СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

28 января 2016 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в филиале федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл".

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемая Мария Альбертовна!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения тринадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва сегодня проводится выездной День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва в филиале федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл", посвященный Году российского кино.

В работе Дня депутата принимают участие: директор филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" Митьшева Мария Альбертовна, депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Соловей Юрий Анатольевич, Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Клементьев Николай Константинович, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Шакиров Амир Толгатович, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, директор государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл "Марийский республиканский фильмофонд" Харыбин Анатолий Сергеевич, заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Одинцов Александр Михайлович, специалисты Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня, 28 января 2016 года, в Год российского кино мы собрались здесь, в Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Марий Эл" – филиале федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания".

Уважаемые депутаты и участники Дня депутата!

Начнем с крылатой фразы Владимира Ильича Ульянова: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино".

Согласитесь, она актуальна и сегодня.

Архиважная роль кино.

В этой связи: Указ Президента России от 7 октября 2015 года.

Год 2016 – Год российского кино.

27 августа – День российского кино.

27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела в стране. С этого времени вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешли в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавляемого Анатолием Васильевичем Луначарским. В память об этом событии эта дата и стала считаться Днем Советского кино, а позднее – Днем кино России.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года.

Это была лента "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова
на стрежень".

Длился первый российский фильм всего 7 минут.

А одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала отечественная лента "Броненосец Потемкин".

Этот знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна вышел на экраны страны в 1926 году.

Обратимся к истории кинематографа.

Кинематограф (от греч. "движение" и "писать, изображать") – отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinematographe, устар.) и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство – вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) – отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей.

Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.

 

Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась еще в первой половине XIX века, для того, чтобы стал возможным процесс съемки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками.

Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий
в 70-х годах
XIX века кино появилось не сразу. То, что нам сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу.

Признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с ее помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. "Кинематограф" (или "синематограф") - именно так называлось устройство Люмьеров.

Первая публичная демонстрация была дана в Париже еще
в марте 1895 года, но днем рождения кино считается другая дата,
28 декабря 1895 года, когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале "Гран Кафе" на бульваре Капуцинов).

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был "Выход рабочих
с фабрики".

Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием "Прибытие поезда". Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф,
но еще не было кино. 

Отношение в обществе к кино меняется – от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства.

К 1910 году 70 процентов фильмов все еще производилось
во Франции.

Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.

Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссеры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино.

Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссеров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

До 1927 года практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительного удорожания производства и проката фильмов.

Первой на эксперимент решается американская фирма "Уорнер Бразерс". В 1927 году она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает – "Певец джаза".

В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад
в развитие мирового кино внесли итальянский (с его так называемым неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссер Акиро Куросава).

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились еще в 30-е, а в 1939 году в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность – "Унесенные ветром", но устойчивый перевес цветных фильмов перед черно-белыми стал складываться лишь в 60 - 70-е. 

Впоследствии под давлением конкуренции со стороны телевидения
в США еще более усиливается тенденция к созданию дорогих, с большим числом спецэффектов и декораций, фильмов – "блокбастеров".

Последние самые значительные нововведения в кино связаны
с началом широкого использования компьютерной графики. Одним
из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм "Матрица", и компьютерные эффекты обеспечили фильму огромный успех. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране "смешивание" снятого с натуры и привнесенного при помощи компьютера изображения, задает новые стандарты зрелищности и реалистичности (там, где дело касается сложных и нетипичных сцен) кино.

Наивысшего своего расцвета "немое" кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими художественными средствами.

Первые киносеансы в Марийской АССР до революции проводились в Козьмодемьянске. Кинематограф был открыт в каменном здании на Базарной площади в 1913 году.

Первые киносъемки в марийском крае проведены в марте 1925 года на праздновании 5-летия Марийской автономной области.

В 1929 году на экраны вышел немой художественный фильм "Марий Кужер".

Это один из первых фильмов о проблеме коллективизации.

