СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

5 апреля 2016 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Дворца Конгрессов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения пятнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится двадцать второй День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Мякишев Геннадий Федорович, первый заместитель прокурора Республики Марий Эл Ворончихин Юрий Иванович, начальник Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл Бурак Александр Михайлович, исполняющий обязанности министра внутренних дел по Республике Марий Эл Братухин Андрей Валерьевич, руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Доронин Олег Михайлович, начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл Щитов Александр Андреевич, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Соловей Юрий Анатольевич, Председатель Конституционного суда Республики Марий Эл Баранов Александр Михайлович, заместитель председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин Сергей Владимирович, заместитель начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Рыбаков Дмитрий Алексеевич, Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Клементьев Николай Константинович, временно исполняющий обязанности министра юстиции Республики Марий Эл Тарасов Владимир Валентинович, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, председатель Общественной палаты Республики Марий Эл Михеева Татьяна Николаевна, члены Общественной палаты Республики Марий Эл, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтина Юлия Андреевна, члены Молодежного парламента Республики Марий Эл, специалисты Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

С удовольствием выполняю поручение Председателя Государственной Думы Нарышкина Сергея Евгеньевича вручить Почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма" Первому заместителю Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Мухину Владимиру Ивановичу. (Аплодисменты.)

 

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Тематика Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об итогах работы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл за 2015 год.

Слово предоставляется руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл Доронину Олегу Михайловичу.

Доронин О.М. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

В 2015 году Следственным управлением проделан значительный объем работы по укреплению законности и правопорядка в республике.

Последовательно решались задачи, обозначенные Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", приказами Председателя и решениями коллегий Следственного комитета Российской Федерации.

В условиях кризисных явлений и негативных тенденций
в экономике, связанных с неблагоприятными внешнеэкономическими
и внешнеполитическими факторами, через решения коллегии следственного управления принимались дополнительные организационно-практические меры, направленные на корректировку деятельности управления, активизацию работы по ряду направлений. Прежде всего, при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел – по повышению качества доследственных проверок и предварительного следствия, сокращению процессуальных сроков, соблюдению конституционных прав граждан, совершенствованию организации процессуального контроля.

В истекшем году издано и реализовано 62 (2014 – 112) организационно-распорядительных документа, из которых 7 (2014 – 5) – межведомственные. Разработано и направлено в следственные подразделения 6 (2014 – 16) методических рекомендаций, разослано
45 (2014 – 45) информаций. Проведено 16 (2014 – 10) семинарских занятий с сотрудниками и руководителями следственных отделов, из них 8 на базе учебного кабинета криминалистики.

Приоритетными задачами оставались защита интересов личности, общества и государства, реализация эффективных способов предупреждения преступных проявлений, но в первую очередь
осуществление принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Следственное управление принимало участие в работе возглавляемого Главой Республики Марий Эл Координационного совещания по обеспечению правопорядка в республике, совещаний
при главном федеральном инспекторе по Республике Марий Эл.

Активное участие принято в работе  координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики. В рамках исполнения плана мероприятий по борьбе с преступностью организован
и проведен ряд межведомственных совещаний.

Итоги служебной деятельности ежемесячно обсуждались
на оперативных совещаниях при руководстве следственного управления.

В целом же свою работу в 2015 году управление выстраивало исходя из криминогенной ситуации, необходимости создания обстановки безопасности граждан, пресечения экстремизма, террористических вылазок, других опасных преступлений, развития экономики в условиях внешних ограничений.

Ситуация в сфере противодействия преступности характеризовалась ростом регистрации преступлений на 12,7 процента, до 8360 фактов (2014 – 7419). Уровень преступности на 100 тыс. населения возрос до 1216 преступлений.

Увеличение произошло в основном за счет краж (+11,1 процента,
на 297 фактов) и мошенничества (+77,3 процента, на 221 факт). Основной массив составили посягательства средней и небольшой тяжести.

В то же время в результате принятых профилактических мер сохранилась позитивная тенденция сокращения регистрации общего числа тяжких и особо тяжких преступлений (на 11,4 процента), в том числе убийств (на 5,6 процента) и причинений тяжкого вреда здоровью
(на 6,3 процента), изнасилований (на 6,7 процента). Снизилось число зарегистрированных разбоев (на 15,2 процента), хулиганств
(на 52,0 процента), экономических преступлений против собственности
(на 23,6 процента).

При этом возросло количество преступлений, совершенных
в состоянии алкогольного опьянения, а также на улицах и в общественных местах. Из установленных преступников более половины уже совершали преступления, почти четверть – ранее судимы.

Раскрываемость на территории республики увеличилась и составила 61,8 процента.

Благодаря четкой работе наших следователей и оперативных сотрудников Управления ФСБ и МВД по республике раскрыто
92,3 процента убийств, 95,8 процента – фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилований –
100 процентов.

Чтобы добиться успехов в раскрываемости преступлений, органам дознания пришлось качественно и в основном в установленные сроки выполнить 1785 (2014 – 1464) поручений следователей о проведении оперативно-разыскных мероприятий, осуществлять оперативное сопровождение по ряду уголовных дел даже на стадии рассмотрения
их в суде.

Активизация работы последовательно привела к сокращению количества дел, по которым не установлены виновные лица. В 2015 году принято решение о приостановлении предварительного следствия
по 16 делам, а в 2014 – по 28. Наибольшее их количество приходится
на следственный отдел по г. Йошкар-Оле (13).

С целью раскрытия этих преступлений расследование поручено следователям постоянно действующей следственно-оперативной группы по раскрытию преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Промежуточные результаты заслушиваются на межведомственных оперативных совещаниях.

Решения о приостановлении производства по делам не принимались в 4 из 7 следственных отделов.

Также совместными усилиями с правоохранительными органами раскрыто 22 (2014 – 15) преступления прошлых лет, из которых 11
(2014 – 7) – тяжкие и особо тяжкие. 15 (2014 – 12) уголовных дел направлено в суд, 7 (2014 – 1) прекращено за истечением срока давности уголовного преследования. Среди раскрытых – 4 убийства, 1 факт причинения смерти по неосторожности, 3 факта насильственных действий сексуального характера.

