Книга "Город". Двадцать лет спустя.

 

6 августа 2016 года исполнилось 20 лет со дня выхода в свет книги "Город. Методология власти и управления".

Автор: Минаков Ю.А. – Председатель исполкома Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов в 1987 - 1991 годы.

Первое издание книги "Город" – 1996 год.

Второе издание книги "Красный город" – 1997 год.

Книга "Город" – о Йошкар-Оле конца 80-х – начала 90-х прошлого века.

В 2-хтомах изложен материал, основанный на реальных документах –
о системной деятельности городской власти во время серьезных политических
потрясений, экономического беспредела
и кризиса:"перестройка", ГКЧП, развал Советского Союза, антиэкономические реформы, разрушение Советской власти.

В книге "Город" изложен накопленный опыт работы городского Совета и исполкома, документально отражена реальная действительность того сложнейшего "перестроечного" времени в СССР.

Традиции и история Йошкар-Олы.

Приведены решения сессий Совета народных депутатов
и горисполкома
по многим актуальным проблемам.

В конце 80-х прошлого века особую тревогу вызывало состояние магистральных тепловых сетей в городе, работавших к тому времени
с превышением нормативных сроков эксплуатации. По решению Председателя Йошкар-Олинского горисполкома была проведена полная замена магистральных тепловых сетей. Это не только спасло Йошкар-Олу
от замерзания, но и позволило создать надежную систему теплоснабжения города, эффективно работающую и сегодня, через двадцать пять лет.

В книге приведено решение исполкома от 27 июня 1989 года № 892
"О реконструкции тепловых сетей с истекшим нормативным сроком эксплуатации в городе Йошкар-Оле до 1992 года".

Двадцать пять лет тому назад 29 мая 1991 года горисполком принял первое и единственное в Российской Федерации решение:

"О безвозмездной передаче – возвращении исполнительному органу Вознесенского Собора ранее принадлежавших церкви зданий, сооружений
и земельных территорий в городе Йошкар-Оле":

Вознесенская церковь,

Кладбищенско-Тихвинская церковь Божьей Матери,

здание Троицкой церкви,

Вознесенский Собор (площадь Революции)

Входоиерусалимская церковь (во дворе Маргосархива),

Однопрестольная церковь в главном корпусе монастыря,

построенная в 1886 году во имя преподобного Сергия Радонежского, тюремная церковь.

В те годы горисполкомом принято много актуальных решений.

Площадь двух вокзалов приобрела современный вид по решению горисполкома, когда под непосредственным руководством Председателя горисполкома строителями города Йошкар-Олы была выполнена полная реконструкция площади.

Решение "О создании музея истории города Йошкар-Олы"
и обращение к жителям города о представлении материалов и экспонатов
в музей города.

Уделяя большое внимание экономическим методам хозяйствования горисполком принял одним из первых в Советском Союзе в 1989 году решение "О нормативно-планировочных зонах и стоимостной оценки земли",положения которого успешно и эффективно работают уже более четверти века.

Решение горисполкома "О внедрении в дела городского совета народных депутатов системы научных и инженерных принципов
и подходов,
экономических методов" позволило создать автоматизированную систему управления городом – "АСУ - Йошкар-Ола".

Разработана и утверждена в 1988 году решением VIII сессии "Научная концепция развития города Йошкар-Олы на основе экономической самостоятельности и самоуправления".

Вместе с решениями исполкома от 4 августа 1988 года
"Об упразднении Заводского и Ленинского районов в городе Йошкар-Оле"
и от 29 августа 1990 года "Об утверждении генеральной схемы управления городским хозяйством Йошкар-Олы" – принципиально новой – на основе комплексов городского хозяйства и программно-целевого метода: разработки
и реализации адресных комплексных целевых программ, что обеспечило совместную деятельность городской власти и жителей Йошкар-Олы.

27 сентября 1989 года XIV сессия городского совета, после детального серьезного рассмотрения приняла решение
"О неудовлетворительном социально-экономическом развитии города
и задачах трех советов: народных депутатов, трудовых коллективов
и общественности и о мерах по ускорению социального развития города Йошкар-Олы".

Были разработаны и успешно реализовывались 35 адресных комплексных целевых программ: "Ветхое жилье", "Дороги, тротуары, дворы", "Ливневая канализация" и другие.

"О внедрении в дела Совета народных депутатов системы: научных, инженерных принципов и подходов, экономических методов, хозрасчета,
АСУ и компьютеризации";

"Положение о порядке формирования городского территориального фонда долевых средств на жилищное строительство и создание социальной
и коммунальной инфраструктуры в г. Йошкар-Оле на 1989 - 1995 годы";

Утвержден коэффициент комплексности застройки города
Йошкар-Олы – 1,57: 37 % - социальная и 20 % - коммунальная сферы.

Утверждены: обобщающий показатель деятельности всех в городе – городского Совета, городских служб, предприятий и общественности – обеспечение социальной сферой (критерий оценки – обеспеченность объектами социальной сферы к нормативу) и оценочной показатель – показатель социальной эффективности, т.е. воздействие всех принимаемых планов, программ и решений на каждого конкретного человека – жителя города Йошкар-Олы.

