранении спрогнозированных темпов роста валового регионального продукта, учитывающего развитие всех отраслей экономики, объем ВРП
в 2022 году составит 220 и более млрд рублей.

Отдельно остановлюсь на развитии основных секторов экономики, определяющих динамику валового регионального продукта.

Существенный вклад в развитие экономики вносит промышленный комплекс.

В январе – сентябре 2019 года отгружено промышленной продукции
в объеме 134,8 млрд рублей, индекс производства составил 109%, и это 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

Наибольший рост достигнут в производстве электронных и оптических изделий (169,6% к аналогичному периоду 2018 года), текстильных изделий (132,5%), прочей неметаллической минеральной продукции (126,3%), готовых металлических изделий (125,0%), резиновых и пластмассовых изделий (120,1%), пищевых продуктов (118,8%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (118,1%).

В текущем году прирост производства свыше 10% обеспечивают следующие предприятия: АО "Марийский машиностроительный завод", АО "Марийский ЦБК", АО "Контакт", ООО "Потенциал", ООО "Йошкар-Олинская обувная фабрика", ЗАО "Сернурский сырзавод", ОАО "Марбиофарм", ООО "Фирма "Сувенир", ООО "Марийская картонажная мануфактура", ООО Фирма "Принтстайл", ООО "Русь-Бейкери", ООО "Звениговский городской молочный комбинат".

По оценке 2019 года объем отгруженной промышленной продукции составит около 182,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах превысит уровень 2018 года на 3%.

На оценку данного показателя существенное влияние оказала
временная приостановка производственной деятельности ООО "Марийский нефтеперерабатывающий завод".

Прогнозные намерения основных предприятий республики, реализация инвестиционных проектов, незначительное снижение объема государственного оборонного заказа в 2020-2021 годах отразились в целом на прогнозных показателях по развитию промышленного комплекса на 2020-2022 годы.

В этом периоде прогнозируется положительная динамика промышленного производства в среднем на 1,5-2% в год, объем отгруженной промышленной продукции в 2022 году достигнет более 206 млрд рублей.

Формирование объемов будет определяться в первую очередь предприятиями по производству продукции машиностроения  электронных
и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования,
пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции.

Одной из основных отраслей экономики республики является агропромышленный комплекс.

За 9 месяцев 2019 года в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 41,9 млрд рублей, что на 10,7% выше, чем за 9 месяцев
2018 года в сопоставимых ценах, и это наилучший результат среди регионов Приволжского федерального округа.

Производство мяса увеличилось на 16,9%, молока – на 1,8%, валовой сбор зерна вырос на 2,8%, картофеля – на 12,2%, овощей – на 9,2%.

Прирост производства сельскохозяйственной продукции обеспечивается ООО "Птицефабрика Акашевская", АО племзавод "Шойбулакский",
ЗАО "Марийское", ЗАО племзавод "Семеновский", СХПК СХА (колхоз) "Первое Мая", ООО СХП "Лукоз" и рядом других.

По оценке в 2019 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 47 млрд рублей, в том числе
в сельскохозяйственных организациях – 31,6 млрд рублей, или 67,2%.

Среднесрочная динамика развития агропромышленного комплекса будет по-прежнему зависеть от природно-климатических условий, объемов государственной поддержки, внутренней и мировой конъюнктуры рынков.

Мероприятия, проводимые в аграрном секторе республики, позволят
по прогнозу увеличить объем производства продукции сельского хозяйства
за три года более чем на 4 млрд рублей, среднегодовые темпы прироста
в сопоставимых ценах составят 0,3-1,5%, в сельскохозяйственных организациях – от 1,5 до 3,7%.

В структуре сельскохозяйственного производства по-прежнему наибольший удельный вес будет приходиться на животноводство (более 70%).

Для сохранения темпов роста в отрасли продолжится строительство
и реконструкция животноводческих помещений, приобретение техники
и оборудования, продолжится работа по повышению урожайности культур
за счет применения минеральных удобрений и расширения доли сортовых посевов в структуре посевных площадей.

На сегодня в целом в промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях экономики инвестиционный портфель республики включает порядка 130 проектов с объемом инвестиций более 32 млрд рублей.

В 2020-2022 годах при условии стабильной экономической ситуации, увеличения инвестиционной активности, связанной в первую очередь
с реализацией региональных проектов, прогнозируется ежегодное увеличение инвестиций в основной капитал не менее 2-3% в год в сопоставимых ценах.
По прогнозу, объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составит
38 млрд рублей.

Бюджетные инвестиции в 2020-2022 годах с учетом средств, привлеченных республикой на реализацию национальных проектов, планируется направить
на развитие отраслей социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры. При реализации региональных проектов в 2020-2022 годах планируется осуществить строительство и реконструкцию около 60 социально значимых объектов, а также привести в нормативное состояние более 600 км автомобильных дорог.

С учетом строительства социальных объектов в период до 2022 года также прогнозируется увеличение объемов выполненных работ по виду деятельности "строительство" на 2-3% ежегодно в сопоставимых ценах.

Для достижения национальной цели по обеспечению населения доступным жильем планируется ежегодно увеличивать ввод жилья. Всего
за три года прогнозируется ввести жилья общей площадью около 1,4 млн кв. метров.

Важным сегментом роста экономики республики является малый
и средний бизнес.

По оценке в 2019 году среднесписочная численность работников увеличится до 47,2 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий составит около 200 млрд рублей.

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на период 2020-2022 годов предусматривает создание благоприятного предпринимательского климата и оказание государственной поддержки на республиканском, федеральном и муниципальном уровнях.

Поддержка малого и среднего предпринимательства будет способствовать
к 2022 году увеличению оборота малых и средних предприятий до 220 млрд рублей, что на 13,4% превысит уровень 2018 года.

Росту основных показателей развития малого и среднего бизнеса будет способствовать реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В рамках названного национального проекта в республике утверждено пять соответствующих региональных проектов, общий объем финансирования которых за период с 2019 года по 2024 год составит 1,2 млрд рублей.

Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" предусматривает комплекс мер по развитию
и модернизации региональной инфраструктуры поддержки бизнеса.
В частности, в рамках регионального проекта предусмотрено развитие центра "Мой бизнес", который объединит на одной площадке ранее созданные организации инфраструктуры и институты развития в регионе с целью оказания комплекса услуг бизнесу республики.

Также важным мероприятием регионального проекта является создание технопарка с целью обеспечения производственных предприятий доступными площадями. Это позволит увеличить объем инвестиций субъектов малого
и среднего предпринимательства в основной капитал и создать качественно новые производства.

Кроме того, в рамках реализации проекта с целью содействия в выходе субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки создано агентство поддержки экспорта.

Положительная умеренная динамика прогнозируется на потребительском рынке, связанная с ростом доходов населения.

В январе – сентябре 2019 года оборот розничной торговли достиг 67 млрд рублей, по оценке года товарооборот увеличится на 0,7% и составит 92,5 млрд рублей.

В январе сентябре 2019 года темп роста потребительских цен
по сравнению
с аналогичным периодом 2018 года составил 105,7%.

По оценке 2019 года индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении составит 105,4%.

В 2020-2022 годах ожидается равномерный прирост оборота розничной торговли, объема платных услуг населению в среднем около 2% в год.

Основной задачей развития потребительского рынка остается развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров.

Прогнозируется, что инфляция в 2020-2022 годах будет сохраняться
на уровне целевого ориентира не выше 4%.

В текущем году отмечается умеренный рост заработной платы работающих в организациях, что связано с высокими темпами ее роста
в 2018 году в результате повышения минимального размера оплаты труда
с 1 января по 1 мая 2018 года до размера 11163 рубля и значительным повышением с 1 января 2019 года до уровня 11280 рублей.