Так, качественная оперативная и следственная работа по повторной отработке ранее известной информации позволила установить виновных лиц, совершивших убийство Курочкиной в 1997 году и убийство Потапова в 1999 году.

Дала положительные результаты и проверка следственно-оперативным путем обвиняемых по находящимся в производстве уголовным делам на причастность к совершению иных преступлений.

Еще имеется оперативно значимая информация, которая позволит
в перспективе раскрыть совершенные ранее тяжкие и особо тяжкие преступления.

В 2015 году преступными действиями обвиняемых по уголовным делам причинен ущерб в размере 80 млн 670 тыс. рублей (2014 –
77 млн 609 тыс. рублей). При этом возмещение причиненного ущерба составило 61,6 процента, или 49 млн 691 тыс. рублей (2014 – 57,8 процента, или 44 млн 877 тыс. рублей).

Положительно влияет на этот процесс организация оперативно-разыскных мероприятий по установлению имущества, подлежащего аресту. Общая сумма арестованного имущества составила
15 млн 134 тыс. рублей (2014 – 8 млн 683 тыс. рублей), что превышает показатель предыдущего года почти в 2 раза.

Теперь остановлюсь на результатах следственной работы.

В 2015 году рассмотрено 3303 (2014 – 3464) сообщения
о преступлениях (-4,6 процента), из них 1968 (59,6 процента) –
о преступлениях против личности, 255 (7,7 процента) – против порядка управления, 253 (7,7 процента) – против конституционных прав граждан, 282 (8,5 процента) – о преступлениях экономической направленности,
148 (4,5 процента) – о коррупционных преступлениях.

Количество возбужденных уголовных дел увеличилось на 23,8 процента с 488 до 604. Удельный вес от общего числа поступивших сообщений составил 18,3 процента (2014 – 14,1 процента).

Следственным управлением в 2015 году расследовано
776 преступлений, что на 5,6 процента больше, чем в 2014 году (735). Дополнительно раскрыто 56 (2014 – 125) ранее не состоявших на учете преступлений, из которых 19 (2014 – 93) – тяжкие и особо тяжкие.

Окончено производством 560 уголовных дел, что больше
на 6,5 процента.

Направлено в суд 43 (2014 – 50) уголовных дела в отношении
45 (2014 – 52) лиц, совершивших убийства и покушения на убийство.

Установлены обстоятельства смерти престарелой Яндыбаевой. Обвинение в совершении указанных преступлений предъявлено ее внучке, которая, зная, что у бабушки есть денежные средства, подговорила своих знакомых совершить разбойное нападение, в ходе которого и было совершено ее убийство.

Завершено расследование обстоятельств убийства Акозина. Преступление на почве конфликта совершено ранее судимыми несовершеннолетними В. и З., сбежавшими из мест лишения свободы.
В ходе расследования дополнительно выявлено еще 5 эпизодов
их преступной деятельности на территории республики.

В истекшем году окончено расследование 26 (2014 – 21) уголовных дел в отношении 30 (2014 – 24) лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 111 УК Российской Федерации.

Расследовано 32 (2014 – 15) уголовных дела о преступлениях против половой неприкосновенности, из которых 15 (2014 – 10) – об изнасиловании (ст. 131 УК Российской Федерации), 15 (2014 – 5) – о насильственных действиях сексуального характера (ст. 132, 134 УК Российской Федерации), 2 (2014 – 0) – о развратных действиях (ст. 135 УК Российской Федерации).

Несовершеннолетние лица обрели статус обвиняемых по 53
(2014 – 59) уголовным делам, среди которых 2 (2014 – 1) дела об убийствах (ст. 105 - 107 УК Российской Федерации), 2 (2014 – 0) – против половой неприкосновенности (ст. 131 - 132 УК Российской Федерации), 8 (2014 – 35) – против собственности (ст. 158 - 163 УК Российской Федерации) и другие.

Но самое большое количество уголовных дел в отношении несовершеннолетних расследовано, как и в 2014 году, по фактам незаконного оборота наркотиков (2014 – 20, 2015 – 19).

Так, окончено производством уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, который, действуя в составе организованной группы, в период с сентября 2014 года по март 2015 года занимался распространением наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Он осужден к 5,5 годам лишения свободы.

Среднемесячная нагрузка по находящимся в производстве делам составила 2,6 (2014 – 2,2) дела на одного следователя, по оконченным уголовным делам – 1,6 (2014 – 1,4).

Большое внимание уделено устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступлений. Следователями внесено
930 представлений (2014 – 428), из них компетентными органами рассмотрено 487, или 91,9 процента (2014 – 388, или 90,7 процента),
к дисциплинарной ответственности привлечено 81 должностное лицо (2014 – 73).

Так, по факту совершения насильственных действий, причинивших физическую боль несовершеннолетнему Н., в Волжском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями по результатам представления воспитателю и директору учреждения объявлены выговоры, а заместитель директора уволен.

Кроме этого, по инициативе следственного управления несовершеннолетнему организована психологическая реабилитация детским психологом, а вопросы несоблюдения принципов гуманности
и взаимного уважения в Волжском реабилитационном центре стали предметом рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних с участием представителей прокуратуры, МВД, заинтересованных министерств
и ведомств.

В этой связи хотелось бы отметить, что следственное управление
и далее будет уделять особое внимание защите детей от преступных посягательств.

В прошедшем году по делам, отнесенным к компетенции следственного управления, потерпевшими признано 44 ребенка,
из которых 2 – это жертвы убийств, 24 – подверглись сексуальному насилию.

Последние в основном относятся к категории малолетних, которые
в силу своего возраста не могут оказать сопротивления насильникам.

Так, к 12 годам лишения свободы осужден Мингазов за совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней К., дочери сожительницы.

Наказание в виде 15 лет лишения свободы будет отбывать несовершеннолетний Б., который совершил насильственные действия сексуального характера в отношении своей малолетней сестры Б., находившейся в Реабилитационном центре для детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья "Журавушка".

