СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

18 февраля 2016 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения тринадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится девятнадцатый День депутата.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Логинов Павел Борисович, полномочный представитель Главы Республики Марий Эл
в Государственном Собрании Республики Марий Эл Мякишев Геннадий Федорович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Соловей Юрий Анатольевич, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл", главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтина Юлия Андреевна, специалисты Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Информация о работе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва в 2015 году.

Слово предоставляется депутату Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва – заместителю председателя комитета по бюджету Вахитовой Екатерине Динаровне.

Вахитова Е.Д. Добрый день, уважаемые коллеги!

(Слайд 1). Сегодня мне выпала честь выступить с докладом о моей деятельности в 2015 году в качестве депутата Государственного Собрания шестого созыва.

Существует такая очень нужная профессия – представлять интересы людей. Профессия, основанная на доверии.  Эта профессия – Депутат.

Еще даже не став депутатом, я убедилась, что быть депутатом непросто. Это огромная ответственность перед людьми. Депутат исполняет свои обязанности непрерывно, круглосуточно, в течение всего срока полномочий.

Депутаты, активно участвуя во всех вопросах жизни общества,
не только в законотворческом процессе, решают многие жизненно важные проблемы, затрагивающие интересы всех жителей Республики Марий Эл, каждого конкретного человека.

(Слайд 2). Страница депутата.

Выступая с этим докладом, мне, в первую очередь, хотелось бы рассказать вам, уважаемые коллеги, не о том, как много или эффективно
я работаю в округе, а о том, что в нашей республике существуют такие замечательные и даже уникальные районы, как Юринский и Килемарский. Использовать возможность познакомить вас с ними немного ближе и, конечно, пригласить в гости.

При вашей поддержке можно провести там очередной выездной День депутата или какое-нибудь другое мероприятие.

(Слайд 3). Деятельность Комитета Государственного Собрания
по бюджету.

Главное звено законотворческой деятельности – это, конечно же, комитеты Государственного Собрания. Комитеты подробно, всесторонне, предметно и глубоко изучают документы, вносимые на сессии Государственного Собрания.

Работа Комитета по бюджету в отчетный период строилась
в соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания
на 2015 год. За данный период Комитетом по бюджету в соответствии
с планом работы проведено 23 заседания, на которых было
рассмотрено 268 вопросов, из них 144 вопроса были связаны
с подготовкой документов, вносимых на обсуждение семи сессий Государственного Собрания.

В качестве головного Комитет по бюджету принимал непосредственное участие в подготовке к принятию 12 законопроектов
и 15 проектов постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Личное участие принимала в 13 заседаниях Комитета, три из них
в качестве председательствующего.

(Слайд 4). Сессионная деятельность Государственного Собрания.

За отчетный период сессионная деятельность Государственного Собрания строилась в соответствии с утвержденной Программой деятельности.

В 2015 году проведено 7 заседаний Государственного Собрания,
на которых принято 63 закона Республики Марий Эл, 117 постановлений Государственного Собрания.

Участвовала в работе всех семи сессий.

 

(Слайд 5). Дни депутата Государственного Собрания.

В соответствии со статьей 58.1 Регламента Государственного Собрания Дни депутата проводятся в целях правовой и иной учебы депутатов и обмена опытом депутатской деятельности, а также
для оперативного рассмотрения актуальных вопросов, возникающих
в процессе парламентской деятельности.

В 2015 году Государственным Собранием проведено 11 Дней депутата, в том числе 6 выездных. Рассмотрено 27 вопросов.

Личное участие принимала во всех 11 проведенных Днях депутата.

(Слайд 6). Избирательный округ.

Основной акцент в выступлении я сделаю на работе с избирателями округа. Напомню, что я представляю два муниципальных района нашей республики – Килемарский и Юринский.

(Слайд 7). Избирательный округ. Килемарский район.

Несмотря на то, что официально мы с вами начали исполнять полномочия депутатов со 2 октября 2014 года, работа с избирателями округа была начата еще в апреле, с момента запуска процедуры предварительного внутрипартийного голосования партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Именно на ПВГ мою кандидатуру поддержало большинство принявших участие в голосовании.

