СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

24 июня 2015 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в актовом зале Марийского государственного университета.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

Сегодня проводится тринадцатый День депутата Государственного Собрания шестого созыва, посвященный 20-летию Конституции Республики Марий Эл.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, Председатель, судьи Конституционного суда Республики Марий Эл, государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Уважаемые депутаты!

Рассматривается первый вопрос.

1. 20 лет Конституции Республики Марий Эл.

Слово предоставляется Председателю Конституционного суда Республики Марий Эл Баранову Александру Михайловичу.

 

 

Баранов А.М. Уважаемые участники Дня депутата!

Поздравляю вас с юбилеем Конституции Республики Марий Эл!

20 лет назад, 24 июня 1995 года, народ Республики Марий Эл через своих представителей в Конституционном Собрании принял Конституцию Республики Марий Эл. Это третья Конституция в истории республики,
ее принятие – закономерный результат развития общества и государства.

Конституция закрепила основы общественного и экономического строя, порядок организации и деятельности органов власти, правовое положение личности.

Сегодня Конституция является надежной основой развития республиканской системы прав и соответствует высоким международным стандартам. Она была и остается фундаментом деятельности государственных органов на правовых принципах, когда общественные отношения определяются верховенством прав человека как высшей социальной ценности.

Конституция определяет правовые условия развития республики, направляет в надлежащее русло политические, социальные, экономические, культурные и другие процессы, происходящие
в государстве и обществе.

Не умаляя ценности Конституции Республики Марий Эл
как политического и правового документа, следует отметить,
что на сегодняшний день основная задача состоит в выработке механизмов обеспечения реализации Конституции Республики Марий Эл,
то есть перевода конституционных предписаний в плоскость практической и правоприменительной деятельности. Без этого деятельность любой,
даже самой идеальной, конституции сводится практически к нулю.

В конечном итоге полнота практической реализации конституционных положений, раскрывающих сущность Конституции, влияет на качество жизни каждого жителя республики.

Реализация Конституции осуществляется путем издания законов, актов исполнительной власти, принятия судебных решений, деятельности государственных органов, общественных объединений, граждан, путем самых различных проявлений жизнедеятельности общества. Вся эта деятельность регулируется правом и должна соответствовать Конституции.

Реализация Конституции Республики Марий Эл как акта высшей юридической силы предполагает ее защиту и контроль за ее соблюдением.

Институт конституционного контроля – важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, поддерживает необходимую конституционно-правовую стабильность.

В юридической науке под конституционным контролем понимается особая функция органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных правовых актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Функция государственных органов республики по осуществлению конституционного контроля направлена на обеспечение верховенства Конституции Республики Марий Эл, наиболее полной и точной реализации ее предписаний.

Конституционный контроль распределен между тремя ветвями власти.

Государственно-политический конституционный контроль осуществляется Главой республики, парламентом, правительством
и другими государственными органами, как правило, в ходе осуществления своих функций.

Так, Глава Республики Марий Эл, являясь высшим должностным лицом Республики Марий Эл, выполняет конституционную обязанность по обеспечению реализации прав и свобод граждан, обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл. При вступлении в должность он приносит присягу, в которой клянется защищать Конституцию Республики Марий Эл.

Государственное Собрание – парламент Республики Марий Эл, наделен полномочиями принимать Конституцию Республики Марий Эл
и поправки к ней, принимать законы, соответствующие Конституции,
а также вправе инициировать проверку конституционности нормативного правового акта в органе конституционного судебного контроля,
в том числе в Конституционном Суде Российской Федерации.

Конституция Республики Марий Эл не возлагает специальных обязанностей по ее охране на правительство и суды общей юрисдикции, но ясно, что и они в силу своих полномочий обязаны действовать
в соответствии с Конституцией и в ее защиту.

Исходя из этого каждый орган государственной власти вносит свой вклад в дело охраны Конституции республики.

Следует особо отметить тот факт, что Конституция Республики Марий Эл содержит важную новеллу, которая предусматривает активные формы охраны Конституции не только органами государственной власти, но и гражданами.

В соответствии с частью 4 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл граждане, их объединения наделены правом обращения
с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод
в Конституционный суд Республики Марий Эл.

Правом обращения с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов наделены также органы местного самоуправления.

Таким образом, органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане вносят свой вклад в дело охраны Конституции Республики Марий Эл.

Важным и наиболее действенным средством реализации и правовой охраны Конституции является судебный конституционный контроль.

В Республике Марий Эл он осуществляется специально созданным для этих целей судебным органом государственной власти – Конституционным судом Республики Марий Эл.

