СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

18 октября 2016 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А. Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения восемнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится двадцать восьмой День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Логинов Павел Борисович, заместитель министра финансов Республики Марий Эл Овсянникова Татьяна Александровна, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов и парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты и приглашенные!

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 13 октября 2016 года № 192/1342 в соответствии с пунктом 4 статьи 82 Закона Республики Марий Эл "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл" вакантный мандат депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва передан зарегистрированному кандидату из республиканского списка кандидатов, выдвинутого Марийским республиканским отделением Коммунистической партии Российской Федерации, Семёнову Николаю Фёдоровичу.

В адрес Государственного Собрания Республики Марий Эл направлено Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 13 октября 2016 года № 192/1343 "О регистрации депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва Семёнова Николая Фёдоровича".

(Вручение Семёнову Николаю Фёдоровичу знака депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва.)

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Приступаем к работе.

Программа Дня депутата у вас имеется.

Рассматривается вопрос "О бюджетном процессе в Республике Марий Эл".

Слово предоставляется заместителю министра финансов Республики Марий Эл Овсянниковой Татьяне Александровне.

Овсянникова Т.А. Уважаемые депутаты Государственного Собрания и приглашенные!

В преддверии бюджетной сессии мы сегодня с вами поговорим о бюджетном процессе в Республике Марий Эл, установленном в соответствии с законодательством.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, местного самоуправления, то есть тех публично-правовых образований, которые исполняют этот бюджет.

Основные параметры бюджета – это доходы-расходы, и, как принято, мы всегда утверждаем дефицитный бюджет, источники покрытия дефицита бюджета.

Несколько слов о структуре бюджетной системы Российской Федерации. По уровням власти это:

федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Они представлены Пенсионным фондом и Фондом социального страхования;

бюджеты субъектов представлены республиканским бюджетом, местными бюджетами и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов. Это фонд обязательного медицинского страхования.

И с 2006 года у нас муниципальные бюджеты представлены в двух уровнях:

бюджеты муниципальных районов и городских округов;

бюджеты сельских и городских поселений.

Сто тридцать шестой Федеральный закон внес поправку в разграничение этих бюджетов и предусмотрел еще образование бюджетов внутригородских муниципальных образований. Но мы этой поправкой не пользовались в силу того, что у нас небольшая республика и небольшие муниципалитеты. Поэтому эта форма бюджетов внутригородских муниципальных образований, которые могут образовываться на уровне городских округов муниципальных районов, у нас отсутствует.

Республика Марий Эл имеет собственный бюджет, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет республики, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта.

Республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований представляют собой в совокупности консолидированный бюджет территории.

Что такое бюджет? В переводе со старонормандского языка – это "сумка" или "кошелек". Это план доходов и расходов на определенный период. Мы знаем, что с 2008 года в соответствии с федеральным законодательством принято долгосрочное бюджетное планирование, и поэтому бюджеты утверждаются в рамках Федерации, субъекта Федерации и муниципалитета на трехлетний период.

Консолидированный бюджет республики сегодня представлен ста тридцатью девятью бюджетами. Это один республиканский бюджет и 138 бюджетов муниципальных образований: 14 бюджетов муниципальных районов, 3 бюджета городских округов, 16 бюджетов городских поселений и 105 бюджетов сельских поселений.

Я напомню, что за этот период с 2006 года после реформы местного самоуправления у нас произошло укрупнение муниципалитетов. На то время, на время образования двухуровневой системы местного самоуправления, мы имели 156 бюджетов муниципальных образований. Сегодня они сократились до 138.

Принципы бюджетной системы прописаны в Бюджетном кодексе. Я не буду на них останавливаться. Для финансистов самый основной принцип – это сбалансированность бюджета, хотя они все равны по своему характеру. Это и равенство бюджетных прав муниципалитетов и субъектов, это и самостоятельность бюджетов, и единство кассы и так далее.

Правовая форма бюджета. Бюджет на уровне Федерации представлен Федеральным законом. Бюджеты субъектов тоже всегда утверждаются законом, проект готовит исполнительная власть, утверждает законодательная власть. Бюджеты муниципальных образований представлены в виде правовых актов представительных органов муниципалитетов.

