СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

 

19 апреля 2016 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемая Светлана Ильгизовна!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения пятнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится выездной двадцать третий День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе выездного Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Логинов Павел Борисович, полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Мякишев Геннадий Федорович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Соловей Юрий Анатольевич, заместитель Председателя Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Акчурин Илья Леонтьевич, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Патрушева Галина Александровна, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл и федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтина Юлия Андреевна, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об итогах деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл за 2015 год и задачах на 2016 год.

Слово предоставляется руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой Светлане Ильгизовне.

Булатова С.И. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

(Слайды 1, 2.) Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в 2015 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями, стратегическими целями и задачами, предусматривала реализацию майских Указов Президента Российской Федерации, основополагающих документов Правительства Российской Федерации, а также реагирования Службы на вновь возникшие угрозы.

По каждому направлению деятельности предусмотрены и конечные целевые, или индикативные, показатели, их 77. 38 из них характеризуют санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан республики, по 9 показателям оценивается эффективность надзорной деятельности Управления.

Деятельность Роспотребнадзора многогранна, поэтому формат доклада будет включать основные показатели и результаты деятельности по приоритетным направлениям, имеющим социально ориентированный характер.

(Слайд 3.) Одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора остается реализация ряда концептуальных документов, принятых в последние годы и направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации по оптимизации надзорной и контрольной деятельности. В результате произошло общее снижение количества проверок.

В деятельность Управления продолжает внедряться система риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорной деятельности. Риск-ориентированный подход предусматривает единый порядок классификации объектов надзора с учетом критериев причинения вреда здоровью граждан для определения периодичности плановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.

(Слайд 4.) Одним из наиболее важных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора является реализация административной реформы, направленной на повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг. В целях реализации одного из актуальнейших направлений – обеспечения прозрачности и информационной открытости – активно осуществляется взаимодействие с гражданским обществом, в том числе с бизнес-сообществом. Представители ассоциаций предпринимателей входят в состав Консультативного совета по защите прав потребителей, организуют работу Общественного совета, образованного при Управлении Роспотребнадзора. Актуальные вопросы взаимодействия с предпринимательским сообществом являются предметом обсуждения на семинарах-совещаниях, "круглых столах"; на главной странице сайта создан раздел "Для предпринимателей", где размещается информация об изменениях законодательства и другие новости, затрагивающие интересы предпринимателей.

(Слайд 5.) Ведется поддержка официального сайта Управления в актуальном состоянии и наполнение его информацией. В течение 2015 года на сайте Службы размещена 2331 (две тысячи триста тридцать одна) информация и зарегистрировано 227520 (двести двадцать семь тысяч пятьсот двадцать) посещений.

Использовались различные формы взаимодействия со средствами массовой информации. В отчетном году на страницах республиканских, городских и районных СМИ опубликовано 644 статьи, в радиоэфире прозвучало 849 информаций. Организовано 50 радиовыступлений, 6 пресс-конференций. Показано 470 телесюжетов. Вся исходящая информация размещена на сайтах ведущих интернет-СМИ.

(Слайд 6.) С 1 июня 2009 года для граждан республики в Управлении организована ежедневная работа "горячей линии" с выделением обособленного телефона, по которому звонок бесплатный из любого населенного пункта республики. В 2015 году по телефону "горячей линии" Управления оказано 887 консультаций. Подавляющее число звонков – 831 (93,7 процента) – было связано с защитой прав потребителей: реализацией товаров и последствиями продажи товаров с недостатками, оказанием жилищно-коммунальных, финансовых, бытовых, транспортных, туристских, медицинских услуг, услуг связи, долевого строительства жилья, услуг платежных агентов. В остальных обращениях – 56 (пятидесяти шести) (6,3 процента) – были подняты вопросы санитарного надзора: организация надзора за питанием населения, качество и безопасность пищевых продуктов.