Благодаря наличию Конституционного суда система органов государственной власти в Республике Марий Эл приобрела завершенный вид в соответствии с конституционным принципом разделения властей.
С его созданием Республика Марий Эл получила повышенную правовую охрану и возможность ее более полной реализации.

Не все основные законы субъектов Российской Федерации защищены подобным образом. Во многих субъектах Российской Федерации нет судебных органов конституционного (уставного) контроля. Конституционному суду Республики Марий Эл уже более
15 лет.

В статье 95 Конституции Республики Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл определен как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В силу особенностей компетенции и правовой природы Конституционный суд Республики Марий Эл обладает рядом уникальных особенностей в реализации буквы и духа Конституции. В частности, только Конституционный суд наделен полномочием официального толкования положений Конституции Республики Марий Эл. Главная цель толкования – преодоление неопределенности в единообразном понимании смысла конституционной нормы или принципа, порождающей обострение напряженности в общественных отношениях, правовые разногласия между законодательной и исполнительной властью.

Так, в практике работы Государственного Собрания Республики
Марий Эл возникал вопрос о праве высшего должностного лица республики отклонять законы Республики Марий Эл о поправках
к Конституции Республики Марий Эл. Конституция Республики Марий Эл не содержит норм, регулирующих эти правоотношения. В связи с чем
22 мая 2001 года было принято Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл № 121-
III "Об обращении
в Конституционный суд Республики Марий Эл" с запросом о даче толкования части третьей статьи 75 Конституции Республики Марий Эл
о возможности применения установленных ею правил преодоления разногласий в отношении "обычных" законов Республики Марий Эл
к законам Республики Марий Эл о поправках к Конституции Республики Марий Эл. Указанная неопределенность преодолена самим законодателем.

В каждом рассмотренном деле Конституционный суд выявляет конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы и формирует правовую позицию по предмету конституционного спора. В итоговых решениях суда разрешается возникшая ранее неопределенность в вопросе о соответствии нормативного правового акта положениям Конституции,
а также проясняется содержание самих конституционных норм.

Так, безобидное на первый взгляд решение администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об отнесении 70-метрового участка автомобильной дороги к дорогам необщего пользования, позволившее одной уважаемой организации установить на ней шлагбаум, привело к нарушениям предписаний шести статей Конституции Республики Марий Эл, в том числе принципа равенства граждан
и недопустимости произвольного ограничения их прав и свобод.

Постановлением Конституционного суда Республики Марий Эл указанный муниципальный правовой акт был признан
не соответствующим Конституции Республики Марий Эл и утратил юридическую силу (постановление от 1 августа 2013 года).

Или, например, административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и постановке на учет
для зачисления в дошкольные муниципальные общеобразовательные учреждения, требовавший у заявителей подтверждение регистрации
по месту жительства. Отсутствие регистрации являлось основанием
для отказа в приеме документов. Установленный порядок нарушал право граждан на общедоступность дошкольного образования, конституционный принцип равенства граждан, выбор места пребывания
и жительства. Неконституционный правовой акт был признан утратившим силу (постановление от 15 мая 2014 года).

Или пример другого рода. При рассмотрении дел Конституционному суду пришлось прояснять содержание и смысл ряда конституционных норм, в том числе закрепляющих социальные права граждан. Заявители полагали, что они вправе пользоваться определенными повышенными мерами социальной поддержки либо как многодетные семьи (дело по жалобе гражданки Н.Н.Гилязутдиновой), либо как ветераны труда (дело по жалобе А.А.Калачева и дело по жалобе В.Г.Житкевича), или как семья, имеющая совершеннолетнего ребенка – учащегося (дело по запросу депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.Г.Буянова).

Рассматривая указанные дела, Конституционный суд Республики Марий Эл подтвердил конституционность оспоренных положений законодательства республики о социальной поддержке и социальном обслуживании граждан; указал на то, что обеспечивая социально-правовую защиту граждан указанных категорий, республиканский законодатель обязан учитывать социально-экономические возможности республики, вправе самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств в соответствии с конституционными нормами и принципами.

Таким образом, даже подтверждая конституционность оспоренного правового акта, Конституционный суд Республики Марий Эл вносит ясность в спорные вопросы права и правоприменитель получает четкое руководство по применению правового регулирования в строгом соответствии с требованиями Конституции Республики Марий Эл.

Специфика конституционного судопроизводства заключается
в том, что действие принятых в данном порядке судебных решений распространяется не только на стороны, участвовавшие в процессе,
но также и на неограниченный круг лиц, конституционные права и свободы которых были затронуты оспоренной нормой права. Указанный механизм защиты конституционных прав и свобод очень удобен для граждан, многие из них фактически восстанавливают свои права, даже
не появляясь в суде, благодаря усилиям лишь одного инициативного заявителя.

