СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

1 декабря 2015 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Министерства финансов Республики Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемая Гульфия Рауфовна!

Уважаемая Светлана Юрьевна!

Уважаемая Светлана Ивановна!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые приглашенные и участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения одиннадцатой бюджетной сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва сегодня проводится выездной День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва.

Тема выездного Дня депутата "О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2016 год".

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Солнцева Светлана Юрьевна, полномочный представитель Главы Республики Марий Элв Государственном Собрании Республики Марий Эл Мякишев Геннадий Федорович, докладчики Заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл, министр финансов Габдул-Бариева Гульфия Рауфовна, министр экономического развития и торговли Милосердова Светлана Ивановна, первый заместитель министра финансов Республики Марий Эл Торощин Алексей Анатольевич, заместитель министра финансов Республики Марий Эл Овсянникова Татьяна Александровна
и приглашенные.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Тематика Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2016 год и на плановый период
2017 и 2018 годов.

Слово предоставляется министру экономического развития
и торговли Республики Марий Эл Милосердовой Светлане Ивановне.

Милосердова С.И. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемая Гульфия Рауфовна!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежегодно совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями, основными бюджетообразующими предприятиями разрабатывает прогноз социально-экономического развития республики, который является основой для разработки бюджета.

Несмотря на то, что бюджеты всех уровней в текущем году сформированы на один 2016 год, разработка основных показателей прогноза социально-экономического развития республики проводится
на 3-летний период (2016 - 2018 годы).

Прогноз рассмотрен и одобрен на заседании Правительства республики 20 ноября текущего года.

Разработка прогноза осуществлялась на основе сценарных условий развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, одобренных Правительством Российской Федерации в октябре текущего года, с учетом задач по выполнению целевых показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также итогов социально-экономического развития республики за 9 месяцев 2015 года.

В текущем году, несмотря на  изменение геополитической
и внешнеэкономической ситуации, продолжение действия экономических санкций со стороны США и Евросоюза, принятие ответных мер Россией
по ограничению импорта, Республика Марий Эл сохранила положительные тенденции развития основных отраслей экономики,
при этом более высокими темпами развивается промышленность
и сельское хозяйство республики, что видно на слайде.

Индекс промышленного производства составил 115,4 процента, отгружено продукции на сумму 99,2 млрд рублей, что в 1,3 раза больше
по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. В текущем году наблюдается значительный рост в производстве нефтепродуктов (в 2,9 раза), резиновых и пластмассовых изделий (в 1,3 раза), пищевых продуктов (120,8 процента), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (117,9 процента), транспортных средств и оборудования (111,4 процента).

За 9 месяцев текущего года объем производства продукции сельского хозяйства составил 42,3 млрд рублей, что на 16,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Значительное увеличение объемов сельскохозяйственного производства обеспечено приростом производства мяса на 33,2 процента (206,6 тыс. тонн).

По темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства республика среди регионов Приволжского федерального округа в течение 9 месяцев 2015 года занимает 1 место.

В январе - сентябре 2015 года организациями и населением республики введено жилых домов общей площадью 313,7 тыс. кв. метров, что на 12 процентов больше аналогичного периода 2014 года. Это 3 место в Приволжском федеральном округе.

В текущем году республика продолжает удерживать лидирующие позиции по темпам роста заработной платы работающих. За 9 месяцев 2015 года среднемесячная заработная плата возросла на 8,5 процента
и составила 21,1 тыс. рублей (2 место в Приволжском федеральном округе), среднедушевые денежные доходы населения увеличились
на 7 процентов и составили 16,6 тыс. рублей.

Исходя из итогов за прошедший период текущего года, сохраняющейся неопределенности в условиях геополитической напряженности и действия санкций в Российской Федерации, оказывающих влияние и на экономику республики, проведена оценка основных показателей до конца текущего года и разработан прогноз
на среднесрочный период.

Оценивая ситуацию в целом, ожидается, что объем валового регионального продукта – основного показателя, определяющего развитие экономики республики, по итогам за 2015 год составит 161,0 млрд рублей и превысит уровень 2014 года на 3,8 процента в сопоставимой оценке.

В 2016 году рост экономики прогнозируется на уровне 102,9 процента, объем валового регионального продукта по прогнозным расчетам составит 178 млрд рублей, в 2017 - 2018 годах ежегодный рост сохранится на уровне 102,7 - 103,2 процента.

На положительную динамику валового регионального продукта существенное влияние будут оказывать промышленное производство
и сельское хозяйство. Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме валового регионального продукта составит
50 процентов. Также значительная доля будет приходиться на такие отрасли, как строительство (10 процентов), торговля (9,5 процента), транспорт и связь (7,4 процента).

Отдельно остановлюсь на прогнозах развития основных секторов экономики, которые будут определять динамику валового регионального продукта.

В первую очередь, это промышленность, на долю которой приходится по прогнозу до 32 процентов валового регионального продукта.

По итогам текущего года индекс промышленного производства ожидается не менее 104,8 процента, объем отгруженной продукции составит более 140 млрд рублей.

В 2016 году формирование объемов промышленного производства будет определяться предприятиями по производству пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, нефтепродуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, а также целлюлозно-бумажному производству, занимающими наибольший объем в структуре промышленного производства.

По прогнозу рост объемов производства планируется обеспечить
за счет работы основных предприятий республики: ООО "Птицефабрика Акашевская", ОАО "Марийский машиностроительный завод",
ООО "Марийский нефтеперегонный завод", ОАО "Красногорский КАФ", ОАО "Завод полупроводниковых приборов", ЗАО "Ариада",
ООО "Потенциал", ООО НПФ "Геникс", ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ОАО "Марийский ЦБК", ЗАО "Сернурский сырзавод", ООО "Аргус-Волга" и другие.

С учетом развития производства многие из перечисленных выше предприятий предусматривают продолжить модернизацию и техническое перевооружение. Так, ОАО "ММЗ" планирует направить инвестиций
на техническое перевооружение более 700 млн руб., ОАО "Марийский ЦБК" и ООО "Потенциал" – по 200 млн руб., ЗАО "Ариада" и ОАО "ЗПП" –
по 150 млн руб., предприятия топливно-энергетического комплекса – более 300 млн руб.

В результате в 2016 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 104 процентов, объем отгруженной продукции составит 156 млрд рублей.

В 2017 - 2018 годах темпы прироста промышленного производства прогнозируется сохранить на уровне 4,0 - 4,5 процента в год (объем отгрузки 171,5 - 187,7 млрд рублей).

Одним из основных факторов развития промышленности станет улучшение ситуации в производстве товаров потребительского спроса. Рост продолжится в пищевой промышленности с учетом реализации программы импортозамещения. С ростом инвестиционного спроса позитивная динамика будет наблюдаться в отраслях, связанных
с производством товаров инвестиционного назначения (обработка древесины и производство изделий из дерева, производство готовых металлических изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, химическое производство).

Большое влияние на общеэкономическую динамику развития республики оказывает сельское хозяйство, доля которого в валовом региональном продукте на сегодня составляет порядка 15 процентов
и в дальнейшем по прогнозу будет увеличена до 18 процентов.

По оценке в текущем году ожидается, что объем производства продукции сельского хозяйства составит 52,6 млрд рублей,
или в сопоставимых ценах возрастет на 14,3 процента по сравнению
с 2014 годом.

В 2016 году прогнозируется увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции до 57,6 млрд рублей, темп роста
в сопоставимой оценке составит 103,3 процента.