Приговором суда Пасынкову, совершившему насильственные действия сексуального характера в отношении своей малолетней дочери П., 2003 года рождения, назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы.

Также зарегистрировано 7 (2014 – 12) случаев безвестного исчезновения несовершеннолетних. Местонахождение 6 установлено,
они каким-либо противоправным действиям не подверглись.

По 1 факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации (умышленное убийство), в связи с внезапным исчезновением несовершеннолетней С.

В поисковых мероприятиях, помимо сотрудников органов внутренних дел, принимали участие учащиеся и работники образовательной школы, представители администрации муниципального образования.

Было установлено, что Кирлашев, познакомившись в ночное время
с потерпевшей, совершил в отношении нее половое сношение и иные действия сексуального характера. В последующем, после произошедшей между ними ссоры задушил, а труп утопил в водоеме неподалеку от своего дома. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 16 лет
с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Работу по обеспечению неотвратимости наказания за подобные преступления управление будет неотступно продолжать.

Всего же в 2015 году в следственные отделы для разрешения
в порядке ст. 144 - 145 УПК Российской Федерации поступило 37 (2015 – 49) сообщений о безвестном исчезновении граждан. Возбуждено 4 (2015 – 1) уголовных дела, из которых 3 – по фактам убийств (ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации) и 1 – по факту похищения человека (ч.1 ст.126 УК Российской Федерации). Из их числа предварительное следствие по 2 уголовным делам не окончено.

В 2015 году, понимая всю опасность экстремизма, ужесточено применение уголовно-правовых мер.

Расследовано 7 (2014 – 3) уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности. Направлением в суд окончено 5 (2014 – 2) дел, 1 (2014 – 0) уголовное дело направлено по подследственности,
еще 1 (2014 – 1) – находится в производстве.

Так, суду за совершение преступлений, предусмотренных ст. 282
УК Российской Федерации, преданы небезызвестных 5 жителей республики (Гаязов, Петров, Воробьев, Пирогов и Максимов), размещавших на интернет-ресурсе "ВКонтакте" информацию, направленную на возбуждение ненависти и вражды к различным группам лиц, объединенных по признакам национальности, а также этнических групп.

Направлено в суд 1 (2014 – 0) уголовное дело о преступлении террористической направленности: отец взял в заложники собственного малолетнего сына. За совершение преступления, предусмотренного
п. "д" ч. 2 ст. 206 УК Российской Федерации, он осужден к 6 годам лишения свободы.

Основные усилия в истекшем году были нацелены на пресечение проявлений коррупции. Понимая масштабы этого явления, работа строилась в тесном взаимодействии с органами дознания, поскольку эти преступления выявляются в основном методами оперативно-разыскной деятельности.

В результате количество возбужденных уголовных дел данной категории увеличилось на 39,2 процента. В производстве находилось
142 уголовных дела, в 2014 – 102.

В суд направлено 56 уголовных дел (2014 – 55), 70 – присоединено
к другим (2014 – 14), 6 – прекращено (2014 – 10).

За совершение коррупционных преступлений уголовную ответственность понесли 45 (2014 – 42) должностных лиц, которые совершили 124 (2014 – 141) преступных деяния. Среди них 11 (2014 – 6) должностных лиц органов местного самоуправления, 4 – органов Минздрава (2014 – 0), 2 (2014 – 0) члена избирательных комиссий,
6 (2014 – 2) сотрудников УФСИН.

В суд направлено 12 (2014 – 6) уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, наделенными особым правовым статусом. Фактов прекращения таких дел не имеется (2014 – 1).

В том числе 7 дел (2014 – 5) в отношении 7 (2014 – 5) депутатов.

Направлены в суд уголовные дела в отношении двух директоров частных автошкол г. Козьмодемьянска: Москалева (депутат Собрания депутатов Емешевского сельского поселения) и Кострова (депутат Собрания депутатов городского округа "Город Козьмодемьянск"), которые в целях искусственного увеличения числа учащихся возглавляемых ими организаций фиктивно регистрировали по месту пребывания жителей других регионов в принадлежащих им помещениях.

Расследовано уголовное дело в отношении Самсонова (депутат Собрания депутатов Юринского муниципального района), организовавшего незаконную рубку леса.

В Советском районе привлечен к уголовной ответственности Петухов (депутат Собрания депутатов Ронгинского сельского поселения), который на почве личной неприязни причинил легкий вред здоровью проживающему по соседству несовершеннолетнему Я., страдающему психическим расстройством.

За истязание и причинение вреда здоровью своим жене и детям
на скамью подсудимых отправлен депутат Собрания депутатов Кужмарского сельского поселения Звениговского района Алексеев.

В Сернурском районе доказан факт мошенничества со стороны заведующей детским садом Вахониной (депутат Собрания депутатов Зашижемского сельского поселения), которая фиктивно трудоустроила
в возглавляемую ею организацию своего сына и получала начислявшуюся на его имя заработную плату. Похищено более 18 тыс. рублей.

Депутат Собрания депутатов Русско-Ляжмаринского сельского поселения Параньгинского района Фатыков привлечен к ответственности за подделку путевого листа при осуществлении пассажирских перевозок.

СО по г. Волжску за покушение на дачу взятки сотруднику ГИБДД привлечен к уголовной ответственности депутат Собрания депутатов Зеленодольского муниципального района Шакиров.

Избирательные комиссии – 4 дела (2014 – 0) в отношении 4 членов избирательных комиссий.

Окончено расследование в отношении начальника городского отделения почтовой связи г. Звенигово Первого Волжского почтамта
(члена участковой избирательной комиссии избирательного участка № 228 Звениговской районной территориальной избирательной комиссии) Андреевой, которая присвоила денежные средства в сумме 120 тыс. рублей, поступившие в отделение связи в виде наложенного платежа. Выдав товар покупателю, Андреева не отправила деньги продавцу.

Расследовано уголовное дело в отношении члена участковой избирательной комиссии избирательного участка № 125 г. Волжска Петрова, который оскорбил судью во время судебного заседания.