Среднемесячная заработная плата за январь – август 2019 года составила 29,2 тыс. рублей и увеличилась на 5,3%, ожидается, что к концу 2019 года
она достигнет более 29,5 тыс. рублей с ростом 105,4%.

В среднесрочном периоде на фоне умеренного роста основных отраслей экономики и повышения минимального размера оплаты труда прогнозируется повышение среднемесячной заработной платы работающих в среднем на 5-6%.

Прогнозируется, что среднемесячная заработная плата работающих
в 2020 году составит более 31 тыс. рублей и в 2022 году составит 35-36,5 тыс. рублей.

В целом ситуация на рынке труда в 2019 году находится под контролем
и показатели, характеризующие регистрируемую безработицу, не превысят ожидаемых оценок.

За 9 месяцев текущего года снизилась численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на 18,1%, уровень регистрируемой безработицы составил 0,65%.

Предполагается, что проводимые мероприятия позволят за три года оказать содействие трудоустройству около 18 тыс. незанятых граждан, различные образовательные услуги с учетом потребностей работодателей
и развития рынка труда получат 3,5 тыс. человек.

В 2020-2022 годах ситуация в сфере занятости останется довольно сдержанной и предполагает колебания уровня регистрируемой безработицы
от 0,7% до 0,95%.

Коллеги, на слайде 21 – основные показатели прогноза республики
на 2020-2022 годы.

Поставленные цели по развитию экономики республики будут достигнуты при продуктивной и слаженной работе органов исполнительной власти, муниципальных образований республики при взаимодействии с законодательной властью, что позволит обеспечить устойчивое развитие экономики, улучшить качество и уровень жизни населения республики, на что направлены национальные проекты и решения Правительства Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Дмитрий Борисович.

Будут ли вопросы к Дмитрию Борисовичу?

Убедительная просьба всем, кто будет задавать вопросы, представляться, так как ведется аудиозапись заседания.

Пожалуйста, Виктор Викторович.

Севастьянов В.В. (депутат по Центральному избирательному округу №2).

Уважаемый Дмитрий Борисович, недавно в своем выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что по России не будет выполнен национальный проект по реализации продуктов на внешние рынки. В газете "Марийская правда" Ваш заместитель писал: "Бросим вызов иностранным конкурентам",
но как можно бросить вызов иностранным конкурентам, если у нас нет на заводах патентных бюро, которые бы проверяли продукцию на патентную чистоту, потому что у нас закрыта патентная библиотека. У нас нет выдачи патентов
на изобретение, которые позволяют конкурировать на внешнем рынке и продавать продукцию в сто раз дороже, чем продукцию, которая не имеет патента. Потом у нас некоторые частные предприниматели используют безвозмездно иностранные патенты. Если за границей это выявится, то будут наложены штрафы, такие,
что мало не покажется. Вот в этом плане что-то делает Министерство экономики? Потому что даже в России нет патентного закона – в единственной стране
в мире.

Пугачев Д.Б.

Спасибо за вопрос. Вы начали издалека, заявив о том, что не будут достигнуты показатели национального проекта по неэнергетическому экспорту. Подобная дискуссия на федеральном уровне действительно ведется, здесь,
в большей степени, могу только прокомментировать, что показатели корректируются в связи с некими конъюнктурными рыночными изменениями
на ряд товарных позиций. По факторам, не связанным с продвижением
и с работой той инфраструктуры, которая создается в России с теми мерами поддержки, которые направлены на увеличение показателей по экспорту.
Это во-первых.

Теперь, что касается охраны интеллектуальной собственности и работы
с патентным правом. Подобная работа ведется, более того, я думаю, что для вас это ни для кого не секрет. Многие частные компании, участники рынка,
не заботясь об охране своих интеллектуальных прав, предпринимают действия по защите не только на территории Российской Федерации по тем, собственно говоря, моделям и которые есть в российском нормативном поле, но и за пределами нашей страны, то есть если это товары, которые нацелены на рынок Японии, соответственно это японское законодательство, европейское или Соединенных Штатов, то есть есть несколько патентных крупных зон, куда, собственно говоря, участники рынка и обращаются. Наверное, все.

Севастьянов В.В.

Вы сказали, что у нас работают патентные поверенные. Дмитрий Анатольевич Медведев подписал закон о патентных поверенных, но они
не работают в США. В США не допускают патентных поверенных
к тем разработкам, которые есть в США.

Я недавно выиграл патентный суд в Нью-Йорке, и очень жалко, что мы
не можем использовать наших патентных поверенных, только патентных поверенных, которые есть в США. Поэтому надо как-то в этом плане кому-то заниматься вопросом в Правительстве России. Потому что все говорят, что есть и все нормально, но это ненормальная обстановка. Такого никогда не было.

Пугачев Д.Б.

Виктор Викторович, я думаю, Вы говорите сейчас о некоем частном случае. Давайте мы его рассмотрим отдельно.

Председательствующий.

Давайте будем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся социально-экономического развития нашего региона. Задавайте, пожалуйста, ваши вопросы по теме.

Виктор Викторович, и в Ваш адрес реплика. Вы член Комитета Государственного Собрания по законодательству. В данном случае право законодательной инициативы с Вашей стороны. Используйте, пожалуйста, данное право и вносите предложения в Государственную Думу через Государственное Собрание Республики Марий Эл. Мы Вас поддержим.

Спасибо.

Еще вопросы?

Пожалуйста, Алексей Иванович.

Моисеев А.И. (депутат по Лесному избирательному округу №29).

Уважаемый Дмитрий Борисович! Министерство экономики утверждает уровень повышения стоимости электроэнергии, в частности, сбытовую надбавку.

Союз строителей обращался в прошлом году с просьбой по возможности рассмотреть корректировки в декабрьское постановление, где стоимость сбытовой надбавки увеличилась в 10 раз. Всем известно, что стоимость электроэнергии в нашем регионе самая высокая по ПФО и в плане конкурентоспособности производителя материалов это серьезно отражается. Какие действия от Министерства экономики нам ждать на следующий год?

Спасибо.

Пугачев Д.Б.

Я услышал реплику о том, что это хороший вопрос. Действительно хороший. Сразу хочу сказать – в Вашем вопросе содержались некие неточности, некорректности. Не будем сейчас дискутировать на эту тему, но то, что вопрос актуальный и тариф высокий, это – да. Другой вопрос – не самые высокие
в ПФО и так далее.

Если Вы услышали то, о чем я говорил в своем докладе, мы понимаем, что это есть одна из рисковых составляющих, и ведем планомерную работу
для того, чтобы добиться неких преференций для республики, и эта работа ведется в первую очередь в рамках индивидуальной программы развития региона. В том проекте, который на сегодняшний день, в пятницу, на прошлой неделе, был направлен от нашего куратора на федеральном уровне,
а на федеральном уровне куратором нашей республики является Министерство строительства, в том проекте, который был внесен в Правительство
на рассмотрение, там содержатся меры, направленные на снижение тарифа
на электроэнергию в республике.

Моисеев А.И.

Сбытовую надбавку устанавливает наше министерство, для нашего гарантирующего поставщика, именно она увеличилась для потребителей
по средней нагрузке именно в 10 раз. Цифры у нас есть.

Пугачев Д.Б.

По-моему, я сказал, что есть некоторые неточности в вопросе, если
Вы хотите подискутировать на эту тему, я Вас приглашаю в министерство,
и мы сможем посмотреть и обсудить ту долю, которую в стоимости электроэнергии составляет сбытовая надбавка, она менее 5%.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, Александр Сергеевич.

Козырев А.С. (депутат по Пригородному избирательному округу №30).