Какие основные характеристики бюджета? Мы сказали, что доходы, расходы и источники покрытия дефицита. Хотя по теории может быть дефицит, может быть профицит. Дефицит – это когда расходы превышают доходы. Вот тогда много головной боли. Нужно на величину этого дефицита спланировать источники покрытия этого дефицита, для того чтобы иметь сбалансированный бюджет.

Когда доходы превышают расходы, субъект, муниципалитет, Федерация имеют профицитный бюджет, и тогда меньше головной боли, потому что, как мы все знаем, пристроить сверхдоходы проще, нежели найти возмещение недостающим расходам.

Мы сегодня говорим о бюджетном процессе. На самом деле это замкнутый цикл по времени, который касается всех этапов бюджета.

Мы сегодня говорим и находимся в том периоде, когда идет составление проекта бюджета на очередной финансовый год и трехлетний период.

Следующий этап – это рассмотрение проекта бюджета очередного периода. В декабре мы уже планируем рассмотрение на сессии, утверждение очередного бюджета финансового года и трехлетнего периода.

Начинается финансовый год со следующего этапа бюджетного процесса – это исполнение бюджета в текущем году.

Дальше идет формирование отчета, и в середине следующего года мы утверждаем отчет об исполнении бюджета прошлого года. То есть весь этот замкнутый цикл по времени называется "бюджетный процесс" и прописан он в Законе Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл". Каждый муниципалитет самостоятелен в решении этих этапов бюджетного процесса. Поэтому все этапы оговорены в муниципалитетах нормативными правовыми актами о бюджетном процессе.

Два слова о бюджетном законодательстве. Основной документ – это Бюджетный кодекс Российской Федерации. Он действует с 2000 года, за это время претерпел значительные изменения. Кроме того, к федеральному уровню бюджетного законодательства относятся все федеральные законы о федеральном бюджете.

Региональное законодательство – это те документы, которые утверждены вами:

Закон № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", который прописывает те этапы бюджетного процесса, о котором я сказала;

Закон № 26 "О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл", который формирует взаимоотношения между субъектами и муниципалитетами по формированию межбюджетных трансфертов. Сложный Закон, текстовая часть его большая, в основном это приложения, в которые заключены все методики по каждому виду межбюджетных трансфертов. Каждый вид определяется в соответствии с утвержденной формулой и происходит на формулизованной основе.

Кроме того, к республиканскому законодательству относятся все законы о республиканском бюджете республики на очередной год и плановый период.

Муниципальное законодательство – это нормативные правовые акты о бюджетном процессе и решения представительных органов о бюджете.

Бюджетные полномочия. Каждое публично-правовое образование самостоятельно в решении тех финансовых вопросов, которые закреплены по полномочиям. Это:

установление порядка составления, принятия и исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл;

составление, принятие и исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл;

детализация объектов бюджетной классификации;

установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Марий Эл;

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов Республики Марий Эл по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

Основные участники бюджетного процесса - исполнительная власть и законодательная власть.

Основной участник бюджетного процесса - Глава республики - вносит в Государственное Собрание проект бюджета и отчет о его исполнении.

Правительство готовит все эти документы.

Министерство финансов - это непосредственный исполнитель подготовки проектов законов, отчетов об исполнении бюджета и по осуществлению государственных заимствований.

Следующая власть - законодательная. Государственное Собрание утверждает бюджет, отчет о его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета.

Государственная счетная палата проводит внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета, экспертизу проекта закона о бюджете.

С 2003 года в Бюджетном кодексе прописано обязательное казначейское исполнение бюджета. Здесь территориальные органы федерального казначейства осуществляют для субъектов, осуществляющих финансовую помощь из федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Сам проект республиканского бюджета - сложный финансовый документ. Основа всех этих расчетов, цифр по доходам, расходам начинается со сведений о фактической величине налогов, которые имеют в своем распоряжении налоговые инспекции в процессе своей работы. В налоговой службе созданы аналитические отделы, которые прогнозируют налоговые поступления на следующий финансовый год. Все это согласовывается по Управлению налоговой службы в Управлении Федерального казначейства, и представляются эти сведения в Министерство финансов для последующей обработки, для расчета величины налоговых поступлений и с учетом налогооблагаемой базы.

