СТЕНОГРАММА

Дня депутата

 

 

21 апреля 2015 года

 

День депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва проходит в зале заседаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.

Председательствует Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.А.Минаков.

Председательствующий. Уважаемая Светлана Ильгизовна!

6 апреля 2015 года – юбилейная дата в жизни Светланы Ильгизовны!

Государственное Собрание поздравляет Вас с Днем рождения, с юбилеем.

Примите, уважаемая Светлана Ильгизовна, слова искренней признательности за Ваш труд, за все, что Вы многие годы делаете для нашей республики, для жителей Республики Марий Эл, защищая право людей на достойную жизнь.

Слова благодарности Вам за конструктивное взаимодействие с Государственным Собранием.

Желаем Вам здоровья, счастья, творческих успехов в труде и удачи.

С Днем рождения!

С юбилеем! (Аплодисменты).

(Вручение Почетной грамоты Государственного Собрания Республики Марий Эл, Приветственного адреса, сувенира). (Аплодисменты).

 

 

 

 

 

Председательствующий. Уважаемая Светлана Ильгизовна!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемые участники выездного Дня депутата!

В соответствии с Программой подготовки и проведения седьмой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл сегодня проводится выездной одиннадцатый День депутата Государственного Собрания шестого созыва.

В работе Дня депутата принимают участие: депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Логинов Павел Борисович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова Светлана Ильгизовна, старший помощник прокурора Республики Марий Эл Тихонова Марина Николаевна, главы муниципальных образований Республики Марий Эл – председатели Собраний депутатов, работники Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл и федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", государственные гражданские служащие Аппарата Государственного Собрания, парламентские корреспонденты.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Программа выездного Дня депутата у вас имеется.

Приступаем к работе.

Рассматривается первый вопрос.

1. Об итогах деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл за 2014 год и задачах на 2015 год.

Слово предоставляется руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой Светлане Ильгизовне.

Булатова С.И. Уважаемый Юрий Александрович!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, входящее в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляет на территории республики надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, проводит работу по предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, организует комплекс мер по профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения. 

Эффективная реализация указанных функций во многом зависит от правильного определения приоритетных направлений деятельности, с учетом складывающейся в республике санитарно-эпидемиологической обстановки, многолетних данных социально-гигиенического мониторинга и анализа состояния потребительского рынка.

По каждому направлению деятельности предусмотрены и конечные целевые, или индикативные показатели, их 77. 38 из них характеризуют санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан республики,
по 9 показателям оценивается эффективность надзорной деятельности Управления. Для их достижения разработаны 7 ведомственных целевых программ, основные направления деятельности и план по их реализации, план контрольно-надзорной деятельности, государственное задание
с включением в него всего спектра лабораторных исследований. Многие мероприятия носят межведомственный характер.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Федеральной службой Роспотребнадзора разработан План деятельности
по реализации 3-х указов Президента Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации
на период до 2018 года. На основе Плана Федеральной службы Роспотребнадзора Управлением утвержден свой план, который предусматривает достижение 29 показателей.

Деятельность Роспотребнадзора многогранна, поэтому формат доклада будет включать основные показатели и результаты деятельности по приоритетным направлениям, имеющим социально ориентированный характер.

За период с 2006 по 2014 год достигнуты ощутимые значимые результаты деятельности в области борьбы с инфекционными болезнями. Совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора заключается в конкретных целенаправленных мероприятиях и основывается на учете специфических для инфекционного заболевания факторов развития эпидемического процесса. При этом мероприятия по профилактике каждой группы инфекций носят межведомственный характер.

В целях недопущения массовых вспышек аэрозольными антропонозами большая роль отводится специфической профилактике. Чем выше иммунная прослойка населения к указанным инфекциям,
тем ниже риск развития массовых вспышек.

В республике достигнуты и поддерживаются показатели своевременности охвата профилактическими прививками населения
в декретированных возрастах (95 процентов и более), что соответствует планируемым целевым показателям и также оказывает положительное влияние на эпидемиологическую обстановку в республике.

Не зарегистрировано случаев заболевания эпидемическим паротитом, дифтерией. Регистрируются единичные случаи заболевания вирусным гепатитом В, краснухой, коклюшем. На фоне осложнения эпидситуации по заболеваемости кори в Европейском регионе
и в отдельных субъектах Российской Федерации не допущено распространения данного заболевания на территории республики.