Судебный конституционный контроль не всегда оберегает конституцию от нарушающего ее законодательства. Неконституционные нормативные правовые акты иногда могут действовать довольно длительное время, прежде чем возникнет вопрос об их конституционности.

Конституционный суд не имеет законной возможности по своей инициативе возбуждать дела о проверке конституционности того
или иного нормативного правового акта. Законодательство
о Конституционном суде Республики Марий Эл предоставляет широкие возможности органам государственной власти, органам местного самоуправления, Главе республики, Уполномоченному по правам человека, гражданам и их объединениям обращаться с запросами
и жалобами на неконституционность нормативных правовых актов, чтобы в полной мере использовать потенциал судебной защиты Конституции Республики Марий Эл, в том числе и по вопросам ее официального толкования.

Охрана Конституции, а главное реализация в повседневную жизнь ее предписаний, причем не только буквы Конституции, но и ее духа – общая задача не только Конституционного суда Республики Марий Эл, но и органов государственной власти и местного самоуправления, каждого гражданина республики.

Конституционный суд Республики Марий Эл ни в коей мере
не стремится монополизировать функцию защиты Конституции,
а старается привлечь к участию в судебном конституционном контроле парламент и правительство республики, органы прокуратуры, Министерство юстиции Республики Марий Эл, Общественную палату Республики Марий Эл, Уполномоченного по правам человека
в Республике Марий Эл, юридическое сообщество в лице Марийского регионального отделения ассоциации юристов России и всех тех, кому
небезразлично состояние конституционной законности в республике.

Только совместными усилиями мы добьемся претворения в жизнь всего того, что провозглашает Конституция Республики Марий Эл!

Председательствующий. Спасибо, Александр Михайлович.

Будут ли вопросы к Александру Михайловичу?

Нет.

Рассматривается второй вопрос.

2. Законодательное обеспечение конституционных основ развития общества.

Поро кече!

Добрый день!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

Мне приятно от имени Государственного Собрания Республики Марий Эл приветствовать Вас сегодня, 24 июня 2015 года, в день двадцатилетия принятия Конституции Республики Марий Эл в этом здании и в этом зале – колыбели марийского парламентаризма!

 

Именно здесь, в Доме Советов в этом зале заседаний, 26 июля 1938 года, ровно 76 лет 10 месяцев и 28 дней тому назад, в 6 часов вечера начала работу первая сессия Верховного Совета Марийской Автономной Советской Социалистической Республики первого созыва.

93 первых народных депутата Верховного Совета, избранные в соответствии с положениями первой Конституции Марийской АССР 1937 года, приступили к законодательной работе.

26 июля 1938 года – официальная дата начала системной законодательной деятельности в Марийской АССР.

Это состоялось благодаря двум важнейшим событиям у истоков марийской автономии:

1918 год.  Июль. 10-е.

Принятие первой Конституции Р.С.Ф.С.Р.

1920 год.  Ноябрь. 4-е.

Принятие Декрета об автономии марийского народа.

Образование Марийской автономной области.

Обращаюсь к тексту первой Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля
1918 года.

Цитирую текст Конституции - преамбула:

"Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот Основной Закон должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях
на видном месте.

V Всероссийский Съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование".

Еще три события, без которых бы не состоялась первая сессия Верховного Совета Марийской АССР:

1922 год. Декабрь. 30-е.

Образование СССР – Союза Советских Социалистических Республик.

1936 год. Декабрь. 5-е.

Принятие Конституции СССР.

1937 год.

Принятие первой Конституции Марийской АССР.

И, конечно, 26 июня 1938 года – первые выборы первых народных депутатов Марийской АССР.

Уважаемые депутаты!

В истории нашей республики – три Конституции:

Первая Конституция.

Принята чрезвычайным XI съездом Советов 21 июня 1937 года.

Главное достоинство Конституции 37-го года – значительное повышение статуса автономии марийского народа.

Конституционное закрепление преобразования Марийской Автономной области в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР – в Союзе ССР –
на правах Автономной Республики.

Кстати, положение "Об автономных советских социалистических республиках" впервые выделено в самостоятельную главу в первой Конституции Союза ССР, принятой в 1924 году в связи с образованием
30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик.

 

 

Вторая Конституция.

Принята X сессией Верховного Совета Марийской АССР
27 мая 1978 года.

Это движение вперед в области правового регулирования государственных и общественных отношений.

Третья Конституция.

Достояние Республики.

Принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл
24 июня 1995 года.

Переоценить значение третьей Конституции в истории республики практически невозможно.

Основной Закон Республики Марий Эл, действующий сегодня, определяет статус Республики Марий Эл – Государство в составе Российской Федерации.

И это главное достижение Автономной Республики Союза ССР
в составе новой России.

Что абсолютно соотносится со статьей 5 Конституции Российской Федерации.

Главное достоинство Конституции Республики Марий Эл – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Строительство эффективного государства для человека.

Это – три основополагающих постулата, на которых основана
и надежно держится Конституция Республики Марий Эл вот уже двадцать лет.

Исследованиями более трехсот Конституций с 1789 года установлено, что средний срок действия Конституции составляет семнадцать лет.

 

 

 

Уважаемые депутаты!

Поздравляю всех нас, участников научно-практической конференции, депутатов, общественность республики, институты гражданского общества, избирателей, всех жителей Республики Марий Эл
со знаменательным событием – двадцатилетием принятия Конституции Республики Марий Эл, отмечаемым сегодня, 24 июня 2015 года, в год девяностопятилетия автономии марийского народа – образования 4 ноября 1920 года Марийской Автономной области.

Уважаемые депутаты!

Чтобы понять, как это было, предлагаю обратиться к тому времени в жизни нашей страны, предшествовавшему принятию Конституции
Новой России и Новой Конституции Республики Марий Эл. Возвратиться к истории событий тех лет: 90-х XX столетия.

Важно осмысление политического фона того времени.

Мне как непосредственному участнику тех событий: Председателю горисполкома города Йошкар-Олы, Председателю Верховного Совета Марийской АССР, депутату всех шести созывов Государственного Собрания, Председателю законодателей Марий Эл пяти созывов довелось не только видеть их и наблюдать, но и ощущать на городе Йошкар-Оле, на Марийской АССР, на жителях нашей республики.

Быть внутри этих процессов, участвовать в них, управлять, принимать архисложнейшие политические, экономические и социальные решения, защищая жителей Йошкар-Олы и республики от беспредела, творившегося в те годы в стране.

90-е прошлого - XX века.

Страна на стыке Советского Союза и Новой России вошла в сложное ситуационно-общественно-политическое разбалансированное состояние.

 

 

После романтического подъема 1989 - 1990 годов, разломного 91-го, труднейшего 92-го, драматичный и даже трагичный 93-й стал годом принятия новой Конституции Российской Федерации, остановившей конституционный коллапс, через который наша страна прошла дважды: сначала как становой хребет прекратившего существование Союза ССР, а затем и сама, перешедшая за опасную черту за несколько месяцев до декабря 93-го.

В моей научной монографии "Парадигма реорганизации Советов" дана характеристика тому Времени - XX век.

"Два величайших события, свершившие судьбу не только нашего государства, но и судьбу всего мира.

Два выстрела – Две эпохи.

Выстрел "Авроры" в 17-м.

Выстрел танка в 93-м.

Выстрел "Авроры" в октябре 17-го, 25 числа, свидетельствовал миру о советизации Российской Империи.

Выстрел танка в октябре 93-го, 4 числа, ознаменовал десоветизацию России.

Два эти знаковых события изменили не только нашу страну – но и весь мир".

Закончилась эпоха Советской власти.

Наступил Новый Мир.

Старые правила были отменены, в том числе, что такое хорошо
и что такое плохо, что запрещено и что разрешено, что есть нравственно
и что есть антинравственно, что есть правильно и что есть неправильно.

А новые правила еще не были выработаны.

В этих условиях неопределенности в политическом фоне переходного периода нужно было устанавливать новые правила.

Принимать новые законы.

И сделать это было можно только на основе Основного Закона – Конституции.

Это был краткий экскурс в историю.

Историю нашей страны.

Нашу с Вами историю.

Уважаемые депутаты!

Особое место в конституционной реформе России 90-х, безусловно, занимает Федеративный Договор.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации
и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

1992 год. Март. 31-е.

Москва. Кремль. Георгиевский зал.

Представители девятнадцати Республик из двадцати одной в составе Российской Федерации:

Председатели Верховных Советов и Президенты республик подписали в этот день Федеративный Договор.

Восемь статей Федеративного Договора – семь страниц текста
емко, лаконично, юридически выверено отражают положения будущей Конституции Российской Федерации 93-го года.

Эти положения основаны на Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и Декларациях о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации.

Напомню, наша республика, в то время Марийская Советская Социалистическая Республика – Республика Марий Эл, приняла Декларацию о государственном суверенитете 22 октября 1990 года.