Меня беспокоит состояние межпоселковых и муниципальных дорог сегодня. Мы вчера все видели сюжет на марийском телевидении, как в деревне
Мари-Билямор в больницу людей на носилках носят. В нашем Медведевском районе в Пригородном округе есть достаточно деревень, которые находятся
без твердого покрытия, мало того, в деревнях нет качественных подъездных дорог к поселкам, деревням, практически отсутствуют, а те, что есть, пришли в негодность.

Какие меры предпринимает Правительство на будущий год, на 2021
и 2022 годы, чтобы коренным образом переломить эту ситуацию? Люди живут
в
XXI веке, не имея твердых дорог. Представляете, как выносить больную бабушку на носилках из дома до асфальта? Мы имеем немного представления, как люди живут в сельской местности? Я думаю, что почаще нужно бывать
всем членам Правительства в деревнях, в сельской местности, и согласно этому уже потом прогнозировать развитие республики.

Спасибо за внимание.

Пугачев Д.Б.

Я думаю, не только я, но и все члены Правительства услышат Ваш призыв чаще бывать в сельской местности. Обязательно будем делать это чаще.

То, что проблема дорог является одной из ключевых, это ни для кого
не секрет. Когда на старте национальных проектов федеральный Минтранс проводил рейтингование субъектов, республика оказалась с наихудшим показателем по количеству дорог, соответствующих нормативным требованиям. Собственно говоря, это позволило не в абсолютных цифрах, а в относительных цифрах получить достаточно значимый объем финансирования в рамках национального проекта на автомобильные дороги. И тот уровень финансирования, тот объем строительства, на который мы сейчас выходим
по текущему году, в последующие
годы будет сохраняться или наращиваться.
На самом деле беспрецедентный объем средств выделяется на дороги в этом прогнозном интервале времени.

Козырев А.С.

Какой-то план существует? Когда жители деревни Мари-Билямор получат эту дорогу? Когда жители, живущие в деревнях, получат качественные дороги? Хотя бы по деревне. Хотя бы от деревни до райцентра. Сроки обозначьте. Либо уезжать им из деревень?

Пугачев Д.Б.

Я по конкретной деревне сейчас не отвечу Вам.

Козырев А.С.

Вообще план какой-то существует? План развития сельских дорог?
Не тех, о чем Вы сегодня говорили, а сельских дорог. Невозможно уже ездить.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты, еще вопросы?

Пожалуйста, Антон Алексеевич.

Мирбадалев А.А. (депутат по Строительному избирательному округу №13).

Дмитрий Борисович, подскажите, правильно ли я понял: было озвучено, что 7,2 млрд рублей заложено на 2019 год на национальные проекты, а освоено 4 млрд рублей? Успеем ли мы до конца года освоить оставшуюся сумму,
и, если не успеем, то в каких сферах имеются пробелы и по каким причинам?

Пугачев Д.Б.

Объем финансирования, профинансированный на 1 ноября, 4,7 млрд рублей, это составляет порядка 81% от плана. Дело в том, что общая цифра, которую я называл, 7,4 млрд рублей, она содержит в себе не только средства республиканского и федерального бюджета, но также и средства фондов. Поэтому рисков в этом направлении мы не видим.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Нет вопросов. Спасибо, Дмитрий Борисович.

Рассматривается второй вопрос.

2. О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Слово предоставляется министру финансов Республики Марий Эл Торощину Алексею Анатольевичу.

Торощин А.А.

Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сразу хочу сказать, традиционно это происходит или нетрадиционно, трудно сейчас ответить, но рассматриваемый сейчас бюджет, который
мы рассматриваем, – это первоначально внесенный бюджет. К сожалению,
при внесении бюджета мы не видели все цифры федерального бюджета. Второе чтение федерального бюджета намечено на 18 ноября этого года, поэтому сейчас мы имеем то, что имеем. Эти цифры предварительные, и я думаю,
что к головным комитетам мы еще вернемся, и бюджет, который мы будем принимать, он будет несколько с другими параметрами. А сейчас я расскажу, что мы смогли сделать с тем, что у нас есть.

Проект консолидированного бюджета на предстоящий период сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации
и основан на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, определяющих бюджетную политику в России,
на прогнозе социально-экономического развития республики, о котором Дмитрий Борисович Пугачев вам сейчас рассказал.

Безвозмездные поступления на следующий финансовый год предусмотрены в объеме 14,5 млрд рублей, или с сокращением на 1,7% к уровню 2019 года.

На самом деле это не сокращения, на самом деле мы не видим всех цифр. Пока не видим всех цифр. Практика показывает, что федеральные отраслевые министерства распределяют субсидии намного позже, чем мы вносим первоначальный бюджет.

Дотация на выравнивание предусмотрена в проекте бюджета на уровне текущего года в сумме 6,9 млрд рублей. Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета также предусмотрена на уровне 2019 года –
0,5 млрд рублей.

Целевые средства в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов учтены в сумме 7,1 млрд рублей в пределах объемов, предусмотренных проектом закона о федеральном бюджете, принятым
в первом чтении. В полном объеме средства будут распределены субъектам Российской Федерации ко второму чтению федерального бюджета.

В целях снижения долговой нагрузки консолидированный и республиканский бюджет на 2020 год прогнозируется без дефицита, на 2021 и 2022 годы –
с профицитом в размере 49,3 млн рублей и 443,5 млн рублей соответственно.

Параметры консолидированного бюджета республики по доходам
и расходам на 2020 год составляют 36,8 млрд рублей, на 2021 год – 35,1 млрд рублей, на 2022 год доходы – 35,6 млрд рублей, расходы – 35,2 млрд рублей.

Увеличение объема государственного долга Республики Марий Эл
в 2020 году не планируется.

Расчетная величина государственного долга по состоянию на 1 января 2021 года останется неизменной и составит 12,0 млрд рублей.

Неувеличение объема долга в сочетании с ростом собственных доходов обеспечит в 2020 году снижение долговой нагрузки на бюджет.

Ежегодное сокращение долговой нагрузки является основным условием участия республики в федеральной программе реструктуризации бюджетных кредитов на период с 2017 по 2024 год.

По итогам 2020 года долговая нагрузка на республиканский бюджет прогнозируется на уровне 66,7% по общему долгу и 40,2% по рыночному долгу.

Такие значения долговой нагрузки обеспечивают достижение целевых показателей, установленных соглашениями с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в следующем году в объеме 22,3 млрд рублей. Рост
к утвержденным доходам на 2019 год составит 2,5 млрд рублей, или 12,5%.

Без учета целевых источников, формирующих дорожные фонды, увеличение поступлений в бюджет республики составит 0,7 млрд рублей, или 3,8%.

Поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет прогнозируются в объеме 18,0 млрд рублей. Рост к утвержденным
на 2019 год показателям составит 2,3 млрд рублей, или 113,9%.

Доходная база местных бюджетов в 2020 году оценена в объеме 4,3 млрд рублей, с ростом к утвержденному объему на 2019 год на 0,3 млрд рублей,
или на 6,7%.

Распределение прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы республики составит: 80,8% – республиканский бюджет, 19,2% – местные бюджеты с учетом дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов в качестве замещающей доли финансовой помощи.

Ключевой бюджетный источник – налог на доходы физических лиц – прогнозируется в доходах консолидированного бюджета республики в объеме 8,7 млрд рублей с ростом к ожидаемой оценке на 2019 год на 4,0%, или
на 328,8 млн рублей.

Налог на прибыль организаций прогнозируется в объеме 3,7 млрд рублей с ростом к ожидаемой оценке 2019 года на 7,2%, или на 247,4 млн рублей.

Расчет произведен исходя из прогнозируемого Минэкономразвития республики объема прибыли прибыльных организаций на уровне 105,8%.