Основными направлениями развития в сельском хозяйстве
по-прежнему будут оставаться свиноводство и птицеводство, обладающие существенным потенциалом импортозамещения. По прогнозу планируется увеличить производство мяса в 2016 году по сравнению с 2014 годом
в 1,3 раза, или до 302 тыс. тонн, в том числе производство мяса птицы вырастет в 1,5 раза к 2014 году (226,5 тыс. т).

В первую очередь увеличение объемов производства мяса птицы связано с дальнейшей реализацией проекта агрохолдингом "Акашево".

 

 

В текущем году продолжается реализация 7 и 8 очередей проекта
в 5 районах республики (Медведевском, Моркинском, Новоторъяльском, Сернурском и Советском районах). В 2016 году ожидается ввод
в эксплуатацию всех производственных объектов общей стоимостью
17,4 млрд рублей, всего будет создано 1442 рабочих места. Реализация проекта позволит производить 215,0 тыс. тонн мяса птицы в живом весе
в год, 158,7 млн штук инкубационного яйца кур мясных кроссов.

В 2015 году начата реализация 9 очереди птицеводческого комплекса. В рамках реализации проекта предусмотрено строительство площадок по выращиванию домашней птицы, строительство завода
по переработке и утилизации отходов, строительство элеватора и завода
по производству комбикормов для репродукторов
I - II порядка, реконструкция завода по переработке биоотходов, строительство мясоперерабатывающего завода. Объем инвестиций по проекту –
8,9 млрд рублей. Планируется создание 597 рабочих мест. Проект реализуется на территории Волжского, Советского, Параньгинского районов.

Агрохолдингом "Акашево" в перспективе рассматривается реализация X очереди развития агрохолдинга.

Привлечение инвестиций в сельское хозяйство, развитие новых направлений сельскохозяйственной деятельности, усиление государственной поддержки сельхозпроизводителей позволят и в дальнейшем увеличивать объем производства продукции сельского хозяйства. В 2017 - 2018 годах индекс производства продукции сельского хозяйства по прогнозу составит 102,2 - 102,3 процента к предыдущему году, объем производства
в 2018 году достигнет 67,4 млрд рублей.

Важнейшее значение для экономического развития республики имеет активность малого и среднего бизнеса.

         По состоянию на 1 января 2015 г. в республике зарегистрировано
9,6 тысяч малых и средних предприятий.

 

По прогнозу численность занятых на малых и средних предприятиях в 2016 году сохранится на уровне 2015 года и составит 55,0 тыс. человек,
к 2018 году увеличится до 55,5 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий в 2016 году увеличится на 4 процента (142,4 млрд рублей),
в 2017 - 2018 годах – на 5 процентов ежегодно (149,5 - 157 млрд рублей).

В республике продолжается реализация мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие
и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", обеспечивающих комплексную поддержку и развитие предпринимательской деятельности.

В текущем году на реализацию мероприятий по развитию малого
и среднего предпринимательства будет направлено 112,9 млн рублей средств федерального и республиканского бюджетов.

Основные мероприятия государственной поддержки направлены
на развитие системы предоставления микрозаймов и гарантий,
развитие лизинга и модернизации производства. Кроме того, в текущем году реализуются новые мероприятия: развитие регионального интегрированного центра, проведение выставочно-ярмарочных мероприятий и форумов для субъектов малого и среднего бизнеса.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить финансовую и имущественную поддержку более 150 проектов малого
и среднего бизнеса, создать свыше 200 новых рабочих мест, привлечь инвестиций в основной капитал исполнителями мероприятий подпрограммы на сумму свыше 450 млн рублей, сумма отчислений
в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды от получателей поддержки составит около 500 млн рублей.

В среднесрочной перспективе реализация мероприятий по поддержке малого бизнеса будет ориентирована на создание дополнительных стимулов для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, поддержку тех предприятий, которые в первую очередь обладают потенциалом для дальнейшего развития.

Также в 2016 году особое внимание будет уделено поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, в которых среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет
не менее 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

С целью дельнейшего развития инфраструктуры поддержки предпринимательства будет продолжено создание сети бизнес-инкубаторов. В IV квартале 2016 года для начинающих свою деятельность предпринимателей Медведевского района будет введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор в пос. Медведево площадью 1100 кв. метров, рассчитанный на 70 новых рабочих мест, оснащенных офисной мебелью, компьютерной техникой, выходом в Интернет, средствами связи.

В текущем году в республике сохраняется неустойчивым состояние потребительского рынка. По оценке за 2015 год оборот розничной торговли ожидается в объеме 75,8 млрд рублей, что в товарной массе меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

На снижение покупательской способности населения непосредственное влияние оказывает рост уровня инфляции. К концу октября 2015 года уровень инфляции по Российской Федерации
и Республике Марий Эл составил 11,2 процента. По оценке до конца
2015 года уровень инфляции достигнет 12,1 процента.

По прогнозу в 2016 году на потребительский рынок республики продолжат оказывать влияние такие факторы, как экономические санкции, вызвавшие необходимость импортозамещения отдельных товаров, сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, рост потребительских цен, сложившийся в 2015 году. В результате в 2016 году оборот розничной торговли прогнозируется сохранить на уровне 2015 года в сопоставимых ценах, его объем составит 81,7 млрд рублей.

По прогнозу в 2017 - 2018 годах позитивные перемены в розничной торговле станут возможными благодаря росту денежных доходов населения, снижению инфляционного давления, расширению кредитования банками покупок населением товаров длительного пользования. Одновременно будет наблюдаться дальнейшее насыщение рынка товарами отечественного производства за счет ускоренного развития эффективной товаропроводящей инфраструктуры.

К концу 2018 года при сохранении темпа роста оборота
розничной торговли на уровне 100,2 - 100,4 процента его объем достигнет 94 млрд рублей.

По итогам 2015 года объем инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 47,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах
на 8 процентов меньше уровня прошлого года.

Снижение инвестиционной активности в текущем году связано
с высокой стоимостью кредитных ресурсов, ограничением их доступности. Многие компании, активно модернизирующие производства в последние годы, вынуждены сократить или приостановить программы технического перевооружения, поскольку приобретаемое ими оборудование импортного производства в настоящее время значительно увеличилось в стоимости.

Наибольший объем инвестиций в основной капитал в текущем году вкладывается в сельское хозяйство (43 процента), что связано с реализацией проекта по развитию птицеводческого комплекса, в промышленность (23 процента), где предприятиями завершается реализация начатых ранее проектов и продолжается модернизация и техническое перевооружение уже существующих производств.

За истекший период 2015 года в промышленности реализовано
4 проекта, направленных на создание новых производств: ООО "Мицуба Теклас Рус" – проект по организации производства стеклоочистителей
для автомобильной промышленности, ООО "Медведевский бетонный завод" – по строительству завода по изготовлению товарного бетона,
ЗАО "Ариада" – по строительству лаборатории и выставочного зала,
ООО "НПФ "Геникс" - по расширению производства за счет строительства новых корпусов.

До конца 2015 года планируется реализовать 8 инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств, и 23 проекта
по модернизации и техническому перевооружению производства основных промышленных предприятий республики. Общая стоимость завершенных проектов составит около 5 млрд рублей.

В текущем году республика продолжает работать с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по государственным и федеральным целевым программам. По оценке за 2015 год объем привлеченных федеральных средств составит более 4,3 млрд рублей.

По республиканской адресной инвестиционной программе
на строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, софинансирование объектов, включенных в федеральные целевые и государственные программы, предусмотрено направить
в 2015 году за счет средств республиканского бюджета 1,9 млрд рублей.