Система эпидемиологического надзора за гриппом позволяет сдерживать негативные тенденции развития эпидемического процесса. Вакцинация населения против гриппа способствует существенному снижению количества тяжелых постгриппозных осложнений.

Шестой год республика демонстрирует высокий охват прививками против гриппа, в текущем сезоне вакцинировано почти 200 тысяч человек, что составляет 29 процентов от общего количества населения республики.

Результаты проведенного анализа говорят о высокой эффективности иммунизации населения. Среди привитых лиц из "группы риска" в период эпидемического сезона 2013 - 2014 годов заболеваемость гриппом в целом по республике была в 4 раза меньше по сравнению с непривитыми. Основной задачей в 2015 году станет достижение 30-процентного уровня охвата прививками против гриппа населения в целом по республике,
а в группах риска – не менее 85 процентов. Задача очень сложная.

На территории республики находятся действующие природные очаги геморрагической лихорадки с почечным синдромом, клещевых энцефалита и боррелиоза, расширяется ареал бешенства. Все это требует правильной оценки распространения инфекции и своевременного принятия мер.

Для снижения заболеваемости зоонозами и предупреждения вспышек заболеваний в дополнение к традиционным мерам эпидемиологического надзора Управлением Роспотребнадзора
по Республике Марий Эл осуществляется взаимодействие с различными заинтересованными министерствами и ведомствами в рамках заключенных Соглашений о взаимодействии. Межведомственный характер мероприятий отражен также в комплексных планах. Работают правительственные противоэпизоотическая и санитарно-противоэпидемическая комиссии. Аналогичные комиссии созданы и на уровне администраций районов
и городов.

В системе надзора за ГЛПС проведено административно-эпидемиологическое районирование, позволяющее оперативно следить
за эпидемической ситуацией, и обоснована необходимость активной санитарно-разъяснительной работы среди населения на территориях
с выраженной природной очаговостью.

Подъем заболеваемости ГЛПС происходит с цикличностью
в 2 - 3 года, в эти же периоды наблюдается интенсивная эпизоотия среди грызунов и их высокая численность. Корреляционный анализ позволил установить наличие прямой сильной связи между заболеваемостью ГЛПС и численностью мелких мышевидных грызунов, а также между заболеваемостью ГЛПС и степенью инфицированности рыжей полевки хантавирусом.

По инициативе Управления Роспотребнадзора с 2008 по 2011 год
в республике в рамках Межведомственного комплексного плана мероприятий по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых инфекций в осенний период проводились барьерные дератизационные обработки вокруг неблагополучных населенных пунктов. Охват такими обработками составлял свыше 1,5 тыс. га.

В подтверждение эффективности барьерных обработок следует привести следующие аргументы. В 2011 году, в год сезонного подъема, уровень заболеваемости снизился в 1,8 раза по сравнению с предыдущими 2001 и 2004 годами сезонного подъема. Наметилась тенденция к снижению заболеваемости, средний темп снижения составлял 17,5 процента.

К большому сожалению, в 2012 году данное мероприятие
не проводилось, в 2013 году обработка проведена в небольших объемах. Данное обстоятельство серьезно осложнило эпидемическую ситуацию
в весенний период 2014 года, показатель заболеваемости в 2014 году составил 34,0 на 100 тыс. населения и вернул нас к показателю 2008 года.

Более того, данное обстоятельство способствовало росту удельного веса заразившихся в бытовых условиях до 37,5 процента в 2012 году против 18,4 процента в 2011 году и 25,3 процента в 2010 году.

В целях снижения заболеваемости ГЛПС, предупреждения групповых заболеваний, снижения удельного веса заражения в бытовых условиях необходимо даже в годы эпиднеблагополучия проводить выборочную барьерную дератизацию вокруг неблагополучных населенных пунктов.

В течение последних четырех лет на фоне снижения общей заболеваемости туберкулезом остается высоким удельный вес его бациллярных форм, который в 2014 году в структуре заболеваемости туберкулезом составил 65,6 процента. Ежегодно сохраняется на высоких цифрах количество больных активными формами туберкулеза, заболевание у которых было диагностировано в фазе распада
(30,9 процента). Остается высоким удельный вес больных среди вновь выявленных, которые не проходили обследование на туберкулез более двух лет (31 процент). Данные эпидемиологические индикативные показатели дают основание считать эпидемиологическую обстановку
по туберкулезу в республике напряженной.