Консультации можно получить и при обращении в Общественную приемную Управления, которая осуществляет свою деятельность с апреля 2007 года. В Общественной приемной еженедельно по понедельникам с 16 до 18 часов проводится прием граждан, представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

(Слайд 7.) Важным направлением деятельности Управления является предоставление государственных услуг. В 2015 году Управлением оказано 1320 (тысяча триста двадцать) государственных услуг с использованием межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Расширяется спектр оказания государственных услуг, в том числе в электронном виде. В настоящее время обеспечено предоставление в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе через отделения многофункционального центра. Доступна возможность подать заявление и необходимые документы на выдачу санитарно-эпидемиологических заключений в электронном виде. Получателям государственных услуг предоставлена возможность оценить качество данных услуг на официальном сайте Управления. С момента размещения опросного модуля с 16 августа 2013 года по 31 декабря 2015 года поступило 468 отзывов. Средний балл оценки предоставленных государственных услуг составляет 4,92 при 5-балльной оценке.

(Слайд 8.) В 2015 году, как и в предыдущие годы, эпидемическая ситуация по инфекционной заболеваемости в целом по Республике Марий Эл оценивается как стабильная. По большинству нозологий отмечается снижение или стабилизация показателей на относительно низком уровне. Не зарегистрировано случаев заболевания эпидемическим паротитом, дифтерией, краснухой, клещевым вирусным энцефалитом. На фоне напряженной эпидемической ситуации по заболеваемости корью в Европейском регионе и в отдельных субъектах Российской Федерации не допущено заноса данного заболевания на территорию республики.

(Слайд 9.) В республике достигнуты и поддерживаются показатели своевременности охвата профилактическими прививками населения в декретированных возрастах (95 процентов и более), что соответствует планируемым целевым показателям и также оказывает положительное влияние на эпидемиологическую обстановку в республике.

(Слайд 10.) В республике отмечается снижение заболеваемости вирусным гепатитом В по сравнению с 2005 годом в 13,7 раза, проведение прививок позволило предотвратить заболеваемость острым гепатитом В среди детей до 14 лет. На протяжении последних 9 лет не регистрируются случаи заболевания среди детей до 14 лет.

Благодаря проводимой массовой иммунизации значительно снизилась заболеваемость краснухой. Так, в 2006 году было зарегистрировано
885 случаев заболевания краснухой, а в истекшем году не было случаев заболевания.

Снижение заболеваемости этой инфекцией позволило предотвратить возникновение случаев синдрома врожденной краснухи у новорожденных.

(Слайд 11.) В последние годы прослеживается тревожная тенденция к снижению показателя своевременности охвата детей в декретированных возрастах профилактическими прививками в среднем с 97,4 процента
в 2008-м до 96,4 процента в 2015 году.

На данное обстоятельство влияют, в том числе, и негативные публикации в средствах массовой информации. Количество отказников
от прививок увеличивается. На конец 2015 года по республике зарегистрировано 1238 детей, чьи родители отказываются от проведения прививок своим детям; из них большая часть отказников по г. Йошкар-Ол
e923 человека.

Проведение вакцинопрофилактики в условиях эпидемиологического благополучия требует еще больших усилий для противостояния нарастающей противопрививочной пропаганды.

(Слайд 12.) Система эпидемиологического надзора за гриппом позволяет сдерживать негативные тенденции развития эпидемического процесса. Вакцинация населения против гриппа способствует существенному снижению количества тяжелых постгриппозных осложнений.

Седьмой год республика демонстрирует высокий охват прививками против гриппа, в текущем сезоне вакцинировано почти 200 тысяч человек, что составляет 30,7 процента от общего количества населения республики.

(Слайд 13.) Результаты проведенного анализа говорят о высокой эффективности иммунизации населения. Среди привитых лиц из "группы риска" в период эпидемического сезона 2014 - 2015 годов заболеваемость гриппом в целом по республике была в 4 раза меньше по сравнению
с непривитыми.