Ожидается, что в прогнозируемый период инвестиционная активность предприятий и организаций в различных отраслях экономики будет достаточно умеренной. В 2016 году объем инвестиций по прогнозу сохранится на уровне 2015 года (49,6 млрд рублей), в 2017 - 2018 годах темп прироста инвестиций составит 100,6 - 101,2 процента (52,1 - 55,1 млрд рублей).

В социальной сфере республики в 2016 - 2018 годах продолжится строительство и реконструкция социально значимых объектов.

Реализация жилищной политики в прогнозируемый период будет продолжена в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600.

В среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодно увеличивать ввод жилых домов на 15 - 20 тыс. кв. метров в год.

В г. Йошкар-Оле и Медведевском районе продолжится реализация проектов комплексной жилой застройки микрорайонов, включающих строительство жилья экономкласса, продолжится строительство жилых домов для работников бюджетной сферы.

В муниципальных образованиях республики при поддержке федерального центра продолжится работа по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда.

В 2016 году в республике завершится реализация третьего
этапа (2015 - 2016 годы) республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2017 годы и начнется реализация четвертого и пятого этапов (2016 - 2017 годы) программы.

В рамках четвертого и пятого этапов необходимо ликвидировать
32,7 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, переселить более
2 тыс. человек, построить и приобрести 865 квартир.

В среднесрочной перспективе рост уровня жизни населения республики в значительной степени будет определяться общей ситуацией
в экономике.

С учетом всех факторов рост среднемесячной заработной платы работающих в организациях в 2016 году прогнозируется на уровне 108,7 процента, заработная плата составит 23,9 тыс. рублей, реальная заработная плата увеличится на 1,3 процента. В 2017 - 2018 годах реальная заработная плата увеличится на 3,0 - 3,6 процента.

Росту доходов будут способствовать ускорение роста заработной платы и снижение инфляции.

Таковы основные показатели прогноза на предстоящие три года.
В целом его исполнение предстоит в непростых условиях, как и в целом
по стране.

 

Усилия органов исполнительной власти республики, муниципальных образований в предстоящие годы должны быть направлены на достижение принятых показателей прогноза, что позволит обеспечить устойчивое развитие экономики и сохранить социальную стабильность в республике.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Светлана Ивановна.

Будут ли вопросы к Светлане Ивановне?

Нет.

Рассматривается второй вопрос.

2. О проекте закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2016 год".

Слово предоставляется Заместителю Председателя Правительства Республики Марий Эл, министру финансов Республики Марий Эл Габдул-Бариевой Гульфие Рауфовне.

Габдул-Бариева Г.Р. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Проект закона о республиканском бюджете на 2016 год рассмотрен
и одобрен на заседании Правительства. В установленные законодательством сроки Главой республики законопроект о республиканском бюджете внесен на рассмотрение Государственного Собрания республики.

При разработке законопроекта в основу положены прогноз социально-экономического развития республики и основные направления бюджетной и налоговой политики на трехлетний период.

Бюджет на 2016 год сформирован в условиях изменения бюджетного законодательства, предусматривающего временный отказ от трехлетнего планирования бюджета и формирование бюджета на один 2016 год
как на федеральном уровне, так и на уровне республики. Такое решение принято Правительством Российской Федерации в связи со снижением устойчивости экономики России.

Предлагаемый на ваше рассмотрение проект республиканского бюджета сбалансирован. Дефицит бюджета на 2016 год сокращен
по сравнению с текущим годом на 1,2 млрд рублей в соответствии
с Концепцией долговой политики республики на период до 2025 года.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета учтены
в соответствии с проектом федерального закона  о федеральном бюджете на 2016 год. Финансовая помощь республике из федерального бюджета
на следующий год снижена на 724,9 млн рублей, из них дотации сокращены на 706,7 млн рублей.

Показатели доходной части республиканского бюджета по налоговым и неналоговым доходам сформированы на основе бюджетообразующих показателей в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики. Рост доходов республиканского бюджета
от налоговых и неналоговых поступлений в 2016 году прогнозируется
в сумме 1,4 млрд рублей к уровню текущего года, что недостаточно
для замещения снижения финансовой помощи, сокращения дефицита бюджета и индексации расходов.

Что касается расходной части бюджета. Как и в предыдущем бюджетном цикле, бюджет сформирован в "программном формате"
на основе государственных программ, утвержденных Правительством республики. Следует отметить, что в целом выдержана социальная направленность бюджета, расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная политика, физкультура и спорт) занимают более 60 процентов расходов бюджета.

Кроме того, в структуре расходов сохранены направления, связанные с обеспечением оказания государственных и муниципальных услуг и гарантий гражданам республики.

В сфере социальной поддержки граждан, как и в предыдущие годы, приоритетной задачей является обеспечение в полном объеме законодательно установленных обязательств по социальным выплатам населению, которые предусмотрены в сумме 2 млрд рублей и составляют
8 процентов в общем объеме расходов.

В предстоящий период также планируется осуществление государственной поддержки отраслей экономики.

Изменение экономической ситуации не позволяет предусмотреть дополнительные средства на развитие отраслей социальной сферы.
В этих условиях перед отраслевыми министерствами поставлены задачи
проведения реформ, направленных на рациональное и экономное использование бюджетных средств посредством оптимизации структуры бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов, не снижая при этом качество оказания государственных (муниципальных) услуг,
а также увеличения доли средств из внебюджетных источников.

Это кратко об основных подходах к формированию республиканского бюджета на 2016 год. Далее в докладах заместителей будет представлена подробная характеристика законопроекта.

Прошу депутатов принять на рассмотрение представленный законопроект.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Гульфия Рауфовна.

Будут ли вопросы к Гульфие Рауфовне?

Нет.

Слово предоставляется заместителю министра финансов Республики Марий Эл Татьяне Александровне Овсянниковой.

Овсянникова Т.А. Уважаемые депутаты и приглашенные!

(Заставка 1). На ваше рассмотрение вносится проект закона
о республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2016 год.

(Слайд 2). Проект бюджета на предстоящий период сформирован
в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и основан на прогнозе социально-экономического развития территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики республики, государственных программах Республики Марий Эл.

(Слайд 3). Бюджет на 2016 год сформирован в условиях изменения бюджетного законодательства, предусматривающего временный отказ
от трехлетнего планирования бюджета и формирование бюджета на один 2016 год как на  федеральном уровне, так и на уровне республики. Такое решение принято Правительством Российской Федерации в связи
со снижением устойчивости экономики России.

(Слайд 4). Параметры консолидированного бюджета на 2016 год составляют по доходам 25 млрд рублей, расходам – 25,4 млрд рублей, дефициту – 390,1 млн рублей.

(Слайд 5). Параметры республиканского бюджета составляют:

Доходы – 21,4 млрд рублей;

Расходы – 21,7 млрд рублей;

Дефицит – 390,1 млн рублей (2,7 процента).

(Слайд 6). Финансирование дефицита бюджета в предстоящий период будет осуществлено за счет государственных заимствований. В качестве инструментов заимствований планируется использовать кредиты кредитных организаций.

В 2016 году величина заимствований составит 6,8 млрд рублей,
при погашении 6,4 млрд рублей.

(Слайд 7). С учетом параметров бюджета по дефициту государственный долг республики составит в 2016 году 12,7 млрд рублей.

Долговая нагрузка на бюджет составит 88,5 процента при максимально допустимом Бюджетным кодексом пределе в 100 процентов.

(Слайд 8). Безвозмездные поступления на следующий финансовый год предусмотрены в объеме 6,9 млрд рублей, или со снижением
на 724,9 млн рублей к уровню текущего года.

В том числе объем дотаций  уменьшен республике на 2016 год
на 706,7 млн рублей, или на 13 процентов, целевые средства (субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты) уменьшены на 18,2 млн рублей.