Следственным отделом по г. Йошкар-Оле завершено следствие
по делу Диденко (член участковой избирательной комиссии № 50 Йошкар-Олинской городской территориальной избирательной комиссии № 1), который не только участвовал в цепочке сбыта наркотических средств,
но и вовлек в их распространение двух несовершеннолетних девушек.

Привлечен к уголовной ответственности директор дома культуры Окулов, являющийся членом Сернурской районной территориальной избирательной комиссии, который присвоил денежные средства в сумме 9 тыс. рублей, полученные от предпринимателей в виде арендных платежей.

Направлено прокурору уголовное дело в отношении адвоката Большова, применившего насилие в отношении представителя власти.

В истекшем году следственным управлением использовались все возможности для обратной связи с населением, широко освещалась деятельность в средствах массовой информации, активно осуществлялось сотрудничество с институтами гражданского общества, что помогло действовать в русле чаяний наших граждан, вовремя корректировать свою работу.

Благодаря открытой информационной политике в 2015 году было показано 118 (2014 – 142) сюжетов на телевидении. Деятельность управления более 1000 раз (2015 – 1005, 2014 – 1150) освещалась на радио.
417 (2014 – 451) информаций опубликовано в печатных изданиях,
из которых 207 (2014 – 126) – это интервью с сотрудниками следственного управления.

В сети "Интернет" почти на полторы тысячи, до 7610 (2014 – 6244) случаев, увеличилось количество упоминаний о работе следственного управления.

С целью приема граждан руководством следственного управления осуществлено 37 (2014 – 37) выездов в районы республики. Принято участие во Всероссийском дне приема граждан. Действует телефон доверия, "прямая линия", "ребенок в опасности", "интернет-приемная".

Сотрудники аппарата и руководители следственных подразделений ориентированы на неукоснительное исполнение законодательства, требований руководящих документов, определяющих порядок работы
в данном направлении деятельности.

Всего в 2015 году следственным управлением и подчиненными следственными отделами рассмотрено и разрешено 987 (2014 – 916) обращений, из которых разрешено по существу – 626 (2014 – 607).

Гражданами в основном обжаловались решения, принимаемые
по материалам проверок и уголовным делам, заявлялось о необоснованном осуждении. В ряде случаев жалобы не относились к компетенции Следственного комитета.

Это говорит о том, что граждане нам доверяют.

Поэтому в повседневном общении с людьми, которые обратились
к нам со своей бедой, следует помнить слова Анатолия Федоровича Кони
о том, что "…к работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием
к нам со стороны общества и ответственным характером выполняемых функций".

Поэтому мы и впредь будем остро реагировать на факты непринятия мер по обращениям граждан, отсутствия уважительного отношения к ним.

Уже ни у кого не вызывает сомнения, что разделение функций прокурорского надзора и предварительного следствия повысило уровень законности и качество результатов работы органов предварительного следствия.

В первую очередь, положительно сказалось отсутствие теперь заинтересованности прокуратуры даже при наличии в стадии предварительного следствия недостатков направлять дело на рассмотрение в суд с тем, чтобы устранить их в судебном следствии.

От этого выиграли как отдельные граждане, так и в целом наше общество.

В то же время это позитивно отразилось на качестве предварительного следствия, так как руководители следственных органов убедились, что ошибки будут неизбежно выявлены.

Именно такой подход органов прокуратуры к исполнению возложенных обязанностей и повышение уровня ответственности наших руководителей позволили снизить почти на треть количество уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование, с 32 в 2014 году
до 13 в 2015 году. Удельный вес таких дел уменьшился с 6,7 процента
до 2,5 процента.

Судом возвращено 3 дела (2014 – 4), удельный вес которых от числа направленных в суд составил 0,6 процента (2014 – 1,4 процента). Полномочия, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК Российской Федерации, руководителями следственных подразделений не использовались.

Основная причина возврата – это неполнота предварительного следствия (58 процентов). Обеспечили 100-процентное качество расследования руководители Горномарийского и Советского следственных отделов.

Работа по повышению качества предварительного расследования строилась главным образом через реализацию разработанных следственным управлением и закрепленных в соответствующих планах следственного управления от 31 декабря 2014 года и от 30 июня 2015 года, предусматривающих 69 мероприятий, связанных с проведением обобщений, изучением практик, оказанием практической помощи, повышением уровня профессиональной подготовки сотрудников следственного управления.

Аппаратом осуществлено 52 (2014 – 40) выезда в территориальные следственные отделы с оказанием практической помощи, изучено более 400 (2014 – 350) уголовных дел, дано 143 (2014 – 113) письменных указания, что составило 15,1 процента (2014 – 3,4 процента) от всех данных указаний при осуществлении ведомственного контроля.

Наша же задача состоит в том, что законные права и интересы участников уголовного судопроизводства должны соблюдаться неукоснительно.

Совершенно не красят следственное управление факты, когда судом доказательства признаются недопустимыми в связи с тем, что в ходе расследования нарушены требования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. У нас был такой случай в прошедшем году. Следователь проигнорировал требования закона, регламентирующие производство осмотра места происшествия, проведение допроса несовершеннолетних, а также освидетельствования. По результатам проверки следователь из органов уволен.

Руководство управления остро реагирует на выявленные процессуальные нарушения при проведении предварительного следствия. Не случайно в 2015 году к дисциплинарной ответственности
за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей привлечено
32 (2014 – 36) сотрудника, к которым применено 41 (2014 – 48) взыскание.

Такой жесткой позиции мы будем следовать и далее. Обеспечение прав и законных интересов граждан является для нас приоритетным. Любое отступление в сторону может повлечь привлечение
к ответственности невиновного либо, наоборот, освобождение
от ответственности лица, действительно совершившего преступление.

В этой связи хочется отметить положительные тенденции обеспечения законности на стадии задержания граждан по подозрению
в совершении преступлений.

Всего в порядке ст. 91 УПК Российской Федерации задержано
74 (2014 – 86) лица, из которых 72 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Количество освобожденных из ИВС лиц сократилось с 6 в 2014 году до 2 в 2015 году.

