СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

21 июля 2015 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в актовом зале Марийского государственного университета.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые народные депутаты Верховного Совета!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва сегодня проводится выездной День депутата, посвященный 77-летию законодательной власти Марий Эл.

Выездной День депутата объявляю открытым!

В работе Дня депутата принимают участие: народные депутаты Верховного Совета Марийской АССР, депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва, депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл первого, второго, третьего, четвертого и пятого созывов, временно исполняющий обязанности полномочного представителя Главы Республики Марий Эл
в Государственном Собрании Республики Марий Эл Мякишев Геннадий Федорович, заместитель министра внутренних дел по Республике
Марий Эл Фролов Юрий Александрович, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Соловей Юрий Анатольевич, Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Клементьев Николай Константинович, Председатель Конституционного суда Республики Марий Эл Баранов Александр Михайлович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна, министр юстиции Республики Марий Эл Григорьева Татьяна Валентиновна, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Зефиров Сергей Николаевич, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл Татаринова Ирина Сергеевна, заместитель директора республиканского государственного казенного учреждения "Государственный архив Республики Марий Эл" Лукиных Надежда Аркадьевна, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, депутаты Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола", председатель Общественной палаты Республики Марий Эл Михеева Татьяна Николаевна, председатель Молодежного парламента Республики Марий Эл Батухтина Юлия Андреевна, члены Молодежного парламента Республики Марий Эл
I, II, III созывов, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые участники Дня депутата!

Программа выездного Дня депутата у вас имеется.

Прежде чем приступить к работе.

14 июля 2015 года член Президиума Государственного Собрания Новиков Аркадий Арсентьевич отметил свой юбилей – 60 лет. (Аплодисменты).

Аркадий Арсентьевич – депутат Верховного Совета Марийской АССР XII созыва, депутат Государственного Собрания V и VI созывов, депутат Новоторъяльского районного Собрания депутатов IV созыва.

(Вручение Новикову А.А. Почетной грамоты Государственного Собрания Республики Марий Эл и Приветсвенного адреса). (Аплодисменты).

 

Председательствующий. Приступаем к работе.

Уважаемые депутаты!

Рассматривается первый вопрос.

1. О 77-летии высшего законодательного органа государственной власти Марийской АССР – Республики Марий Эл.

Поро кече!

Пагалыме калык депутат-влак!

Добрый день!

Уважаемые народные депутаты!

Мне приятно от имени Государственного Собрания Республики Марий Эл поздравить вас и всех жителей нашей республики с днем рождения законодательной власти Марий Эл.

26 июля 2015 года исполняется 77 лет со дня начала работы первой сессии Верховного Совета Марийской АССР первого созыва.

В этом зале заседаний, в Доме Советов – колыбели марийского парламентаризма, в 6 часов вечера 26 июля 1938 года приступили к работе 93 первых народных депутата Марийской АССР.

Поздравляю всех нас, участников Дня депутата, всех жителей Республики Марий Эл с 77-ой годовщиной начала работы Верховного Совета – начала системной законодательной деятельности в Марийской Автономной Советской Социалистической Республике.

2015 год – год 95-летия нашей республики, образованной
4 ноября 1920 года как Марийская Автономная область.

В составе РСФСР создано новое национальное государственное образование – Марийская Автономная область.

77 лет законодательной власти Марий Эл.

Восемнадцать созывов.

Из них: двенадцать созывов Верховного Совета и шестой созыв Государственного Собрания.

Верховный Совет Марийской АССР работал 55 лет 5 месяцев 10 дней.

Государственному Собранию Республики Марий Эл уже 21 год
7 месяцев 15 дней.

Верховному Совету выпали серьезные испытания:

Период начального становления.

Великая Отечественная война.

Сложные послевоенные годы.

И, наконец, 90-е XX века.

В короткий период наша страна СССР – Россия пережила:

Развал Советского Союза.

Десоветизацию.

Шоковую терапию.

Разгосударствление.

Децентрализацию.

Коммерциализацию.

Стагнацию.

Инфляцию.

Дефолт.

Секвестр.

Приватизацию.

Ваучеризацию.

Девальвацию.

Либерализацию.

ГКО.

Залоговые аукционы.

Неоэкспроприацию.

Перевод спекуляции в предпринимательство.

И, наконец, – переход к рынку.

Без прогнозирования последствий реализуемых сумбурно
и бессистемно "рыночно - переходных" действий.

Все это привело к потере нравственных основ, разрушению моральных устоев и ценностей, развалу экономики.

Главной ошибкой политической и экономической Того Времени стал уход государственных структур от управления, от регулирования экономических процессов, уход государства от влияния на эти процессы: снисходительно-выжидательно-созерцательная отстраненность власти.

Полное разрегулирование механизма государственного управления было налицо.

Особенно сильно ударил по людям нерегулируемый шквал роста
цен – практически ценовой беспредел и инфляция, безжалостно уничтожившая сбережения граждан.

Инфляция после отпуска цен на свободу после либерализации
со 2 января 1992 года достигла 2600 процентов.

Неимоверный взлет цен и инфляции произошел из-за слепого следования догме свободного рынка.

Пагалыме депутат-влак!

Уважаемые депутаты!

Особо важно выделить особую роль Верховного Совета
XII созыва по сохранению стабильности в Республике в 90-е годы – прежде всего политической стабильности.

В вакууме власти страна жила в те времена по указам первого Президента России. Верховный Совет Марийской АССР не только сохранил законодательную власть, но и обеспечил плавную передачу законодательной власти Марий Эл Государственному Собранию.

Выборы депутатов высшего законодательного органа Государственной власти Республики Марий Эл – Государственного Собрания – Кугыжаныш Погын первого созыва, пришедшего на смену Верховному Совету Марийской АССР, были организованы 12 декабря
1993 года – в день Всероссийского референдума по принятию новой Конституции новой самостоятельной России.