(Слайд 9). В доходах республиканского бюджета, кроме безвозмездных поступлений из федерального бюджета, предусмотрены
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации межбюджетные субсидии ("отрицательный трансферт") из бюджетов высокообеспеченных муниципальных образований, у которых налоговые доходы на душу населения более чем в 1,3 раза превышают среднереспубликанский уровень.

Подпадают под "отрицательный трансферт" три муниципальных образования: сельское поселение Шелангерское, городское поселение Медведево и городской округ "Город Йошкар-Ола" на общую сумму
31,8 млн рублей.

(Слайд 10). Остановлюсь на основных направлениях налоговой политики и подходах к формированию собственной доходной базы консолидированного бюджета на предстоящий период.

Основными целями налоговой политики Республики Марий Эл
на 2016 год являются сохранение устойчивости бюджетной системы республики и получение бюджетных доходов в объемах, обеспечивающих потребности бюджета и сокращение государственного долга.

Достижение целей налоговой политики базируется на решении следующих задач:

1. Создание определенности условий ведения экономической деятельности на территории республики и комфортных условий
для предпринимательской и инвестиционной активности.

2. Повышение результативности администрирования налоговых
и неналоговых платежей, реализация администраторами обеспечительных мер.

 

3. Эффективное управление государственными имущественными
и земельными активами, инвентаризация объектов недвижимости, оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности исходя из принципа бюджетной отдачи.

При определении параметров объема доходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл на 2016 год учтены перечисленные концептуальные направления.

(Слайд 11). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование доходной базы бюджетов бюджетной системы республики в 2016 году будет осуществляться в соответствии с основными направлениями налоговой политики и на основе разграничения доходов, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" с учетом изменений законодательства с 1 января 2016 года.

(Слайд 12). Основой формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета республики на 2016 год явился прогноз социально-экономического развития республики. Основные показатели представлены на слайде. Прибыль прибыльных организаций спрогнозирована Минэкономразвития республики в 2016 году с ростом на 2,8 процента
к оценке 2015
 года, фонд оплаты труда с ростом на 8,4 процента. Среднегодовой индекс потребительских цен прогнозируется в размере 107,3 процента. Учтены также прогнозные оценки администраторов доходов на трехлетний период.

(Слайд 13). Доходная база консолидированного бюджета республики от налоговых и неналоговых платежей характеризуется как динамически развивающаяся. Эта тенденция сохранится в 2016 году.

Объем налоговых и неналоговых поступлений составит в следующем году 18070,3 млн рублей и увеличится против утвержденного на 2015 год на 1669,8 млн рублей, или на 10,2 процента. Без учета целевых налоговых источников, формирующих дорожные фонды, рост поступлений в бюджет республики составит 1561,9 млн рублей, или 110,4 процента. Такой высокий рост свидетельствует о напряженности прогнозируемых параметров собственной доходной базы бюджета республики.

Налоговые поступления оцениваются в сумме 16021,9 млн рублей
с ростом к утвержденным показателям на текущий год на 6,9
процента. Неналоговые поступления спрогнозированы в сумме 2048,41 млн рублей, или с ростом на 44,5 процента.

(Слайд 14). В соответствии с законодательно установленным разграничением доходных источников между уровнями власти поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет прогнозируются в следующем году в объеме 14394,5 млн рублей. Рост к утвержденным на 2015 год показателям составит 1441,7 млн рублей, или на 11,1 процента. Налоговые поступления прогнозируются в объеме 12886,7 млн рублей с ростом на 7,3 процента. Неналоговые доходы прогнозируются в объеме 1507,8 млн рублей (с ростом в 1,6 раза).

Доходная база местных бюджетов в 2016 году оценена в объеме 3675,8 млн рублей, или с ростом к утвержденному объему на 2015 год
на 6,6
процента.

(Слайд 15). Распределение прогнозируемого объема налоговых
и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы республики составит: 79,7 процента – республиканский бюджет и 20,3 процента – местные бюджеты с учетом дополнительных нормативов отчислений
от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов в качестве замещающей доли финансовой помощи.

Такая структура соответствует законодательно установленному разграничению доходных источников и расходных обязательств, исполняемых за счет соответствующих бюджетов.

(Слайд 16). Прогноз и структура налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета по основным видам доходных источников представлен на слайде.

Основная часть прогнозируемых доходов республиканского бюджета будет обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц, его удельный вес – 39 процентов. Поступления налога на прибыль организаций составят 21,7 процента, налога на имущество организаций – 12,1 процента, налога по упрощенной системе налогообложения –
6,2 процента, акцизов – 7,7 процента. Доля доходных источников, направляемых на формирование дорожного фонда республики, – акцизов на нефтепродукты и транспортного налога, составит 11,4 процента.

(Слайд 17). Ключевой бюджетный источник – налог на доходы физических лиц прогнозируется в доходах консолидированного бюджета республики в объеме 7 895,8 млн рублей с ростом на 8,3 процента,
что соответствует прогнозируемому Минэкономразвития республики росту фонда оплаты труда на 2016 год (108,4 процента).

В новом бюджетном году сохранен показавший свою эффективность механизм установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в районные бюджеты и бюджеты городских округов, заменяющих часть дотации из республиканского бюджета. Передача по дополнительным нормативам налога на доходы физических лиц сверх минимально гарантированного норматива отчисления налога
в размере 15 процентов увеличит доходную базу местных бюджетов
на сумму 1184,4 млн рублей, эквивалентную дополнительным
15 процентам налога на доходы физических лиц.

В результате налог на доходы физических лиц будет зачисляться
в республиканский бюджет по нормативу 70 процентов и составит 5527 млн рублей.

(Слайд 18). Налог на прибыль организаций спрогнозирован по ставке 18 процентов в объеме 3 118,8 млн рублей. От организаций республики
и структурных подразделений, осуществляющих деятельность
в республике, поступления налога прогнозируются в сумме 2974,7 млн рублей. В расчет приняты прогнозируемый Минэкономразвития республики
рост прибыли прибыльных организаций республики на 2,8 процента. Налоговые поступления от прибыли организаций, входящих в состав
5 консолидированных групп налогоплательщиков, будут формироваться
в следующем году в условиях прогнозируемого Минэкономразвития России роста прибыли на 13,9 процента и задекларированного возврата налога ПАО "Газпром" в январе 2016 года в сумме 81,8 млн рублей.

(Слайд 19). В 2016 году сохраняются действующие в текущем году механизм и нормативы формирования поступлений в бюджет республики акцизов на алкогольную продукцию.

Поступления акцизов на пиво прогнозируются по нормативу
100 процентов в сумме 158 млн рублей и будут обеспечены
4 производителями: ООО "ПК Наше пиво", ООО "Пивовар",
ООО "Фудлайн-2", ООО "Хлебозавод № 1". Расчет произведен исходя
из реализации пива в объеме 804,4 тыс. дал и ставки акциза 20 рублей
за 1 литр. За счет индексации в 2016 году ставки акцизов на пиво
на 11 процентов поступления составят 14,7 млн рублей.

Поступления акцизов на алкогольную продукцию от ООО "Ново-Фокинский ликероводочный завод" не планируются в связи с остановкой деятельности завода.

(Слайд 20). Поступления налога на имущество организаций составят 1743,8 млн рублей. За счет повышения федеральным законодательством ставки налогообложения имущества организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи с 1 процента в текущем году
до 1,3
процента в 2016 году дополнительные поступления составят 73,6 млн рублей. Учтены поступления налога в связи с реализацией новых инвестиционных проектов в сумме 59,0 млн рублей, а также "налоговые расходы" на пониженную на 50 процентов ставку налога
для сельскохозяйственных производителей и реализацию инвестиционной политики Правительства республики в сумме 185,3 млн рублей.