Параллельно данные статистики о социально-экономическом положении представляются в Министерство экономического развития. За весь этот период работы бюджет утверждается совместно с прогнозом социально-экономического развития. Вот эти документы идут вместе на бюджетную сессию. На основании всех расчетов Минэкономразвития и Министерства финансов составляются проекты основных направлений бюджетной и налоговой политики и проект финансового прогноза плана на очередной финансовый год, порядок организации межбюджетных отношений. Вот этот сложный финансовый документ в виде проекта закона представляется на утверждение Правительства, утверждается Правительством, потом только вносится уже Главой в Государственное Собрание.

Порядок рассмотрения и утверждения. Весь порядок прописан в Законе № 42-З о бюджетном процессе. Глава республики вносит в Государственное Собрание проект закона. Постоянные комитеты после нулевого чтения головного Комитета по бюджету дают отмашку этому документу, и его рассматривают постоянные комитеты. Все предложения и замечания возвращаются в головной Комитет по бюджету, и после согласительных процедур документ выносится с учетом таблиц принятых, отклоненных поправок на сессию Государственного Собрания. По регламенту на сессии он принимается в двух чтениях. В первом чтении голосуются основные параметры: доходы, расходы, объем дефицита и госдолга. Второе чтение – это постатейное обсуждение поправок.

После подписания Закона Главой республики, опубликования в СМИ, с учетом того, что в начало финансового года мы входим с утвержденным бюджетом, он вступает в силу.

Исполнение республиканского бюджета. Здесь два исполнительных органа: Министерство финансов республики и Управление Федерального казначейства. Исполнение идет с единого счета республиканского бюджета. Министерство финансов утверждает сводную бюджетную роспись, доводит и лимиты бюджетных обязательств после утвержденного бюджета и дает разрешение на осуществление платежа. Управление Федерального казначейства осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета, открывает лицевые счета получателям бюджета и осуществляет платежи со счета республиканского бюджета.

Следующий этап бюджетного процесса – это бюджетная отчетность. Она по законодательству принята годовая. Годовая утверждается в форме Закона. Если говорить о квартальной отчетности, то она утверждается распоряжением Правительства республики и представляется для сведения в Государственное Собрание и Государственную счетную палату.

Внешняя проверка годового отчета – это функции Государственной Счетной палаты, не буду комментировать. Если раньше полномочия Счетной палаты были проверить годовой отчет только в Министерстве финансов, то сегодня все заключения Счетная палата дает, выходя на места главным распорядителем бюджетных средств. Потому как каждый -участник бюджетного процесса. Сегодня это понятие расширено, к участникам бюджетного процесса, согласно 153-й статье Бюджетного кодекса, причислены все получатели бюджетных средств. После проверки у главных администраторов бюджетных средств заключения поступают и сверяются с теми данными, которые есть в Министерстве финансов. Заключение по годовой отчетности представляется Правительству, Главе республики, и Глава вносит в Государственное Собрание.

Статья 172 Бюджетного кодекса прописывает то, что проект бюджетов основывается на:

положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, определяющих бюджетную политику в России;

основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;

прогнозе социально-экономического развития;

проекте долгосрочного бюджетного прогноза;

государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ.

Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" прописывает набор и полномочия по стратегическому планированию в Российской Федерации. Муниципалитеты могут принимать решения по долгосрочным бюджетным планированиям, могут не принимать. Федерация и субъекты должны долгосрочный бюджет, так скажем, прогноз вместе с бюджетом представлять. Эта методика утверждена постановлением Правительства.

Задачи бюджетной политики в Республике Марий Эл на 2017 - 2019 годы:

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Марий Эл;

повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

создание условий для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий;

последовательное снижение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и долговой нагрузки;

повышение прозрачности, открытости и доступа для граждан к информации о бюджетном процессе, в том числе в рамках создаваемой на федеральном уровне информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Основные задачи бюджетной политики Республики Марий Эл:

долгосрочная сбалансированность;

финансовая устойчивость;

выполнение всех принятых обязательств.

Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2017 - 2019 годы. Министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов сказал, что текущий бюджетный процесс будет существенно отличаться от тех, что шли в предыдущие годы. В основном мы будем изыскивать ресурсы для наших приоритетов не за счет дополнительных расходов, а за счет перераспределения и определения тех важных направлений, на которые требуются ресурсы, за счет сокращения ресурсов с направлений, которые могут быть реализованы позже или вообще отменены.

Особенности формирования республиканского бюджета на 2017 - 2019 годы:

составление проекта бюджета на трехлетний период;

изменение срока внесения и рассмотрения проекта бюджета;

представление в законодательный орган проекта долгосрочного бюджетного прогноза одновременно с материалами к проекту бюджета;

составление реестра доходных источников бюджетов;

изменения бюджетной классификации.

Федеральный закон от 2 июня 2016 года №158-ФЗ определил особенности бюджетного процесса в текущем году для федерального бюджета: срок его внесения в Думу до 1 ноября 2016 года (было до 1 октября). Поэтому и нашим Законом № 29-З, который вы рассматривали в конце сентября, подписанным 5 октября Главой республики, изменен срок: проект республиканского бюджета, как сегодня было сказано на заседании Президиума, будет представлен в Госсобрание до 25 ноября на трехлетний период. Муниципалитетам рекомендовано до 5 декабря представить в свои представительные органы проекты муниципальных бюджетов, для того чтобы успеть в течение декабря утвердить все бюджеты и в новый финансовый год вступить с утвержденным бюджетом.

Основные направления реализации программ оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации предусматриваются методическими рекомендациями Минфина, по которым работают субъект и муниципалитеты:

увеличение поступлений доходов;

оптимизация расходов;

совершенствование межбюджетных отношений;

сокращение долговой нагрузки.

Доходы консолидированного бюджета на душу населения по регионам Приволжского федерального округа.

Эти доходы по данным Маристата по итогам 2014 года, взяты с учетом финансовой помощи – дотаций на выравнивание бюджета, которую получает субъект из федерального бюджета, – на 10-м месте.

Обеспеченность не очень высокая, но есть 4 субъекта, которые с более низкой обеспеченностью: Пензенская, Чувашская, Ульяновская, Саратовская области.

Несколько слов о доходах бюджета.

Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Делятся доходы на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Налоговая политика Республики Марий Эл

Цель: сохранение устойчивости бюджетной системы и получение бюджетных доходов в объемах, обеспечивающих потребности бюджета и сокращение государственного долга.

Для достижения этой цели поставлены 3 основные задачи:

1. Создание определенности условий ведения экономической деятельности и комфортных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности.

2. Совершенствование системы администрирования доходов.

3. Управление государственными активами, оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности исходя из принципа бюджетной отдачи.

Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Республики Марий Эл.

Это федеральное законодательство: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I и часть II), Федеральный закон (проект) "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Законодательство Республики Марий Эл: основные направления налоговой политики Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов, Закон Республики Марий Эл № 42-З "О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл", Закон Республики Марий Эл № 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл", прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2017 - 2019 годы, решения органов местного самоуправления о местных налогах и едином налоге на вмененный доход.

Налоговые доходы бюджетов субъектов.

Региональные налоги зачисляются по нормативам 100 процентов, федеральные налоги по нормативам, в большинстве своем, 100 процентов, за исключением налогов на доходы физических лиц 85, 15 в бюджеты муниципалитетов, акциза на алкоголь 40 процентов, остальное получает Федерация, 88 – акциза на нефтепродукты, которая формирует дорожный фонд по 2016 году, остальное 12 уходит в Федерацию. В этом году пока не определено, какой процент будет зачисляться. И сборы за пользование водными биологическими ресурсами – 80 в субъект и 30 в Федерацию.