Правильность принятых нами в 90-е годы решений подтверждена временем.

Благодаря принятию нами такого выверенного, взвешенного
и верного – важнейшего в той архисложной политической ситуации решения Верховного Совета законодательная власть Марий Эл непрерывно продолжала свою деятельность.

Так распорядилась история: XII созыв Верховного Совета Марийской АССР стал последним в системе Советов народных депутатов.

Как последний Председатель Верховного Совета отмечаю высокий уровень ответственности депутатов XII созыва за судьбу республики.

Двадцать пять лет, вместив в себя значительное количество исторических событий, которых с избытком хватило бы на век, изменили
и Россию, и весь мир, все мировое сообщество.

Мы не только выстояли в сложные этапы российской истории:
ГКЧП – август 91-го, подписание Федеративного договора – март 92-го, реформирование Советов с расстрелом Белого Дома – октябрь 93-го.
На сложнейшем переломном этапе российской истории, на границе веков
и миллениумов мы принимали достаточно взвешенные, продуманные решения, которыми была создана база качественно продуктивной деятельности Государственного Собрания нашей республики.

Пережив вместе со всей страной вторую в истории России Великую Смуту 90-х прошлого – XX века, мы укрепили на основе опыта работы Верховного Совета Марийской АССР позиции Государственного Собрания Республики Марий Эл в единой системе государственной власти Российской Федерации, в системе законодательной власти России, в которой Государственное Собрание занимает достойное место.

В сложных условиях работали первый и второй созыв Государственного Собрания: 1994 - 2000 годы.

Государственному Собранию третьего созыва: 2000 - 2004 годы выпала ответственная миссия – перевод законодательной деятельности из века XX в XXI век.

Из второго тысячелетия – в третий Миллениум.

И с этой задачей Государственное Собрание Республики Марий Эл успешно справилось.

XXI век сменил век XX.

Завершилась Эра Советов.

Но идеология депутатской деятельности всегда была, есть и остается на будущее – эффективное надежное законодательное обеспечение развития республики.

И продолжает его не менее успешно, чем Верховный Совет, уже двадцать один год Государственное Собрание.

Это сегодня мы живем в России и в субъектах Российской Федерации по одним законам.

Работаем в едином федерально-субъектовом правовом пространстве.

А было время переходного периода на границе Советского Союза
и новой России, когда страна жила по трем законодательствам: Союза ССР, Российской Федерации, Марийской АССР.

Каждый созыв Верховного Совета, каждый созыв Государственного Собрания мы вправе рассматривать как важный этап в деятельности законодательной власти Марий Эл.

И каким бы политизированным ни был депутатский корпус, а пик политизации пришелся на XII созыв: 1990 - 1993 годы, депутаты всегда поднимались выше партийных, личных и узковедомственных интересов, решая крупный масштабный комплекс проблем и составляющих их задач, принимая согласованные решения во благо нашей республики и России.

Неизменным было и остается принятие взвешенных оптимальных
и разумных, согласованных законодательных решений, направленных
на развитие нашей республики и защиту права человека на достойную жизнь, повышение эффективности деятельности депутатского корпуса, надежности и жизненности законодательства.

Мы, депутаты XXI века, благодарны первым народным депутатам
за традиции законодательной деятельности, за опыт депутатской работы, передаваемый из созыва в созыв.

Бережно храним историю, храним и развиваем традиции депутатской деятельности.

Имена всех депутатов Марийской АССР – Республики Марий Эл представлены в изданном Государственным Собранием сборнике "Депутаты Марий Эл".

В сборнике – имена 23712 депутатов нашей республики.

Создан объемный историко-документальный телевизионный фильм "Законодательная власть Марий Эл. 75 лет", занявший достойное место
в системе исторических телевизионных фильмов о Марийской АССР – Республике Марий Эл.

В Государственном Собрании к 75-летию законодательной власти Марий Эл открыта Галерея истории законодательной власти Марий Эл.

Деятельность Государственного Собрания Республики Марий Эл отмечена Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем 18 февраля 2003 года на заседании Совета законодателей России.

Президент России одобрил наши предложения
по совершенствованию системы единого российского законодательства, подчеркнув абсолютную правильность внесенных предложений.

Государственное Собрание Республики Марий Эл в 2003 году удостоено Почетной грамоты Совета Федерации первым в системе законодательных органов власти субъектов России.

В 2004 году – Главной Всероссийской Премии "Российский Национальный Олимп", подняв Республику Марий Эл на самый высший Российский Национальный Олимп.

В последние годы Государственное Собрание Республики Марий Эл удостоено семи высоких государственных и общественных наград.

Государственное Собрание выражает благодарность всем депутатам республики за активную законодательную деятельность, за вклад каждого депутата в развитие и укрепление нашей республики.

Пагалыме Депутат кечын участникше-влак!

Уважаемые участники Дня депутата!

24 июня текущего года в этом зале проходила научно-практическая конференция, посвященная 20-летию третьей действующей Конституции Республики Марий Эл, принятой 24 июня 1995 года Конституционным Собранием после всенародного обсуждения.

Мы говорили о том, что Конституция-95 объединила всех нас, жителей Республики Марий Эл, в стремлении соответствовать высокому предназначению – служить интересам Республики Марий Эл
и многонациональному народу республики.

Говорили о том, что Конституция – Основной Закон – это не только правовой паспорт государства, в котором отражены основополагающие права и свободы человека, закреплены принципы государственного
и общественного устройства.

Это еще и стратегический ориентир – образ будущего.

В этом глобальном мире общество зависит от образа, формируемого Конституцией.

Конституция Республики Марий Эл:

Девять глав и 105 статей.

Первая статья Конституции.

Икымше статья.

Икымше пункт. Марий Эл Республика Россий Федерацийын составышкыже пурышо республика (кугыжаныш).

Статья 1.