(Слайд 21). Налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, спрогнозирован в доходах республиканского бюджета
в объеме 889,9 млн рублей. Учтены предполагаемые финансовые последствия установления 2-летних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в виде выпадающих доходов в сумме 1,8 млн рублей.

(Слайд 22). Доходы от использования и продажи имущества составят 8,4 процента налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета республики.

Доходы от использования имущества, находящегося
в государственной собственности, прогнозируются Министерством государственного имущества республики и Минфином республики
в сумме 46 млн рублей. Их структура представлена на слайде: поступления доходов от прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах
или дивидендов по акциям, составят 0,2 млн рублей; процентов
от предоставления бюджетных кредитов – 0,4 млн рублей; доходов
от сдачи в аренду земельных участков – 36,1 млн рублей; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти республики, и имущества, составляющего казну республики, – 8,5 млн рублей; платежей от государственных унитарных предприятий – 0,8 млн рублей.

Доходы от продажи имущества спрогнозированы на следующий год в сумме 1164,1 млн рублей. Поступления будут обеспечены Мингосимуществом республики за счет доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности республики,
по нормативу 100 процентов в сумме 12,8 млн рублей, продажи имущества, находящегося в государственной собственности республики, – в сумме 1151,3 млн рублей.

(Сайд 23). Платежи при пользовании природными ресурсами
в доходах республиканского бюджета в 2016 году спрогнозированы
в объеме 67,4 млн рублей. Поступления платы за использование лесов
в части, превышающей минимальный размер арендной платы
и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, ожидаются в объеме 62,5 млн рублей, в том числе за счет индексации ставок – 2,3 млн рублей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду спрогнозирована в доходах республиканского бюджета по нормативу
40 процентов в объеме 4,6 млн рублей. Поступления в очередном
2016 году будут складываться в условиях изменения порядка и сроков уплаты платежей. В связи с отменой с 1 января 2016 года текущих ежеквартальных платежей выпадающие доходы республиканского бюджета в 2016 году составят 13,9 млн рублей.

(Слайд 24). Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства прогнозируются в 2016 году в сумме 21,6 млн рублей. Поступления в республиканский бюджет от учреждений Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения республики составят 13,3 млн рублей, ГКУ "Марийскавтодор" – 1,2 млн рублей. Кроме того, запланированы средства, получаемые в счет компенсации ущерба автодорогам, наносимого тяжеловесными транспортными средствами, и в период временного ограничения движения транспортных средств в сумме 6,5 млн рублей.

(Слайд 25). На следующем слайде представлены собственные источники республиканского и муниципальных дорожных фондов, формируемых в составе бюджетов. В республиканском бюджете дорожный фонд спрогнозирован в объеме 1327,6 млн рублей за счет акцизов на нефтепродукты по нормативу 90 процентов в сумме 956,8 млн рублей и транспортного налога в сумме 370,8 млн рублей.
На формирование муниципальных дорожных фондов, как и в текущем году, в местные бюджеты переданы акцизы на автомобильный
и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по нормативу 10 процентов от направляемых
в бюджет республики, что составит 106,3 млн рублей.

(Слайд 26). Акцизы на нефтепродукты спрогнозированы Минфином России в объеме 1063,1 млн рублей по нормативу зачисления в бюджеты субъектов 100 процентов. Зачисление мобилизуемых с территории России акцизов на нефтепродукты в бюджет республики будет производиться
в 2016 году по нормативу 0,3758 процента, или сниженному
на 0,0035 процента против текущего года. Потери бюджета республики
от снижения норматива оцениваются в сумме 11,3 млн рублей.

Формирование поступлений в следующем бюджетном году будет осуществляться в условиях федеральных налоговых новаций уплаты акцизов по операциям с прямогонным бензином. Возмещение налоговых вычетов и применение повышенного коэффициента к сумме вычетов
в случае использования прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, а также уменьшение ставки акцизов на прямогонный бензин
в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли сократят доходы бюджета республики на 163,4 млн рублей.

Всего выпадающие доходы бюджета республики от новаций акцизного налогообложения составят в 2016 году 174,7 млн рублей,
в том числе республиканского бюджета – 157,2 млн рублей.

(Слайд 27).  В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз доходной базы бюджета республики сформирован
с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Оценка финансовых последствий изменений законодательства приведена на слайде. Увеличение доходов консолидированного бюджета республики оценивается в сумме 94 млн рублей, уменьшение поступлений – в сумме 226,5 млн рублей. Всего в результате новаций выпадающие доходы бюджета республики составят в 2016 году 132,5 млн рублей, в том числе республиканского бюджета – 95,7 млн рублей.

(Слайд 28). Прогноз по доходам учитывает налоговые расходы бюджета в виде налоговых льгот. Поддержка Правительством республики экономической деятельности организаций приведет к налоговым расходам республиканского бюджета в сумме 425,4 млн рублей, что составит
3,3 процента налоговых доходов. Государственная поддержка организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность, в форме налогового высвобождения по налогу на прибыль организаций прогнозируется в 2016 году в сумме 28,4 млн рублей. Государственная поддержка сельхозпроизводителей республики будет оказана в форме понижения ставки налога на имущество организаций в сумме 185,3 млн рублей, организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность,
в сумме 16,6 млн рублей. Налоговое высвобождение
в связи с льготным порядком налогообложения транспортных средств сельскохозяйственных производителей, учреждений социальной сферы
и жилищно-коммунального хозяйства, составит 13,1
 млн рублей, физических лиц – 196,8 млн рублей.

Налоговые расходы, установленные законодательством республики, должны способствовать достижению целей и задач социально-экономического развития республики, давать адекватный экономический эффект и компенсироваться модернизацией производства, появлением новых рабочих мест.

Таковы основные направления налоговой политики и подходы
к формированию собственной доходной базы бюджета республики
на 2016 год. Прогнозируемые темпы роста доходов бюджета свидетельствуют о напряженности прогнозных показателей следующего бюджетного года и соответствуют поставленным Правительством республики задачам по расширению облагаемой базы и наращиванию налогового потенциала республики. Достижение прогнозируемых параметров налоговых и неналоговых доходов должно быть обеспечено усилением работы администраторов доходов и исполнительных органов государственной власти республики по выполнению социально-экономических показателей и реализации решений, стимулирующих рост экономики республики.

Таковы основные направления налоговой политики и подходы
к формированию доходной части консолидированного бюджета республики на 2016 год.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Татьяна Александровна.

Будут ли вопросы к Татьяне Александровне?

Нет.

Слово предоставляется первому заместителю министра финансов Торощину Алексею Анатольевичу.

Торощин А.А. Уважаемые депутаты и приглашенные!

(Заставка 1).

(Слайд 2). В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации проект республиканского бюджета по расходам
на следующий год сформирован в программной классификации расходов на основе государственных программ, охватывающих основные направления деятельности Правительства республики.

(Слайд 3). Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограмм республики в 2016 году запланированы в объеме 16,9 млрд рублей.

Доля программных расходов республиканского бюджета в 2016 году составляет 77,6 процента.

(Слайд 4). В целом объем расходной части консолидированного бюджета на 2016 год запланирован в объеме 25,4 млрд рублей. В структуре расходов консолидированного бюджета наибольший удельный вес занимают расходы на образование – 25 процентов, социальную политику – 16 процентов, здравоохранение – 16 процентов, национальную экономику – 13 процентов.