Судами республики отклонено лишь 1 ходатайство следователя
об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
с последующим применением домашнего ареста.

Судами республики в удовлетворении поданных ходатайств
о продлении обвиняемым срока содержания под стражей и домашнем аресте не отказывалось (2014 – 3), судами удовлетворены все
104 ходатайства.

В прошедшем году была поставлена задача существенно сократить вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые в последующем отменялись. Все понимают, что этим сокращается объем работы, граждане получают надлежащую правовую защиту,
это разгружает руководителей и прокуроров, вынужденных постоянно отменять необоснованные постановления.

Принятые в 2015 году меры дали положительный результат.

Так, если в 2014 году было отменено 531 решение, то в 2015 – 123. Меньше в 4 раза. Удельный вес уменьшился с 20,6 процента
до 6,1 процента. Прокурорами признаны необоснованными
86 постановлений, что составило 70 процентов от числа всех отмененных. Судом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела
не отменялись.

Повторно в 2015 году отменено 23 постановления об отказе
в возбуждении уголовного дела, в 2014 году было 158. Это почти в 7 раз меньше.

Нельзя не заметить и то, что в 4 случаях при отмене постановлений об отказе возбуждены уголовные дела (2014 – 6), что диктует необходимость усиления ведомственного контроля на этой стадии.

Полагаю, что это не предел. Перед управлением поставлена задача  добиться того, чтобы все решения об отказе в возбуждении уголовного дела были законными, обоснованными, объективными. В противном случае страдают интересы граждан.

В истекшем году обеспечение разумных сроков досудебного производства стало предметом постоянной заботы в связи с тем, чтобы промежуток времени с момента совершения преступления до приговора был как можно короче. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов правовую
и фактическую сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, что объективно требует определенных временных затрат. Но в законе прямо указано, что никакие обстоятельства, связанные с организацией работы, не могут приниматься во внимание
в качестве оснований для превышения разумных сроков.

В целях пресечения волокиты и предупреждения нарушений законодательства аппаратом подготовлено и проведено 273 (2014 – 370) оперативных совещания, на которых заслушивались ход и результаты расследования уголовных дел, представляющих особую сложность.

В 2015 году окончено с нарушенным сроком 132 (2014 – 167) уголовных дела, их удельный вес от числа оконченных составил
23,5 процента (2014 - 31,7 процента), что ниже показателя предыдущего года на 8,2 процента.

Из оконченных дел с нарушенным сроком следствия 32 окончены производством свыше 2 месяцев, но не более 3 месяцев; 62 – свыше
3 месяцев, но не более 6 месяцев; 34 дела – свыше 6 месяцев, но не более 12, 4 дела – свыше 12 месяцев.

Наиболее актуальные причины разделяют сложность и многоэпизодность расследуемых уголовных дел (38 дел, или 28,8 процента), а также длительность проведения судебных экспертиз (26 дел, или 19,7 процента).

Особые процессуальные правила производства по делам
о преступлениях несовершеннолетних, установленные законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, стали основанием для продления сроков следствия по 34 делам, или
25,8
процента.

Только тщательная организация планирования, хорошо налаженное взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами, а также жесткий процессуальный контроль позволят нам добиться лучших результатов. Ни одна деталь не должна ускользать
от внимания следователей.

Все условия результативной следственной работы у нас имеются.
Из Следственного комитета нам пришли современные методики расследования, имеется добротное криминалистическое обеспечение,
что позволяет нам работать ритмично и уверенно.

При этом мало собрать доказательственный материал, в нем надо разобраться, вооружившись огромным объемом специальных познаний.

В результате применения криминалистической (специальной) техники, находящейся на вооружении следственного управления, получены сведения, имеющие доказательственное значение по 240
(2014 – 362) преступлениям.

Так, при осмотре места происшествия по факту обнаружения трупа Малыгина с признаками насильственной смерти успешно применен экспресс-тест "Seratec" для обнаружения слабовидимых следов крови
на объектах, находящихся около трупа.

В результате применения источника криминалистического света MISONIX удалось обнаружить на орудии убийства (фрагмент бревна) волосы потерпевшего Колобочкина.

Имеются положительные примеры использования мобильного комплекса по сбору и анализу цифровых данных "UFED".

Активно используется полиграф "Диана" при проведении психофизиологических исследований как в ходе расследования дел,
так и при разрешении материалов доследственных проверок. В отчетном периоде проведено 109 (2014 – 94) исследований.

При расследовании преступлений проведено 2163 (2014 – 2100) судебных экспертизы, из которых в экспертных подразделениях МВД – 461 (2014 – 369), в учреждениях МЗ Республики Марий Эл – 1391
(2014 – 1649), в учреждениях МЮ – 16 (2014 – 23), в иных учреждениях – 295 (2014 – 59). Это больше, чем в предыдущем году.

Анализ показал, что традиционные криминалистические, медицинские, психиатрические судебные экспертизы проводятся
в государственных экспертных учреждениях.

Проведение платных лингвистических, психолого-лингвистических, технических, оценочных и строительно-технических судебных экспертиз негосударственными экспертами обусловлено отсутствием в государственных экспертных учреждениях республики экспертов, обладающих необходимыми познаниями, способными дать объективное и научно обоснованное заключение.

В отчетном периоде проведено 98 (2014 – 40) платных исследований нештатными экспертами, за их производство выплачено 1 213 153 (2014 – 561 721) рубля. Это в 2 раза больше, чем в 2014 году.

Вызывает сложность проведение видеотехнических судебных экспертиз, т.к. они так же, как генетические экспертизы, назначаются
в экспертные учреждения других регионов. Это обусловлено отсутствием возможности их проведения в экспертных учреждениях республики.

Особые надежды возлагаем на введенную в действие лабораторию по производству молекулярно-генетических экспертиз на базе ЭКЦ МВД по Республике Марий Эл.

Учитывая выделение значительных бюджетных средств
на стабилизацию ситуации в экономике, предстоит выстраивать работу
с контролирующими и оперативными службами таким образом, чтобы обеспечить незамедлительное реагирование уголовно-правовыми средствами на все факты преступлений в сфере экономической деятельности.