Съемки проходили в деревне Большое Шигаково Звениговского района.

В 1931 году вышел на экраны первый в СССР звуковой фильм "Путевка в жизнь", в котором одну из главных ролей сыграл Йыван Кырля.

В 1932 году организуются первые звуковые киноустановки
в Йошкар-Оле и Козьмодемьянске. В 1933 году в Козьмодемьянске был открыт кинотеатр "15 лет ВЛКСМ". В 1934 году на экраны вышел первый звуковой игровой фильм "Песнь о счастье", снятый в республике.

В 1938 году открыт кинотеатр "Рекорд".

Таков краткий экскурс в историю кино.

Председательствующий. Слово предоставляется директору филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" – Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" Митьшевой Марии Альбертовне.

Митьшева М.А. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Очень знаменательно, что сегодня депутаты собрались у нас в ГТРК.

В прошлом году Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" отметила 55 лет Марийскому телевидению.

На самом деле юридически мы существуем давно.

Студия, в которой мы сейчас находимся, создана нашим дизайнером Игорем Дмитриевичем Кретининым. Она была одобрена в структуре ВГТРК. Сейчас эта же дизайнерская группа делает студии для других городов Российской Федерации. Последний – это Вологда, сейчас они работают над реализацией проекта в Пензе и Саранске.

Справа – студия "Россия 1".

На экране вы видите студии в других городах.

Региональных филиалов – 84, есть еще отделения.

ГТРК "Марий Эл" вещает на 4 языках: русский, марийский луговой, горный, татарский. Аудитория – почти вся Республика Марий Эл, Кировская область, Чувашия, Татарстан, охватывает около 800 тыс. человек. Хочу сказать, что это политика ВГТРК. Национальному вещанию уделяется большое внимание.

На телевидении у нас программа "Финно-угорский мир", которая выходит в эфир уже более 20 лет. И на "Радио России" у нас есть вещание на марийском языке и межрегиональные программы "Между Волгой и Уралом", которые в течение многих лет выходят в межрегиональных выпусках.

Региональные программы слушают не только на территории
Марий Эл, но и за пределами республики.

Технические работы мы начали в 2014 году. Это были новогодние каникулы. Было принято решение о финансировании и полном переоснащении ГТРК "Марий Эл", потому что мы отставали от других регионов. В переоснащение вложено 20 млн рублей.

Давайте поговорим о нашем коллективе.

Хочу сказать, что порядка сорока человек за последние два года прошли обучение в Академии медиаиндустрии в городе Москве. Это наш базовый ВУЗ. У нас разработан спецкурс. К сожалению, отделение журналистики МарГУ не соответствует нашим требованиям.
Мы с Михаилом Николаевичем Швецовым часто это обсуждаем.

Я считаю, что команда становится с каждым днем все сильнее
и сильнее.

С 1 июня на "Радио-Маяк" (диапазон 102,7) у нас очень много гостей, расширено вещание. Добавилась с понедельника по пятницу тридцатиминутка. До этого у нас были окна по семь минут.

Мы ждем всех вас в гости с интересными темами.

На "России 1" у нас программы на марийском луговом – "Пошкудем", горном – "Кырык сирем" и татарском языке – "Туган тел".
Ну и программы наши "Вести" и "Интересы Республики".

Вы, наверное, заметили, у нас поменялись ведущие. Мы провели кастинг. Александра и Мария – это наши новые ведущие на "России 1".

Канал обеспечивает площадку для всех общественных организаций и партий.

На канале "Культура" – программа "Преображение".

Тот продукт, который мы создаем, он весь качественный, но при доставке, транспортировке сигнала ГТРС мы качество ухудшаем, потому что они не могут транслировать такой широкополосный вариант. За доставку сигнала мы не отвечаем, мы отвечаем только за доставку продукта.

Председательствующий. Большое спасибо, Мария Альбертовна,
за интересный рассказ, за то, что Вы нас здесь приняли.

Будут ли вопросы к Марии Альбертовне?