Поступления налога на имущество организаций прогнозируются
в следующем году в объеме 1,7 млрд рублей. Расчет сформирован с учетом снижения поступлений налога в текущем году от ООО "Птицефабрика Акашевская" в связи с переходом с 1 января 2019 года с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога (сумма выпадающих доходов составит порядка 300 млн рублей). Кроме того, при расчете были учтены дополнительные поступления налога от реализации в 2020 году новых инвестиционных проектов, увеличение налоговой ставки в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, а также сокращение задолженности по налогу.

Налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, спрогнозирован в доходах республиканского бюджета по нормативу 100% в объеме 1,4 млрд рублей. В основу расчета принят прогноз индекса потребительских цен
на 2020 год в размере 103,8%.

Неналоговые доходы спрогнозированы на следующий год в сумме
585,2 млн рублей и составят 5,3% налоговых и неналоговых доходов, из них:

- доходы от использования и продажи имущества спрогнозированы
на следующий год в сумме 262,3 млн рублей;

- платежи при пользовании природными ресурсами спрогнозированы
в объеме 154,1 млн рублей, в том числе поступление платы за использование лесов ожидается в объеме 140,1 млн рублей;

- штрафы спрогнозированы в сумме 146,8 млн рублей, из них за нарушение правил безопасности дорожного движения – 139,4 млн рублей.

Доходы республиканского дорожного фонда спрогнозированы в объеме
3850,1 млн рублей за счет акцизов на нефтепродукты в сумме 2986,2 млн рублей, транспортного налога в сумме 713,0 млн рублей, штрафов за нарушение правил дорожного движения в сумме 139,4 млн рублей, прочих источников в сумме 11,5 млн рублей.

На формирование муниципальных дорожных фондов, как и в текущем году, переданы акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по нормативу 10%
от направляемых в бюджет республики, что составит 159,6 млн рублей.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз доходной базы бюджета республики сформирован с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Оценка финансовых последствий изменений законодательства приведена на слайде.

Увеличение доходов консолидированного бюджета республики оценивается в сумме 1544,7 млн рублей, уменьшение поступлений – в сумме 56,7 млн рублей. Всего в результате новаций дополнительные доходы бюджета республики оцениваются в 2020 году в объеме 1488,0 млн рублей.

Таковы основные подходы к формированию собственной доходной базы бюджета республики на бюджетный цикл 2020-2022 годов.

Несмотря на существенное увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 2020 год в сумме 2,5 млрд рублей, основное увеличение приходится по источникам дорожного фонда и рост налоговых
и неналоговых доходов без учета средств дорожного фонда составит всего 663,4 млн рублей.

Остановлюсь на особенностях формирования расходной части бюджета.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации проект республиканского бюджета по расходам сформирован в программной классификации расходов на основе государственных программ.

При формировании проекта бюджета от главных распорядителей бюджетных средств поступили бюджетные заявки в сумме более 61,8 млрд рублей,
что почти в 2 раза превышает возможности бюджета.

Расходная часть республиканского бюджета сформирована в пределах имеющихся доходных источников, с сохранением структуры расходов, направленной на приоритеты, связанные, прежде всего, с реализацией национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

 

Всего на реализацию национальных проектов предусмотрено в 2020 году 6,2 млрд рублей, в 2021 году – 6,6 млрд рублей, в 2022 году – 6,5 млрд рублей.

В целях обеспечения софинансирования расходов, осуществляемых
в рамках реализации национальных проектов, на 2020 год зарезервированы средства в сумме 514,5 млн рублей.

Бюджет республики имеет социальную направленность, 64,5% расходов занимают отрасли социальной сферы.

При формировании расходной части бюджета учтены следующие приоритетные направления:

сохранение достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (27621 руб.);

повышение с 1 октября 2019 года в 1,043 раза оплаты труда "неуказных" категорий работников;

доведение минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года
до величины 12130 рублей;

дополнительно планируются расходы в связи с открытием новой сети
и дополнительных групп в дошкольных образовательных организациях.

Фонд оплаты труда работников бюджетной сферы сформирован в объеме 13,0 млрд рублей с ростом к уровню 2019 года на 1,5 млрд рублей.

На сохранение достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности дополнительно предусмотрено 804,1 млн рублей, на повышение с 1 октября 2019 года в 1,043 раза оплаты труда "неуказных" категорий работников – 251,7 млн рублей, минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года до величины 12130 рублей –
78,4 млн рублей, в связи с открытием новой сети дошкольных образовательных организаций и дополнительных групп в них – 69,1 млн рублей.

В сфере социальной поддержки граждан, как и в предыдущие годы, приоритетной задачей является обеспечение в полном объеме законодательно установленных обязательств по социальным выплатам населению.

Средства на социальные выплаты гражданам спрогнозированы в сумме 3,4 млрд рублей и занимают 11% в общем объеме расходов.

В структуре социальных выплат за счет средств республиканского бюджета наибольший удельный вес 23% занимают меры социальной поддержки региональным категориям льготников. Бюджетные ассигнования
(с учетом доставки) на обеспечение мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим
от политических репрессий, предусмотрены в сумме 784,1 млн рублей. Увеличение к уровню 2019 года в объеме 36,3 млн рублей обусловлено ростом численности получателей данной выплаты.

На финансирование гражданам субсидий на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг предусмотрено (с учетом доставки) 333,0 млн рублей
со снижением к уровню текущего года на 33,0 млн рублей в связи с сокращением численности получателей.

На осуществление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до трех лет, рожденных в 2017 году, предусмотрено
за счет средств республиканского бюджета 128,8 млн рублей.

На ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет для детей, рожденных в 2018-2020 годах, предоставляемую на условиях софинансирования, средства будут распределены субъектам Российской Федерации во втором чтении федерального бюджета.

Расходы бюджета по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируются в полном объеме в сумме 344,9 млн рублей с ростом на 4,5 млн рублей, в том числе:

258,9 млн рублей на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье и детей, обучающихся в государственных образовательных организациях. Размер ежемесячных выплат на содержание детей, переданных на воспитание
в семью, составляет 9645 рублей;

79,3 млн рублей на вознаграждение приемным родителям, опекунам (попечителям). Размер ежемесячных выплат на вознаграждение приемному родителю составляет 5000 рублей, опекунам (попечителям) – 2000 рублей;

4,7 млн рублей на возмещение оплаты жилья и коммунальных услуг
в размере 50 процентов;

1,5 млн рублей на предоставление единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности указанной категории детей;

0,3 млн рублей на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

За счет средств федерального бюджета планируется выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в сумме 4,5 млн рублей. Размер единовременного пособия из расчета на одного ребенка: при опеке – 17479,73 рубля, при усыновлении – 133559,36 рубля.

Следующая мера социальной поддержки – оплата жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

Объем предусмотренных средств на эти цели составляет 281,0 млн рублей.

На выплату ежемесячного пособия на ребенка предусмотрено (с учетом доставки) 113,8 млн рублей со снижением к уровню 2019 года на 16,2 млн рублей в связи с уменьшением количества получателей.

На компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях предусмотрено (с учетом доставки) 85,0 млн рублей с сохранением уровня 2019 года.

На предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям предусмотрено 139,5 млн рублей, которые будут направлены на ежемесячные денежные выплаты на транспортное обслуживание детей, на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и приобретение топлива.

На единовременную выплату материнского капитала в связи с рождением (усыновлением) четвертого или последующего ребенка предусмотрено 14,4 млн рублей.

На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан ассигнования спрогнозированы в сумме 196,6 млн рублей.

На выплату ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет средств федерального бюджета предусмотрено
800,4 млн рублей.

На предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным категориям льготников (ветераны, инвалиды, лица, подвергшиеся радиации) предусмотрено за счет средств федерального бюджета, в виде субвенции, 445,8 млн рублей.