Экономический кризис не миновал страну. В этих условиях бюджет Российской Федерации должен быть надежно защищен. Поэтому роль следственных органов в деле пополнения бюджета налоговыми платежами для стабильного развития экономики трудно переоценить.

В прошедшем году окончено производством 13 (2014 – 11) уголовных дел о налоговых преступлениях, ущерб от совершения которых составил 33 млн 974 тыс. (2014 – 18 млн 627 тыс.) рублей. Сумма возмещенного ущерба составила 19 млн 219 тыс. (2014 – 11 млн 884 тыс.) рублей, или 56,6 процента (2014 – 63,8 процента).

Результативность выявления налоговых преступлений и дальше будет повышаться, а суммы поступлений от налоговых платежей в бюджет увеличатся.

Идет 2016 год. Не за горами очередные выборы. Избирательный процесс сопровождается жесткой политической борьбой, порой переходящей за рамки закона, что наглядно продемонстрировали выборы 2015 года.

В период их проведения и в дальнейшем в следственном управлении находилось 16 материалов по сообщениям, связанным с нарушением законодательства о выборах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, а также 2 уголовных дела указанной категории.

Так, в производстве находится уголовное дело, возбужденное
по ч. 1 ст. 128.1 УК Российской Федерации. Установлено, что с 1 по 11 сентября 2015 года неустановленное лицо изготовило и организовало распространение на территории г. Йошкар-Олы агитационных листовок, содержащих заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство кандидатов на должность Главы республики Маркелова, Кондакова
и подрывающих их репутацию.

Лицо, организовавшее распространение указанных листовок, – жительница г. Кирова Торопова, пояснившая о своей неосведомленности относительно содержания листовок, так как распространить их за денежное вознаграждение ее попросил неизвестный мужчина.

27 ноября 2015 года возбуждено уголовное дело по ст. 142.1
УК Российской
Федерации по обращению Рожкина. Установлено,
что с 12 до 20 часов 13 сентября 2015 года в помещении избирательного участка № 495 в п. Советский были внесены в книгу списка избирателей заведомо недостоверные сведения о серии и номере паспорта его отца,
как избирателя, который в выборах участие не принимал, находился
за пределами республики. Следствие продолжается.

В связи с этим следователи настроены на предельно внимательное отношение ко всем сообщениям о совершении преступлений, связанных
с выборами.

Полагаю, что 2016 год станет еще одним шагом  вперед в деле обеспечения бескомпромиссной борьбы с преступностью, утверждения правопорядка и законности в республике.

Вам, уважаемые депутаты, хочу пожелать плодотворной работы
в текущем 2016 году.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Олег Михайлович.

Будут ли вопросы к Олегу Михайловичу?

Пожалуйста, депутат Герасимов Борис Геннадьевич.

Герасимов Б.Г. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 9).
Олег Михайлович, Вы нашли сотрудников полиции, которые убили во время прохождения тестирования при поступлении на службу
в ОМОН Максима Ядыкова? И что сделано, чтобы не было таких случаев?

Доронин О.М. Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что нам пришла экспертиза. Мы считаем, что в нормативных актах МВД есть пробелы. Направлено представление
в МВД об отстранении, но доказать вину кого-либо из сотрудников нет возможности. Была назначена комплексная экспертиза, проводилась она
в городе Москве, по ее результатам было принято официальное решение.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Нет.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Рассматривается второй вопрос.

2. О деятельности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Марий Эл по вопросу реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также
в области противодействия их незаконному обороту.

Слово предоставляется начальнику Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
по Республике Марий Эл Щитову Александру Андреевичу.

Щитов А.А. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл!

Накопленный опыт правоохранительной работы, организации
и проведения профилактической деятельности послужил основой формирования Стратегии государственной антинаркотической политики, которая была разработана ФСКН России и 9 июня 2010 года утверждена Указом Президента Российской Федерации. Впервые наравне с терроризмом наркомания была отнесена к важнейшим угрозам национальной безопасности. Основными направлениями были определены противодействие незаконному обороту наркотиков и снижение спроса
на них. Тем самым профилактическая работа стала одним из важнейших направлений антинаркотической деятельности.

Управлением осуществляется взаимодействие в рамках
55 межведомственных планов и соглашений с субъектами государственной антинаркотической политики. Совместно с государственными органами
и учреждениями, общественными объединениями и спортивными организациями проведено 474 профилактических мероприятия, которыми охвачено порядка 30 тысяч человек. Доминирующая часть из них – подростки и молодежь. Проведено  308 координационных мероприятий (заседаний, рабочих встреч, "круглых столов" и конференций).

Наиболее эффективной формой профилактической работы является волонтерское движение.

В Йошкар-Олинском медицинском колледже уже несколько лет существует отряд волонтеров "Мы за здоровый образ жизни", состоящий из студентов и преподавателей.

В Марийском государственном университете в рамках проекта школы актива "Волонтерство" проведены обучающие занятия
по программе "Здоровая инициатива". Участники программы посетили
29 школ и 12 профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл и Кировской области.

С октября прошлого года на базе Дворца молодежи организована школа волонтеров для учащихся профессиональных образовательных организаций. Обучение в школе прошли 68 человек.

Наиболее тесным взаимодействием отличается наше сотрудничество с Министерством образования и науки по исполнению комплекса мер, направленных на расширение участия граждан в профилактической деятельности. При его активной поддержке уже не первый год проводится республиканский этап Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. На конкурс было представлено 37 работ, лучшие из которых рекомендованы экспертной комиссией к участию в окружном этапе конкурса.

Управление выступило организатором регионального этапа Всероссийского конкурса социальной антинаркотической рекламы.
В истекшем году одна из работ, представленная в виде макета наружной рекламы, была удостоена первого места на окружном этапе конкурса.

На базе Поволжского государственного технологического университета в течение 4 лет проводится республиканская научно-практическая конференция "Инновационные подходы к профилактике наркомании в образовательных организациях".