Депутат Виктор Викторович Севастьянов, пожалуйста.

Севастьянов В.В. (депутат по одномандатному избирательному округу № 2). Мария Альбертовна, спасибо за хорошую экскурсию.

В советские времена было хорошее детское кино. Сейчас ничего
не снимают.

Я ходил в театр кукол, там есть музей кукол. Есть марийские легенды об этих куклах. Телевидение могло бы снять сюжет и продать
за границу.

Почему-то телевидение делает все это на такой дружеской основе, хотя все это стоит больших денег.

Приезжал больной из Арабских Эмиратов и сказал, что такой прекрасный город, но он совершенно не известен в Арабских Эмиратах. Почему нет никакой информации? Ведь есть богатые шейхи. Сделайте сюжет и продайте за рубеж и заработайте денег.

Мария Альбертовна – это уникальная женщина, многого добилась, этим надо пользоваться.

 

Председательствующий. Депутат Михаил Павлович Шульгин, пожалуйста.

Шульгин М.П. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 3). Уважаемая Мария Альбертовна!

Уважаемые депутаты и гости!

То, что мы сегодня здесь увидели, это впечатлило, какой сделали рывок за 45 лет.

В своем кратком выступлении я хотел бы дополнить некоторыми штрихами, как создавалось и строилось Марийское телевидение, его "Аппаратно-студийный корпус" и кто участвовал в строительстве этого корпуса.

Было поручено вести строительство этого необычного объекта генеральному подрядчику СМУ-3 треста Йошкар-Оластрой. Начальник – Юрий Петров, главный инженер – Александр Болотнов, прораб Алексей Серебряков.

А субподрядные работы по закладке фундамента, кладке стен студий, строительно-монтажные работы сборного каркаса поручено выполнять УСР-1 треста Марпромстрой. Начальник – Хает Вилли Соломонович, главный инженер – Дулин Борис Андреевич, начальник строительного участка – Соловьев Юрий Николаевич, прораб – Михаил Павлович Шульгин, бригадир комплексной бригады каменщиков-монтажников в составе 25 человек – Бережной Геннадий Николаевич, заслуженный строитель Республики Марий Эл, награжденный Орденом "Знак Почета".

За основу проекта был взят вариант ташкентских проектировщиков, уже апробированный в городах Саранске и Ижевске, так как его посчитали более подходящим для наших условий.

После выполнения многочисленных подготовительных работ осенью 1971 года был вынут первый кубометр грунта на месте будущей студии. Монтаж первой фундаментной подушки был осуществлен с участием прораба Михаила Павловича Шульгина, бригадира Бережного Геннадия Николаевича монтажником конструкций Александром Александровым 16 сентября 1971 года при помощи самоходного гусеничного крана РДК-25 грузоподъемностью 25 тонн, крановщиком Григорием Гафтеевым.

На закладку фундамента прибыли председатель Комитета
по телевидению и радиовещанию Совета Министров Марийской ССР Николай Федорович Рыбаков, директор Телецентра Евгений Васильевич Троцкий, главный инженер Леонид Николаевич Нечаев, технадзор Петр Ефремов.

Этот важный момент был заснят на кинопленку и показан
по телевидению в журнале "На Волге широкой". На первую фундаментную подушку Н.Ф.Рыбаков поставил бутылку шампанского, кто-то бросил несколько монет. Торжественная часть закончилась.

Прорабскому участку М.П.Шульгина и бригаде Г.Н.Бережного была поставлена очень напряженная задача – к маю 1972 года закончить строительство АСК телевидения и передать фронт работ субподрядным организациям.

Чтобы поднять производительность в бригаде, организовали социалистические соревнования между звеньями на звание "Лучший
по профессии". Хороших успехов в работе добились монтажник конструкций Александр Александров, сварщики-монтажники Алексей Зайцев, Валерий Падеров, Леонид Иванов, каменщики Алексей Захаров, Мария Иванова, плотники Анатолий Безбородов, Александр Белянин.
Ну и, конечно же, показывал пример другим сам бригадир-орденоносец – Геннадий Николаевич Бережной.