На слайде также представлены и другие меры социальной поддержки
за счет средств федерального бюджета.

На реализацию полномочий в области занятости населения запланировано 291,5 млн рублей, в том числе на:

осуществление социальных выплат безработным гражданам за счет средств федеральных субвенций – 181,6 млн рублей;

мероприятия по добровольному переселению соотечественников за счет субсидий из федерального бюджета – 0,2 млн рублей;

обеспечение выполнения функций центрами занятости населения
и мероприятий по активной политике содействия занятости населения –
109,7 млн рублей, со снижением на 22,9 млн рублей к уровню 2019 года. Данные расходы учтены частично в пределах доведенных объемов за счет средств федерального бюджета.

Расходы бюджета по отрасли "Образование" планируются в объеме
10 252,5 млн рублей.

Наибольший удельный вес (86,5%) составляют расходы по предоставлению услуг организациями Министерства образования и науки республики в объеме 8864,3 млн рублей, что на 1358,9 млн рублей выше уровня 2019 года,
что обусловлено ростом расходов на:

фонд оплаты труда на 1028,5 млн рублей;

оплату коммунальных услуг на 42,5 млн рублей;

увеличение норм питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях на 28,0 млн рублей;

организацию питания детей из многодетных семей в государственных
и муниципальных общеобразовательных организациях на 5 млн рублей;

обеспечение бесплатными учебниками в связи с увеличением контингента обучающихся на 3,9 млн рублей;

приобретение горюче-смазочных материалов для школьных автобусов
на 20 млн рублей;

медицинские осмотры педагогических работников на 11,8 млн рублей.

На организацию отдыха и оздоровления детей, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется направить 40,4 млн рублей
с ростом на 3,8 млн рублей.

На выплату академической и социальной стипендий студентам образовательных организаций планируется направить 60,9 млн рублей. Продолжится государственная поддержка и поощрение талантливой молодежи Главой республики в виде стипендии в общем объеме 1,5 млн рублей.

Расходы отрасли "Культура" запланированы в сумме 1658,2 млн рублей, что на 145,8 млн рублей выше уровня бюджета 2019 года, что обусловлено увеличением расходов на выплату заработной платы с начислениями – 103,7 млн рублей, оплату коммунальных услуг – 10,7 млн рублей.

Продолжится реализация мероприятий по сохранению культурного потенциала и культурного наследия Республики Марий Эл. На данные цели планируется направить в 2020 году средства республиканского бюджета
в сумме 24,6 млн рублей.

На подготовку и проведение празднования 100-летия образования Республики Марий Эл предусмотрено 109,6 млн рублей, из них средства федерального бюджета – 100,8 млн рублей.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета на 2020 год предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов на:

поддержку отрасли культуры – 25,4 млн рублей;

поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек – 16,0 млн рублей;

обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек –
15,3 млн рублей;

реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации
и этнокультурному развитию народов России – 11,5 млн рублей;

создание модельных муниципальных библиотек - 10 млн рублей;

поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских
и кукольных театров – 9,3 млн рублей.

За счет средств республиканского бюджета на софинансирование федеральных средств предусмотрено 6,7 млн рублей.

Расходы на содержание учреждений социального обслуживания населения планируются в сумме 778,1 млн рублей с ростом 48,9 млн рублей к уровню текущего года. На предоставление субсидий негосударственным организациям по возмещению затрат на оказание гражданам социальных услуг запланированы средства на уровне 2019 года – 2,7 млн рублей.

Бюджетные ассигнования по отрасли "Здравоохранение" (без расходов
на капитальное строительство) предусмотрены в объёме 4790,3 млн рублей
с ростом к уровню 2019 года на 485,6 млн рублей, из них 60,4 млн рублей - повышение заработной платы работникам медицинских организаций; 387,6 млн рублей – средства федерального бюджета на реализацию национального проекта "Здравоохранение".

Проектом бюджета на 2020 год предусмотрен объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме
2868,7 млн рублей, с ростом к уровню 2019 года на 63,3 млн рублей,
что обусловлено повышением коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.

Расходы отрасли "Физическая культура и спорт" спрогнозированы
в объеме 399,9 млн рублей, из них:

- на содержание спортивных сооружений – 214,7 млн рублей;

- на обеспечение деятельности учреждений – 118,5 млн рублей;

- на развитие массового спорта, проведение мероприятий и соревнований различного ранга – 15,3 млн рублей;

- на приобретение спортивного оборудования и инвентаря – 47,3 млн рублей.

Расходы по разделу "Средства массовой информации" планируются
в сумме 126,5 млн рублей, в том числе на:

государственную поддержку телерадиовещания – 54,5 млн рублей;

поддержку национальных средств массовой информации – 30,2 млн рублей;

освещение общественно-политической, молодежной жизни республики
в периодической печати на марийском и русском языках – 8,4 млн рублей;

информационное освещение деятельности органов государственной власти – 4,0 млн рублей;

выпуск социально значимой литературы – 2,3 млн рублей.

На развитие информационного общества в республике предусмотрены ассигнования в объеме 136,7 млн рублей, в том числе 4,1 млн рублей
на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий.

На реализацию мероприятий в области защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности предусмотрено 342,2 млн рублей, из них:

- на обеспечение пожарной безопасности – 224,1 млн рублей;

- на содержание ГБУ РМЭ "Марийская аварийно-спасательная служба" – 44,7 млн рублей;

- на содержание ГБУ РМЭ "Безопасный город" – 10,8 млн рублей.

Дорожные фонды республики сформированы в объеме 4696,9 млн рублей. Расходы муниципальных дорожных фондов сформированы в размере отчислений 10% от акцизов на нефтепродукты в доходы местных бюджетов в сумме
159,6 млн рублей.

Расходы регионального дорожного фонда составят 4537,3 млн рублей,
в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета – 687,2 млн рублей.

Объем финансовых ресурсов регионального дорожного фонда распределен следующим образом:

реализация мероприятий национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" 2234,6 млн рублей (в том числе иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 486,0 млн рублей);

модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения 1444,0 млн рублей;

повышение безопасности дорожного движения 160,0 млн рублей;

субсидии муниципальным образованиям на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, а также осуществление целевых мероприятий в сумме 514,4 млн рублей (в том числе субсидии
из федерального бюджета в сумме 201,2 млн рублей), что составляет более
5% от общего объема ассигнований регионального дорожного фонда Республики Марий Эл.

Расходы на управление дорожным хозяйством государственного казенного учреждения "Марийскавтодор" составят 184,3 млн рублей.

В предстоящий период будет осуществляться государственная поддержка отраслей экономики.

Расходы по отрасли "Транспорт" на 2020 год запланированы в объеме 214,4 млн рублей.

В текущем году после длительного перерыва возобновилось авиасообщение из аэропорта "Йошкар-Ола" до Москвы. В следующем году планируется продолжить развитие аэропортовой деятельности и осуществление воздушных перевозок. На эти цели планируется направить 203,3 млн рублей,
в том числе на субсидирование авиаперевозчиков – 90 млн рублей, на развитие
и обеспечение деятельности аэропорта – 113,3 млн рублей.

На государственную поддержку железнодорожного транспорта предусмотрены субсидии ОАО "Содружество" на возмещение недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом общего пользования на территории республики, включая льготный проезд обучающихся, в сумме 11,1 млн рублей.

Расходы отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" без учета бюджетных инвестиций предусмотрены в объеме 903,6 млн рублей.

Значительную долю в общих расходах занимают расходы на предоставление субвенций органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий по установлению льготных тарифов на тепловую энергию и по возмещению выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию для населения. На эти цели запланированы средства в сумме 828,9 млн рублей

В 2020 году продолжится поддержка механизма инициативного бюджетирования в Республике Марий Эл.