Естественно, получив такой "кредит доверия" я с полной ответственностью подошла к участию в выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва.
За 4 месяца избирательной кампании я несколько раз побывала во всех населенных пунктах каждого из районов.

(Слайд 8). Избирательный округ. Юринский район.

Мне удалось максимально познакомиться с территорией округа, узнать основную массу проблемных вопросов, волнующих избирателей, вникнуть в ключевые процессы жизнедеятельности поселений и их жителей и, конечно же, активно включиться в решение наболевших проблем селян.

Результаты выборов показали, что выбранная тактика взаимодействия оправдала себя и наша команда движется в правильном направлении. Ведь исключительно прямой контакт и откровенное общение с избирателями дают людям надежду и уверенность в деловых
и человеческих качествах своего представителя в высшем законодательном органе власти региона.

(Слайд 9). Взаимодействие с органами местного самоуправления.

Приоритетным направлением в депутатской деятельности изначально была определена не индивидуальная помощь отдельным избирателям, в том числе и материальная, а выстраивание продуктивного взаимоотношения между избирателями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, налаживание системного подхода в этих взаимоотношениях. Ведь далеко не секрет, что зачастую проблемы имеют место быть из-за банального отсутствия диалога между системой и гражданином и, как следствие, полное недопонимание
и вакуум между ними.

Важно реализовать совместную ответственность государственной
и муниципальной власти перед людьми. Так как человеку важен сам факт решения проблем и не важно в конечном счете, какая власть (какой уровень власти) решит эти проблемы.

Основой успешной результативной деятельности является конструктивное взаимодействие с местной властью. Примером того,
что такой диалог важен и возможен, служит тот факт, что свои регулярные приемы в поселениях округа я в большинстве случаев провожу совместно с руководством этих муниципальных образований. Поэтому вопросы, которые поднимают избиратели на приеме, решаются более оперативно.

(Слайд 10). Взаимодействие с органами власти.

Говоря о взаимодействии с органами власти в части решения вопросов и обращений избирателей, хочется сказать о продуктивном сотрудничестве с коллегами по депутатскому корпусу и, конечно же, руководством Государственного Собрания. В качестве примера приведу помощь Юрия Александровича Минакова в решении вопроса
о проведении операции по квоте в клинике микрохирургии глаза жителю п. Юрино, обратившемуся ко мне на очередном приеме. Пользуясь случаем хочу еще раз поблагодарить Юрия Александровича и всех коллег
за готовность к совместной плодотворной работе.

(Слайд 11). Основные инструменты и подходы в работе
с избирателями округа.

Кратко обозначу основные инструменты и подходы в работе
с избирателями округа:

1. Ежемесячные личные приемы на территории округа.

(Слайд 12). Прием по месту основной профессиональной деятельности.

2. Прием по месту основной профессиональной деятельности.

3. Прием избирателей в Общественной приемной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4. Встречи с избирателями.

(Слайд 13). Встречи с избирателями.

5. Рассмотрение письменных и устных обращений.

6. Взаимодействие с представительными органами муниципальных образований – участие в сессиях Собраний депутатов районов.

7. Освещение деятельности депутата в СМИ.

(Слайд 14). Ежемесячные личные приемы на территории округа.

Ежемесячно встречаясь с избирателями округа, я стараюсь детально вникать в их просьбы и обращения, дать необходимые разъяснения
и рекомендации. По возможности стараюсь оперативно решить возникшие вопросы, в том числе в ходе приема.

По заявлениям, требующим более тщательного изучения и детальной проработки, делаются необходимые запросы в соответствующие инстанции. Их рассмотрение берется мной под личный контроль.

(Слайд 15). Освещение деятельности депутата в СМИ.

Говоря о характере обращений, можно выделить их основные группы и направления: жители поднимают острые проблемы ремонта
и строительства дорог, улучшения жилищных условий, вопросы сферы ЖКХ, социального обеспечения, благоустройства, благотворительной помощи и другие. Отдельную масштабную категорию составляют сугубо личные вопросы.

(Слайд 16). Основные направления и группы обращений.

Отчет о количестве приемов и встреч, работе с обращениями.

За отчетный период в округе было проведено 52 встречи
с избирателями. В каждом районе проведено 12 личных приемов граждан, принято более 200 человек.