(Слайд 14.) Подъем заболеваемости ГЛПС происходит с цикличностью 2 - 3 года, в эти же периоды наблюдается интенсивная эпизоотия среди грызунов и их высокая численность. Корреляционный анализ позволил установить наличие прямой сильной связи между заболеваемостью ГЛПС
и численностью мелких мышевидных грызунов, а также между заболеваемостью ГЛПС и степенью инфицированности рыжей полевки хантавирусом. Отчетный год явился годом снижения заболеваемости.
Не зарегистрированы групповые заболевания и заражения в лагерном типе нозоочагов.

(Слайд 15.) Восьмой год реализуется Межведомственный комплексный план мероприятий по борьбе с грызунами и профилактики природно-очаговых инфекций на территории республики, в рамках которого
в осенний период проводятся барьерные дератизационные обработки вокруг неблагополучных населенных пунктов, что, безусловно, способствует снижению и стабилизации заболеваемости ГЛПС. В отчетном году проведена осенняя барьерная дератизация вокруг 22 населенных пунктов
в 10 муниципальных образованиях на общей площади 457 га.

(Слайд 16.) Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению заболеваемости туберкулезом, остается высоким удельный вес его бациллярных форм, который в 2015 году в структуре заболеваемости туберкулезом составил 68 процентов. Ежегодно сохраняется на высоких цифрах количество больных активными формами туберкулеза, заболевание у которых было диагностировано в фазе распада (31 процент). Остается высоким удельный вес больных среди вновь выявленных, которые не проходили обследование на туберкулез более двух лет
(27,5 процента). Данные эпидемиологические показатели дают основание считать эпидемиологическую обстановку по туберкулезу в республике
как напряженную.

(Слайд 17.) Большая роль в системе борьбы с туберкулезом справедливо отводится раннему его выявлению. В 2015 году
сохранен охват туберкулинодиагностикой детей (97,2
процента)
и рентгенофлюорографическим обследованием взрослых (66,3
процента) выше нормативных уровней (нормативный уровень для туберкулинодиагностики не менее 95 процентов, рентгенофлюорографического обследования – 65 процентов).

Вместе с тем, на административных территориях, где показатель заболеваемости превышает индикативный 60 и более на 100 тысяч населения, не достигнуты нормативные уровни рентгенофлюорографическим обследованием взрослых.

(Слайд 18.) Эффективность государственного контроля и надзора
в 2015 году характеризовалась не только снижением инфекционной заболеваемости, но и положительной динамикой в других сферах деятельности Роспотребнадзора.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения остается одной из приоритетных задач Службы.

Анализ результатов государственного контроля и надзора позволяет отметить, что основные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в ходе летней оздоровительной кампании в целом были выполнены.

Последние три года по итогам летней оздоровительной кампании удельный вес детей, получивших выраженный оздоровительный эффект, остается на высоком уровне.

(Слайд 19.) Реализация профилактических мероприятий
в учреждениях для детей и подростков, укрепление их материально-технической базы привели к их перераспределению по группам санитарно-эпидемиологического благополучия: увеличился удельный вес учреждений, отнесенных к I группе, с 57,1 процента в 2009 году
до 62,7 процента в 2015 году, состояние которых соответствует гигиеническим требованиям, и с 2 процентов до 0,8 процента сократился удельный вес учреждений III группы, состояние которых оценивается
как неудовлетворительное. За последние 11 лет улучшились показатели качества питьевой воды, готовых блюд в детских и подростковых учреждениях по микробиологическим показателям.

(Слайд 20.) Укрепление материально-технической базы пищеблоков в детских учреждениях напрямую влияет не только на безопасность питания в учреждениях, но и на качество питания. За 2011 - 2014 годы проведена широкомасштабная модернизация пищеблоков в школах городов и районов, благодаря чему в республике возрос охват учащихся горячим питанием до 89,7 процента, а охват горячим питанием учащихся начальных классов в 2015 году составил 99,4 процента, что соответствует ожидаемому результату.

(Слайд 21.) Социально значимых результатов в борьбе с заболеваемостью Управление добилось, в том числе, и благодаря работе, связанной
с мониторингом факторов среды обитания, принятием исчерпывающих правоприменительных мер.