Пункт 1. Республика Марий Эл - республика (государство) в составе Российской Федерации.

Кокымше пункт. Марий Эл Республика ден Марий Эл лум-влак иктор значениян улыт.

Пункт 2. Наименования Республика Марий Эл и Марий Эл равнозначны.

Кокымше статья.

Айдеме, тудын праваж ден эрыкше эн кугу поянлыклан шотлалтыт.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Латвизымше статья.

Марий Эл Республикыште кугыжаныш йылмылан марий (курыкмарий, олыкмарий) да руш йылме-влак шотлалтыт.

Статья 15.

Государственными языками Республики Марий Эл являются марийский (горный, луговой) и русский языки.

Пагалыме депутат-влак!

Уважаемые депутаты!

В Республике Марий Эл действуют 192 республиканских закона.

После вступления в силу Конституции-95 Государственным Собранием принято 17 Конституционных законов.

Развитие общества на основе Конституции – демократическое развитие – это не только вопрос политической организации общества.

Это еще и особая система ценностей и принципов.

И только при глубоком понимании этих ценностей и принципов
и при целенаправленном претворении их в жизнь общество может успешно и качественно развиваться.

Жизненность Закона определяется полезностью Закона в жизни общества.

Более социально полезного для общества – Основного Закона Республики Марий Эл – Конституции Республики Марий Эл – представить ни практически, ни теоретически невозможно.

Конституция Республики Марий Эл образца 95-го года за двадцать лет работы в качестве Основного закона не подвергалась кардинальным изменениям.

Этим подтверждается надежность и эффективность действующей Конституции, сбалансированное влияние Конституции на развитие демократии и интересов гражданского общества.

Развивая на основе Конституции правовую базу, в республике созданы и эффективно функционируют:

Конституционный суд, Общественная палата, Государственная счетная палата, институт мировых судей, уполномоченные: по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей.

Эффективно функционирует уже третий созыв Молодежный парламент республики и молодежные парламенты в городах и районах.

В Республике Марий Эл действуют все необходимые для демократического развития общества институты – институты зрелого гражданского общества.

Пагалыме Депутат кечын участникше-влак!

Уважаемые участники Дня депутата!

Шестым созывом Государственного Собрания пройден временной путь длиною в 9 месяцев 20 дней, или 291 день из отведенных Конституцией шестому созыву.

Важным направлением деятельности Государственного Собрания остается дальнейшее совершенствование и повышение надежности
и эффективности законодательной технологии с укреплением взаимосвязи в системе:

"Разработка закона – принятие закона – принятие подзаконных
актов – механизм реализации закона – информационное обеспечение
и сопровождение реализации закона – практическое качественное полное
и надлежащее исполнение закона – парламентский контроль – мониторинг правоприменения".

Это усиливает надежность единого правового пространства,
не только республиканского, но и федерального.

Спокойная, системная, умелая, качественная, творческая, уверенная работа депутатов шестого созыва в условиях современной Российской действительности и позитивные итоги работы за 291 день свидетельствуют о том, что теперь уже шестой созыв является самым продуктивным
из 18 созывов.

Государственное Собрание продолжает работать открыто и гласно.

Мы всегда открыты к диалогу со всеми.

Активная работа Государственного Собрания шестого созыва
в Совете законодателей России, в Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа, надежное законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития Республики Марий Эл вносит наш вклад в формирование
и совершенствование единой системы российского национального законодательства.

Это наш вклад в создание России как эффективного государства
для человека.

Государственное Собрание Республики Марий Эл шестого созыва продолжает занимать достойное место в единой системе законодательной власти Российской Федерации.

Благодарю депутатов Государственного Собрания и местного самоуправления за конструктивную работу и взаимопонимание.

Мы не только внимательно слушаем друг друга, но и слышим.

Слышим наших избирателей, жителей республики, и реагируем
на вносимые предложения и замечания.

Успех России как федеративного государства складывается из успеха субъектов, составляющих Федерацию.

Наша Республика Марий Эл, обеспечивая высокие темпы роста основных показателей, вносит значительный вклад в успешное развитие национальной экономики Российской Федерации.

Важнейшими направлениями интенсивного развития общества
в современном глобальном мире является триада:

Профессионализм.

Ответственность.

Рост производительности труда.

2015 год вписан в историю как год, завершающий первое пятнадцатилетие нового XXI века и третьего тысячелетия.

2015 год вписан в историю Республики Марий Эл как год 95-летия образования Марийской Автономной области (4 ноября 1920 года), в 1936 году преобразованной в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Пагалыме депутат-влак!

Уважаемые депутаты!

Подводя итоги 77-летней законодательной деятельности, с полной уверенностью можно отметить, что всегда неизменными были и остаются наши базовые законодательные приоритеты: законотворчество во имя созидания, законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития, добрые дела во благо нашей прекрасной Республики Марий Эл, во имя сильной, единой
и процветающей России.

В Государственном Гимне Республики Марий Эл есть такие слова:

Тый денет кугешнена, Марий Эл!

Гордимся всегда тобой, Марий Эл!

Лучше и не скажешь.

Спасибо.

Тау.

Кугу тау.

Пеш кугу тау. (Аплодисменты).

 

 

Председательствующий. Рассматривается второй вопрос.

2. Становление и развитие парламентаризма в Республике Марий Эл.

Слово предоставляется заместителю директора республиканского государственного казенного учреждения "Государственный архив Республики Марий Эл" Лукиных Надежде Аркадьевне.

Лукиных Н.А. Уважаемые участники Дня депутата!

Мне впервые выпала честь выступить перед вами. Здесь собралось столько известных людей, внесших вклад в развитие нашей республики, работающих в высшем законодательном представительном органе нашей республики много лет.