Большая роль в системе борьбы с туберкулезом
справедливо отводится раннему его выявлению. В 2014 году сохранен охват туберкулинодиагностикой детей (99,7 процента)
и рентгенофлюорографическим обследованием взрослых (67,1
процента) выше нормативных уровней (нормативный уровень
для туберкулинодиагностики – не менее 95 процентов, рентгенофлюорографического обследования – 65 процентов).

По итогам 2014 года превышены индикативные показатели заболеваемости туберкулезом 60,0 на 100 тысяч населения и выше
в 9 административных территориях, в которых в связи с выходом новых санитарно-эпидемиологических правил необходимо с 2015 года усилить профилактическую работу среди населения с увеличением кратности обследования.

Наиболее часто к обострению эпидемиологической обстановки приводят острые кишечные инфекции бактериальной и вирусной этиологии, которые относятся к антропонозам с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя. В плане возникновения вспышек кишечной природы детские учреждения были и остаются объектами высокого эпидемического риска.

Поэтому в планах контрольно-надзорной деятельности
на календарный год удельный вес проверок детских учреждений,
в том числе оздоровительных, составляет 40 процентов от количества всех проверок. Осуществляется тесное взаимодействие с Министерством образования и науки республики в рамках заключенного Соглашения.
Это и совместное проведение коллегий, совещаний, семинаров. Совещания на тему профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний
в образовательных учреждениях традиционно проводятся перед началом учебного года, оздоровительным сезоном.

Дополнительно реализуются и практические меры профилактики. Седьмой год по настоятельным рекомендациям Управления проводится иммунизация против ВГА и дизентерии Зонне работников пищеблоков образовательных и лечебных учреждений, водоканалов
и молокоперерабатывающих предприятий. Персонал пищеблоков в детских оздоровительных учреждениях третий год обследуется на носительство норо- и ротавирусов. Считаю, что в 2015 году необходимо сохранить в том же объеме проведение комплекса выработанных мер профилактики.

Более того, внедрение разработанных профилактических мероприятий в учреждениях для детей и подростков привело
к их перераспределению по группам санитарно-эпидемиологического благополучия: с 57,1 процента до 60,7 процента увеличился удельный вес учреждений, отнесенных к I группе, состояние которых соответствует гигиеническим требованиям; с 2 процентов до 0,8 процента сократился удельный вес учреждений III группы, состояние которых оценивается как крайне неудовлетворительное. За последние 11 лет улучшились показатели качества питьевой воды, готовых блюд в детских и подростковых учреждениях по микробиологическим показателям.

Укрепление материально-технической базы пищеблоков в детских учреждениях напрямую влияет не только на безопасность питания
в учреждениях, но и на качество питания. За 2011 - 2014 годы проведена широкомасштабная модернизация пищеблоков в школах городов
и районов, благодаря чему в республике возрос охват учащихся горячим питанием до 89,3 процента, а охват горячим питанием учащихся начальных классов в 2014 году составил 99,4 процента, что соответствует ожидаемому результату. Данный показатель необходимо сохранить
и в 2015 году.

По своей масштабности самые крупные вспышки могут быть
в результате употребления населением инфицированной питьевой воды. Для предотвращения вспышек кишечных инфекций (помимо плановых мероприятий по контролю) обосновано усиление контроля за питьевым водоснабжением в периоды сезонного подъема заболеваемости, а также
в летний период в детских оздоровительных учреждениях (по кратности обследования, перечню показателей для лабораторного контроля
за качеством питьевой воды).

С января 2006 года организован мониторинг за санитарно-техническим состоянием водопроводных сооружений в разрезе муниципальных образований, за объемами проведенных ремонтно-восстановительных работ на объектах водоснабжения. Результаты мониторинга в ежемесячном режиме доводятся до органов власти республики для принятия управленческих решений. Управлением используется в полном объеме спектр предоставленных полномочий
при проведении надзорной деятельности за объектами водоснабжения, вплоть до приостановления деятельности указанных объектов.

Сохраняется тенденция улучшения качества питьевой воды
по микробиологическим показателям в централизованных системах водоснабжения и в источниках нецентрализованного водоснабжения, отсутствует регистрация инфекционных заболеваний, связанных
с употреблением питьевой воды.

Второй год республика демонстрирует высокий процент обеспечения населения питьевой водой, отвечающей по показателям безопасности. Данный показатель 2014 году составил 98,6 процента.