Символично, что статья III Федеративного Договора закрепила Положение:

 

"Республики (государства) в составе Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство".

Мы, участники подписания Федеративного Договора, взяли на себя высокую ответственность за судьбу наших республик, за судьбу России.

Предотвратили возможность распада Российской Федерации
по печальному опыту распада Союза ССР.

И сегодня, с высоты двадцати трех прошедших лет, глубоко убежден в правильности наших действий в 1992 году.

Эта правильность подтверждена временем и историей.

Невозможно переоценить значение Федеративного Договора
в конституционном процессе, в формировании новой Конституции новой России, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года.

По моему глубокому убеждению можно смело характеризовать Конституцию Российской Федерации как законодательную базу для идейного объединения всего российского общества.

Как известно, Конституция 93-го года выработана в условиях глубокого политического и экономического кризиса.

Принятие Конституции в 1993 году, в XX веке, фантастическом по трагичности и фантастическом по величию, позволило восстановить конституционную законность в стране и создало возможность сохранения единой страны и формирования единого правового пространства.

И сегодня мы имеем реально устойчивое государство с огромным внутренним потенциалом развития.

Уважаемые депутаты!

Естественно, историю развития Республики Марий Эл в составе новой России невозможно рассматривать в отрыве от политического процесса всей страны.

 

В рамках современной матрицы я перевел ваше внимание к истокам российской конституционности.

Так как:

"Чем увереннее мы смотрим в наше прошлое, тем ярче
и насыщеннее мы трудимся в настоящем, тем энергичнее устремлены
в будущее".

Потребность в объективном знании о прошлом и настоящем актуальна всегда.

И правда истории востребована всегда.

И еще одна ключевая мысль.

Альтернативы конституционному пути развития общества нет.

Вдумайтесь в эти слова.

Конституция – Основной Закон – это не только правовой паспорт государства, в котором отражены основополагающие права и свободы человека, закреплены принципы государственного и общественного устройства.

Это еще и стратегический ориентир – образ будущего.

В этом глобальном мире общество зависит от образа, формируемого Конституцией.

Конституция как стратегический документ высшего уровня содержит формулу миссии и цель общественного развития, предусматривает алгоритм взаимодействия всех участников для того, чтобы цель была достигнута, а миссия реализована.

Конституцию нужно рассматривать как живой, постоянно работающий механизм, предназначение которого – развитие общества на основе:

обеспечения гарантий стабильности основ конституционного строя и общественной системы в целом;

создания необходимых условий для разумной свободы общественного и политического творчества.

Эти положения содействуют постоянной адаптации практики государственного и общественного управления к новым вызовам современности.

Уважаемые депутаты!

Символично, что важнейшие политические события федерального
и республиканского значения сфокусировались в знаковой дате –
12 декабря 1993 года:

Всероссийский референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации.

Выборы в Федеральное Собрание России: Совет Федерации
и Государственную Думу.

Выборы депутатов высшего законодательного органа Государственной власти Республики Марий Эл – Государственного Собрания – Кугыжаныш Погын первого созыва, пришедшего на смену Верховному Совету Марийской АССР.

Особо важно подчеркнуть особую роль Верховного Совета
XII созыва по сохранению в республике в 90-е годы прежде всего политической стабильности.

В вакууме власти, а страна жила в те времена по указам первого Президента России, Верховный Совет Марийской АССР не только сохранил законодательную власть, но и обеспечил плавную передачу законодательной власти Государственному Собранию.

Выборы 12 декабря 1993 года подтвердили преемственность законодательной власти нашей республики.

Так распорядилась история. XII созыв Верховного Совета Марийской АССР стал последним в системе Советов народных депутатов.

Как последний Председатель Верховного Совета Марийской АССР отмечаю высокий уровень ответственности депутатов XII созыва.

 

Пережив вместе со всей страной вторую в истории России Великую Смуту 90-х прошлого XX века (первая Великая Смута, как известно, – рубеж XVI - XVII веков), мы укрепили на основе опыта работы Верховного Совета Марийской АССР позиции Государственного Собрания Республики Марий Эл в единой системе государственной власти Российской Федерации, в системе законодательной власти России, в которой Государственное Собрание занимает достойное место.

Важно отметить, что Верховный Совет, назначив выборы первых депутатов Государственного Собрания на 12 декабря 1993 года, принял выборный Закон, в котором 25 процентов мест в Государственном Собрании отведено партиям, общественным формированиям и организациям.

В результате такого выверенного, взвешенного, верного важнейшего в той сложнейшей политической ситуации решения Верховного Совета законодательная власть Марий Эл непрерывно продолжила свою деятельность.