Вспышки инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, отсутствуют. Удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды в разводящей сети остается стабильно низким, значительно ниже, чем по Российской Федерации.

(Слайд 22.) Процент обеспечения населения Республики Марий Эл питьевой водой, отвечающей гигиеническим нормативам по критериям безопасности, составил в 2015 году 98,6 процента.

(Слайд 23.) Особое внимание уделялось повышению эффективности деятельности по контролю и надзору, в первую очередь, в социально значимых секторах потребительского рынка.

На потребительском рынке республики все еще остается значительным количество нарушений прав потребителей, особенно в сфере торговли. Об этом свидетельствуют результаты контрольно-надзорной деятельности и материалы рассмотрения обращений граждан.

В 2015 году приостановлена реализация 875 (восьмисот семидесяти пяти) партий продовольственного сырья и пищевых продуктов
в количестве более двух тонн. Значительный процент снятия товаров
с продажи происходит по причинам отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, истечения сроков годности, несоответствующего хранения, реализации товара без надлежащей маркировки.

Последние четыре года на потребительском рынке республики выявляются факты продажи сливочного масла с признаками фальсификации, а именно: заменой жировой фазы масла жирами немолочного происхождения. Это используется недобросовестными предпринимателями с целью удешевления готовой продукции.

(Слайд 24.) Являясь уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, Управление рассматривает соответствующую деятельность в этом направлении как важнейшую социально значимую государственную функцию.

Продолжена работа по совершенствованию судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции; обеспечению взаимодействия Роспотребнадзора с органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и общественных объединений потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей; совершенствованию системы информирования и просвещения потребителей.

Функционировал Координационный совет при Правительстве Республики Марий Эл, Консультативный совет по защите прав потребителей. Управлением заключено 57 соглашений о взаимодействии
с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей.

В сфере потребительского законодательства реальная защита прав потребителей, при невозможности разрешения спора в рамках добровольного удовлетворения требований, должна обеспечиваться судом.

Управление Роспотребнадзора инициативно обращалось в суд
с заявлениями в защиту отдельных потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, участвовало в судах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Удельный вес числа удовлетворенных исков в защиту неопределенного круга лиц
от общего количества поданных исков составляет 100
процентов. В пользу конкретных потребителей взысканы денежные средства на общую сумму
5 млн 851 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда – на сумму 450 тыс. руб.

(Слайд 25.) Одним из индикаторов для общей оценки состояния потребительского рынка, качества оказываемых населению услуг следует назвать характер обращений граждан. В 2015 году в адрес Управления поступило 1974 обращения, что на 13 процентов меньше, чем в 2014 году.

В общей структуре поступивших обращений 1142 (57,9 процента) составили жалобы на несоблюдение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
832 (42,1 процента) - на нарушения прав потребителей.

По санитарно-эпидемиологическим вопросам максимальная доля заявлений (39 процентов) касалась условий проживания в жилых помещениях. Преимущественно люди жаловались на затопление и захламление подвалов, неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций зданий, недостаточную освещенность квартир, повышенный уровень шума, проникающий от работы технологического оборудования предприятий торговли, заселение насекомыми (тараканами, блохами), грызунами. Поступали жалобы на соседей, ведущих асоциальный образ жизни. Информация о загрязнении окружающей среды (несоблюдении требований к сбору и удалению бытовых отходов и мусора на территории жилой застройки и кладбищ, эксплуатации полигонов ТБО и водных объектов для рекреационных целей) содержалась в 21 проценте обращений, о ненадлежащем качестве пищевых продуктов
и продовольственного сырья, организации питания населения –
в 12,5 процента, о нарушениях при установке и условиях использования источников физических факторов воздействия на человека – в 5 процентах, о несоответствующем качестве питьевой воды – в 4,5 процента.