Особое внимание уделялось повышению эффективности деятельности по контролю и надзору, в первую очередь, в социально значимых секторах потребительского рынка.

На потребительском рынке республики все еще остается значительным количество нарушений прав потребителей, особенно в сфере торговли. Об этом свидетельствуют результаты контрольно-надзорной деятельности и материалы рассмотрения обращений граждан.

В 2014 году приостановлена реализация 1302 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов в количестве более
4,5 тонн. Значительный процент снятия товаров с продажи происходит
по причинам отсутствия документов, подтверждающих качество
и безопасность продукции, истечения сроков годности, несоответствующего хранения, реализации товара без надлежащей маркировки.

Последние три года на потребительском рынке республики выявляются факты продажи сливочного масла с признаками фальсификации – заменой жировой фазы масла жирами немолочного происхождения. Это используется недобросовестными предпринимателями с целью удешевления готовой продукции. Считаю необходимым усилить надзор за выявлением в обороте
на потребительском рынке республики и других молочных продуктов
с признаками фальсификации.

Напомню, Роспотребнадзор в течение многих лет твердо отстаивал позицию возвращения принципа внезапности проверок применительно
к производству и обороту пищевых продуктов.

С 23 января 2015 года вступили в силу дополнения в часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и изменения в статью 13 Федерального закона от 2 января
2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", которые исключают предварительное уведомление хозяйствующих субъектов, занятых производством, оборотом пищевой продукции, оказанием услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки. Данная мера позволит значительно повысить эффективность надзора, максимально пресечь нарушения
со стороны недобросовестных бизнесменов, что будет способствовать наведению порядка на потребительском рынке республики.

Являясь уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, Управление рассматривает соответствующую деятельность в этом направлении как важнейшую социально значимую государственную функцию.

Продолжена работа по совершенствованию судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет более действенного применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции; обеспечению взаимодействия Роспотребнадзора с органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления
и общественных объединений потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей; совершенствованию системы информирования и просвещения потребителей.

Функционировал Координационный совет при Правительстве Республики Марий Эл, заключено 54 соглашения с общественными организациями потребителей, органами местного самоуправления, общественными организациями, представляющим интересы бизнес-сообщества.

В сфере потребительского законодательства реальная защита прав потребителей при невозможности разрешения спора в рамках добровольного удовлетворения их требований должна обеспечиваться судом.

Управление в качестве органа государственного надзора в области защиты прав потребителей принимало участие в судах общей юрисдикции для дачи заключений по делам в целях защиты прав потребителей.
В 2014 году Управлением даны 72 заключения, всего в пользу потребителей взысканы денежные средства на общую сумму 7,5 млн руб., в том числе компенсация морального вреда – на общую сумму 84,7 тыс. руб.

В суд направлено для рассмотрения 21 заявление в защиту неопределенного круга лиц, в том числе на нарушение их прав
при оказании образовательных услуг – 9, при оказании услуг ЖКХ – 3,
при оказании медицинских услуг – 4, на нарушение прав потребителей
при продаже товаров – 5. Удельный вес числа удовлетворенных исков
в защиту неопределенного круга лиц от общего количества поданных исков составляет 100 процентов. В 2014 году судом удовлетворен иск Управления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное нарушение прав потребителей
при оказании бытовых услуг.

Направлено в суд в защиту прав конкретных потребителей
о возмещении убытков и компенсации морального вреда 10 исковых заявлений, в том числе 2 – при оказании финансовых услуг, 8 – при продаже товаров ненадлежащего качества.

В пользу потребителей взыскан материальный ущерб в сумме
251,3 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда – в сумме
15 тыс. руб.

С учетом законодательно закрепленного приоритета судебного порядка защиты прав потребителей в 2015 году необходимо обеспечить положительную динамику показателей, характеризующих участие Управления Роспотребнадзора в судебной защите потребителей, за счет дальнейшего совершенствования практики дачи заключения по делу
в целях защиты прав потребителей, инициативного обращения в суд
с заявлениями в защиту отдельных потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Одним из индикаторов для общей оценки состояния потребительского рынка, качества оказываемых населению услуг следует назвать характер обращений граждан. В 2014 году в адрес Управления поступило 2268 обращений, что на 8,5 процента больше, чем в 2013 году.

В общей структуре поступивших обращений 1213 (53,5 процента) составили жалобы на несоблюдение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 1055 (46,5 процента) – на нарушения прав потребителей.