Расходная часть консолидированного бюджета сформирована
в пределах имеющихся доходных источников с сохранением структуры расходов, направленной на приоритеты, связанные прежде всего
с обеспечением оказания государственных и муниципальных услуг
и социальных гарантий гражданам республики.

Остановлюсь на основных подходах, используемых при формировании объема и структуры расходов бюджета на 2016 год.

(Слайд 5). Расходы по фонду оплаты труда работников бюджетной сферы рассчитаны с применением новой методики расчета статистического показателя среднемесячной начисленной заработной платы с учетом наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Фонд оплаты труда запланирован
в объеме 8,6 млрд рублей. Достигнутые в 2015 году уровни средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы сохранятся в 2016 году.

(Слайд 6). Расходы на социальные выплаты на 2016 год предусмотрены в сумме 2003,0 млн рублей и занимают 8 процентов
в общем объеме расходов.

(Слайд 7). В структуре социальных выплат наибольший удельный вес (35 процентов) занимают меры социальной поддержки региональным категориям льготников. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла предусмотрены в сумме 707,8 млн рублей.

Предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан будет осуществляться в денежной форме, за исключением перевозок в пригородном сообщении железнодорожным и водным транспортом.

(Слайд 8). Ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам на проезд автомобильным транспортом в городском
и пригородном сообщении и горэлектротранспортом составят 220 рублей
с одновременным предоставлением им права приобретения месячных единых социальных проездных билетов.

Механизм предоставления мер социальной поддержки по услугам связи, радио, зубопротезирования, установке телефона, проезду
на междугородном транспорте и услугам по погребению будет носить компенсационный характер.

Меры социальной поддержки, связанные с предоставлением льготного проезда на речном и железнодорожном транспорте
в пригородном сообщении в сезонный период с 15 мая по 30 сентября, сохранятся в 2016 году в натуральной форме.

На расходы банковских и почтовых организаций по доставке региональным льготникам денежных выплат предусмотрены средства
в объеме 10,8 млн рублей.

(Слайд 9). В 2016 году продолжится предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Бюджетные ассигнования на указанные цели предусмотрены в сумме
484,1 млн рублей (на 1 октября 2015 года 36118 семей получили субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг).

(Слайд 10). Бюджетные ассигнования на выплаты ежемесячного пособия на ребенка предусмотрены в сумме 117,8 млн рублей. (Базовый размер ежемесячного пособия на ребенка составит 182 рубля). Бюджетные ассигнования на компенсацию части родительской платы за присмотр
и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях предусмотрены в объеме 117,3 млн рублей.

(Слайд 11). Бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям предусмотрены в сумме
75,9 млн рублей и будут направлены на ежемесячные денежные выплаты на транспортное обслуживание детей, на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и приобретение топлива.

Бюджетные ассигнования на предоставление единовременной выплаты материнского капитала в связи с рождением (усыновлением) четвертого или последующего ребенка предусмотрены в сумме
16,8 млн рублей. (Размер выплаты составит 58379 рублей).

(Слайд 12). С участием федеральных средств будет продолжено осуществление ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка. Бюджетные ассигнования на осуществление данной выплаты предусмотрены в сумме 167,5 млн рублей. В 2016 году увеличится доля софинансирования из республиканского бюджета
с 33,2 процента до 41,3 процента.

Кроме того, в рамках Указа предусматривается 0,9 млн рублей
на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

(Слайд 13). На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан бюджетные ассигнования спрогнозированы в сумме 84,1 млн рублей.

(Слайд 14). Следующая мера социальной поддержки – оплата жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа.

Указанная мера социальной поддержки оказывается специалистам:

- государственной ветеринарной службы;

- государственной системы здравоохранения;

- государственной системы социального обеспечения;

- государственной и муниципальной системы образования;

- государственной и муниципальной сферы культуры.

Объем предусмотренных средств на эти цели – 216,6 млн рублей.

(Слайд 15). Бюджетные ассигнования в области мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральных категорий льготников (ветераны, инвалиды, лица, подвергшиеся радиации) предусмотрены на 2016 год за счет средств федерального бюджета в виде субвенции в сумме 458,7 млн рублей. На слайде также представлены
и другие меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.

(Слайд 16). Расходы консолидированного бюджета по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей планируются в полном объеме в сумме 242,3 млн рублей, расcчитанной
с учетом прогнозного количества детей-сирот и действующих размеров выплат, в том числе:

189,3 млн рублей предусмотрено на содержание ребенка в семье опекуна, приемной семье и детей, обучающихся в государственных образовательных организациях;

45,2 млн рублей – на вознаграждение приемным родителям, опекунам (попечителям) и патронатным воспитателям;

4,6 млн рублей – на возмещение оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов;

2,6 млн рублей – на предоставление единовременной выплаты
на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности указанной категории детей;

0,6 млн рублей – на бесплатный проезд к месту лечения и обратно,
а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно
к месту учебы.

(Слайд 17). За счет средств федерального бюджета планируется направить на выплаты единовременного пособия при передаче ребенка
на воспитание в семью 3,6 млн рублей.

(Слайд 18). На предоставление мер социальной поддержки в части бесплатного питания для детей из многодетных семей, обучающихся
в общеобразовательных организациях, предусмотрено 49,4 млн рублей
с ростом к уровню текущего года на 9,4 млн рублей.

(Слайд 19). На реализацию полномочий в области занятости населения запланированы бюджетные ассигнования в объеме 248,3 млн рублей,
в том числе на:

осуществление социальных выплат безработным гражданам за счет средств федеральных субвенций в объеме 161,4 млн рублей;

обеспечение выполнения функций центрами занятости населения
и
мероприятия по активной политике содействия занятости населения –
86,9 млн рублей.

(Cлайд 20). В целом проект бюджета республики на следующий финансовый год сохраняет социальную направленность. Расходы отраслей социальной сферы планируются в объеме 15,6 млрд рублей, что составляет 61,6 процента общего объема расходов консолидированного бюджета республики.

Наибольший удельный вес в структуре расходов социальной сферы занимают отрасли "Образование" – 39,9 процента, "Здравоохранение" – 25,8 процента, "Социальная политика" – 25,4 процента.

(Cлайд 21). Расходы бюджета по отрасли "Образование" планируются в объеме 6 412,5 млн рублей.

(Слайд 22). Наибольший удельный вес (94,1 процента) составляют расходы на содержание организаций Министерства образования и науки республики в объеме 5862,8 млн рублей. В составе расходов учтены средства на уплату налогов в полном объеме, на учебные расходы
с индексацией в 1,35 раза (со 111 рублей до 150 рублей на 1 ученика),
на приобретение ГСМ для подвоза обучающихся.

(Слайд 23). На открытие дополнительных 46 групп в дошкольных образовательных организациях с количеством воспитанников
1122 предусмотрено 36,2 млн рублей.

(Слайд 24). На выплату стипендий студентам образовательных организаций планируется направить 55,7 млн рублей. Продолжится государственная поддержка и поощрение талантливой молодежи Главой республики. На выплату стипендии Главы республики предусмотрено
1,5 млн рублей.

(Cлайд 25). Бюджетные ассигнования по отрасли "Культура" планируются в сумме 952,8 млн рублей.

В составе расходов предусмотрены ассигнования на заработную плату работникам учреждений культуры в сумме 677,9 млн рублей.

В полном объеме предусмотрены средства на уплату налогов учреждениями культуры.

На проведение мероприятий:

в области сохранения объектов культурного наследия Республики Марий Эл предусмотрено 80,0 млн рублей;

в области этнокультурного развития, межнациональных
и межконфессиональных отношений – 3,5 млн рублей.