(Слайд 26.) Из числа обращений с жалобами на нарушения прав потребителей большинство (25 процентов) было связано с оказанием жилищно-коммунальных услуг (размер тарифов, неоказание или ненадлежащее оказание услуг ЖКХ, содержание общего имущества, капитальный ремонт многоквартирных домов, порядок начисления платежей). Поскольку эти вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, данные обращения направлены в Государственную жилищную инспекцию, осуществляющую контроль за качеством коммунальных услуг. Остальные заявления были
на темы розничной торговли (29,7 процента), страховой (4,9 процента)
и банковской (3,4 процента) деятельности, предоставления услуг связи
(4,1 процента) и бытового обслуживания населения (4,2 процента).

(Слайд 27.) В 166 (ста шестидесяти шести) обращениях (8,4 процента) представленная информация стала основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований (при этом
в 155 (ста пятидесяти пяти) случаях (93,4 процента) факты, изложенные
в обращениях, подтвердились). Специалистами Управления выдано
151 предписание и представление.

(Слайд 28.) К числу главных итогов деятельности Управления Роспотребнадзора в 2015 году следует отнести обеспечение устойчивой санитарно-эпидемиологической обстановки в республике, оптимизацию контрольных и надзорных мероприятий, а также оперативное реагирование Службы на возникавшие вызовы и угрозы. В ходе исполнения Плана мероприятий Роспотребнадзора по реализации Указов Президента Российской Федерации достигнуты плановые значения показателей по всем ключевым событиям.

Повышающиеся с каждым годом требования к организации деятельности Службы определили необходимость дальнейшей разработки мер, направленных на улучшение эффективности и действенности Службы, реализацию всех имеющихся возможностей для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения республики, закрепление положительных, социально значимых для общества результатов.

С учетом этого определены и утверждены основные направления деятельности, разработаны и утверждены планы организационной работы и контрольно-надзорной деятельности на 2016 год.

Благодарю за внимание.

 

Председательствующий. Спасибо, Светлана Ильгизовна.

Будут ли вопросы к Светлане Ильгизовне?

Пожалуйста, депутат Старостин Александр Викторович.

Старостин А.В. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Светлана Ильгизовна, сфера деятельности вашей службы очень многогранна. Одна из них – это контроль
за качеством предоставляемых услуг, в том числе в сфере торговли. Скажите, пожалуйста, почему мы не можем добиться пресечения несанкционированной уличной торговли ни со стороны вашей службы,
ни со стороны администрации города Волжска? О каком качестве предоставляемых услуг, товара, маркировки может идти речь, когда
на грязных ящиках под открытым небом торгуют мясом, фруктами
в дождь. Понятно, что население страдает от безденежья. Люди, которые торгуют на улице, не платят налоги, у них нет павильона. Товар дешевле,
и наш потребитель идет и покупает там. Почему мы проходим мимо этих вопросов?

Булатова С.И. Я поняла Ваш вопрос. Мы не проходим мимо.
У каждого свой функционал. Несанкционированная торговля не является предметом контроля и надзора Роспотребнадзора. Несанкционированная торговля – это нарушение общественного порядка, все вопросы уличной торговли относятся к компетенции органов местного самоуправления
и общественной полиции.

Несколько лет администрация города Йошкар-Олы хотела, чтобы мы осуществляли контроль. У нас нет правовых оснований. Мы не можем осуществлять надзор, потому что мы осуществляем контроль и надзор
за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими законную торговую деятельность.

В данном случае решение поставленного вопроса лежит в плоскости невыполнения обязанностей мэрии города Волжска.

Старостин А.В. Получается, что законных контролируют,
а незаконным – делай что хочешь. Их никто не контролирует.