Сотрудниками Управления совместно с представителями Министерства внутренних дел проводятся профилактические мероприятия и в летних оздоровительных лагерях.

Совместно с Министерством образования и науки реализуется республиканская антинаркотическая акция "Бей в набат!".

Среди учащихся школ и студентов профессиональных образовательных организаций проведен I республиканский конкурс фоторабот "Яркие краски жизни".

При взаимодействии с психологами центра "Доверие" организованы и проведены тренинги для педагогов образовательных учреждений
по организации профилактической работы с учащимися.

Мероприятия, направленные на пропаганду физической культуры
и спорта, проводятся совместно с Министерством спорта.
В июне 2015 года прошел республиканский этап Всероссийских соревнований по футболу "Кожаный мяч".

Дважды в год сотрудниками Управления и Министерства внутренних дел в образовательных организациях проводится месячник "Предупрежден – значит вооружен!" по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

С целью вовлечения широкого круга представителей различных слоев населения в обсуждение проблем распространения наркотиков, создания механизмов обратной связи с населением 28 октября 2014 года при Управлении создан Общественный совет.

По инициативе Управления с 2009 года реализуется проект "Кадеты наркоконтроля" среди учащихся 10 - 11 классов гимназии № 4
и с 2013 года – проект "Щит" среди учащихся 5 и 10 классов Медведевской средней общеобразовательной школы № 3. 10 декабря прошлого года
на ее базе состоялось торжественное открытие Кадетского корпуса.
На 13-м сборе воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации, прошедшем на прошлой неделе в г. Москве, кадеты Медведевской школы заняли 3-е место среди 42 команд.

С принятием 15 апреля 2014 года государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" в правоохранительной деятельности основным направлением определено противодействие организованной наркопреступности, как базовой составляющей теневого наркорынка. В условиях оптимизации численного состава Управления
на 25 процентов удалось добиться роста результативности нашей работы.

В истекшем году Управлением зарегистрировано 426 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+7,3 процента), из которых 273 – связаны со сбытом (+34,5 процента), 345 являются тяжкими и особо тяжкими (+13,4 процента).

Принятыми мерами нами достигнуты 2 индикатора государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков". Доля зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных
с НОН, составила 81 процент (по программе 79,95 процента),
доля предварительно расследованных преступлений, совершенных
в организованных формах, – 17,7 процента (по программе 24,34 процента), доля лиц, совершивших преступления в организованных формах –
23,9 процента (по программе 23,02 процента).

Зарегистрировано 146 преступлений, совершенных с использованием интернет-ресурсов. В Роскомнадзор направлено 28 писем о блокировании информации, распространение которой запрещено. В результате
их рассмотрения доступ к 25 сайтам был прекращен.

Выявлено 3 преступления, связанных с контрабандой подконтрольных веществ.

В ходе предварительного расследования уголовных дел
о преступлениях, совершенных участниками преступных групп, были собраны доказательства 3 фактов легализации ими наркодоходов на сумму почти 2 миллиона рублей.

Пресечена деятельность 2 наркопритонов.

Проведено 25 оперативно-профилактических мероприятий в местах
с массовым пребыванием людей, в ходе которых проверено 28 объектов.
К проведению 5 мероприятий привлекались сотрудники ФМС и МВД.
В результате возбуждено 2 уголовных дела (хранение), изъято 16,5 г наркотиков (гашиш, амфетамин, "курительная смесь"), к административной ответственности за немедицинское употребление психоактивных веществ привлечено 12 лиц.

Из незаконного оборота на момент возбуждения уголовного дела изъято свыше 45 кг наркотиков (+26,3 процента). Пресечен оборот
27 оптовых партий наркотических средств (+12,5 процента).
На этапе поступления в республику было изъято более 3,5 кг наркотиков, ликвидировано порядка 6 устойчивых каналов их поступления.

Выявлено 309 административных правонарушений (+23,1 процента). К административной ответственности привлечен 221 человек, в том числе 2 гражданина иностранных государств (Узбекистан, Белоруссия). Сумма наложенных штрафов составила 1,4 млн руб. (+99,4 процента).

В последние 3 года мы сознательно отказались от погони
за палочными показателями регистрации, так называемой "уличной"
или "асфальтовой" преступности, отнимающей значительные силы
и средства, сосредоточив усилия на противодействии организованной наркопреступности.

Только за последние 2 года сотрудниками Управления пресечена деятельность более чем 45 преступных групп различной степени организованности. Их общая численность превышает 75 человек.
В 2015 году  в суд направлено 25 уголовных дел по преступлениям, совершенным в составе группы лиц по предварительному сговору,
и 2 уголовных дела в отношении организованных преступных групп.

Так, была задержана одна из крупнейших организованных преступных групп, которая занималась хранением и сбытом синтетических наркотиков на территории Пензенской области, республик Марий Эл и Чувашия. В банду входило четыре человека – организовал ее 24-летний уроженец Украины. В рамках операции было изъято свыше
3,5 кг наркотических средств, а это почти 4 млн разовых доз.
По розничным ценам общая стоимость изъятых наркотиков составила
9,5 млн рублей. Главарь сообщества приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания  в исправительной колонии строгого режима. Остальные участники преступной группы получили 10 лет
и 3 года лишения свободы.

Другой пример. В ходе проведенных оперативно-разыскных мероприятий установлено, что с июля 2015 года преступная группа этнических цыган в составе 2 человек, отбывающих наказание
в местах лишения свободы на территории Республики Марий Эл,
а также гражданки Украины "С" организовали сеть сбыта героина
на территории Нижегородской области и Республики Марий Эл.
6 сентября "С" была задержана, из незаконного оборота изъято 172 г героина. Организатор группы приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, а "С" к 6,5 годам лишения свободы.