По санитарно-эпидемиологическим вопросам максимальная доля заявлений (41 процент) касалась условий проживания в жилых помещениях. Преимущественно люди жаловались на затопление
и захламление подвалов, неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций зданий, недостаточную освещенность квартир, повышенный уровень шума, проникающий от работы технологического оборудования предприятий торговли, заселение насекомыми (тараканами, блохами). Информация о загрязнении окружающей среды (несоблюдении требований к сбору и удалению бытовых отходов и мусора на территории жилой застройки и кладбищ, эксплуатации полигонов ТБО и водных объектов для рекреационных целей) содержалась в 21,8 процента обращений, о ненадлежащем качестве пищевых продуктов
и продовольственного сырья – в 8,6 процента, о нарушениях при установке и условиях использования источников физических факторов воздействия на человека – в 6,3 процента о несоответствующем качестве питьевой
воды – в 6 процентах.

Из числа обращений с жалобами на нарушения прав потребителей большинство (46,8 процента) было связано с оказанием жилищно-коммунальных услуг (размер тарифов, неоказание или ненадлежащее оказание услуг ЖКХ, содержание общего имущества, капитальный ремонт многоквартирных домов, порядок начисления платежей). Поскольку эти вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, данные обращения направлены в Государственную жилищную инспекцию, осуществляющую контроль за качеством коммунальных услуг. Остальные заявления были
на темы розничной торговли (21,6 процента), страховой (10,9 процента)
и банковской (4,5 процента) деятельности, предоставления услуг связи
(2,7 процента) и бытового обслуживания населения (2,6 процента).

В 211 обращениях (9,3 процента) представленная информация стала основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований, при этом в 184 случаях (87,2 процента) факты, изложенные в обращениях, подтвердились. Специалистами Управления выдано
183 предписания об устранении недостатков.

Создание условий для обеспечения доступа граждан к информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан, Управление Роспотребнадзора рассматривает
как важнейшую социально значимую государственную функцию, старается задействовать все инструменты связей с общественностью, использовать все виды коммуникаций с населением.

Ведется поддержка официального сайта Управления в актуальном состоянии и наполнение его информацией. В течение 2014 года на сайте Службы размещено 2311 информаций и зарегистрировано 185 тысяч
936 посещений.

Использовались различные формы взаимодействия со средствами массовой информации. В текущем году на страницах республиканских, городских и районных СМИ опубликовано 822 статьи, в радиоэфире прозвучало 998 информаций. Организовано 91 радиовыступление, 6 пресс-конференций. Показано 573 телесюжета. Вся исходящая информация размещена на сайтах ведущих интернет-СМИ.

С 1 июня 2009 года для граждан республики организована ежедневная работа "горячей линии" в Управлении с выделением обособленного телефона, по которому звонок бесплатный из любого населенного пункта республики. В 2014 году по телефону "горячей линии" Управления оказано 913 консультаций. Подавляющее число звонков –
862 (94,4 процента) – было связано с защитой прав потребителей: реализацией товаров и последствиями продажи товаров с недостатками, оказанием жилищно-коммунальных, финансовых, бытовых, транспортных, туристических, образовательных, медицинских, риэлтерских услуг, услуг связи, долевого строительства жилья, общественного питания.
В остальных обращениях – 51 (5,6 процента) – были подняты вопросы санитарного надзора: организация надзора за питанием населения, качество и безопасность пищевых продуктов.

Важным направлением деятельности Управления является предоставление государственных услуг. В 2014 году Управлением оказано 794 государственные услуги с использованием межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Расширяется спектр оказания госуслуг, в том числе в электронном виде. В настоящее время обеспечено предоставление в электронном виде через портал государственных
и муниципальных услуг уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, доступна возможность подать заявление и необходимые документы на выдачу санитарно-эпидемиологических заключений в электронном виде. Роспотребнадзором ведется работа по оптимизации процесса предоставления государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности в электронном виде.

Получателям государственных услуг предоставлена возможность оценить качество данных услуг на официальном сайте Управления.
С момента размещения опросного модуля с 16 августа 2013 года
по 31 декабря 2014 года поступило 264 отзыва. Средний балл
оценки предоставленных государственных услуг составляет
4,94 при 5-балльной оценке.