И это, несмотря на прекращение указами первого Президента России деятельности:

Съезда народных депутатов России.

Верховного Совета России.

Краевых и областных Советов.

Городских, районных, сельских и поселковых Советов народных депутатов.

С 26 сентября 1993 года в Республике Марий Эл функционировал только Верховный Совет республики.

Верховные Советы автономных, к тому времени суверенных республик в составе Российской Федерации продолжали свою работу.

Верховный Совет Республики Марий Эл сформировал надежную правовую базу для спокойной (в той неспокойной обстановке) передачи законодательной власти в Республике Марий Эл от Верховного Совета Государственному Собранию.

Что фактически реально и произошло 6 января 1994 года.

Государственному Собранию третьего созыва: 2000 - 2004 годы, выпала ответственная миссия: перевод законодательной деятельности из века XX в XXI век. Из второго тысячелетия в третий Миллениум.

И с этой задачей Государственное Собрание Республики Марий Эл успешно справилось.

XXI век сменил век XX.

Завершилась Эра Советов.

Но идеология депутатской деятельности всегда была, есть и остается на будущее: эффективное надежное законодательное обеспечение развития республики и защита права каждого жителя республики на достойную жизнь.

Законодательное регулирование жизни общества продолжается.

И продолжает его не менее успешно, чем Верховный Совет, уже двадцать один год Государственное Собрание на основе Конституции Марий Эл.

Уважаемые депутаты!

Особое место в политической жизни Республики Марий Эл было отведено Конституционному Собранию.

Это особое место Конституционного Собрания определено специальным Законом от 22 февраля 1995 года.

В двадцать одной статье Закона заложены основные положения:

Статья первая определила Конституционное Собрание Республики Марий Эл как орган, учрежденный для правомочного принятия Конституции Республики Марий Эл.

Вторая статья определила состав Конституционного Собрания
в количестве 297 полномочных участников:

 

 

 

Президент Республики Марий Эл;

депутаты:

Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственного Собрания;

городских и районных Собраний.

В 1995 году Конституционное Собрание провело свое первое заседание в течении двух дней – 23 и 24 июня.

Рассмотрение Конституционным Собранием проекта новой Конституции на первом заседании началось с заслушивания доклада Конституционной Комиссии Республики Марий Эл.

Этому предшествовало принятие 6 января 1994 года, в первый день начала работы Государственного Собрания Республики Марий Эл первого созыва, Постановления "О Конституционной Комиссии Республики
Марий Эл", образованной в составе двадцати человек.

На Конституционную Комиссию возлагалась разработка проекта Конституции Республики Марий Эл.

3-го марта 1995 года разработанный Конституционной Комиссией проект Конституции согласно Постановлению Государственного Собрания Республики Марий Эл "О народном обсуждении проекта новой Конституции Республики Марий Эл" был опубликован для всенародного обсуждения.

Результат всенародного обсуждения проекта Конституции:
1270 замечаний, предложений и рекомендаций.

Вопрос о необходимости принятия новой Конституции Республики Марий Эл был решен историей государственности Республики
и принятой на Всероссийском референдуме новой Конституцией Российской Федерации, в статье 5 которой записано:

"Республика (государство) в составе Российской Федерации имеет свою Конституцию и законодательство".

Как член Конституционной Комиссии республики отмечу наше горячее стремление создать высокоэффективную Конституцию Республики Марий Эл.

Особым этапом в разработке и принятии Конституции был этап всенародного обсуждения проекта Конституции Республики Марий Эл.

Конституционная Комиссия сделала все для того, чтобы всесторонне изучить предложения, поступившие в ходе народного обсуждения,
и в максимальной степени учесть все позитивное.

И нам, Конституционной Комиссии, это удалось.

24 июня 1995 года в 17 часов 32 минуты Конституционным Собранием Республики Марий Эл принята третья Конституция Республики Марий Эл.

Из 269 участников Конституционного Собрания проголосовало:

За принятие Конституции – 263.

Против – 5.

Воздержался – 1.

На этом же заседании Конституционного Собрания принятую Конституцию Республики Марий Эл подписал Президент Республики Марий Эл.

Конституция Республики Марий Эл вступила в силу после ее опубликования 7 июля 1995 года.

6 января 1997 года Закон Республики Марий Эл от 22 февраля
1995 года "О Конституционном Собрании Республики Марий Эл" признан утратившим силу.

Конституционное Собрание, образованное для принятия Конституции Республики Марий Эл, выполнило свою миссию
и прекратило свое существование.

Указанным выше Законом на основании части второй статьи 108 Конституции Республики Марий Эл создано второе Конституционное Собрание в форме представительного органа Республики Марий Эл, обладающего полномочиями вносить изменения и дополнения в главы:

Глава I. Основы Конституционного строя.