Формирование местных бюджетов. Оно абсолютно самостоятельное. Это исключительное полномочие того органа публично-правового образования, которому принадлежит бюджет, по Федеральному закону № 131-ФЗ, это исключительное полномочие муниципалитета. Составление проекта бюджета, исполнение и формирование. Законом о межбюджетных отношениях № 26-З предусматривается только рассчитать финансовую помощь. Контрольные цифры берутся для ориентира определения межбюджетных трансфертов для формирования муниципального бюджета. Это право муниципалитетов, и в прошлом году они без какой-либо дополнительной информации с уровня республики формировали свои доходы и расходы самостоятельно. Правда, угадали только два-три района, остальные все занизили доходы и завысили расходы. С учетом того, что они тоже должны принять сбалансированный бюджет, потом все это было отрегулировано в процессе контроля и проверки их проектов. Здесь нормативы отчислений от доходов, которые закреплены за местными бюджетами, это налоговые доходы. Основной налог на доходы физических лиц, который формирует более 60 процентов доходов муниципалитетов. Он зачисляется в размере 15 процентов, это закреплено Бюджетным кодексом, кроме того, 15 процентов налоги на доходы физических лиц в качестве замещающей доли передает субъект, замещая финансовую помощь с целью экономической заинтересованности глав муниципалитетов в наращивании налогового потенциала. Местные налоги и сборы зачисляются в размере 100 процентов.

Распределение налога на доходы физических лиц, те 15 процентов, которые дополнительно с республиканского передаются муниципальным бюджетам в качестве межбюджетного регулирования в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса. И в идеале получается 70 процентов НДФЛ в республиканский бюджет, 30 уходит в муниципальные бюджеты.

Методика расчета допнорматива по НДФЛ утверждена в Законе № 26-З о межбюджетных отношениях. Она рассчитывается по тому контингенту, который на территории муниципалитета собирается и просчитывается по налогу на доходы физических лиц. Самый максимальный процент, когда 15 процентов определяется по закону и 15,85 по дополнительному нормативу. Это у нас получают Горномарийский, Килемарский, Мари-Турекский, Моркинский, Новоторъяльский, Параньгинский и Юринский районы. Это 100 процентов на доходы физических лиц остается у нас в муниципалитетах, с учетом того, что 15 - основной и дополнительный - 85. Остальные все получают по тем допнормативам, которые утверждены по методике.

Эти нормативы прописаны по 2016 году, на 2017 год будут прописаны заново.

Акцизы на автомобильный и прямогонный бензин. Сегодня получен проект федерального бюджета. Опубликованы те нормативы, которые по зачислению с территории Российской Федерации будут зачисляться в дорожный фонд субъекта. В 2016 году с 0,38 он увеличен до 0,4022 на трехлетку. С учетом этого норматива, если объемы сохранятся, то это будет повышение на 7 процентов, если объемы упадут по России, то останется на уровне этого года.

В местные бюджеты, муниципальные дорожные фонды пока остается 10 процентов, республиканский бюджет – 90 процентов.

Порядок расчета норматива по акцизам на нефтепродукты. 40 процентов рассчитывается от розничной продажи автомобильного дизельного топлива, 30 процентов - по количеству транспортных средств и 30 процентов - по протяженности автомобильных дорог.

Отчисления в местные бюджеты. Эти нормативы определены методикой, которая утверждена постановлением Правительства № 298.

Зачисление налога на прибыль на следующий год. Все это время, включая 2016 год, налог на прибыль зачислялся в бюджеты субъектов по ставке 18 процентов, со следующего года 1 процент этой ставки налога на прибыль будет зачисляться в федеральный бюджет, итого субъект будет получать 17 процентов, Федерация - 3 процента. Причем федеральный центр обязуется отдать этот 1 процент наименее обеспеченным субъектам и тем субъектам, которые будут фиксировать значительный рост налогового потенциала. То есть этот 1 процент будет передаваться в виде гранта. Какую-то часть Федерация оставит себе.

С некоторых пор в законодательстве появилось понятие налоговых и неналоговых расходов. Это как раз те льготы и преференции, которые предоставляются в связи с полномочиями по региональным налогам субъектам, по муниципальным налогам - муниципалитетам. Сегодня обязательное требование – рассчитать критерий эффективности предоставленных льгот. Установление новой льготы должно приниматься с учетом определений источника этих доходов.