Повышающиеся с каждым годом требования к организации деятельности Службы определили необходимость дальнейшей разработки мер, направленных на улучшение эффективности и действенности Службы, реализацию всех имеющихся возможностей для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения республики, закрепление положительных, социально значимых для общества результатов.

С учетом этого определены и утверждены основные направления деятельности, разработаны и утверждены планы организационной работы и контрольно-надзорной деятельности на 2015 год.

Председательствующий. Спасибо, Светлана Ильгизовна.

Будут ли вопросы к Светлане Ильгизовне?

Пожалуйста, депутат Ремнёв Евгений Алексеевич.

Ремнёв Е.А. (депутат от фракции ЛДПР). Есть ли нарушения в плане наличия генномодифицированных продуктов питания?

Булатова С.И. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности за предприятиями, занимающимися оборотом пищевых продуктов, у нас на сегодня обязательно в номенклатуру исследования включены также исследования пищевых продуктов на содержание ГМО.
У нас есть соответствующая отраслевая отчетность, по которой мы ежеквартально отчитываемся в центральный аппарат. По всем тем проведенным исследованиям, которые мы проводили в последние годы, мы ГМО не обнаружили.

Смирнов А.В. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). У вас конечная станция. По сутисначала проверка идет
на уровне таможенного контроля, где осуществляется первичное соответствие.

Булатова С.И. Это если импорт. Импортная продукция проходит сначала проверку на таможенных постах. Там есть санитарно-карантинные пункты нашей службы, которые смотрят весь пакет документов для того, чтобы вот эти показатели тоже были прояснены.

Смирнов А.В. ГМО в России запрещено законом.

Булатова С.И. Оно не разрешено. Просто информация, если содержится ГМО, она должна быть нанесена на этикетку для потребителя.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Павлов Александр Варсонофьевич.

Павлов А.В. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). В связи с тем, что служба Роспотребнадзора получила возможность внеплановых проверок, эти внеплановые проверки могут распространяться на продавцов продовольственных товаров на ярмарках
и базарах? Сегодня очень активно продовольственные товары продаются на ярмарках и базарах бесконтрольно.

Булатова С.И. Я поняла Ваш вопрос. Хочу пояснить по поводу внезапности проверок. Если внимательно почитать все эти изменения,
то на сегодня существенных принципиальных отличий не произошло.
По жалобам потребителей мы и так никогда не уведомляли, если это касается пищевых продуктов, и выходили. Это касается тех проверок, которые проводятся на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если таковые будут поручены нам по проведению внеплановых проверок.

Второе – это по выполнению предписания и третье – по требованию прокуратуры. Таких проверок у нас незначительное количество, но тем
не менее все те проверки, которые сейчас санкционированы
без уведомления, за 24 часа проводятся. Порядок проведения проверок остается в рамках 294-го. Это не говорит о том, что мы сейчас берем
и можем спокойно без правовых оснований прийти на рынок
и осуществлять проверки. Нет. Вот если Вы считаете, что Ваши права как потребителя нарушены, Вы приобрели товар у какого-то предпринимателя на рынке или на ярмарке, Вы сохраняете чек, а еще лучше и образец продукта и обращаетесь в наш адрес. Тотальных надзорных мероприятий на сегодня не предусмотрено, как это было в добрые советские времена.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Ерофеев Андрей Владимирович.

Ерофеев А.В. (депутат по одномандатному избирательному округу № 4). Это правильно или нет? Как Вы считаете?

Булатова С.И. С точки зрения Роспотребнадзора, я могу высказать свою точку зрения о том, что все проверки, касающиеся оборота пищевых продуктов, должны быть внезапными и это должно касаться, в первую очередь, плановых проверок. К сожалению, по плановым проверкам
в части надзора за предприятиями, занимающимися оборотом пищевых продуктов, сегодня остается также. Во-первых, размещение этого плана на сайте Генпрокуратуры, на сайте Управления. Во-вторых, за трое суток уведомление предпринимателя о предстоящей проверке. Понятно, что мы все равно выявляем. Недостаточное знание нормативных правовых актов самого предпринимателя. А так они прячут весь товар к нашему приходу. Поэтому я за то, чтобы все проверки, плановые и внеплановые, были внезапными, без предупреждения, о них не должны знать
в открытой сети Интернет, ну и, наверное, за увеличение кратности,
я согласна. Не раз в три года, а чаще.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Ерофеев Андрей Владимирович.