Глава II. Права и свободы человека и гражданина.

Глава VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституционное Собрание второго созыва провело одно заседание 20 декабря 2000 года: приняло восемь поправок к Конституции Республики Марий Эл, основанных на приоритете федерального законодательства.

В работе Конституционного Собрания принял участие 121 участник из 144.

Все поправки приняты единогласно: За – 121.

Как участник Конституционного Собрания, всех его заседаний
и как руководитель заседания Конституционного Собрания 20 декабря 2000 года в должности Председателя Государственного Собрания третьего созыва отмечаю высочайшую ответственность членов Конституционного Собрания первого и второго созывов при рассмотрении и принятии Конституции Республики Марий Эл и поправок к Конституции.

Конституционное Собрание второго созыва также выполнило свою миссию и прекратило существование, было упразднено.

Уважаемые депутаты!

Конституция Республики Марий Эл.

IX глав.

105 статей.

36 страниц текста.

Все главы, все статьи важны.

Обращаю внимание на две статьи.

 

 

 

Икымше статья.

Икымше пункт. Марий Эл Республика Россий Федерацийын составышкыже пурышо республика (кугыжаныш).

Кокымше пункт. Марий Эл Республика ден Марий Эл лум-влак иктор значениян улыт.

Статья 1.

1. Республика Марий Эл - республика (государство) в составе Российской Федерации.

2. Наименования Республика Марий Эл и Марий Эл равнозначны.

Все 105 статей Конституции тесно и логично взаимосвязаны.

В развитие статьи 1 Конституции представлена статья 15.

Статья 15 декларирует положения о государственных языках Республики Марий Эл.

Латвизымше статья.

Марий Эл Республикыште кугыжаныш йылмылан марий (курыкмарий, олыкмарий) да руш йылме-влак шотлалтыт.

Статья 15

Государственными языками Республики Марий Эл являются марийский (горный, луговой) и русский языки.

В развитие статьи 15 приняты законы "О языках в Республике
Марий Эл", "О культуре", "О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
в Республике Марий Эл".

В развитие статьи 13 принят Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с реализацией прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в Республике Марий Эл".

Таким образом осуществляется законодательное обеспечение норм и положений Конституции.

 

Уважаемые депутаты!

Конституция как основа всего законодательства играет главенствующую роль в развитии общества.

Роль, которую невозможно переоценить.

Являясь Основным, базовым, Законом, Конституция обеспечивает
и гарантирует права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции).

Государственное Собрание Республики Марий Эл, осуществляя законодательное обеспечение социально-экономического, культурного
и духовного развития республики, принимает в соответствии
с Конституцией республиканские законы, непосредственно влияющие
на развитие общества.

В Республике Марий Эл действуют 192 республиканских закона.

После вступления в силу Конституции принято семнадцать конституционных законов.

От выборочного, во многом стихийного, принятия законов на первом начальном этапе работы Государственного Собрания в 1994 - 2000 годах Государственное Собрание третьего созыва с 28 октября 2000 года перешло на плановую системную работу – перешло к системному законотворчеству, значительно интенсифицировав свою работу.

Все эти двадцать лет в республике сохраняется преемственность лучших традиций законодательной власти Марий Эл, заложенных первыми народными депутатами.

Построен вектор доверия: "Избиратели – Депутаты".

Развивая на основе Конституции-95 правовую базу в республике, созданы и эффективно функционируют:

Конституционный суд, Общественная палата, Государственная счетная палата, институт мировых судей.

 

В качестве значимых компонентов в политическую систему республики инкорпорированы институты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Эффективно функционирует уже третий созыв Молодежный парламент республики и молодежные парламенты в городах и районах.

В Республике Марий Эл представлены все необходимые для демократического развития общества институты.

Развитие общества – демократическое развитие – это не только вопрос политической организации государства.

Это еще и особая система ценностей и принципов.

И лишь при глубоком понимании значимости этих ценностей
и принципов и при целенаправленном претворении их в жизнь общество может успешно развиваться.

Все эти годы важнейшими принципами высшего законодательного органа государственной власти нашей республики были и остаются гласность и открытость, профессионализм и взаимодействие с избирателями и институтами гражданского общества, с Главой республики, Правительством, Приволжским федеральным округом, федеральными структурами по Республике Марий Эл.

Мы конструктивно взаимодействуем с Федеральным Собранием: Советом Федерации и Государственной Думой.

Активно работаем в Совете законодателей России и Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа.