История парламентаризма имеет глубокие корни, ее истоки уходят
в древнюю Грецию и Рим. На Руси к институтам народного участия
в определении судьбы отечества можно отнести Вече в Пскове, Новгороде, Киеве, Всесословный Собор и Боярскую Думу. Первые шаги
к парламентаризации связаны с принятием Николаем II документов
об учреждении Государственной Думы.

Современная Россия находится в процессе совершенствования парламентской системы. Но осмысление современного государственно-правового развития, его прогнозирование невозможно без изучения отечественных государственных традиций, их исторического фона.

В своем выступлении я остановлюсь на вопросе становления
и развития парламентаризма в Республике Марий Эл начиная с 1920 года, с момента
образования Марийской автономной области.

В ноябре 1920 года Советом Народных Комиссаров и ВЦИК РСФСР были подписаны декреты об автономной области марийского народа. Марийцы получили равные с другими нациями и народностями, населявшими РСФСР, права на самоопределение и построение своей собственной административно-территориальной единицы. Началась планомерная работа по созданию государственности для марийского народа с учетом исторических, местных, национальных особенностей.
На Первом съезде Советов Марийской автономной области, проходившем 21 июня 1921 года, был избран Марийский областной исполнительный комитет (Мароблисполком), который стал высшим органом законодательной и исполнительной власти в Марийской автономной области. Мароблисполком рассматривал и принимал постановления, резолюции и решения по всем вопросам экономической, политической, социальной и культурной жизни области. На первом пленарном заседании исполкома I съезда советов Марийской автономной области был избран Президиум. В его состав вошли И.П.Петров (председатель), В.А.Мухин, С.А.Черняков, И.А.Шигаев, Моисеев, Стрелков, Локтев, Криницкий.

Основными задачами первого постоянно действующего органа, государственной власти Марийской автономной области являлись: принятие мер по повышению культурного и хозяйственного уровня области, проведение в жизнь постановлений высших органов советской власти, обеспечение на территории области революционной законности, охраны государственного порядка и общественной безопасности. Помимо первоочередных вопросов восстановления экономики, борьбы с голодом, стихийными бедствиями и эпидемиями, важной была задача окончательного формирования внешних и внутренних границ Марийской автономной области.

В период с 1921 по 1936 год Мароблисполкомом было проведено
10 областных съездов, не считая чрезвычайных.

1936 год стал переломным в деятельности высшего представительного органа власти в Марийской автономной области.
По Конституции СССР 1936 года Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику - МАССР. Совет рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов Марийской автономной области и его исполнительный комитет сложили свои полномочия.

Предстояло сформировать новый высший представительный орган власти Марийской АССР. На этот переходный период вся хозяйственная работа была возложена на Исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов МАССР. Он решал все вопросы социально-экономического и культурного развития республики. Но первой его задачей стала подготовка и проведение XI (Чрезвычайного) съезда Советов МАССР. На съезде, проходившем в июне 1937 года, была принята первая Конституция Марийской АССР, положения которой стали правовой основой для формирования законодательной власти
в республике. Высшим органом власти стал Верховный Совет Марийской АССР.

Верховный Совет Марийской АССР был сформирован по итогам выборов, проведенных 26 июня 1938 года. Им предшествовала широкая агитационная кампания, в газетах печатались биографические данные кандидатов в депутаты, их портреты, сообщения, фотографии и статьи: "Служить своему народу – почетное дело", "Все как один явимся
к избирательным урнам!", "Кандидаты колхозного крестьянства" и т.п.

По итогам выборов в депутаты Верховного Совета МАССР первого созыва были избраны 93 человека. Среди них: 41 колхозник, 30 служащих, 22 рабочих; 68 процентов депутатского корпуса были представлены членами и кандидатами в члены ВКП(б), 14 процентов комсомольцами.
По национальному составу: 45 процентов русские, 43 процента мари, остальные представляли другие национальности, проживавшие
в республике. Почти треть депутатов первого созыва были женщины,
в большинстве своем – стахановки, трактористки, передовые колхозницы.

Первая сессии Верховного Совета Марийской АССР открылась
26 июля 1938 года в Доме Советов. Сессию открыл старейший по возрасту депутат от Чирковского избирательного округа Пектубаевского района Арсений Васильевич Домрачев. В повестку первого заседания были включены 6 вопросов организационного характера. Сначала была избрана мандатная комиссия из 7 человек во главе с Храпиным Иваном Васильевичем; затем – постоянные комиссии законодательных предположений, бюджетная, Государственная плановая комиссия.

На следующий день депутаты избрали Президиум, который являлся высшим законодательным органом власти в период между сессиями. Председателем Президиума Верховного Совета МАССР первого созыва избрали Кавалерова Тимофея Ильича, его заместителями Мосолову Александру Яковлевну и Шеина Петра Васильевича, секретарем – Кукина Михаила Владимировича; членами Президиума – Апаеву Анну Ефимовну, Архипова Василия Михайловича, Кузнецова Василия Антоновича, Павлова Михаила Алексеевича, Сандакова Илью Кузмича, Синичкину Екатерину Никитичну, Фуфыгина Петра Михайловича, Чукмарева Михаила Степановича. Председателем Верховного Совета МАССР первого созыва избрали Мамаева Романа Михайловича, его заместителями – Воронову Марию Семеновну и Хайруллина Юсупа Хайруллиновича.

Верховный Совет МАССР утвердил состав первого правительства – Совет народных комиссаров, председателем избрали Якова Абрамовича Абрамова. Ряд депутатов Верховного Совета МАССР получили посты
в правительстве: наркомом финансов стал Стемасов Иван Андреевич, местной промышленности – Храпин Иван Васильевич, юстиции – Товашов Василий Ильич и т.д. Как правило, это были люди, уже работавшие
в соответствующих структурах Мароблисполкома. Наркомы сохраняли свои мандаты в Верховном Совете, будучи одновременно в одном лице
и законодателями и исполнителями.