Ерофеев А.В. Светлана Ильгизовна, как же тогда быть с оборотом продовольственных продуктов, например, алкогольной продукции, которая просто опасна для людей. Если Вы будете за 3 дня предупреждать, естественно, все подчистят и так далее. Как Вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы вернуть ту старую систему, при которой можно было контролировать? На сегодняшний день оборот алкогольной продукции во всех "наливайках" очень высок. Это ведь беда по городу.

Булатова С.И. 294 Закон, в свою, очередь был принят для того, чтобы снижать административное давление на предпринимательское сообщество. Но при этом закон предусматривал, что добросовестность должна быть основным принципом любого бизнесмена. Мы, конечно, за то, что бизнес надо поднимать и у нас добропорядочных бизнесменов очень много,
но тем не менее мы сейчас видим, что здесь нужна консолидация усилий
всего нашего общества.

Наши жители достаточно активны и обращаются в наш адрес, поэтому я считаю, что самый лучший выход на сегодня при имеющемся алгоритме надзорной деятельности, это рассмотрение обращений. Но мы напоминаем нашим жителям, что при обращении к нам должны быть доказательства того, что вам была оказана некачественная услуга, что вы приобрели товар с недостатками. Сегодня мы потребительский экстремизм не исключаем. Мы на сегодня не исключаем конкуренцию между предпринимателями, могут друг на друга просто писать. Мы говорим, что нам надо чек, нам надо продукт, надо хоть любое показание свидетеля, но нам нужны доказательства. Прокуратура меня поддержит, это будет необоснованный выход на проверку.

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Новиков Аркадий Арсентьевич.

Новиков А.А. (депутат от избирательного объединения Марийского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Нас, аграрников республики, волнует вопрос по молочным продуктам – это наш главный товарный продукт. В настоящее время наши переработчики испытывают трудности по сбыту, а на прилавках очень много продуктов из-за бугра, скажем так, и, по-моему, не всегда соответствующего качества.

Нам бы хотелось, чтобы Вы особый упор сделали на некачественную молочную продукцию, чтобы побольше выявляли.

Булатова С.И. Я поняла Ваш вопрос. Во-первых, я хочу сказать,
что мы тоже за отечественного производителя. У нас на территории
17 молокоперерабатывающих предприятий, они все работают
на натуральном молоке, это хорошо. Тем не менее рынок должен быть предоставлен для всех. На сегодня мы, конечно, исследуем широкий спектр.

Год назад мы с Вами здесь встречались, я Вам докладывала именно о продаже молока с признаками фальсификации, сливочного масла с признаками фальсификации, то сегодня у нас звучит молочная продукция, сегодня выявляем с признаками фальсификации мороженое, это было из Чувашии, Пензенской области. На сегодня сливочное масло, сгущенное молоко с признаками фальсификации. Понятно, что в данном случае это недобросовестен сам производитель. Мы, конечно, в этом случае принимаем меры. Мы осуществляем контроль только на территории республики, но весь материал переправляем нашим коллегам того субъекта, где располагается сам производитель. Надо сказать, у нас очень много такого товара приходит из Самарской, Ульяновской, Пензенской областей.

 

Председательствующий. Будут ли еще вопросы?

Нет.

Уважаемые депутаты!

2. Информация Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл Минакова Ю.А. о заседании Президиума Государственного Собрания 21 апреля 2015 года.

Сегодня мы провели здесь два заседания Президиума. Одно – по подготовке к сессии, второе – совместное заседание с руководителями структурных подразделений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственного Собрания!

Уважаемая Светлана Ильгизовна!

Государственное Собрание благодарит ваш коллектив за проведение выездного Дня депутата, желает всем успехов, всего самого доброго. (Аплодисменты).

Благодарность Государственного Собрания коллективу. (Аплодисменты).

(Вручение Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Благодарности Государственного Собрания).

Уважаемые депутаты!

От имени военно-патриотического клуба "Паллада" выражаю благодарность депутатам Государственного Собрания за оказание спонсорской помощи:

Вершинину Сергею Андреевичу. (Аплодисменты).

Моисееву Алексею Ивановичу. (Аплодисменты).

Шерстневу Владимиру Леонидовичу. (Аплодисменты).

 

Уважаемые участники Дня депутата!

Программа выездного Дня депутата выполнена.

Благодарю всех за участие.

Успехов и удачи.

Председательствующий. Уважаемые депутаты!

Объявление.

Седьмая сессия состоится 23 апреля 2015 года в 10 часов в большом зале.