Рассмотрено 53 письменных обращения граждан. Значительная часть писем касалась вопросов социального обеспечения, обслуживания коммунального хозяйства, ремонта жилья, взносов за капитальный ремонт. Также рассматривались вопросы, которые касались условий получения налоговых вычетов, предоставления льгот многодетным семьям, поддержки малого бизнеса, а также качества медицинского обслуживания в районах республики, транспортного сообщения и реализации права
на бесплатный проезд для льготных категорий граждан, посещение детских садов и другие.

(Слайд 17). Участие в социальных и культурных мероприятиях.

Не могу отдельно не остановиться на участии в большом количестве социальных и культурных мероприятий, проводимых в округе.

Как в качестве инициатора и организатора, так и в части оказания материально-технической, информационной и другой помощи. В качестве ярких примеров здесь можно привести участие в организации балета "Лебединое озеро" на фоне архитектурного ансамбля Замка Шереметевых, ежегодный этнографический фестиваль "Земля предков" и многие другие.

 

(Слайд 18) Поддержка местных инициатив.

При активной поддержке Правительства и Главы Республики Леонида Игоревича Маркелова прилагается много усилий для реализации на территории округа ряда федеральных и республиканских программ.
В целях вовлечения граждан в участие по решению общественных, экономических и других вопросов местного значения и развития территории уже второй год подряд реализуются проекты по поддержке местных инициатив.

(Слайд 19). Поддержка местных инициатив.

В четырех поселениях построены детские площадки, к юбилею Великой Победы. В трех поселениях проведена реконструкция
и благоустройство памятников и обелисков воинам, павшим в годы Великой Отечественной Войны. Ремонтируется дорожный фонд
и транспортные объекты в поселениях, благоустраиваются площадки
и места отдыха жителей.

(Слайд 20). Благотворительная помощь.

При участии возглавляемой мной организации ПАО "ТНС энерго Марий Эл" ведется большая работа по оказанию благотворительной помощи:

- реализуются мероприятия по программе энергосбережения в части установки новых современных элементов уличного освещения;

- приобретение новогодних подарков для детей, находящихся
в сложной жизненной ситуации;

- помощь в организации празднования Дня Победы, Новогодних праздников, Дней деревни и других.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Екатерина Динаровна.

Будут ли вопросы к Екатерине Динаровне?

Нет.

 

Председательствующий. Рассматривается второй вопрос.

2. О реализации правотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения в муниципальном образовании "Параньгинский муниципальный район".

Слово предоставляется главе муниципального образования "Параньгинский муниципальный район" – председателю Собрания депутатов Михеевой Любови Леонидовне.

Михеева Л.Л. Добрый день!

Я благодарю руководство Государственного Собрания Республики Марий Эл за предоставленную мне возможность выступить сегодня
на данном мероприятии. Параньгинский муниципальный район не велик по численности и территории, но вне зависимости от того, какого масштаба муниципальные образования мы представляем, проблемы
и задачи у нас всех во многом схожие. И то, о чем я буду сегодня говорить на примере нашего района, реализуется и на территории других муниципалитетов нашей республики.

Тема, обозначенная для моего выступления, актуальна сегодня
не только для нашей республики, но и в масштабах всей страны.

Сегодня заметным трендом муниципальной политики является возрастающая обеспокоенность всех уровней власти заметным падением гражданской активности и вовлеченности простых людей в вопросы осуществления местного самоуправления. В этой связи большое внимание мы все уделяем поиску, изучению успешных практик взаимодействия
с жителями муниципалитетов.

Не могу не начать с примера республиканского уровня:
в целях расширения участия граждан в осуществлении местного самоуправления Правительством Республики Марий Эл в марте 2014 года принято Постановление "О реализации на территории Республики
Марий Эл проекта по поддержке местных инициатив в городских
и сельских поселениях". По итогам 2014 года объем софинансирования, предусмотренный в республиканском бюджете составил 51 млн 209 тысяч рублей. Были определены победители: проекты от 9 городских
и 42 сельских поселений. По итогам 2015 года 56 проектов-победителей
от 40 сельских поселений, 4 городских и 2 городских округов получили софинансирование в сумме 29 млн 765 тысяч рублей. И благодаря реализации данного проекта много добрых дел уже сделано – это и ремонт внутрипоселковых дорог и обустройство детских площадок
и благоустройство территорий населенных пунктов и многое и многое другое. Так мы активизируем граждан на решение проблем своих территорий.