За счет средств федерального бюджета предусмотрено
на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований 0,2 млн рублей, подключение общедоступных библиотек
к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки – 0,5 млн рублей.

(Cлайд 26). Расходы на содержание учреждений социального обслуживания населения планируются в сумме 577,1 млн рублей. Предусмотрены ассигнования на выплаты за оказание услуг протезно-ортопедической помощи – 1,0 млн рублей; оказание адресной помощи малоимущему населению – 3,0 млн рублей.

(Слайд 27). Бюджетные ассигнования по отрасли "Здравоохранение" предусмотрены в объеме 3391,7 млн рублей, из них на содержание учреждений предусмотрено 503,6 млн рублей, на лекарственное обеспечение – 70,0 млн рублей.

(Слайд 28). В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании" проектом бюджета на 2016 год предусмотрен объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 2654,7 млн рублей с ростом к уровню 2015 года на 23,9 млн рублей, что обусловлено увеличением численности неработающего населения республики, в том числе за счет регистрации
в качестве застрахованных лиц беженцев с Украины.

(Слайд 29). На подготовку кадров с высшим медицинским образованием по специальности "Лечебное дело" на 2016 год запланировано 3,9 млн рублей.

(Cлайд 30). Расходы отрасли "Физическая культура и спорт" спрогнозированы в объеме 157,7 млн рублей, из них:

- на содержание спортивных сооружений – 128,9 млн рублей;

- на обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Врачебно-физкультурный диспансер" – 9,4 млн рублей;

- на развитие массового спорта, проведение мероприятий
и соревнований различного ранга – 19,4 млн рублей.

(Слайд 31). Расходы по разделу "Средства массовой информации" определены в сумме 75,1 млн рублей.

По подразделу "Телевидение и радиовещание" предусмотрено
32,8 млн рублей, в том числе:

на государственную поддержку республиканского телевизионного вещания – 26,7 млн рублей;

на государственную поддержку республиканского радиовещания –
6,1 млн рублей.

(Слайд 32). По подразделу "Периодическая печать и издательства" планируется направить 42,3 млн рублей, из них на:

государственную поддержку республиканских и муниципальных средств массовой информации, соучредителями которых являются органы государственной власти республики, – 25,6 млн рублей;

освещение общественно-политической, молодежной жизни республики в периодической печати на марийском и русском языках –
14,1 млн рублей;

выпуск социально значимой литературы – 2,1 млн рублей;

публикацию официальных документов в периодической печати
на марийском и русском языках – 0,5 млн рублей.

В предстоящий период будет осуществляться государственная поддержка отраслей экономики.

(Слайд 33). Расходы на субсидирование предприятий автомобильного, железнодорожного, воздушного и горэлектротранспорта по возмещению убытков, связанных с льготным проездом граждан, предусмотрены в сумме 115,2 млн рублей.

Расходы, связанные с бесплатным проездом школьников, проживающих в сельской местности, учтены в бюджетах муниципальных районов в сумме 1,7 млн рублей.

(Слайд 34). Расходы на компенсацию убытков предприятиям пассажирского автомобильного и троллейбусного транспорта предусмотрены в сумме 101,9 млн рублей по трем направлениям, связанным с проездом:

региональных льготников (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими
от политических репрессий) по единым социальным проездным билетам – 81,5 млн рублей;

обучающихся в государственных образовательных организациях
по льготным месячным проездным билетам – 5,8 млн рублей;

прочих категорий граждан (детей-сирот, приемных родителей, лиц, проживающих в домах-интернатах, лиц, награжденных наградами Республики Марий Эл) – 14,6 млн рублей.

Оценка расходных обязательств по возмещению убытков транспортных предприятий произведена с учетом действующих тарифов
и годовой реализации проездных билетов за отчетный год для льготных категорий граждан.

В общей сумме расходов предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий по возмещению затрат в связи
с выполнением социальных перевозок  в сумме 42,1 млн рублей.

На государственную поддержку железнодорожного транспорта предусмотрены субсидии ОАО "Содружество" на возмещение недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров пригородным железнодорожным транспортом общего пользования на территории республики, включая льготный проезд обучающихся, в сумме
3,3 млн рублей.

В целях организации регулярных авиарейсов, обеспечения воздушных перевозок пассажиров предусмотрено субсидирование организаций воздушного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов
на пассажирские авиаперевозки, в размере 10 млн рублей.

На финансовое обеспечение государственного задания на оказание услуг по круглогодичному бесперебойному, безаварийному обеспечению деятельности аэропорта и на реализацию мероприятий по развитию гражданского аэропорта планируются расходы ГБУ "Аэропорт Йошкар-Ола" в объеме 33,9 млн рублей.

Предусмотрены ассигнования ГБУ "Автотранспортная компания"
на финансовое обеспечение государственного задания на оказание услуг по содержанию недвижимого и движимого имущества в сумме 3 млн рублей.

(Слайд 35). Дорожные фонды республики сформированы в объеме 1433,9 млн рублей. Расходы муниципальных дорожных фондов сформированы в размере отчислений 10 процентов от акцизов
на нефтепродукты в доходы местных бюджетов в сумме 106,3 млн рублей.

Расходы регионального дорожного фонда составят 1327,6 млн рублей. Основными источниками формирования фонда являются зачисляемые
в республиканский бюджет:

транспортный налог в размере 100 процентов доходов – в сумме
370,8 млн рублей;

акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации,
в размере 956,8 млн рублей.

(Слайд 36). Объем финансовых ресурсов регионального дорожного фонда распределен по мероприятиям:

модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения – 869,6 млн рублей;

повышение безопасности дорожного движения – 123,4 млн рублей;

разработка проектно-сметной документации по строительству магистральной улицы в створе улиц Кирова и Строителей – 56,5 млн рублей;

субсидии муниципальным образованиям на проектирование
и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов – в сумме 93,4 млн рублей, что составляет более
5 процентов от общего объема ассигнований регионального дорожного фонда Республики Марий Эл;

субсидии бюджету муниципального образования "Звениговский муниципальный район" на осуществление целевых мероприятий
по ремонту улицы в пос. Суслонгер Звениговского района в сумме –
10 млн рублей.

Расходы на управление дорожным хозяйством государственного казенного учреждения "Марийскавтодор" составят 38,7 млн рублей.

В связи с отменой с 2014 года льготы по налогу на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в составе расходов дорожного фонда планируются средства на уплату указанного налога в сумме 136 млн рублей.

(Слайд 37). Основные полномочия в области жилищно-коммунального хозяйства относятся к ведению органов местного самоуправления.

Расходы отрасли спланированы в объеме 892,2 млн рублей.

Значительную долю в общих расходах занимает возмещение разницы в тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде в сумме
683 млн рублей, расчет которых произведен с учетом действующих
с 1 июля 2015 года тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций. Данные расходы складываются по причине недостижения 100 процентов оплаты коммунальных услуг населением.

В бюджетах муниципальных образований учтены расходы
на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами на коммунальные услуги и тарифами, установленными для населения,
в размере 60 процентов от годовой потребности, за исключением городского округа "Город Йошкар-Ола" (100 процентов).

На обеспечение деятельности регионального оператора некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта Республики Марий Эл" планируется направить 15 млн рублей. Основной целью деятельности регионального оператора является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики.

Расходы на благоустройство территорий муниципальных образований спланированы в объеме 189,2 млн рублей, из них на:

освещение территорий муниципальных образований – 101,5 млн рублей;

содержание улично-дорожной сети – 83,9 млн рублей.

Расходы на создание и содержание аварийного резерва материально-технических ресурсов спланированы в сумме 1,5 млн рублей.