Всегда неизменными были и остаются наши базовые законодательные приоритеты: законотворчество во имя созидания, законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития Республики Марий Эл.

Сохранение исторического наследия и традиций, развитие духовного потенциала.

Уважаемые депутаты!

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется восприятием законодательной власти как наиболее демократической системы организации общества.

Законодательная власть в этой системе выступает как собиратель и выразитель интересов общества.

И принимаемые Государственным Собранием законы развивают
и совершенствуют республиканское законодательство.

Важным базовым принципом Конституции является демократическая избирательная система.

Всеобщее равное и прямое избирательное право.

Как основные столпы Конституции.

В развитие статей 3, 4, 6, 64, 65, 66, 76, 77 и 78 Конституции Государственным Собранием приняты выборные законы:

"О выборах Главы Республики Марий Эл".

"О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл".

"О выборах в органы местного самоуправления в Республике
Марий Эл".

14 сентября 2014 года в республике прошли выборы всего депутатского корпуса: депутатов Государственного Собрания и местного самоуправления.

Избрано 1410 депутатов.

Это были абсолютно честные и чистые выборы, проведенные
в строгом соответствии с Конституцией Республики Марий Эл
и республиканскими законами.

13 сентября 2015 года пройдут выборы Главы Республики Марий Эл.

Выборы депутатов Государственного Собрания, проведенные уже
в три созыва (IV, V, и VI), доказали правильность выборной пропорционально-мажоритарной избирательной системы.

Этим сохранено сбалансированное представительство политических партий и представителей  одномандатных избирательных округов.

Все увереннее в политическую жизнь республики входит многопартийность.

В стране зарегистрировано 76 партий.

42 из них представлены в Республике Марий Эл.

8 партий приняли участие в выборах 2014 года.

Как и в прошлые созывы, в Государственном Собрании Республики Марий Эл шестого созыва представлены депутаты трех фракций:

Единая Россия, КПРФ, ЛДПР.

Уважаемые депутаты!

Конституция Республики Марий Эл образца 95-го года за двадцать лет работы в качестве основного закона не подвергалась кардинальным изменениям.

Этим подтверждается надежность и эффективность действующей Конституции, сбалансированное влияние Конституции на развитие демократии и интересов гражданского общества.

Конституция Республики Марий Эл объединила всех нас, жителей Марий Эл, в стремлении соответствовать высокому предназначению – служить интересам республики и ее многонациональному народу.

Важной задачей законодателей было, есть и будет:

на основе Конституции Республики Марий Эл перевод в новое качество процесса создания надежной, отвечающей требованиям времени
и общества правовой базы.

Создание системы надежного законодательства.

Вообще система законодательства – это безбрежность:

Конституция – законы – муниципальные нормативные акты, подзаконные акты, акты Правительства.

Совершенствование законодательства – это живой динамично изменяющийся процесс.

Принимаются новые и корректируются действующие федеральные законы.

Да и сама жизнь оказывает существенное влияние на этот процесс, вносит свои коррективы.

Весом вклад в осуществление контрольных полномочий комитетов Государственного Собрания.

Так как архиважно не только принятие качественного закона, но и прямое в полном объеме исполнение закона.

С этой целью все законы республики закреплены по направлениям за каждым комитетом, осуществляющим мониторинг практического применения законов.

Реальной практикой стали мониторинг применения законов, независимая и общественная экспертиза проектов законов, в том числе антикоррупционная.

Все это, безусловно, способствовало и способствует повышению эффективности законодательства.

Жизненность Закона определяется полезностью Закона в жизни общества.

Более социально полезного для общества – Основного Закона Республики Марий Эл – Конституции Республики Марий Эл – представить ни практически, ни теоретически невозможно.

Уважаемые депутаты!

Конституции Республики Марий Эл 20 лет.

Нашей Конституции еще только 20 лет.

или:

Нашей Конституции уже 20 лет.

Много это или мало.

Третья Конституция действует уже 20 лет – это на 3 года больше, чем действовала вторая Конституция республики 1978 года.

 

Но главное все-таки заключается в том, что:

Общество функционирует стабильно.

Общество развивается.

Развивается на основе действующей уже двадцать лет Конституции Республики Марий Эл.

В завершение доклада пожелаю:

"Да и продолжатся на основе нашей Конституции добрые дела
в развитии нашей прекрасной Республики Марий Эл во имя сильной,
единой и процветающей Российской Федерации".

В Государственном Гимне Республики Марий Эл есть такие слова:

Тый денет кугешнена, Марий Эл!

Гордимся всегда тобой, Марий Эл!

Лучше и не скажешь.

Спасибо.

Тау.

Пеш кугу тау.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.