Совместно с Управлением по г. Санкт-Петербургу проведен комплекс оперативно-разыскных мероприятий в отношении группы
из 4 человек, организовавших канал поставки наркотического средства гашиш из г. Санкт-Петербурга. 2 из участников группы являлись жителями г. Йошкар-Олы, один гражданин Узбекистана. После проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий 5 мая трое из участников группы были задержаны, а в начале июля задержан и поставщик гашиша "А". Всего из незаконного оборота изъято 940 г гашиша. Возбуждено уголовное дело. В отношении 3 участников группы избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Примечателен и такой пример:

Сотрудниками Управления пресечена деятельность преступной группы, состоящей из двух молодых людей. Организатором группы стала 19-летняя йошкаролинка. Она нигде не работала и не училась, зато успела несколько раз побывать под следствием и получить условный срок по наркостатье. Девушка вовлекла в преступный бизнес своего 18-летнего знакомого.

Всего из незаконного оборота было изъято более 3 кг синтетических наркотических средств

Ближайшие 12 лет они проведут в местах лишения свободы.

В текущем году нами задержан один из основных организаторов распространения синтетических наркотиков в республике, которому
на протяжении ряда лет удавалось в буквальном смысле ускользать
от заслуженного наказания. Но в конечном итоге он был задержан.

Всего за 13 лет своего существования Управлением выявлено
более 4,5 тысячи наркопреступлений, пресечено 23 факта контрабанды подконтрольных веществ, из незаконного оборота изъято без малого 500 кг наркотиков, понесли заслуженное наказание 312 организаторов сетей распространения наркотиков и членов созданных ими преступных групп.

В рамках реализации положений, определенных Стратегией государственной антинаркотической политики, 20 июня 2011 года Правительством Российской Федерации принято Положение о проведении ежегодного мониторинга наркоситуации. Участниками мониторинга стали 24 ведомства. Важным составляющим при его проведении является ежегодный социологический опрос. Исследователи отмечают, что наркомания охватила практически все общественные группы и поразила представителей наиболее дееспособной части населения. Особенно вызывает беспокойство распространение наркотиков среди молодежи. В истекшем году к уголовной ответственности привлечен 21 несовершеннолетний, 26 совершили административные правонарушения.

Вместе с тем по итогам проведенного опроса  значительного уровня наркотизации населения в республике не выявлено (0,01 процента).

Принимаемые всеми субъектами государственной антинаркотической политики меры позволили несколько стабилизировать обстановку в сфере распространения наркопотребления.

Так, удалось не допустить роста показателя заболеваемости наркоманией. Улучшилась ситуация с первичной заболеваемостью
и обращаемостью за наркологической помощью. Сократилось число острых отравлений психоактивными веществами. Существенного роста смертности по причине употребления наркотиков, а также появления новых видов психоактивных веществ не отмечено.

Вместе с тем в истекшем году нет ни одного муниципального образования, где бы не было выявлено административных правонарушений или наркопреступлений.

Важным профилактическим фактором является расширение судебной практики вынесения жестких наказаний в отношении всех категорий лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Так,
по данным судебного департамента, средний срок лишения свободы
за незаконный сбыт наркотиков вырос в 3 раза и составляет 7,5 года,
а за хранение наркотиков в 2 раза – до 4 лет.

Большая часть наркотических средств поступает в республику посредством привлечения курьеров, входящих в созданные для этого преступные группы и в ряде случаев не являющихся жителями республики.

Основными источниками поступления наркотиков в республику стали г. Москва, Татарстан, г. Санкт-Петербург и г. Самара.

По результатам мониторинга основными характеристиками наркоситуации являются:

- зарождение в обществе некоторой толерантности к проблеме наркомании;

- низкая мотивация потребителей к отказу от наркотиков;

- расширение предложения и спроса на синтетические наркотики, активное использование бесконтактных способов их сбыта;

- сохраняющийся масштаб распространения наркотических средств растительного происхождения;

- экономическая привлекательность наркоторговли и быстрое замещение "пустующих" сегментов теневого наркорынка.

Исходя из критериев оценки, наркоситуация в республике
в истекшем году не изменилась и характеризуется как напряженная.

Осознание того, что только правоохранительными мерами добиться улучшения ситуации не удастся, привело к необходимости организации системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Законодательной основой стали изменения, внесенные в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают освобождение от наказания для лиц, намеренных добровольно отказаться от наркопотребления и не совершивших тяжких преступлений.

С целью выстраивания регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации в течение двух последних лет решениями Антинаркотической комиссии создана Межведомственная комиссия, утверждена индивидуальная карта социальной реабилитации и ресоциализации, утвержден план "дорожной карты".

Важным результатом совместной работы стало принятие подпрограммы "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2016 - 2020 годы", которой предусмотрено финансирование антинаркотических мероприятий в размере 4 млн 680 тыс. рублей.

В рамках административного и уголовного законодательства Российской Федерации проводится работа по мотивированию наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации. В истекшем году на учет в Управлении поставлены 227 человек, которым судом назначена дополнительная обязанность прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения и медицинской и социальной реабилитации. Большую помощь в организации данной работы оказало руководство Верховного Суда. Совместными усилиями нам удалось разрешить практически все возникавшие проблемные вопросы.

Становление регионального сегмента Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей предполагает активное участие в данном процессе общественных организаций. При этом мы столкнулись с отсутствием таковых, действующих на территории республики, что остается одной из самых острых проблем. Деятельность по медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц
в настоящий момент осуществляет только Республиканский наркологический диспансер.

Тем не менее, во взаимодействии с органами государственной власти  реализуется комплекс мер, направленных на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. По инициативе Управления постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2014 года № 233 в перечень направлений деятельности общественных организаций, которым предоставляются субсидии, включено направление "реализация мероприятий по медицинской и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции потребителей наркотиков". Государственная поддержка таких организаций реализуется в рамках подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". Одной из форм такой поддержки является предоставление на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию предложенных ими проектов. По результатам конкурса, проведенного в истекшем году, региональная молодежная общественная организация поддержки гражданских инициатив "Опора" получила грант в размере 400 тысяч рублей. Реализация предложенного ею проекта предусмотрена в текущем году.

Доклад окончил, спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Александр Андреевич.

Будут ли вопросы к Александру Андреевичу?

Нет.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

Программа Дня депутата выполнена.

Будут ли вопросы по Дню депутата?

Нет.

Благодарю всех за участие.