Пример: в районе за короткий период построили футбольное поле – 1,5 млн руб.; газификация деревни (где всего 10 домов) – за 999 тыс. руб.; защебенили улицу в деревне, построили зону отдых вместо сгоревшего клуба, детскую площадку и т.д. с народом проводили встречи, сходы, собрания и почти всегда находили понимание.

Вернусь к теме моего выступления – правотворческой инициативе граждан.

Правотворческая инициатива граждан, как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусматривается законодательством на местном уровне власти и на уровне субъектов Российской Федерации. Она является некой формой народовластия, реализуется в форме внесения в законодательный или представительный орган власти проекта правового акта инициативной группой граждан, который составляется ими самостоятельно.

Иными словами правотворческая инициатива граждан
на муниципальном уровне – это право граждан вносить на рассмотрение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я посмотрела уставы
14 муниципальных районов и некоторых сельских поселений республики. Какой можно сделать вывод?

Анализ данных нормативных актов органов местного самоуправления показывает, что на уровне муниципальных образований существует разнообразие правового регулирования института правотворческой инициативы граждан. В одних муниципальных образованиях уставы лишь закрепляют право граждан на правотворческую инициативу и указывают, что порядок реализации такой инициативы закрепляется в специальном правовом акте – это может быть положение
о правотворческой инициативе граждан. В других муниципальных образованиях в самом уставе определяется довольно подробно сам порядок осуществления правотворческой инициативы граждан. И это право муниципалитетов, так как жестких рамок федеральное законодательство не устанавливает.

Муниципальные образования Параньгинского района в уставах закрепили общие положения осуществления правотворческой инициативы граждан на их территории.

Напомню, что в состав территории Параньгинского муниципального района входит 9 поселений: 1 городское и 8 сельских. В уставах данных поселений, как и в Уставе района закреплены общие положения осуществления правотворческой инициативы граждан.

Коротко остановлюсь на положениях нашего Устава.

В статье 10 Устава Параньгинского муниципального района устанавливается минимальная численность инициативной группы граждан в процентном соотношении. В этой же статье содержатся положения, согласно которым порядок обращения населения с правотворческой инициативой устанавливается специальным нормативным актом о порядке реализации правотворческой инициативы граждан, принимаемым Собранием депутатов.

Почему мы выбрали у себя в муниципалитете вариант закрепления отсылочной нормы?

Потому что, на наш взгляд, предпочтительным является вариант, когда в муниципальном образовании представительный орган принимает специальный нормативный акт о правотворческой инициативе граждан. Это позволяет более четко, подробно и понятно закрепить механизм процедуры, а также облегчает понимание гражданами сущности правотворческой инициативы.

Что еще считаю необходимым отметить, озвучивая тему реализации правотворческой инициативы граждан?

В настоящее время в силу различных причин наши граждане не так активно используют данное им право реализации правотворческой инициативы. Причин тому много, к их числу следует относить, например, правовой нигилизм граждан. Нередко жители наших муниципалитетов рассуждают так: органы местного самоуправления должны все делать без меня, но – для меня. И глава администрации и депутат, по мнению избирателей, автоматически назначается ответственным и обязанным отвечать за всех и все.

Вместе с тем эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом зависимо от успешного взаимодействия местного сообщества и власти, направленного на конструктивный содержательный диалог и на решение проблем конкретного муниципального образования.

Такое взаимодействие должно строиться на взаимной заинтересованности, информированности и готовности сторон совместно участвовать в данном процессе. При этом граждане, проживающие
на территории конкретного муниципального образования, должны выступать как равноправный активный субъект взаимодействия.

Теперь о конкретных примерах реализации правотворческой инициативы граждан.