Булатова С.И. Мы не можем превысить свои полномочия.
Это нарушение общественного порядка. Незаконная предпринимательская деятельность – в компетенции органов внутренних дел. Эти вопросы очень хотят навязать нам в городе Козьмодемьянске. В администрации города Йошкар-Олы давно уже поняли, что это не наши вопросы. Они занимаются этим сами: осуществляют рейды совместно с полицией, составляют протоколы за нарушение правил по благоустройству, которые
на сегодня приняты постановлением Правительства Республики Марий Эл.
Эти вопросы они рассматривают на административных комиссиях. Вашей мэрии необходимо перенять опыт у мэрии Йошкар-Олы.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному округу № 9). Светлана Ильгизовна, несомненно, много делается
для республики, для города Йошкар-Олы. Мне не понятно, как вы выписываете штрафы?

Я знаю, что 16 декабря ваш сотрудник вместе с прокуратурой Звениговского района проверяли магазин "Круиз", выписали постановление о штрафе от 300 до 600 тыс. рублей. У меня есть постановление суда, я его сейчас зачитаю: "Между тем, как признали прокурор и Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, явные признаки недоброкачественной пищевой продукции, принадлежащей
ООО "Круиз", являющиеся предметом проверки, выявлены не были. Отсутствие маркировки готовой продукции как рыба свежемороженая минтай, рыба свежемороженая мойва, купаты…" и так далее. Во время проверки были представлены все документы. Экспертиза данных продуктов не проводилась. Вы выставляете штраф от 300 до 600 тыс. рублей предпринимателю, у которого выручка в день 10 тыс. рублей.

Булатова С.И. Мы не проверяли этот субъект. Это была инициатива органов прокуратуры района. В данном случае привлекались специалисты. Они могут привлекать любых специалистов: Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Центра гигиены и эпидемиологии. Никаких экспертиз мы не имеем права назначать, никаких протоколов осмотра и изъятия мы не можем оформлять, все это делается органами прокуратуры. Рассмотрение вопросов о нарушении технических регламентов входит
в компетенцию суда и органов Роспотребнадзора – вынесение штрафных санкций. Федеральный парламент ужесточил требования, касающиеся именно оборота пищевых продуктов. На сегодня по статье 14.43 КоАП
на самом деле такие штрафные санкции: от 300 до 600 тыс. рублей.

Эти постановления вынесены законно. Нам эти постановления органы прокуратуры передают, и мы как уполномоченные органы обязаны их рассмотреть и вынести решение. В данном случае я всегда говорю,
что если предприниматель, юридическое лицо считают, что постановление было вынесено незаконно, то у них есть право обжаловать в судебных органах. Мы живем в правовом государстве, надо именно так делать. У нас тоже есть свой функционал, мы обязаны надлежащим образом исполнять свои функции. Если нам переданы постановления из органов прокуратуры, мы не имеем права не рассмотреть, прекратить за отсутствием состава,
а состав там был наверняка. Это касается все-таки пищевых продуктов. Отсутствие документов на рыбу (происхождение, дата выработки
и так далее) я считаю серьезным нарушением, создающим угрозу здоровью и жизни людей.

Герасимов Б.Г. А по "Мари сем"?

Булатова С.И. Я знаю ситуацию по "Мари сем". Там состав немного другой – превышение шума, который квалифицируется по статье 6.3 КоАП. По этой статье 1000 рублей – максимум штрафных санкций. Статья 14.43 – о нарушении технических регламентов, а статья 6.3 касается санитарно-эпидемиологических норм. По вашему округу, я так понимаю, вопрос
по дискотеке классифицируется по статье 6.3. Или Вы считаете, что мы необъективно подходим к принимаемым решениям?

Алексеева Е.Ф. (начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл города Волжска). Хотела дополнить, что этот материал возбуждала прокуратура Звениговского района, наши специалисты участвовали в этой проверке. Также прокуратурой Звениговского района материал был направлен в отношении юридического лица по части 2 статьи 14.43 на рассмотрение
в Арбитражный суд Республики Марий Эл, и, насколько я знаю, постановление вынесено по факту 150 тыс. рублей в отношении юридического лица.

Герасимов Б.Г. У вас информация неправильная. Штраф был
в размере 50 тыс. рублей.