Верховный Совет избирался сроком на четыре года, работал сессионно, сессии созывались два раза в год, а в период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум, который в своей деятельности был подотчетен Верховному Совету МАССР. Президиум созывал сессии Верховного Совета, издавал указы и законодательные акты. В его компетенции были кадровые назначения, присвоение различных почетных званий. В рабочий аппарат Президиума в 1939 году входили руководство, управление делами, юридическая часть, информационно-статистическая группа, постоянные комиссии Верховного Совета МАССР.

21 июня 1941 года состоялась 5-я юбилейная сессия Верховного Совета, посвященная 20-летию Марийской автономии. Звучали слова приветствия участникам, подводились итоги работы за прошедший период и строились планы на будущее. Но работа сессии была прервана войной…

Война привела к резкому сокращению состава депутатов Советов
и членов их исполкомов в связи с уходом многих в Красную Армию (Хайруллин Ю.Х., Ерганов Иван Ефимович, Ончуков Михаил Алексеевич, Голов Михаил Георгиевич и др.). К концу 1942 года число депутатов сельских и районных Советов МАССР уменьшилось более чем наполовину. Численность работников исполкомов составляла
60 - 70 процентов довоенного уровня. Резко возросла роль женщин
в государственной работе. Они составляли в 1943 году 66 процентов депутатов и 54 процента членов исполкомов местных Советов (до войны – соответственно 31 и 21 процент). Несмотря на все трудности, сессии старались проводить в установленные сроки, депутаты своим активным участием помогали разрешать сложные вопросы военного времени.

В докладе и.о. секретаря Президиума Верховного Совета МАССР Беляевой А.И. от 6 марта 1942 года "О работе Советов в дни Отечественной войны" отмечалось, что "…Советы улучшили работу, лучше готовят вопросы, решения доводятся быстрее. Изживает себя кабинетно-канцелярский метод руководства". Президиум Верховного Совета МАССР рассматривал вопросы улучшения работы районных Советов и постоянно действующих комиссий, о работе политико-просветительных учреждений, ходе подготовки к летним оздоровительным мероприятиям, выполнении закона о всеобщем обязательном обучении детей и состоянии работы по борьбе с детской беспризорностью
и безнадзорностью, об образовании и разукрупнении районов республики, о награждении передовиков производства.

Война нарушила установленные Конституцией сроки выборов депутатов в представительные органы. В декабре 1941 года выборы отложили "…ввиду обстоятельств военного времени", в 1944 – "…в связи
с военной обстановкой". Избранные в 1938 году депутаты продолжали исполнять свои обязанности до 1947 года.

9 февраля 1947 года состоялись первые послевоенные выборы
в Верховный Совет МАССР. Они показали большую активность населения: из 312175 зарегистрированных избирателей в голосовании приняли участие 312092 человек. Из них 99,83 процента проголосовали
за кандидатов "блока коммунистов и беспартийных".

Депутатами Верховного Совета были избраны те, за плечами которых лежали коллективизация, индустриализация, военные испытания, они были награждены орденами и медалями. Был повышен возрастной ценз: депутатом мог стать гражданин, достигший 21 года вместо 18.

По сравнению с предвоенным периодом состав депутатского корпуса изменился: преобладающее число были колхозники (82 процента). Председателем Верховного Совета МАССР второго созыва был избран Гребнев Иван Алексеевич, председателем Президиума – Рябчиков Николай Петрович.

Люди находились под глубоким впечатлением от великой Победы. Вера в лучшую жизнь, в то, что удастся быстро восстановить народное хозяйство, поддерживала энтузиазм народа. Эти чувства и надежды явственно выражались в выступлениях депутатов. Депутат Якимов
от Еласовского избирательного округа в своем выступлении на первой сессии второго созыва, проходившей в апреле 1947 года, отмечал,
что "у народа есть твердое решение… выполнить грандиозные задачи новой сталинской пятилетки, ликвидировать в кратчайший срок ущерб, нанесенный стране войной, и быстро пойти вперед по пути дальнейшего развития экономики, подъема культурны нашей республики".

Одержав победу, народ приступил к мирному созидательному труду. Перед республикой встали сложные задачи восстановления народного хозяйства. Так, в 1946 году Верховный Совет рассматривал на своих сессиях вопросы выполнения планов предприятиями местной промышленности, о работе театров и учреждений культуры, состоянии здравоохранения, народного образования и улучшении работы школ.
В 1957 году Верховный Совет МАССР внес изменения
в ст.88 Конституции МАССР, чем закрепил обязательное всеобщее семилетнее образование.

Верховный Совет МАССР на протяжении своей деятельности занимался наиболее перспективными вопросами развития Марийской республики. Кроме ежегодного обсуждения и утверждения Государственного плана развития народного хозяйства и бюджета республики, на сессиях рассматривались различные вопросы хозяйственного и культурного строительства: о соблюдении законности; награждении многодетных матерей, деятелей культуры и передовиков производства орденами и  медалями; работе министерств и судебных органов республики, медицинских учреждений, школ, работе постоянных комиссий. В 50 - 70-е годы количество постоянных комиссий возросло, были созданы комиссии по культуре и просвещению, сельскому хозяйству, торговле и бытовому обслуживанию, по делам молодежи.

В мае 1978 года в республике произошло важное событие – была принята вторая Конституция МАССР. Депутаты IX созыва проделали большую работу по ее разработке, обсуждению и принятию. Депутат Верховного Совета МАССР, первый секретарь Марийского обкома ВКП(б) Виктор Петрович Никонов в своем выступлении на заключительной сессии IX созыва отметил: "Этот день войдет в летопись республики
как одна из знаменательных вех в истории ее развития".

Верховный Совет МАССР по своему составу был многонациональным. Марийцы и русские, украинцы и белорусы, татары
и чуваши, мордва и удмурты, евреи и грузины представляли в высшем законодательном органе интересы избирателей, оказавших им свое доверие.