Поручение по протоколу совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 20 сентября 2016 года в части установления при заключении соглашений о предоставлении дотаций бюджетам субъектов в качестве условия моратория на введение на региональном и местном уровнях льгот и преференций по налогам и иным обязательным платежам, поступающим в региональные и местные бюджеты, и отмены установленных льгот послужило как раз тому действию, за которое мы с вами проголосовали на сентябрьской сессии и будем голосовать на октябрьской сессии. Это отмена существующих установленных льгот по налоговым платежам.

Оптимизация налоговых льгот. Мы начали эту работу с 2014 года. Первый этап - отмена льгот на имущество организаций в отношении автодорог общего пользования. Второй этап – пониженные ставки были отменены для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему. С 2016 года отменены адресные льготные ставки по транспортному налогу незащищенным лицам. Четвертый этап – с 2017 года, тот перечень документов, который вы приняли, понимая ситуацию. И с учетом этого налоговые расходы республиканского бюджета сократились только с 2015 года с 4 процентов до 1 процента.

Вот такая работа проведена с учетом вашего понимания по оптимизации налоговых льгот.

Должна напомнить, что в качестве тех оставшихся преференций остались налоговые каникулы для малого бизнеса, которые были рекомендованы в прошлом году федеральным центром.

Установлены двухлетние налоговые каникулы для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на основе упрощенной или патентной систем налогообложения.

Еще один источник пополнения доходов местных бюджетов – это установление коэффициента К2 муниципалитетами при введении налога на вмененный доход определенным видам деятельности.

Реформирование имущественного налогообложения.

Сегодня законодательство предусматривает переходный период до 1 января 2020 года для перехода на имущественное налогообложение по кадастровой стоимости.

Вы помните Закон Республики Марий Эл от 5 октября 2016 года № 29-З, которым установили 1 января 2017 года единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Я поясню, что сегодня ставка 1 установлена и может быть уменьшена для жилых домов, жилых помещений, гаражей, машиномест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, хозяйственных сооружений. Ставка 2 - по нежилым помещениям, ставка 0,5 - по прочим объектам налогообложения.

Законодательством предусмотрен понижающий коэффициент в первый налоговый период, год после введения налогообложения исходя из кадастровой стоимости – это 0,2, во второй год – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8. И только начиная с пятого периода будет уже 100 процентов по кадастровой стоимости. Не будет такого резкого скачка роста этого налога.

Рассмотрим на примере московской квартиры особенности расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. При исчислении по закону уменьшается для физических лиц на 10 квадратных метров в отношении комнат, на 20 – в отношении квартиры, на 50 квадратных метров в отношении жилых домов. Это та площадь, которая не облагается налогом. Кроме того, муниципалитеты вправе устанавливать размеры налоговых вычетов, потому что налог на имущество физических лиц – это муниципальный налог.

Все существующие льготы сохранены при введении кадастровой стоимости. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов могут также устанавливаться дополнительные налоговые льготы.

Пример расчета. Если квартира общей площадью 54 квадратных метра находится в собственности одного физического лица, расположена в Москве, кадастровая стоимость квартиры 10,5 млн рублей. Сумма налога в отношении квартиры исходя из инвентаризационной стоимости 5 тысяч 300 рублей. Она указана налоговым органом в налоговом уведомлении. С учетом того, что законом предусмотрен вычет по налогу для квартиры 20 квадратных метров, определяем стоимость этого вычета – 3 млн 888 тыс., тот размер, который не подлежит налогообложению. Рассчитываем сумму налога исходя из кадастровой стоимости. Учитывая, что налоговая ставка по Москве установлена 0,15, сумма налога составит: 10,5 млн минус 3 млн 888 тыс., умножается на ставку, получается 9917 рублей. Поскольку сумма по кадастровой стоимости выше инвентаризационной, то понижающий коэффициент применяется к разнице этих сумм. 9917 минус 5300, умножается на понижающий коэффициент и плюсуется сумма по инвентаризационной стоимости. Сумма налога по кадастровой стоимости будет составлять за эту квартиру 6223 в первый период. Была 5300, будет 6223. Будет повышение, но незначительное, пугаться этого не надо.