(Слайд 38). Основное  направление бюджетной политики в области сельского хозяйства – повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

(Слайд 39). Государственная поддержка сельского хозяйства, осуществляемая на условиях софинансирования, спрогнозирована в объеме 617,2 млн рублей. Проектом федерального бюджета на следующий год субсидии на господдержку сельского хозяйства частично распределены
по субъектам, республике предусмотрено 217,2 млн рублей.

(Слайд 40). Федеральные субсидии в объеме 83,2 млн рублей предусмотрены на "несвязанную поддержку" и другие расходы в области растениеводства, 134 млн рублей на мероприятия по племенному, мясному и молочному животноводству. Дополнительный объем ассигнований
за счет средств федерального бюджета будет уточняться Минсельхозом России в течение 2016 года.

Для выполнения условий софинансирования средства республиканского бюджета запланированы в объеме 400 млн рублей. Приоритетным направлением господдержки остается субсидирование привлекаемых на развитие отрасли кредитов, сохранены традиционные направления поддержки отраслей растениеводства и животноводства, развития малых форм хозяйствования.

(Слайд 41). Бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг в области ветеринарии спрогнозированы в объеме 95,5 млн рублей
с учетом реализации Закона республики от 25 сентября 2015 года № 43-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову
и содержанию безнадзорных животных".

(Слайд 42) На исполнение расходных обязательств в сфере использования и охраны окружающей среды запланированы бюджетные ассигнования в объеме 17,4 млн рублей, из них на ведение мониторинга
и использование:

объектов недропользования – 0,9 млн рублей;

водных объектов – 5,2 млн рублей;

объектов окружающей среды и животного мира – 2,9 млн рублей.

Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений спрогнозировано за счет средств федеральных субвенций в объеме
8,4 млн рублей.

(Слайд 43). Расходы в области лесного хозяйства на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений и мероприятия
по тушению лесных пожаров запланированы в объеме 141,3 млн рублей,
в том числе за счет средств федерального бюджета 134,8 млн рублей. Средства республиканского бюджета в объеме 6,5 млн рублей предусмотрены на уплату казенными учреждениями – лесничествами налогов на содержание имущества, принадлежащего республике,
и выполнение государственного задания автономным учреждением "Авиалесоохрана".

(Слайд 44). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" с целью сохранения налогового потенциала
на территории республики в 2016 году будет оказана государственная поддержка реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности, включая реализацию проектов и программ развития территорий муниципальных образований республики, основанных на местных инициативах, в общем объеме
43,2 млн рублей.

(Слайд 45). На финансирование бюджетных инвестиций
и на проведение мероприятий инвестиционного характера запланированы расходы в объеме 2046,7 млн рублей.

(Слайд 46). В полном объеме предусмотрены расходы на выполнение условий софинансирования мероприятий по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда в рамках исполнения требований Указа Президента  Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 в сумме 209,6 млн рублей. При поступлении средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в объеме 433,7 млн рублей планируется ликвидировать более 24,5 тыс. кв. метров жилой площади.

Все расходы по социальной поддержке граждан республики
на проведение мероприятий инвестиционного характера будут сохранены.

На проведение данных мероприятий  планируется направить
133,8 млн рублей.

(Слайд 47). Так, на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, запланировано 62,6 млн рублей,
что позволит привлечь средства федерального бюджета в объеме
34,2 млн рублей. В результате проведенных мероприятий будут обеспечены жильем более 90 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

(Слайд 48). На выполнение условий софинансирования
по предоставлению социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий прогнозируется направить 40,7 млн рублей.
При привлечении средств федерального бюджета в объеме 22,7 млн рублей государственной поддержкой могут воспользоваться 62 молодые семьи.

(Слайд 49). Будут продолжены мероприятия по предоставлению социальных выплаты гражданам по возмещению затрат в части уплаты процентов за пользование кредитными ресурсами, привлеченными
на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, в том числе многодетным семьям (направления показаны на слайде). На эти цели
в 2016 году в проекте бюджета предусмотрены расходы в объеме
30,6 млн рублей.

(Слайд 50). Бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти Республики Марий Эл запланированы в пределах норматива, установленного республике Министерством финансов Российской Федерации с учетом проведенной в 2015 году оптимизации численности министерств и ведомств.

Ассигнования на обслуживание государственного долга предусматривают процентные платежи по государственным долговым обязательствам республики.

В 2016 году расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Республики Марий Эл прогнозируются в сумме
1244,9 млн рублей, в том числе по реструктурированным бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, в сумме
303,5 тыс. рублей.

(Слайд 51). На следующий год финансовая помощь бюджетам муниципальных образований предусмотрена в объеме 5,2 млрд рублей. Основную долю (94 процента) в общем объеме финансовой помощи занимают целевые субсидии и субвенции.

Это основные подходы, которые использовались при формировании показателей консолидированного бюджета республики на 2016 год.

Прошу поддержать представленный проект закона о республиканском бюджете на 2016 год.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Алексей Анатольевич.

Будут ли вопросы к Алексею Анатольевичу?

Нет.

 

 

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

У нас следующий порядок работы.

Сейчас пройдет заседание головного Комитета по бюджету, который проведет оценку представленного нам проекта бюджета и передаст
на работу в комитеты.

Со 2 декабря 2015 года начинается работа в комитетах.

График заседания комитетов.

2 декабря 2015 года:

в 10 часов – заседание Комитета по законодательству;

в 13 часов – заседание Комитета по развитию агропромышленного комплекса;

в 15 часов – заседание Комитета по социальному развитию.

3 декабря 2015 года:

в 10 часов – заседание Комитета по развитию производственного комплекса;

в 13 часов – заседание Комитета по здравоохранению.

4 декабря 2015 года:

в 12 часов – заседание Комитета по бюджету.

10 декабря 2015 года:

в 13 часов – заседание Комитета по бюджету.

В связи с тем, что с 26 ноября с 12 часов по 3 декабря до 12 часов проходят публичные слушания в сети "Интернет", идет обсуждение проекта бюджета, поступают вопросы, на которые будут даны ответы. Соответственно, все, что будет собрано из вопросов, на комитетах тоже будет подлежать рассмотрению. Затем по той технологии, которая у нас предусмотрена 10 декабря, все вопросы, которые будут переданы
на публичных слушаниях, будут рассмотрены Комитетом по бюджету.

В итоге 10 декабря в 13 часов мы с вами должны определиться
с бюджетом.

 

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Будут ли вопросы по Дню депутата?

Пожалуйста, Александр Анатольевич Карташов.

Карташов А.А. (депутат по одномандатному избирательному
округу № 21). Вопросы будут на комитетах.

Председательствующий. Да. Там подробно можно рассматривать любую цифру. Сегодня мы вам выдали проект бюджета на бумажном носителе, а 24 ноября, как только мы его получили, мы вам его переслали электронной почтой. Нам все рассказали. Читаем все, анализируем
и продолжаем работать.

Пожалуйста, Геннадий Григорьевич Зубков.

Зубков Г.Г. (депутат от избирательного объединения Марийского республиканского отделения политической партии КПРФ). У меня вопрос к Министерству финансов. Все-таки работать с бумажными носителями достаточно тяжело. Мы сегодня посмотрели слайды, на которых достаточно четко представлены размеры предстоящего бюджета
на 2016 год. Нельзя ли направить их в Государственное Собрание, а мы
бы их скачали, чтобы работать было более продуктивно.

Габдул-Бариева Г.Р. Слайды размещены на сайте Министерства финансов. Возьмете у нас.

Зубков Г.Г. Хорошо. Спасибо.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Нет.

Спасибо всем за работу на Дне депутата.