Депутатский корпус по-своему отражает социальный портрет населения республики разных лет: около половины (49,3 процента) депутатов XI созыва были служащими, значительно сократилось число колхозников среди депутатов с 44 процентов (I созыв) до 18 процентов
(
XI созыв), рабочие составляли более 30 процентов депутатского корпуса XI созыва против 8,6 процента в период III созыва.

На протяжении всей истории в Верховный Совет МАССР избирали наиболее известных и достойных граждан республики. Среди депутатов мы видим передовиков производства и победителей социалистического соревнования, Героев Социалистического Труда, руководителей производства, деятелей науки, культуры и искусства, видных писателей. Важнейшей составляющей деятельности Верховного Совета было активное участие в его работе женщин. Они составляли 30 - 40 процентов. На выборах 4 марта 1990 года, впервые проведенных на альтернативной основе, количество женщин – депутатов резко сократилось, женщины получили всего 9 депутатских мест (6,2 процента).

На начальном этапе своей деятельности образовательный уровень членов Верховного Совета был недостаточно высоким. Половина депутатского корпуса не имели даже законченного среднего образования. Но от созыва к созыву удельный вес лиц с высшим и незаконченным высшим образованием неуклонно возрастал и к 1990 году составил
91,7 процента против 20,7 процента в 1947 году.

В работе Верховного Совета всех созывов значительная роль отводилась постоянным комиссиям. Они не только активно проводили
в жизнь решения Верховного Совета, но и осуществляли контроль
за выполнением ранее принятых им постановлений. Проводили проверку деятельности министерств и ведомств по конкретным вопросам, принимали участие в изучении проектов народнохозяйственных планов
и бюджета республики, делали по ним свои заключения, прежде чем внести их на рассмотрение сессии. От созыва к созыву по мере необходимости создавались новые постоянно действующие комиссии.

В 90-е годы при Верховном Совете были комиссии по вопросам работы Советов и развития управления и самоуправления, законодательства, законности, правопорядка и гласности, национальной политике и развитию межнациональных отношений, по делам молодежи, плановая, бюджетно-финансовая, по промышленности, транспорту и связи, по агропромышленному комплексу, охране семьи, материнства и детства, по народному образованию.

Деятельность Верховного Совета МАССР всех созывов освещалась
в "Марийской правде", районных газетах. В статьях и заметках рассказывалось о работе постоянных комиссий, депутатских групп
и отдельных депутатов, печатались интервью с руководителями высшего представительного органа республики.

Важным этапом в реформе политической системы явились выборы народных депутатов РСФСР, проходившие в марте 1990 года. С ними были совмещены выборы Верховного Совета МАССР XII созыва и выборы местных советов. Впервые в нашей избирательной практике было положено начало альтернативным выборам. В итоге подавляющая
часть депутатского корпуса (86,1 процента) была избрана впервые. Председателем Верховного Совета МАССР был избран первый секретарь обкома партии Григорий Андреевич Посибеев. После принятия Съездом народных депутатов РСФСР запрета на совмещение партийного
и советского постов Г.А.Посибеев в августе 1990 года подал в отставку
с поста председателя Верховного Совета, а на его место был избран Владислав Максимович Зотин.

Знаковым моментом стало принятие республикой Декларации
о суверенитете, которое произошло на внеочередной сессии Верховного Совета МАССР. 22 октября 1990 года Марийская АССР была переименована в Марийскую ССР.

17 октября 1991 года Верховным Советом МССР был введен пост президента. Выборы состоялись 8 декабря 1991 года. Первым президентом избрали Владислава Максимовича Зотина, Председателем Верховного Совета МССР – Юрия Александровича Минакова.

Работа Верховного Совета XII созыва в те годы была очень напряженной. Необходимо было реагировать на все изменения в обществе. Были приняты многие законодательные акты в соответствии с курсом экономических реформ, проводимых в стране: законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о собственности, о приватизации государственных и муниципальных предприятий, о медицинском страховании граждан,
о плате за землю, о фонде ценового регулирования и др.

8 июля 1992 года Верховный Совет принял решение
о переименовании МССР в Республику Марий Эл.

9 июля 1992 года Верховный Совет утвердил государственный гимн Республики Марий Эл, 3 сентября 1992 года – государственный флаг, 21 января 1993 года – государственный герб.

На протяжении 1992 - 1993 гг. повсеместно с начала проведения радикальных рыночных реформ шла борьба между законодательной
и исполнительной ветвями власти. События, произошедшие в Москве
3 - 4 октября 1993 года, ускорили политический процесс в республике.
9 октября был принят Указ Президента Российской Федерации
"О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". Почти сразу же (12 октября) Указом Президента Республики Марий Эл была образована комиссия
по разработке реформы представительных органов местной власти республики, которой предписывалось разработать нормативные документы по реформированию Верховного Совета, районных, городских Советов Республики Марий Эл.

Внеочередная сессия Верховного Совета Республики Марий Эл
в ноябре 1993 года приняла все необходимые документы и назначила дату выборов в Государственное Собрание.
10 ноября 1993 года состоялось последнее заседание Верховного Совета двенадцатого созыва. На нем были рассмотрены вопросы реформирования в соответствии с указами Президента России высшего законодательного органа власти и органов местного самоуправления; приняты законы по выборам депутатов; образована Центральная избирательная комиссия; назначены выборы депутатов республики (всего депутатского корпуса) на 12 декабря 1993 года.

6 января 1994 года законодательная власть в Республике Марий Эл перешла от Верховного Совета к Государственному Собранию. Начался новый этап в истории представительной власти. Верховный Совет Республики Марий Эл XII созыва в период политических потрясений сумел удержать политическую и национальную стабильность
в республике, оперативно выработать стратегию и тактику действий законодателей в новых условиях. Достойно вышли из самых сложных ситуаций в условиях становления российской государственности
и реформирования системы власти. Принимали взвешенные, продуманные решения, обеспечив политическую стабильность в республике.