Теперь что касается межбюджетных трансфертов, которые прописаны в Законе № 26-З, это те взаимоотношения с муниципалитетами, которые строятся на той же основе, как Федерация строит межбюджетные отношения с субъектом. Три вида межбюджетных трансфертов: дотация, субвенция, субсидия.

Дотация – это средство межбюджетных трансфертов, которые передаются безвозмездно, безвозвратно и нецелевым образом.

Субвенция передается на исполнение делегированных полномочий, рассчитывается по формуле.

Субсидия передается на условиях софинансирования, и предоставляется какая-то доля с вышестоящего бюджета, какая-то доля с того бюджета, который получает эту субсидию.

В прошлом году, когда мы утверждали бюджет 2016 года, мы говорили о том, что дотации республике уменьшены на 706 млн рублей. По Приволжскому федеральному округу следующая картина: общее уменьшение дотаций на 1 млрд 337 млн рублей, кто-то получил плюс, кто-то минус.

Расходы бюджета. Расходы планируются по типам расходных обязательств, госпрограммам, по функциональной классификации и по ведомственной классификации.

Группы видов расходов. Расходы – это те расходные обязательства, которые формируются на основе реестра расходных обязательств и подкреплены нормативными документами.

Одним из ключевых вопросов бюджетной политики становится выбор структуры расходов, определяющий приоритеты распределения ресурсов. При недостаточности бюджетных средств определяются приоритеты, и таким образом строится финансовая политика.

По структуре расходов республиканского бюджета на 2016 год большая доля – это образование, здравоохранение, социальная политика.

По расходам консолидированного бюджета на душу населения республика также занимает 10-е место.

Программно-целевой метод. Распоряжением Правительства 548-р от 2013 года утверждены 23 программы по трем направлениям. Для сведения: в России - с учетом расходных полномочий 5 направлений. У нас новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство.

У нас социальная направленность расходов бюджета, ежегодно утверждаемого, - более 60 процентов занимают расходы на развитие социальных отраслей.

Основные приоритеты бюджетной политики в отраслях социальной сферы - это улучшение условий жизни, выполнение показателей дорожных карт по указам, оптимизация численности, структурные преобразования и привлечение доходов от предпринимательской деятельности.

Дополнительная потребность на повышение заработной платы, на реализацию указов рассчитывается с учетом индикативных показателей соотношений средней заработной платы, утвержденных в планах мероприятий, в дорожных картах, прогнозного размера средней зарплаты в экономике и среднесписочной численности работников соответствующей категории персонала.

Меры по повышению эффективности бюджетных расходов в сфере здравоохранения. Самое главное, чтобы не сократить доступность и качество медицинской помощи, не ухудшить.

В бюджетной сфере, в социальной сфере – это обеспечение обязательств по социальным выплатам населению. Это тоже большой блок тех вопросов, которые финансируются из бюджета субъекта.

В сельском хозяйстве – это финансирование расходов в рамках программы поддержки сельского хозяйства до 2020 года.

В области межбюджетных отношений – это обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов и решение других программ, проблемных вопросов, которые возникают при формировании межбюджетных отношений.

Законодательство предусматривает два вида взаимодействия и передачи финансовой помощи республиканского бюджета: финансовые трансферты могут напрямую перечисляться городским округам, районам, поселениям, либо республика может делегировать полномочия району на выравнивание поселения или в виде субвенции передать эти средства, которые должны дойти до поселения. В республике принимается второй вариант работы - через делегирование полномочий районам.

Базовые принципы сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Это разграничение полномочий, закрепление на постоянной основе и налогов, и сборов на уровне бюджетной системы и расходных полномочий за определенными уровнями власти. Это два закона: Федеральный закон № 122-ФЗ и Бюджетный кодекс. Равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом субъекта, применение единых подходов к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности, обеспечение справедливой формализованной прозрачной системы межбюджетных отношений прописывает Закон № 26-З.

Бюджетная обеспеченность рассчитывается как индекс налогового потенциала, относящийся к индексу бюджетных расходов, с учетом выравнивания этой бюджетной обеспеченности как раз и формируется основная дотация на выравнивание муниципалитетам.