Светлана Ильгизовна, когда Вы были последний раз в "разливайке"
на ул. Прохорова, д. 20? Я был позавчера. Там явные нарушения. Уголок покупателя не на видном месте, за шкафом, до него не добраться.
В туалете мойка не работает, плитка оторвана. Есть жалобы
от избирателей по "разливайкам", а мы опять ничего не делаем.

Булатова С.И. Борис Геннадьевич, напишите обращение как депутат, приложите фото- или видеосъемки. У нас должны быть правовые основания для выхода в хозяйствующий субъект. Более того, Вы, наверное, знаете, что сейчас надзорные каникулы на три года в отношении малого предпринимательства.

Герасимов Б.Г. Давайте совместный рейд проведем. Пригласим представителей МВД, органов прокуратуры.

Булатова С.И. Это будет превышение наших полномочий.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Новиков Аркадий Арсентьевич.

Новиков А.А. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). В настоящее время на полках магазинов очень много овощей, фруктов импортного происхождения, иногда сомнительного качества. Проверяют ли их на качество и на содержание пестицидов?

Второй вопрос. Нас, производителей молока, сейчас удовлетворяет цена на молоко, мы продаем его на три рубля дороже. Но когда мы видим
на прилавках магазинов молоко со сроком годности 1 месяц, нам обидно
за наш продукт. А к нам предъявляют высокие требования, мы стараемся. Ситуация с пальмовым маслом усугубляется.

Нам бы хотелось, чтобы вы относились более жестко к этим продуктам с содержанием пальмового масла. Этим вы поможете потребителям и селянам в поддержании хорошего уровня нашего молока.

Булатова С.И. Хороший вопрос. Когда мы осуществляем контрольно-надзорные мероприятия, мы стараемся всю номенклатуру исследований провести на остаточное количество антибиотиков
и на пестициды, и на микробиологические и санитарно-гигиенические показатели. Овощи исследуем даже на радиологические показатели. Нам необходимо, чтобы была полная оценка конкретного вида продуктов, овощей, фруктов.

Что касается молочных продуктов. На сегодня у нас есть четко регламентированные правовые основания для осуществления контрольно-надзорной деятельности.

В отношении малого предпринимательства в течение трех лет не будут осуществляться мероприятия по контролю. Даже если бы мы их включили, прокуратура просто бы исключила. Этих проверок нет. Но у нас есть потребители, которые достаточно активны и которые могут в наш адрес писать. За 2015 год к нам поступило 124 обращения именно по поводу качества пищевых продуктов, по всем этим случаям мы проводили мероприятия по контролю и привлекали ответственных лиц.

Мы еще можем проводить внеплановые мероприятия по контролю в соответствии с законодательством без согласования с прокуратурой, если у нас будет прямое поручение Правительства Российской Федерации. На основании поручения Правительства Российской Федерации наше руководство, центральный аппарат издает свой приказ и посылает в наш адрес. Помните, в позапрошлом году у нас были сплошные проверки предприятий торговли, которые занимаются оборотом водных биоресурсов, оборотом молочных продуктов.

Сейчас у нас новое поручение: проверка качества молока и молочных продуктов. На самом деле выявляются факты фальсификации, когда происходит обман потребителей, когда ненатуральный продукт выдают за сливочное масло или жир. В целом по Российской Федерации этот процент из числа большого количества миллионных исследований составляет только 5 процентов. Поэтому говорить о том, что все прилавки завалены контрафактной продукцией, я считаю, неправильно. Факты бывают, и мы их выявляем. Если мы осуществляем контрольно-надзорные мероприятия, если цена достаточно низкая, это для нас является индикатором для отбора и исследования. Здесь мы, конечно, принимаем меры.

Что касается наших молокоперерабатывающих предприятий (их у нас 17 различного уровня, крупных и мелких), все они работают на натуральном молоке.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Ремнёв Евгений Алексеевич.

Ремнёв Е.А. (депутат от фракции ЛДПР). Выявлялись ли за 2015 год генномодифицированные объекты, и есть ли у нас закон?