Выборы в Государственное Собрание Республики Марий Эл первого созыва впервые проходили по смешанной системе: по одномандатным избирательным округам и общереспубликанским партийным спискам. Были избраны 30 депутатов сроком на 2 года. Первая сессия состоялась
6 января 1994 года. Председателем Государственного Собрания Республики Марий Эл был избран Смирнов Анатолий Анатольевич, Заместителем – Кряжевских Нина Максимовна.

 

Главной задачей Государственного Собрания Республики Марий Эл первого созыва являлось проведение конституционной реформы. Депутатами была организована подготовка и принятие Конституционным Собранием Республики Марий Эл третьей Конституции Республики Марий Эл. Это значимое для республики событие состоялось 24 июня
1995 года.

Выборы депутатов Государственного Собрания второго созыва состоялись 6 октября 1996 года. Депутатский корпус увеличился более
чем в 2 раза, составил 67 человек. Председателем избрали Жукова Михаила Михайловича, заместителями – Каписова Василия Галимьяновича и Винокурова Юрия Аркадьевича. Депутатским корпусом за время работы проведено 34 сессии. Проделана большая работа по созданию
правовой базы для развития местного самоуправления, укрепления государственности, продолжения рыночных реформ. Были приняты законы "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Марий Эл", "О Государственной счетной палате Республики Марий Эл" и др. Государственное Собрание второго созыва обеспечило своевременный конституционный переход к третьему созыву.

Государственное Собрание Республики Марий Эл третьего созыва приступило к своей деятельности 27 октября 2000 года, в этот день состоялась первая сессия. 67 депутатов были избраны по одномандатным избирательным округам с равной численностью избирателей. Повторно депутатский мандат получили 36 человек, среди депутатов только
3 женщины (Алдрова Татьяна Васильевна, Варченко Галина Григорьевна, Климина Надежда Викторовна). Председателем Государственного Собрания третьего созыва избран Минаков Юрий Александрович, заместителями – Пайдышев Евгений Викторович и Лоскутов Валерий Алексеевич.

Деятельность депутатского корпуса Государственного Собрания третьего созыва отличалась интенсивной работой по приведению
в порядок республиканского законодательства. В результате большой напряженной работы Республика Марий Эл с 2001 года находится
в едином правовом поле Российской Федерации. Конституционная реформа в Республике Марий Эл завершилась принятием в 2001 году законов "О Правительстве Республики Марий Эл" и "О Государственном Собрании Республики Марий Эл". Государственным Собранием Республики Марий Эл третьего созыва было начато конструктивное взаимодействие с законодателями субъектов Российской Федерации.

Подписаны Соглашения о межпарламентском сотрудничестве
с 15 субъектами Российской Федерации. С этого времени Государственное Собрание Республики Марий Эл занимает активную позицию в Совете законодателей России и в Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа. За выдающийся вклад в историческое развитие России и служение российскому народу Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакову Ю.А. присвоен Почетный титул "Председатель Законодательного Собрания года – 2003", в 2004 году присуждена Главная Всероссийская премия "Российский Национальный Олимп". Государственное Собрание Республики Марий Эл третьего созыва первым в России награждено Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Деятельность Государственного Собрания третьего созыва была отмечена в 2003 году Президентом страны Путиным В.В. на заседании Совета законодателей России.

Третий созыв Государственного Собрания обеспечил конституционный переход к четвертому созыву в установленные сроки.
В Государственное Собрание Республики Марий Эл четвертого созыва были избраны 52 депутата. Выборы депутатов состоялись 10 октября
2004 года. Они проходили по новой системе выборов: по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам в равной количественной пропорции. Председателем был избран Минаков Юрий Александрович, Первым заместителем – Пайдышев Е.В., заместителями – Мухин Владимир Иванович, Злобина Валентина Тимофеевна.

В Государственном Собрании Республики Марий Эл четвертого созыва были образованы фракции политических партий "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия", Аграрная партия, ЛДПР. Сформированы шесть комиссий: по законодательству; бюджету, налогам и финансам; социальному развитию; здравоохранению, культуре и спорту; развитию агропромышленного комплекса; развитию промышленного комплекса. Созданы комиссии по депутатской этике, по соблюдению Регламента.

В период работы четвертого созыва совершенствовалась система выездных заседаний постоянных комиссий и Президиума, парламентских слушаний, выездных Дней депутата, "круглых столов".

В докладе Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва Минакова Ю.А. "О деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва: 2004 - 2009 годы" отмечалось, что "четвертый созыв Государственного Собрания Республики Марий Эл является самым продуктивным и самым результативным за 70 лет законодательной власти как по количеству,
так и качеству показателей, по объему работы, по содержательности
и наполняемости мероприятий". В этот период получилось "…успешно реализовать программы, решить намеченные задачи и достичь поставленной цели". Подтверждением этого являются награды орден "Слава Нации", Общенациональная Премия "Россия – 2006", Почетная грамота Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Выборы в Государственное Собрание Республики Марий Эл пятого созыва состоялись 11 октября 2009 года. Избрано 52 депутата: 44 депутата от "Единой России", 6 от КПРФ, 2 от ЛДПР. Состав депутатов обновился более чем на 40 процентов по сравнению с четвертым созывом. Председателем Государственного Собрания был избран Минаков Юрий Александрович, Первым заместителем Председателя – Мухин Владимир Иванович, заместителями Председателя – Иванов Анатолий Николаевич
и Цветкова Ольга Николаевна.