Исполком, прогнозируя предстоящий год и обеспечивая управляемость городом и стабильность, программировал свою деятельность, определял
и утверждал приоритетные направления в содержании и развитии
Йошкар-Олы.

1987 год. Год глубокого качественного анализа на основе системного подхода, изучения и осмысления состояния сложного многофункционального хозяйства города и утверждения стратегических направлений деятельности исполкома: создание системы в деятельности исполкома и городских служб; обеспечение научно обоснованного эффективного управления городом.

1988 год. Год реорганизации структуры управления городом
и создания принципиально новой генеральной схемы управления
с упразднением двух районов: Заводского и Ленинского; формирования комплексного подхода в управлении городом на основе разработки
и начала реализации долгосрочных адресных комплексных целевых программ реконструкции и восстановления теплового хозяйства города
(КЦП "Теплосеть – реконструкция") и ликвидации в городе ветхого жилья (КЦП "Ветхое жилье").

1989 год. Год разработки "Научной концепции развития города Йошкар-Олы на основе экономической самостоятельности, самоуправления и системы экономических методов хозяйствования", продолжения реализации целевых программ "Ветхое жилье" и "Теплосеть – реконструкция".

1990 год. Год создания автоматизированной системы управления городом "АСУ - Йошкар-Ола", разработки и практической реализации адресных комплексных целевых программ "Реконструкция дорог"
и "Ливневая
канализация", продолжения реализации целевых программ "Ветхое жилье", "Теплосеть – реконструкция", социальной защиты жителей города, разумной приватизации.

1991 год. Год формирования системы приоритетов в содержании
и развитии города Йошкар-Олы в условиях перехода к рыночной экономике
и практической реализации созданной в предыдущие четыре года системы
в деятельности исполкома и научно обоснованного современного
и эффективного управления городом; завершение реализации целевой программы "Теплосеть – реконструкция"
и продолжение реализаци
и целевых программ "Ветхое жилье", "Реконструкция дорог", "Ливневая канализация", контроля за разумной приватизацией городских объектов.

1992 год. Год изменения структуры управления городом в связи
с введением поста Президента в России и в Марийской АССР – введение должности главы администрации города; создание системы социальной защиты населения города в условиях рыночной экономики, продолжение реализации целевых программ "Ветхое жилье", "Реконструкция дорог", "Ливневая канализация", действенная социальная защита жителей Йошкар-Олы.

 Таким образом, действия исполкома и городских служб в каждом последующем году являются логическим продолжением действий
в предыдущие годы, что создало в эти годы структурно-логическое построение и целевую направленность работы исполкома и городских служб, сформировало меры, предопределившие стратегию и тактику
в деятельности исполкома по содержанию и развитию города Йошкар-Олы.

Это, в свою очередь, гарантировало управляемость городом
и достижение запрограммированных результатов, обеспечивало стабильность в городе Йошкар-Оле в условиях развивающейся урбанизации.

Об этом свидетельствуют цифры: основные показатели социального развития Йошкар-Олы и место, занимаемое городом в СССР и в России, приведенные в монографии "Город".

В те трудные года в Йошкар-Оле совместно работали на единую
цель – повышение благополучия жителей Йошкар-Олы 1015 депутатов:

350 городского совета,

450 Заводского и Ленинского советов,

215 сельских советов,

1711 депутатских формирований и органов общественного самоуправления населения города и 5 сельских советов.

Включая домовые, уличные и сельские комитеты, территориальные
и производственные депутатские группы.

 

 

 

Таблица № 6, стр. 107 книги.

 

табл1

 

Горисполком был самодостаточным органом городской власти – хозяином города – гарантом комплексного гармоничного развития
Йошкар-Олы.

Все это позволило горисполкому, проявив выдержку
в экстремальных политических условиях, эффективно и уверенно управлять городом, несмотря на различные потрясения в общественно-политической жизни страны.

Этому же служило и проведение горисполкомом Дней населения, когда любой житель города Йошкар-Олы без предварительной записи мог встретиться с любым руководителем или специалистом исполкома
и городских служб.

Включая Председателя горисполкома, заместителей Председателя.

Особое направление работы горисполкома в те прошлые –
80е - 90-е годы: социальная защита малоимущих людей.

Меры социальной защиты были многообразными, включая введение талонов на продукты питания – как вынужденная, но крайне необходимая людям мера.

Это введение нормы отпуска товаров одному человеку.

И многие другие социальные меры для поддержки людей в тех непростых условиях.

Минаков Ю.А. пишет в книге "Город":

"Я был Председателем горисполкома города Йошкар-Олы.

Но – прежде всего я был гражданином Йошкар-Олы.

Одним из жителей столицы Марийской АССР – живу среди людей, являюсь одним из них.

Но – на мне лежало тяжкое бремя ответственности за город – за всех жителей города Йошкар-Олы, за все дела в городе.

За всё.

Во время работы Председателем горисполкома у меня был открытый домашний телефон.

И по нему мне звонили.

Такое тогда было время.

Важно было быстро реагировать на все события.

Такими были наши действия.

Действия исполкома – направленные на защиту человека – жителя нашего города – Йошкар-Олы".

 

Листая спустя 20 лет после выхода в свет книгу "Город", читая принятые сессиями и горисполкомом решения, убеждаешься в их актуальности
и сегодня, через два десятка лет – в их перспективности.