Булатова С.И. У нас есть свои критерии, мы периодически отбираем конкретного вида продукцию на количественное и качественное содержание ГМО. В последние годы фактов наличия ГМО не было. Кроме того, мы выборочно отправляем в референт-центр в лабораторию в Нижний Новгород для качественного и количественного определения.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, Ольга Николаевна Цветкова.

Цветкова О.Н. (Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл). Светлана Ильгизовна, почему у нас такой высокий уровень заболевания туберкулезом?

Булатова С.И. В Куженерском районе высокий показатель заболевания туберкулезом. Ольга Николаевна, картина не совсем плачевная. Когда мы с Вами обсуждали этот вопрос на выездном заседании Комитета, показатели были еще выше. За последние 5 лет мы видим тенденцию к снижению. Темп снижения у нас 11 процентов ежегодно. По итогам 2015 года наши показатели даже ниже, чем по Российской Федерации. Это уже хорошо. Но у нас источники есть, люди обращаются, когда у них уже легкие в фазе распада, а они выделяют возбудителей во внешнюю среду, и они являются опасными для окружающих: для коллег, для семьи и так далее. За счет этого у нас этот резервуар сохраняется. С этой инфекцией мы можем столкнуться и в общественном транспорте, и все будет зависеть от нашего иммунитета. Мы можем быть инфицированы палочкой Коха, но разовьется у нас туберкулез или нет, будет зависеть от защитных сил внутри организма, иммунитета.

Многие отказываются от проведения прививки Манту своим детям. Люди, несведущие в этой области, берут на себя судьбу своего ребенка. Заведующая детским садом не приняла непривитого ребенка в детский сад. Если родитель отказывается от пробы Манту, то он должен принести справку от фтизиатра, который обязан посмотреть по косвенным признакам, не болен ли ребенок туберкулезом. Детский сад – это же организованный коллектив, там тесные контакты. Но мы не опускаем руки, у нас еще много сил, энергии.

Несколько лет назад мы проводили трехстороннюю коллегию с Министерством здравоохранения республики, прокуратурой и Управлением Роспотребнадзора. Могу сказать, что сейчас проводится 100-процентная дезинфекция в очагах, где выявлена активная форма туберкулеза.

 

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Нет.

Уважаемые депутаты!

Рассматривается второй вопрос.

2. Информация Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакова Ю.А. о заседании Президиума Государственного Собрания 10 апреля 2016 года.

Сегодня мы провели здесь два заседания Президиума. Одно – по подготовке к сессии, второе – совместное заседание с руководителями структурных подразделений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.

По сессии рассмотрели все вопросы, все вопросы подготовлены.

Мы ежегодно проводим здесь выездной День депутата, выездные заседания Президиума. Сегодня вопросы, связанные с нарушениями и проверками, очень серьезные. Увидели нарушение, необходимо на него реагировать, для того, чтобы соответствующие службы работали. Мы сегодня опять обсуждали наш закон о бездомных животных. Большое движение в этом направлении есть. Денег недостаточно, чтобы органы местного самоуправления могли работать, нужно рассматривать объем увеличения финансирования и регионального, и местного на эти цели. Все проблемы, которые мы сегодня обсуждали, у нас зафиксированы. Будем совместно с Роспотребнадзором, с федеральными службами, органами местного самоуправления искать пути решения тех проблем, о которых мы сегодня говорили.

Герасимов Б.Г. Юрий Александрович, можно предложение?

Сделать карманы для парковки машин.

Булатова С.И. Карманы сделать можно, но надо убирать деревья. Мне жалко вырубать деревья.

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники Дня депутата!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.

Объявление.

Пятнадцатая сессия состоится 21 апреля 2016 года в 10 часов в большом зале.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемая Светлана Ильгизовна!

Государственное Собрание благодарит ваш коллектив за проведение выездного Дня депутата, желает всем успехов, всего самого доброго. (Аплодисменты.)

(Вручение Благодарственного письма Государственного Собрания коллективу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.)