Опыт по реализации правотворческой инициативы граждан имеется в Куракинском сельском поселении Параньгинского района, население
д. Осиялы, входящей в состав сельского поселения обратилось в адрес Собрания депутатов поселения с правотворческой инициативой восстановления названия двух деревень в целях восстановления исторической справедливости. (д. Нижние Осиялы, д. Верхние Осиялы) Инициатива граждан была поддержана органами местного самоуправления Параньгинского района и в итоге было принято решение обратиться в адрес Правительства Республики Марий Эл, а затем и в адрес Государственного Собрания Республики Марий Эл для принятия закона Республики Марий Эл в соответствии с требованиями Закона Республики Марий Эл от 3 мая 2006 года № 22-З "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл". В настоящее время, пройдя все этапы, инициатива граждан временно отклонена в связи с необходимостью дополнительных финансовых затрат.

Каков итог? Мы приобрели опыт работы по реализации правотворческой инициативы граждан. И это уже немало.

В заключение своего выступления хочу отметить, что такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления называют факультативными, поскольку принятые населением решения имеют рекомендательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления. И такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, как правотворческая инициатива,
в правоприменительной практике оказываются зачастую недооцененными. Тем не менее, положительный опыт реализации правотворческой инициативы, влияет на развитие правосознания жителей муниципального образования и помогает осознать сопричастность к решению вопросов местного значения, что положительно в целом сказывается
на взаимодействии органов местного самоуправления с населением.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Любовь Леонидовна.

Кто не захотел решать восстановить названия двух деревень?

Это же хорошее дело, Вы правильно сказали, восстановить историческую справедливость, социальную.

Михеева Л.Л. Мы получили письмо с рекомендацией: временно
в связи с трудным финансовым положением, мы вам предлагаем.

Председательствующий. Откуда получили?

Михеева Л.Л. От Вас.

Председательствующий. Нет. Мы такое не могли написать.

Михеева Л.Л. Из Минфина, рекомендуем…

Председательствующий. Поэтому давайте возвратимся к этому вопросу. Мы всегда очень щепетильно относимся к этим вопросам. Когда говорят, что надо закрыть деревню, нет людей, мы сто раз проверяем
и перепроверяем.

В Юринском районе в прошлом созыве или даже в позапрошлом созыве у нас такой факт был, когда нам представили материалы на одну
из деревень которая исчерпала себя, так скажем. Мы поехали туда, проверили и оказалось, что это не совсем так. Глава Юринского района тогда еще Обухов Александр Сергеевич, он отозвал это и сказал, что они не правильно поступили.

А здесь вы правильно поступаете. Надо восстановить.

Какие там деньги нужны, чтобы восстановить названия деревень? Какие? На что?

Михеева Л.Л. Хорошо, я возобновлю, с этими документами я подойду.

Будут ли вопросы к Любови Леонидовне?

Обратили внимание? 30 млн рублей пришло на местные инициативы.

Это же здорово.

Я хочу обратить внимание и на первую информацию и на вторую.

Насколько заинтересованность депутата Государственного Собрания, районного Собрания приводит к тому, что законодательно, представительно решаются те вопросы, которые нужно решать
для конкретных людей. И эти местные инициативы, это здорово,
30 млн рублей вложили в какие-то наши поселения, которые от этого стали только лучше.

И там есть еще один фактор, может быть чисто психологический, когда человек участвует в этой процедуре, он и относится к этому соответственно. Ни у кого не поднимется рука на эту детскую площадку, которую Вы, Екатерина Динаровна, там построили, чтобы там что-то разрушить. Потому что люди сами там участвовали, и дети их участвовали. Поэтому они относятся по другому к тому, что все вместе создавали.

Любовь Леонидовна подчеркнула, что совместная работа жителей
и органов местного самоуправления дает хорошие позитивные результаты и сказывается на улучшении комфортности жизни на конкретной подотчетной территории.

Спасибо.

Председательствующий. Рассматривается третий вопрос.

3. Информация Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакова Ю.А. о заседании Президиума Государственного Собрания 18 февраля 2016 года.

Сегодня в 13 часов мы провели заседание Президиума Государственного Собрания, рассмотрели повестку дня сессии, все семнадцать вопросов включены в повестку дня и будут предложены депутатам на тринадцатой сессии.

Программа Дня депутата выполнена.

Будут ли вопросы по работе на Дне депутата?

Нет.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Благодарю всех за участие в Дне депутата.

Объявление.

Тринадцатая сессия состоится 25 февраля 2016 года в четверг
в 10 часов в большом зале.