Индекс налогового потенциала определяет и учитывает уровень и структуру экономического развития, а индекс бюджетных расходов - все особенности расходов.

Если взять разрыв между более или менее обеспеченными муниципалитетами, самым низкообеспеченным по доходам и самым высокообеспеченным (город Йошкар-Ола), разница в 9 с лишним раз. Путем той формулы сокращения этого разрыва между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными муниципалитетами стараемся достигнуть единицы. Такой значительный разрыв, выравнивание до единицы, до максимальной возможности, отмечено в последнем обзорном письме Минфина. Несколько субъектов, у которых такая большая разница между наименее обеспеченным и наиболее обеспеченным. И путем межбюджетных трансфертов достигается сокращение этого разрыва, это как положительный опыт.

Методика формирования районных фондов финансовой поддержки с учетом предоставления субвенций. Не буду об этом подробно говорить, потому что вся она прописана в Законе № 26-З. Она сложная, она выполняется для того, чтобы определить межбюджетные трансферты районам, поселениям.

Законодательство предусматривает также и взимание отрицательного трансферта. Трансферт – это когда средства из вышестоящего бюджета передаются нижестоящему бюджету. Что такое отрицательный трансферт? Здесь наоборот, когда в субъект средства перечисляются сверхобеспеченными доходами муниципалитетами, если эти доходы в 1,3 раза выше средней обеспеченности. Тогда половину размера превышения муниципалитеты должны перечислить в бюджет субъекта, а субъект, зачислив это в фонд финансовой поддержки, распределить между остальными муниципалитетами. Сегодня этот механизм работает. Единственный минус этого механизма в том, что этот отрицательный трансферт рассчитывается за предыдущие отчетные периоды. Когда-то вырвался муниципалитет, были доходы, он их получил, а через 2 - 3 года он должен этот отрицательный трансферт отдать.

Основные принципы политики в области государственного долга. Мы с вами знаем, что есть ограничения по Бюджетному кодексу. Госдолг не должен быть выше 100 процентов собственных доходов, за исключением тех бюджетных кредитов, которые получают с уровня Федерации. Принципы политики – это соблюдение ограничения в области долговых обязательств, которые установлены Бюджетным кодексом, обеспечение сбалансированности бюджета республики, полнота своевременности исполнения долговых обязательств, оптимизация структуры долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований, увеличение сроков погашения привлекаемых долговых обязательств, обеспечение равномерного распределения во времени платежей, связанных с долгом. Поэтому задача – последовательное сокращение дефицита бюджета, и ожидаемый результат – это снижение долговой нагрузки на бюджет.

Повышение прозрачности и открытости бюджета. Заключение в электронной форме соглашений о предоставлении республиканскому бюджету субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов, ведение ведомственных перечней государственных услуг, которые оказываются государственными учреждениями, - все должно быть опубликовано. Также размещение в полном объеме информации о государственных учреждениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информирование населения о бюджетировании в доступной для восприятия форме, подготовка и организация конкурса проектов "Бюджет для граждан". Ну и те публичные слушания в рамках "Бюджета для граждан".

Председательствующий. Спасибо, Татьяна Александровна.

Будут ли вопросы к Татьяне Александровне?

Нет.

Информация Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакова Ю.А. о заседании Президиума Государственного Собрания 18 октября 2016 года.

 

 

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня на заседании Президиума Государственного Собрания были рассмотрены вопросы, внесенные в повестку дня восемнадцатой сессии Государственного Собрания.

В связи с досрочным прекращением полномочий депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Казанкова Сергея Ивановича в повестку дня восемнадцатой сессии Президиум предлагает внести два вопроса – два проекта постановления:

1) "О внесении изменений в Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл "О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва", в котором предлагается вывести из состава Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по бюджету Казанкова Сергея Ивановича, ввести в состав Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по развитию производственного комплекса депутата Семёнова Николая Фёдоровича.

2) "О внесении изменений в Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл "О комиссии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл", в котором предлагается ввести в состав комиссии депутата Государственного Собрания Моисеева Алексея Ивановича.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Будут ли вопросы по работе на Дне депутата?

Нет.

Программа Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.