Не подводили нас механизаторы из УМ: бульдозерист Николай Самокаев, машинист самоходного гусеничного крана РДК-25 Григорий Гафтеев, крановщик башенного крана Николай Орехов.

Строительство АСК велось под жестким контролем Марийского областного комитета КПСС, который не только требовал, но и помогал
в решении тех или иных трудно решаемых вопросов, были постоянные кураторы, без чьей помощи строительство могло затянуться. И главными из них были председатель Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Николай Федорович Рыбаков, директор Евгений Васильевич Троицкий.

Все работы велись непрерывно и в дождь, и в снег, и в слякоть. Работали в две смены, прихватывали и субботние дни, когда были
в наличии строительные материалы. А их иногда не хватало, так как
в то время вся Республика Марий Эл была в лесах новостроек.

Так же напряженно трудились субподрядные организации, которых насчитывалось больше десятка: это "Сантехмонтаж", "ВВМ", "Верхневолгопромвентиляция" и другие.

Сложным оказался вопрос облицовки фасада здания телецентра. Главный инженер треста Йошкар-Оластрой Александр Павлович Болотнов предложил вместо мокрой штукатурки применить рифленый алюминий. Это предложение А.П.Болотного вместе с Ю.П.Петровым было одобрено главным архитектором города и позволило быстрее завершить облицовочные работы, сэкономить значительные средства и увеличить долговечность АСК.

Строился АСК комплекс 6 лет и 3 месяца. В свое распоряжение творческие работники и административно-управленческий персонал получили свыше 512 кв. м, площадь технических помещений составила 4045 кв. м, производственная площадь – 2178 кв. м, первая студия –
200 кв. м, вто
рая – 60 кв. м.

С пуском в эксплуатацию АСК у сотен тысяч жителей Республики Марий Эл появилась возможность смотреть телевизионные передачи
в цве
тном изображении. Это было огромное достижение в республике.

И, конечно, очень приятно сознавать, что в это вложен и твой труд вместе с трудом сотен других строителей, что не зря работали и в слякоть, и в дождь, и в мороз, и аппаратно-студийный корпус стал сердцем Марийского телевидения и сегодня продолжает служить людям.

Очень печально, что сегодня с нами уже нет тех, кто вложил немало сил, знаний, здоровья в строительство АСК. Это:

1.                Евгений Васильевич Троицкий – директор телецентра.

2.                Леонид Николаевич Нечаев – главный инженер.

3.                Петр Ефремов – технадзор.

4.                Дулин Борис Андреевич – главный инженер УCP-1.

5.                Соловьев Юрий Николаевич – начальник строительного участка УСР-1.

6.                Петров Юрий Петрович – начальник СМУ-3 треста Йошкар-Оластрой.

7.                Болотнов Александр Павлович – главный инженер МСУ-3 треста Йошкар-Оластрой.

8.                Анатолий Безбородов – плотник УСР-1.

Все они навсегда останутся в наших сердцах и память о них сохранится на долгие годы.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Уважаемые депутаты и участники выездного Дня депутата, предлагаю Вам посмотреть историко-документальные фильмы.

(Просмотр фильмов).

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Будут ли вопросы по Дню депутата?

Нет.

Вручение Благодарности Государственного Собрания Республики Марий Эл директору филиала федерального государственного
унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" Митьшевой Марии Альбертовне. (Аплодисменты).

Вручение Благодарности Государственного Собрания Республики Марий Эл коллективу филиала федерального государственного
унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл". (Аплодисменты).

Вручение Благодарности Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл шеф-редактору "Радио Маяк" Ежовой Евгении Александровне. (Аплодисменты).

Вручение Благодарности Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл исполнительному продюсеру филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" Сараевой Екатерине Николаевне. (Аплодисменты).

Вручение Благодарности Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл секретарю директора филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" Тархановой Елене Сергеевне. (Аплодисменты).

Председательствующий. Благодарю всех за участие.