Начиная с 2020 года конкурсный отбор проектов будет проводиться ежегодно до формирования проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, а распределение субсидий – утверждаться законом о бюджете. Это позволит муниципальным образованиям в полном объеме учесть расходы на софинансирование проектов в решениях о местных бюджетах на очередной финансовый год.

На 2020 год конкурсный отбор проведен, отобрано 33 проекта, распределено 17,2 млн рублей.

На господдержку сельского хозяйства запланированы бюджетные ассигнования в объеме 613,5 млн рублей, или с ростом к уровню 2019 года
на 147%.

На условиях софинансирования предусмотрены субсидии в объеме 609,5 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 509,1 млн рублей,
из них на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства,
а также сельскохозяйственного страхования – 146,6 млн рублей, на мероприятия

по развитию мелиоративного комплекса – 25,3 млн рублей, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования – 308,1 млн рублей, на реализацию мероприятий регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" – 29,1 млн рублей.

Также планируется выделение средств из республиканского бюджета
на реализацию отдельных мероприятий в сфере сельского хозяйства 4,1 млн рублей с ростом к 2019 году в 2,3 раза.

Расходы на оказание государственных услуг в области ветеринарии спрогнозированы в объеме 151,6 млн рублей, с учетом средств
на предоставление субвенций муниципальным образованиям на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными
без владельцев.

Из расчета по 7 нормативам стоимости следующих услуг на одного безнадзорного животного, в том числе:

по отлову одного животного без владельца, в том числе по его транспортировке и немедленной передаче в приют для животных –
1079 рублей;

по учету, маркированию неснимаемыми и несмываемыми метками одного животного без владельца – 85 рублей;

по содержанию в приюте для животных одного животного без владельца в течение одного календарного дня – 157 рублей;

по содержанию в течение десяти календарных дней, включая осмотр
и осуществление мероприятий по обязательному карантинированию одного животного без владельца, вакцинацию такого животного против бешенства
и иных заболеваний, опасных для человека и животных, – 1 755 рублей;

по стерилизации одного животного без владельца – 1886 рублей;

по эвтаназии (по показаниям) одного животного без владельца
с последующей утилизацией трупа – 1068 рублей;

по возврату одного животного без владельца – 509 рублей.

На реализацию мероприятий в сфере использования и охраны окружающей среды и водного хозяйства запланированы бюджетные ассигнования в объеме 50,1 млн рублей, из них:

- на ведение мониторинга и использование объектов 8,1 млн рублей;

- на проведение работ по установлению или изменению границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл 9,3 млн рублей;

- на выполнение мероприятий по обращению с отходами потребления
4,6 млн рублей, в том числе на разработку
норматива накопления ТКО –
4,3 млн рублей;

на капитальный ремонт гидротехнических сооружений предусмотрено 22,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 20,2 млн рублей.

Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений спрогнозировано за счет средств федеральных субвенций в объеме 6,1 млн рублей.

Расходы в области лесного хозяйства на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений и мероприятия по тушению лесных пожаров запланированы в объеме 199,7 млн рублей, в том числе за счет субвенции из федерального бюджета 191,7 млн рублей - из них 31,4 млн рублей на реализацию регионального проекта "Сохранение лесов" в рамках национального проекта "Экология". Средства республиканского бюджета
в объеме 8,0 млн рублей предусмотрены на осуществление расходов казенными учреждениями – лесничествами и автономным учреждением "Авиалесоохрана" на регистрацию имущества, приобретенного в рамках реализации национального проекта, и на уплату налогов на содержание имущества, принадлежащего республике.

С целью сохранения налогового потенциала на территории республики
в 2020 году будет продолжено оказание государственной поддержки
на проведение мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности в общем объеме 45,3 млн рублей.

Из общего объема расходов на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено 30,3 млн рублей,
в
том числе за счет средств федерального бюджета 29,7 млн рублей.

На реализацию мероприятий по развитию инвестиционной и инновационной деятельности – 15,0 млн рублей.

На финансирование бюджетных инвестиций и проведение мероприятий инвестиционного характера в 2020 году планируется направить 2561,9 млн рублей, в том числе:

в целях реализации мероприятий национальных проектов 1515,1 млн рублей, из них:

национальный проект "Демография" 567,6 млн рублей;

национальный проект "Экология" 407,2 млн рублей;

национальный проект "Образование" 338,4 млн рублей;

национальный проект "Культура" 101,1 млн рублей;

национальный проект "Здравоохранение" 92,0 млн рублей;

национальный проект "Жилье и городская среда" 7,7 млн рублей;

в целях реализации мероприятий федеральных государственных программ 1046,8 млн рублей.

Бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти запланированы в пределах норматива, установленного республике Правительством Российской Федерации.

Ассигнования на обслуживание государственного долга предусматривают процентные платежи по государственным долговым обязательствам республики.

Расходы на обслуживание государственного долга республики прогнозируются в сумме 593,3 млн рублей, или 76% к уровню 2019 года.

Сокращение расходов связано с:

уменьшением объема государственного долга;

снижением процентных ставок по коммерческим кредитам.

 

Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований предусмотрена в объеме 9,7 млрд рублей, с ростом на 16% к уровню текущего года. Основную долю – 88,6% в общем объеме финансовой помощи – занимают целевые субсидии и субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Это основные подходы, которые использовались при формировании показателей консолидированного бюджета республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Прошу депутатов поддержать представленный проект закона
о республиканском бюджете на  предстоящий период.

Спасибо за внимание!

Председательствующий.

Спасибо, Алексей Анатольевич.

Будут ли вопросы к Алексею Анатольевичу?

Пожалуйста, Виктор Викторович.

Севастьянов В.В.

Алексей Анатольевич, Вы сегодня сказали, что по реализации национального проекта на экспорт медицинских услуг из федерального бюджета будет выделен 451 млн рублей. Получит ли Республика Марий Эл их?
Вот мы занимаемся реализацией этого проекта или будет выделено еще
на медицинский туризм? Вы не сказали, сколько будет выделено на развитие.

Торощин А.А.

Я и сейчас Вам не скажу. Я просто не знаю. Если Вы хотите, я готов
к головному Комитету этот вопрос проработать и ответить. Но скажем так,
что вопрос немного не по адресу. Я все-таки министр финансов. А внутри отвечает за нацпроект отраслевое министерство – Министерство здравоохранения, и оно может подробным образом рассказать направления расходования
этих средств. Я могу определить только общий объем.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, Евгений Николаевич.

Кальянов Е.Н. (депутат по Красногорскому избирательному округу №22).

Уважаемый Алексей Анатольевич, вопрос вот какого порядка.
Мы все, наверное, и многие депутаты подтвердят, что на сегодняшний день местное самоуправление у нас находится в достаточно сложном положении.
Я просто проанализировал на примере нашего Звениговского района,
как распределялись средства между федеральным, региональным и местным бюджетом. 2012 год – местный бюджет получил 29,32% от всех перечисленных налогов. Затем в 2013 году происходит резкое снижение. Местный бюджет получил только 15,9% налогов. И этот уровень сохраняется практически
до сегодняшнего дня. Как Министерство финансов относится к этой ситуации? Видит ли оно в этом проблему? И какие меры оно планирует для того, чтобы изменить эту ситуацию? На мой взгляд, однозначно, ее нужно менять.

Простой пример. Красногорск. 10000 население. Объявлен конкурс
на главу администрации. Ни одного заявления. Два раза продлевали конкурс. Престиж и уровень этой должности на сегодняшний день чрезвычайно низкие. В том числе из-за того, что многие вопросы и проблемы, которые возникают
на территориях (план принять, дороги отремонтировать, воду почистить), местные власти полноценно решить не могут.