В Государственном Собрании Республики Марий Эл пятого созыва действовали 6 комитетов: по законодательству; по бюджету;
по социальному развитию; по здравоохранению; по развитию производственного комплекса; по развитию агропромышленного комплекса, и 3 комиссии: по контролю за соблюдением Регламента;
по вопросам депутатской этики; Редакционная комиссия. Депутатами пятого созыва были приняты законы, касающиеся социальной защиты населения, о градостроительной деятельности, скорректированы нормы
по присвоению званий "Народный учитель Республики Марий Эл"
и "Заслуженный работник образования Республики Марий Эл".

Депутатами Государственного Собрания пятого созыва было организовано и проведено 50 сессий, 130 заседаний Президиума,
на которых рассмотрено почти 1700 вопросов, принято 364 закона Республики Марий Эл и 575 постановлений. Оно обеспечило своевременный конституционный переход к шестому созыву.

2 октября 2014 года состоялась первая сессия Государственного Собрания республики шестого созыва. В марийский парламент вошли
52 депутата от трех партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР. Председателем Государственного Собрания был избран Минаков Юрий Александрович, Первым заместителем Председателя – Владимир Иванович Мухин, Заместителем Председателя Государственного Собрания, работающим на профессиональной постоянной основе, – Анатолий Николаевич Иванов, Заместителем Председателя Государственного Собрания, осуществляющим полномочия без отрыва
от основной деятельности – Ольга Николаевна Цветкова.

В парламенте образованы шесть комитетов: по законодательству, бюджету, здравоохранению, социальному развитию, по развитию производственного комплекса, по развитию агропромышленного комплекса. Все председатели комитетов, а также Председатель Государственного Собрания и заместители Председателя Государственного Собрания вошли в состав Президиума Государственного Собрания. Образованы четыре комиссии: по контролю за соблюдением Регламента Государственного Собрания, по вопросам депутатской этики, по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания, и Редакционная комиссия. Депутатский корпус Государственного Собрания шестого созыва активно приступил
к работе, уже в ходе первой сессии были приняты два закона Республики Марий Эл и шестнадцать постановлений Государственного Собрания.

Сегодня можно с уверенностью говорить об уже сложившихся традициях парламентаризма в Республике Марий Эл, о его высоком профессионализме, ответственности и конструктивном взаимодействии
с исполнительной властью, с регионами России. Все это способствует успешному решению стратегических задач, стоящих перед обществом.
Он не является чем-то заданным раз и навсегда. Он меняется, чтобы соответствовать вызовам времени, развивается, чтобы лучше отражать интересы граждан, воплощать их в законодательстве, вырабатывать общие решения на основе учета разных мнений.

Искать решения для тех или иных поставленных задач необходимо путем анализа своей собственной истории. Одним из инструментов национальной правовой политики должно стать сравнительное право. Парламентаризм представляет собой единственный в своем роде феномен, понять который можно только через анализ его исторического становления. Анализ истории функционирования парламента необходим для научного осмысления общих проблем современной политической истории, он важен при определении дальнейшего пути демократического развития, для исключения повторения ошибок и остановок в развитии народовластия. Исторический опыт показал, что без органа государственной власти, в составе которого выборные представители
от всех социальных групп населения страны, невозможно подлинное развитие гражданского общества.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

Председательствующий. Спасибо, Надежда Аркадьевна.

Уважаемые участники Дня депутата!

Есть ли желающие выступить?

Пожалуйста, Соколова Лелия Ивановна, Заместитель Председателя Верховного Совета XII созыва, бессменный член Президиума XII созыва.

Соколова Л.И. Юрий Александрович, большое спасибо за доверие.

Я сейчас со своими коллегами сидела и смотрела на две семерки.
Это отличное время, отличная власть, которая создалась в тот же год,
в какой родилась я. Какая была власть, что позволила мне стать такой, какой Вы меня охарактеризовали.

Я очень благодарна за то, что мне посчастливилось быть депутатом Верховного Совета XII созыва. Это исторический был созыв Верховного Совета. Мне он запомнился, во-первых, что впервые была избрана женщина Заместителем Председателя Верховного Совета. Никто меня
не знал. Простой главный врач, и вдруг мне такое доверие. Я запомнила
те тяжелые годы, когда и вечером собирались, думали, как принимать решения. Этим я горжусь, теми людьми, которые мне помогали стать той, какой я стала.

150 депутатов было. Вот сейчас смотрю, из медиков – Валерий Павлович. Боялись, когда выступали такие депутаты, как покойный теперь уже Кукарин, вопросы были. А по здравоохранению что запомнилось, это создание медицинского страхования, которое вы тоже отметили. Мы ведь так ожидали и думали, что это будет таким плюсом к нашему бюджету. Сегодня, пройдя столько лет, мы уже думаем, что бюджет был надежнее, сильнее, а здесь все сложно пока.

Тем не менее главное – это люди. Я очень благодарна Юрию Александровичу, он нас жестко держал в руках. Встречали первого Президента, вице-президент у нас был. В моем понимании, наша власть здесь, в нашей республике, с учетом такого академического ума, как у Юрия Александровича, это очень достойно. Мы должны радоваться и быть благодарны, что мы живем в таком крае, так работаем и помним о каждом, кого и нет с нами.

Но женщин сегодня маловато. В те-то годы 30 - 40 процентов было? Побольше? Нас-то было 9, но не это важно. Раз уж дали мне слово, спасибо большое за доверие, успеха дальнейшего и главное – беспокоиться о здоровье детей, о будущем. А как сложно сегодня нам, здравоохранению, работается. Это я хочу подчеркнуть. Пусть наши дети будут здоровы с вашей помощью, с хорошим финансированием и с достойными людьми, которые продолжат наше дело.

Спасибо вам. (Аплодисменты).

Председательствующий. Спасибо, Лелия Ивановна.

Есть ли желающие выступить?

Нет.

Председательствующий. Уважаемые участники Дня депутата!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие в Дне депутата.

Спасибо всем за работу.

Удачи всем и успехов!

Приглашаю всех на фотографирование.

(Фотографирование участников выездного Дня депутата).