Как Министерство финансов эту проблему видит и как думает эту ситуацию в дальнейшем улучшить, потому что все равно ей придется заниматься.

Спасибо

Торощин А.А.

Как принято говорить, спасибо за вопрос.

Распределение доходов по уровням бюджетов у нас определено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Есть доходы местные, есть доходы федеральные, есть доходы региональные. И это распределение утверждено.
Мы все понимаем, какие налоги у нас в регионе. Это, собственно, доходы – налог на имущество физических лиц и земля. Все, фактически. На уровне муниципального образования появляется еще часть НДФЛ – 15% от ставки. Министерство финансов понимает прекрасно, что такое этот НДФЛ, мы третий год не снижаем уровень дополнительного норматива. Мы наоборот стараемся давать району, территории не дотацию, а дополнительный норматив по налогу. Для чего? Мы даем дополнительный норматив, если на территории развивается производство, если на территории платится зарплата, то доходы автоматически увеличиваются у этой территории. Что такое дотация? Дотация это компенсация выпадающего, того, что не хватает. А дополнительный норматив – это стимул
для развития. К сожалению, понятно, что доходов не хватает и на территории,
и на все остальное.

Включите, пожалуйста, последний слайд. Обратите внимание, это касается муниципальных образований. Часть мы отрегулировали доходами, а часть
мы отрегулировали этими межбюджетными трансфертами. Если вы помните, рост доходной базы у нас был 4%. Мы увеличиваем дотации муниципальным образованиям на 16%. То есть вот эта мера поддержки муниципальных образований, поселений в том числе. Да, возможно, она недостаточна,
но на сегодня больше нет.

Кальянов Е.Н.

Алексей Анатольевич, я, наверное, с Вами не соглашусь. Почему? Потому что возьмем опять Звениговский район. 2013 год – 798 млн рублей перечислено всего налогов. 2018 год – 1700 млн рублей. Идет рост.
А вот местный бюджет получает меньше и меньше. Я не буду сейчас детализировать эту ситуацию. Я думаю, надо более детально и предметно проанализировать эту ситуацию.

Торощин А.А.

Вы говорите про какие налоги? НДС?

Кальянов Е.Н.

А про все уровни: федеральные, региональные и местные.

Торощин А.А.

Правильно, но, к сожалению, мы не можем, у нас есть Бюджетный кодекс, и там четко определено, какие виды налогов в какой уровень бюджетов идут. Считайте, что Звениговский район своими налогами платит за нашу обороноспособность. Когда платит за НДС.

Кальянов Е.Н.

Вопросов нет, но региональный бюджет как забирал 40%, так и забирает,
а вот внутри регионального бюджета такие изменения произошли начиная
с 2013 года.

Торощин А.А.

Давайте вспомним полномочия начиная с какого там года. Что осталось сейчас на муниципальном бюджете? Ничего. Остались, грубо говоря, муниципальная служба и культура. Сначала ушла социальная защита, потом ушел огромный блок здравоохранения, потом ушла вся зарплата образования. Все. Ну, я имею
в виду школы и детские сады. То есть про дополнительное образование,
да, осталось. Остались дополнительное образование, культура и муниципальная служба. Утрирую, но это все. Конечно, налогов будет меньше.

Председательствующий.

Пожалуйста, еще вопросы?

Пожалуйста Аркадий Арсентьевич.

Новиков А.А. (депутат от избирательного объединения, выдвинутого Марийским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

Уважаемый Алексей Анатольевич, по государственной поддержке села
в бюджете кредиторская задолженность более 500 млн рублей. Из них просроченная кредиторская задолженность 138 млн рублей. Не является ли вот это нарушением Бюджетного кодекса и как Вы думаете решать этот вопрос?

Торощин А.А.

К сожалению, просроченная задолженность республиканского бюджета, если не ошибаюсь, на сегодня 1 млрд 310 млн рублей, в том числе там и сельское хозяйство. Поэтому я хочу сказать, что мы работаем в этом направлении.
В прошлом году просроченная кредиторская задолженность была сокращена
на 685 млн рублей. В этом году по состоянию на 1 октября просроченная кредиторская задолженность сокращена на 472 млн рублей.

 

Председательствующий.

То есть работаете в этом отношении?

Торощин А.А.

Да. Я говорю только о просроченной кредиторской задолженности.

Предложение Минсельхоза было, я думаю, что часть средств мы сможем порешать в этом году в конце года. Мы встретимся с вами на следующей неделе
с поправками. Часть средств мы, скорее всего, сможем порешать. Остальное
мы выносим, конечно, на следующий год. Но еще раз говорю, динамика
по просроченной кредиторской задолженности именно по кредиторке у нас сейчас очень приличная. То есть на все средства, дополнительные, которые
мы собираем, закрываем, конечно, текучку, чтобы текущие расходы были закрыты, и второе направление – мы закрываем кредиторскую задолженность.

Председательствующий.

Спасибо. Еще вопросы?

Пожалуйста, Андрей Владимирович.

Заболотских А.В. (депутат по Зарубинскому избирательному округу №1).

К вопросу о дополнительных нормативах. Вы сказали, что это в качестве вознаграждения, ввиду того, что муниципальные образования ведут инвестиционную деятельность и так далее. Но, вот смотрите, чем же обижен город Йошкар-Ола? И жители города Йошкар-Олы? Дополнительные нормативы в качестве такого вознаграждения составляют 2,5%. В отличие, скажем, от других муниципальных образований. Ваш дополнительный норматив 30,7%, например, Куженер, Параньга, Мари-Турек и другие –
у них 85%. Город Йошкар-Ола 2,5% - это ниже всех по Поволжью. У меня все, прокомментируйте.

Торощин А.А.

Ну, мы возвращаемся к уровню бюджетной обеспеченности. Да, город Йошкар-Ола – донор. И это надо признавать. В конце концов, все наше сельское население живет за счет города. Это надо понимать, надо честно
в этом признаваться.

Заболотских А.В.

Мы обижены-то чем?

Торощин А.А.

Ничем не обижены.

Заболотских А.В.

У нас такие же тротуары, такое же благоустройство.

Торощин А.А.

А можно мне ответить?

Председательствующий.

Задали вопрос, слушайте ответ.

Пожалуйста, Алексей Анатольевич.

Торощин А.А.

Этот норматив утвержден Бюджетным кодексом. Мы говорим
про дополнительный норматив. Бюджетный кодекс позволяет не доводить
до условно самодостаточных муниципальных образований дополнительный норматив. Да, мы этим пользуемся. Я это не скрываю. Мы посчитали бюджет. Посчитали всех в равных условиях. Посчитали зарплату, коммуналку,
все соцвыплаты и все остальное. То есть в равных условиях, чтобы все получали. Свернули, и получилось, что городу Йошкар-Оле по сравнению с другими районами просто надо еще на все остальные расходы, которых в районах
нет в принципе, отдать еще 880 млн рублей. И мы это каждый
год делаем. Конечно, хорошо бы отдать им еще норматив. Будем жить хорошо, конечно, отдадим. Пусть работают, развиваются. Понимаем, что это столица. Но пока
мы действуем в рамках того, что нам позволяет Бюджетный кодекс.

Председательствующий.

Прошу, Геннадий Григорьевич.

Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации).

Уважаемый Алексей Анатольевич, возвращаясь к теме, которую
уже затронул Пугачев Дмитрий Борисович, я имею в виду – о десятке регионов Российской Федерации, где достаточно сложная социально-экономическая ситуация сложилась, и внимании к этим регионам со стороны Правительства Российской Федерации. Насколько я, наверное, понял, что только после
18 ноября будет рассматриваться вопрос о дополнительной помощи, финансовой
либо иной, нашей республике, что Вы можете сказать по этому поводу?

Торощин А.А.

Честно говоря, я не люблю "делить шкуру неубитого медведя". Да, надеемся,
что будет. Часть цифр мы уже видим, я уже понимаю, что в любом случае изменения в этот бюджет будут. Я уже это сейчас понимаю. Но в каком объеме? Да, действительно Дмитрий Борисович сказал, что Минстрой России внесли проект по Республике Марий Эл. Туда попали несколько направлений,
в том числе одно из направлений – это дополнительная финансовая помощь
для Республики Марий Эл. Как и тарифы – субсидирование этих тарифов,
так и еще несколько направлений. Но говорить сейчас о том, как мы их поделим
и сколько это будет, рано, это пока еще проект. Мы работаем и очень, кстати, надеемся, потому что первоначальный план был, конечно, в разы больше,
не скрою, на порядок больше. Сейчас его почистили, сказали, умерьте свой аппетит, вы не одни. В конечном итоге, если все это хотя бы наполовину сбудется, то будет о чем поговорить.

Председательствующий.

Будем надеяться, но вообще-то практика показывает, что регион
не обижают. Все равно по итогам второго чтения, я думаю, поправка будет,
и, я думаю, она будет плюсовой. По крайней мере, на это надо надеяться.

Пожалуйста, Салих Сагутдинович.

Шайдуллин С.С. (депутат от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Марий Эл).

У меня три вопроса к Алексею Анатольевичу.

Начну по порядку. У Вас очень хорошая, информативная презентация. Можно ли ее скинуть нам на электронные адреса?

Торощин А.А.

Я скажу больше. Она у нас публикуется на официальном сайте Минфина, даже сбрасывать ничего не надо, открываете и берете. Я думаю, завтра уже
ее разместят. У нас вообще сейчас сайт очень открытый. Можно в ежедневном режиме посмотреть, что мы финансируем, как идет финансирование по нацпроектам, прочие мероприятия. Поэтому не придется никому ничего посылать, там все будет.

Шайдуллин С.С.

Второй вопрос. Есть такой документ – государственная программа развития здравоохранения, – который с 2013 по 2025 годы. Здесь такие цифры
на 2020 год, например, из разных источников финансирования: 10 млрд, 1 млрд,
8 млрд, 700 млн рублей. Где эти деньги?

Торощин А.А.

Опять же, Вы правильно сказали, что это из разных источников финансирования.

Шайдуллин С.С.

Что сделать для того, чтобы их получить? Как это работает?

Торощин А.А.

Давайте вернемся к слайдам. 42-й слайд, пожалуйста. Вот что у нас
в бюджете сейчас – 4 млрд рублей. Первую сумму нашли. Следующий слайд.
У нас сейчас больницы зарабатывают, леча пациентов. Зарабатывают они у нас в Федеральном фонде медицинского страхования, в страховых компаниях.
Вот наша доля – 2,8 млрд рублей. То есть Республика Марий Эл платит
за неработающее население, за пенсионеров, детей и условно безработных.
Все остальное платит Федеральный фонд. Цифру, к сожалению, не назову, но она больше, она, наверное, порядка, если не ошибаюсь…

Председательствующий.

8,9 млрд рублей – общая сумма.

Торощин А.А.

8,9 млрд рублей – весь фонд ОМС. Собственно, к 4 млрд можно прибавить еще 5 млрд федеральных. Что остальное? Остальное – это нацпроекты
и региональные программы. Обратите внимание, 722 млн рублей – это программа развития здравоохранения, она здесь тоже участвует.

Шайдуллин С.С.

Нашли еще 10. Главное, что Вы сказали, что эти деньги работают.

Торощин А.А.

Вы правильно сказали ключевую фразу: "Из разных источников".
По большому счету, я могу ответить только за один источник –
это республиканский бюджет. А федеральный – это средства 722 млн
рублей, плюс еще у нас в рамках нацпроектов по здравоохранению в этом
году очень большое направление идет. Пока нет понимания, что же будет.
Это и строительство 17 ФАПов – 73 млн рублей, и строительство
3 амбулаторий – 18 млн рублей. В принципе, вот еще направление.

Председательствующий.

Уважаемые депутаты, сегодня мы с вами знакомимся с общими принципами формирования бюджета Республики Марий Эл на 2020 и последующие годы. Более детально все вопросы, которые вы сейчас задаете, на комитетах
вы и разберете по каждой позиции.

Шайдуллин С.С.

И третий вопрос исходя из этого. На протяжении многих лет недостаточно финансируется лекарственное обеспечение детей-инвалидов.
Это мне хорошо знакомо, у меня у самого ребенок-инвалид. Министерство здравоохранения, профильное, говорит, что у них нет денег. Как мы с вами можем помочь им привлечь дополнительные деньги, чтобы хватало
на это обеспечение?

Торощин А.А.

Я скажу, что у нас каждый год проблема в закупке лекарств, особенно дорогостоящих. Действительно, есть такая проблема. Министерство здравоохранения постоянно ставит эту проблему, и, честно говоря, мы каждый год любыми поправками добавляем им объемы на это направление. К сожалению, дефицит программы госгарантий по здравоохранению для Республики Марий Эл составляет сейчас 1,5 млрд рублей. То есть это то, что должно быть утверждено по нормативу. По идее, если посчитать по нормативу программу госгарантий, нам сейчас надо еще 1,5 млрд рублей только на одно здравоохранение.
В том числе там и медикаменты. Но, еще раз говорю, при первой возможности медикаменты стоят у нас в первую очередь. В этом году мы два раза выделяли на дополнительные медикаменты даже из резервного фонда Главы Республики Марий Эл.

Шайдуллин С.С.

Все равно не хватает. Можем мы сделать этот бюджет дефицитным? Минус 2 млрд рублей.

Торощин А.А.

Нет. Мы уже к дефицитному не вернемся, я надеюсь, никогда.

Шайдуллин С.С.

Дети опять останутся без полного…

Торощин А.А.

Мы лучше будем решать это другими способами, за счет дополнительных доходов, дополнительно привлеченных федеральных средств, но ни в коем случае не за счет увеличения дефицита.

Шайдуллин С.С.

Возьмем на контроль этот вопрос?

Торощин А.А.

Возьмем. Он у нас на контроле постоянно.

Председательствующий.

Еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Мирбадалев Антон Алексеевич.

Мирбадалев А.А.

На программу по жилью и городской среде, сокращению непригодного
для проживания жилья заложено 7,7 млн рублей, это одна из самых маленьких, наверное, цифр. В качестве предложения: у нас сейчас по федеральным программам, проектам тоже есть информация, что с 2% республиканского софинансирования убавится до 1%, соответственно будут свободные деньги, я так понимаю. То есть прошу обратить внимание: если будет такая возможность при внесении поправок после второго чтения в Государственной Думе, обратить внимание на этот вопрос, потому что это касается и Йошкар-Олы, и Республики Марий Эл, где проживают более 11 тысяч человек в домах, уже признанных аварийными, в которых невозможно жить. По возможности нам к 100-летию Республики Марий Эл, конечно, было бы здорово эту проблему решать ускоренными темпами. Спасибо.

Торощин А.А.

Позиция Правительства давно уже такая, что сэкономленные на чем-то расходы должны остаться у тех, кто их сэкономил. Поэтому, если будет экономия именно по городской среде, именно за счет уменьшения, допустим, этого же процента, я думаю, что мы в рамках нацпроекта все это и оставим.

Председательствующий.

Спасибо.

Еще есть вопросы?

Нет.

Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Спасибо за работу на Дне депутата!

Сейчас в этом зале состоится заседание головного Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету по оценке проекта закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".